Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Мученик Аристид Философ - творения


Аристид, философ Афинский. Слово о благоразумном разбойнике

Аристид (II в.) – Афинский философ, обратившийся в христианство. Аристид - апологет, чьи творения - самые ранние, из дошедших до нас образцов христианской апологетики. Христианская историософия, выражающаяся в синергии Бога и человечества, которая определяет ход и смысл истории - перспектива, в которой Аристид развивает свою апологию. Развивая мысли ап. Павла, Аристид Философ критикует язычество за то, что оно переложило почитание Творца на творение, сначала на мир материальный, потом на душевный: так язычество перешло к человекобожию – поклонению человеческим страстям и порокам (откуда и безнравственность греческих богов).

Иероним Стридонский писал о нем: "Аристид, один из самых красноречивых афинских философов, ученик Христа, сохраняющий еще и свой философский багаж, подарил свой труд Адриану в то же время, когда Квадрат преподнес свой. Это сочинение содержало систематичное изложение нашего учения, т.е. апологию христиан; оно все еще существует и считается филологами вершиной его гения".

***

1. О, как меня поразило это [1] восклицание разбойника и ответ на него Распятаго! Позволь, слушатель внимательный, не пройти молчанием это таинство: в нем содержится чудодейственная некая сила. Ибо и само евангельское повествование говорит, что Распятый находился на кресте, как простой какой-либо смертный, быв пригвожден к нему, но быв распят во исполнение предсказаний пророков, а окрест стояла великая толпа иудеев, приготовляющих смерть Господу. Ты видишь здесь [2] во всеоружии самую смерть, – облеченнаго в оружие воина близ креста, горькую желчь, приготовленную для питья, подвигшияся основания земли, изменившиеся законы природы, день, одетый мраком ночи, раздранную завесу храма, разделенныя одежды Распятаго и тунику Его, отданную по жребию, небесныя воинства ужасающияся, потрясенную страхом природу вышних и преисподних, исполнившияся предсказания пророков.

Благоразумный разбойник (апокрифические имена Дисмас, Тит, в древнерусской традиции - Рах или Варах). Икона, XVI век

Благоразумный разбойник (апокрифические имена Дисмас, Тит, в древнерусской традиции - Рах или Варах). Икона, XVI век

2. Что же Распятый? Вся "совершишася" ныне (Ин. 19, 30), говорит. Мудрый разбойник оказался здесь мудрейшим, слыша этот спасительный глас. Ибо хотя руками распростертыми и ногами пригвожден был ко кресту, но свободным языком своим произвел движение и произнес мольбу: вера, хранившаяся в его сердце, произнеся Его имя, возгласила: "помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем" (Лук. 23, 42). На это Распятый ответил: "днесь со мною будеши в раи" (Лук. 23, 43).

3. По истине дивное и ужасное таинство: ибо отселе висевший на кресте мгновенно поемлется в рай – разбойника избирая спутником в своем шествии Христос; одного вводит в рай, другого нет. Почему так сделалось? Этот благоразумный разбойник не предвосхитил ли рай у Владыки рая от своего товарища (socio), то есть, распятый одесную от распятаго ошую? Отнюдь не так, но этими немногими словами "помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем", – он скорее получил желаемое, чем попросил, ибо рек (ему Христос): "днесь со Мною будеши в раи". Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойников, ибо руки хищников не досягают рая.

4. Нет, в Распятом разбойник познал несомненно Бога, и за свое воззвание веры призван был в рай, а не сам восхитил его от Господа. Итак, удались ныне, признающий Распятаго обыкновенным человеком бедным, разделенным (divisum) и грешным. Ибо если чистый человек смертной природы другому человеку смертному же по природе никоим образом не может даровать безсмертия, вероятно ли и правдоподобно ли, чтобы тот, кто, по своему составу, рожден и сотворен с природою поврежденной и испорченной, мог дать неповрежденность другому существу, равно поврежденному и испорченному? Равным образом мог ли бы человек открыть рай, который Бог закрыл для самого первозданнаго из людей, повелев херувиму с пламенным мечем охранять вход его (Быт. 3, 24).

5. Итак: как веруешь о Иисусе Христе, отверзающем рай, ты, слепотствующий, очами иудеев смотрящий на воплощение Еммануила? Если Христос кажется тебе лишь превосходнейшим из людей, то вот этот самый Христос, по твоему мнению только человек и притом распятый, отверзает рай, становится выше самого Бога, рай затворяющаго, – один и тот же, но в то же время сам себе противоположный. Не глупая ли это басня и не ложное ли учение, достойное смеха и комических песенок, – или лучше плача! Мы же исповедуем, что Распятый есть истинный Бог во плоти, покланяемся Ему, Господу, отверзшему рай.

6. В восклицании Распятаго содержатся и другия достойныя веры истины и ясныя доказательства. Этот глас, присно животворящий, который услышал самый разбойник, некоему Лазарю от того же Распятаго, прежде его распятия, возглашен был в сопровождении великаго чуда, в присутствии самих иудеев, убийц Христа, которые скрежетали зубами, (говоря): ты простой человек, а творишь из себя Бога (Ин. 10, 33). Но является вера, и божественный глас тебя убеждает, к сестре мертваго говоря: "аще веруеши, узриши славу Божию" (Ин. 11, 40). Подобным образом и к слепорожденному говорит: "веруеши ли в Сына Божия? Сей есть иже глаголяй с тобою" (Ин. 9, 35, 37). Слепой как и наш разбойник поклонился ему, восклицая: "верую, Господи". В этом исповедании слепой не один свет телесный нашел, ио и познал самого Виновника света, то есть Бога от Бога и Слово. Такую награду получает восклицание, которое исповедует нашу истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа.

7. Итак прошу и молю всех вас, верные Христа возлюбленнейшие, да подражаете вере одесную (Христа) распятаго разбойника, к его гласу присоедините свой глас, бывшаго же ошуюю разбойника осудивши, его неверие оплакавши. Ибо этот, поелику отступил от гласа Христа, первобытнаго блаженнейшаго пребывания одесную с сими двумя не имеет, но помещенный ошуюю, там и остался. И теперь видишь, как жалок грех неверия! Пред твоими очами дела обоих разбойников предлежат, постоянно повторяемыя и прочитываемыя из священных книг, которыя этими очевиднейшими доказательствами внушают тебе твердую и несомненную веру, что Распятый есть Бог и Сын Божий. Ему слава.

Аристид Философ, мученик

Цитировано по:

Н. Барсов. Из новооткрытых памятников первобытной

христианской проповеди. / Журнал "Христианское чтение,

издаваемое при Санктпетербургской Духовной

Академии". – 1887. – Часть I. – С. 399–405

Азбука веры

Примечание

1. Здесь предполагается предварительное прочтение на богослужении слов евангелиста Луки 23, 42 и след.; или параллельнаго места из котораго-либо другого евангелиста.

2. Т. е. у креста Христова.

* В латинском переводе с армянскаго, как в издании Мхитаристов, так и у Питры, слово озаглавливается: de latronis clamore et Crucifixi responsione sermo.

***

Труды мученика Аристида Философа:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru