Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Церковь Христова


Православный епископат как новый класс капиталистов

Именно такой  термин "новый класс капиталистов" содержится в одном из патриарших посланий, хранившихся более 50 лет в областном архиве и недавно рассекреченных. В подобных посланиях Патриарх Алексий I (Симанский) поучал руководителей епархий, в том числе епископа Архангельского Феодосия, порицал стремление духовных лиц к роскоши, боролся со все нараставшей практикой внутрицерковного доносительства.

Послания цитируются с сохранением орфографии и пунктуации (включая внутритекстовые многоточия). Несколько пунктов второго послания, касающихся награждений и поощрений, не приводятся.

Эти патриаршьи послания наряду с другими закрытыми и предназначенными для служебного пользования документами (например, партийными закрытыми письмами) рассекречены совсем недавно. доступны они были по той причине, что со сталинских времен на всю содержавшую церковный негатив или компромат на духовных лиц информацию ставился гриф "Секретно", и она, конечно, не только не подлежала оглашению, но не использовалась в антирелигиозной деятельности.

Примечание ред. Обратите на это внимание -  советские и партийные органы власти хотя и получили копию служебного  послания Патриарха, но также её засекретили! Никаких утечек компрометирующей церковь информации не происходило. Ей даже не могли воспользоваться пропагандистские издания атеистической направленности. Вы представляете? Лично у меня преставления о религиозной кровожадности советской власти серьезно уменьшились.

Патриарх Алексий I Симанский и митрополит Крутицкий  Коломенский и Николай Ярушевич

Патриарх Алексий I Симанский и митрополит Крутицкий  Коломенский и Николай Ярушевич

***

Преосвященным Епископам и архиереям

В 1949 году я писал Преосвященным Епископам по поводу анонимных доносов, поступающих в Патриархию из Епархий.

В настоящее время нахожу необходимым снова коснуться этого больного вопроса нашей церковной жизни.

За последнее время наблюдался особенно большой приток жалоб, вернее доносов, с мест, как на Епархиальных Преосвященных, так и на отдельных членов местного духовенства. Эти жалобы по большей части анонимные или подписаны фамилиями, которые, по выяснению, оказываются фиктивными, с фиктивными же адресами.

Анонимные жалобы по общему правилу не подлежат рассмотрению. Относительно анонимных доносов еще в древности, во втором веке, Траян в письме к Плинию писал: "какие бы обвинения в анонимных доносах не заключались, на них не нужно обращать внимания, т.к. они представляют собой отвратительный пример, несоответствующий нашим временам". А нашим временам, в отечестве нашем, в условиях наших, - они еще более не соответствуют и являются еще более "отвратительными": "Этому не требуется пояснений".

Однако, для того, чтобы Епархиальный архиерей, на которого, или на духовенство которого, принесена жалоба, знал о ней, обычно такие письма Патриархией направляются к нему, совсем не из веры к клеветам в них содержащимся, а из желания не оставлять эти клеветы в безызвестности для архиерея, а так же в иных случаях, и для обличения их лживости, и для того, чтобы на месте обнаруживать тех, от кого они исходят.

(При сем прилагаю несколько резолюций по делам об анонимных доносах).

Чем объяснить этот, можно сказать, все усиливающийся поток жалоб?

Я полагаю, что прежде всего он объясняется тем общим явлением, что в настоящее время многие прихожане наших приходов имеют стремление вмешиваться в дела приходской жизни, касающиеся не них, а только духовенство данного прихода.

Приходится признать факт, что почти в каждом храме имеются группки людей, злобно настроенных ко всему, то делается в храме помимо их; они неустанно ждут случая найти повод для жалоб, чтобы очернить неугодных им лиц, рассчитывая на то, что их клеветнические доносы могут достигнуть цели и повредят тем, на кого они клевещут.

Особенно заметно тяготение некоторых прихожан к вмешательству в денежные дела прихода, причем это тяготение имеют лица не наиболее церковно настроенные, а, наоборот, ищущие в участии в церковном хозяйстве собственной выгоды, спекуляции. Бесчисленны, как это хорошо известно каждому Епархиальному архиерею и каждому настоятелю церквей, факты злоупотребления своим положением со стороны старост и др. лиц, причастных так наз. "ящику"; известны многочисленные случаи хищения церковных средств и т.д. К сожалению, приходится слышать, что в настоящее время слово "староста церкви" является нередко синонимом слова "грабитель".

***

Читайте также по теме:

***

Настоятелям церквей приходится зорко следить и за хозяйственной стороной в храме и выявлять хищников..., согласно древнему правилу - "чинить крепкое смотрение и наблюдательство". А это ведет часто к неприятным мерам воздействия по отношению к лицам, пристроившимся к "ящику" с целью самообогащения. И вот начинаются со стороны изгоняемых яростные нападки, как на священство данного храма, так и на архиерея, если последний не склонен мирволить грабителям.

Св. Исифор Пелусиот писал по одному поводу Св. Кириллу Патриарху Александрийскому: "Предубеждение не видит ясно, а ненависть вполне слепа..."

И вот, в подобной слепой ненависти, "обиженные" хищники с невероятной злобой и упорством пишут жалобы и клеветы, мстя за отстранение от церковных доходов.

Вот тот источник, из которого, льется эта нечистая вода жалоб, и инсинуаций и клеветы.

Как же должен действовать архиерей, а также высшая церковная власть в предупреждение, им, вернее, в устранениие подобного нетерпимого в церкви положения?

Как бы не были нелепы доносы, нельзя оставлять их без всякого внимания, не помышляя о предосторожностях. Необходимо напомнить подведомому нам духовенству и строго следить за тем, чтобы оно было на высоте положения и не подавало, как это часто бывает, повода к обвинению его: или не в благоговении к святыне, или в корыстных действиях, или в небрежном отношении к своим священным обязанностям, или в безнравственных поступках.

Далее - следует в приходы Епархий чрез благочинных, отметив печальный факт поступления в Патриархию безымянных жалоб и доносов, объявить, что жалобам, не подписанным или подписанными, как затем окажется при проверке вымышленными фамилиями и адресами, не будет даваться хода, и что только подписанные письма, с точным обозначением адреса жалобщика, будут принимаемы во внимание и по ним будут производиться дознания, причем жалобщики отвечают за верность и, в случае ложности донесений, будут привлекаться к ответственности.

Некоторые архиереи склонны передавать таких лиц церковным прещениям, едва ли всегда эта мера может оказывать надлежащее воздействие. т.к. по существу такие лица оказываются в большинстве случаев людьми нецерковными и без всякого прещения мало или совсем не соблюдающими церковные обычаи. Приходится с особой осмотрительностью, и только в исключительных случаях, применять к ним канонические меры церковного воздействия.

Ответственность за благочиние и порядок в приходах лежит прежде всего на настоятелях храмов, которые и личным примером, и словом убеждения обязаны охранять мир в своей пастве. Необходимо им особенно остерегаться сношений с людьми сомнительными, чтобы сомнение не коснулось их самих и не оскорбляло чистоты и святости мест, которому принадлежать нас Бог сподобил.

Если пастыри будут следовать завету Апостола о внимании себе и стаду... и если архиереи будут глубже вникать в действия подведомого им духовенства, с полным беспристрастием, являя своей жизнью и деятельностью пример искания не своих сил, а яже Божия, то можно надеяться, что жизнь церковная в наших Епархиях потечет более мирно и богоугодно, и не будет столько пищи для злобных доносов и бессовестной клеветы.

Алексий, Патриарх Московский

18 декабря 1953 года.

***

Преосвященным Епархиальным Архиепископам

Еще раз братски приветствуя возлюбленных собратий, преосвященных архиереев, с праздником Рождества Христова и Новолетием, я считаю благовременным выслать им некоторые мысли в связи с деятельностью Епархиальных Преосвященных на местах.

1.....

2.....

3. В некоторых Епархиях наблюдается не предусмотренное Положением, и по существу ненужное, нагромождение должностей. Так, в некоторых Епархиях, кроме секретаря Епископа (неправильно иногда именуемого Епархиальным секретарем, а то и секретарем Епархиальной Канцелярии, или Управляющим по Канцелярии), имеются следующие должности по Канцелярии и архиерейскому дому: "заведующий кадрами", "заведующий пенсионным столом", "главный бухгалтер", "старший бухгалтер", "бухгалтер-ревизор", "помощник бухгалтера", "епархиальный ревизор", "епархиальный миссионер", "библиотекарь нот", "заведующий учетным отделом", "комендант", "деловод (?), "художник", "портниха", "технический работник (?)", "заместитель секретаря", "охранник", "смотритель здания", "счетовод-кладовщик", "гардеробщица", "эконом", "заведующий ремонтным столом", "официант" и т.д. И в разных епархиях по разному.

Непонятно, почему в одних Епархиях эти должности считаются необходимыми, а в других обходятся без них.

Патриархия вышлет единообразный для всех Епархиальный список служащих в каждом Епархиальном Управлении, и его надо будет держаться.

4.....

5. Обычно в течение весны и лета Патриарху приходится заниматься вопросом об отпусках, которые Преосвященные архиереи испрашивают себе, и иметь заботу о том, кому поручить управление Епархиями на время их отпусков.

Решать это не легко, т.к. не всегда все кафедры имеют правящих Епископов и приходится поручать управление иной раз не соседнему Епископу, а более или менее отдаленному.

"Очередные" отпуска Преосвященным - явление новое, и на эти отпуска претендуют особенно архиереи посвящения последнего периода времени, между тем как архиереи старшего возраста, несмотря на свой преклонный, а в некоторых случаях и весьма преклонный возраст, даже свыше 80 лет, не сколько об отпуске и отдыхе думают, сколько неленостно несут свое архиерейское послужение.

Многие Преосвященные любят проводить отпуск на курортах, несмотря на то, что эти курорты более приспособлены для мирских людей, чем для святителей...

Требуя "очередного" из года в год отпуска, иначе говоря периодического освобождения от дел своей Епархии, архиереи приравнивают себя в этом отношении к служащим в гражданских управлениях, между тем существует огромная разница между этим рядовым служащим и архиереем...

В Патриархию поступают с мест справедливые, по существу, жалобы, что архиерей продолжительно отсутствует из Епархии, что у них нет архиерейских служб, а бывает и так, архиерей у себя, но служит редко, непонятно, почему, но, во всяком случае, неверно полагая, что частые служения не свойственны высокому положению Епископа!...

Нам известно, что у многих архиереев имеется стремление к чрезмерной заботе о своей особе, и это - в ущерб делу церковному. Например, многие Преосвященные широко празднуют свои именины, свои "юбилеи", собирая для этой цели духовенство, устраивая пышные трапезы, и, даже чрез секретарей и благочинных, определяя для каждой общины сумму пожертвований на подарок, не думая о том, что лепта жертвуется верующими на нужды церковные, а не на прихоти Епископов, являющимися служителями Божиими, а не князьями Церкви, как в католическом мире. В Патриархии имеются сообщения о подобных действиях архиереев, исходящие от самого духовенства, против воли вынужденного подчиняться сказываемому на него давлению... Некоторые архиереи без нужды заводят у себя по несколько машин, причем даже "личные" машины (на епархиальный счет?), и это производит недоброе впечатление на ближайшее их окружение...

Вследствие всего этого, между архиереями и особенно сельским духовенством, получается резкий контраст: первые, живя за счет церковных доходов, излишествуют, а вторые - в своем иногда весьма бедном храме не имеют иной раз даже необходимых для богослужебных целей предметов.

Широкая жизнь некоторых Преосвященных, являясь соблазном для верующих, заражает и многих из рядового духовенства.

"Приходится сознаться, - пишет один Архиерей, рассуждая о современных стремлениях иных духовных лиц к широкой, малодуховной, жизни, - что духовенство является предметом осуждения и со стороны внешнего его обихода: нарождается-де новый класс капиталистов"... Об архиереях в этом отношении нужно подумать прежде всего...

Алексий, Патриарх Московский

1 января 1954 года

***

Преосвященным Епархиальным Архиереям

Несколько лет назад я обратился Епархиальным архиереям с братским посланием, в котором я обличал отрицательные стороны в обиходе многих Преосвященных, именно: - стремление "расширять" в широком смысле слова, как говорится в св. Евангелии о фарисеях и книжниках, - "воскрилия риз своих", в иных случаях даже с явным злоупотреблением церковными средствами, к крайнему недоумению и соблазну многих - и духовных и мирских людей, - и распространять свои личные хозяйства за счет церковных сумм, с ущербом для общецерковного дела.

Я тогда указывал на то, что широкая жизнь некоторых архиереев, с поездками на курорты, с заведением для себя лично нескольких машин, с широким празднованием своих именин и т.д. - является соблазном для верующих, для подведомого духовенства, и вызывает крайнее осуждение прежде всего со стороны тех, кто надеется видеть в духовных лицах, а особенно в архиереях, людей преданных церковному делу, являющихся примером жизни скромной, соответствующей тому, чему они учат с церковного амвона.

Говорил я и о том, широкая жизнь архиерея заражает многих из рядового духовенства, которые, подражая своему архипастырю, также употребляют непринадлежащие им церковные деньги на свои личные нужды и прихоти.

Я надеялся, что мои указания, клонящиеся ко благу церковному и к ограждению самого духовенства от справедливых нареканий, будут приняты во внимание, и что, сознавая справедливость этих указаний, те из наших архиереев, коих они, эти указания, лично касаются, изменят образ жизни, и свои личные удобства и заботы о благах земных не будут ставить выше строгого выполнения данного им Богом церковного послушания...

К сожалению, мои надежды не оправдались, и мне приходится вновь подымать вопрос о соблазне, вносимом некоторыми Преосвященными своим образом действий.

Вот, например, как в одной из наших Епархий, архиерей распоряжается церковными средствами: за полгода им истрачено без малого пол миллиона непринадлежащих ему Епархиальных сумм на приобретение для своих родственников домов и автомобилей.

Вот архиерей другой Епархии приобретает на церковные средства дачу, в которой поселяет близких ему лиц, не имеющих никакого отношения не только к Епархиальным делам, но и вообще к церковному делу.

Еще пример неправильного и во всех отношениях незаконного пользования церковными суммами: при переезде одного Епископа в другую Епархию было обнаружено, что им незаконно присвоено и растрачено было до семисот тысяч Епархиальных средств.

Один архиерей, переехав в другую Епархию, захватил с собою многие предметы из мебели, и другие вещи, принадлежащие не ему, а церковному дому, а другой послал было всю обстановку дома не только в свою новую резиденцию, но и родным своим, в места их жительства...

В поступающих в патриархию жалобах на широкое расходование в некоторых Епархиях средств не по их прямому назначению, высказываются горькие сетования на то, что лепты, при том далеко не всегда от избытка жертвуемые верующим народом на храм Божий и на неотложные нужды церковные, тратятся произвольно архиереями на их личные прихоти...

Надеюсь, что на сей раз мой призыв будет принят, и прекратятся недопустимые явления, о которых много здесь упомянуто.

Алексий, Патриарх Московский

25 марта 1959 года

Сайт Михаила Лощилова

 

***

О доходах священнослужителей в сталинские времена

"Интересен и факт, что в те годы доходы большинства советских и партийных работников уступали доходам церковнослужителей. Так, например, оклад уполномоченного по делам Русской православной церкви по Архангельской области Окольничникова составлял 1150 рублей <…>

Так, директор и главный инженер ЭМП-8 (будущей "Арктики") Кромский и Абрамзон получали по 3750 рублей, зам. директора Волков – 3200 рублей (Прим. ред. Заметьте, предприятие находилось на Крайнем Севере!) <…>

А только учтённый доход настоятеля архангельской церкви Всех Святых священника Вотчинского в 1952 году равнялся 49500 рублям. В том же году местный епископ Леонтий (Смирнов) уплатил налогов с учтённых денежных вознаграждений на сумму в 18664 рубля. Надо сказать, что применение слова "учтённых" неслучайно, так как не поддавались никому учёту и оставались скрытыми от налоговой инспекции суммы, которые получали священники за исполнение треб на дому: крещений, отпеваний и исповедований. Не поддавались учёту и подношения (как правило, от пятисот до нескольких тысяч рублей), которые получал епископ при посещении церквей епархии.

О том, что суммы набегали солидные, говорит хотя бы тот факт, что владыка Леонтий владел сначала трофейным "Опелем", затем ездил на новой отечественной машине "Победа". А сменивший его епископ Феодосий (Коверницкий) вскоре после назначения приобрел за 56 тысяч рублей шикарнейший по тому времени легковой автомобиль "ЗиМ". Кстати, первый и на многие годы единственный в области.

Естественно, подобное расслоение в доходах и порой нарочитое выпячивание своего богатства не было исключительно архангельским явлением. Именно поэтому в те дни Патриарх Алексий в секретном послании епископам писал: "Некоторые архиереи без нужды заводят у себя по несколько машин, причём даже "личные" машины (на епархиальный счёт?), и это производит недоброе впечатление даже на ближайшее их окружение... Приходится сознаться, пишет один архиерей, рассуждая о современных стремлениях иных духовных лиц к широкой, малодуховной жизни, что духовенство является предметом осуждения и со стороны внешнего его обихода: нарождается-де новый класс капиталистов..."

Поскольку духовная власть в лице Патриарха ограничилась лишь словесным и к тому же келейно сделанным осуждением, реагировать на всё возрастающий ропот по поводу появления "новых капиталистов" должна была светская власть. Но так как церковь давно была отделена от государства, как-либо напрямую ограничить доходы её представителей не представлялось возможным. Поэтому почти одновременно с выходом постановления Политбюро, урезавшего доходы чиновников, правительственным решением для церковнослужителей была введена новая прогрессивная шкала подоходного налога. Так, с доходов в диапазоне 40 - 50 тысяч в год стали удерживать от 46 до 49 процентов. Столь высокая ставка обуславливалась наличием скрытых (порой равных по сумме заявленным) доходов. В этой связи, например, священник Вотчинский в 1953 году с учтённого дохода в сумме 47425 рублей был вынужден в виде налога уплатить 22836 рублей".

Сайт Михаила Лощилова

***

Обсуждение современных проблем и нестроений Церкви:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Церковь Христова. Необходимость принадлежать Церкви для спасения"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru