Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Современные Содом и Гоморра


Пастырское попечение о лицах с влечением к своему полу

Мы предлагаем вашему вниманию материал, который хоть и  обращен к православному священнику, в нем упоминается некий отец Георгий и Таинство Евхаристии, однако  явно скомпилирован на основе неопротестантского мировоззрения (с присущей  ему духовной незрелостью и наивностью при рассмотрении причин и путей решения некоторых проблем) и терминологии. По мнению автора основная проблема, стоящая перед одержимыми гомосексуальной страстью  -  это отчаяние и отсутствие надежды на спасение. Возможно, есть и такие… По нашему мнению, большая же проблема состоит в том, что гомосексуалисты, уже полностью порабощенные страстью, или как сейчас "политкорректно" говорят "практикующие гомосексуалисты" КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ПРИЗНАВАТЬ, что творимое ими  - смертный грех, осуждаемый Богом в Священном Писании.

Самое распространенное заявление, которое нам приходится читать в письмах от гомосексуалистов – "я отказываюсь верить в Бога, который осуждает это… мне не нужен такой Бог и/или Церковь", или же в самообмане пытаются доказывать, что "в Библии нет явного осуждения гомосексуализма". Хуже того, немало  содомитов агрессивно отстаивают свои "права" на разврат, и активно навязывают обществу свое извращенное мировоззрение. Тому примеров множество. Так что перед священником будет стоять прежде всего проблема, как призвать содомита к покаянию, к осознанию того, что творимое им тяжкий грех, и только уже после вселять надежду в его спасение, конечно, при определенных условиях.

Впрочем, в целом материал содержит немало полезного  и действительно будет полезен православным священникам.

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

 

Введение

Проблема пастырского душепопечения лиц, имеющих влечение к своему полу, становится сегодня все более актуальной. Согласно статистике, в последние пятнадцать лет наблюдается значительный рост этого явления. Современному священнику необходимо быть готовым к тому, чтобы достаточно мудро и бережно осуществлять душепопечение людей, нуждающихся в пастырской помощи.

Краткая справка. Давайте сначала договоримся о терминах. Гомосексуальность понимается как влечение, направленное на лиц своего пола. У женщин такое явление называется лесбиянством (в статье в основном говорится о мужской гомосексуальности ввиду большей распространенности этого явления, но рекомендации учитывают и проблемы женщин). О тех людях, которые следуют гомосексуальному образу жизни, говорят, что они - геи. Тех же, кто пытается преодолеть свои влечения, геями называть неправильно, поскольку это жизненная позиция, которой они не следуют. Правильнее их называть людьми с влечением к своему полу или гомосексуалами. Люди, вступающие в половой контакт с представителями обоих полов, называются бисексуалами. От гомосексуализма следует отличать трансвеститство (переодевание в одежду другого пола), обычно сопряженное с гомосексуализмом, и транссексуализм. Транссексуализм является более тяжелой формой расстройства, нежели гомосексуализм. Транссексуалы убеждены, что их физиологический пол не совпадает с их ощущениями, и стремятся изменить пол с помощью гормонов и хирургии. Сами транссексуалы считают, что между ними и геями нет ничего общего. Обычно это повышенно ранимые люди, поэтому пастырское попечение о транссексуалах - тема более сложная и деликатная, и она будет освещена в отдельной статье.

Христианин перед лицом гомосексуализма

За последние несколько лет в нашей стране произошли масштабные изменения, затронувшие и пошатнувшие самые глубокие нравственные устои общества. Как реакция на это, у некоторых священнослужителей и мирян сложилось убеждение, что лучший способ бороться с распространяющимся как раковая опухоль грехом - это заклеймить позором средства массовой информации и почаще упоминать в своих высказываниях то наказание, которому подвергнутся нераскаянные грешники. Также они поступают и в отношении гомосексуалистов. Как правило, эти верующие считают, что гомосексуалы находятся где-то за оградой церкви, собираются в отдельных районах города, гей-клубах, а в Церковь заходят незаметно, разве что по праздникам. Тема лесбиянства практически вообще не обсуждается. Однако опыт сайта www.overcoming-x.ru убеждает в том, что во многих церковных общинах есть люди, которые борются с влечением к своему полу. Если численность прихода превышает 50 человек, мы можем ожидать встретить в нем хотя бы одного человека с подобными проблемами. Этих людей не видно, они боятся признаться в своих влечениях, и вынуждены страдать от непонимания и одиночества. Приходится слышать, что верующий человек, активный участник всех начинаний своей общины, не говорит своему пастору или священнику о самой центральной, как ему кажется, проблеме своей жизни, боясь осуждения. Неверующие подростки и взрослые, испытывающие влечение к своему полу, видят в образе Церкви только неприятие и осуждение. "Что Церковь может предложить нам? Изгнать из нас бесов? Сжечь нас на костре?". Они не верят в то, что Господь наш Иисус Христос может исцелить их сердце, потому что им никто не говорил о любви Бога к грешникам, которыми мы все без исключения являемся. Они не верят в то, что могут что-то получить от Церкви, потому что никто не рассказывал им о том, что Церковь знает случаи исцеления от страсти гомосексуализма, как и любой другой страсти ("страсть" от слова "страдание"), и готова открыть для каждого человека путь к обретению целомудрия.

Исполненные ненависти к Церкви, они уходят в мир гей-сообщества, туда, где им предлагают приятие, поддержку и видимость любви. Зачастую, действительно, представители гей-сообщества ведут себя вызывающе и откровенно становятся противниками Бога и Церкви. Однако верующие не должны поддаваться соблазну отвечать ненавистью на ненависть. В наши задачи входит защита семьи и детей от соблазна, оказание, насколько это возможно, помощи страдающим этим недугом, но не увеличение чьих-либо страданий и бед. Своим жестким, а нередко и жестоким отношением мы сами подчас обрекаем некоторых на то, чтобы уйти в гей-жизнь. Ниже предлагаются несколько советов для священников, которые могут оказаться полезными в работе с гомосексуалами.

10 советов пастырю

1. Признать наличие этой проблемы в общественной жизни и создать климат приятия любого человека, каким бы он ни был, для того, чтобы благовествовать ему любовь Христову.

Не правильно было бы делать вид, что проблемы не существует. Безусловно, есть темы, которые требуют пристального внимания, но было бы неправильным обращать все внимание только на них. От проблем, связанных с полом, нельзя отворачиваться. Проблема гомосексуальности - такая же, как проблема блуда, убийства, воровства, лжесвидетельства и пр. Гомосексуальность так же, как и другие страсти, отрывает человека от Бога. И это так же надо показать страдающему от своей страсти и желающему исправления. При доверительном отношении священника человек может раскрыть свою гомосексуальную страсть - на исповеди у некоторых духовников такое было не раз. Более того, они замечают, что человеку не хочется об этом подробно говорить, достаточно понимания, а далее общая работа над собой, вне зависимости от того, какая именно страсть терзает сердце человека. Учитывая, что страдающие от этой страсти внимательно следят за теми мыслями, которые высказывает священник, следует постараться донести мысль о том, что Господь принимает и этих людей как Своих блудных сынов, и готов даровать им Свое прощение и исцеление. То, что гомосексуализм - это ненормально, знают все, поэтому лишний раз сказать об осуждении гомосексуалистов на адские муки означает только еще больше увеличить уныние в сердце и уменьшить шансы на то, что человек когда-нибудь обратится за помощью. Вступать в спор бессмысленно, верующие могут только свидетельствовать о радости иной жизни. Следует стремиться создать климат принятия, поддержки и любви к грешникам, а это возможно только тогда, когда проповедь больше будет строиться на том, что Христос сделал для нас. Рассказать о том, как Он принял блудницу Марию Магдалину, не отверг сборщика податей Матфея, как Он выступал против законнических осуждений блудницы - это правильный путь проповеди. Утверждение веры в возможное исцеление от грехов во Христе - это радость, которую пастырь может принести иссохшему и разбитому сердцу.

2. Выслушать и вселить надежду.

При обращении отдельного человека пастырю, прежде всего, следует внимательно выслушать человека и ободрить его. Надежда - это то, чего так тщетно ищут многие, попавшие в сети зависимости от гомосексуализма. Поэтому уместным здесь будет напомнить слова апостола Павла: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6:9-11). Как мы видим, апостол понимал проблемы гомосексуального поведения и даже транссексуальности (некоторые исследователи полагают, что "малакии" означают именно гиперфеминизированных мужчин).

И апостол не отталкивает грешника, а свидетельствует о преображающей силе благодати Святого Духа. Дух уныния, тревоги стал постоянным спутником сегодняшнего урбанизированного человека, оторванного от родителей, друзей, от естественного обитания в природной среде. Этот дух противостоит Святому Духу, Духу жизни, любви и мира. И именно пастырь Христов должен поддерживать надежду, вселять радость и помогать бороться против разрушительного духа уныния. Вместе с тем, нужно быть реалистом и честно предупредить, что, хотя и нужно стремиться к изменению в т.ч. влечений, однако не для всех это окажется возможным. Можно с уверенностью ожидать лишь того, что взаимоотношения с окружающими перестанут быть поверхностными и приобретут большую глубину, улучшится общее эмоциональное состояние, человек сможет восстановить утраченное целомудрие. При этом, как замечает опытный врач-психиатр и священник о. Георгий Захарченко, "На невозможности преодоления акцентироваться не нужно, ведь невозможное человекам возможно Богу, и это безусловно, только надо человеку открыть себя Богу, а для этого существуют проверенные веками методы борьбы со страстями".

3. Уверить в том, что Бог любит каждого.

Третье, о чем следует напомнить несчастному - это о том, как Бог нас любит. Гомосексуалы не верят в то, что Господь может любить их. Некоторые из них считают, что их чувства настолько порочны, что сама их молитва вызывает у Бога отвращение. И здесь снова нужно привести слова Писания: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Быт.1:26-27) "Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя" (Ис. 43:4). "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии". (Лк. 15:7 и далее притча о блудном сыне). Здесь можно также привести мнение преп. Макария Великого (Добротолюбие, 1 том в рус. пер.) о том, что душа человеческая сотворена по подобию Духа Божия, и человек настолько велик, что превосходит ангелов, может быть другом Божиим, в нем может обитать Сам Господь. Тертуллиан говорит, что когда Бог творил наши тела, Он смотрел на Своего Сына как на образец (это важно упомянуть, поскольку многие гомосексуалисты ненавидят свое тело).

4. Побудить к углублению взаимоотношений с Богом.

Апостол Павел рассматривает гомосексуальность как одну из форм идолопоклонства души, забывшей Бога (Рим. 1:21-27). Поэтому перед пастырем стоит, прежде всего, задача помочь человеку открыть для себя Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа - через молитву, через осознанное чтение Слова Божия, через таинства Крещения, Исповеди и Причастия и жизнь по заповедям Божиим. При обращении человека с проблемами за помощью следует провести полную исповедь за всю жизнь, особо обращая внимание на то, чтобы простить и примириться в сердце со всеми ближними. Причастие Тела и Крови Христовых должно быть частым в меру духовного роста и подготовки. Опыт церковных миссий на Западе свидетельствует о том, что начинать работу с проблемами гомосексуалов следует именно с углубления отношений с Богом. "Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку". (Из "Социальной концепции Русской Православной Церкви", ХII.9.)

5. Вовлечь в общину и предложить служение.

Как пишет о. Георгий, "видятся в основном два  подхода к "этим людям". Для тех, кто не видит проблемы, т.е. когда не созрел еще внутренний личностный конфликт - яркая правдивая информация. Для тех, кто хочет преодолеть - радость общения в нормальной среде (даже подчеркнуто гетеросексуальной) - это может быть православная молодежная община, где совместная деятельность (общественная, церковная, семейная и т.п.) является важной составляющей… само устройство правильной церковной общины - это и есть лучшее средство лечения, как обсуждаемой проблемы, так и многих других". "Кто в христианской семье обычно получает большее благословение от воспитательного процесса - ребенок или родители? Побывав в обеих ролях, могу заверить вас, что родители. Если я служу вам, когда вы испытываете эмоциональную или физическую боль, то кто получает большее благословение, вы или я? Я убежден, что я.

Исцеление гомосексуала, как и большинство других исцелений, обычно будет происходить в среде верующих. Таким образом, благословение получает не только человек, проходящий эту борьбу; оно изливаются на всех, кого Бог использовал в процессе исцеления". Безусловно, поскольку гомосексуализм вырастает на почве искажения взаимоотношений в семье, действенным способом исцеления будет создать для человека "вторую семью", а такой и должна быть настоящая крепкая церковная община. Впрочем, если родители и близкие еще живы, человеку с влечением к своему полу следует попытаться осознать неправильность семейного уклада и наладить отношения с близкими, - это длительный процесс, но он заметно повлияет на возвращение к норме. Кроме того, предложив варианты социально полезной деятельности, можно сместить акценты восприятия действительности, которую гомосексуалы зачастую воспринимают исключительно через призму своих проблем в области пола.

6. Изучить вопрос.

Гомосексуальность самим гомосексуалам кажется явлением неизбывным, изначальной поврежденностью, с которой невозможно бороться. Иногда кажется, что Бог сотворил гомосексуалов такими, или же это последствия первородного греха, как некоторая форма уродства. Опыт психиатрии, однако, подсказывает, что гомосексуальность закладывается в основном в детстве из-за неправильных отношений в семье, а может быть вызвана и опытом изнасилования (особенно в случае лесбиянства). Вместе с тем, известны случаи изменения от гомосексуальности к гетеросексуальности. Сегодня в мире распространено много лживых теорий относительно природы гомосексуализма. Думается, священнику не стоит подробно разбираться в том, почему они неправильны, однако следует внимательно изучить возможную динамику развития гомосексуальности (причины явления, связанные с семьей и окружением) и узнать о наиболее часто встречающихся проблемах гомосексуалов и методах работы с ними. Священнику лучше знать конкретные случаи и методы избавления от страсти гомосексуальности, чтобы не предлагать своему духовному чаду просто воздерживаться или вступить в брак. Зачастую невозможность последовать таким советам только усугубляет ситуацию.

7. Побудить к работе над собой и изменению отношений с ближними.

Гомосексуальность - это всегда лишь верхушка айсберга, маска, под которой скрывается личность взрослого ребенка с большим комплексом неполноценности: закрытого и недоверяющего (неискреннего), слабовольного, болезненно ищущего внимания и одобрения других, привыкшего решать все проблемы не напрямую, а подлаживаясь под людей, исполненного жалости к себе. Эти проблемы тянутся за ним из детства. Девушки также закрыты, но зачастую не позволяют себе быть "слабыми" и стремятся доказать силу своего характера. Как для юношей, так и для девушек характерно, что они не умеют адекватно выражать свои чувства, зачастую стремятся всех контролировать, не умеют дружить, дарить любовь и в особенности принимать ее. Почти всегда они несут в себе громадное бремя вины и отверженности вследствие изнасилования и участия в нечистых практиках, часто подвержены депрессиям или пристрастны к психоактивным веществам. Пастырь должен убедить человека серьезно посмотреть на себя и решиться на то, чтобы в себе что-то менять. Человека следует побудить рассмотреть типичные проблемы гомосексуала или лесбиянки (самовосприятие, чувства, поведение и стиль отношений) и попытаться их проработать. Пастырь редко бывает психологом, он не должен быть им и чаще всего. Психологические проблемы гомосексуала - это обычные проблемы, как мы сказали, взрослого ребенка с большим комплексом неполноценности, и методы чаще всего одинаковые. Наверное, надо разбираться в явлении, чтобы понять и, если возможно, сопереживать человеку, но для выбора метода пастырской работы это несущественно. От пастыря важнее выступить в роли руководителя, быть воплощением крепости, но и не забывать, что уместный юмор позволяет решать многие проблемы. Здесь играет большую роль сама личность священника, его готовность и способность стать истинным духовным отцом человеку с проблемами. Нужно сразу иметь в виду, что работа с невротичными людьми легкой быть не может.

8. Адресовать к специалисту и группам поддержки.

В некоторых случаях все же потребуется поддержка профессиональных консультантов. Следует убедиться в том, что данный психотерапевт использует совместимые с христианством методики и разделяет точку зрения, согласно которой влечение по желанию клиента можно попытаться изменить. Также полезным будет для человека членство в группе поддержки. Вместе с тем, следует предупредить о подстерегающей здесь человека ошибке - заменить веру психологией. Следует постоянно напоминать, что действительное исцеление человека возможно лишь во Христе, а психологические методики являются лишь вспомогательными для обретения душевного здоровья. Как замечает о. Георгий, "есть сомнения, что следует буквально переносить западный опыт преодоления в наши условия и на нашу ментальность. В большинстве случаев там имеются лишь психические и эмоциональные терапевтические приемы, они не знают силу Св. Духа вся немощная врачующую и оскудевающая восполняющую, и акцент делают на внешнем, мы же всегда смотрим вглубь - в сердце, - и начинаем там, и заканчиваем. Эта разница очень существенна. Именно поэтому мы (т.е. наши) и священники и миряне чувствуют и ожидают не внешних изменений, а внутреннего преображения, и именно поэтому так мало разработаны у нас внешние методы, и так богаты мы аскетическими приемами, но это надо понять для желающих преодолеть". Также неправильно будет общаться на глубоком уровне только с пастырем, психологом и группой людей, имеющих сходные проблемы, - это будет означать лишь смену одной закрытости на другую. Нужно всячески побуждать человека с проблемами быть открытым общению со здоровыми верующими людьми.

***

Для тех, кто хочет бороться с гомосексуальной страстью:

***

9. Поручить человека ответственности семейной пары христиан или человеку того же пола, крепко укорененному в вере.

Обучение на примере верующих наставников - вот лучший способ возвратиться к нормальной жизни. Для многих гомосексуалов возвращение к нормальной жизни происходило по мере того, как искренние христиане учили их хорошо забытому в нашем обществе искусству настоящей дружбы. Наставник может и не знать проблем с половой ориентацией своего подопечного (однако для самого гомосексуала будет полезнее открыть свой недуг близким людям, которым он доверяет, - это важный шаг на пути к искренности и смиренному признанию своего несовершенства).

10. Не лечить, а заниматься профилактикой.

Однако, как говорит о. Георгий, "самой главной задачей я вижу все же не преодоление, а профилактику - воспитание МУЖЧИНЫ, защитника семьи, Церкви и отечества (Так же и ЖЕНЩИНЫ). Эта задача должна иметься в виду во всех мероприятиях и проектах, т.к. есть основа для правильной ориентации. Об этом можно долго и подробно…" В этом он согласен с последним руководителем европейского отделения миссии для экс-геев Exodus Грэмом Хазеллом, который говорит: "Из того немногого, что я знаю о ситуации в вашей стране, я бы сказал, что целевая аудитория семьи и подростков - основная, которую нужно достичь. Предотвращение через образование, противодействие неправдам этого мира будет иметь самое большое влияние. Те, кто уже в этом стиле жизни, придут к вам, если они узнают правду или хотят чего-то лучшего". И действительно, сегодня самая насущная задача - заняться просветительской работой с семьей. Устраивать беседы по проблемам воспитания детей, особенно в неполных и второбрачных семьях, из которых наиболее часто выходят люди с проблемами. Разработать и предложить формы досуговой деятельности (походы и пр.), которые бы способствовали социальной адаптации подростков с проблемами. Лучше, когда в этих походах и прочих сборах находятся не более 1-2 человек со схожими проблемами, чтобы мероприятия не превратились в место для культивации своих глубоких и тяжелопреодолеваемых чувств. Также следует по возможности привлекать взрослых мирян и студентов для работы с такими детьми. Социальное служение больше дает душе человека, чем даже занятия академическим богословием, общение в Интернете или членство в движениях с неясными целями. Хотелось бы надеяться, что и наши духовные школы обратят внимание на данный вопрос, и в их программу будут введены психологические дисциплины, в особенности, психология развития личности и основы клинической психологии, будут разработаны курсы, объединяющие основы православной аскетики с современными знаниями по психологии.

Владимир Кудояров
Преодоление Х - 17.03.2004.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Современные Содом и Гоморра"

 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru