Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Святые Православия / Преподобный Серафим Саровский


Шесть причин "затяжной" канонизации Серафима Саровского

Память: 2 / 15 января, 19 июля / 1 августа (обретение мощей)

Почему же так долго не получалось прославить Серафима Саровского? Помимо целого ряда субъективных факторов, которые описаны в материале "Трудности канонизации", были также и свои внутренние, объективные причины. Они проистекали из той исторической реальности, в которой жил сам саровский подвижник и в которой затем состоялась его канонизация. Какие же это были причины? "Фома" предлагает свой ответ.

Шесть причин "затяжной" канонизации Серафима Саровского

1. Утрата опыта канонизации святых в синодальный период

В 1721 году император Петр I передал управление Русской Церковью Святейшему правительствующему синоду. Почти на 200 лет Церковь утратила самоуправление. В течение этого периода времени было канонизировано лишь пять святых. Утрата ясности в определении критериев святости проявились в момент, когда по инициативе императора Николая II возник вопрос о прославлении новых святых. Например, большие сомнения при канонизации Преподобного Серафима возникли, когда не обнаружили нетленного тела святого, а "только" кости.

2. Сложные отношения между Святейшим Синодом и Государем

Несмотря на то, что императорская особа формально обладала неограниченной властью, Святейший синод вовсе не был безгласным и покорным. В случае несогласия с мнением государя, возникали трения, бюрократические проволочки, закулисные скандалы. При прославлении преподобного Серафима один из инициаторов дела, архимандрит Серафим Чичагов, сознательно передал свою книгу о Преподобном лично императору - в обход синода.

Торжественная процессия с мощами преподобного Серафима Саровского, возглавляемая императором Николаем II (1903)

Торжественная процессия с мощами преподобного Серафима Саровского, возглавляемая императором Николаем II (1903)

***

Почти век решался вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского. Почему так долго?

***

3. Регламентированность церковной жизни в синодальный период

За Синодальный период сложилось особенное отношение к тому, как должна быть устроена монастырская и приходская жизнь. Церковный быт был строго регламентирован, и выход за рамки положенного мог повлечь за собой большие неприятности. Возрождение старчества и возвращение афонской монашеской традиции воспринимались с известной долей подозрительности, а иногда и враждебности. Образ преподобного Серафима, рядового иеромонаха в штатном русском монастыре, также выбивался из привычного представления об укладе монашеской жизни. Афонская молитвенная традиция, исихазм, то есть непрестанная Иисусова молитва и молитва Богородице, которой следовал в том числе и Преподобный, вызывали споры и часто воспринимались как нездоровый мистицизм.

4. "Сомнительная" открытость Преподобного мирскому народу

Начальству казалось, что большое количество людей, которые стекались к таким подвижникам, как Серафим Саровский, могли нарушить размеренную жизнь монастыря. Преподобный Серафим Саровский принимал всех, без различения пола и звания. Ложные слухи и подозрения вызывала опека над дивеевскими сестрами.

5. Апокрифические сказания как следствие народного почитания

После кончины Серафима Саровского возникло множество апокрифических сюжетов якобы из его жизни. Эти "сказания" стали жить параллельно с подлинными свидетельствами подвига Серафима. Отличить "зерна от плевел" было крайне затруднительно.

6. Особое мнение обер-прокурора синода - Константина Победоносцева

Когда возник вопрос об официальной канонизации Серафима Саровского обер-прокурором Священного синода был Константин Победоносцев. Сторонник образования простого народа через систему церковно-приходских школ, он воспринимал канонизацию Серафима Саровского как дань мистическим новациям. Поэтому обер-прокурор и упорствовал до конца, затормаживая процесс прославления Преподобного.

Тихон Сысоев

Фома - 01.08.2016.

***

Молитва преподобному Серафиму Саровскому:

Акафист преподобному Серафиму Саровскому:

Каноны преподобному Серафиму Саровскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Серафиме Саровском:

Поучения преподобного Серафима Саровского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru