Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Преподобный Лонгин Коряжемский


Преподобный Лонгин Коряжемский

Память: 10 / 23 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице (Собор Вологодских святых и Соборе архангельских святых)

Лонгин Коряжемский († 10.02.1540), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии), основатель и игумен Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыря (ныне Котласский р-н Архангельской обл.).

Преподобный Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX - нач. ХХ века

Основным источником сведений о святом является "Сказание о зачале великого чюдотворца Николы Коряжемского монастыря и о началнике игумене Логине, како прииде на усть реки Коряжемки и нача здати обитель сию во имя великаго светителя и чюдотворца Николы архиепископа Мирикийских и о преставлении преподобнаго отца нашего игумена началника Логина и о чюдесех его".

Ранний список (ВОКМ. № 2151. Л. 21-57, 70-е гг. XVII в.; опубл.: Власов. 2011. С. 26-51) является автографом еп. Вятского и Великопермского Александра († 17 дек. 1678), рукопись принадлежала б-ке Коряжемского монастыря. Поздний список (НМРК. № 4117, нач. XIX в.) создан иноком Александрова Невского монастыря Иннокентием, до 1924 г. хранился в б-ке Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря (опубл.: Сказание о зачале Николо-Коряжемского монастыря. 2013. С. 475-482). Фрагмент "Сказания..." (рассказ о перенесении мощей Лонгина), текстуально близкий к списку НМРК. № 4117, воспроизведен в "Доношении из Архангелогородской епархии" с рапортом наместника Коряжемского монастыря иером. Илариона, присланном в Синод в 1746 г. в качестве ответа на указ от 7 дек. 1744 г. имп. Елизаветы Петровны "о мощах несвидетельствованных святых" (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а)).

Преподобный Лонгин Коряжемский. Шитье, тверская школа. Атлас, холст, шелковые, серебряные и золотые нити, 1658

Преподобный Лонгин Коряжемский. Шитье, тверская школа. Атлас, холст, шелковые, серебряные и золотые нити, 1658

Создание "Сказания..." исследователи относят ко 2-й пол. XVII в. и связывают с пребыванием в Коряжемском монастыре еп. Вятского Александра, который был пострижеником обители, а в 1643-1651 гг. стал ее игуменом; в 1674-1678 гг. он проживал в монастыре на покое после оставления епископской кафедры (Власов. 2011. С. 10-14). Автор "Сказания..." излагает краткие данные о жизни Лонгина и 7 посмертных чудес, последнее из к-рых датируется 1678 г. Рассказ об устроении Коряжемской обители зафиксирован также в летописце г. Сольвычегодска (РНБ. Q.I. № 835. Л. 31 об.- 39 об., сер. XVIII в.) и в "Истории города Соли Вычегодской древних и нынешних времен", составленной в 1789 г. чиновником городского магистрата и 1-м историком г. Сольвычегодска А. И. Соскиным (1761-1822) (РНБ. Q.IV. № 403. Л. 167-182).

Существует виршевая "История о святом игумене Логгине...", к-рая известна в 2 списках нач. XIX в.: НМРК. № 4117; ГАВО. ВУФ. № 3647. Поскольку в тексте сказано, что "История..." создана "усердием графов Строгановых господ", можно предположить, что она была написана после 1761 г. (в этом году А. С. Строганов возведен в графское достоинство, с 1722 Строгановы имели титулы баронов). Установлено текстуальное сходство "Истории" и виршевой редакции Жития Никодима Кожеезерского (Рыжова. 2005. С. 228-230). Создание текста приурочено к празднованию дня Св. Троицы и, возможно, было произнесено в форме "речи" или "слова" Устюжским еп. Лаврентием (Горкой) по случаю его прибытия в Коряжемский монастырь (Власов. 2011. С. 24-25; опубл.: Рыжова. 2005. С. 234-235; "История о святом игумене Логгине...". 2013. С. 483-484).

Биография и почитание

"Сказание..." сообщает, что Лонгин "прииде из Верховьских градов" на р. Коряжемку с иконой Животворящего Креста (ВОКМ. № 2151. Л. 21-22). Согласно описаниям, на нижнем поле иконы находилась надпись: "Лета 7043 (1535)", а на оборотной стороне - "Крест Христов Павловы пустыни" (Верюжский. Вологодские святые. С. 476). Исходя из текста надписи, исследователи предполагают, что Лонгин нек-рое время подвизался в Павловом Обнорском монастыре и пришел на р. Коряжемку в 1535-1540 гг. (Власов. 1995. С. 39). Поскольку свой монастырь святой создавал вместе с прп. Симоном Сойгинским, выходцем из Усолья (ныне Сольвычегодск) (Верюжский. Вологодские святые. С. 487-488), более обоснованным представляется отнести основание обители к периоду с 1537 г. (известно, что Симон покинул Комельский монастырь после преставления прп. Корнилия Комельского 19 мая 1538) по 16 сент. 1539 г. (дата основания Сойгинской Преображенской пуст.) (Там же. С. 478, 488-489).

Лонгин с Симоном построили часовню и келью, а затем деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Согласно Сказанию о Христофоровой пуст., написанному еп. Вятским Александром (РНБ. Q.XVII. № 142. Л. 86, XVII-XVIII вв.; опубл.: Власов. 2011. С. 76-129), в Коряжемском монастыре жил еще 1 ученик Лонгина - прп. Христофор († 25 июля 1572), основавший в 1543-1551 гг. пустынь в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" (Власов. 2011. С. 74-75), к-рая в кон. XVI в. была приписана к Коряжемскому монастырю.

Лонгин стал игуменом созданной им обители; был погребен около лестницы, ведущей на паперть Никольского храма (ВОКМ. № 2151. Л. 27). В 1566 г., после чудесного явления святого больному устюжскому воеводе, к-рого "Сказание..." называет кн. Владимиром, состоялось обретение мощей Лонгина Прибыв в Коряжемский монастырь, воевода приказал поместить мощи близ сев. стены Никольской ц. Над мощами устроили "палатку" (часовню). В связи с этими событиями был составлен тропарь Лонгину и установлен день его памяти (10 февр.) для служения панихид у гробницы святого. О том, что у гроба Лонгина пели только панихиды, неоднократно упоминается в тексте "Сказания..." (Чудо 1, 2, 6). Служба Лонгину появилась не позднее 70-х гг. XVII в. (ВОКМ. № 2151. Л. 1-20; здесь же помещен текст молитвы святому, он дописан почерком XIX в.); ее создание связывают с именем еп. Александра (Верюжский. Вологодские святые. С. 486; Власов. 2011. С. 15-16; изд.: Там же. 2011. С. 675-680).

Чудо 1618 г. фиксирует формирование иконографии святого: в день памяти Лонгина во время панихиды святой явился старцу Иродиону: "...видел… мужа седа, а браду имея среднюю круглу, в риза стояша святолепна и ризы на нем многоценны… дороги и светлы, а сам образом светообразен, постным лицем…" (ВОКМ. № 2151. Л. 33 об.- 35 об.). В 1658 г. М. И. Строганова и ее сын Ф. П. Строганов пожертвовали покров с изображением Лонгина на гробницу святого; на полях гладью были вышиты тропарь, кондак, летопись о святом и перенесении его мощей (Искусство строгановских мастеров: Кат. выставки. М., 1991. С. 148. № 95; пелена хранится в Сольвычегодском историко-художественном музее, № 600-п).

По благословению и на средства еп. Александра 9 мая 1665 г. была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая, храм освящен накануне дня памяти Лонгина - 9 февр. 1671 г. (В каноне святому, составленном еп. Александром, сказано, что Лонгин посвятил свой храм празднику Благовещения). Место погребения Лонгина оказалось внутри новой церкви, у сев. стены, над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой и покровом, подаренным Строгановыми (НМРК. № 4117. Л. 208 об.).

В 1746 г. мощи Лонгина находились в Благовещенском соборе монастыря под спудом, над ними стояла гробница, покрытая атласным покровом с вышитым образом святого; на гробнице хранилась икона Животворящего Креста Господня, принадлежавшая Лонгину (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а). Л. 28 об.).

18 марта 1872 г. по случаю разборки ветхой Благовещенской ц. раку с мощами Лонгина перенесли в теплую Спасскую ц. и поставили близ сев. стены, за левым клиросом. В нач. XX в. новая, бронзовая посеребренная рака, покрытая пеленой с шитым во весь рост изображением Лонгина, была устроена в новом Благовещенском храме близ иконостаса, в углублении сев. стены. На гробнице лежала древняя икона Животворящего Креста Господня, около раки в особом футляре хранились холщовая фелонь и власяница преподобного. У сев. входа в храм располагалась каменная пристройка, в к-рой была устроена гробница еп. Александра Вятского (Православные рус. обители. 1909. С. 83-84).

Местная канонизация святого состоялась 25 февр. 1821 г., когда по указу имп. Александра I Вологодский и Устюжский еп. Онисифор (1814-1827) благословил вместо панихид совершать молебны святому, а гробницу над мощами Лонгина украсить золоченой резьбой и балдахином с "сенью" (НМРК. № 4117. Л. 208 об.; Рыжова. 2005. С. 218-219).

В 1903 г. имя прп. Лонгина было внесено в "Верный месяцеслов" под 10 февр. В 1907 г. был построен каменный храм во имя прп. Лонгина Коряжемского; над колодцем, по преданию выкопанным Лонгином, была устроена каменная часовня (Православные рус. обители. 1909. С. 83-84).

В 1927 г. монастырь был закрыт. На его территории устроили детский дом, к-рый позже сменило управление треста "Котласбумстрой". В годы Великой Отечественной войны здесь находился штаб Котласского аэросанного училища. В 1988 г. церковный комплекс бывшего монастыря был передан Коряжемской правосл. общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. В 2000-х гг. на территории монастыря обнаружили древний колодец; ныне здесь служат молебны.

Елена Рыжова

Православная энциклопедия

Использованная литература

Верный месяцеслов. 1903. С. 9;

Описание о российских святых. С. 154;

Сказание о начале Николо-Коряжемского монастыря и игумене Логгине / Подгот. текста: А. Н. Власов // Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 417-427;

Соскин А. И. История г. Соли Вычегодской / Подгот.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997;

Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий // Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 234-235;

Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 26-51;

Сказание о зачале Николо-Коряжемского монастыря и игумене Логгине / Подгот.: А. Н. Власов // Памятники письменности в хранилищах Респ. Коми: Кат.-путев. Сыктывкар, 2013. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XV-XX вв. в собр. Нац. музея Респ. Коми. С. 471-482;

"История о святом игумене Логгине началнике Коряжемския святыя обители в стихах" / Подгот.: А. Н. Власов // Там же. С. 483-484;

Житие Александра, еп. Вятского и Великопермского / Подгот.: А. Н. Власов // Там же. С. 485-486.

Верюжский. Вологодские святые. С. 475-486;

Прп. Логгин Коряжемский. Великий Устюг, 1903;

Лихачев Н. П. Библиотека Коряжемского монастыря за 1586 г. // Библиограф. СПб., 1889. № 3. С. 86-87;

Голубинский. Канонизация святых. С. 520;

Верещагин А. С. Из истории Вятской иерархии: Первый епископ Вятский Александр (1658-1674) // Тр. Вятской УАК. 1909. Вып. 2. Отд. 3. С. 7-8;

Православные русские обители / Сост.: П. П. Сойкин. СПб., [1909]. С. 82-85;

Савич А. А. Главнейшие моменты монастырской колонизации русского Севера XIV-XVII вв. // Сб. Об-ва исторических, филос. и соц. наук при Пермском ун-те. 1929. Вып. 3. С. 47-116; Власов А. Н., Бубнов Н. Ю. Александр Вятский - писатель и книжник XVII в. // ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 375-380;

Власов А. Н. О памятниках устюжской лит. традиции XVI-XVII вв.: (Создатели и составители нек-рых лит. произведений Великого Устюга и Соли Вычегодской) // КЦДР. 1991. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. С. 313-343; он же. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 39-45;

Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 9-54, 665-682, 713-720, 770-771;

Попов В. А. Сольвычегодская старина / Ред.: А. Н. Власов // Сольвычегодская старина: Мат-лы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 59-200;

Низов В. В. К биографии Александра Вятского // Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996. Т. 1. С. 32-44; Преподобные Лонгин и Христофор Коряжемские и их жизнеописание. СПб., 1998;

Суворова С. И. Пролилась кровь христиан // Архангельский епарх. вестн. 2003. № 11. С. 15; 2004. № 2. С. 13;

Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий // Русская агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 217-235;

Завойская Н. Е. Александр, еп. Вятский: Мат-лы к биографии. Вятка, 2008; Безроднов В. С. Вкладная и кормовая книги Коряжемского Никольского монастыря // ВЦИ. 2011. № 1/2. С. 56-116;

Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском монастыре во 2-й пол. XVI в. // Ярославский пед. вестн. Сер.: Гуманит. науки. 2012. № 1. С. 331-334.  

***

Молитва преподобному Лонгину Коряжемскому:

Акафист преподобному Лонгину Коряжемскому:

Канон преподобному Лонгину Коряжемскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Лонгине Коряжемском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2025

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru