Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


О русской культуре: "Мы - русские!"


Тетерочный день

Как с Масленичными блинами, фантазиями про встречу весны и уж тем более проводы зимы, солнечный культ, сжигание чучела и особенно "масленичный" столб нафантазировали за последние полторы сотни лет, так и с тетерками или витушками, что родом с Русского севера.

Многие сегодня абсолютно безосновательно и бездоказательно рассказывают, что якобы витушки в Архангельской области скали на весеннее расноденствие, якобы они связаны с солнышком... Еще раз подчеркну, абсолютно бездоказательно. До конца 20 века никто из этнографов не зафиксировал упоминания солнца в связи с тетерками/витушками и делали их не на равноденствие, а именно на День сорока мучеников, то есть 22 марта.

Конечно, к концу 20 века и уж тем более в 21 веке бабушки уже ничего не рассказывают о смыслах и значениях этих тетерок. А некоторые "бабушки", что родились в 40-50 годы 20 века и испытали мощное влияние советской школы и "науки", а точнее культпросвета конца 20 века, расскажут и про солнце и про равноденствие, но это всё откровенный новодел, не выдерживающий никакой историографической критики.

Тетерки пекли в Тетерочный день, на Сорок мучеников, 22 марта и только в эту дату. Пекли их в кажой семье, но лучшие несли в подарок к молодоженам, у которых гуляли на свадьбе в прошедший год. Да-да, именно в год. так как Сорок мучеников - это первый праздник после весеннего, мартовского Нового года, летоисчисление от которого было на Руси до коца 15 века.

Собственно, витушки тещи несли в подарок зятьям. Да и не только тещи, но и все, гулявшие на свадьбе со стороны невесты. Особенно показательно в этой связи упоминание того, что тетерки/витушки выпекали, дарили на сороковины свадьбы, на отдание, чем по факту и являлся день Сорока мучеников. У свавян на Балканах именно День сорока мучеников Севастийских считался днем отдания свадеб, когда чествовали всех молодоженов.

Есть упоминание, что в узорах витушки отражалось представление о количестве детей, плодовитости рукодельницы или тех, кому она скала витушки. Ну и то, что в витушки, которые несли зятю в подарок добавляли льняное семя. То есть, для зятя они отличались, с семечками льна были.

Заслуживает внимания и упоминание особых корзинок для витушек, в которых их, витушки, носили в подарок. "Наварят картошки, остудят, вытолкут-вытолкут, насеют житную муку, наскут-наскут, на полатнице намотают-намотают узоров, вынесут на холод. На холоде они ещё белее становились".

Тетёрки или виту́шки - сканое хлебное изделие витой формы, распространенное в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень. Это севернорусский аналог бытовавших в разных регионах России "жаворонков", "воробышков", "снегирьков", "куликов", "сорок", "петушков", выпекаемых к 22 марта.

Тетерки делали на воде, из ржаной или "житной" муки, а то и из ячменной: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся (раскатывается колбаской) легко и тонко. Раскатывать колбаски следовало до 5-7 мм, а затем свивать узор по движению солнца – по часовой стрелке. Хорошо пропечённые тетерки смазывали льняным маслом.

Тетерки - Мастерица из деревни Ширяиха (2000 г.) Фотография из кн.: Каргопольские тетерки. Каргополь, 2006

Из ржаной муки тетерки выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку. Заготовки выносили на мороз. На холоде они становились светлее. Раскатывали тесто и вили и тетерок иногда целый месяц. Каждую сделать - это как картину нарисовать. Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами.

***

Тесто для каргопольской тетерки:

3 стакана ржаной (или пшеничной) муки, 1 стакан воды, четверть-половина чайной ложки соли. Можно добавить семечки льняные или другие какие есть, только измельченные. И немного растительного масла в тесто. Мука воду берет по- разному, поэтому стакан - ориентировочно. Чем дольше вымешивается тесто, тем оно эластичнее становится. И лучше скется жгут. Тесто быстро высыхает, поэтому взять порцию, сколько в ладонь влезет - это на одну тетеру. Остальное - в пакет. Тесто еще раз вымесить, и раскатать жгут. Взять кусок фольги и выкладывать на него жгут ржаной в выбранный узор. Потом можно сразу печь, а можно и на ночь оставить на морозе. Температура выпекания - примерно 180, то есть негорячая. Время - минут 8-10 или 12 чтоб позажаристее. Достать тетеры, смазать сверху постным, а лучше душистым льняным маслицем. Муку можно брать и пшеничную, и смесь ржаной и пшеничной. Но традиционно были ржаными.

***

Из разговора журналиста и мастерицы из деревни Гарь Александры Савиновой.

- Почему их "тетёрками" зовут?

- Не знаю. Тёща в дом, как тетёрка идёт. Тетёрка - ведь тоже мать.

В Ошевенске до сих пор поддерживается обычай: в первый, на году после свадьбы, день "сорокасвятых", мать невесты и родственники невесты, присутствовавшие на свадьбе, идут к зятю с тетёрками. Но есть ислючение: если мужчина шёл в "приёмыши", то есть приходил в дом жены, тетёрки приносили с обеих сторон. Несли тетёрки в особой корзине, которую держали дома для этого случая. А в дополнение к тетёркам обязательно рыбник, двиняку (житник, испечённый на сочне), наливки (житники, политые сметаной), калитки, тонкие пирожки, "пирожки трояки: из ржаной муки картофельные и гороховые, а из белой - с песочком". (Записано от А.И. Мамошиной из ошевенской деревни Низ). "А на Волосове ещё и кисель возили". (Записано от Е.Ф, Чулковой из деревни Низ). "Тетёрки, по другим сведениям, пеклись на сороковой день после свадьбы, причём тёща так же с ними шла к молодым, приходили и остальные родственники и так - каждый год, и на саму свадьбу "именные". Родня ходила один раз, а тёща - каждый год. Первый раз носили тетёрок много. Называется даже точное число: "Была норма - 100 тетёрок". (Записано от В.Г. Полуяновой из деревни Гарь). Ржаные тетёрки можно было хранить до году. Их долго грызли дети и молодёжь, в том числе на посиделках. А бывало и так, что кормили скотине.

Самые известные ошевенские тетёрочницы Татьяна Васильевна Черепанова и Ольга Степановна Третьякова

Самые известные ошевенские тетёрочницы Татьяна Васильевна Черепанова и Ольга Степановна Третьякова

Вот детские воспоминания одной из ошевенских мастериц, Александры Савиновой, записанные ещё в конце семидесятых годов: - А кто учил вас "тетёрок" лепить? - Да никто. Как маленькая была - сунут "тетёрку" в зубы, чтоб не мешала, а я ем да гляжу. Так от и запомнила. Эх, какой праздник-то был! Как идут с "тетёрками", зять уж самовары ставит - гостей встречать. И нам, ребятишкам, забава. Бегаем с "тетёрками" по домам, хвалимся, у кого самые красивые да вкусные.

Ошевенске тетёрки прежде и теперь делают по-разному. Главное отличие: в наши дни пекут, как правило, из белой муки, сдобные тетёрки. Очень важно, чтобы было вкусно.

В Ошевенске жила Алевтина Ивановна Мамошина, известная "тетёрочница", гостеприимная и доброжелательная хозяйка, по-детски непосредственная. О себе говорила: "Всю жизнь скала". От неё были записаны рецепты теста для тетёрок. Прежде делали на воде, из ржаной или житной муки: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скется легко и тонко, "как в катонну ниточку оно и скется". Это же тесто готовили с коноплянными или льняными семечками. Такие тетёрки были потолще. В готовых семечки хрустели. Тетёрочное дело кропотливое, самой хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушки, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки, повзрослев - за столом во время работы не было лишнего места! Так вместе наскут сто-двести тетёрок, назавивают их разными узорами. Причём часть приготовит из лучшей муки-крупчатки, добавив в неё и конопляного семени (для зятя), часть из лучшей муки испекут, а остальные - из ячменной. ... С необыкновенной ловкостью мастерицы раскатывая тесто, постепенно превращают его в тончайшие жгуты длиною чуть ли не до двух метров. Савинова с гордостью сказала: - Я бы ещё тоньше выскала, да узоры после выпечки ломаются. Ну, - обратилась она к подруге, - начнём завивать? И, взяв в руки один из жгутов, она выложила три круга - один к другому...

...Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали тетёрки до следующего утра. Подмёрзших, их смело можно садить в печь - узор уже не нарушишь. Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметёт она душистым веником из еловых веток "под" печи, "приотпустит" немного жар, чтобы не горели тетёрки, а лишь подсыхали да румянились, и начнёт перекладывать их с дощечек на лопату. А с неё прямо на горячий под! Хорошо пропечённые тетёрки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут "поглядеть узоры" и соседи.

Из ржаной муки тетёры выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось, в житную муку добавляли растолчённую варёную картоху. "Наварят картошки, остудят, вытолкут-вытолкут, насеют житную муку, наскут-наскут, на полатнице намотают-намотают узоров, вынесут на холод. На холоде они ещё белее становились".

Если присмотреться именно к старинным фотографиям Тетерук, то заметите, что снаружи витушка завершена тремя кольцами. Это правило, которое соблюдали мастерицы в традиции.

Даниил Крапчунов

Использованы материалы из книги

Е. Шевелева "Каргопольские тетерки". - Каргополь, 2002.

В Контакте - 20.03.2024.

 
Читайте другие публикации раздела "Мы - русские!"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru