Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыНовоеСоцсетиПоиск


Святитель Амфилохий Иконийский - творения


Амфилохий Иконийский. Беседа на преполовение, на расслабленнаго, и на то, чтоб не судить по лицу

Память: 23 ноября / 6 декабря

Святитель Амфилохий Иконийский - богослов, писатель и проповедник конца IV века, обличал ереси ариан и евномиан. Участвовал в деяниях Второго Вселенского Собора (381) и возглавлял борьбу против ереси Македония. Послания и слова святителя совершенная форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и догматическим содержанием.

Святитель Амфилохий Иконийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 год

Святитель Амфилохий Иконийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 год

***

В субботу к разслабленному Господь сказал: Востав возми одр твой, и иди в дом твой (Лк. 5:24). И по сей причине, и к Иудеям сказал: Учение Мое несть Мое, но пославшаго Мя Отца (Ин. 7:16). А что по исцелении самовластном разслабленнаго сказал Господь слова сии к Иудеям, о том возьми себе доказательство из чтенных ныне; тамо бо Господь весьма ясно показал неизменность свою и Отца. Ибо если бы сказал Господь: учение Мое несть Отца, но Мое, то разделил бы себя от Отца, сделался бы сущим вне существа Его и чуждым смотрения. Сказавши же: учение Мое несть Мое, нo пославшаго Мя Отца, показал неизменность существа, и то, что учение сие есть учение Отца и Сына и Святаго Духа. Едино бо Слово Сын Отца, и Дух Отца, Святый Дух есть. Како Слово научит иному, како наставит странному Дух Святый? Нет сего, нет по блаженному Павлу, глаголющему: Кто весть от человек, яже в человеце, точию дух, живущий внутрь человека: тако и Божия никто же весть, точию Дух Божий, в нем пребываяй (1Кор. 2:11). И что по исцелении самовластном разслабленнаго, как я прежде сказал, изрек Господь сии глаголы, о том послушай ныне глаголющаго Господа: Едино дело сотворих, и все чудитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание не яко от Моисея есть, но от отец, и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание человек в субботу приемлет, да не разорится закон Моисеев: на мя ли гневаетеся, яко всего человека в субботу сотворих здрава? He судите на лица, нo суд праведен судите (Ин. 7:21–24). Что же по исцелении разслабленнаго сказал Господь слова сии в законе показуя их беззаконными, о том сам говорил к ним, якоже слышиши: Аще обрезание человек в субботу приемлет, и в субботу обрезуется младенец, да не упразднится осьмодневный закон: то вы, законом закон опровергая, превращаете закон, и на мя гневаетеся, яко всего человека сотворих здравым в субботу не работая, но чудодействуя. В субботу не должно работати, но быть всем праздным. Для чего же у вас, Иудеи, жена в субботу раждает, кормилица смущается и пелены разрешаются, природа очищается, и жена к млекокормлению уготовляется? Жена раждает, и природа закона невредима бывает: как же Богу не чудодействовать? Сказываете мне: в субботу обрезывается человек, дабы незабвен был закон: тo как на меня за то гневаетеся, что всего человека сотворих здравым в субботу? He судите на лица, но праведен суд судите. He обинуюсь судим быть от вас, неприятели! для того, что им же судом судите, осудитеся. Кто раззоряет субботу, вы ли, обрезывающие в субботу и мечь острящие, отрезание вводящие и член обрезывающие; или я, сказавый словом: Востав возьми одр твой, и иди в дом твой? Если бы не подействовало мое слово, то разрешил бы я субботу суесловствуя. Когда же предшествовало слову дело, то почто субботу защищаете и Зиждителя поносите? He удовольствовались ли вы, о отроки Иудейские! взирая на разслабленнаго, тритцать осмь лет на одре лежащаго, и на одр обветшавший и носящий разслабленнаго нощедневную тяжесть? He досадовали ли? He сострадали ли? И ныне не терпите, чтоб хотя один час поносил одр разслабленный, и отдал ему взаимное? He должно и было и ему в недуг возгласить: обратил еси одр мой в недуге моем? Знаю, фарисеи, для чего вы негодуете. He ропщете на тo, что исцелился разслабленный, но что не можете утаить одра. Почему я, ведая мысль вашу, повелел ему нести одр, дабы, если вы умолчите, одр воспел чудотворение. Что сомневаетеся, фарисеи? Несть разслабленный чужестранец, несть маловременный. Ведаете его все при купели вашей тритцать осмь лет питавшагося. He можете сказать, якоже о слепом от рождения: Сей есть, подобен ему есть, несть сей (Ин.9:9). Если бы не уверил вас слепый, то и его бы вы взявши повели на судилище, чем сами бы себя пред всеми постыдили. He судите на лица, но праведен суд судите. И если угодно, возвратимся вкратце и к самой истории разслабленнаго, для того что и Господь о нем воспоминает; если же Господь воспоминает, тo как мы позабудем? Кто тогда не удивляется, когда чудеса Господни повествуются? и настоящий же праздник есть Господень, Господь есть посредник, средний и праздник. Всегда же средина ограждается крайностями. Почему и стоящий праздник сугубую имел благодать воскресения. Преполовившися бо от воскресения и пятьдесятницы, воскресение показал; пятьдесятницу же как бы перстом показывает и сил обновление воспевает. Каково убо есть настоящее разслабленнаго усердие, знайте купцы слова, да воспользуетеся со всеми стяжанием духовной пользы. Воспоминайте Иоанна Евангелиста глаголющаго: По сих бе праздник Иудейский, и взыде Иисус во Иерусалим, Есть же во Иерусалимех овчая купель, яже глаголется Еврейски Вифесда, пять притвор имущи. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих. Бе же тy некий человек, тридесять и осмь лет имый в недузе своем. Сего видев Иисус лежаща, видящий вся прежде бытия их, и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? (Ин. 5:1–3, 5–6). О нетщеславнаго Господня исцеления! He приемлет того, чтобы болящие Его призывали, но приходит сам к страждущим. Будучи бо Солнце правды, на всех распространяет лучи благодеяния. Бе же во Иерусалимех во овчей купели, яже глаголется Еврейски Вифесда, пять притвор имущи, в тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих. Сие есть знаменование болезни Иудейския пять притвор, которые были наполнены больными; болезнует бо народ Иудейский пятьма чувствами: видением, обонянием, вкусом, слухом и осязанием, всем сим болезновали отроки Иудейские. Они не имели чистаго глаза, зря чудеса и презирая; не имели приятнаго вкуса, питаясь манною и ища огородины; не имели разборчиваго обоняния, предпочитая миру Господню смрад диявольский; не имели чистаго слуху, змеиными сопельми, a не Пророческими похвалениями услаждаясь; не имели содействующаго осязания, идолов богами почитая, а живаго презирая. Однако пришедый плотским своим пришесшвием Владыко Христос исправил в нем болезни телесныя и грехопадения душевныя. Предлежащий бо оный разслабленный сугубо претерпевал удручение: тело бо избавил от болезни, а душу от прегрешений. Почему и Господь, яко той и другой части Врач, и тело укрепляет и душу просвещает. Телу повелел понести одр, душу же к ношению добродетели определяет. Что бо Господь, видя разслабленнаго онаго, рекл к нему, якоже все ведает: Хощеши ли цел быти? Но сим Господа дети Еврейския упрекали, сказывая: аще бы Христос был Бог, то бы не вопрошал разслабленнаго: Хощеши ли здрав быти? Недугом одержим был, провел тритцать осмь лет в слабости, жил при купели, дабы удалить от себе страдание, и вопрошает его: Хощеши ли здрав быти, каков есть Бог вопрошаяй? Однако Господь не яко не ведая вопрошает, но яко хотя во всем подать исцеление. Если бы только тело было недугом одержимо, то Господь никак бы не сказал к разслабленному: Хощеши ли здрав быти? ведая, что он хощет того, чего хощет. Но поелику были грехопадения душевныя, для того вопрошает разслабленнаго, сказывая: Хощеши ли цел быти? To есть предостерегает его, чтобы он не грешил напоследок. Аще хощеши быти цел, дай согласие и приими исцеление, ничего бо я не ищу нуждою, Аз бо есмь древле глаголавый чрез Пророка: Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете, мечь вы пояст (Ис. 1:19–20). Понеже убо человек есть животное самовластное, и разслабленный был душею разстроен, для того Господь, чем бы не подать безмезднаго врачевания вопрошает его, прося согласия, и сказывая: Хощеши ли цел быти? He совсем о плотских вопрошает Господь, сказывая: Хощеши ли цел быти? каким образом не вопрошал ни кровоточивой, ни прокаженнаго, ниже слепых. Когда же узнал немощь, вопросил, хотя получить согласие; если же бы не услышал согласия, не подал бы исцеления.

Но скажет кто-нибудь: что убо, неужели и два слепца носили на себе греховные знаки, что и их вопросил Господь, сказывая: Что хощете, да сотворю вам? Heужели и написанные оные два слепца в Божественных благовествованиях слепотствовали телесными глазами, и не видели душевным зрением Господа? He имели совершеннаго познания, сомневались о исповедании, для того и Господь отлагает и исцеление, чтоб утвердить их веру. Но скажет кто-нибудь: осуждаешь слепцов, они были верные мужи. Нет, но как только услышали, что Господь грядет, то и возгласили, сказывая: Помилуй нас, Господи Сыне Давидов (Мф. 9:27). Сколь убо были грешные, гласом сим возопившие, послушай противоречущий. За сей глас, который они при первом случае сказали, и излечение Господь отсрочил; для того что прося, сказали: Помилуй ны, Сыне Давидов. Какой сын Давидов имеет такую силу, которая бы творила чудодействия таковыя? Прекрасный ли Авессалом? Но явился отцеубийцею. Вожделениям ли последующий Амнон? Но насильствовал сестру свою. Премудрый ли Соломон? Но наконец погиб; понеже убо так, как к сыну Давидову, а не к Богу пришли, разсуждая об Нем как о сильном и знающем враче, а не о преславном Боге: то когда вопили слепцы: Помилуй ны, Сыне Давидов, Он не дал им ответа, дабы приуготовить к умножению своей веры. Почему слепцы, получивши отрочивание, по душе просветились, и по немногом времени, как только узнал Господь, что они по душе просветились и приняли светильника веры, вопросил сказывая: Веруете ли, яко могу сие сотворити? Что убо успевающие слепцы сказали? Ей Господи (Мф. 9:28). Не к тому уже говорят: Ей Сыне Давидов. Воспомянули отсрочивание; почему о том исповедывают сказывая: Ей Господи, веруем, яко можеши сие сотворяти. Наконец, показуя Господь, что они успели верою, отвещал сказывая: По вере вашей будет вам (Мф. 9:29). Напротив того, если бы не успели верою, не пoлучили бы прозрения. По той причине и здесь Господь, как разслабленный был душевно испорчен тлением греховным, вопрошает его сказывая: Хощеши ли цел быти?Разслабленный же, не ведая, кто есть глаголяй, ответствовал Господу: Хощу цел быти, Хорошо ты вопросил, хощу. Но уже не хощу; многоразличнаго бо желая, ничего не получил. Впрочем, чего хощу, того не получаю; хощу быть здрав, обветшавший одр, гроб есмь многоречивый; умер я в жизни, не надеясь ничего получить новейшаго, все меня клянут; тритцать осмь лет как я живу при купели, и никто о мне не соболезнует. Продается дар, корыстуются оным дети Фарисейския; един в лето очищается, и когда надобно предпочитать перваго, предпочитается кто богатее; сомнительная купель, неправедная настоящая. Но будет ли какое-нибудь праведное смотрение в том, чтобы воды не продавали, но всем давали независтно? Господь же к разслабленному: почто в едином месте лежа, мыслию приближаешься, разговариваешь со мною как с незнающим? He уже ли я, владея купелию, не знаю произшествий? Знаю продажу Иудейскую. Для того я пришел переменить купель, и ныне ее оставлю и произведу купель крещения. В сей един во всякое лето очищается, а в оной безчисленное множество всякой день возродится. В сию посылал я Ангела, а в оную сниду я, Творец Ангелов. Почему ответствуй мне на запрос: Хощеши ли цел быти? то есть, веруешь ли, яко в сих силен есмь тебе глаголяй? Разслабленный же, мало воздохнув и узнав владычество Господне, но придержась еще обыкновения, ответстствовал, сказывая (о чем знающии явственно ведаете): Ей Господи, человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду я, другий прежде мене слазит (Ин. 5:7). Господь же к разслабленному: что пустословишь, разслабленне! довлеет тебе знать, что я Господь; не умствуй много, не смотри на возмущение купели, смятошася вся дела Иудейская; имей восьмину моего источника; ведаю, чего ищеши. Хотя же ты и человека не имаши, так предстал я тебе Бог вочеловечивыйся; для того послушай мене, и востав, возьми одр, и иди в дом твой. Напади на Иудеев, порази диявола, потреби противников, удостоверь зломыслящих, раззори праздник субботы, носи одр против заповеди. Сие услышав разслабленный, и свободившись вдруг от страдания словом Господним, исполнил повеление, носил одр, и Иудеев, хотящих запретить субботою, и сказывающих: He подобает тебе носити одра твоего, понеже суббота есть (Ин. 5:10), прогнал от себя, яко исполняющий повеление повелевшаго, говоря к ним: Сотворивый мя здрава, тoй ми рече, возьми одр твой и ходи (Ин. 5:11). Когда же беззаконные Иудеи обвиняли Господа и вопросили: кто есть тебя исцеливый и повелевый носити одр свой? и притом по подобию псов злословили исцелившаго: то исцеливший продолжал свидетельственне препираться с убийцами. Обретает бо его по сем паки Господь, и глаголет к нему: Се здрав еси и к тому не согрешай, да не горше что ти будет (Ин. 5:14). Видиши ли, возлюбленне, сколь долгое время одержим был недугом за согрешения? Обратимся убо и мы, да свободимся от временнаго сего мучения, и убежим вечной геэнны, во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.

Амфилохий Иконийский, святитель

Азбука веры

***

Труды Амфилохия Иконийского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru