Зачем они нужны многодетные
Придя к пятидесятилетнему возрасту,
начал задавать себе вопрос: "А стоило ли мне создавать
многодетную семью?". Он часто возникает у меня последнее
время. От чего? Может быть усталость, пережитые трудные
подростковые годы четырех детей, тревожное ожидание
подростковых фортелей от подрастающего пятого чада…
Эх… как было хорошо, когда все дети были
маленькие, ласковые, доверчивые, когда родители были в
авторитете, когда с появлением каждого младенца в доме
было радостно, весело. Да и сам с появлением каждого
ребенка становился бодрее и моложе. Я почувствовал в
полной мере полноценную семью и себя полноценным отцом,
главой семьи только лишь на четвертом ребенке.

Недавно наткнулся на интервью на портале
"Православие и мир" протоиерея Алеквандра Дягилева.
Испытал, мягко говоря, удивление на грани отчаянии от
того, что нас ждет впереди, нас православных христиан,
потому что о мирских и речи не идет, там трудятся
мирские СМИ. Подчеркну, что это священник заведует в
епархии вопросами семьи.
Так, вот заголовок данного интервью
звучит так: "Много детей - это идеал. Но почему ставка
на "рожать и рожать" все чаще приводит к развалу семей",
т.е. на старте прочтения интервью закладывается как
некоторая закономерность много детей – развал семьи,
можно подумать у нас малодетные семьи очень крепкие (но,
ладно мало ли как журналисты напишут название,
специально провокационное, чтобы проявить интерес),
читаю далее.
Вопрос журналиста:
- Возможен ли сознательный отказ от
деторождения? Если не брать ситуацию, когда супруги
живут фактически монашеской жизнью, как брат с сестрой.
Ответ батюшки:
- Казус Иоанна Кронштадтского - это
все-таки исключение из правила. Основной путь для
семейного христианина - чадородие. В "Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви" сказано, что
"намеренный отказ от рождения детей из эгоистических
побуждений обесценивает брак и является несомненным
грехом".
Если опустить этимологию слова казус по
отношению к праведному Иоанну Кронштадтскому, все
правильно. Не удержался, вот этимология "Ка́зус"
-
случай, инцидент (обычно странный или неприятный), ну
как-то не очень по отношению к святому, хорошо поехали
дальше.
Журналист:
- Наверно, нужно объяснить, что такое
"эгоистические побуждения"?
Священник:
- Неэгоистические - это, например,
соображения безопасности женщины, когда роды могут
привести к тяжелой болезни или летальному исходу. Сюда
же можно отнести экстремально тяжелое материальное
положение - крайнюю бедность, отсутствие жилья,
например, из-за бедствий, войн и катастроф.
Выглядываю в окно из квартиры, кругом
бомбы падают, гудят сирены противовоздушной тревоги, по
городу толпами шатаются экстремально нищие люди, люди
живут в картонных коробках, нет… не вижу, померещилось,
однако. Прихожу в воскресенье в храм на Литургию, на
парковке стоят дорогие и не очень автомобили, но
"Москвичей", "Запорожцев" не наблюдаю, некоторые
супруги, аж на двух машинах приехали, в самом храме ни
одного прихожанина истощенного голодом и одетого в
лохмотья не наблюдаю, а вот многодетных семей
практически не наблюдаю, так процентов пять если считать
многодетными семьи с тремя детьми, а если считать тех, у
кого больше трех максимум два процента, а то и меньше.
***
Читайте также по теме:
***
- Понятно, что если женщина
забеременела, то аборт в любом случае будет грехом. Но
если есть возможность здесь и сейчас не беременеть, то
лучше подождать, когда катастрофы кончатся. Речь идет о
любых факторах, которые ставят под вопрос нормальное
воспитание и даже физическую безопасность детей.
У нас в России катастрофы никогда не
кончались и не кончатся, бедная моя прабабушка 1898 года
рождения, родила четырнадцать детей, наверное, Первая
мировая война, революция, коллективизация, две ссылки -
это не экстремально, что она рожала детей. Кстати,
осталась религиозным православным человеком даже в
Советское время, перед революцией подвизалась в
монастыре у родной тетки игуменьи где-то под Пензой, но
та, предвидя гонения на Церковь выгнала ее домой к отцу,
т.е. к своему родному брату.;
- Мы знаем пословицу "Дал Бог младенца,
даст и на младенца", в ней есть доля правды, поскольку
Бог выручает тех, кто обращается к Нему, однако
некорректно все вешать на Бога. "Супруги несут
ответственность перед Богом за полноценное воспитание
детей" - это тоже из "Основ социальной концепции".
Поэтому если планируете ребенка, все-таки стоит отдавать
себе отчет в том, в каких условиях вы находитесь.
Где ребенок будет расти, где он
будет учиться, будет ли у него собственный уголок,
например, письменный стол и полка для хранения книг.
Ну, здесь все для меня полная
грусть-печаль, вот я балбес, зачем я поверил словам
Писания: "Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех
праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы.
Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во
благословение будет" (Пс.36:25-26). Странно, а может и
закономерно ведь "ни одна йота или ни одна черта не
прейдет из закона" (Мф5:18), но так и было, я
недостойный стольких милостей от Бога, оглядываясь
назад, не понимаю откуда все бралось, я имею ввиду
материальные блага, причем с рождением каждого ребенка
все больше, и этого хватало, и с лихвой. И я не думал,
где ребенок будет расти, где он будет учиться, будет ли
у него собственный уголок, письменный стол и полка для
хранения книг, я просто верил, что Господь все устроит,
что с Божьей помощью все возможно, а оказывается я
просто был безответственным, делаю вывод со слов
протоиерея N.
- Но если экстремальных условий нет, а
люди все равно отказываются от детей, то это близко к
современной идеологии "чайлдфри". Типа: "Пусть у нас
будет много путешествий, развлечений, много возможностей
строить карьеру, получать образование, зарабатывать
деньги. Зачем нам дети? Дети - это обуза". Но если Бог
дает человеку все возможности, хорошее здоровье, плюс
все условия - и материальные, и психологические - для
увеличения семьи, но человек этим пренебрегает, то это
можно назвать грехом.
Запомним последнее предложение батюшки,
а ниже отвечая на другой вопрос он говорит: "У нас с
супругой трое детей. И мы пришли к выводу, что мы еще к
одному ребенку не готовы. Мы полагаем, что нам разумнее
готовиться к воспитанию внуков и, конечно,
сосредоточиться на старых и новых церковных проектах.
Если матушка вновь забеременеет, наши текущие проекты
просто остановятся, могут пострадать какие-то люди.
Приходится выбирать… Но, повторюсь, если это случится,
мы примем новую беременность."
Мне кажется, что за этими словами как
раз и стоят упомянутые ранее "эгоистические побуждения",
прикрытые красивыми словами "разумнее", "сосредоточиться
на старых и новых церковных проектах", "могут пострадать
какие-то люди", потому что растить, воспитывать детей
это тяжелый труд, это подвиг и подвиг христианский. И
мне вспоминаются слова, горячо любимого и уважаемого
мной батюшки Дмитрия Смирнова, в разговоре про
многодетность и о выражении "плодить нищету" следующее:
"… Человек ищет в себе какого-то оправдания своим
поступкам, хочет быть хорошим, и поэтому не желание и
ощущение для себя невозможности такого подвига
христианского, такого очень естественного, который от
самого Бога идет, человека побуждает искать какие-то
аргументы, отказываться от рождения детей…", или "…
Господь не заповедал нам ни какой карьеры
вы должны стать академиками,
вы должны стать докторами наук, вы должны стать
супермоделями, вы должны стать космонавтами, что за
бред, человек должен стать отцом, а женщина матерью, вот
это Господь повелел…"
Заглянул на страничку батюшки N
"Вконтакте", оказывается мой ровесник, он 1974года, я –
1975года рождения, хиротония у него была в 1999 году
(т.е. уже был женат), я женился 2000 году, таким образом
мы начали семейную жизнь одинаковыми по возрасту, жили в
одно время, при одном и том же политическом строе,
пережили одинаковые финансовые и прочие внешние кризисы,
а семьи создали разные. Да все люди разные, не все могут
или желают иметь многодетные семьи, и это право и
желание каждого, "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед
своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен,
ибо силен Бог восставить его" (Рим.14:4), но публично
оправдываться от несения семейного подвига приведенными
выше словами, это вводить в соблазн отказа от подвига
других колеблющихся христиан, которые и без того не
стремятся создавать большие семьи. При этом отец N
приводит в дополнение ко всему красивую аллегорию: "При
этом я убежден, что много детей - это желаемая цель,
идеал. Однако для того, чтобы этой цели достичь, важно
создать условия. Семейный человек подобен альпинисту,
который взбирается на пик и который должен соизмерять
свои силы с высотой горы. Может быть, лучше остановиться
где-нибудь, не дойдя до вершины, честно признав свою
слабость, чем дойти до вершины, но потом не иметь сил
спуститься – замерзнуть, сорваться и погибнуть".
К сожалению пастыри, которые должны
показывать пример, в вопросе многодетности его не
показывают, много ли, например, в Томской митрополии,
где служит более ста священнослужителей, многодетных
отцов, трехдетных не считать, это просто глумление над
понятием многодетности, ну хотя бы четыре плюс, да нет
не много, а процент абсолютно такой же как и в миру.
Ну, и финальный аккорд интервью, с
поучительной историей от батюшки N:
- Я все чаще сталкиваюсь с тем, что
семьи, которые делали ставку на "традиционные ценности"
и на "рожать, рожать, рожать", оказываются в сложной
ситуации и зачастую разваливаются. Мужья бросают жен и
детей - такие истории случаются даже в священнических
семьях. Может быть, развод официально не оформляется, но
де-факто мужчина просто уходит из семьи. Бывает, что и
супруга находит любовника, а мужа оставляет с детьми.
Это происходит от того, что современный человек далеко
не всегда готов к многодетной жизни.
Например, я знаю семью, где движимые
глубокой верой и благословением известного старца люди
продали городскую квартиру в Санкт-Петербурге, переехали
в Псковскую область, в глухую деревню, завели хозяйство,
нарожали детей. Кто-то их осуждал, кто-то смотрел на их
решение с восхищением.
Но что произошло потом. Подсобное
хозяйство не позволяло зарабатывать достаточное
количество денежных средств, да и, как люди городские,
они многого в сельском хозяйстве и сельском укладе не
понимали, совершили много ошибок. Деньги были нужны. То,
что осталось от продажи квартиры и покупки домика в
деревне, скоро закончилось. Через несколько лет муж был
вынужден уехать в другую область, устроиться на
лесозаготовки, но там платили немного, и того, что он
отсылал, тоже не хватало на жизнь. Он месяцами не бывал
дома, потом там начал пить с лесопильщиками, пропивать
зарплату, а жена, будучи беременной, реально голодая, не
выдержав лишений, взяв детей, была вынуждена продать
домашнюю скотину, бросить дом и уехать обратно в
Санкт-Петербург к своим родителям. В итоге они
развелись.
Ну, и как человек с такими мыслями и
настроем, возглавляя N-скую епархию по вопросам семьи,
защиты материнства и детства сможет мотивировать молодых
православных христиан к реализации слов Предстоятеля
Русской Православной Церкви: "В настоящее время жизнь
многодетной семьи, к сожалению, сложна, понимаю, что
осуществлять этот идеал очень непросто, знаю, что у
окружающих вас людей это не всегда находит понимание и
поддержку. Но вы сами должны ясно понимать, что то, что
вы совершаете, является абсолютно правильным,
образцовым... К такому образу жизни Господь нас и
призывает".
В те годы, когда у мены было трое детей,
государственные мужи про семью, детей, а тем более
многодетность ничего не говорили, а если и говорили, то
так, как например это высказал председатель Думы Томской
области Борис Алексеевич Мальцев, что многодетные
родители - это маргиналы, алкоголики и прочий
асоциальный элемент. Что еще тогда поражало, что, когда
я шел с детьми, бабки у подъезда или при езде в
автобусе, не скрывая презрения и недовольство в глаза
мне говорили, зачем наплодил нищету. С бабками все
понятно, это их совесть упрекала за проделанные
несколько абортов, хотя я думаю, они этого не понимали.
Это было очень неприятно слушать, но, когда у меня было
уже пятеро детей информационный фон в стране начал
меняется, и я уже почти практически перестал встречать
людей, которые бы крутили палецем у виска за выбранный
путь многодетной семьи, это уже радовало. Хотелось бы
верить, в чудо, что в головах наших соотечественников,
политиков, правителей, священников, молодых людей в
ближайшие года появится стремление иметь большие семьи,
иначе как это сказано многократно в последнее время не
будет ни Святой Руси, ни государства Российская
Федерация.
Ну, и закончить свои мысли хочу словами
Патриарха Кирилла: "Мы знаем, что сегодня многодетная
семья - это не правило, а исключение, хотя приятно, что
эти исключения становятся все более и более частыми.
Если говорить с религиозной точки зрения, то Бог
благословил иметь столько детей, насколько Его воля
простирается. И ведь наши отцы, деды и прадеды такие
семьи имели и в воспитании детей черпали силу и радость.
Никогда не сомневайтесь в правильности выбранного вами
пути. И пусть ваша жизнь будет примером для остальных".
***
Примечание редакции. Я
нашел этот текст в своих архивах. Без указания автора и
ссылки на оригинальную публикацию. Попытался найти
изначальную публикацию в двух поисковиках - без
результатно. Очень удивительно. Поэтому публикуем её без
указания автора и переоисточника.
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 06.07.2025.
|