Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Наркомания, алкоголизм и табакокурение


"Крест против шприца"

Православная Церковь объявляет войну наркомании

На днях в московском детском реабилитационном комплексе "Квартал" прошел "круглый стол" на тему "Церковь и страдающая личность. Проблемы развития наркологической помощи в России". Его участники отметили необходимость более активного участия РПЦ в изменении нынешнего кризисного духовного состояния общества.

Организаторами "круглого стола" выступили Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре и Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании". Можно сказать, что это "пробный камень" совершенно нового подхода РПЦ к врачеванию социальных язв. Участие Церкви в антинаркотических и антиалкогольных программах может вскоре приобрести широкомасштабные формы. Свою роль сыграл в этом Патриарх Алексий II, чьи последние заявления о социальной политике государства отличаются неслыханной доселе резкостью.

Открывая встречу, свое впечатление о "стране, поставленной на грань выживания", выразил управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин). Владыка Климент заметил, что Россия переживает демографический кризис, и рост числа наркоманов среди молодежи – лишь один из аспектов общей проблемы. Церковь призывает видеть ее истоки в опустошенной душе человека. Еще категоричнее высказался протоиерей Димитрий Смирнов, глава Синодального отдела по взаимодействию с армией и правоохранительными органами. По его словам, идея коммунизма, пусть и утопичная, все же призывала к светлому будущему, а сейчас господствует либеральная религия, суть которой – обогащаться за счет других. "Мы не сможем побороть проблему наркомании и алкоголизма, но надо стараться спасать людей, отдаляя всеобщий коллапс", – резюмировал протоиерей Смирнов. Между тем в последние годы люди Церкви, ясно видя надвигающуюся беду, искали пути защиты от нее, альтернативные существующим в медицине. Если раньше священник, отпуская наркоману или алкоголику грехи и советуя молиться перед иконой "Неупиваемая чаша" и священномученику Вонифатию, мало чем отличался от нарколога, выводящего бедолагу из запоя с помощью капельницы, укола и горсти таблеток и уезжающего восвояси, то сегодня ситуация выглядит менее беспросветно.

Опыту покойного о. Димитрия Дудко, превратившего свой храм в неформальное общество трезвости, последовали десятки батюшек по всей стране. Шестнадцать храмов в одной только Москве осуществляют духовное окормление пациентов психиатрических клиник и наркодиспансеров.

Широкую популярность обрел Центр имени праведного Иоанна Кронштадтского (Москва), которым руководит доктор медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов). За последние пять лет через Центр, существующий с 1996 года, прошло более 3 тыс. наркозависимых. У 85% сохраняется устойчивое желание не употреблять зелье. Начиная с 1998 года, ни один пациент Центра, являющийся носителем ВИЧ-инфекции, не заболел СПИДом. Более того: отмечено 17 случаев, когда реакция на ВИЧ-инфекцию становилась отрицательной. Все проходящие лечение в Центре каждую неделю исповедуются, причащаются, несут послушания в монастыре или загородной общине. "Люди, приобретающие Бога, теряют наркотики, – говорит о. Анатолий. – И наоборот – те, кто теряет Бога, имеют большие шансы вернуться к употреблению зелья". Наряду с помощью наркоманам и алкоголиков Центр осуществляет социально-психологическую реабилитацию бывших адептов "тоталитарных сект".

Принципиально другим путем пошел один из инициаторов "круглого стола" иеромонах Иона (Займовский), директор программ психологической и социальной реабилитации Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре. За основополагающую модель он и его сотрудники взяли популярные во всем мире общества "Анонимных алкоголиков". О. Иона признался, что православные поначалу с недоверием относились к формам прохождения собраний групп, к молитвам, которые читают анонимные алкоголики и наркоманы, к тому, что они встают в круг и берутся за руки. Но все разногласия были улажены после того, как сам Патриарх дал благословение на создание при каждой московской церкви подобных "групп взаимопомощи". Они уже существуют в Заиконно-Спасском монастыре, в Даниловом монастыре, в церкви Малого Вознесения и при храме святых Космы и Дамиана в Шубине. Идеологи этих групп полагают, что Христос тоже был страдающей личностью. По мнению о. Ионы, "священническая обязанность состоит в том, чтобы помогать всем, кто находится в беде, потому что и страна у нас бедовая". В ситуации с распространением наркомании и алкоголизма главную и чуть ли не последнюю надежду на Церковь возложила выступившая на "круглом столе" Элла Памфилова, председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ. По ее мнению, если россияне и дальше будут приобщаться к гремучей смеси из СПИДа, наркомании, алкоголизма и других социальных бед, а не к вечным духовным ценностям, это может привести к тому, что на огромных российских просторах будет "национальная человеческая пустыня"...

Не так давно митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) утвердил новый чин молитвы о страдающих недугом СПИД и ВИЧ-инфицированных. В чин входят песнопения и молитва Богородице о прощении грехов болящих, укреплении их телесных и духовных сил и даровании терпения и смирения. Молитва – молитвой, но, как отмечали все участники прошедшего "круглого стола", РПЦ должна заняться, наконец, и реальными делами, помогая "униженным и оскорбленным". Иначе функция Церкви ограничится лишь богослужениями, а все социальные программы окажутся отданы на откуп приезжим миссионерам.

*** Протоиерей Александр Борисов, настоятель московского храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине:

- Известно, что община вашего храма активно участвует в помощи больным престарелыми маленьким детям в нескольких медицинских учреждениях столицы, но, как было сообщено на "круглом столе", вы включились и в программу помощи наркотически-зависимым людям.

- Это произошло уже - лет пять назад. Помощь наша скромная: мы предоставляем две комнаты, метров по 30, для встреч групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов и групп их родственников. Они встречаются по воскресеньям, в семь часов вечера, и засиживаются у нас в храме допоздна. В каждой группе от 30 до 40 человек. Нам видно, что нужда в таких обществах очень большая, потому что каждый день к нам приходят желающие включиться в эту работу, но мы им, увы, отказываем из-за недостатка места. Поддержка этих людей не требует никаких специальных затрат. Они сами приносят с собой для скромной трапезы чай, печенье, конфеты, а от "принимающей стороны" требуется лишь минимальное гостеприимство. Такие группы могли бы собираться и в клубах, и в школах по вечерам, но я думаю, чрезвычайно важно, когда это происходит при церкви.

- А разве они не все верующие, воцерковленные?

- Далеко не все. Это не является условием их приема в группу, и даже не главным вопросом, который решает иеромонах Иона и его коллеги. Так что сказать, что они верующие христиане, православные, мы пока не можем. Но я замечаю, что какая-то часть из них, по крайней мере, треть или четверть, начинает постоянно ходить в церковь, обращаться к Богу.

- Отец Александр, я знаю, что среди духовенства православной церкви много людей, которые скептически относятся к "системе 12 шагов" и вообще к обществу "Анонимных алкоголиков" по той простой причине, что это пришло к нам из США.

- С каждым годом таких людей становится все меньше, потому что здесь нет ничего специфически американского или протестантского. Это просто общение людей, активное и полноценное, при котором каждый оказывает другому психологическую поддержку. Но она, эта "скорая психологическая помощь", незаметно перерастает в помощь духовную. Эта проблема стоит сегодня перед очень многими – проблема зависимости. Я знаю, появились уже общества "анонимных игроков". В психологии сейчас возникло понятие "созависимости" – люди, вместо того чтобы опираться на Бога, на духовные ценности, ищут замены в чем угодно, что "щекочет нервы", от чего "едет крыша". Помощь Церкви в этом отношении – очень большое дело: она в глазах и этих людей, и их близких, и всего общества будет выступать как институт, который любого приходящего в нее готов поддержать, посочувствовать ему и помочь.

Михаил Поздняев

Новые известия - 30.03.2005.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Православие о наркомании, алкоголизме, табакокурение и исцелении от этих душевных болезней"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru