Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Святые Православия / Святитель Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский


Посещение святителем Лукой Войно-Ясенецким Томска

135-летию со дня рождения Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого - святителя Луки Симферопольского посвящается. Не единожды святитель Лука посещал наш Томск, об этом упоминается и в его автобиографии, и в книгах о нем…

Осень 1940 года  (Из автобиографии "Я полюбил страдание…")

"Неожиданно вызвали меня в муртинское ГПУ и, к моему удивлению объявили, что мне разрешено ехать в г. Томск для работы в тамошней очень обширной библиотеке медицинского факультета. Можно думать, что это было результатом посланной мной из ташкентской тюрьмы маршалу Клименту Ворошилову просьбы дать мне возможность закончить свою работу по гнойной хирургии, очень необходимую для военно-полевой хирургии.

Святитель и исповедник Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский

 

В Томске я отлично устроился на квартире, которую мне предоставила одна глубоко верующая женщина. За два месяца я успел перечитать всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках и сделал большие выписки из нее. По возвращении Большую Мурту вполне закончил свою большую книгу "Очерки гнойной хирургии".

В течение 1941 и 1942 годов  Святитель посетил г.Томск дважды (из книги "Святитель  Лука. Взгляд в будущее" Глущенков В.А.)

"В 1994 году профессора А.А.Задорожный и Ф.Ф. Сакс, доцент В.Ф. Бойтингер вспоминали: "Приезд В.Ф. Войно-Ясенецкого в Томск не был случайным. Весной 1941 года заболел тяжелым тромбофлебитом глубоких вен нижних конечностей заведующий кафедрой факультетской хирургии Томского медицинского института ПС. Федоров. Его лечили маститые врачи и профессора, но тромбофлебит прогрессировал с переходом на вены таза, и тогда профессор П.С Федоров попросил через НКВД пригласить на консультацию В.Ф. Войно-Ясенецкого. В Томске Валентин Феликсович жил в кабинете заведующего кафедрой факультетской хирургии, постоянно наблюдал больного и много работал в библиотеке как Томского университета, так и медицинского института. В первый приезд он находился в Томске около месяца, пока здоровье профессора П.С.Федорова не улучшилось.

В Томске Валентин Феликсович часто встречался с профессором В.П. Миролюбовым (1870-1947), долго работал в его  кабинете, читал многотомное руководство по патологической анатомии на немецком языке, нередко делал отличные зарисовки.

В.П. Миролюбов родился в семье сельского священника, закончил Астраханскую духовную семинарию в 1890 году, затем медицинский факультет и долгое время наряду с работой в университете состоял церковным старостой при Томском кафедральном соборе. В.П. Миролюбов и В.Ф. Войно-Ясенецкий подолгу беседовали на религиозные темы, обычно без свидетелей и за закрытыми дверями".

С В.П. Миролюбовым он посещал музей кафедры патологической анатомии, где была собрана богатая коллекция. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий готовил второе издание "Очерков гнойной хирургии". Особый интерес в то время он проявлял к остиеомиелиту плоских костей черепа. Академик АМН СССР И.В. Торопцев, в то время ассистент профессора В.П.Миролюбова, рассказывал: "Профессор Миролюбов представил меня Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, и я протянул руку для знакомства. На следующий день Виктор Павлович сделал мне резкое замечание: "Нужно было предстать перед Войно-Ясенецким как перед епископом для благословения", - и дальше строго заметил, что младший никогда не должен первым подавать руку для приветствия или знакомства. Этому я следовал всю жизнь". 

"В 1942 году у П.С.Федорова вновь обострился тромбофлебит, и Войно-Ясенецкий приехал в Томск, где в течение месяца снова лечил профессора, работал в библиотеке университета и медицинского института. Тогда же он выступил на конференции перед госпитальными хирургами с докладом "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов".

Легенда "Башенной аудитории"  (Из книги "Мифы и легенды Томска", том II)

Видимо эта легенда зародилась во время одного из посещений Святителем Лукой г.Томска в 1941-1942 годах, описанных выше . Примеч. М. П.

"Святитель Лука посетил Томск во время Великой Отечественной войны. Одна из его лекций состоялась в башенной аудитории института, располагавшейся в бывшей домовой церкви Святого Пантелеимона Целителя старых Университетских клиник. Церковь была открыта в 1892 году в память избавления Томска от холерного поветрия, поразившего тогда город. У её престола находилась чудотворная икона Святого Пантелеимона, которую летом 1892 года обносили с крестным ходом вокруг Томска, после чего поветрие прекратилось, а икона была торжественно внесена в Университетскую клинику.

Епископ Лука явился на лекцию в полном облачении. Коснувшись в лекции темы строения человека, он заметил, что тело является только орудием духа, управляемого им посредством души. Учитывая безраздельно господствующую в те годы идеологию атеизма, выступление епископа вызвало реплику из студенческой аудитории:

- Позвольте, профессор, мы всесторонне изучаем человеческое тело, но никогда не видели в нём того, что вы называете душой и духом!

Говорят, что по аудитории прокатилась волна одобрительных возгласов в поддержку оппонента. В ответ епископ приветливо улыбнулся, разгладил окладистую бороду, поправил серебрянную панагию на архиерейской рясе. Реплика из аудитории пришлась ему по душе:

- Видите ли, уважаемые коллеги, - обратился он к слушателям, - только что прозвучал вопрос, где слово явилось выражением духа и мысли оппонента. Мы только что слышали, как это выражение было блестяще осуществлено посредством разумной души человека. Станет ли кто-нибудь утверждать, что эта прозвучавшая здесь мысль не существует? Но, сколько бы мы её не искали в человеческом теле, она остаётся недоступной нашим внешним чувствам. Точно так же и дух и душа: сколько их ни ищите в теле человека - они останутся за пределами нашего внешнего восприятия. <…> Но, независимо от него, они существуют. Я бы сказал: они обязаны существовать, наполняя жизнью доступное и видимое нами физическое тело.

Томские студенты, преподаватели, врачи и просто слушатели, переполнившие тогда башенную аудиторию, устроили овацию необыкновенному лектору.

Вместе с тем, у епископа осталось ощущение недоговорённости в его апологии духа и души - источника и средства человеческого тела. Годы спустя он приступил к написанию своего главного богословского трактата "Дух, душа и тело", основным положением которого явилась мысль о том, что "между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Всё то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты… теснейшим образом связаны с жизнью духа".

До сих пор в Томске сохранилась университетская легенда, что именно здесь, в "Башенной аудитории", родилась идея главного трактата владыки - его размышление о великой тайне человека и его божественном происхождении".

***

Святитель Лука, врач возлюбленный, моли Бога о нас!

К публикации подготовила Мария Пучкова.

Дом Сестринского Ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого) - 23.04.2012.

***

Молитва святителю исповеднику Луке Войно-Ясенецкому, архиепископу Симферопольскому:

  • Молитва святителю исповеднику Луке Войно-Ясенецкому, архиепископу Симферопольскому. Святитель Лука  - талантливый хирург, апологет и крепкий духом исповедник веры, заботливый пастырь. К святителю Луке как врачу прибегают за молитвенной помощью в болезнях, ему молятся об укреплении веры в гонениях и искушениях; о даровании сил и мудрости во вдовстве, разводах, жизненных трагедиях, о вразумлении неверующих; людей, попавших в секты и расколы. Святитель Лука – небесный покровитель медицинских и социальных работников, служащих хосписов

Акафист святителю исповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе исповеднике Луке, архиепископе Симферопольском:

Труды святителя Луки Войно-Ясенецкого:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru