Синагога в Дура-Европос: фреска как
мидраш
О богатейшем религиозном содержании
фресок из древней синагоги античном городе Дура-Европос на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии).
***
Примечание редакции. Эта
публикация интересна не только рассказом об уникальной
археологической находке, но и дает понимание того, что
христианская культура зарождалась не из вакуума, не
является уникальной, её корни, как мы видим, иудейские и
эллинские (римские). Как за долго до "православных икон"
столетиями существовал римский посмертный портрет, так и за долго до расцвета православной храмовой росписи,
существовали росписи греко- римских храмов и даже
иудейских синагог.
***

В 1932–1935 гг. во время раскопок
эллинистического города Дура-Европос на Евфрате, в
современной Сирии, Михаил Иванович Ростовцев раскопал
хорошо сохранившуюся синагогу. Здание синагоги было
построено в 244–245 годы, о чём свидетельствует
найденная при раскопках надпись на арамейском языке.
Высота здания около 7 метров, размеры главного зала 7,68
м × 13,35 м, вдоль стен зала располагались скамьи. В
западной стене, обращённой к Иерусалиму, была обнаружена
традиционная полукруглая ниша для хранения свитков Торы,
перед нишей находилось возвышение.

Руины стен синагоги в Дура-Европос

Дура-Европос, Сирия, остатки северных домов блока L7, C и D сзади, I на переднем плане. Автор фотографии Heretiq, 2005 г. / Wikimedia
Синагога располагалась рядом с городской
стеной, и в 256 году при строительстве укреплений против
войск Сасанидов с неё была снята крыша, а здание
засыпали песком. Это и позволило сохраниться её
знаменитым фрескам, так как после захвата Сасанидами
город был заброшен.
На стенах синагоги в три яруса
расположены фрески на библейские сюжеты. Их множество:
четыре сцены из жизни Моше, сцены из жизни Яакова,
Аѓарона, Шмуэля, Давида, Шломо, пророков Элияѓу и
Йехезкеля, Эстер, а также исход евреев из Египта,
переход через море Суф, ковчег завета. Эти фрески
чрезвычайно интересны историкам искусства, замечательны
они и тем, что в них спокойно нарушается известный
еврейский запрет на изображение человека: видимо, в
городе Дура-Европос его трактовали по-другому. Но нам
интересен ещё один аспект этих фресок - их точное
содержание. Не только текст Танаха лежит в их основе! На
некоторых фресках узнаются сюжеты из мидрашей - а ведь
до V века никакие мидраши не записывались, и значит,
перед нами самая ранняя их фиксация.
***
Мидраш (от древнеевр. "дараш"
- "искать", "исследовать", "истолковывать") - раздел
Устной Торы в иудаизме, включающий в себя толкование и
разработку коренных положений еврейского учения,
содержащегося в Письменной Торе.
Существует два основных вида мидраша:
Мидраш-галаха посвящён истолкованию
законодательной части Торы - Галахи.
Мидраш-агада включает в себя
разнообразный материал, не относящийся к Галахе: Устное
Предание к повествовательной части Писания, обсуждение
этических проблем, наставления и поучительные истории, а
также мистические рассказы
***
Практически невозможно говорить о том,
какова была теологическая идея данного цикла
изображений, поскольку почти 40% изобразительного цикла
уничтожено. Из 29 сохранившихся панелей лишь насчет 12
существует общее согласие о том, что они отображают.
Некоторые фрески имеют до 6 различных интерпретаций.
Например, фигура в консоли крыла III истолковывалась как
изображение Авраама, Иисуса Навина, Моисея, Еноха и Илии.


Синагогальный ковчег - ниша для хранения свитков Торы

Изображение жертвоприношения Исаака в синагоге Дура-Европос
(правый верхний угол фрески над синагогальным ковчегом)
Исследователи считают, что фресковый
цикл из Дура-Европос не является оригинальным, а
копирует фрески синагоги более крупного городского и
культурного центра. Как констатировал Дэвид Райт,
изображения в Дура-Европос "слишком грубы и
провинциальны по исполнению, чтобы быть изобретенными
независимо, без иконографической модели в этом пустынном
пограничье". Изображения в Дура-Европос демонстрируют
близкое стилистическое и иконографическое родство с
сохранившимся пальмирским искусством. Пальмира (Тадмор),
находящаяся в центре Сирийской пустыни, была одним из
самых важных городов Сирии, своего рода перекрестком
различных народов и культур, снабжающих Римский Запад
предметами роскоши с Востока. Известно, что евреи жили в
Пальмире и должны были быть довольно активны во время
расцвета Пальмиры во II - начале III в. н. э.

Вид на храм Ирода с Масличной горы
Схематичность, неподвижность и
иератическая фронтальность всех фигур - признаки
художественного стиля, появившегося в I в. н. э. на
территории Сирии - Палестины. Он вырос из
художественного синкретизма греко-римских,
парфяно-иранских и местных сирийских элементов.
Фронтальность встречается в отдельных случаях и в
переднеазиатском, и в греко-римском искусстве. Как
осознанная композиционная схема для всех фигур внутри
нарративной сцены фронтальность возникла первоначально
именно в данном регионе в первые века нашей эры. Такая
композиционная техника требовала другого отношения со
стороны зрителей, а именно духовного столкновения и
взаимодействия фигур на стене с верующими, глядящими на
них.
***
Израильский исследователь Яэль Мали выделяет следующие типы мидрашного содержания
фресок:
– иллюстрации к мидрашу;
– использование языческих символов в
еврейских целях;
– композиционные аллюзии.
***
Читайте также по теме:
***
Обратимся к примерам.
1. Иллюстрацию к известному мидрашу
можно увидеть на фресках, изображающих состязание
пророка Элияѓу со служителями культа Баала на горе
Кармель (Млахим-I, гл. 18).

Люди в тогах и хитонах становятся
свидетелями чуда, совершенного Илией с горящим
жертвенником, пропитанным водой. Фреска из синагоги
Дура-Европос, III в. / Wikimedia
Здесь служители Баала скачут и пляшут,
пытаются вызвать огонь, но это удаётся только пророку
Элияѓу. Обратите внимание на греческие одежды всех
персонажей: до историзма в искусстве ещё далеко. Образ
Элияѓу был важен для прихожан синагоги, так как
символизировал и борьбу против идолопоклонства, и
надежду на грядущее избавление. А на другой фреске есть
интересная деталь:

Вызов Илии "450 пророкам Ваала и 400
пророкам Ашеры, которые едят за столом Иезавели" (3
Царств 18:19). Синагога Дура-Европос, III в. /
Wikimedia
Внутри жертвенника сидит какой-то
маленький человек, а возле него - змей. Что это?
"Хиэль сделал жертвенник полым, его
посадили внутрь и сказали ему: Когда услышишь наши
крики, высеки огонь и разожги изнутри. Но Святой,
благословен Он, послал змея, он ужалил его, и тот умер"
(Ялкут Шимони, Млахим-I, 18).
Мидраш Ялкут Шимони - это поздний
сборник мидрашей, сохраняющий многие древние традиции,
прямые источники которых утрачены.
2. Вот изображение перехода евреев через
море:

Евреи пересекают Красное море, преследуемые фараоном. Фреска из синагоги Дура-Европос,
III в. / Wikimedia
Вверху, видимо, две руки Бога, что само
по себе интересно. А почему они направлены в разные
стороны, одна к евреям, другая к египтянам?
"Сказал рабби Абаѓу: Это подобно
человеку, который шёл с сыном и вдруг увидел
разбойников. Что он сделал? Взял сына в одну руку, а
другой рукой сражался с разбойниками. Сказал ему сын:
Отец, да не оставят меня вовеки две эти руки - одна, что
держит меня, и другая, что убивает разбойников! Так
сказали евреи Святому, благословен Он: Да будет мир с
двумя Твоими руками: с той, что спасала нас из моря, и с
той, что сотрясла египтян" (Шмот раба, 22:2).
3. Евреи вышли из Египта "хамушим"
(Шмот, 13:18). Что означает это уникальное слово?
"Вооружённые" - говорит Мехильта де-рабби Шимон бар
Йохай (Шмот, 13:18). И на нашей фреске мы видим
вооружённых евреев, переходящих море - но сражаться им
не пришлось, Всевышний сражался за них.
4. Мидраши говорят о чудесном колодце
Мирьям, сопровождавшем евреев в их странствиях по
пустыне: Когда колена Израиля располагались и скиния
останавливалась, скала с чудесным колодцем появлялась во
дворе скинии, и главы колен приходили к нему и
возглашали: "Вознесись, колодец" (Бемидбар, 21:17)
(Бемидбар раба, 1:2). К каждому колену тёк от колодца
свой ручей (Тосефта Сукка, 3:3). Вот как это изображено
на фреске:

Моисей в тоге касается камня на Синае,
чтобы извергнуть воду. Фреска из синагоги Дура-Европос,
III в.
5. Чтобы достать из Нила младенца Моше,
дочь фараона "послала" туда нечто, называемое "ама"
(Шмот, 2:5). Но это слово имеет два значения:
"Спорили рабби Йеѓуда и рабби Нехемья,
один сказал - это была рука, другой сказал - это была
служанка" (Сота, 12б).
Фреска поддерживает одну из позиций в
споре:

Моисей найден в реке. Фреска из синагоги
Дура-Европос, III в. / Wikimedia
А какую из позиций? Не спешите с
ответом, а сначала подумайте: почему та, что достаёт
Моше (изображённого дважды), обнажена? Вот почему:
"Сказано: "И спустилась дочь фараона
омыться в Ниле" (Шмот, 2:5), и сказал рабби Йоханан:
Омыться от идолопоклонства дома отца её" (Мегила, 13а).
По мнению мидрашей, дочь фараона приняла
иудаизм, для чего требуется омовение в источнике.
Значит, маленького Моше держит не служанка, а дочь
фараона, она-то и "послала руку".
6. На фреске, изображающей Ахашвероша,
Ѓамана (Амана) и Мордехая, Ѓаман (второй слева)
изображён в странной одежде:

Эсфирь и Мордехай. Синагога
Дура-Европос, III в. / Wikimedia
Такое не приличествует первому вельможе
в царстве. Но дело в том, что согласно мидрашу Ѓаман был
когда-то цирюльником и даже рабом Мордехая (Мегила,
16а).
Кроме того, на этой фреске царь
Ахашверош сидит на знаменитом троне Шломо из мидрашей,
на ступенях которого располагались золотые звери,
двигавшиеся, как живые. Впрочем, не совсем на том троне:
"Сказал рабби Коѓен от имени рабби
Азарьи: Захотел он сесть на престол Шломо, но звери не
позволили, сказав ему: царь, не являющийся космократором
(повелителем мира), не может сидеть на нём. Тогда он
сделал себе его подобие" (Эстер раба, 1:12).
7. Пример использования языческих
символов. Над нишей для ковчега изображён, среди
прочего, Давид, играющий на лире. Он одет в одежды
персидских царей, но почему-то во фригийском колпаке,
рядом с ним звери и птицы. Всё привычно и прилично. Но
обратите внимание на его позу:

И сравните её с этим:

Орфей. Мозайка, III в. Фотография Dosseman, CC BY-SA 4.0 / Antakya Archaeology Museum/ Wikimedia
Это ведь Орфей, зачаровывающий зверей
пением. Фригийский колпак - его атрибут. А вот другой
Орфей - из Сицилии этого же периода (II-III вв.):

Орфей в окружении животных. Древнеримская напольная мозаика из Палермо.
Фотография Giovanni Dall'Orto, 2006 г. / Wikimedia
Давид и Орфей - оба пастухи, оба играют
на лире, оба чрезвычайно важные фигуры для
соответствующих культур. Хищники возле играющего Давида
- отклик на известное пророчество о временах его потомка-Машиаха (Мессии): "И будет жить волк с
ягнёнком". Фреска в синагоге говорит с прихожанами на
понятном им изобразительном языке.
И ещё один Давид-Орфей - из синагоги в Газе:

Давид играет на арфе. Мозаика в синагоге
в Газе, Wikisource
Только здесь он ещё немного и
византийский император. Сравните с изображением
Юстиниана в церкви Сан-Витале:

Двор императора Юстиниана с (справа)
архиепископом Максимианом и (слева) придворными
чиновниками и преторианской гвардией. Мозайка в
базилике Сан-Витале в Равенне, Италия, до 547 г. /
Wikimedia
8. На фреске ниже изображен Давид в
момент помазания, он облачен в императорскую
византийскую порфиру:

Синагога Дура-Европос, панель WC3: Давид
помазан царем Самуилом, III в. / Wikimedia
Эта фреска содержит также композиционную
аллюзию. Пророк Шмуэль изображён гораздо выше царя
Давида. Почему? Не потому ли, предполагают некоторые
исследователи, что главой синагоги в Дура-Европос был
Шмуэль ѓа-коѓен, работами руководил Шмуэль бен Сафра, а
старейшиной общины - Шмуэль бен Иди?
В фресках Дура-Европос можно
рассмотреть отражение и политических споров эпохи, и
дискуссию с христианством, но эти темы мы оставим за
рамками нашей статьи.
Арье Ольман
Проект "Да"
Максим Григер
Цитировано по:
Максим Григер. Свидетели иудаизма III века (фресковый
цикл синагоги Дура-Европос). Ученые записки Казанского
университета. Серия Гуманитарные науки, 2015
|