Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Святитель Григорий Нисский - творения


Григорий Нисский. Слово на Вознесение

Слово на день, называемый по местному обычаю у каппадокийцев: Επισωζομένη, то есть на праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа

Память: 10 / 23 января

Григорий Нисский (около 335 - 394) - христианский богослов и философ, епископ города Ниссы. Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.

Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века

***

Какой приятный сопутник в человеческой жизни пророк Давид! Мы встречаем его на всех путях сей жизни. Как прилично он применяется ко всем духовным возрастам, приспособляется к всякому разряду стремящихся к совершенству! С детьми по Бозе он вместе играет, с мужами вместе подвизается, юношей руководит, старости служит опорою; всем бывает все: для воинов – оружие, для подвизающихся – наставник, для упражняющихся в борьбе – училище, для победителей – венец; сотрапезник в радости, утешение в печали. Нет ничего в нашей жизни, что лишено бы было этого благодатного участия (пророка). Есть ли какая сильная молитва, которой не содействовал бы Давид? Есть ли какая радость праздника, которой бы не украсил Пророк? Это можно видеть и ныне; ибо и нынешний праздник, как ни велик сам по себе, пророк сделал еще больше, предложив и с своей стороны, приличные предмету оного, слова радости из псалмов. Ибо в одном из них (Пс. 22) повелевает тебе быть овцою, пасомою Богом, и не лишаемою никакого блага, овцою, для которой добрый Пастырь служит всем – и злаком для питания, и водою упокоения, и пищею, и кущею, и стезею, и водительством, распределяя свою благодать соответственно каждой нужде. "Всем этим он научает Церковь, что должно тебе прежде всего быть овцою доброго Пастыря, благим оглашением руководимою к божественным пажитям и источникам учения, дабы спогребстись ему крещением в смерть и не страшиться этой смерти, потому что это не смерть, но тень и отображение смерти; ибо "аще... пойду", – говорит, – посреде сени смертныя, не убоюся" того, что будет со мною, как "зла, яко Ты со мною еси" (Пс. 22: 4). За тем, утешив палицею Духа, ибо Дух есть утешитель, предлагает таинственную трапезу, уготованную "сопротив" демонской трапезе (Пс. 22: 5); ибо демоны стужали человеческой жизни чрез идолослужение; "сопротив" им (предлагается) трапеза Духа. Потом помазует главу елеем Духа и, присовокупив к сему вино, веселящее сердце, производит в душе трезвенное упоение, твердо направив помыслы от временного к вечному. Ибо вкусивший сего упоения переменяет краткую жизнь на нескончаемую, в долготу дней продолжая обитание в доме Божием (Пс. 22: 6).

Даровав нам это в одном из псалмов, в следующем за ним Давид возбуждает душу к большей и совершеннейшей радости. Если угодно объясню вам сокращенно смысл и сего (псалма): "Господня земля, и исполнение ея" (Пс. 23:1 и след.). И так что же странного, о человек, в том, что Бог наш явился на земле и жил с человеками, когда земля есть Его творение и дело? И так нет ничего нового и неприличного в том, что Владыка "во своя" пришел (Ин. 1:11); ибо Он приходит не в чужой мир, но в тот, который Сам устроил, основав землю на морях и соделав ее удобною для течения по ней рек (Пс. 23: 2). Для чего же пришел Он? Для того, чтобы, извлекши тебя из пучины греха, возвести "на гору" (Пс. 23: 3), если для восхождения ты воспользуешься царскою колесницею, то есть добродетельным образом жизни. Ибо нельзя взойти на оную гору, если не будут сопутствовать тебе добродетели; для сего ты должен быть "неповинен рукама", не осквернен никаким лукавым делом, "чист сердцем", не обращаясь душою своею ни к чему суетному, и не измышлять против ближнего никакого коварства (Пс. 23:4). Награда за сие восхождение есть "благословение", Господь дарует таковому назначенную им милость (Пс. 23:5). "Сей есть род ищущих"Его, восходящих на высоту посредством добродетели и "ищущих лице Бога Иаковля" (Пс. 23: 6).

Следующая же часть псалма, может быть, выше и самого Евангельского учения; ибо Евангелие повествует о пребывании Господа на земле и о возвращении его от нас; сей же высокий Пророк, изшед из себя самого как-бы неотягощаемый уже бременем тела и присоединившись к небесным силам, передает нам гласы их, как сии силы, торжественно сопровождая Владыку в его нисхождении, повелевают пребывающим на земле ангелам, которым вверена человеческая жизнь, подъять входы, говоря: "возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы" (Пс. 23:7). И поелику Содержащий в себе все, куда ни нисходит, везде соразмеряет себя с способностию приемлющих, (ибо бывает не только человеком между людьми, но, конечно соответственно тому, и находясь среди ангелов, низводит Себя до их естества), то вратари спрашивают у вестника: "кто есть сей Царь славы?" (Пс. 23:8). В ответ на сие объявляют им, что он есть "крепкий и сильный" (Пс. 23:8), имеющий сразиться с пленившим человеческое естество и сокрушить "имущаго державу смерти" (Евр. 2: 14), чтобы по уничтожении последнего врага возвратить к свободе и миру род человеческий. Опять повторяет теже гласы (Пс. 23: 9–10); ибо таинство смерти уже совершилось, победа над врагами одержана и против них воздвигается победный знак – крест. И снова "возшел... на высоту пленивший плен", давший людям сии благие "даяния" (Пс. 67:19) – жизнь и царство. Снова должны отвориться находящиеся горе врата; в свою очередь торжественно сопровождают его наши стражи и повелевают отверзть Ему горние врата, чтобы в них опять восприять прославление. Но там не узнают Его, облеченного нечистою одеждою (Зах. 3:4) нашей жизни, багряность одеяния Которого (происходит) от точила (Ис. 63:2) человеческих зол. Посему встречают сопровождающих таким вопросительным гласом: "Кто есть сей Царь славы?" За тем (следует) не прежний уже ответ: "крепок и силен... в брани", но: "Господь сил", приявший власть над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во всем, восстановивший все в прежнее состояние творения, Сей "есть Царь славы".

Видите, как Давид увеличил для нас сладость праздника, присоединив собственную радость к веселию Церкви. И так будем, и мы подражать Пророку в том, в чем можно успешно подражать – в любви к Богу, в кротости жизни, в долготерпении к ненавидящим нас, чтобы наставление Пророка было руководством жизни по Боге, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

Григорий Нисский, святитель

Азбука веры

***

Труды святителя Григория Нисского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru