Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Аркаим оккультно-сектантский


Страсти по Аркаиму: арийская идея и национализм

До сих пор ученые мало задумывались о том, какой отзвук получают в обществе их научные построения и открытия. Между тем в наше политизированное время научные достижения и открытия нередко используются в целях, весьма далеких от академических штудий. Десятилетиями советские ученые занимались изучением происхождения народов СССР, и это направление в нашей науке, получившее название "этногенез", до сих пор считается популярным. Тем не менее многое в этой субдисциплине остается неясным включая такие фундаментальные вопросы, как само понятие "народ (этнос)" и то, с какого момента следует начинать его историю. В науке об этногенезе имеется много разных точек зрения, которые являются не более чем гипотезами, нуждающимися в дополнительном изучении и проверке. Однако, как показывают события последних 10-15 лет, этногенетические построения активно используются лидерами и идеологами самых различных националистических движений. Эти активисты озабочены не столько надежностью этногенетических построений, сколько их пригодностью для оправдания тех или иных лозунгов.

Аркаим  - деревянная модель (реконструкция)

Аркаим - деревянная модель (реконструкция)

Политизация древней и первобытной истории не является чем-то новым. Это случалось уже не раз. Самым известным примером служит широкое использование археологических, лингвистических и фольклорных данных нацистами для прославления германской нации и оправдания территориальной экспансии. Печальным результатом всего этого для науки Западной Германии стало то, что в течение послевоенных десятилетий местные специалисты избегали теоретических построений и в этом отношении значительно отстали от англоязычных стран. Фактически немецкая наука потеряла те лидирующие позиции, которые она имела во второй половине XIX - начале ХХ в. Вместе с тем у немецких ученых выработался прочный иммунитет против политизации научных данных и построений.

К сожалению, этого нельзя сказать о нашей науке. События последнего десятилетия показывают, что соблазн поучаствовать в политических играх путем предоставления научных данных и тех или иных их интерпретаций для выработки национальной идеологии далеко не чужд иным нашим специалистам. Еще активнее ведут себя журналисты и писатели, подхватывающие некоторые научные идеи и дающие им весьма вольную интерпретацию, способную, на их взгляд, послужить росту национального самосознания. Так, в течение последнего десятилетия в центре насыщенного этнонационалистического дискурса оказался уникальный археологический памятник Аркаим, обнаруженный археологами на Южном Урале. Неожиданно для ученых он стал использоваться различными националистами для преодоления кризиса идентичности и обоснования прав на территорию. Сложился определенный политизированный миф об Аркаиме, окрашенный в шовинистические и расистские тона. О том, как возник этот миф и что он несет гражданам России, и говорится в данной статье.

Круги на земле. Открытие протоцивилизации

День 20 июня 1987 года не предвещал археологам ничего необычного. Летом этого года Урало-Казахстанской экспедиции Челябинского государственного университета под руководством Г. Здановича предстояло провести детальное обследование археологических памятников в Большекараганской долине, где предыдущей осенью началось строительство обширного водохранилища, в котором были остро заинтересованы соседние совхозы "Измайловский", "Амурский" и "Брединский". Долина эта расположена на юге Челябинской области (Южный Урал) на границе Брединского и Кизильского районов в месте слияния двух рек - Большой Караганки и Утяганки. Археологи работали здесь и раньше - в 1969-1972 и 1977 гг. Тогда были обнаружены и нанесены на археологическую карту несколько стоянок каменного века, три поселения бронзового века и несколько разновременных могильников [1]. Эти памятники представлялись бедными, относились к хорошо известным археологическим культурам и особых эмоций не вызывали. Летнего сезона казалось достаточно, чтобы получить общее представление об эволюции культуры в долине, которой весной 1988 г. предстояло навсегда уйти под воду.

Между тем любознательность двух подростков опрокинула все планы археологов и мелиораторов. 20 июня работавшие в экспедиции школьники Александр Воронков и Александр Езриль сообщили археологам о необычных валах, найденных ими в степи. Археологи немедленно отправились на место находки. Опытного глаза было достаточно, чтобы понять всю неординарность обнаруженного памятника. Вечером того же дня начальник экспедиции Г. Зданович объявил сотрудникам о выдающемся открытии, а школьники-первооткрыватели получили в награду... банку сгущенного молока [2].

Что же увидели в степи археологи и что их там так поразило? В 70- 80-х годах среди советских специалистов вновь вспыхнул интерес к индоевропейской проблематике: где находилась прародина индоевропейцев, какой была их древняя культура и как она развивалась, где проходили пути миграций их отдельных групп. Импульс этому интересу задали исследования двух лингвистов, В. Иванова и Т. Гамкрелидзе, которые настаивали на том, что прародина индоевропейцев располагалась в Малой Азии недалеко от области формирования древнейших цивилизаций Старого Света [3]. Оппонентом этой идеи выступил известный специалист по истории Древнего Востока И. Дьяконов, считавший, что ранних индоевропейцев следует все же искать на Балканах [4]. В то же время многие советские археологи были убеждены, что основной зоной расселения ранних индоевропейцев были степи и лесостепи Евразии, где в эпохи энеолита и бронзового века формировались культуры преимущественно скотоводческого населения, впоследствии давшие начало блестящим культурам скифского мира.

По языку скифы принадлежали к иранцам, а иранские языки находятся в ближайшем родстве с индоарийскими, самым известным из которых является санскрит - язык ведической литературы, священной у индоариев. Как резонно предполагают лингвисты, когда-то иранские и индоарийские языки составляли единую индоиранскую группу. В свою очередь, археологи связывают индоиранцев со степными культурами II тысячелетия до н. э. Споры ведутся лишь о том, когда и в каком регионе индоарии выделились в особую группу и по какому маршруту проходил их путь в Индию. Если одни авторы локализуют их прародину на Южном Урале и в Северном Казахстане и связывают их с андроновской культурой позднего бронзового века (вторая половина II тысячелетия до н. э.), то другие ищут ее в Северном Причерноморье и склонны отождествлять их с носителями катакомбной культуры первой половины II тысячелетия до н. э. Некоторые ученые считают, что отдельные группы индоариев могли сохраниться в раннем железном веке в Прикубанье и вступить в контакты с самыми ранними славянами.

Вот в этом контексте и надо рассматривать открытие Аркаима и родственных ему памятников, расположенных на Южном Урале. Аркаим - это круглое в плане укрепленное поселение диаметром около 150 м, относящееся к XVII-XVI вв. до н. э. Оно окружено двумя концентрическими оборонительными валами, возведенными из глины и сырцовых блоков на бревенчатом каркасе. С внутренней стороны к валам пристроены жилые помещения-полуземлянки с очагами, погребами, колодцами и металлургическими горнами. Обнаружено более 60 таких жилищ, выходящих на внутреннюю улицу, вдоль которой был устроен канализационный ровик с водосборными колодцами. Сама улица была перекрыта деревянной мостовой. В центре поселка находилась прямоугольная площадь. Со всех четырех сторон в поселок вели ворота, имевшие сложную конструкцию включая ложные проходы и лабиринтообразные туннели, и врагам было непросто проникнуть в крепость. Все говорит о том, что поселок строился по единому плану. А это, в свою очередь, свидетельствует об обществе с достаточно развитой социальной структурой и о высоком авторитете местных вождей или правителей. Это впечатление еще более усиливается, если учесть, что к настоящему моменту в Российской Федерации (в Челябинской и Оренбургской областях, Башкирии) и Северном Казахстане обнаружено уже более 20 круглых и прямоугольных городищ XVIII-XVI вв. до н. э. Указанный район, получивший у археологов название "Страны городов", охватывает площадь 400 на 150 км [5].

Было ли открытие Аркаима чем-то необычным? И да, и нет. Ведь с рубежа 60-70-х годов то тут, то там археологи начали обнаруживать в указанном районе остатки оборонительных сооружений и богатые могильники, относящиеся ко второй четверти II тысячелетия до н. э. Самым известным достижением 70-х годов стали раскопки могильника Синташта, где было изучено сложное по конструкции богатое погребение воина или жреца с остатками колесницы, конской упряжи и другими ритуальными и бытовыми предметами. Уже в те годы стало ясно, что Южный Урал был важнейшим регионом формирования сложного социально стратифицированного общества, обладавшего чудом военной техники того времени - боевыми колесницами. Аркаим подтвердил это предположение и придал ему новый ракурс - ведь он стал первым хорошо сохранившимся городищем, подвергнутым достаточно полным стационарным исследованиям. Конечно, то, что им стал именно Аркаим, было результатом стечения ряда случайных обстоятельств. Сейчас известны и более крупные городища того же типа с гораздо более впечатляющей каменной архитектурой, например, Ольгинское.

Битва за Аркаим

Помимо упомянутых обстоятельств особую славу Аркаиму принесла полная драматизма борьба за его спасение и сохранение. Ведь строительство водохранилища вело всесильное ведомство, Министерство водного хозяйства СССР, которое имело колоссальные финансовые возможности и опиралось на поддержку правительственных структур. По первоначальным планам работы предполагалось закончить в 1989 г., но строители решили работать в ударном темпе и завершить строительство на год раньше срока. Это означало, что вся долина вместе с уникальным памятником должна была уйти под воду уже весной 1988 г. Необходимо было любыми способами помешать этим планам. И археологи делали все, чтобы мобилизовать общественность на спасение Аркаима. В его защиту выступили директор Государственного Эрмитажа академик Б. Пиотровский и директор Института археологии Академии наук СССР академик Б. Рыбаков, музейная комиссия Всесоюзной ассоциации востоковедов. При АН СССР была создана специальная комиссия по защите Аркаима от затопления, в которую вошли ведущие специалисты из Института археологии и Института востоковедения АН СССР. Летом 1989 г. на базе Аркаима был проведен всесоюзный симпозиум с участием более 50 специалистов разного профиля - все они единогласно высказались против затопления долины и выдвинули идею превращения ее в заповедник. Одновременно во властные органы шли письма от отдельных ученых и деятелей культуры, которые со всей страстью доказывали уникальность самой долины и расположенных в ней памятников культуры и убеждали в необходимости сохранить их для последующих поколений. На Урале штабом борьбы за Аркаим стала газета "Наука Урала", которая делала все, чтобы поднять общественность на его защиту [6].

Если первоначально археологи просили лишь об одном - чтобы строительство водохранилища было приторможено до 90-х годов, то вскоре речь пошла о создании в Большекараганской долине заповедной зоны или даже археологического музея-заповедника. Уже в марте 1989 г. после большого совещания с участием историков, мелиораторов и представителей общественности Президиум Уральского отделения АН СССР под председательством академика Г. Месяца издал постановление о создании специальной научной лаборатории по изучению протогородской цивилизации в Челябинской области и обратился в Совет Министров РСФСР с просьбой о создании исторического заповедника [7].

Доводы ученых были так убедительны, а голос общественности столь внушителен, что к защите Аркаима присоединились представители местной и областной администраций. Тем временем с развитием демократических процессов в стране Министерство водного хозяйства быстро теряло монополию на принятие решений, Советский Союз с катастрофической скоростью двигался к своему крушению, а в Российской Федерации нарастал регионализм. В частности, на Урале стали раздаваться голоса в пользу организации особой Уральской республики. Именно на волне этнонационализма, когда СССР распадался, в апреле 1991 г. Совет Министров Российской Федерации принял решение о прекращении строительства водохранилища и учреждении историко-ландшафтного музея-заповедника "Аркаим" как филиала уже имевшегося Ильменского государственного заповедника. Чтобы привлечь средства для устройства музея-заповедника, весной 1991 г. был создан благотворительный фонд "Аркаим" [8].

***

Читайте также по теме:

***

В последние годы в районе Аркаима развернулись работы по созданию научного городка, устройству туристического комплекса, организации "Музея Природы и Человека". Предполагались работы по восстановлению естественного природного ландшафта долины, сильно деформированного сельскохозяйственными работами 9. Вместе с тем в связи с кризисным состоянием экономики России перед музеем-заповедником постоянно встают вопросы недофинансирования [10]. И его руководителям нередко приходится пользоваться поддержкой со стороны разного рода благотворителей, в частности астрологов [11], что не может не ставить археологов в довольно двусмысленное положение.

Арии на Урале

По мнению многих специалистов, Аркаим и родственные ему памятники могли быть созданы древнейшими индоиранцами задолго до их разделения, переселения по евразийскому степному коридору и движения на юг в Иран и Индию. Некоторые исследователи проводят параллели между круглыми укрепленными поселениями типа Аркаима и городом легендарного царя Йимы, воспроизводящим модель Вселенной и описанным в "Авесте", священной книге древних иранцев [12].

Все эти гипотезы активно использовались учеными в ходе борьбы за сохранение Аркаима, и, чтобы сделать свои аргументы более убедительными, они пытались воздействовать на воображение чиновников с помощью гипербол и весьма рискованных предположений. Аркаим представляли одним из древнейших городов страны, "центром государственности номового типа", видели в нем храм-обсерваторию, сопоставимую со Стоунхенджем, писали о его "магических кругах", якобы воспроизводящих модель Вселенной, и даже называли его родиной древнего иранского пророка Зороастра (Заратуштры).

Мало того, Аркаим причисляли к кругу "национальных и духовных святынь". При этом иногда утверждалось, что его построили не индоиранцы, а именно индоарии, которые будто бы находились в ближайшем родстве со славянами и могли бы послужить современному человечеству образцом гармоничных взаимоотношений между культурой и окружающей природной средой. "Страна городов" иной раз безоговорочно объявлялась "страной древних ариев" и наделялась какой-то особой "духовностью" [13]. Термин "арийцы" стал произвольно использоваться в расширительном смысле как синоним индоиранцев или даже индоевропейцев [14], причем именно в этой версии Аркаим фигурирует в учебном пособии, изданном в Екатеринбурге и предназначенном для учащихся средней школы [15].

Аркаим и "Русская идея"

Так уж случилось, что открытие Аркаима и интенсивное археологическое изучение "Страны городов" совпало с процессом быстрого распада Советского Союза. СССР, наследник императорской России, всегда воспринимался русскими как государство, созданное многовековыми усилиями их предков. Поэтому до недавнего времени русские легко меняли местожительство на всей этой обширной территории и везде чувствовали себя как дома. Ситуация стала меняться в последние 10-20 лет перед распадом СССР. Рост местного этнического национализма на окраинах, особенно в Средней Азии и на Кавказе, впервые заставил русских почувствовать себя чужаками, и многие из них стали возвращаться в центральные регионы России.

Так как формирование огромной Российской империи в течение последних столетий шло за счет победоносных войн, территориальных приобретений и быстрой экспансии русских в регионы, заселенные инокультурными и иноязычными группами, не удивительно, что с ростом этнического национализма в среде местного нерусского населения и среди самих русских стал живо обсуждаться вопрос о легитимности присутствия русских в различных регионах страны. Особое беспокойство это вызвало у русских этнонационалистов, которые начали лихорадочно искать исторические аргументы, способные оправдать очевидную для них необходимость русского доминирования на всей территории бывшей империи [16].

Недавняя и средневековая история, полная завоевательных походов, мало для этого подходила. Более заманчивые перспективы открывало доисторическое прошлое, позволяющее выдавать произвольные амбициозные построения за перспективные гипотезы и достаточно обоснованные теории. Русские этнонационалисты вновь открыли для себя давно отвергнутые наукой и забытые построения "славянской исторической школы", тщетно пытавшейся отождествить славян с древними ираноязычными степными кочевниками (скифами, саками, сарматами и пр.). Но и этого им показалось мало. Вооруженные данными современной археологии, они начали настаивать на том, что "предки славян" владели степным евразийским поясом еще в эпоху бронзы, а возможно, и раньше. Этих предков они все чаще отождествляли с "ариями", "арийцами", произвольно включая в эту категорию те или иные группы индоевропейцев, которые им было желательно выдать за таких предков. Тем самым завоевательная политика Российской империи представлялась в ином свете - как возвращение русских на свои наследственные земли [17]. В последние годы это делается, в частности, в целях отстаивания гражданских прав русского населения в Крыму и Северном Казахстане, для которого отмеченный миф находит там "древние корни" [18].

В этом контексте открытие Аркаима пришлось как нельзя кстати. Сам Г. Зданович не удержался от того, чтобы отдать дань этой тенденции. В одной из своих популярных статей он писал буквально следующее: "Мы, славяне, считаем себя людьми пришлыми, а это неверно. Здесь (на Южном Урале. - В. Ш.) уже с каменного века обитали индоевропейцы, индоиранцы, они и вошли в состав казахов, башкир, славян - эта та общая нить, которая связывает всех нас" [19].

И хотя сами археологи объясняют формирование культуры Аркаима частично импульсами из Среднего Поволжья и частично вкладом южно-сибирских культур Приишимья и Притоболья [20], у русских ультранационалистов имеется свой взгляд на этот вопрос. Начиная с 1991 г. среди них, особенно остро реагировавших на сокращение государственной территории и смещение ее к северу, известную популярность получила "гиперборейская идея", согласно которой прародина "Белых людей", "арийцев", лежала в полярной зоне, возможно, на Северном полюсе. Похолодание и наступление ледников привели этих "арийцев" в движение и заставили искать новое пристанище в более южных районах [21]. Пройдя вдоль Урала, они остановились в благодатном крае, который связывают как с "Семиречьем", упоминаемым в "Авесте", так и с таинственным "Беловодьем" русских сказаний [22].

В любом случае речь идет о Южном Урале, где русские ультранационалисты и помещают "вторую прародину арийцев", откуда те впоследствии расселились по просторам Евразии до Карпат на западе и Китая на Востоке. Сторонники этих представлений рассматривают Южный Урал как источник ведических верований и район едва ли не древнейшей в мире государственности, столицей которой являлся священный Аркаим. Некоторые из них идут еще дальше и называют эту государственность "славянской", "русской". Они проводят параллель между Аркаимом и раннеславянскими городищами, хотя между ними имеется разрыв более чем в две тысячи лет, не говоря уже о разделяющих их многих сотнях километров. В любом случае речь идет о некоей "Уральской Руси", давшей миру бесценные знания [23].

Всех, однако, перещеголял бывший геофизик, а ныне журналист А. Барашков, который любит публиковаться под псевдонимом А. Асов. Будучи большим энтузиастом поддельной "Влесовой книги", он с давних пор неравнодушен к "славяно-русской" предыстории и готов искать древних русичей во всех частях земного шара. Недавно он заявил, что Аркаим под названием "Кайле-град" или "Калица" фигурирует во "Влесовой книге", что именно там жил царь Йима, "прародитель киммерийских славянских родов", что на самом деле имя этого царя было Богумир (очевидно, А. Барашков полагает, что древние не меньше него любили брать псевдонимы и заниматься мистификациями) и что под его руководством в глубокой древности возникла огромная империя Евразии. Эта империя была разрушена злыми силами, которым автор дает условное название Ящер.

Аркаим. Каменный идол. Судя по растоптанной земле у этой "святые" оккультистов к ней не прекращается поток молитвенников и идолопоклонников

Аркаим. Каменный идол. Судя по растоптанной земле у этой "святые" оккультистов к ней не прекращается поток молитвенников и идолопоклонников

Тем не менее предки славян спаслись и под руководством некого князя Мося осуществили блестящие военные кампании вначале в Передней Азии, где выступали под именем ариев, а затем в Европе. Где-то в районе Кавказа они якобы основали Трою - "второй Аркаим". В конечном счете, совершив все эти замечательные деяния, славяне пришли в Центральную Россию. Здесь-то они и воздвигли Москву, названную по имени князя Мося (sic!). Поэтому ее можно считать "третьим Аркаимом". Но, заявляет автор, она же являлась и "первым Аркаимом", ибо древнейшая цивилизация, откуда люди позднее передвинулись на Урал, существовала именно на севере Европы. Автор относит "Москву гиперборейскую" к IV тысячелетию до н. э. и заявляет, что в раннем средневековье славяне просто вернулись на свою исконную территорию, которую они покинули в глубокой древности [24].

От этих головокружительных фантазий захватывает дух, и, как признается один из их адептов, Аркаим дает "чувство воссоединения в себе всех прошедших тысячелетий, судеб и решений, боли и преодоления... Приходит понимание, что ты - наследник, продолжатель некоторого великого дела, которое, оказывается, уже давно живет в тебе..." [25].

Чувства, которые порождает Аркаим у русских ультранационалистов, достигают иной раз патетических вершин. "Была Русь, была грамота, были свои духовные ценности - и доказательством тому Аркаим", - заявляет один из них 26. Ему вторит другой, считающий Арка-им "неотъемлемой частью истории русского народа" 27. Третий безапелляционно трактует Аркаим как "символ русской славы", и его заметку об этом не без удовольствия публикуют русские ультранационалистические газеты "Русский Восток" в Иркутске и "За русское дело" в С.-Петербурге.

Этот романтический взгляд на Аркаим пронизан русским этноцентризмом и призван воспитывать у русских откровенно ксенофобные настроения. Ведь он апеллирует к "великой арийской цивилизации, матери русского племени", призывает русских вспомнить о своих расовых корнях и "арийском происхождении", объявляет Аркаим "местом исхода протославянской группы арийского народа" и в то же время сокрушается по поводу современной духовной зависимости Белой расы от какой-то чуждой ей культуры, идущей "от пророка Моисея". В качестве примера кощунственного отношения к наследию арийских предков приводятся планы затопления Аркаима, которым с большим трудом сумели противостоять "национально-патриотические силы". Каков же вывод? "Покуда национально-патриотические силы не придут к власти, нельзя дать отпор тем, кто оскорбляет и грабит Россию" [28]. О "семитской опасности", кстати, предупреждает и А. Асов 29. В порыве откровения он подхватывает распространенный среди антисемитов миф о том, что евреи положили в основу Ветхого Завета божественные знания, будто бы полученные ими от ариев [30].

Эта концепция явно страдает мегаломанией и со временем обросла новыми фантазиями и самыми странными предположениями. Современным русским ультранационалистам ничего не стоит удревнить Аркаим на тысячу и более лет, "сделать" его "древнее египетских пирамид" и одновременно утверждать, что там плавили железо [31]. Аркаим отождествляют и с Асгардом, таинственной родиной древнегерманского бога Одина. При этом истоки этого мифа опять-таки ищут у предков славян, которых на этот раз отождествляют с киммерийцами [32]. Неистовый пропагандист "Русских вед" и "Влесовой книги" А. Барашков (он же А. Асов) видит в Аркаиме подтверждение своим фантазиям об участии славян-русов в Троянской войне [33]. Печально, но пищу для этих фантазий иной раз дают профессионалы, в те или иные годы работавшие на раскопках Аркаима. Сравнительно недавно археоастроном К. Быструшкин поместил свою трактовку Аркаима в двух популярных журналах и дал понять, что район Аркаима и есть знаменитая мистическая Шамбала, она же - Светлый Ирий восточных славян или Асгард древних исландцев. Мало того, без каких-либо на то оснований он на тысячу лет удревнил Аркаим, чтобы сделать его "ровесником Стоунхенджа", о котором сам К. Быструшкин знает лишь из популярной литературы [34].

Аппетит приходит во время еды. И вот уже некоторые авторы, воодушевленные находкой Аркаима, высказывают предположение о том, что когда-то на территории России могла существовать еще более древняя "лемурийская" цивилизация, погибшая, возможно, в результате ядерной катастрофы [35].

Ничуть не сложнее оказывается и обвинить в варварских планах затопления Аркаима "советских масонов", припугнуть общественность тем, что строительство водохранилища может через 20 лет возобновиться, и призвать "ариев" к возвращению на "Индо-Европейский (Ведический) магистральный путь развития" - путь "Духовного ведического социализма" во имя восстановления "Славяно-тюркской Арийской Империи" или "Духовной Сверхдержавы (в границах СССР 1975 года)" [36]. К этому близки и идеи Т. Глобы, которая утверждает, что экологическая катастрофа на Южном Урале была искусственно вызвана какими-то тайными силами, стремившимися намеренно осквернить священную "арийскую" территорию [37].

Другая "теория" столь же произвольно на тысячу лет омолаживает памятники типа Аркаима и Синташты для того, чтобы объявить Южный Урал родиной пророка Зороастра, где он создал священную Авесту, перед тем как разнести свет нового учения далеко на юг. Строительство Аркаима, "города арийской иерархии и расовой чистоты", приписывается самому легендарному царю Йиме, а Синташтинский могильник объявляется местом захоронения "великого древнерусского жреца-воина" Зороастра [38]. При этом декларируется, что эти данные не просто опираются на мнение компетентных ученых, но что некий русский археолог ухитрился сделать сообщение об этом в ООН [39]. Впрочем, чтобы синхронизировать годы жизни Зороастра с эпохой Аркаима, производится и прямо противоположная манипуляция: эпоха Зороастра удревняется на тысячу лет вопреки всем указаниям письменных источников [40].

Символом русского арийства объявляется свастика [41]. К сожалению, и для этой, как, впрочем, и для многих других "арийских идей" русских ультранационалистов, данные предоставили археологи, попытавшиеся реабилитировать свастику, находя ей аналогии как в традиционной русской сельской культуре, так и в материалах Аркаима [42].

Как бы то ни было, многие русские ультранационалисты убеждены в том, что "арийская цивилизация", представленная Аркаимом и родственными ему памятниками Южного Урала, является славянским наследием и отражает высший взлет славянского духовного творчества, после которого началась затянувшаяся эпоха деградации и упадка [43].

Постоянным потоком  в Аркаим стекаются потоки различных сектантов, неоязычников, оккультистов, лжецелителей, гуру, ререхнутых и т.п.. Едут они туда не на историческую экскурсию, они починают его на "место силы" и пытаются "зарядиться" всевозможными "энергиями" и исцелиться

Не случайно в поисках славного и древнего славянского прошлого статьи о славянах на Аркаиме с энтузиазмом перепечатывает волгоградская газета "Колоколъ", орган воссозданного недавно Союза русского народа [44]. Другая ультрарадикальная газета - "Русский взгляд", выходящая в Оренбурге, сообщая о передвижениях древних индоевропейцев, прямо отождествляет их с "нашими предками" и пишет, что "только называют их историки сейчас по-разному: кто - ариями, кто - руссами, кто - русскими" [45]. Иногда русские ультрарадикалы предъявляют претензии к историкам, которых они обвиняют в "изощренных и беспримерных по цинизму фальсификациях", ибо те якобы не оставили во всемирной истории места для "Великого Русского народа". Между тем, заявляют они, известны блестящие "древнерусские арийские цивилизации", и одна из них представлена Аркаимом [46].

За последние три-четыре года все эти теории, оживляющие расистское наследие нацистской Германии [47] и адаптирующие его к современной российской действительности, подхватили не только русские ультранационалистические газеты, но и такие популярные общероссийские журналы, как "Чудеса и приключения", "Свет. Природа и человек" и "Наука и религия". Даже такой интеллектуал, как К. Мяло, симпатизирующая идее "славянского арийства", не находит ничего странного в отождествлении Аркаима с "древнеславянской цивилизацией", хотя она и считает "разговоры о Белой Расе" провокацией [48]. Мало того, идея о связи русских со строителями Аркаима как будто вызывает симпатию у вполне респектабельного журнала "Родина" [49], который известен своей достаточно либеральной позицией.

Миф об арктической прародине со всеми его символами, рассмотренными выше, привлек внимание Ю. Сенкевича, который сделал его стержнем очередной передачи "Клуба кинопутешествий", показанной по ОРТ 19 и 24 апреля 1998 г. В этой передаче российскому зрителю сообщалось об исчезнувшей "изначальной" гиперборейской цивилизации, наследники которой позднее появились в степи; в этой связи упоминалась и "страна городов" на Урале. Аркаим представлялся одним из "храмов-обсерваторий", широко разбросанных по всей Земле. При этом авторы передачи датировали его V тысячелетием до н. э. (sic!). Не забыли они и о К. Быструшкине, который был представлен как человек, раскрывший "загадку" Аркаима.

Впрочем, в самые последние годы появляется и прямо противоположная тенденция - ассоциировать Аркаим со злыми силами, "химерами", жаждущими изничтожить человечество. Недавно Русское освободительное движение разработало доктрину, по которой все религии были целенаправленно внедрены врагами человечества, чтобы перессорить народы. При этом древнейшей из таких религий объявляется зороастризм, будто бы тесно связанный с Аркаимом [50].

Как бы то ни было, похоже, что миф об Аркаиме уже оторвался от своей основы, и Аркаим стал определенным символом в руках русских экстремистских движений. Накануне парламентских выборов осенью 1999 г. в Москве возникло политическое движение "Аркаим", а в Электростали (Московская область) стала выходить газета под таким названием. В одном из своих последних номеров радикальный московский журнал "Наследие предков" рекламировал видеофильм об Аркаиме в одном списке с фильмами и маршами нацистской Германии.

"Арийская астрология" на Южном Урале

"Арийская теория" пришлась по вкусу астрологам, оккультистам и экстрасенсам, которые заметно оживили свою деятельность в новых российских условиях. Одни из самых известных астрологов, бывшие супруги Павел и Тамара Глоба, приверженцы зороастризма и "арийской астрологии", поняли значение Аркаима по-своему. Недаром П. Глоба упорно настаивал на том, что древнеиранские жрецы испытывали особый интерес к территории будущей России, что пророк Зороастр родился в Волго-Уралье и что именно в России, расположенной под знаком Водолея, следует искать следы давно забытой древнейшей цивилизации [51].

Т. Глоба посетила Аркаим в 1991 г. в дни летнего солнцестояния. Выступая перед жителями Челябинска, находящегося в зоне экологического бедствия, она пыталась уверить их в счастливом будущем Урала и Сибири, где "сконцентрирован новый этнос". Будучи на Аркаиме, она заявила, что его открытие предсказал еще средневековый астролог Парацельс. Она настаивала на том, что индийские маги и жрецы пронесли память об Аркаиме через столетия и что казаки занимались его поисками при Петре I и Екатерине II. Позднее в ряде своих выступлений она пошла еще дальше и давала понять, что предсказывала открытие Аркаима, которое поэтому не явилось для нее неожиданностью [52]. Вслед за Т. Глобой на Аркаим повалили толпы экстрасенсов, доморощенных астрологов, любителей неоязычества и других нетрадиционных религий. Всех их привлекала возможность увидеть "русское чудо" и услышать лекции Г. Здановича о "духовном значении Аркаима". На подходе к городищу их встречал плакат "Здесь родился Заратуштра" [53].

***

***

Интерес астрологов к Аркаиму пробудили археологи, попытавшиеся выдать его за храм-обсерваторию, подобный знаменитому Стоунхенджу. В 1990-1991 гг. там производились археоастрономические исследования, исходившие из того, что Аркаим лежал на близкой Сто-унхенджу географической широте (Стоунхендж - 51° 11' северной широты, Аркаим - 52° 39') и имел аналогичную круговую планировку. Заявлялось, что по своей структуре Аркаим представлял точную копию Зодиака и позволял местным жрецам-астрономам очень точно определять все события, связанные с движением Луны и Солнца включая восходы и закаты, а также дни равноденствия и солнцестояния [54].

Разумеется, такие гипотезы не могли не волновать воображение. Рискованные аналогии между Аркаимом и Стоунхенджем убеждали русских ультранационалистов в единстве "Белой расы" и в том, что русские и англичане являются прямыми потомками одного "арийского народа" [55]. В свою очередь, современные астрологи увидели в Аркаиме особый смысл, и не случайно Т. Глоба отправилась туда сразу после того, как появились первые сообщения о его связи с астрономическими исчислениями. Для нее Аркаим был исполнен особого мистического смысла: он будто бы относился к одному из городов-обсерваторий, расположенных по всей 52-й широте в тех точках, где "Земля соприкасалась с Небом". Такие города-храмы, по ее мнению, были призваны спасать мир от несчастий. Она подхватила идею о том, что Аркаим представлял собой огромный гороскоп, и заявила, что он предсказывает возвращение ариев к своим истокам в эру Водолея [56]. Недавно основные идеи Т. Глобы об Аркаиме были популярно изложены на страницах журнала "Континент" [57]. Многие из этих идей восходят к занимательным, но непроверенным гипотезам все того же археоастронома К. Быструшкина.

Название "Аркаим" было дано городищу по близлежащей сопке и урочищу. Это тюркское название, означающее "хребет". Между тем Т. Глоба пускается в весьма рискованные рассуждения, основанные на народной этимологии, и считает, что оно связано с "Аркой Йимы", т. е. "небом царя Йимы", который правил ариями в "Золотом веке". У нее нет сомнений, что Аркаим является тем самым городом-храмом, который построил легендарный царь Йима. Урал она объявляет "центром мира", а "Страну городов" - серединой Земли. То, что "остров прошлого", Аркаим, как бы всплыл из небытия, представляется ей залогом того, что "Урал соберет ариев" и "станет местом их духовной концентрации" после тысячелетий "власти тьмы" [58].

Основная идея предсказаний П. и Т. Глоба заключается в том, что России, находящейся под созвездием Водолея, принадлежит великое будущее и "она будет владеть миром" [59]. Тех же, кто скептически относится к "арийской идее" и видит в ней очевидные родимые пятна нацизма, Т. Глоба уличает в "страхе перед будущим России, вслед за которой пойдет весь мир". Мало того, она пытается обелить не только "арийцев", но и свастику, называя ее "символом связи Руси с арийской расой". В доказательство она приводит изображение свастики, которое иногда встречается на глиняных горшках из Аркаима, и заявляет, что свастика заложена в самой конструкции этого городища и что даже Урал по форме напоминает свастику [60].

Организации мистиков и оккультистов работают и в самом Челябинске. Недавно здесь была учреждена "Бажовская Академия Сокровенных Знаний". Она действует с 1993 г. под руководством местного "пророка" В. Соболева, в учении которого Аркаим занимает особое место. Он представляется храмом, созданным древним темнокожим народом, обладавшим необычайной духовной силой и великими знаниями. Поклонники учения ожидают скорой всемирной катастрофы, после которой Аркаим якобы призван стать центром России и всего мира. Его изображают пупом земли, равным по значению загадочной Шамбале [61].

Там же действует Уральский духовно-этический центр им. Николая Рериха. Рериховцы основали в Челябинске духовный храм "Беловодье", где регулярно читаются лекции, проводятся семинары и устраиваются выставки, знакомящие посетителей с духовным наследием Н. Рериха. Здесь же работают русские националистические организации, такие, как Челябинское отделение Международного фонда славянской письменности и славянских культур и областной Славянский культурный центр. Все они ежегодно проводят праздники, фестивали или сборы своих последователей и почитателей, которые съезжаются сюда со всей страны и из-за рубежа. Обычно это бывает весной и летом, и в программу нередко входит посещение Аркаима [62].

С тех пор, как археологи объявили Аркаим наследием солнцепоклонников-ариев, вокруг него создалась атмосфера таинственности, и он был признан местом скопления мистических сил. Сюда хлынул нескончаемый поток туристов, среди которых видное место заняли последователи учения Н. Рериха, астрологи, оккультисты, экстрасенсы, колдуны, неоязычники, кришнаиты, огнепоклонники, члены других нетрадиционных религиозных сект и просто люди, жаждущие исцеления от изматывающих недугов [63].

Они любят приезжать сюда в особенности в дни весеннего и осеннего равноденствия, а также летнего и зимнего солнцестояния. Наиболее популярна ночь на Ивана Купала, с 23 на 24 июня, когда здесь проводятся языческие ритуалы с танцами и прыжками через огонь, массовые купания в реке, оккультные действия, медитации и песнопения. В иные дни долину посещают беременные женщины, которые верят, что воды реки Караганки могут подействовать на них не менее благотворно, чем Ганг. Некоторые рожают прямо в реке. Туристы любят подниматься на возвышающуюся над долиной Лысую гору ("Огненную гору", или "Шаманку"), где часами "ловят" истекающую из Космоса энергию. Но перед этим принято всходить на горку, расположенную напротив, где якобы можно освободиться от отрицательной энергии. Там из камней выложены языческие символы, и люди старательно их обходят, чтобы не навлечь на себя беду [64].

Неотрегулированный поток туристов вызывает у специалистов понятное беспокойство за судьбу Аркаима и его ближайших окрестностей. Мало того, в последние годы приходит понимание того, что "ушлые духовные отцы от коммерции ведут сюда партии страждущих, обещая за большие деньги все блага на свете, экологический массаж, суфийские танцы..." [65].

Пример Аркаима оказался заразительным. Поклонники одной из неоиндуистских сект обнаружили подобное же место у с. Окунево, что в 250 км к северу от Омска. Они утверждают, что там много тысяч лет назад стоял величественный храм бога Ханумана, а сейчас наблюдаются всевозможные чудесные явления. Они считают эту местность наряду с Аркаимом мощным энергетическим центром, обитатели которого якобы счастливо спасутся от надвигающейся мировой катастрофы [66]. Это поветрие не обошло и московского философа В. Демина, который когда-то обучал студентов марксистской диалектике, но затем стал ревностным поклонником русского космизма и оккультизма. Побывав на Аркаиме, он настолько загорелся поиском "гиперборейской цивилизации", что отправился на Кольский полуостров и без труда ее там "обнаружил" [67]. С тех пор он выпускает книгу за книгой о мифической "первоцивилизации", выдавая это за научное открытие.

Быть ли Уралу республикой

Быстрый рост этнонациональных движений в СССР и его распад в декабре 1991 г., ослабление центральной власти и приближение экономического хаоса поставили перед отдельными, преимущественно русскими областями страны вопрос о выживании. Некоторые из них увидели выход в суверенизации и получении статуса республики внутри федеративной структуры России. Главной из таких областей стал Урал, один из наиболее развитых промышленных регионов страны, центр металлургии и машиностроения. Еще в 1990 г. на Урале стали раздаваться голоса, призывавшие покончить с его полуколониальной зависимостью от Москвы и создать свой парламент [68]. При этом указывалось на то, что русские люди, которые много веков назад бежали на Урал и в Сибирь ради земли и воли, не получили ни того, ни другого. Они снова оказались в зависимости от центральной власти, которая нещадно выкачивала из региона средства, почти ничего не давая взамен. В результате Урал оказался на грани экологической катастрофы, и избежать ее можно, лишь взяв власть в свои руки [69].

Это движение достигло кульминации в 1993 г., когда политики выработали план создания Уральской республики [70]. Среди них нашлись и такие, кто попытался обосновать этот план апелляцией к истории и доистории. С их точки зрения, ведущую роль в мировой истории всегда играло "Средиземье", т. е. внутренняя часть Евразийского материка, где постоянно происходили бурные этногенетические процессы и где издавна обитали воинственные и свободолюбивые племена скотоводов. Центром Средиземья был Урал, а его древней столицей - Ар-каим. В эпоху Аркаима древние уральцы-арии освоили металлургическое производство и изобрели боевую колесницу, что и позволило им завоевать полмира - от Египта и Греции до Индии и Китая. Позднее на Урале проповедовал Зороастр, и уральцы, помнившие его учение, первыми принесли дары младенцу Иисусу [71]. Все это, безусловно, должно было повысить престиж Урала в глазах как его собственных обитателей, так и жителей всей России.

Одновременно в Челябинской области началось движение за образование Южно-Уральской республики. Активисты русской ультранационалистической организации, возникшей в Златоусте, заявляли, что Зороастр жил недалеко от их города у горы Таганай, где до сих пор хранятся священные арийские знания, позволяющие достичь счастья и могущества. Якобы именно Зороастр одарил этими знаниями арийского царя Йиму, который и построил священный город Аркаим, наделенный особой энергетикой. Поэтому главной задачей русским ультранационалистам представлялось готовить Землю для скорого прихода Спасителя. А для этого надо было "расшифровать Авесту, посетив Аркаим, Синташту", что будто бы и открывало доступ к тайным священным знаниям. Поэтому требовалось "взять судьбу Челябинской области в свои руки" и "заложить на Южном Урале основу будущего движения, которое распространится по всему миру" [72].

Впрочем, одновременно арийский миф используется и для обоснования идеи целостности и неделимости государственного единства на территории Евразии. Для ряда русских националистов Аркаим является неопровержимым доказательством того, что древние "славяне-арии" проживали в бронзовом веке на Южном Урале, имея высокую культуру, в том числе письменность, к которой якобы восходит санскрит. Именно с Южного Урала они широко расселились по Евразии. Поэтому - делается вывод - не только центральная и южная Россия, но и Сибирь, Средняя Азия и Дальний Восток являются исконно славянскими территориями. Некоторые деятели казачьего движения добавляют, что это широкое движение по Евразии возглавляли казаки [73]. Вот почему напечатанную в газете "Подмосковье" статью Н. и О. Тропки-ных об Аркаиме охотно перепечатывает откровенно шовинистическая газета "Колоколъ" [74]. Ведь для того направления в русском национализме, которое представляет эта газета, Аркаим является символом как глубокой древности славянства и его прямой связи с арийством, так и безусловного господства русских на всей территории Евразии.

Тоска по арийству

Многие этноцентристские представления русских ультранационалистов об Аркаиме отличаются шовинизмом, ксенофобией и даже расизмом. Так, оренбургскому автору И. Есипову экскурс в древнюю историю индоевропейцев нужен для того, чтобы поставить на место лидеров казахского и других тюркских национальных движений. Он уличает казахов в "интеллектуальной неполноценности", подчеркивает, что вся казахстанская промышленность была создана русскими, которых сейчас не только лишают престижной работы, но и вытесняют со своих земель [75]. По его словам, русские жили в Казахстане якобы не менее пяти тысячелетий. Это они, оказывается, создали многие древние цивилизации Евразии и одомашнили лошадь. "Вот тогда-то, - сокрушается автор, - культура коня стала доступна тюрко-язычным племенам". Мало того, в течение двух тысячелетий идет тюркская экспансия, и арийские (т. е. "русские") земли оказываются в чужих руках. Каков же вывод? "Если мы хотим построить крепкое государство, мы не должны включать в него тюрок Средней Азии, большую часть кавказцев, евреев", - советует И. Есипов [76].

Тем временем по соседству с Челябинской областью в Башкирии развивается свое башкирское этнонациональное движение. В поисках престижных предков некоторые из его активистов также обращаются к "арийской теории". Одни из них возводят всех башкир к арийским корням [77], другие стремятся связать с арийцами какое-либо из отдельных башкирских племен. В любом случае они апеллируют к археологическим данным Южного Урала, прежде всего, конечно же, к Аркаиму и Синташте. С середины 90-х годов в паломничестве на Аркаим стали принимать участие и жители Башкирии.

Например, в начале сентября 1994 г. там был проведен семинар по истории родного края для учителей башкирского языка. В связи с этим средства массовой информации Башкирии также стали проявлять интерес к Аркаиму, нередко делая акцент на уже известные нам паранаучные сюжеты. Писалось о якобы особом климате на Аркаиме, о присутствующей там "биоэнергии", подзарядиться которой могут все молящиеся, о расположенном там "святом месте" и даже о том, что Аркаим в прошлом искали Петр I и Гитлер [78].

Все это не могло пройти мимо башкирских националистов, которые, подобно русским, начали лихорадочный поиск своих далеких первобытных предков. Так, руководитель магнитогорской фирмы "Абзелил" Аль-Фатих Фазылов, избранный в 1994 г. вождем башкирского племени тамьян [79], возводит истоки башкирского народа к позднепалеолитическим древностям уральской пещеры Шульганташ (Каповой пещеры) и пытается видеть в свастике отражение сути древнейшего башкирского мировоззрения. Он придает огромное значение и тому факту, что в основе планировки Аркаима лежит якобы "башкирская свастика". При этом он, разумеется, не может обойтись без оккультизма, в котором видит единственный способ познания тайн мироздания и который, по его мнению, следует преподавать в школе. Ему кажется бесспорным, что именно арийцы, вышедшие с Южного Урала, принесли остальному человечеству культуру и цивилизацию.

Южный Урал он отождествляет с мифической Атлантидой, а исходной территорией арийцев называет Абзелиловский район Башкирии, где до сих пор живут члены его племени [80]. Все это кажется ему достаточным для того, чтобы называть Аркаим и родственные ему памятники духовным наследием коренного, т. е. башкирского, народа [81]. Любопытно, что Аль-Фатих Фазылов, экономист по профессии, начал интересоваться происхождением башкир и древностями Южного Урала в 1987- 1988 гг. после сенсационных открытий на Аркаиме, которые в те годы широко освещались в средствах массовой информации [82].

Башкирского историка С. Галлямова заботят более глобальные проблемы. Он тоже ищет прародину башкир на Южном Урале, считает их едва ли не древнейшим народом на Земле и отождествляет их с "арийцами". Но он идет еще дальше, всячески отделяя башкир от тюрков и связывая их с исконным иранством. Мало того, он "обнаруживает" ближайшее языковое родство между башкирами и... англичанами и обвиняет татар в узурпации башкирского культурного наследия и заселении исконных башкирских земель [83]. Нет нужды говорить, что в его построениях строительство Аркаима также приписывается прямым предкам башкир, а Заратуштра объявляется башкирским пророком, жившим на Южном Урале [84].

Гипотеза С. Галлямова была широко разрекламирована газетой "Вечерняя Уфа", которая делала все, чтобы придать ей флер научности. Она представляла С. Галлямова самородком, сделавшим открытие мирового значения и тем посрамившим ученый мир [85].

В особенности построения С. Галлямова показались увлекательными башкирскому поэту и писателю Г. Шафикову, который находит их много более убедительными, чем фантазии Т. Глобы. Он подчеркивает, что памятники типа Аркаима расположены на древних башкирских землях, что они, безусловно, свидетельствуют о существовании там некогда развитой цивилизации и что башкиры, несомненно, ведут свой род от аркаимцев-"ариев". Мало того, предметом его особой гордости служит тот факт, что древнейший из таких памятников, "городище Таналык", был обнаружен недавно на территории современной Башкирии. Естественно, свастика объявляется наследием "южноуральских ариев" [86].

***

... Ослепительным метеором вспыхнул Аркаим на смутном небе постсоветской действительности, заронив искры сомнений и надежд в умы обитателей России. Пройдет время, миражи исчезнут, но загадка несостоявшейся южноуральской цивилизации еще долго будет волновать воображение исследователей. В последние годы и у журналистов, и у ученых вырабатывается более спокойное отношение к Аркаиму [87]. В частности, признается тот факт, что вокруг Аркаима возникло много фантастических концепций и мифов. На самом деле, как считают ученые, жизнь там была не столь комфортна, как заявлялось вначале, и ни о какой гармонии древних обитателей с природой говорить не приходится. Более того, стало ясно, что "страна городов" хищнически использовала местные лесные угодья и люди могли покинуть ее из-за экологической катастрофы, вызванной антропогенным фактором [88]. Даже индолог Н. Гусева, на работы которой опираются многие современные ультранационалистические "арийские исследования", недавно публично дистанцировалась от неонацистских и расовых построений и призвала к более трезвой оценке Аркаима [89]. Хочется верить, что экстравагантные ультранационалистические версии древней истории окажутся мимолетным явлением в общественном сознании, а музею-заповеднику "Аркаим" суждена долгая и плодотворная жизнь.

Деконструкции мифа об Аркаиме должны способствовать крепнущие связи между российскими и зарубежными археологами, что продемонстрировала происходившая на городище Аркаим в конце августа - начале сентября 1999 г. международная конференция [90]. В начале 2000 г. группа археологов из различных стран подписала воззвание, в котором его авторы, признавая большое научное значение Аркаима, в то же время призвали российских археологов избегать политизации своих открытий и отмежеваться от неонацистских интерпретаций данных с Южного Урала.

Виктор Шнирельман
Миссионерский отдел Челябинской епархии - 29.10.2008.

Использованная литература

1. Зданович Г.Б. За две тысячи лет до Трои // Вокруг света. - 1989. - № 3. - С. 38; Батанина И. М., Иванова Н. О. Археологическая карта заповедника Аркаим // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск, 1995. - С. 159; Стефанов В. И. Поселения алакульской культуры Южного Урала // Там же.

2. Зданович Г. Б. Указ. соч.

3. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. - Тбилиси, 1984. - Т. 1-2.

4. Дьяконов И. М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // Вестн. древней истории. - 1982. - № 3. - С. 15-24.

5. Зданович Г. Б. Аркаим: арии на Урале: Гипотеза или установленный факт? // Фантастика и наука: Гипотезы, прогнозы. - М., 1992; Он же. Аркаим - культурный комплекс эпохи средней бронзы Южного Зауралья // Рос. археология. - 1997. - № 2.

6. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск, 1995. - С. 196-197, 215-217, 220-222; Батанина И. М. Аркаим под защитой ученых! // Эколог. вестн. - 1993. - № 2. - С. 7; Никулина М. Аркаим - древнейшая история человечества // Наука и жизнь. - 1995. - № 1. - С. 42.

7. Аркаим... - С. 198-214.

8. Долгополова Т. Аркаим - это и будущее // Челяб. рабочий [далее - ЧР]. - 1991. - 22 мая. Историко-ландшафтный музей-заповедник "Аркаим" был создан 19 апреля 1991 г. С тех пор он регулярно фигурирует во всех справочниках по Челябинской области. См., например: Челябинская область: Краткий географический справочник / М. С. Гитис, А. П. Моисеев (сост.). - Челябинск: Версия, 1995. - С. 64.

9. Батанина И. М. Аркаим под защитой...

10. Радченко Е. "Цивилизация у нас не состоялась", - заявил Г. Б. Зданович // ЧР. - 1992. - 21 апр.; Он же. "Страна городов", здравствуй! // ЧР. - 1992. - 26 мая; Дида Н. От древнего Аркаима до "новых имен" // ЧР. - 1993. - 24 марта; Фонд "Аркаим" ищет спонсоров // ЧР. - 1992. - 4 янв.; Латынина Ю. Аркаимские чудеса // Известия. - 1998. - 9 окт.

11. Садчикова Л. Т. Глоба: "Конец Света отменяется..." // ЧР. - 1991. - 27 апр.

12. Аркаим... - С. 220-221.

13. Зданович Г. Б. За две тысячи лет... - С. 40; Он же. Аркаим: арии на Урале... - С. 262, 266, 268; Он же. Аркаим. Арии на Урале, или Несостоявшаяся цивилизация // Аркаим... - С. 35, 37; Долгополова Т. Указ. соч.; Зданович Г. Б., Батанина И.М. "Страна городов" - укрепленные поселения эпохи бронзы XVIII-XVII вв. до н. э. на Южном Урале // Аркаим... - С. 61; Радченко Е. Указ. соч.; Аркаим... - С. 4, 7, 204; Фонотов М. Круги Аркаима // ЧР. - 1991. - 7, 10 и 11 сент.; Иванов И. В. Аркаим - ландшафтно-исторический заповедник // Аркаим... - С. 11; Быструшкин К. К. Аркаим - великая обсерватория древности // Наука и жизнь. - 1996. - № 12; Он же. Аркаим - суперобсерватория древних ариев? // Урал. - 1996. - № 1; Тропкина Н., Тропкина О. Аркаим - протогород древних ариев // Подмосковье. - 1996. - 17 авг.; Пищугин В. От Стоунхенджа до Аркаима // Континент. - 1996. - № 47 и др. Следует отметить, что все это началось лишь с 1991 г. После того, как на Аркаиме побывала Т. Глоба. Еще в 1990 г. ни о каком астрономическом, магическом или сакральном значении Аркаима речи не было. См., например: Зданович Г. Б. Аркаим // Рифей: Уральский краеведческий сборник. - Челябинск, 1990. - С. 229-243.

14. Зданович Г. Б. За две тысячи лет... - С. 266; Он же. Аркаим: арии на Урале... - С. 35; Никулина М. Указ. соч. - С. 47-48; Бойм М. Аркаим город ариев // Весь мир. - 1997. - № 8 (4).

15. Никулина М. Аркаим // Древность Урала: Очерки истории Урала. - Екатеринбург, 1996. - Вып. 2. - С. 44-52.

16. Shnirelman V. A., Komarova G. A. Majority as a Minority: The Russian Ethno-Nationalism and its Ideology in the 1970s - 1990s // Rethinking Nationalism and Ethnicity: The Struggle for Meaning and Order in Europe. - Oxford, 1997.

17. Шнирельман В. А. Миф о сверхчеловеке возрождается в России // Новое время. - 1997. - № 13; Он же. Второе пришествие арийского мифа // Восток. - 1998. - № 1; Shnirelman V. A., Komarova G. A. Op. cit.

18. Карпов А. Иудины поцелуи сепаратистов // Рус. вестн. - 1996. - № 6-8; Абакумов А. В. Евразийские арии и Русь // Рус. мысль. - 1995. - № 1-6; Он же. Славяне в Казахстане: возвращение на Родину? // Экон. газ. - 1997. - № 16; Он же. Русские и татары в Крыму // Наследие предков. - 2000. - № 2 (9).

19. Зданович Г. Б. За две тысячи лет... - С. 40.

20. Он же. Аркаим: Арии на Урале... - С. 40-41; Он же. Аркаим - культурный комплекс... - С. 60-61.

21. Глоба Т. М. Тамара: Рус. астролог. сб. - М., 1993. - С. 79; Она же. Аркаим // Атака. - 1994. - № 9; Разоренов Ф. Н. Аркаим в истории арьев // Древность. Арьи. Славяне. - М., 1994; Он же. Аркаим и древность нашей истории // Чудеса и приключения. - 1995. - № 3; Он же. Русский след уходящих арьев // Варвары. - М., 1999. - С. 69-91; Никанкин О. В. Аркаим - послание в будущее // Потаенное (Прил. к газ. "За русское дело"). - 1996. - № 2 (2); Он же. Загадки Аркаима и "Страны городов" // Рус. чудо. - 1998. - № 1. - С. 31; Хлестаков Ю. А., Трушкин Н. С., Блескин Б. И. "Расейская" цивилизация // Свет. - 1996. - № 8; Русский Б. Возьмем судьбу русской нации в русские руки // Колоколъ. - 1997. - № 59; Гусева Н. Р. Об ариях, Ведах и национализме // Экон. газ. - 1997. - № 9-13; Она же. Русские сквозь тысячелетия: Арктическая теория. - М., 1998; Демин В. Н. Гиперборея - утро цивилизации. - М., 1997; Он же. Тайны русского народа. - М., 1997; Уваров А. Русское национальное самосознание // Патриот. - 1998. - № 23. - С. 8; Трехлебов А. В. Тайна праславянской цивилизации. - М., 1998. - С. 50-64. Осенью 1998 г. вся эта история о величии древних "русов" и их похождениях начиная с палеолита распространялась в Ростове-на-Дону в виде набранного на компьютере текста, который в итоге призывал к организации "Русской общины на Дону". Об арийском мифе и его месте в идеологии современного русского ультранационализма см.: Шнирельман В. А. Миф о сверхчеловеке...; Он же. Второе пришествие...

22. Асов А. Урал Сокровенный // Наука и религия. - 1996. - № 7; Он же. Легенда о Богумире // Там же. - 1996. - № 11; Демин В. Н. Тайны... - С. 154. Недавно об Аркаиме и других "круглых городах" в связи с идеей о "Полярной Прародине" написал журнал "Молодая гвардия" (Курдаков Е. "Влесова книга" - реликт русской мифологии // Молодая гвардия. - 1997. - № 7. - С. 297). Идея Северной Прародины и погибшей арийской працивилизации, частью которой и является миф об Аркаиме, привлекает в последнее время некоторых писателей-фантастов. См., например: Романова Г. Л. Обретение Перуна. - М., 1997. - С. 83, 421-423.

23. Глоба Т. М. Тамара. - С. 80; Есипов И. А. Урал - земля русская // Рус. взгляд. - 1994. - № 1-2; Разоренов Ф. Н. Аркаим в истории...; Он же. Аркаим и древность...; Асов А. Урал Сокровенный; Он же. Легенда о Богумире; Никанкин О. Аркаим...; Он же. Загадки Аркаима... - С. 30; Хлестаков Ю. А. и др. Указ. соч. - С. 73; Гусева Н. Р. Об ариях... // Экон. газ. - 1997. - № 12-13; Русский Б. Указ. соч. - С. 2; Трехлебов А. В. Тайна… - С. 11-12; Кандыба В. М. Великие тайны мира. - М., 1998. - С. 38-41; Гусельников А. В., Удалова С. Н. Русь исконная. - М., 1998. - С. 7, 13.

24. Асов А. Москва - третий Аркаим // Наука и религия. - 1997. - № 8.

25. Разоренов Ф. Н. Аркаим и древность... - С. 40.

26. Щукин Е. Крестовый поход // Наше отечество. - 1994. - № 37.

27. Маликов В. Пламя и лед // Народ. защита. - 1996. - № 7.

28. Нечипуренко Л. Аркаим - символ русской славы! // Рус. Восток. - 1994. - № 8; То же // За Русское Дело. - 1994. - № 6. Нелишне упомянуть, что автор являлся главой иркутского отделения неонацистской Национально-республиканской партии России небезызвестного Ю. Беляева.

29. Асов А. Легенда о Богумире. - С. 29. Ср. он же под настоящей фамилией: Барашков А. Песни древних помаков // Континент. - 1996. - № 5.

30. Асов А. Москва... См. также: Гусельников А. В., Удалова С. Н. Указ. соч. - С. 15.

31. Захарченко В. Д., Чернобров В. А. Над пропастью нераскрытых тайн. - М., 1996. -С. 158-159.

32. Тороп В. Русские письмена, откуда они? // Чудеса и приключения. - 1995. - № 3. - С. 43.

33. Барашков А. Песни...

34. Быструшкин К. К. Аркаим... - С. 53, 55; Он же. Аркаим - суперобсерватория. - С. 168-169. Ср.: Глоба Т. М. Тамара. - С. 85-86.

35. Михайловский Ю., Гутенев А. Тайны "Елюю Черкечех" - якутской Долины смерти // Чудеса и приключения. - 1996. - № 6. - С. 47.

36. Данилов В. В. Русь ведическая в прошлом и в будущем. - М., 1996. - С. 37, 146. Об этом движении см.: Шнирельман В. А. Евангелие от ариев // Диагноз: Антифашист. обозрение. - 1997. - № 2. О "темных силах", будто бы скрывающих правду об Аркаиме, см. также: Трехлебов А. В. Тайна… - С. 13-14.

37. Глоба Т. М. Тамара. - C. 80.

38. Есипов И. А. Указ. соч.; Томин А. Старинная загадка Авесты // Накануне. - 1994. - № 4; То же // За Русское Дело. - 1994. -№ 8; Никанкин О. Аркаим...; Он же. Загадки Аркаима... - С. 31-32.

39. Кандыба В. М. История русского народа до XII в. - М., 1995. - С. 41-42; Кандыба Д. В. Русский гипноз. - М., 1995. - С. 116. См. также: Кандыба В. М. История русской империи. - СПб., 1997. - С. 48-49; Кандыба В. М., Золин П. Реальная история России: истоки русской духовности. - СПб., 1997. - С. 350; Кандыба В. М. Великие тайны... - С. 39. О нем см.: Шнирельман В. А. Неистовый Кандыба: "Русский Ведизм", ксенофобия и антисемитизм // Социология. Психология. Краеведение. Образование: Материалы Шестой ежегодной международной междисциплинарной конф. по иудаике. - М., 1999. - Ч. 4. - C. 155-170.

40. Разоренов Ф. Н. Аркаим в истории... - С. 55.

41. Глоба Т. М. Тамара. - С. 82-83; Она же. Аркаим. - С. 32; Есипов И. А. Указ. соч.; Разоренов Ф. Н. Аркаим в истории... - С. 55; Он же. Аркаим и древность... - С. 40; Захарченко В. Д., Чернобров В. А. Указ. соч. - С. 159; Никанкин О. Аркаим...

42. См., например: Зданович Г. Б. За две тысячи лет. - С. 40. Ср.: Глоба Т. М. Тамара. - С. 83.

43. Анисимов А. Кто такие казаки? // Колоколъ. - 1994. - № 37; Кочетков В. С. "Русские веды" как источник духовно-нравственных ценностей современника // Россия и Восток: филология и философия: Материалы IV международной науч. конф. "Россия и Восток: проблемы взаимодействия". - Омск, 1997; Сокол В. Б. Устное сообщение.

44. Колоколъ. - 1997. - № 43.

45. Есипов И. А. Указ. соч.

46. Никанкин О. Аркаим...; Он же. Загадки Аркаима... - С. 32.

47. Ср.: Повель Л., Бержье Ж. Утро магов. - М., 1991. - С. 26-38; Mosse G. L. The Crisis of German Ideology. - London, 1966. - P. 71-96; Chandler A. R. Rosenberg’s Nazi Myth. - New York, 1968. - P. 13-40; Cecil R. The Myth of the Master-race: Alfred Rosenberg and Nazi Ideology. - London, 1972; Goldstein J. On Racism and anti-Semitism in Occultism and Nazism // Yad Vashem Studies. - 1979. - Vol. 13. - Р. 53-72; Spielvogel J., Redles D. Hitler’s Racial Ideology // Simon Wiesenthal Center Annu. - 1986. - Vol. 3. - Р. 227-241.

48. Мяло К. Между Востоком и Западом: Опыт геополитического историософского анализа // Москва. - 1996. - № 12. - С. 115, 117.

49. Аннинский Л. Пятая цивилизация // Родина. - 1998. - № 2. - С. 28-29.

50. Балакирев А. Доктрина русской победы. - М., 1997. - С. 3.

51. Каневская И. Астролог Павел Глоба: "Будущее за Россией" // Совет. молодежь. -1990. - 18 авг.

52. Садчикова Л. Указ. соч.; Глоба Т. М. Тамара. - C. 78-79; Она же. Аркаим; Калинин С. Жил ли на Южном Урале пророк Заратустра? // Аргументы и факты. - 1997. - № 1-2 (Янв.).

53. Линдстрем Р. Личное сообщение. 12 апреля 2000 г.

54. Фонотов М. Круги Аркаима // ЧР. - 1991. - 7 сент.; Долгополова Т. Указ. соч.; Зданович Г. Б. Аркаим: арии на Урале... - С. 266; Он же. Аркаим. Арии на Урале. - С. 35; Быструшкин К. К. Указ. соч.; Калинин С. Указ. соч.

55. См., например: Нечипуренко Л. Указ. соч. О якобы общем языке у кельтов и славян см.: Гусельников А. В., Удалова С. Н. Указ. соч. - С. 7. О происхождении "белой и желтой рас" от "арктических русов" см.: Кандыба В. М. Великие тайны... - С. 65.

56. Глоба Т. М. Тамара. - С. 80-81, 85; Она же. Аркаим. - С. 31.

57. Пищугин В. Указ. соч.

58. Глоба Т. М. Тамара. - С. 79-80; Она же. Аркаим. - С. 31-32. Любопытно, что, "забывая" упомянуть Т. Глобу, В. Кандыба сейчас заявляет, что "Арка Имы" - это исконное название поселения Аркаим. См.: Кандыба В. М. Великие тайны... - С. 41.

59. Каневская И. Указ. соч.; Садчикова Л. Указ. соч.; Глоба Т. М. Тамара. - С. 79.

60. Глоба Т. М. Тамара. - С. 79-80; Она же. Аркаим. - С. 32-33.

61. Лебедева З. В лабиринтах лжеучений // Православ. Москва. - 1995. - № 5- 6. - С. 11; Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. - М., 1997. - С. 35; Филатов С. Современная Россия и секты // Иностр. лит. - 1996. - № 8. - С. 216.

62. Аннинский Л. Указ. соч. Русская православная церковь осуждает неоязыческую деятельность вокруг Аркаима и предупреждает об опасности расизма, присущего учению рерихианцев. См.: Лебедева З. В лабиринтах...

63. Разоренов Ф. Н. Аркаим в истории... - С. 37; Иванов И. В. Указ. соч. - С. 13-14; Калинин С. Указ. соч.; Радченко Е. Семь лет и 37 веков на Аркаиме // ЧР. - 1994. - 16 сент.; Латынина Ю. Указ, соч.; Лебедева З. В лабиринтах...

64. Глоба Т. М. Тамара. - С. 81; Калинин С. Указ. соч.

65. Радченко Е. Семь лет...; Фонд "Аркаим"...; Иванов И. В. Указ. соч. - С. 12.

66. Речкин М. Окуневский ковчег // Свет. - 1996. - № 5; Яшин В. Б. Арио-сибирские контакты в древности и современные маргинальные духовные учения // Россия и Восток: филология и философия: Материалы IV международной науч. конф. "Россия и Восток: проблемы взаимодействия". - Омск, 1997.

67. Демин В. Н. Магическими путями Севера // Наука и религия. - 2000. - № 9. - С. 44-46.

68. Долгов В. Судьба Урала // ЧР. - 1990. - 13 июля; Щербакова С. За Уральскую республику // ЧР. - 1990. - 27 июля.

69. Чернецов В. Быть ли Уралу республикой? // ЧР. - 1990. - 31 авг. Следует отметить, что план создания Уральской республики поддерживался тогда некоторыми влиятельными политиками в Москве.

70. Медовой И. Нарцисс по прозвищу Отбойный молоток // Общая газ. - 1998. - 7-13 мая.

71. Баков А., Дубичев В. Цивилизации Средиземья. - Екатеринбург, 1995. - С. 23-29, 190, 197.

72. Томин А. Старинная загадка Авесты // Накануне. - 1994. - № 4. Именно отсюда В. Кандыба заимствовал идею о том, что Зороастр родился и жил в окрестностях нынешнего Златоуста недалеко от горы Таганай. См.: Кандыба В. М. История русской империи. - СПб., 1997. - С. 47.

73. См., например: Анисимов А. Указ. соч.

74. Колоколъ. - 1996. - № 38. - С. 6.

75. Есипов И. А. Русские и казахи // Рус. взгляд. - 1996. - № 3-4.

76. Он же. Урал - земля русская. На эту версию работает целая серия статей председателя Челябинского областного общества уральского краеведения А. Моисеева, регулярно, раз в неделю, в течение нескольких месяцев публиковавшихся в газете "Челябинский рабочий" начиная с 10 июня 1994 г. Их автор называл индоевропейцев и ариев "нашими далекими предками" и противопоставлял их древним тюркам и финно-уграм, которые к категории "наших предков" не относились. См., например: Моисеев А. Древности // ЧР. - 1994. - 17 и 24 июня, 5 авг. и др.

77. Галлямов С. Великий Хау Бен. - Уфа, 1997.

78 Микишев Г. Аркаим: его искали Петр Великий и Адольф Гитлер // Известия Башкортостана. - 1994. - 10 сент.

79. Григорьев Ю. В Магнитке живет вождь племени тамьян // ЧР. - 1994. - 22 дек.

80. Аль-Фатих. Древние пришельцы. - Уфа, 1997. - С. 15-20.

81. Там же. - С. 35.

82. Аль-Фатих. Личное сообщение.

83. Галлямов С. Указ. соч. - С. 184-186, 234-235.

84. Галлямов С. "Урал Батыр" фа - 4 мен йыл // Шонкар. - 1995. - № 6. - С. 44-45.

85. Сабитов И. Инакомыслящий историк Салават Галлямов // Вечерняя Уфа. - 1996. - 2 февр.; Он же. Обсуждение было бурным // Там же. - 1996. - 2 марта.

86. Шафиков Г. Г. Дыхание жгучее истории. - Уфа, 1998. - С. 306-314, 322-339. Также см.: Он же. Историческая гипотеза, вызвавшая споры // Вечерняя Уфа. - 1996. - 22 мая.

87. Полиастоми Р. Древний город Аркаим // ЧР. - 1994. - 5 авг.; Зданович Г. Б. Синташтинское общество: социальные основы "квазигородской" культуры Южного

Зауралья эпохи средней бронзы. - Челябинск, 1997; Фонотов М. Бронза Аркаима // ЧР. - 1997. - 28 авг.

88. Радченко Е. Семь лет...; Латынина Ю. Указ соч.

89. Гусева Н. Р. Об ариях... // Экон. газ. - 1997. - № 12-13. Впрочем от идеи арктической прародины Н. Гусева отказываться не собирается и даже, вопреки всем научным авторитетам, утверждает, что это наиболее достоверная теория происхождения индоевропейцев. См.: Гусева Н. Р. Арктическая колыбель? // Родина. - 1997. - № 8. - С. 81-83; Она же. Русские сквозь тысячелетия: Арктическая теория. - М., 1998; Она же. Арктическая родина в Ведах // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев / Н. Р. Гусева (ред.); Ин-т этнологии и антропологии РАН. - М., 1998.

90. Koryakova L., Kohl Ph. L. Complex Societies of Central Eurasia from the 3rd to the 1st Millennia B.C.: Regional Specifics in the Light of Global Models // Current Anthropology. - 2000. - Vol. 41. - № 4. - P. 638-642.

 

 
Читайте другие материалы раздела "Культ Аркаима. Аркаим как "святыня" неоязычников, оккультистов и сектантов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru