Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы здравой психологии


Чем опасен Карл Юнг?

Несколько лет назад в одной церкви в г. Беркли, штат Калифорния, после лекции о духовности Новой Эры ко мне в смятении подошла средних лет женщина. Она спросила, знаком ли я с юнгианской терапией. Я ответил, что знаком, и она вкратце поведала мне о своих душевных проблемах, решением которых занимался некий специалист по юнгианскому анализу. Пристально глядя мне в глаза, она спросила: "Могу ли я, христианка, принимать лечение от такого человека?"

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психолог и психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидени

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психолог и психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений

Я ответил, что Юнг высказал ряд соображений, полезных с психологической точки зрения, но в целом его мировоззрение было гностическим и антихристианским. Поэтому специалист в области юнгианского анализа не сумеет ей помочь разобраться с трудностями так, чтобы это согласовывалось с ее христианскими убеждениями. Более того, его представления могут причинить душе пациента немалый вред.

Я никогда не изучал психотерапию, психологию и психиатрию, однако мой ответ не был легкомысленным. Я предостерег собеседницу об опасностях юнгианского анализа вовсе не потому, что считаю любую психотерапию ненужной или опасной, как это свойственно некоторым неосмотрительным и невежественным критикам из числа христиан. Я считаю возможным и важным включить психологические наработки в контекст консервативного христианского мировоззрения. Однако, занимаясь исследованием новых религиозных движений, я неоднократно обнаруживал, что Карл Юнг стоял у истоков самых разных духовных заблуждений - как в нехристианских движениях, так и в самом христианстве [1] .

В последнее время внимание общественности к философии Юнга привлекает психолог и популярный писатель Джордан Питерсон - он опирается на эти идеи и толкует Библию через их призму. Но есть и другие причины, по которым христианские психотерапевты и обыкновенные верующие могут счесть фигуру Карла Густава Юнга (1875-1961) привлекательной и интересной.

Прежде чем остановиться на некоторых опасностях юнгианского мышления, нам нужно понять причины его странной притягательности. Сегодня, через 60 с лишним лет после смерти Юнга, его влияние стремительно растет. Если звезда Фрейда клонится к закату, то звезда Юнга восходит. Значительная часть возникшего в последние годы интереса к "новой духовности" или просто "духовности" (эти понятия во многом заменили термин "Новая Эра") черпает вдохновение из юнгианского источника.

Например, в очень популярном телевизионном фильме "Сила мифа" и книге с тем же названием своими размышлениями делился Джозеф Кэмпбелл (1904-1987), профессор литературы и приверженец идей Юнга, редактор карманного справочника The Portable Jung. Рассуждения Кэмпбелла о мифологии, религии Дуглас Грутайс www.aerzteblatt.de Карл Юнг и христианстве были проникнуты юнгианским мышлением - например, он с похвалой отзывался о гностиках и критиковал христиан за чрезмерный буквализм догматов.

***

Читайте также по теме:

***

Позже Томас Мур опубликовал несколько книг, ставших бестселлерами, в том числе "Темные ночи души" и "Родственные души", на содержание которых наложили глубокий отпечаток такие юнгианские темы, как божественность человеческого "я" и опасность христианской ортодоксии, а также интерес к оккультным наукам - алхимии и астрологии.

Влияние Юнга ширится, отсылки к "коллективному бессознательному" уже можно увидеть в рекламе пива и в некоторых эпизодах сериала "Звездный путь: следующее поколение". Многие сегодня ищут собственные формы нехристианской духовности, лучше приспособленные к их гендерным и личным запросам. Юнгианские идеи подталкивают их вперед. Светское движение мужчин пытается найти в себе архетип мужественного воина, а многие язычницы-феминистки находятся в поисках богини или дикарки, которая, если верить бестселлеру Клариссы Пинколы Эстес "Бегущая с волками", прячется где-то в глубине их психики. Юнг сыграл ключевую роль в истории психоаналитического движения в Европе в начале XX века.

Молодой швейцарский психиатр учился у Зигмунда Фрейда и сопровождал его во время недолгой, но значимой поездки в Америку в 1909 году. Их тесная дружба, начавшаяся с 13-часовой беседы, резко закончилась в 1914 году. Разрыв отношений продолжался до самой смерти Фрейда. Юнг не мог согласиться со своим наставником, который полагал, что сексуальность занимает центральное место в психологии человека, и отвергал религиозные стремления, считая их невротическими.

Юнг, постоянно пребывавший в духовных поисках, пытался понять духовные потребности человеческой души, одновременно рекламируя свою разновидность психоанализа (аналитическую психологию) как бурно развивающуюся науку. Несмотря на амбиции Юнга, в последующие десятилетия теории Фрейда имели гораздо большее влияние и даже стали своего рода ортодоксией. Ричард Нолл в своем замечательном исследовании истории и влияния идей Юнга (The Jung Cult) отмечает, что "Юнг и его теории оставались далеко за границами общепризнанных науки и медицины, поскольку считалось - и небезосновательно, - что они не согласуются в величайшими научными парадигмами XX столетия" [2].

Тем не менее, "чистая арифметика показывает, что именно Юнг победил в культурной войне, и что именно его труды больше всего читаются и обсуждаются в популярной культуре нашей эпохи" [3]. Многих христиан в Юнге привлекает то, что он признавал духовную природу состояния человека. Атеисты - Фрейд, Беррес Скиннер и Альберт Эллис - не могут предложить никакого утешения для души, которой, по их мнению, вообще не существует. Юнг же глубоко и с искренним интересом погружается в самые разные духовные вопросы. Когда во время одного интервью журналисты Би-Би-Си его спросили, верит ли он в Бога, Юнг ответил: "Я не верю, я знаю".

Многие христиане надеются, что учение Юнга поможет успешно справиться с задачей объединения психологии и духовности, которая все еще окончательно не решена. Груды книг, написанных Мортоном Келси, Джоном Сэнфордом и другими авторами, пытаются достичь этой цели. Однако, несмотря на их усилия, проект обречен на неудачу, поскольку юнгианское мировоззрение серьезно расходится с христианством и даже противоречит ему.

Для того, чтобы доказать, что некая конкретная психологическая теория несовместима с библейским мировоззрением и христианской теорией душепопечения, недостаточно продемонстрировать нехристианский характер убеждений того или иного мыслителя. У неверующих тоже могут быть вполне разумные соображения относительно психологии, которые не противоречат христианской истине и приносят хорошие результаты в терапевтической практике. Своей всеобщей (не спасительной) благодатью Бог посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45) и точно также он позволяет нехристианским мыслителям понять или иные аспекты психологии человека. Но когда взгляды автора теории неотделимы от его мировоззрения, которое полностью противоречит христианству, их невозможно совместить с христианской мыслью - ни в психологии, ни в психиатрии, ни в какой-либо иной научной дисциплине.

В своей книге The Jung Cult клинический психолог Ричард Нолл приводит многочисленные доказательства того, что Юнг увлекался языческими и оккультными идеями, которыми изобиловала германская культура начала XX века. Он вырос в христианском окружении, но его главной страстью было возрождение древних религиозных мистерий, связанных с оккультными обрядами посвящения и поклонением солнцу. Он углубился в изучение мифологии и археологии, надеясь обнаружить первобытную мудрость, которая была отброшена и забыта после того, как христианство завоевало языческий мир.

Юнг решительно отвергал христианские представления о трансцендентности Бога. Он предпочитал пантеизм и веру в "бога в себе" или в "божественное я". Более того, Юнг считал себя своего рода освободителем, который выведет последователей из тупиков христианства и атеизма к сокровищам иной духовности. Свой вариант психоанализа он воспринимал как своего рода новую религию. Вот почему Нолл назвал свою книгу The Jung Cult ("Культ Юнга").

Юнг был очень интеллигентным человеком, его личность притягивала и завораживала, его последователи считали, что он обладает харизматическим авторитетом и способен на необыкновенные прозрения. Мистическое язычество для Юнга не было чем-то чисто историческим или теоретическим.

Нолл приводит слова Юнга, что в 1913 году он сам стал богом в процессе продолжительного опыта по визуализации, основанного на обрядах посвящения древних религий мистерий - в особенности, митраизма. Нолл поясняет: "…очевидно, Юнг полагал, что получил прямое посвящение в древние эллинистические мистерии и в процессе даже обожествился" [4].

И это был не единственный подобный случай в жизни Юнга. Юнг также утверждал, что с помощью "активного воображения" (направленной визуализации) вступал в контакт с различными духовными существами. К 1916 году одно такое существо по имени Филемон стало духовным наставником Юнга и вело себя примерно так же, как "вознесенные владыки", о которых в те времена говорило теософское движение. Эти существа регулярно посещали Юнга и оказали немалое влияние на его работу. По словам Нолла, подобные встречи сформировали всю структуру теоретических исследований Юнга [5]. Как писал Юнг, духовные существа "живут своей собственной жизнью. Филемон представлял некую силу, не тождественную мне" [6].

В автобиографии Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления" есть упоминание о том, что в доме, где он жил, появлялись призраки и происходили другие паранормальные явления [7]. Находясь под глубоким впечатлением от вида призраков, Юнг под псевдонимом Василид (имя гностического автора, жившего во II веке) написал короткое эссе под названием Septem Sermones ad Mortuos ("Семь проповедей мертвым"). В своей автобиографии он писал: "…возникла внутренняя потребность сформулировать и выразить то, что могло быть сказано Филемоном. Так появились в 1916 году „Septem Sermones ad Mortuos“ с их необычным языком" [8].

Проповеди были адресованы душам умерших христиан, которые приходили домой к Юнгу, потому что не смогли обрести освобождение с помощью церкви. Первые шесть проповедей излагают гностическое мировоззрение и готовят мертвых к последней проповеди. В ней Юнг советует им прекратить поиски спасения вне себя и заглянуть внутрь, в "глубинную бесконечность", которую он также именует внутренней "звездой" или "путеводным богом". Получив это откровение, неупокоенный дух исчезает и возносится в ночное небо - очевидно, для того, чтобы найти свою внутреннюю звезду. Солнцепоклонство и гностические наклонности Юнга проявляются в этом эссе в полную силу [9].

В подтверждение того, что мировоззрение Юнга было глубоко антихристианским, можно было бы сослаться и на многие другие документы. Но, безусловно, бремя доказательства лежит на тех, кто пытается извлечь из столь замусоренного колодца живую воду. Суть всех сочинений Юнга родилась из его оккультных опытов.

В своей автобиографии он писал: "Сегодня уже можно сказать, что я никогда не забывал о своих первых фантазиях. Все мной передуманное и сделанное имело истоки в тех первых снах и видениях. Это началось в 1912 году, почти 50 лет назад. Все, что произошло в моей жизни после, там уже присутствовало - только поначалу в форме эмоций и образов" [10]. Там же он утверждал: "Общение с мертвыми явилось своего рода прелюдией к моим работам о бессознательном, адресованным этому миру" [11].

В отличие от некоторых своих последователей Юнг никогда не считал оккультные, мистические переживания проявлениями психоза, бредовыми иллюзиями. Учитывая прошлое Юнга, не стоит удивляться тому, что основные положения его теории мало что могут привнести (если вообще могут) в христианские представления о психологии и психотерапии. Истоки проблемы лежат в крайнем субъективизме Юнга.

Он отвергает христианское учение о том, что Бог трансцендентен и обладает властью как искупить нас, так и повелевать нами. Стэнтон Джонс и Ричард Бутман подчеркивают этот момент: "Основанная на личном опыте природа аналитической психологии противится внешнему, авторитетному пониманию истины и, напротив, делает акцент на личной мифологии и истории конкретного человека" [12].

Это влияние совершенно очевидно в сочинениях юнгианца Томаса Мура, который в своей книге "Попечение о душе" (Care of the Soul) отвергает идею объективной духовной истины и объявляет ее разрушительной для души [13].

Джонс и Бутман предупреждают, что в силу такого акцента на внутреннем "христианин, читающий психологические сочинения Юнга и юнгианцев должен проявлять крайнюю осторожность, сталкиваясь с фразами и идеями, заимствованными из христианского богословия" [14].

В субъективном подходе Юнга с его исследованиями бессознательного отсутствуют четкие нравственные указания и надежные духовные ориентиры. Это очевидно из юнгианского понятия "тени", т.е. темной, скрытой стороны нашей личности, которую мы, как правило, отрицаем или оправдываем, создавая взамен свое публичное лицо (маску). По словам Юнга, у тени отсутствует нравственное измерение. Это незрелая, неприсоединенная часть нашего "я", которую следует перевести на сознательный уровень и присоединить к остальной личности. Поскольку Юнг отвергает власть личностного Бога, существующего вне человека, искать искупление он может лишь внутри самого человека. Следовательно, тень невозможно отвергнуть, опираясь на нечто высшее по отношению к человеку. Ее необходимо принять. Юнг также утверждал, что христианское учение о Боге психологически несостоятельно, поскольку "догматический принцип существования зла не присутствует в Троице и связывается с довольно неудобным существованием дьявола" [15].

Приравнивая бессознательное к божественному, он предлагал вместо Троицы "четверицу" (quaternity) как "формулу бессознательного", четвертой составляющей в которой должен быть диавол [16]. Мысль о слиянии добра и зла присутствует в сочинениях многих юнгианцев, в том числе Джозефа Кэмпбелла, который пришел к заключению, что "одна из самых трудных задач в жизни - сказать „да“ тому человеку, тому поступку или тому условию, которое твоему разуму представляется наиболее отвратительным" [17].

Томас Мур богохульно утверждает, что смерть Христа на кресте между двумя разбойниками освящает зло [18]. Психотерапевт и писатель юнгианец Джон Сэнфорд убежден, что зло необходимо для развития личности, и что апостол Павел был психологически неуравновешен, поскольку советовал христианам совлечься плоти, хотя должен был посоветовать им интегрировать в свою личность теневую сторону [19].

Все эти идеи проистекают из юнгианского мировоззрения. Вводить зло в состав Божества и отказываться принимать всерьез реальность зла абсурдно с богословской точки зрения и опасно с точки зрения практического консультирования. Ответственный христианский психотерапевт тактично и осторожно побуждает совесть пациента откликнуться на духовные реалии. Христос предлагает нам добраться до корня своих грехов и выкорчевать их, если мы хотим быть его учениками (Мф. 5:29-30). Кроме того, Иисус предлагает прощение всем, кто признается в своих грехах и уповает на Его любовь и прощение (1Ин. 1:8-10). Тем, кто заигрывает с юнгианскими идеями, следовало бы помнить предостережение пророка Исаии: "Горе тем, которые зло называют добром и добро - злом, тьму почитают светом и свет - тьмою, горькое почитают сладким и сладкое - горьким!" (Ис. 5:20).

Помимо идеи об индивидуальном бессознательном Юнг также высказал мысль о существовании тайной кладовой расовых воспоминаний, которые проявляются в виде снов и фантазий. Широко известная теория Юнга о коллективном бессознательном и его архетипах привносит в психотерапию мистическое измерение, которое отказывался признать Фрейд. Коллективное бессознательное - это "психическая система коллективной, всеобщей и безличной природы, которая одинакова во всех индивидуумах", причем она наследуется а не приобретается [20].

Юнг полагал, что это понятие позволяет объяснить сходства между мировыми религиями и мифами, и оно занимает почетное место в юнгианских представлениях о душе и в практике аналитической психологии. В виде коллективного бессознательного юнгианство предлагает своим адептам доступ к эзотерическому ресурсу, скрытому от глаз большинства непосвященных. Ричард Нолл привел документальные доказательства того, что эта идея, несмотря окружающий ее романтический ореол, имеет пантеистическую природу и укоренена в оккультных учениях, пользовавшихся популярностью во времена Юнга. Более того, она не имеет никакого научного обоснования.

Яркие примеры, которые приводит Юнг в подтверждение того, что пациенты обращались к архетипическим образам, можно объяснить иначе - тем, что они уже располагали определенными знаниями [21]. Юнгианцы зачастую принимают существование коллективного бессознательного на веру и не обосновывают свои представления никакими убедительными аргументами [22].

Христианам нет необходимости искать источник откровения и искупления в коллективном бессознательном. Для того, чтобы найти истину, которая сделает их свободными, смертным грешным людям нужно откровение от личностного Бога (Ин. 8:31-32; 2 Тим. 3:15-17).

Для того, чтобы установить связь с личным и коллективным бессознательным и тем самым обрести большую целостность личности, Юнг предлагал воспользоваться методом "активного воображения". Большинство современных методик визуализации основаны на подходе Юнга, который в свою очередь опирается на спиритические и оккультные способы общения с миром духов (см. Ис. 8:19-20) [23].

Юнг ощутил себя богом в результате попытки визуализации. Юнгианская визуализация требует отказа от разумных суждений, чтобы облегчить формирование внутренних образов. Подобные оккультные и иррациональные составляющие юнгианской терапии должны вызвать тревогу у любого психолога-христианина, который полагает, что юнгианская визуализация может быть целительной для души. Конечно, не все, что предлагал Юнг, было опасным или носило оккультную природу; некоторые его идеи, вероятно, были относительно безобидными - например, рассуждения об экстравертности и интровертности.

Тем не менее, при тщательном исследовании юнгианской мысли обнаруживается мировоззрение, совершенно и неисправимо чуждое библейской вере. Отвергнув христианского Бога, Юнг признал, что не сумел найти "архимедову точку опоры вовне" (трансцендентную точку зрения), оперевшись на которую, можно было бы судить о душе [24]. Выражаясь словами Павла, поскольку Юнг не прославил и не возблагодарил Бога, он осуетился в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное его сердце. Называя себя мудрым, он обезумел и славу нетленного Бога изменил в образ, подобный тленному человеческому "я", причем без всякой надежды на Иисуса Христа (Рим. 1:21-22).

Дуглас Грутайс

Вестник ЦАИ № 92, 2023

Примечания

1. См. Groothuis, Douglas. Unmasking the New Age (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1986); Groothuis, Douglas. Confronting the New Age (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988).

2. Noll, Richard. The Jung Cult: Origins of a Charismatic Movement (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1994), p. 8.

3. Там же, p. 6.

4. Там же, p. 213.

5. Там же, p. 210; см. также Юнг, Карл Густав. Воспоминания, сновидения, размышления, перевод В. Поликарпова (Мн.: ООО "Харвест", 2003).

6. Юнг. Воспоминания.

7. Там же.

8. Moore, Thomas. Care of the Soul: A Guide for Cultivating Depth and Sacredness in Everyday Life (New York: HarperPerennial, 1992), pp. 246-247.

9. Юнг, Карл Густав. Семь наставлений мертвым, перевод. М. Ильяшенко. URL: www.maxilyashenko.co.uk/ seven. См. также Noll, pp. 242-246.

10. Юнг. Воспоминания.

11. Там же. 12. Jones, Stanton L.; Butman, Richard E. Modern Psychotherapies: A Comprehensive Christian Approach (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1991), p. 122 13. Moore, pp. 246-247.

14. Jones; Butman, p. 122.

15. Юнг, Карл Густав. Психология и религия, перевод А. М. Руткевича // Юнг, Карл Густав. Архетип и символ (М.: Renaissance, 1991), с. 129-202. URL: www.phantastike.com/common_psychology/ psihologiya_i_religia/html/.

16. Там же.

17. Campbell, Joseph; Moyers, Bill. The Power of Myth (New York: Doubleday, 1988), p. 66.

18. Moore, p. 133.

9. Sanford, John A. Evil: The Shadow Side of Reality (New York: Crossroad, 1981), pp. 10, 67-84.

20. Jung, Carl G. The Concept of the Collective Unconscious // The Portable Jung, ed. Joseph Campbell (New York: Viking, 1971), p. 60.

21. Noll, pp. 181-184.

22. Фрэнсис Шэйфер в своей книге "Бог сущий" предлагает альтернативное толкование того, что пытался объяснить Юнг, - память культуры, передаваемая с помощью языка. См. Шеффер, Фрэнсис. Он здесь, и Он не молчит. Избранное (СПб.: Мирт, 2002), с. 56-61.

23. Noll, pp. 202-204, 215. 24. Юнг. Психология и религия.

Оригинал статьи опубликован на сайте Дугласа Грутайса (www.douglasgroothuis.com).

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы здравой психологии"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru