Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Преподобный Максим Грек - творения


Максим Грек. Возражение против глав Самуила евреянина

Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение мощей)

Преподобный Максим Грек (1470 - 1556) - высокообразованный греческий инок-переводчик и апологет за прямоту и правду попал в опалу в России: претерпел несправедливый суд, отлучение от Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не сломили его смиренный дух: он продолжал трудиться во благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти. Оставил после себя многочисленные богословские, апологетические, духовно-нравственные; сохранились также послания и письма к частным лицам.

Преподобный Максим Грек. Икона, XVIII век. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии

Преподобный Максим Грек. Икона, XVIII век. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии

***

Содержание

Главы Самуила евреянина переведены с латинского на русский язык Николаем Немчином. В этих главах значится, что Самуил жил спустя тысячу сорок лет после вознесения Христова. Так как Еврейское царство после вознесения Христова окончательно уничтожено римлянами, и они рассеяны по всем странам, между тем некоторые из них оставили своим соплеменникам, евреям последующих родов, Писания, в которых сказано, что через тысячу лет они опять возвратятся в Иерусалим, и эти Писания были у них в уважении и питали в них надежду; когда же после их пленения прошло тысяча лет, то Самуил понял, что обстоятельства их не к возвращению клонятся, а слагаются к худшему. Обвинив самого себя и всех жидов, что не за простое какое-нибудь преступление они столько лет находятся в пленении, но за распятие Христа, – он собрал из пророческих книг главы о пришествии Христа во плоти и о призвании язычников и об отвержении ветхозаветной жертвы [1].

Глава первая

Тогда будете люди Божии и спасенные Им, когда, отступив от всякого вашего зловерия, упрямства и непокорства, воззовете Ему с верою и любовью вместе с людьми Божиими: "Благословен грядый во имя Господне... Бог Господь и явися нам" (Пс. 117, 26–27), и начнете жить по Его заповедям, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, как написано: "Твой есмь аз, спаси мя", а за тем приводит причину: "яко оправданий Твоих взысках" (Пс. 118, 94). Вы же отрицаетесь Его Божества, заявив пред Пилатом: "не имамы царя, токмо кесаря" (Иоан. 19, 15), и опять: "кровь Его на нас и на чадех наших" (Мф. 27, 25); и не принимаете Его оправданий, когда Он говорит: "иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет" (Мк. 16, 16). Как же ты говоришь: мы – Божии, в каком бы состоянии ни находились. Или не слышал ты Пророка, который говорит: "Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу" (Пс. 57, 4).

Глава вторая

Не Божии вы теперь, как мы показали, и надежда ваша не прочна, ибо написано: "пожрите жертву правды и" тогда "уповайте на Господа" (Пс. 4, 6). Вы же, убив Его, стали Его врагами и убийцами, а не сынами, не друзьями и не людьми Его паствы. Как же вы на Него надеетесь? Суетно ваше упование и богомерзко.

Глава третья

Если же вы находитесь под гневом Божиим, то, следовательно, вы Ему враги и мерзостны. Как же вы называете себя Его людьми, когда Писание говорит: "сынове чуждии солгаша Ему, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих" (Пс. 17, 45–46). Он вас признает и называет чужими: как же ты, Самуил, говоришь, что вы Ему свои?

Глава четвёртая

Если же, как утверждает слово истины, и как ты признаешь, отцы ваши и погрешили, и заблудились, не познав пришествия Христова, то, следовательно, и вы сами погрешили и заблудились с ними, а потому и погибли, по сказанному: "се удаляющии себе от Тебе, погибнут" (Пс. 72, 27).

Глава пятая

И в ссылках своих на древних праведников говоришь ты неправду, Самуил: Моисей и прочие пророки ходили во всех заповедях, установлениях и оправданиях Божиих, живя праведно и целомудренно; они с верою несумненною и горячим желанием ожидали пришествия Христа – Мессии, уповали на Него и пророчествовали о Нем. Вы же не только не ходите во всех заповедях Божиих, как они ходили, но и, противясь их пророчествам, убили Христа Бога, посланного к вам на избавление вас и всего рода человеческого. Если и они, как люди, в чем-либо когда погрешили по неведению и забвению, – помыслом ли, или каким-нибудь маловажным согрешением однажды, то немедленно исправлялись, а не пребывали в противлении заповедям Божиим, не валялись в сквернах плотских и беззаконных услаждениях, как вы и мы. Итак, солгал ты и хулу нанес на тех праведников.

Глава шестая

И следующее слово твое, Самуил, представляется мне некрасивым, чтобы не сказать, безумным. Если ты истинно уверовал, что Христос есть тот Мессия, о Котором все пророки так удивительно писали, то зачем ты с сожалением говоришь: "О, если бы мы, когда убили Его, вычеркнули бы из книги Исаии предсказание о сем!" Приличнее было бы тебе сказать: "О, если бы мы тогда послушались пророка и покаялись бы пред Богом, то не убили бы великого Пророка и не были бы отринуты Богом". К тому же, если бы вы и изгладили из книги Исаии предсказание о сем, то и тогда не могли бы уничтожить Божественную славу Христову: ибо написано пророком Аввакумом: "покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля" (Аввак. 3, 3); и опять: "яже Бог совеща, кто разорит; и руку Его высокую кто отвратит?" (Ис. 14, 27).

Глава седьмая

Не приравнивай, господин Самуил, Христово вознесение преложению Еноха и взятию "яко на небо" Илии огненною колесницею и огненными конями (4Цар. 2, 1). Они были только святые и праведные люди, и потому один был преложен, вероятно, ангелом, а не сам собою, и не воздухом, а другому были посланы огненная колесница и кони. И Писание не говорит, что Енох был преложен на небо; это ты говоришь. Также и Илия взят был не на небо, но "яко на небо", говорит Писание. Христос же, будучи Богом во плоти, Создателем всего и Господом Еноха, и Илии, и Моисея, не воздушною легкостию, но Божественною силою взошел на самое небо, а не "яко на небо", как Илия: облак светлый чудесно привел Он от небытия в бытие, который, по повествованию Луки, не просто подъял Его, но "от очию учеников" Его, – и это не потому, чтобы Он нуждался в помощи облака для Своего восхождения – да не будет у нас такого хульного мудрования! – ибо Он все носит и держит в Своей руке, но этим Он только исполнил древнее пророчество, которое говорит о Самом Создателе: "простираяй небо яко кожу, покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню" (Пс. 103, 2–3), как и в другом месте говорит: "и взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветреню" (Пс. 17, 11). А что ты говоришь, будто и Мафусал взят на небо во плоти, также и Моисей, – этого в Священном Писании нигде не видно, а говорится, что Мафусал прожил столько то и столько лет, и умер, а не сказано: преложен или взят был на небо. И о Моисее не говорится, что он взошел на небо, но что умер и погребен был, очевидно, Архангелом Михаилом, который препирался с диаволом "о Моисеове телеси" и запретил диаволу, сказав ему: "да запретит тебе Господь" (Иуд. 1, 9), и таким образом, когда диавол отступил, погребено было тело Моисеево на той горе, или в другом месте, – одному Богу известно, Писание же этого не объяснило. Это я говорю относительно времени до пришествия Мессии, то есть до Христова воплощения, распятия и сошествия во ад; ибо когда Христос сошел туда всесвятою своею душею, то не только Мафусала и Моисея, но и всех, вообще, от века праведников исхитил из ада, вывел их из тьмы и сени смертной и ввел в древний божественный рай и теперь они находятся с Царем и Спасителем своим и в раю, и на небе, как сказано: "идеже будет труп, тамо соберутся и орли" (Мф. 24, 28).

А что ты говоришь о прохождении сынов израилевых, что вода несла их тела, то это говоришь не согласно со Свяшенным Писанием, ибо Писание ясно говорит так: "огустеша яко стена воды, огустеша и волны посреде моря" (Исх. 15, 8). Из этого ясно видно, что среди этих двух водных стен образовался для них сухой путь силою Бога, водившего их, как и выше говорится: "сынове же израилевы проидоша по суху посреде моря: вода же им стена бысть одесную, и стена ошуюю" (Исх. 14, 29), а не говорит, что прошли, носимые водою, как ты утверждаешь. И что также ты говоришь, будто огонь, сошедший с неба (при Илии), вознес тела волов и скотов на небо, то и это явное вранье и произведение детского ума, ибо ты говоришь это не по Писанию. В Писании ясно сказано, что огонь тот, сошедший с неба, все, вообще, сжег, пожрал и испепелил: и мяса, и дрова, и воду, и камни, и самую землю, а не говорит, что одно сжег, а тела волов и скотов вознес в высоту. Не прилично, добрейший Самуил, помимо Писания что-нибудь говорить или рассуждать: "да не приложиши, – сказал Господь Моисею, – к сему, ни отымеши от него" (Второз. 12, 32).

Глава восьмая

Пока вы не исповедуете Христа истинным Богом и не отступаете от своего неверия, не приятны Богу ни молитва ваша, ни пост, ни жертвы, ни обрезание, ни субботы: все это "ненавидит душа Моя", сказал Он чрез пророка Исаию (Ис.1, 14). И хотя бы вы бесчисленные надежды имели на Него и прибегали к Нему, – все это напрасно и бесполезно для вас: вы состоите под гневом Божиим, как ясно сказано в пророчестве: "да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего" (Пс. 20, 9–10). По какой причине? "Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити. Яко положиши я хребет", то есть, Ты победишь их и обратишь в бегство, "во избытцех" их, то есть, в тех, которые останутся в том же неверии и ожесточении, "уготовиши лице" Свое, то есть, гнев Твой (Пс. 20, 12–13). Итак, напрасно хвалишься и часто повторяешь: "Все таки мы Божии и к Нему прибегаем".

Максим Грек, преподобный

Цитировано по:

Сочинения преподобнаго Максима Грека в русском переводе / [предисл.: послушник Моисей]. - [Сергиев Посад] : Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип., 1910-1911. - 3 т. / Т. 2. 1910.

– С. 332. / Возражение против глав Самуила евреянина. – С. 23-28.

Азбука веры

Примечание

1. Но в тоже время в этих главах Самуил утверждает, что евреи, в каком бы ни находились состоянии, все таки продолжают оставаться народом Божиим. Против этого и против других заблуждений Самуила и возражают настоящие главы. Прим. перев.

***

Молитва преподобному Максиму Греку:

  • Молитва преподобному Максиму Греку. Этот высокообразованный греческий инок-переводчик и апологет за прямоту и правду попал в опалу в России: претерпел несправедливый суд, отлучение от Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не сломили его смиренный дух: он продолжал трудиться во благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти. Преподобный Максим Грек - небесный покровитель ученых, богословов, переводчиков, студентов и семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров, катехизаторов и апологетов. Ему молятся для утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения вероучения и Писания, обращения к Православию иноверцев и сектантов, просят помощи и поддержки при гонениях за веру и несправедливом притеснении власти. Преподобный Максим Грек облает даром исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния

Акафист преподобному Максиму Греку:

  • Акафист преподобному Максиму Греку

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Греке:

Труды преподобного Максима Грека:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru