Дневник виссарионовки, не кормившей
сына: как смерть двух мальчиков стала началом конца
секты "Церковь Последнего Завета"
Ульяна Скойбеда разобрала дневник
виссарионовки, чей ребенок умер в секте...

Настя К., ребёнок которой, как подозревали, умер от
голода
30 июня в Новосибирске осудили Сергея
Торопа, создавшего секту Церковь Последнего Завета,
разрушающую семью, развращающую несовершеннолетних и
наносящую тяжкий вред здоровью граждан. Наш обозреватель
Ульяна Скойбеда побывала в Красноярском крае и узнала,
как живет община Виссариона после приговора - а сегодня
мы вспоминаем, как начиналось это уголовное дело. С двух
маленьких мертвых мальчиков…
***
Полный цикл статей Ульяны Скобейды о
том, как живет секта Виссариона после осуждения этого
мошенника:
***
Мальчишечка махонький
- Мать - дура, молока ребенку не давала
– это что, Церковь виновата? – громогласно спрашивает
длинноволосый байкер, с ног до головы затянутый в черную
кожу. – Он родился у нее слабый, он бы не выжил. Это не
мы решили, здесь, знаете, сколько, кроме нас, сил? –
байкер показывает пальцем вверх, садится на мотоцикл у
сельпо и уезжает.
Я в Черемшанке Курагинского района, в
центре секты виссарионовцев, в которой произошла детская
смерть. Все не по-сельски одетые граждане здесь –
адепты, или, как говорят местные, паломники, и
эзотерические разговоры среди них не редкость, а
правило.
Местные православные бабушки, впрочем, в
чем-то с байкером согласны:
- Мальчишечка был такой махонький, как
кукла, Настюха* все его на руках таскала, я говорю: "Дай
полечу, поговорю над ним", - а он лазит по ней… Чем она
кормила-то его, у ней ни титек, ни коровы, ни козы! Сама
одну капусту ела, она его выкармливала на капусте! Один
раз я подошла, в коляску заглянула: ну, ненормальный…
31 января 2017 года в Курагинскую
районную больницу привезли девятимесячного Матвея
Нагорного*, младенец был в жару и его рвало, при осмотре
мальчик умер. Причину смерти поставили – острый
эксудативно-продуктивный энтероколит, то есть воспаление
кишечника, осложненное резким сокращением объема крови,
отеком мозга и легких на фоне белково-энергетической
недостаточности, дефицита массы тела. Самое простое
объяснение такой картины - ребенка заморили голодом, и
он не справился с кишечной инфекцией.

Курагинская больница, где умер Матвей
Виссарионовцы в Курагинском районе были
неподсудны, даже сообщения об изнасиловании
несовершеннолетних не шли дальше старост деревень. Вот и
в этом вопиющем случае уголовное дело возбудили только
через год, 6 февраля 2018 года, когда по паломническим
деревням стали кружить московские опера, собирая
материал и примериваясь, как лучше прищучить секту.

Постановление о возбуждении уголовного
дела
Еще через несколько месяцев к родителям
зашли с обыском, изъяли огромное количество
виссарионовских газет, книжечек и записей лекций
(особенно впечатляет брошюра "Огородные нормативы
черемшанской семьи", показывает, как все было
регламентировано в секте) - и отдали на экспертизу.
Следствие выясняло, отказались ли Настя
и Владимир Нагорный* от надлежащего кормления ребенка
вследствие своих религиозных убеждений?

Муж Насти, отец умершего от голода
Матвея
Кто виноват, мама или религия?
Заморочки этой секты с питанием давно
известны: виссарионовцы не едят мяса и рыбы, а ранее у
них были запрещены вообще все белковые продукты
животного происхождения. Врачи Курагинской больницы дали
показания о дистрофичных детях, беременных женщинах с
дефицитом гемоглобина и младенцах, отстающих в развитии
на растительной смеси, которых им привозили из тех
деревень. Одного малыша доставили в тяжелом состоянии на
пятые сутки после родов: у матери не было лактации, и
пять дней новорожденный не ел, у него не было ни стула,
ни мочи… То есть, недокорм в общине – явление не то,
чтобы редкое.
Секта, разумеется, выдвинула
противоположную версию.
- У этих родителей были своеобразные
представления: рожали они дома, ребенка за все время
приносили на осмотр пару раз, кормили только грудью до
девяти месяцев, а сама мама занималась даже не
вегетарианством, а сыроедением, там изначально молока
было мало, - рассказывала мне врач Черемшанского центра
общей семейной практики, последовательница Церкви
Последнего Завета Марина Крыж (все врачи в
виссарионовских деревнях – виссарионовцы).

Последовательница врач Марина Крыж утверждала: мама
сама виновата
По словам Крыж, другие верующие
приходили к горе-матери и пытались вразумить ее: "Настя,
надо давать прикорм, коровье молоко", - бесполезно.
Когда ребенок заболел, Крыж доставила его в Курагино на
"скорой помощи", но было поздно…
Словом, вы поняли, секта не причем,
странная мамаша действовала по собственному почину.
Верные адепты
О родителях известно мало: Настя из
Тольятти, Володя из Луцка, с Украины, оба в секте с
начала 2000-х, оба верные виссарионовцы: на странице у
Насти фотография, где она прыгает на батуте на горе
Сухой, в так называемой Небесной Обители общины, у
Владимира – фото тамошней церкви. Да и то, что молодые
жили в Черемшанке, где люди селились только с разрешения
Виссариона, говорит о многом…

Настя прыгает на батуте на горе Сухой, в
так называемой Небесной Обители общины

Красоты секты со страниц родителей: церковь в
Небесной Обители и Символ Веры в Городе Солнца
Я передала Насте просьбу об интервью,
она ответила, что говорить с журналистами ей "запретили
горцы", то есть, живущая на Горе правящая элита секты.
Зато в мои руки попали выдержки из
дневника Насти с комментариями религиоведа Ларисы
Астаховой, доктора философских наук, проводившей ту
самую экспертизу идеологии Церкви Последнего Завета по
заказу следствия. И этот документ лучше всего
характеризует, что происходило в секте.

Постановление о религиозной экспертизе
Документ о том, как ломали человека
2001 год. Настя знакома с идеологией
секты, но она еще молодая девушка и живет в своем
городе:
"Хочу любви, хочу страдать, хочу любимой
быть… Почему так грустно? Чего-то не хватает или
кого-то. Внимания, ласки… Недовольна жизнью. Необходимо
послушание, читать "Последний Завет" (главную книгу
секты, - Авт.)…
2003 год, Настя побывала в Курагинском
районе:
"Благодарю тебя, Господи, за жизнь, за
родителей, за друзей, за утро, за поездку в Сибирь, за
то, что узнала Истину, за веру мою, за то, что увидела
Сына твоего, Виссариона... Мы едем домой. Какая грусть.
Какая надежда" (видимо, вернуться. И Настя возвращается,
- Авт.).
2003-2004 год:
"Мир прекрасен, только мы не видим
этого. Мы ходим с закрытыми глазами. Оторвись от суеты,
посмотри на небо, на звезды, на лес, на реку. Ведь это
наш настоящий мир. Наш настоящий дом, в котором мы
должны жить. А не искусственные холодные и мертвые
лабиринты городов, в которых сейчас живет человек. Мы
лабораторные крысы, которые не могут выйти из этих
искусственных условий, привыкшие к благам цивилизации.
Я хочу узнать сказку, я хочу научиться
делать сказку.
Мне надо постараться не растерять то,
что я накопила во время пребывания на Горе (в сердце
секты, в тайге, где живет Виссарион, – Авт.). Надо
полностью отказаться от белка… сахар заменить
сухофруктами, следить за объемом потребляемой пищи…
молитва, молитва. Не забывать молиться. Чаще сливаться с
Учителем" (закрывать глаза и представлять Виссариона,
ежедневный ритуал в секте, – Авт.).

Настя радовалась, что, уйдя в секту,
может жить в гармонии с природой
Январь 2012 года. Настя давно живет в
секте и заполняет дневники "тайными знаниями", которые
дают в таких организациях, чтобы поддержать в адептах
чувство превосходства над другими людьми: это служит
барьером для выхода в обычную жизнь:
"Я волшебник, живу в иллюзорном мире и
могу изменять этот мир, подключив свою волшебную картину
мира. Предположим, что передо мной появилось
препятствие. Я вспоминаю, что я волшебник и подбираю
новую маску. В результате окружение сигнализирует: "Все
о`кей!", - препятствие исчезает" (вариант некогда
модного "позитивного мышления" типа: "Я буду улыбаться и
меня не собьет машина", - давно опровергнутая ложная
психотехника, – Авт.).
2014 год:
"Народные рецепты: вши + зерно - от
эпилепсии, блохи – от обморожения, цветная монарда –
анти плесень" (не спрашивайте. Умственное состояние
адептов секты - без комментариев, – Авт.).
2014 год. У автора явный внутренний
конфликт:
"Прости меня, Господи, что в голове моей
ропот на судьбу мою. Прости меня за то, что я недовольна
собой…"
И тут же, на следующей строке:
"Спасибо, Господи, что я родилась
женщиной! Спасибо, что моя семья полная, что я здоровая
и привлекательная… что живу на Земле Обетованной…"

Володя Нагорный не смог составить счастья жены
Снова без перерыва:
"Прости меня, Господи, что я обижаюсь на
судьбу свою, что требую от жизни больше, чем мне
уготовано, что боялась быть женщиной… Я – женщина. Я
легкая. Я нелогичная. Я чувствительная… я позволяю себе
стать слабой…"
Здесь пора объяснить, что женщина в
культе Виссариона – существо отчетливо второго сорта,
которое должно "смиренно подчиняться", "не возражать",
"признавать ошибку, даже если и не виновата" - и делать
все это с радостью, наслаждаясь служением мужчине.
Сильной натуре, чтобы начать думать так, надо сломать
себя, и дестабилизация психики Насти нарастает. Эксперт
отмечает показательную запись: "Я прощаю свою маму за
то, что она мало мне подарила своего тепла. Я разрешаю
ей быть такой, какая она есть. Я позволяю ей кричать… я
разрешаю ей делать глупые и нелогичные поступки", - в
конце которой измененным почерком дописано: "Благодарю
тебя, Господи, что у меня хорошие родители".
"Смиренно убирать за свиньей"
Без даты:
"Я – сгусток Единой семьи
(виссарионовская деревня живет одной семьей, на
собраниях там прорабатывают все вопросы, вплоть до
интимной жизни адептов, – Авт.). Я ответственна за
энергийную среду. Чего я не должна делать: упрекать мужа
и делать ему замечания, когда он начинает мусорить. Я
должна молча и спокойно убраться за ним. Я должна
смиренно воспринять его неряшливость и свинство. Не
показывать даже видом свое неправильное отношение к
нему".

Муж Насти, Володя, родом из города Луцка
Ниже, красивым почерком:
"Виссарион, Благодарность,
Благодарность, Благодарность".
Содержание мыслей автора в этот момент
уже полностью подконтрольно, считает эксперт, критика
подавлена, логика расстроена, самооценка снижена. В
результате тотального разрушения привычных схем мышления
и внедрения новой логики, у Насти развивается
симптоматика психотравмы: постоянное чувство тревоги,
страха, бессилия, зависимости, присутствуют непрерывные
скачки настроения, раздражение, ощущение потерянности,
безысходности и тоски.
Январь 2017 года:
"Безвременье! Соглашаться во многом с
мужем. Просто говорить: "Да!". Победить обиду к мужу...
чаще читать молитву во время кормления грудью… учиться
разговаривать с мужем… спокойно реагировать на кота…
выработать спокойную реакцию на кота. ЗАКОРМИТЬ КОТА!
Материальная сторона: дописать конспект,
провести антипаразитарную программу, сделать кормушку
для птиц… ЗАКОРМИТЬ КОТА! Слушать и учиться
проговаривать настрои… есть в спокойном состоянии…
Молиться! Перестать бичевать себя…
Моя цель – рождение сына Матвея в
здоровом теле в нашей семье (напоминаем, ребенок уже
есть, ему 8 месяцев, и он нездоров, – Авт.). Что надо
делать? Поправить свое здоровье… полюбить Володю от
всего чистого сердца… создать настоящую семью…"

Настя К. стала виссарионовкой и потеряла сына
Далее идет аутотренинг:
"Восстанавливаю свое здоровье… Мое тело
молодое, здоровое, чистое… Я радуюсь жизни… Я люблю
своего мужа, мы вместе. Мы семья. В моем сердце любовь!
Да будет так…
Сила воли. Я на это способна! Я способна
управлять своей жизнью. Я способна сама себя лечить. У
меня есть силы себя лечить. Я верю в свои силы! Я верю в
свою Силу!"
Тут прорывается искреннее:
"Почему я терплю неприятные моменты от
других людей? Потому, что это для них (него)? Почему не
хочу делать радость другим? Я не хочу дарить себя. Я не
хочу, чтобы мной пользовались…"
Эти записи, по мнению эксперта
Астаховой, говорят о том, что женщина находится в
полнейшем психологическом кризисе, на который, возможно,
наложилась послеродовая депрессия. Итог известен.
Признание
Дневник после смерти мальчика
продолжается: "Внутри страх и боль… Страх нарушить
истину (испортить карму)... Чего я хочу для себя?
Удовлетворение жизнью. Радость, любовь, восторг… жить
осознанно, в Общине… в окружении единомышленников, чтобы
дети жили в чистых условиях природы… Муж – последователь
Учения Виссариона!!! Я сильная Ведьма. Мои мысли и
образы сильны. Что мне делать? Создавать ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
образы...", - и: "ПОСЛУШАНИЕ. Почему я непослушная,
сопротивляюсь? Что мешает быть послушной? Что нужно
сделать для того, чтобы согласиться с тем, что я ничего
(зачеркнуто, – Авт.) мало знаю и умею? Просто так любовь
мне не дадут. Любовь надо заслужить…", - что ясно
говорит: трагедия в Насте ничего не изменила, секта для
нее по-прежнему сверхценность и сверхцель, а логика
женщины совсем уехала.
Но невозможно перестать перечитывать
самую страшную строчку дневника за 9 января, когда
Матвей доживал последние дни: "Не исполняются мои
желания, реальность не по мне. Не хочу желать, апатия. Я
ничего не кормлю, ни себя, ни кота, ни ребенка…"
Дался же женщине этот кот…
Итог
Религиозная организация была
ликвидирована
Честно скажу, я не знаю, как после
такого признания дело закрыли и Настю признали
невиновной. Версия только одна: женщину и не хотели
наказывать, понимая, что она сама жертва, и целью был
именно обыск с прицелом на организацию.
В 2018-м году в общине умер еще один
ребенок, от пневмонии, и секта, как и в случае с
Матвеем, отрицала свою вину и обвиняла родителей: якобы
это они вовремя не обратились в больницу. Стоит ли
говорить, что, по оперативной информации, адепты как раз
спрашивали разрешения на госпитализацию сына у
Виссариона, но не дождались…
В общем, в секте было два мертвых
мальчика. Одного не кормили, другого не лечили.
Родителей этого второго малыша тоже проверили и
отпустили.
Но ничего не пропало даром. Экспертиза,
сделанная по изъятой у двух семей литературе, позволила
прокуратуре обратиться в суд, и религиозная организация
"Церковь Последнего Завета" была ликвидирована.
Допрошенные в ходе уголовных дел о смерти детей
свидетели стали потерпевшими от секты Виссариона.
Ульяна Скобейда
Комсомольская правда - 25.09.2025.
*Данные, имеющие отношения к
несовершеннолетнему, по закону, изменены.
|