Иоанн Златоуст. Беседа на слова
Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует
ко благу" (Рим.8:28), о терпении и о том, сколько
пользы от скорбей
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Любовь проповедника к своим слушателям.
– Любовь есть долг, которого никогда не уплатить
всецело. – Христиане должны быть терпеливы в гонениях. –
Действенность слов апостола на неблагодарность македонян
к апостолам. – Почему ап. Павел изгнал демона, который
заставил рабыню признать высшее служение апостолов. –
Взятие и освобождение Павла и Силы. – Действенность
священных песнопений: почему Павел и Сила предались
священному песнопению среди ночи. – Скорбь делает нас
внимательными и бдительными. – В деле духовной жизни
никогда не должно рассеиваться. – Почему Бог допускает
искушения.
1. Как будто спустя долгое время я
возвратился к вам, – в таком расположении духа нахожусь
я сегодня. Хотя я был заключен дома по причине телесной
болезни, но как будто был отлучен далеко от вашей любви,
так я чувствовал себя. Кто умеет любить искренно, но не
может быть вместе с тем, кого любит, тот, хотя бы жил с
ним в одном и том же городе, будет чувствовать себя
нисколько не лучше живущих в чужой стране. Это знают те,
которые знают любовь. Поэтому простите нам, прошу вас:
не от лености нашей происходила эта разлука, но болезнь
телесная была причиною молчания. Знаю, что теперь все вы
радуетесь, что мы избавились от болезни, а я радуюсь не
только тому, что избавился от болезни, но и тому, что
опять могу видеть вожделенные ваши лица и утешаться
вашею любовью по Боге. Как многие из людей, по
избавлении от болезни, ищут сосудов, чаш и
прохладительных напитков, так для меня приятнее всякой
радости ваше собрание; оно для меня и причина
выздоровления и источник радости. Итак, теперь, когда по
благодати Божией мы опять встретились друг с другом,
заплатим вам долг любви, если только можно когда-нибудь
заплатить его. Этот один долг не имеет конца, но чем
более уплачивается, тем более возрастает; и как в
деньгах мы хвалим тех, которые ничего не должны, так
здесь мы ублажаем тех, которые должны много. Поэтому и
учитель вселенной Павел в послании говорит: "не
оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви"
(Рим. 13:8), желая, чтобы мы и постоянно платили этот
долг, и постоянно оставались должными, и никогда не
уплачивали этого долга, пока не окончим настоящую жизнь.
Как быть должным деньгами тяжело и неприятно, так не
быть постоянно должным этим долгом – достойно осуждения.
А дабы тебе убедиться, что это действительно так,
послушай мудрости дивного учителя, как он предложил
увещание. Сказав наперед: "не оставайтесь должными
никому ничем, кроме взаимной любви", желая, чтобы всякий
наш долг здесь был уплачен, а этот долг оставался
постоянно неуплаченным, потому что это особенно
поддерживает и скрепляет нашу жизнь. Итак, когда мы
знаем, сколько пользы от этого долга и что он,
уплачиваясь, больше возрастает, постараемся теперь и мы,
сколько можно, отдать долг, которым остаемся должными
вам не по лености или по какой-нибудь невнимательности,
но по приключившейся болезни, предложив краткую беседу
вашей любви и заимствовав предмет беседы от того же
самого дивного учителя вселенной; о чем он говорил
сегодня в послании к Римлянам, то и мы, представив,
припомним, и после долгого времени (молчания) предложим
вашей любви духовное угощение. Но необходимо сказать,
что было прочитано, дабы вы, припомнив сказанное, с
большею легкостью усвоили себе наши слова. "Знаем, –
говорит он, – что любящим Бога, ...все содействует ко
благу" (Рим.8:28). Для чего сказано такое вступление?
Ничего напрасно и без цели не говорит эта блаженная
душа, но всегда прилагает представляющимся болезням
соответственные духовные врачевства.
Что же означают слова его? Так как
многие искушения со всех сторон окружали тогда
обращавшихся к вере, и беспрерывные были ухищрения со
стороны врага, непрестанные козни, и не успокаивались
противники проповеди, одних ввергая в темницы, других,
подвергая изгнаниям, иных, увлекая во многие другие
пропасти, то, подобно тому, как отличный военачальник,
видя противника, дышащего великою яростью, обходит своих
везде, ободряет их, укрепляет, приготовляет, располагает
к мужеству, делает готовыми поднять руки против врага и
не бояться его нападений, но с твердым духом стоять
против него, поражать его, если можно, в самое лицо его,
и не страшиться противодействия ему; – таким же образом
этот блаженный, эта достигающая до небес душа, желая
ободрить души верующих и стараясь восстановить лежащий
долу, так сказать, ум их, начал речь свою так: "Знаем,
что любящим Бога, ...все содействует ко благу" . Видишь
ли апостольское благоразумие? Он не сказал: я ведаю,
но:"знаем" – присоединяя и их к изъявлению согласия на
сказанную мысль, что любящим Бога все содействует ко
благу. Заметь точность выражений апостольских. Он не
сказал: любящие Бога избегают бедствий, освобождаются от
искушений; но: "знаем", говорит, т.е. мы уверены, мы
убеждены, на самом опыте получили доказательства,
"знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу".
2. Какая, думаете вы, сила заключается в
этом кратком изречении? "Все", говорит, "все содействует
ко благу". Не указывай мне здесь на приятное, не
представляй только покой и безопасность, но и противное
тому, темницы, скорби, козни, ежедневные нападения, и
тогда увидишь в точности силу изречения. Чтобы не
отвлекать любовь вашу слишком далеко, – если хотите, мы
представим немногое из того, что происходило с этим
блаженным, и вы увидите силу изречения. Когда он, ходя
всюду, сея слово благочестия, исторгая плевелы и
стараясь насадить истину в душе каждого, был в одном
городе Македонии, как повествует нам блаженный Лука,
составивший книгу Деяний, то встретил некоторую
служанку, имевшую злого беса и не могшую молчать, но
ходившую и хотевшую посредством этого беса сделать
апостолов известными везде, и, прогнав его с великою
властью, словом и повелением, как бы какого-нибудь
негодного раба, избавил ее от злого беса. После этого
жителям того города следовало бы смотреть на апостолов
как на благодетелей и спасителей и всякого рода
почитанием воздать им за такое благодеяние, а они
воздают противным. Послушай, чем они воздают им. "Видя ,
– говорит дееписатель, – что исчезла надежда дохода их,
схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к
начальникам,... а воеводы, сорвав с них одежды, велели
бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в
темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их"
(Деян.16:19, 22–23). Видите ли крайнее нечестие жителей
того города? Видите ли терпение и твердость апостолов?
Подождите немного, и вы увидите и Божие человеколюбие.
Он, как премудрый и провидящий, не вначале и при первом
случае избавляет от бедствий, но когда усилятся все меры
врагов и когда делами доказано будет терпение
подвижников Его, тогда и являет собственную помощь,
чтобы никто не мог говорить, будто они потому решаются
на опасности, что уверены, что с ними не случится ничего
неприятного. Поэтому Он некоторым и попускает терпеть
бедствия, по своей неизреченной премудрости, а некоторых
избавляет от них, чтобы ты из всего познал чрезмерное
человеколюбие Его, и то, что Он, соблюдая для них
большие награды, часто попускает усиливаться бедствиям.
Так Он поступил и здесь. После такого чуда и
благодеяния, которое оказали изгнавшие бесстыдного беса,
Он попустил им получить удары и быть посаженными в
темницу, потому что отсюда особенно и открылась сила
Божия. Поэтому-то блаженный Павел и говорил: "потому я
гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы
обитала во мне сила Христова" ; и еще: "когда я немощен,
тогда силен" , – называя немощью непрестанные искушения
(2Кор.12:9–10). Но, может быть, здесь кто-нибудь
недоумевает, почему они изгнали беса, который не говорил
ничего противного им, но еще делал их известными. Потому
что он много дней кричал, говоря: "сии человеки – рабы
Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения"
(Деян.16:17). Не удивляйся, возлюбленный: и это было
делом благоразумия апостольского и благодати Духа. В
самом деле, он не говорил ничего противного им, но дабы,
чрез это сделавшись достойным доверия, бес не мог и в
других делах увлекать людей более простых, для того
апостол заградил ему уста и изгнал его, не допустив ему
говорить то, что выше его достоинства. Это сделал он,
подражая своему Господу, потому что и к Нему приступая
говорили: "знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Лк.4:34);
однако Он изгонял говоривших так. А совершалось это в
обличение бесстыдных иудеев, которые, видя каждый день
происходившие чудеса и бесчисленные знамения, не верили,
между тем как бесы признавали и исповедовали Его Сыном
Божиим.
3. Впрочем, возвратимся к предмету нашей
речи. Чтобы вы знали, как любящим Бога все содействует
ко благу, нужно прочитать вам весь рассказ об этом
событии, чтобы и отсюда вы увидели, как после ударов,
после темницы, все во благо им обратила благодать Божия.
Но посмотрим, как излагает это блаженный Лука. "Получив
такое приказание, – говорит он, – темничный
стражввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в
колоду" (Деян.16:24). Заметь, как усиливаются бедствия,
чтобы и терпение апостолов сделалось блистательнейшим и
неизреченная сила Божия стала явною для всех. Выслушай и
дальнейшее. "Около полуночи, – продолжает он, – Павел и
Сила, молясь, воспевали Бога" (Деян.16:25). Посмотри на
возвышенную душу, посмотри на бодрствующий ум; не будем,
возлюбленные, оставлять этих слов без внимания. Не
напрасно обозначил он нам и время, сказав: "около
полуночи", но, желая показать, что тогда как над всеми
другими тяготеет приятный сон и смежает их вежди, –
особенно же те, которые обременены многими скорбями,
обыкновенно предаются в это время сну, – тогда как,
говорит, сила сна господствовала везде, тогда они,
"молясь, воспевали Бога" , представляя величайшее
доказательство своей любви к Нему. Как мы, страдая
телесными болезнями, ищем общества людей близких, чтобы
разговором с ними утолить силу боли, так и эти святые,
пламенея любовью к Господу и вознося священные песни,
даже не чувствовали своих скорбей, но всецело
предавались молитве и возносили свое дивное песнопение,
так что темница сделалась церковью, и всякое место
освящалось песнопением этих святых. И можно было видеть
чудные и дивные дела, как люди, связанные колодкою, не
встречали никакого препятствия к песнопению. Так,
человеку бодрствующему, внимательному и имеющему
пламенную любовь к Богу ничто никогда не может
препятствовать беседовать с Господом. Бог, говорит Он,
"разве Я – Бог только вблизи, – говорит Господь, – а не
Бог и вдали?" (Иерем.23:23); и еще в другом месте:
"возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" (Ис.58:9). Где душа
бодрствующая, там ум окрыляется и освобождается, так
сказать, от уз тела, возлетает к предмету любви и,
презирая землю и становясь выше всего видимого,
стремится к Нему. То же самое было и с этими святыми.
Посмотри на внезапное действие их песнопений и как они,
находясь в темнице, будучи связаны колодкою и поставлены
наряду с мошенниками и преступниками, не только не
потерпели никакого вреда, но еще больше просияли от
этого и светом собственной добродетели озарили всех,
бывших в темнице, потому что голос священных песней их,
входя в душу каждого из узников, изменял ее, так
сказать, и преобразовывал. "Вдруг , – говорит
дееписатель, – сделалось великое землетрясение, так что
поколебалось основание темницы; тотчас отворились все
двери, и у всех узы ослабели" (Деян. 16:26). Видишь ли
силу песнопений Богу? Не только сами, возносившие
песнопения, получали утешение, но и сделали то, что со
всех оковы спали, чтобы на самом деле видно было, как
"любящим Бога, ...все содействует ко благу". Вот и
удары, и темница, и колодка, и пребывание с
преступниками, – и, однако все это сделалось причиною
благ и поводом к славе, не только для апостолов и бывших
в темнице узников, но и для самого темничного стража.
"Пробудившись, – говорится, – темничный... страж и
увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел
умертвить себя, думая, что узники убежали" (Деян.16:27).
Посмотри здесь на человеколюбие Божие, которое превышает
всякое слово. Для чего все это совершается "около
полуночи"? Не для чего иного, как для того, чтобы дело
устроилось без шума и спокойно, и чтобы совершилось
спасение темничного стража. В самом деле, когда
сделалось землетрясение, и двери отворились, оковы спали
со всех, там находившихся, никому из них не было
допущено уйти оттуда. Заметь здесь и с другой стороны
премудрость Божию. Все прочее, т.е. землетрясение и
открытие дверей, произошло для того, чтобы все на деле
узнали, каковы были находившиеся тогда в темнице, что
они были не простые люди, но выйти оттуда никому не было
допущено, чтобы это не подавало повода к опасностям для
темничного стража. А что это справедливо, послушай, как
темничный страж, лишь только заметил случившееся и
подумал, что некоторые разбежались, не дорожил самою
жизнью своею. "Извлек меч, – говорится, – и хотел
умертвить себя". Но везде бодрствовавший и
предусмотрительный, блаженный Павел, собственным голосом
исторгнул агнца из пасти дикого зверя. Он "возгласил
громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо
все мы здесь" (Деян.16:28). О, крайнее смиренномудрие!
Он не думал высоко о себе при таком событии, не напал на
темничного стража, не позволил себе произнести
что-нибудь надменное, но в числе узников, преступников и
злодеев поставил и себя самого, сказав: "все мы здесь" .
Видишь ли, сколь великое показывает он
смиренномудрие и не приписывает себе ничего больше
находившихся там злодеев? Посмотри затем и на темничного
стража, который приступает к нему уже не как к одному из
прочих. Ободрившись, он "потребовал огня, вбежал в
темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их
вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы
спастись?" (Деян.16:29–30)? Видите ли, как "любящим
Бога, ...все содействует ко благу"? Видите ли, как
уничтожена хитрость диавола, как недействительными
оказались козни его? Когда они изгнали беса, то он
устроил, что они были посажены в темницу, думая чрез это
поставить препятствие распространению проповеди. Но вот
и темница послужила для них поводом к духовному
приобретению.
4. Так и мы, если будем внимательны,
можем получать пользу, не только находясь в
благоприятных обстоятельствах, но и в скорбях, и тогда
еще более, чем при благополучии, потому что
благополучие, как бывает по большей части, делает людей
беспечными, – а скорбь, заставляя быть внимательными,
делает достойными и вышней помощи, особенно когда мы в
надежде на Бога оказываем терпение и твердость во всех
приключающихся скорбях. Не будем же сетовать, когда
постигают нас бедствия, но будем более радоваться,
потому что это бывает поводом к нашей славе. Поэтому и
Павел говорил: "Знаем, что любящим Бога, ...все
содействует ко благу". Но посмотрим на пламенную душу
тех святых. Когда они услышали слова темничного стража:
"что мне делать, чтобы спастись?", то медлили ли они,
отложили ли, пренебрегли ли оглашением? Нет; но что
сказали они ему? "Веруй в Господа Иисуса Христа, и
спасешься ты и весь дом твой" (Деян.16:31). Посмотри на
апостольскую попечительность. Они не довольствуются его
спасением, но чрез него хотят и всех домашних его
уловить учением благочестия, нанося диаволу смертельную
рану. "И немедленно крестился сам и все домашние его" и
"уверовал в Бога" (Деян.16:33–34).
Отсюда мы научаемся никогда нисколько не
медлить в делах духовных, но всякое случающееся время
считать удобным. В самом деле, если эти святые не хотели
отложить дела ночью, то, какое оправдание будем иметь
мы, пренебрегая духовною пользою в другое время? Видишь
ли темницу, сделавшуюся церковью? Видишь ли жилище
преступников, внезапно обратившееся в молитвенный дом, и
священнодействие, там совершаемое? Так важно –
бодрствовать и никогда не пренебрегать духовною пользою,
но всякое время считать удобным для такого приобретения.
Поэтому хорошо говорил этот блаженный в послании:
"любящим Бога, ...все содействует ко благу". Это
изречение будем и мы, увещеваю вас, иметь начертанным в
душе нашей и не будем никогда сетовать, когда
подвергнемся в этой жизни каким-нибудь прискорбным
обстоятельствам, или телесным болезням, или каким-либо
другим печальным случаям; но, руководясь великим
любомудрием, будем противиться всякому искушению, зная,
что если мы будем внимательны, то можем получать пользу
от всего и еще больше от искушений, чем от благоприятных
обстоятельств; не будем никогда падать духом,
представляя, сколько пользы от терпения, равно не будем
питать ненависти и к тем, которые подвергают нас
искушениям, потому что хотя они делают это, имея
собственную цель, но общий Владыка попускает это, желая,
чтобы мы и чрез это приобретали духовные блага и
получили награду за терпение. Итак, если мы будем в
состоянии с благодарностью переносить приключающиеся
бедствия, то изгладим не малую часть грехов наших. Если
Господь, видя такое сокровище и учителя вселенной
подвергающимся каждый день опасностям, допускал это, не
потому, чтобы Он презирал своего подвижника, но потому,
что приготовлял для него пространнейшее поприще, дабы
даровать ему блистательнейшие венцы, то, что можем
сказать мы, исполненные бесчисленных грехов и за это
часто впадающие в искушения, чтобы, получив за них
наказание здесь, удостоиться, хотя малого милосердия и,
получить в тот страшный день неизреченные блага?
Размышляя об этом в самих себе, будем мужественно
принимать все, чтобы нам и получить награду за терпение
от человеколюбивого Господа, и изгладить множество
грехов наших, и сподобиться вечных благ, благодатью и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым
Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца
нашего Иоанна Златоуста,
архиепископа
Константинопольского, в русском переводе.
Издание СПб.
Духовной Академии, 1897. Том 3, Книга 1,
Беседа на слова Апостола: Рим.8:28, о терпении и о том,
сколько пользы
от скорбей, - С. 158-164.
Азбука веры
Примечание
* Вступление этой беседы весьма похоже на
вступление в беседу о должнике десятью тысячами
талантов. Как в той, так и в другой проповедник
радуется, что после продолжительной болезни он вновь,
как бы по возвращении из долгого путешествия, является
среди собрания, которое его любит и которое любимо им с
своей стороны. Поэтому, некоторые ученые выводят отсюда,
что если беседа о должнике десятью тысячами талантов
была произнесена, несомненно, в Антиохии в 887 году, то
эта была произнесена в Константинополе, так как трудно
предполагать, чтобы одно и то же вступление было
произнесено в одном и том же городе.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|