Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Преподобная Евфросиния Московская


Евдокия Димитриевна

Память: 17 / 30 мая, 7 / 20 июля

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Икона. XVIII в. (частное собрание) (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 7.06.1407, Москва), преподобная (пам. 17 мая, 7 июля, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 августа - в Соборе Московских святых), великая княгиня Московская, дочь Суздальского и Нижегородского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича и великой княгини Анны (именование ее Вассой в Никоновской летописи и в некоторых синодиках неверно), супруга вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского, основательница московского в честь Вознесения Господня женского монастыря в Кремле. Главными источниками сведений о жизни Евдокии Димитриевны служат известия раннего московского летописания, завещание вел. кн. Димитрия Иоанновича и "Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго", дошедшее в составе "Книги степенной царского родословия" нач. 60-х гг. XVI в. (12-я степень, главы 14-20). Составитель "Въмале сказания" использовал летописные известия и устную традицию о Евдокие Димитриевне, сохранявшуюся в Вознесенском кремлевском монастыре.

Преподобная Евфросиния Московская (в крещении  - Евдокия). Икона,  XVIII века

Преподобная Евфросиния Московская (в крещении  - Евдокия). Икона,  XVIII века

Самое раннее известие о Евдокие Димитриевне относится к 1366 г. 18 янв. этого года 16-летний московский кн. Димитрий женился на Евдокие Димитриевне, что означало заключение союза между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, правители которых до этого вели борьбу за Владимирский великокняжеский стол, доставшийся в итоге московскому кн. Димитрию. Свадьба состоялась в Коломне (возможно, это связано не только с обычным для XIV в. частым пребыванием московского князя в своем владении, но и с тем, что старшая сестра Евдокии Димитриевны тогда же была выдана замуж за коломенского наместника М.В. Вельяминова; кроме того, в 1365 Москва сильно пострадала от "мора" и пожара).

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ)

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ)

Венчал Димитрия и Евдокию Димитриевну, вероятно, Коломенский еп. Филимон, по преданию, зафиксированному в 1843 г., в ц. Воскресения - домовом храме великокняжеского двора. Совр. здание храма относится к XVI-XVIII вв., однако деревянный храм на его месте, согласно археологическим данным, существовал уже в 1-й пол. XIV в. За 22 года супружеской жизни Евдокия Димитриевна родила 12 детей, в т. ч. 8 сыновей (трое умерли в младенчестве).

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ГИМ)

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ГИМ)

В 1368 и 1370 гг. Евдокия Димитриевна вместе с мужем пережила осады Москвы литов. и тверскими войсками. О ее жизни во время княжения Димитрия Донского сведения сохранились по преимуществу в повестях о событиях нач. 80-х гг. XIV в. В летописной повести 1-й пол. XV в. о Куликовской битве говорится, что, отправляясь в поход против Мамая, вел. кн. Димитрий оставил Евдокию Димитриевну с сыновьями в Москве, она молилась в церкви "день и нощь" и "нача сугубы милостыни творити". В "Сказании о Мамаевом побоище" (нач. XVI в.) рассказывается, как Евдокия Димитриевна с женами бояр, плача, провожала мужа в поход и как вместе с ними молилась Богу, прося о ниспослании победы. По свидетельству Новгородской IV и Софийской I летописей (1-я пол. XV в.), Евдокия Димитриевна с детьми (в т. ч. с новорожденным Андреем) в авг. 1382 г., когда к Москве приближались войска хана Тохтамыша (при котором находились и родные братья вел. княгини), уехала с мужем в Кострому.

В "Слове о житии и преставлении вел. князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго" говорится о счастливой и благочестивой семейной жизни Евдокии Димитриевны Этот памятник содержит литературно обработанный плач вел. княгини над телом скончавшегося Димитрия и слова умирающего, обращенные к супруге: "Ты же, драгая моя княгини, буди чадом своим отець и мати". Эти слова находят полное подтверждение в тексте завещания Димитрия Донского (ДДГ. № 12), составленного незадолго до смерти, в апр.-мае 1389 г., которое начиналось словами, свидетельствовавшими о большом доверии вел. князя к жене, ставшей гарантом великокняжеского завещания: "Приказываю дети свои своеи княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем". Димитрий Иоаннович поручал Евдокие Димитриевне в случае необходимости перераспределять земли между сыновьями. "А вы, дети мои,- обращался он к сыновьям,- слушаите своее матери, что кому дасть, то тому и есть". По завещанию вел. князь щедро наделил жену, передав ей часть торговых пошлин в Москве, волости и села во владениях каждого из сыновей. К купленным самой Евдокей Димитриевной землям Димитрий Иоаннович присоединил собственные "прикупы" - села, к-рыми Евдокия Димитриевна могла в отличие от земель в уделах сыновей свободно распоряжаться.

Пострижение в монашество великой княгини Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 708 об.)

Пострижение в монашество великой княгини Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 708 об.)

"Въмале сказание" сохранило память о строгой жизни Евдокии Димитриевны после смерти мужа и о ее аскетических подвигах (распространившиеся в Москве слухи о недостойном поведении вдовы Димитрия Иоанновича вынудили ее показать сыновьям вериги, которые она носила под одеждой; княгиня запретила рассказывать о своем подвиге). Располагая после смерти мужа немалыми собственными средствами (она владела 31 волостью), Евдокия Димитриевна использовала их на благочестивые дела. Известны ее крупные вклады во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастырь - с. Арбузово во Владимирском и с. Баскаково в Суздальском уездах. Прп. Кириллу Белозерскому в основанный им Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь Евдокия Димитриевна дала вкладом с. Сандыревское на Белоозере. По свидетельству "Въмале сказания", Евдокия Димитриевна построила в Переяславле, "близ града, у реки Трубежа", ц. во имя св. Иоанна Предтечи и "монастыри устрои". С ее именем предание связывает возобновление ок. 1392 г. переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастыря.

В 1393 г. на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной ц. во имя прав. Лазаря Евдокия Димитриевна построила каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом прав. Лазаря, наделив ее золотыми и серебряными сосудами. Церковь была освящена 1 февр. 1394 г. митр. Киприаном в присутствии всех сыновей вел. княгини. Исследователи справедливо полагают, что храм был возведен в память о Куликовской битве, к-рая произошла в день праздника Рождества Богородицы. Храм представлял собой 4-столпную 3-апсидную постройку из белого камня, она частично сохранилась в составе помещений Большого Кремлевского дворца. В июне 1395 г. храм начали расписывать Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками; в 1399 г. в нем была похоронена дочь Евдокии Димитриевны Мария, тело которой привезли из Великого княжества Литовского. Согласно "Въмале сказанию", в 1395 г., когда ожидалось нашествие на Русь войск Тамерлана (в рус. летописях - Темир-Аксак), по молитвам Евдокии Димитриевны и по повелению ее сына Василия I Димитриевича и митр. Киприана в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери.

Явление ангела благоверной великой княгине Евдокии Димитриевне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 705)

Явление ангела благоверной великой княгине Евдокии Димитриевне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 705)

О последних годах жизни Евдокии Димитриевны важные сведения сохранило "Въмале сказание", где описано явление вел. княгине арх. Михаила, "возвещающа еи из мира сего исшествие". После этого видения святая утратила речь; она вновь начала говорить, когда иконописцы создали такой образ арх. Михаила, в котором Евдокия Димитриевна узнала своего посетителя. Весной 1407 г. по приказу Евдокии Димитриевны в Кремле, в недавно основанном ею жен. монастыре, где вел. княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось возведение каменного храма в честь Вознесения. Как рассказывается во "Въмале сказании", когда Евдокия Димитриевна шла из Успенского собора в монастырь на пострижение, исцелился слепец, которого она коснулась рукавом, а всего во время шествия Евдокии Димитриевны в монастырь исцелилось 30 чел. Приняв постриг с именем Евфросиния, вел. княгиня вскоре скончалась и была похоронена в Вознесенском храме, который после ее смерти долгое время оставался недостроенным, но затем стал местом погребения представительниц великокняжеских и царских семей. Во "Въмале сказании" говорится, что после смерти Евдокии Димитриевны у ее гроба много раз сами собой загорались свечи.

Возможно, по заказу Евдокии Димитриевны была изготовлена хранившаяся в ризнице Троице-Сергиевой лавры небольшая двусторонняя каменная икона. На одной ее стороне изображен свт. Николай Чудотворец, на другой - мц. Евдокия и преподобный Максим Исповедник, небесный покровитель сына Евдокии Димитриевны Андрея, в крещении Максима (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6: К 75-летию акад. Л. В. Милова. С. 203. Примеч. 91).

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна) исцеляет слепых. Икона, около 1907 года

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна) исцеляет слепых. Икона, около 1907 года

Почитание

В Мазуринском списке Вселенского синодика московского Успенского собора (кон. XV в.) Евдокия Димитриевна названа "благоверной и христолюбивой" (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 289. Л. 152 об.). Написание "Въмале сказания" было, по-видимому, связано с подготовкой к прославлению Евдокии Димитриевны на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., но по каким-то причинам канонизация не состоялась. "Сказание" о Евдокии Димитриевны вошло в состав Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. под 7 июня отмечена память "святыя благоверные великия княгини Евдокеи князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросиния" (РГБ. МДА. № 201. Л. 320). В нояб. 1689 г. Карион (Истомин) написал вирши, посвященные Евдокие Димитриевне и основанному ею Вознесенскому мон-рю (ГИМ. Чуд. № 302. Л. 139 об.; сообщение А. Г. Авдеева). Карион называет Евдокию Димитриевну "княгиней святой... славной... блаженной", прославляет ее постническое житие и милосердие.

Рака преподобной великой княгини Евдокии Димитриевны. Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ)

Рака преподобной великой княгини Евдокии Димитриевны. Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ)

Документы Вознесенского монастыря XVII в. не содержат свидетельств о существовании почитания св. княгини в обители. В 1636/37 г. по приказу царя Михаила Феодоровича был изготовлен покров на гробницу Евдокии Димитриевны, но это надгробие ничем не выделялось из числа гробниц др. вел. княгинь и цариц, похороненных в Вознесенском храме. В 1821-1822 гг. здесь были установлены рака с изображением Евдокии Димитриевны и сень над ракой. Тогда же Московский митр. св. Филарет (Дроздов) поднял вопрос о совершении служб Евдокие Димитриевне Однако еще в 1856 г. по ней служили панихиды. Почитание Евдокии Димитриевны как святой (начало служения ей молебнов) утвердилось в Вознесенском монастыре не позднее 1869 г. По-видимому, это было связано с тем, что 26 ноября 1869 г. исцелился болящий отрок Адриан, прикоснувшись к гробнице св. княгини. В 1870 г. исцелилась парализованная девица Н. Вихняева, которой явилась Евдокия Димитриевна В том же году была украшена окладом икона Евдокии Димитриевны в иконостасе Вознесенского храма. В 1872 г. над гробницей св. княгини была устроена новая рака с балдахином, венец на надгробной иконе с изображением исцеления слепого был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В 1880 г. были опубликованы служба и акафист Евдокии Димитриевны, написанные с использованием "Въмале сказания". В монастыре утвердился обычай чтения акафиста Евдокии Димитриевны после каждой воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались 17 мая как день пострига Евдокии Димитриевны и 7 июля как день ее смерти (эта дата кончины вместо правильной - 7 июня - появилась в списках "Въмале сказания" в XVII в.).

Свадьба вел. кн. Димитрия Иоанновича и великой княгини Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 571 об.)

Свадьба вел. кн. Димитрия Иоанновича и великой княгини Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 571 об.)

5-7 июля 1907 г. в Кремле праздновалось 500 лет со дня смерти Евдокии Димитриевны при участии Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), епископов, игумении Вознесенского монастыря, многочисленного духовенства, делегаций из ряда рус. городов, а также прмц. великой княгини Елисаветы Феодоровны. Вел. княгиня пожертвовала на гробницу Евдокии Димитриевны золотую лампаду. Монахини Вознесенского монастыря вышили новый покров с изображением святой в рост, украшенный драгоценными камнями - даром Елисаветы Феодоровны, а также сочинили 2 гимна в честь Евдокии Димитриевны

В 1929 г. Вознесенский монастырь был разрушен, останки вел. княгинь и цариц, в т. ч. Евдокии Димитриевны, перенесены в подклет Архангельского собора. Гробница Евдокии Димитриевны (белокаменный саркофаг, находившийся под полом Вознесенского собора, на котором сохранилась надпись: "Евдокея") была вскрыта 6 июня 1929 г., в отчете о вскрытии был отмечен "костяк хорошей сохранности" (Панова. 2003. С. 194). В 2000 г. в подклете Архангельского собора произошло вторичное освидетельствование св. мощей Евдокии Димитриевны (принадлежность останков вел. княгине была доказана исследователем вознесенского некрополя археологом Т. Д. Пановой). Антропологическое исследование показало, что рост святой был около 1,55 м, она умерла в возрасте 50 - 55 лет. Благочестие княгини подтверждается отсутствием на останках следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав косметических средств; это уникальный случай среди жен. останков кремлевского некрополя. Частично сохранился кожаный монашеский пояс святой с тиснеными изображениями двунадесятых праздников.

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Фрагмент иконы "Собор Московских чудотворцев". Кон. XIX - нач. ХХ в. (ЦМиАР)

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Фрагмент иконы "Собор Московских чудотворцев". Кон. XIX - нач. ХХ в. (ЦМиАР)

В 2004 г. в Москве была освящена домовая ц. во имя Евдокии Димитриевны (Севастопольский проспект, дом 15/1). В р-не Котловка (на месте с. Котлы, у которого Евдокия Димитриевна с Василием I встречала в 1390 митр. Киприана) идет строительство каменного храма, посвященного святой. 11 апр. 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве прошла международная научная конференция "Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности".

На заседании Свящ. Синода РПЦ 21 авг. 2007 г. были учреждены посвященные Евдокие Димитриевне награды - орден и медаль преподобной Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви. В 2007 г. Региональный благотворительный общественный фонд им. великой княгини Евдокии Московской учредил общественную награду - знак великой княгини Евдокии Московской, который вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внесшим особый вклад в возрождение России.

Ист.: Муравьёв А. Н. Житие св. блгв. кнг. московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871; Акафист св. блгв. великой княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893; Введенский Д. И. Знаменательные дни под сению кремлевских святынь. Серг. П., 1907; АСЭИ. Т. 2. № 223; Т. 3. № 92а; ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408-411 ["Въмале сказание"]; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 384, 443-444, 445, 465; Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 232-234, 276-288; Покровительница: Прп. Евфросиния, великая княгиня Московская: Житие, акафист / Сост.: Л. Бамблевский. М., 2005.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 43-51; СИСПРЦ. С. 90-91; Беляев И. В. Блгв. Евдокия, великая княгиня Московская, во инокинях Евфросиния. М., 1866; Барсуков. Источники агиографии. С. 176; Пшеничников А. И., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре в Москве. М., 1886; Св. блгв. кнг. Евдокия, во инокинях преподобная Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего монастыря. М., 1886; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 128-129; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 73-76; Голубинский. Канонизация святых. С. 323, 572-573; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2; Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus, // Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 411-414; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001 (по указ.); Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 98-100, 114-118, 194-195.

Б. Н. Флоря

Иконография

Наиболее ранние изображения Евдокии Димитриевны встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. в 1-м и 2-м Остермановских томах (БАН), где ей, в частности, посвящен отдельный цикл. Впервые образ Евдокии Димитриевны появляется под 1366 г., где сообщается о свадьбе блгв. вел. кн. Димитрия Донского (БАН. 31.7.30-1. Л. 571 об.). Бракосочетание в Лицевом летописном своде обычно иллюстрируется сценой венчания или брачного пира, здесь избран 2-й вариант - юный безбородый князь в княжеской шапке и Евдокия Димитриевна в городчатом венце и белом плате сидят в центре за полукруглым столом с кубками в руках. Слева и справа представлены гости: мужи - за князем, жены - за княгиней, действие происходит на условном архитектурном фоне.

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Икона. Нач. XX в. (частное собрание)

Преподобная Евфросиния (великая княгиня Евдокия Димитриевна). Икона. Нач. XX в. (частное собрание)

Сюжет др. миниатюры - рождение в 1374 г. в Переяславле 3-го сына блгв. вел. кн. Димитрия - Юрия (Там же. Л. 659). Изображение, близкое к иконописным изводам рождества святых, разделено на 2 регистра: в верхнем - на фоне палат Евдокии Димитриевны полулежит на ложе, справа в отдельном покое стоит св. князь, которому подносят спеленатого младенца; в нижнем - сцена крещения младенца, над купелью изображен преподобный Сергий Радонежский, справа от него - князь с княгиней, слева - группа людей. Иллюстрируя текст, художник точно следует за сообщением летописца о том, что в это время в Переяславле находились суздальский кн. Димитрий Константинович с княгиней и "бяше съезд велик". В композицию рождения и крещения последнего сына блгв. вел. кн. Димитрия Донского - кн. Константина, появившегося на свет в 1389 г., за 4 дня до кончины отца, включено изображение лежащего на одре блгв. князя (Там же. 31.7.30-2. Л. 323).

Композиция следующей миниатюры - прощание князя с родными и его преставление - открывает цикл из 17 иллюстраций к повести "Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго" (Там же. Л. 323 об.- 342 об.). Образ Евдокии Димитриевны, присутствующий в каждом изображении, придает лирическую тональность циклу, ее союз с блгв. кн. Димитрием прославляется как пример христ. супружества. Оставив без иллюстраций ту часть повести, где автор воспевает мудрое правление, благочестие и ратное мужество св. князя, художник сосредоточил внимание на рассказе о его преставлении. Призывая бояр продолжить верное служение, он также на первое место поставил имя Евдокии Димитриевны: "Послужити княгине моей Евдокее и чадом моим". Исключительная роль Евдокии Димитриевны подчеркнута тем, что ее фигура помещена у изголовья ложа, на котором лежит умирающий св. князь. Лишь в 2 случаях она изображена иначе - там, где приходит на зов супруга, и в иллюстрации плача блгв. княгини. На одной из миниатюр Евдокии Димитриевны представлена обнимающей блгв. князя, который ставит печать на хартии и дает последнее целование. На миниатюре в конце цикла блгв. кн. Димитрий и умерший вскоре его 5-й сын Иоанн изображены в гробницах в Архангельском соборе Кремля, вверху в палатах - сидящая на престоле Евдокия Димитриевна с младенцем, рядом стоят сыновья. Царственная поза и скорбное выражение лица придают облику блгв. княгини выразительность. как правило, на ней княжеское платье с оплечьем и белый плат.

Изображения Евдокии Димитриевны дважды встречаются на миниатюрах, иллюстрирующих события правления вел. кн. Василия Димитриевича: показаны строительство ею ц. Рождества Богородицы в Кремле и закладка церкви Вознесенского монастыря (Там же. Л. 451 об., 702). В обоих случаях Евдокия Димитриевна в царском венце стоит перед строящимся храмом.

Последний посвященный Евдокии Димитриевны ряд миниатюр сопровождает "Въмале сказание", в отличие от др. житийных циклов характеризуется краткостью (Там же. Л. 703 об.- 709 об.; 11 ил.). В 1-й композиции блгв. кн. Димитрий и Евдокия Димитриевна, с нимбами, представлены дважды друг напротив друга, в нижней части - с детьми и слугами. На др. миниатюре художник изобразил блгв. княгиню молящейся и посылающей боярина раздать милостыню. Затем изображается явление Евдокие Димитриевне арх. Михаила, возвестившего близкую кончину, написание образа архангела по видению, поставление его в ц. Рождества Богородицы. Следующая иллюстрация посвящена чуду прозрения слепого, исцеленного прикосновением к рукаву платья Евдокии Димитриевны, когда она шла в Вознесенский монастырь для принятия пострига. В верхней части миниатюры - монастырь за деревянными стенами, внизу - процессия во главе с блгв. княгиней, в царском платье и городчатом венце, и припадающий слепец, чудесное значение события подчеркнуто преувеличенной длиной рукава платья княгини. Пострижение Евдокии Димитриевны показано за каменной городской и деревянной монастырской стенами, на ней иноческое платье и простая без городков корона, над которой монах держит ножницы. В сюжете преставления в центре гроб с телом святой, слева епископ и клир, справа монахини. Завершает цикл миниатюра, иллюстрирующая чудо о свечах, которые самовозгорелись у гроба Евдокии Димитриевны На фоне неск. ярусов стен в среднем регистре изображена гробница, над которой поставлена икона Богородицы. Перед гробом - 2 горящие свечи в подсвечниках, за ним - молящиеся перед иконой духовенство и монахини. Миниатюры этого цикла отличаются достоверностью в изображении архитектуры, городские башни и стены соответствуют топографическому расположению Вознесенского монастыря в Кремле.

Сохранившиеся иконописные образы Евдокии Димитриевны созданы в основном во 2-й пол. XIX в., после возобновления ее почитания. Тексты иконописных подлинников под 6 июня описывают тип изображения святой, сложившийся в более раннее время, уподобляющий ее визант. преподобномученице: "Аки Евдокия" (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 113; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 105; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57 - добавлено: "...в клобуке круглом лазоревом"); "Аки Евдокия, в клобуке круглом лазорь, риза ряска санкирь з белилом, в правой руке крест, другая молебна" (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 166; святая упом. также под 1 марта, 7 июля - л. 117, 180). В руководстве для иконописцев 1910 г. о ней говорится под 7 июля: "типа русскаго, преклонных лет, чрезвычайно худа, лицом красива; одежды монашеския... Можно ей писать хартию с ея изречением: Аз хощу всякаго суесловия поношение с радостию претерпети" (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 340).

Наиболее ранняя известная икона-пядница Евдокии Димитриевны относится к XVIII в. (частное собрание; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 180). Святая изображена в рост на фоне монастыря, в монашеском одеянии и островерхом куколе, с четками в левой руке, в молении Казанской иконе Божией Матери, надпись: "Преподобная кня[г] Евдокий".

Описи Вознесенского монастыря XVIII - нач. XX в. не упоминают икон Евдокии Димитриевны ранее XIX в. (Меняйло. 1999. С. 199-200). Над ее гробницей у юж. стены монастырского собора в 1822 г. тщанием игум. Афанасии была устроена бронзовая посеребренная чеканная рака с сенью, в сер. XIX в. у раки находился житийный образ преподобной. Особо чтилась икона Евдокии Димитриевны, стоявшая у юж. грани юж. столпа, напротив гробницы. В 1872 г. во время работ по обновлению собора эту икону украсили серебряным золоченым окладом, на надгробной иконе венец святой убрали камнями и жемчугом, была сделана новая рака (Пшеничников. 1894. С. 29). Тогда же иконописец Н. М. Сафонов выполнил роспись храма, поместив над ракой композицию "Исцеление слепого преподобной Евфросинией", повторяющую в палехской стилистике эпизод из ее лицевого жития ("Чудо о слепце").

На сохранившихся единоличных иконах Евдокии Димитриевны представлена в монашеских одеждах и куколе (поясной образ из собр. ГММК), иногда на фоне Вознесенского монастыря. Существовали небольшие паломнические иконки с прямоличным изображением преподобной в схиме, с десницей на груди и четками в левой руке, на золотом фоне с гравировкой (кон. XIX - нач. XX в., частное собрание). В надписях на иконах святая именовалась, как правило, монашеским именем Евфросиния с указанием княжеского происхождения.

В 1907 г., когда отмечалось 500-летие преставления Евдокии Димитриевны, к ее чтимому образу была изготовлена шитая подвесная пелена, написаны многочисленные подносные иконы. Монахинями обители был выткан покров с ростовым изображением святой, по углам помещались образы свт. Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского, блгв. князей Даниила Московского и Димитрия Донского. На кайме покрова вышили слова: "Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь. 1407-1907 года, июля 7 дня".

По-видимому, во владимирских селах, где работали иконописцы, были заказаны небольшие памятные иконки с сюжетом "Исцеление слепого". На них Евдокия Димитриевна в княжеской горностаевой мантии и венце касается рукой коленопреклоненного слепца в окружении народа (надпись: "Св благо[верная] Кн[ягиня] Евфросиния исцеляети очи слепова"). На обороте таких работ, а также на поясных иконах, где Евдокия Димитриевна представлена в монашеском одеянии, встречается штамп: "Благословение Москов[ской] Вознес[енской] Обители 1907 года Июля 7" (ок. 1907, частное собрание). К юбилейной дате были выпущены также памятные медали с изображением Евдокии Димитриевны на лицевой стороне, на обороте помещены Успение Богородицы или образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость", которому был посвящен придел в диаконнике Вознесенского собора (Меняйло. 1999. С. 199). Очевидно, к этому времени относится создание ростового образа св. княгини, представленной на фоне обители, с лестовкой в руке, который находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В кон. XIX - нач. XX в., вероятно по заказу Вознесенской обители, были изготовлены многочисленные эмальерные образки с надписью: "Св[ятая] преп[одобная] Евфросиния к[нягиня] м[осковская]" (см., напр.: Акелина Л. С. Молитвенница земли Московской // Рус. дом. 2002. № 5. С. 30-31; эстамп с аналогичного образка см.: Пшеничников. 1894. С. 28). На них святая изображена в рост, в лиловой рясе и зеленой схиме, с прижатой к груди правой рукой, вполоборота влево, в молении Спасителю в облаках. Справа за преподобной - Спасские (Фроловские) ворота, слева - 5-главый Вознесенский собор и ц. во имя вмц. Екатерины.

Предположительно Евдокия Димитриевна (в княжеских одеждах) присутствует в группе избранных рус. святых, молящихся Богородице, на прориси с иконы XVII в. (ГРМ). Среди Московских чудотворцев Евдокия Димитриевна изображена в левой группе на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы "Спас Смоленский с Московскими святыми" 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341); на иконе 2-й пол. XIX в. на вост. грани юго-вост. столпа Успенского собора ТСЛ (справа, в необычном клобуке прямоугольной формы); на 2 аналогичных по иконографии иконах-пядницах кон. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР; на обороте одной из них - чернильный штамп мастерской: "1-я Московская Артель художественно-иконописная"); на образе того же времени возле раки с мощами св. Василия Блаженного в соборе Покрова Пресв. Богородицы на Рву (ГИМ), где святые предстоят Владимирской иконе Божией Матери.

Ранним образцом иконографии Евдокии Димитриевны в гравюре является лист 1-й пол. XVIII в. с видом Успенского собора Московского Кремля и Московских святых в нижнем регистре, надпись: "пре[подобная] княгиня Евдокия" (РНБ. Собр. А. В. Олсуфьева; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 289-293. № 602). В 1853 г. В. Фёдоров по рис. Д. Смирнова (ГЛМ) создал эстамп - Евдокии Димитриевны с крестом в деснице на фоне обители. На форзаце сказания о Евдокии Димитриевны, изданного Гурьяновым, помещен рисунок 1907 г. с фигурой Евдокии Димитриевны в молении Спасителю в сегменте на фоне 5-главого собора (Сказание о блж. великой княгине Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 384-385).

Как представительница княжеской династии Евдокия Димитриевна включена в композиции с изображениями рус. князей, напр. в клеймо нижнего ряда на иконе "Образ всех святых российских великих князей, княгинь и княжон рода царского" 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - вместе с блгв. кн. Романом Угличским и кнг. Вассой Нижегородской, названа Евдокией; в верхний ряд на иконе Божией Матери "Знамение" с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубл.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62).

Образ св. княгини был включен в скульптурное убранство наружных правых дверей юж. стены храма Христа Спасителя (отлиты из бронзы по моделям скульптора Ф. П. Толстого) наряду с изображениями царевича мч. Димитрия и св. Василия Блаженного и общей надписью: "Приближитеся Богу и приближится вам" (Иак 4. 8). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма образ Евдокии Димитриевны был помещен в зап. части придела блгв. вел. кн. Александра Невского. В группе подвижников XV в. (по дате преставления) образ Евдокии Димитриевны в княжеских одеждах имеется в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовое изображение Е. работы В.М. Васнецова вошло в программу росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896, ГТГ; см.: Гос. Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 2007. Т. 2. Кн. 1: Рисунок XIX в. С. 293-294. Кат. 1715). В 2005 г. в ГТГ прошла экспертизу икона на холсте "Св. Евфросиния Московская", выполненная ок. 1891 г. М.В. Нестеровым (Собрание С.И. Кузьмина, Москва).

В композициях Соборов Русских святых Евдокия Димитриевна представлена погрудно, в куколе, в числе преподобных княгинь и праведных жен - на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собр. ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце, подписана "Ефросиния". На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Евдокия Димитриевна в группе князей крайняя справа в верхнем ряду, с подписью: "Евдокия" (не исключено, что это прмц. Евдокия, хотя произведение названо "Образ святых благоверных российских князей").

Образ Евдокии Димитриевны встречается в центральной группе Московских святых в композиции "Все святые, в земле Русской просиявшие" на иконах кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), также на ее иконе "Всея России чудотворцы" 1952-1953 гг. из ц. во имя прор. Илии в Обыденском пер. в Москве (в коленопреклоненном молении) и эскизе с рисунками московских блаженных Василия и Иоанна (после 1959, частное собрание). В восстановленной после пожара росписи 1987-1988 гг. ц. Покрова Богородицы МДА Евдокия Димитриевна- в числе рус. святых на зап. стене, 1-я во 2-м ряду левой группы, ее образ присутствует на иконе "Собор Московских святых" 2004 г. работы И. В. Ватагиной (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве).

В кон. XX - нач. XXI в. образ Евдокии Димитриевны, нередко с крестом или храмом в руке, начал вводиться в произведения с изображением рус. прав. жен. Один из примеров совр. иконографии - полуфигурное изображение Евдокии Димитриевны на зап. стене нижнего храма во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Клённиках (1998-1999, иконописец И. В. Ватагина и ее ученики). Существуют и единоличные иконы св. княгини, напр. написанный ок. 2004 г. по обету после ее чудесной помощи образ работы М. Миронова (ц. Спаса Преображения на Болвановке в Москве), др. икона выполнена в кон. XX в. в мастерской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках для правосл. об-ва во имя св. жен Руси. Большая ростовая икона в басменном окладе находится в домовой ц. во имя Евдокии Димитриевны в Котловке в Москве. Образцом для некоторых икон послужил рис. Евдокии Димитриевны с крестом в руке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных, Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 280).

Образ Евдокии Димитриевны встречается также на картинах худож. И. С. Глазунова в цикле "Поле Куликово" (1979), в совр. скульптурном произведении Д. В. Кукколоса. Скульптурный портрет Евдокии Димитриевны (антропологическая реконструкция) выполнен в 2002 г. С. А. Никитиным на основе сохранившихся в склепе мощей (ГММК).

Лит.: Пшеничников А. И., свящ. Кр. ист. описание 1-кл. Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 41, 78; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341, 462-463; Т. 2. С. 105, 384-385; Меняйло В. А. Судьба иконостаса Вознесенского собора Моск. Кремля // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 199-223; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 225, 231-239; Квливидзе Н. В. Иконография преподобной Евфросинии // Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 295-317. Ил. 58-71.

Н. В. Квливидзе, Я. Э. З.

Православная энциклопедия

***

Молитва преподобной Евфросинии Московской:

  • Молитва преподобной Евфросинии Московской. Великая княгиня Евдокия (в монашестве Евфросиния) - супруга Великого князя Димитрия Донского: добрая жена, многодетная мать, сострадательная и добродетельная христианка, храмоздательница и благотворительница. После смерти мужа начала нести строгую аскетическую жизнь, носила власяницу и вериги под княжеской одеждой. При такой жизни претерпела клевету о блуде. В день принятий пострига совершила чудо исцеления 30 человек. Она - воистину покровительница семьи и материнства, к ней молитвенно обращаются за помощью от бед, нашествия врагов и воров, за защитой детей, исцеления болезней, в т.ч. и глаз.

Акафист преподобной Евфросинии Московской:

Канон преподобной Евфросинии Московской:

Житийная и научно-историческая литература о преподобной Евфросинии Московской:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru