Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Кочеткова Георгия - псевдоправославная секта


Александр Дворкин: Движению "кочетковцев" нужно дать недвусмысленную церковную оценку

В последние дни в средствах массовой информации появились публикации об антиканонической и просектантской деятельности настоятеля храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области иерея Иоанна Привалова - последователя известного священника-обновленца Георгия Кочеткова. Обновленческие реформы отца Иоанна привели к расколу в среде верующих - из храма были фактически изгнаны все прихожане, которые не разделяют "кочетковского" учения. В результате местные жители не имеют возможности посещать церковь в своем родном селе, а пожилые люди и инвалиды, ограниченные в передвижениях, полностью лишены Божественной Литургии.

Публикация критических материалов о деятельности священника Иоанна Привалова вызвала настоящую истерику в стане последователей отца Георгия Кочеткова. Призвав на помощь лояльные и прикормленные СМИ, "кочетковцы" развернули клеветническую кампанию против правящего архиерея Архангельской епархии митрополита Даниила Доровских, священнослужителей и прихожан архангельских храмов. В ход идут все подручные средства: прямая клевета, личные оскорбления и угрозы. В своих блогах "кочетковцы" не скрывают, что намерены идти до конца и любыми методами добиваться смещения митрополита Даниила с Архангельской кафедры.

Священник Георгий Кочетков. Основатель и ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (1988), основатель и духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств (1990)

 

Священник Георгий Кочетков. Основатель и ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (1988), основатель и духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств (1990)

Примечательно, что последователи Георгия .Кочеткова действуют единым фронтом с саентологами, которые уже подавали в суд на Архангельскую епархию, а также пытались дискредитировать правящего архиерея в заказных статьях.

***

Сложившуюся ситуацию в интервью ИА "Православие на Северной земле" прокомментировал президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, профессор Александр Дворкин.

профессор Александр Дворкин

 

- Александр Леонидович, за последнее время в СМИ прошел ряд публикаций о деятельности последователей священника Георгия Кочеткова в Архангельской епархии. Вы и сами недавно были в Архангельске, общались с правящим архиереем, духовенством, мирянами. Как вы можете охарактеризовать эту ситуацию?

- Судя по всему, ситуация достаточно напряженная. У священника Георгия Кочеткова есть некоторые чисто теоретические построения, которые его последователи начинают фанатично внедрять везде, где могут. В частности, при всей спорности многих идей священника Георгия Кочеткова главное, что вызывает вопросы - его экклесиологическая ересь - учение о том, что Церковь имеет "синагогально-синаксарную структуру", т. е. состоит из двух неравных частей, из "полных" и "неполных" членов. "Полные" члены Церкви - просвещенные, подлинные христиане, а "неполные" - темная масса, на которую не стоит обращать внимания. Таким образом, себя "кочетковцы" представляют как своеобразную элиту Церкви, "суперцерковь", или, может быть, даже единственную правильную, единственную истинную Церковь, и прилагают все усилия, чтобы этот "светоч" освещал ту самую темную массу простых, "непродвинутых" людей, выбирая из нее достойных войти в их просвещенный круг.

Попытки реализовать подобные идеи на том или ином приходе неизбежно приносят разделение: есть "продвинутая", послушная паства, которая смотрит в рот священнику и "катехизаторам", которых он назначил, и выполняет все, что они говорят, а есть остальные прихожане, которые не желают "просвещаться", не слушают и почему-то даже возмущаются тем, что происходит. В результате исчезает мир, нарушается единство Церкви, в которой все объединяются вокруг Евхаристической Чаши, независимо от социального положения, политических убеждений, культурного, образовательного, имущественного уровня и так далее. Церковь едина, а у "кочетковцев" получается очень жесткая конфронтация, и чем дальше, тем больше. Собственного говоря, понятно, кому это выгодно, кто больше всего заинтересован в привнесении разделений в Церковь. И то, что вносит эти разделения - явно не от Бога.

- Получается, что ситуация в Архангельске - это только часть более серьезной проблемы, связанной с движением отца Георгия Кочеткова?

- Совершенно верно. Его последователями создаются некие параллельные структуры, и в них вовлекаются люди, которые, может быть, вовсе этого не хотят, но не имеют достаточных знаний, духовного опыта, чтобы отличить истину от лжи, доброкачественный духовный опыт от злокачественного. Из самых лучших побуждений они могут увлечься этим учением, стать такими же бездумными фанатиками и служить, увы, не единству, а разделению Церкви.

- Можете ли вы, как один из ведущих экспертов в России по деструктивным культам, выделить какие-то общие признаки между движением отца Георгия Кочеткова и этими культами?

- Одна из важных черт тоталитарных сект - духовный элитизм в сочетании с черно-белым восприятием реальности. По одну сторону - мы, наша община, наше движение, наша организация, по другую - темные, глупые, гибнущие и так далее людишки вокруг. Это очень характерная особенность для любой секты, есть она и в общине священника Георгия Кочеткова, об этом я уже говорил.

Другая яркая черта - гуруизм. Все члены секты безусловно подчиняются гуру, лидеру. Его слова - истина в последней инстанции, которая принимается без рассуждений. Это опять же весьма характерно для движения священника Георгия Кочеткова.

Затем - "семейная" терминология. Секта становится конкурентом семьи, пытается заменить ее собой. Внутри общины священника Георгия Кочеткова существуют группы, которые так и называются - "семьи", причем с реальными семьями они нередко не совпадают, то есть муж оказывается в одной "семье", а жена - в другой. И так далее, в общине "кочетковцев" достаточно сектантских признаков.

- Александр Леонидович, насколько нам известно, последователи отца Георгия Кочеткова активно подписывались под обращением к министру юстиции РФ с просьбой исключить вас из состава Экспертного совета. Это письмо они публиковали на своих официальных ресурсах.

- Я считаю, что инициаторами обращения были саентологи с неопятидесятниками, а "кочетковцы" поддержали их начинание. Сама эта поддержка очень характерна, в данном случае уместно будет сказать, что на воре и шапка горит. Какая разница для "кочетковцев", состою я в Экспертном совете или нет? То, что они проявили такую заинтересованность, да еще и выступили вместе с саентологами... Это ведь своеобразное табу - есть разные организации, разные взгляды, но о том, что с саентологами нельзя иметь ничего общего, теперь уже знает, я думаю, даже пятилетний ребенок. То, что община священника Георгия Кочеткова позволяет себе такое сотрудничество, показывает ее "качество".

- А когда в Архангельск приезжал председатель Юридического комитета РАЦИРС Александр Корелов, то один из местных блогеров, лояльный к "кочетковцам", написал открытое письмо директору Добролюбовской библиотеки с просьбой запретить публичную лекцию эксперта. Под письмом поставили подписи десять человек - шесть "кочетковцев" и четыре саентолога...

- Интересный союз... На наш взгляд, проблема движения Георгия Кочеткова - это проблема всей Церкви, в Архангельске мы видим только метастазы, идущие из центра. Какой выход можно найти из сложившейся ситуации?

- Я не могу решать за священноначалие, но в любом случае в этом движении заметны весьма опасные тенденции, которым, как мне кажется, необходимо дать недвусмысленную церковную оценку.

Александр Дворкин, профессор

заведующий кафедрой сектоведения

 Православного Свято-Тихоновского

Богословского института

Православие на Северной земле - 29.12.2012.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Псевдоправославная секта Георгия Кочеткова"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru