О частоте Причастия в Русской
Православной Церкви или об бременах неудобоносимых
"…связывают бремена тяжелые и
неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не
хотят и перстом двинуть их" (Мф.23:4)
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не
входите и хотящих войти не допускаете" (Мф.23:13).

Патриарх сегодня виноватил мирян за
то, что не причащаются каждое воскресенье. Мол, ни один даже самый великий богослов
не объяснит как это можно - присутствовать на Литургии и
не причащаться.
Но ведь средостение между мирянином и
Чашей воздвигает вовсе не желание прихожан, а требования
духовенства. Именно оно требует: Три дня поста. Исповедь
в день Причастия. Вычитывание "правила". Отстаивание
всенощного бдения накануне. Малоедение вечером и полный
запрет на вкушение пищи с полуночи.
***
Настоящий материал произведен
(распространен) иностранным агентом протодиаконом
Андреем Вячеславовичем Кураевым.
***
И это не частная прихоть отдельных
священников, и требования "Известия учительного", что
печатается в Служебнике.
Впрочем, я не считаю, что отмена этих
"ступенек" значительно умножит число причастников и
как-то улучшит духовно-нравственное состояние
прихожан...
И опять какое милое классовое
расслоение. Простецов патриарх громко и принципиально
обличает. А тех, кто стоит на правом клиросе (слева от
него во время проповеди)? Там на его службах маются
вип-чиновники. Обычно в конце службы он вручает им свои
ордена. Но перед патриаршим награждением они вовсе не
подходят к Чаше. Какой великий богослов придаст этому
вид нормальности?
Патриаршее богословствование как обычно
переродилось в сеанс партийной ненависти. Мол, это
интеллигенты-либералы в 19 веке приучили народ к мысли о
редком причастии.
Что тут сказать. Опять двойка...
"Номоканон" Мануила Малаксоса (+1581)
написан вовсе на марксистом и не либералом:
"Те, кто живут праведно и постятся по
средам и пятницам, пусть причащаются на праздниках
Пасхи, Рождества Христова, Святых Апостолов и Божьей
Матери, если они соблюдали соответствующие посты и,
разумеется, если они того достойны, не имея никаких
канонических препятствий
С 1770 года греческие "Часословы" стали
издаваться с таким текстом:
"Отрывок из "Томоса единств", изданного
в царствование Константина и Романа в 910 г.: "Достойно
причащаться Святых Тайн только три раза в год, первый
раз на спасительное Воскресение Христа Бога нашего,
второй раз на Успение Пречистой Матери Божьей, третий
раз на Рождество Христа Бога нашего, им должно
предшествовать пост и польза, которую мы можем из него
извлечь"" (такой томос и в самом деле был, но он
относился только к третьебрачным; теперь его
распространили на всех).
***
Читайте также по теме:
***
Митрополит Платон Левшин в инструкции
благочинным 1775 г. указывал последним следить, чтобы
семьи клириков причащались во все посты, т.е. четыре
раза в год, к тому же благочинный должен призывать и
прихожан.
"Благочинный наблюдает, чтобы все
священно- и церковнослужители и их жены и дети, равно
причетники с их семействами и все заштатные каждогодно,
и не только в великую Четыредесятницу, но по возможности
и во все прочие посты, исповедывались и Св. Таин
приобщались" (ст. 9).
Неужто в середине XXVIII века семьи
священников были доступны "либеральной пропаганде"?
У староверов также была принята практика
редкого Причастия (и то и просто только предсмертного).
***
***
Вне вязи с вышесказанным хотелось бы
просто сохранить дерзновенное слово доктора богословия
протопресвитера Виталия Борового: "Кто сегодня
причащался Богу во Христе, но не причастился брату во
Христе, тот не причастился и Богу".
Андрей Кураев, протодиакон
Живой журнал - 13.04.2023.
|