Ефрем Сирин. Слово подвижническое первое
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.

Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово подвижническое первое
Если кто хочет истинно предать себя
Господу, чтобы получить обетование царствия, то, поелику
лукавый противоборствует всеми способами, многоразлично
нападая на всякую душу, прежде всего должно каждому
восприять крепкую веру и твердую надежду, чтобы ими
можно было угасить разжженные стрелы лукавого. Посему
пусть сопротивник употребляет тысячи средств, желая
ослабить произволение, отвлечь от упования и любви ко
Господу, различно нападая на душу, или посредством духов
злобы причиняя ей внутренние скорби, или всевая в нее
лукавые, суетные, непозволительные и скверные помыслы,
приводя ей на память прежние грехи, даже осуждая душу,
чтоб произволение ее пришло в расслабление, при мысли,
что невозможно получить спасение (а чрез это душа
ввергается в безнадежность, рассуждая что из нее самой
рождаются в сердце сии нелепости суетных и лукавых
помыслов, а не всеваются в нее чуждым духом, носящим
внутрь ее грех, между тем, как мысль сию внушает злоба
врага, которая, чтоб довести душу до отчаяния, не хочет
сделать известным, что при душе есть чуждый Богу дух
мирского заблуждения); пусть также труды телесные
приводят в немощь, или людьми бывают нанесены поругания
и скорби; если всем этим лукавый старается побороть
душу, человек да не теряет надежды на Господа, но всякий
раз более и более да прилепляется к Нему, как к единому
благому, человеколюбивому, могущему исцелить душевные
немощи, Его всегда любя, о Нем размышляя, и в себе самом
рассуждая так: "если я отступлю от Бога, и оставлю
правую подвижническую жизнь, то куда могу придти, как не
в погибель, как скоро предамся советам лукавого?" Итак,
если лукавый в каждого из братий ежедневно будет
тысячами пускать острия разжженных стрел, порочных
страстей, нелепых и лукавых помыслов, чтоб совратить с
пути правды и привести в расслабление и отчаяние, то тем
паче должно прибегать к Богу и на Него возлагать
надежду. Ибо Ему угодно, чтоб сим испытаны были души, к
Нему прибегающие, и в действительности стало известным,
что они, возненавидев все, возлюбили единого Бога, и
претерпев много зла от злобы вражеской за то, что
приближаются к единому Богу и исполняют Его волю, еще
большую приобрели к Нему приверженность, и презрев
тысячи смертей, возлюбили единого Бога, возжелав быть
наследниками Его одного, возлюбили единого Бога, признав
маловажными все свои старания и труды ежедневные и
подвиги, и сознав, что не могут сделать ничего
достойного чаемых благ. Ибо тысячи лет века сего то же в
сравнении с вечным и нетленным миром, как если бы кто
взял одну песчинку из всего множества морских песков.
Так беспредельны, бесконечны и неизменны век праведных и
царство небесное. А потому таковые души, разумно
подвизавшиеся, с таким упованием ожидавшие, в надежде на
Господа прошедшие всякую скорбь и твердо державшиеся
таковой надежды, не постыдятся, но улучат вечную и
истинную жизнь, оказавшись благоискусными в искушениях,
по сказанному: Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь
ли, или теснота, или гонение, или нагота, или беда, или
меч и т.д. (Рим.8:35)? И еще: скорбь терпение
соделывает, терпение же искусство, искусство же упование
(Рим.5:3.4). И Господь сказал: в терпении вашем стяжите
души ваша (Лк.21:19); и еще: претерпевый до конца, той
спасется (Мф.24:13).
Посему все скорби, причиняемые лукавым,
если человек переносит их мужественно, находя себе опору
и утверждение в надежде и великодушии, делают его еще
более благоискусным. Ибо рассуди: если бы поставили тебя
единым царем всей земли, и тебе одному принесли
сокровища вселенной, и ты бы один царствовал и обладал
вселенною с тех пор, как сотворен род человеческий, и до
окончания века; то неужели бы променял ты на это
истинную, беспредельную, вечную жизнь и царство
небесное, которому нет ни конца, ни преемства? Явно, что
если здраво рассудишь, то скажешь: "нет, да не будет
того, чтоб беспредельное царство променял я на тленное";
как и Господь сказал: кая польза человеку, аще мир весь
приобрящет, душу мое свою отщетит? Или что даст человек
измену за душу свою(Мф.16:26)? Поэтому мира всего, и
царства его, и денег и славы драгоценнее и досточестнее
одна душа. Потому самому и драгоценно для нас небесное
царство, что ни одной твари, ни неба, ни солнца, ни
луны, ни звезд, ни земли, ни моря, ни другой какой из
видимых тварей не благоволил Бог соделать причастницею
Своего естества и вознести к Отцу, кроме одного
человека, возлюбившего Его паче всего. Итак если,
взвесив здравым смыслом великие твари мира, или
богатство, или самое земное царство, не согласишься
променять на них вечного и небесного царства жизни; то
как же многие меняют оное на жалкие и ничтожные вещи в
мире, например, на какое-нибудь пожелание мира сего, или
на суетную славу, или на гнусную корысть? Ибо кто любит
что-нибудь в мире сем и привязывается к какой бы то ни
было мирской и тленной вещи, тот на вещь сию меняет
небесное царство. Кто что любит, то и бывает для него
богом, как сказано: имже бо кто побежден бывает, сему и
работен есть (1Пет.2:19). А кто действительно желает
бессмертной жизни и вожделевает небесного царства, тому
надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем,
простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и
выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества,
возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не
примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке,
или в сей жизни. Кто действительно восприял истинную
любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает
всякую иную любовь мира сего, и расторгает всякие
вещественные узы. Такую душу не может удержать ничто
видимое, ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы
плотской любви, ни что-либо вещественное; напротив того,
душа, любящая единого Бога, кроме Его не любит ничего
другого в мире сем, но чтобы всею своею любовию и волею
зависеть от Него единого и к Нему одному быть
прилепленною, всякую земную и вещественную любовь
преодолевает и препобеждает. Обоюдоострый меч - любовь
Духа, приобретенная собственною малоценною любовью. Сия
любовь, подобная мечу, может рассечь всякое вещество,
простираться далее всех земных пределов, сочетаваться с
единым Богом и во всем исполнять Его волю. Посему
великие нужны подвиги и усиленные труды, чтобы пожать
великие обетования вечной жизни; для сего человеку
надобно всецело предать себя Господу, как написано, всем
сердцем и всею силою, крепостью и волею (Мф.22:37), и
зависеть от Него и распинать себя душою и телом
непрестанно и неослабно во всех святых Его заповедях,
чтобы можно было улучить обетованную жизнь любящим Бога
и желающим сподобиться жизни святой.
Если в земном, переходящем и тленном
царстве подъемлются великие старания, усилия, труды и
беспокойства, чтобы желающие могли преуспевать и с
некоторою честью достигать преходящей славы или власти;
то тем паче со всем усердием надлежит трудиться,
беспокоиться и подвизаться для вечного, нестареющегося и
нетленного царства, из одной радости наследовать такую
бессмертную славу. Ужель кажется тебе справедливым,
чтобы земные и преходящие вещи и тленная слава требовали
таких усилий и трудов, а для приобретения надежды, -
нестареющиеся и нескончаемые веки веков царствовать со
Христом, - не надлежало даже этого краткого времени
пребывания твоего на земле употребить на труды и
подвиги, чтобы впоследствии целые веки царствовать тебе
в Боге? Думаю, что и самым недальним умом одаренному
покажется явно справедливою мыслью: лучше краткое время
подвизаться и быть в борьбе, чтобы одержать победу на
веки, нежели краткое время проведя недоблестно, но
изнеженно, и предаваясь земным удовольствиям, понести
поражение и вечный стыд. Ибо, когда посвящает кто жизнь
свою на дела добрые и на все то, что требуется в
Писании, тогда всякое слово, писание и сочинение, даже
книги нехристианских философов провозглашают о сем,
хваля такого человека и величаясь им, и всякий язык
свидетельствует о нем, что дела его согласны с требуемым
в Писании. Тот истинный философ пред Богом, кто всегда
противится худым желаниям своим. А кто украшается и
хвалится благовидным именем любомудрия, но не подчиняет
себе пожеланий своих, тот без сомнения признан будет
немудрым и глупым, по испытании его в неразумных
страстях. Итак, человеку Божию надлежит не многословию
предаваться, но быть внимательным к делу истины,
упражняться и проводить жизнь в таких занятиях, какие
предписаны Священным Писанием; потому что в Божием
Писании, равно как и в мирских книгах, везде говорится о
добрых делах, и определяются наказания за худую
нравственность. Посему если проводишь жизнь в доблестных
делах добродетели, ведешь себя хорошо и честно, то все
заговорят о тебе, и память твою будут возвещать всякому,
кто проводит жизнь в тех же делах восхваляемой всеми
добродетели.
Итак, приложим старание жить всегда по
заповедям Господним, в надежде получить наследие толиких
благ, и будем всегда ожидать причастия Духа, чтобы,
освятившись здесь душою и телом, и, по причастии Духа,
исполнив все заповеди, соделаться достойными Христа; а
таким образом сподобившись, чрез общение Духа, стать
сынами Небесного Отца, соделавшись наследниками Богу, и,
по Апостольскому слову, сонаследниками Христу
(Рим.8:17), сподобиться нам участия в вечных благах со
Христом в бесконечные веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С.34-39. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр.
Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен - преподобный Ефрем Сирин
- К нерадивой душе - преподобный Ефрем Сирин
- Вопросы и ответы - преподобный Ефрем Сирин
- О восьми помыслах - преподобный Ефрем Сирин
- Великопостная покаянная молитва - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "На пришествие Господне" - преподобный Ефрем Сирин
- "К монаху Иоанну" - преподобный Ефрем Сирин
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии" - преподобный Ефрем Сирин
- "В подражание притчам" - преподобный Ефрем Сирин
- "В низложение гордыни" - преподобный Ефрем Сирин
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 55 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 20 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о безмолвии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ на некоторые вопросы" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ брату о священнике Илии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием" - преподобный Ефрем Сирин
- "Обличение себе самому и исповедь" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об утверждающих, что нет воскресения" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении и сокрушении слово поучительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О суете настоящей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О смиренномудрии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О сердечном сокрушении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О псалме" - преподобный Ефрем Сирин
- "О преспеянии в добродетели" - преподобный Ефрем Сирин
- "О правой жизни. Девяносто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О посте" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии и терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Большое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Первое малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Второе малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О подвижнике Иулиане" - преподобный Ефрем Сирин
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О рае" - преподобный Ефрем Сирин
- "О монахах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Первое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Второе поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви к бедным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром" - преподобный Ефрем Сирин
- "О душевном страхе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О духовном состоянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетелях и страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. Десять глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О девстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О восьми помыслах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воскресении мертвых" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вооружении монаху" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вере" - преподобный Ефрем Сирин
- "О брани с диаволом" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных обителях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных местах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженствах и горе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление братиям" - преподобный Ефрем Сирин
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучительные слова к египетским монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Против исследователей естества Сына Божия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Различные виды Божия промысла" - преподобный Ефрем Сирин
- "Седмь деланий у монаха" - преподобный Ефрем Сирин
- "Сказание о юродивой" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово душеполезное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на почивших о Христе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о Аврааме и Исааке" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о злоязычии и о страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о прекрасном Иосифе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о святом пророке Илие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о священстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о страданиях Спасителя" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о суде и об умилении" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово увещательное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное второе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово первое. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово второе. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Советы подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Второзаконие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Исход" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Левит" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Числ" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Авдия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Амоса" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Даниила" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Захарии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Малахии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Михея" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Осии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Надгробные песнопения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Церкви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Воскресении, смерти и сатане" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слезные моления" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Исаии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Иеремии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На некоторые места "Плача Иеремии"" - преподобный Ефрем Сирин
|