Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Преподобный Антоний Леохновский


Преподобный Антоний Леохновский

Память: третья неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых), первая неделя (воскресенье) после 29 июня / 12 июля (Собор Тверских святых), 17 / 30 октября

Основатель Антониева Леохновского мон-ря. В житии преподобного (древнейший список: РНБ. Q. I. 1364. Л. 22 об.- 41 об., сер. XVIII в.) сообщается, что он происходил из тверского рода Вениаминовых. Уйдя из дому, Антоний Леохновский нек-рое время подвизался в Рублёвой пустоши, находившейся в 12 поприщах (16 км) от оз. Ильмень. В иноки его постриг пустынник Тарасий, живший в 3 поприщах от Рублёвой пустоши, в с. Леохнове, вблизи Ст. Руссы Новгородской обл. Здесь Антоний Леохновский выстроил деревянный Преображенский храм и основал мон-рь. Имена исторических деятелей и даты, приводимые в списках жития, противоречивы и заставляют предполагать, что житие было написано через много лет после кончины преподобного и основывается преимущественно на устном предании. Нельзя исключить также, что в житии объединены 2 Антония, жившие в разное время.

Преподобный Антоний Леохновский. Икона

Преподобный Антоний Леохновский. Икона

В старейшем списке жития Антония Леохновского (а также в списке РНБ. Титов. № 4230. Л. 1-18, нач. XIX в.) cказано, что Антоний Леохновский получил антиминс для строительства церкви в 1479 (6987) г. от новгородского архиеп. Геннадия (1484-1504). При царе Василии Иоанновиче (по-видимому, имеется в виду Василий III (1505-1533)) Антоний Леохновский приходил в Москву и ему была пожалована грамота на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень. Одно из прижизненных чудес святого (связанное с пожаром в трапезной) датировано 11 февр. 1542 (7050) г. Житие не указывает год, когда преставился преподобный, назван лишь день - 14 сент.

Антоний Леохновский был погребен в ц. св. ап. Луки на Рятине ул. в Новгороде. После рассказа о погребении преподобного составитель жития, желая объяснить, почему Антоний Леохновский преставился в Новгороде, пишет, что он был взят туда митр. Киприаном (1626-1634), "егда плениша безбожнии еллини Великий Новъград" (Новгород был под властью шведов с 17 июля 1611 по конец февр. 1617); обитель была разорена шведами, и бо́льшая часть братии погибла. Т. о. получилось, что Антонию Леохновскому в год преставления должно было быть более 150 лет, однако в житии сказано, что святой прожил 86 лет, из них 56 - в монашестве.

Новгородские списки жития (напр., НИКМ. Инв. № 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.) попытались снять противоречия, не приводя дат и не указывая имен архиепископа, давшего антиминс для Преображенской ц., и митрополита, при к-ром "преподобный отец наш Антоний взят бысть в Великий Новъград". Вместо царя Василия Иоанновича в новгородских списках назван Иоанн IV Васильевич Грозный (1547-1584), не указано количество лет, прошедших со дня преставления святого до перенесения его мощей.

Текст жития Антония Леохновского частично заимствован: в чуде святого "о предвидении поражения под Оршавою" использовано аналогичное чудо о предвидении поражения рус. войск под Оршей в 1514 г., о к-ром говорится в "Надгробном слове преподобному Иосифу Волоколамскому", написанном Досифеем (Топорковым). "Повесть монаха Нифонта" о встрече с Антонием Леохновским является переделкой патериковой Повести о Марке Фраческом.

В самой ранней известной грамоте, выданной Леохновскому мон-рю в 1587 г. (сохранилась в копии 1675), сообщается, что "ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию" жалуются пустоши Рублёво и Леохново (НГОМЗ ОПИ. № 349. Л. 2-3 об.). Упоминаемый старец Антоний, видимо, основатель мон-ря. Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. Леохновский мон-рь не упомянут, его основание преподобным, вероятно, произошло в посл. четв. XVI в. В "Описании о российских святых" Антоний Леохновский упоминается под 17 окт. 6900 (1392) г. Отенские святцы, цитируемые архиеп. Филаретом, указывают 7100 (1592) г. Большинство исследователей считают, что кончину святого можно отнести к 1611-1613 гг., однако и в этом вопросе существуют разные мнения.

Время местной канонизации Антония Леохновского неизвестно, вероятно, это произошло не позднее 1-й трети XVII в., т. к. в 1626-1632 гг. были обретены мощи святого. В житии рассказывается, что через неск. лет после оккупации Новгорода шведами Антоний Леохновский трижды являлся во сне иноку Леохновской обители Григорию с повелением пойти к митр. Новгородскому Киприану и сказать, чтобы тело преподобного положили в Леохновском мон-ре. Григорий сообщил о явлениях святого митрополиту, 12 июля в присутствии митр. Киприана и юрьевского архим. Дионисия (1618-1632) состоялся перенос мощей Антония Леохновского из Новгорода в Леохновский мон-рь, во время к-рого произошло 2 исцеления слепых. Самый ранний список службы святому (под 12 июля - память перенесения мощей) датируется сер. XVIII в. (РНБ. Q. I. 1364. Л. 1-22 об.).

Несмотря на то что Леохновский мон-рь был в 1764 г. закрыт, а в 1788 г. его деревянные постройки сгорели, память основателя мон-ря почиталась жителями Леохнова и его окрестностей. В 1788 г. была построена каменная ц. в честь Преображения Господня с приделами в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и Антония Леохновского. Под аркой, отделяющей придел во имя Антония Леохновского от средней части храма, под спудом находятся мощи святого, над к-рыми сооружена деревянная вызолоченная рака (сохранилась), ее верхнюю крышку украшал образ святого "из серебра с позолоченным венцом и хартией" (утрачен). Перед ракой на вост. стене находился древний Нерукотворный Образ Спасителя, по преданию принадлежавший Антонию Леохновскому и чудесно уцелевший во время пожара 1788 г.; при раке также хранились жернова, к-рыми Антоний Леохновский молол хлеб (в наст. время эти святыни утрачены). В XIX в. установилась традиция праздновать перенесение мощей Антония Леохновского из Новгорода в Леохновский мон-рь не 12 июля, а во 2-ю пятницу после 29 июня - память апостолов Петра и Павла. В этот день в Леохнове собиралось множество богомольцев и совершался крестный ход из 7 соседних церквей в Леохновскую ц. Кроме того, существовал обычай на праздник Вознесения Господня совершать после литургии крестный ход из бывш. Рублёвой пустоши в Леохново в память прихода туда Антония Леохновского из места первоначальных подвигов.

В Рублёвой пустоши в 1859 г. была найдена пещера, в к-рой, по преданию, подвизался Антоний Леохновский. Над пещерой через нек-рое время устроили часовню, в 1873 г. неподалеку от пещеры поставили церковь, к-рую 30 авг. того же года освятили во имя Антония Леохновского; церковь была приписана к Леохновскому храму, служба в ней совершалась в дни памяти Антония Леохновского и 30 авг. В Рублёвой пустоши также сохранялись реликвии, связанные, по преданию, с пребыванием здесь Антония Леохновского: остатки печи, на к-рой он готовил себе пищу, колода, служившая ему подушкой во время сна, гумно, устроенное им для обмолота хлеба (на этом месте была поставлена икона Вознесения Господня), колодец святого.

В 1938 г. Преображенская ц. была закрыта и переоборудована под клуб. Незадолго до закрытия церкви Антоний Леохновский явил чудо: когда некие святотатцы начали выкапывать каменное надгробие, находившееся под ракой святого, из-под надгробия вырвался огненный столп и опалил одному из них лицо. 21 апр. 1945 г. по просьбе прихожан была зарегистрирована правосл. община, к-рой передали церковь. В кон. XX в. многочисленные паломники приезжали поклониться мощам Антония Леохновского.

А. А. Романова

Иконография

Сохранилось сравнительно немного изображений Антония Леохновского. Неск. икон находится в Преображенском храме с. Леохнова; наиболее ранняя, кон. XVIII - нач. XIX в., помещена над ракой Антония Леохновского. На ней святой представлен старцем с седой бородой средней длины и короткими волосами, облачен в рясу, епитрахиль и монашескую мантию, руки сложены на груди. Антоний Леохновский изображен в правой части средника стоящим на берегу реки перед Спасителем в облаке, на др. берегу - основанный Антонием Леохновским мон-рь с 6-гранной в плане стеной, на углах - башни, впереди - надвратная церковь, внутри ограды - 5-главый Преображенский собор с 3-ярусной колокольней, одноглавая церковь и неск. построек. На иконе кон. XIX в. того же извода у святого в левой руке четки, правая прижата к груди, храм имеет 3 главы и 3-ярусную колокольню. Храмовая икона из ц. с. Леохнова с тем же типом изображения находится под масляной записью 2-й пол. XX в. (сохранность первоначальной живописи и ее датировка пока не установлены) - собор с колокольней и часть монастырской стены представлены крупным планом, в левом верхнем углу - поддерживаемая ангелом Казанская икона Божией Матери, к-рой посвящен один из приделов собора.

Преподобный Антоний Леохновский. Икона. Кон. XIX в. ц. Спаса Преображения. Леохнов

Преподобный Антоний Леохновский. Икона. Кон. XIX в. ц. Спаса Преображения. Леохнов

В ряду избранных святых Антоний Леохновский изображен на иконе XIX в. (НГОМЗ) рядом с прп. Михаилом Клопским; на иконе XIX в. (Преображенская ц. с. Леохнова) - с вмч. Димитрием Солунским, благоверными князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, на преподобном вместо епитрахили изображена схима, правая рука возле груди, в левой - свиток с традиц. надписью: "Не скорбите убо, братия, но посему разумейте, аще". Известны изображения Антония Леохновского в композиции "Собор Новгородских святых": на иконе кон. XIX в. (НГОМЗ) преподобный, стоящий слева во 2-м ряду, возле прп. КсенофонтаРобейского, представлен старцем с куколем на голове, небольшой седой кудреватой бородой, раздвоенной книзу. На прориси с образа Новгородских чудотворцев, XVIII в., он представлен справа во 2-м ряду, рядом с преподобными Ефремом Перекомским и Антонием Дымским, в отличие от последнего имеет кудреватые волосы и бороду.

О. А. Зверева, Ю. Б. К.

Православная энциклопедия

***

Молитва преподобному Антонию Леохновскому:

  • Молитва преподобному Антонию Леохновскому. Преподобный Антоний Леохновский - выдающийся аскет и молитвенник, прозорливец и чудотворец. К нему обращаются в молитве за помощью все всех бедах, нуждах и болезнях. Просят защитить при пожаре, от укусов ядовитых тварей, о вразумление воров и лжецов, восстановлении справедливости.

Акафист преподобному Антонию Леохновскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антонии Леохновском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru