Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Таинства Христовой Церкви


Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения

Обличения обливательного крещения архиепископом Лукой Войно-Ясенецким - из его архиерейских указов. Все кто, крещен обливанием или кроплением, по мнению святителя, должен быть крещен троекратным полным погружением.

Архиепископ Лука(Войно-Ясенецкий о обязательном троекратном погружении при крещении

***

Тяжело скорблю о том, что скоро нерадивые священники совсем отучат народ от совершения величайшего Таинства крещения. После запрещения в священнослужении священника Николая Мищука за крещение окроплением или поливанием воды на голову одетого крещаемого я поручил всем благочинным проверить, как крестят подведомственные им священники, и получил ответы, что все крестят трехкратным погружением. Однако, к великому огорчению моему, я случайно узнал о двух священниках, что они крестят поливанием или оплескиванием, а один даже Таинство миропомазания умудряется совершать на одетом больном. Один из этих священников уже уволен за штат, а другой будет запрещен. Узнал также, что повсюду в Крыму принято исповедовать людей, накрывая их епитрахилью. Этого нельзя делать, ибо покрывать епитрахилью положено только при произнесении разрешительной молитвы. На всенощной большинство священников открывают Царские врата при пении "Ныне отпущаеши…" Это совершенно неправильно. Отрывать врата надо при окончании молитвы "Отче наш", перед пением Богородице Дево, радуйся". Насильно причащать маленьких детей, буйно сопротивляющихся, никак не следует.

28 июня 1950 года

***

Да будет тверда ваша ревность о правде Божией, о Канонах и постановлениях Церкви. До сведения моего дошло, что восприемниками при крещении младенцев часто бывают люди, не знающие никаких молитв и даже не умеющие сотворить крестного знамения; женщины, имеющие некрещеных детей, и люди, не знающие даже, были ли они крещены. Крещение младенцев совершается в Православной Церкви по вере их родителей и восприемников, на обязанности которых лежит обучение детей Закону Божьему, молитвам и благочестию. Этого, конечно, не могут исполнить восприемники, сами не знающие даже простейших молитв, не умеющие креститься и во время Таинства крещения смеющиеся над произносимыми священниками заклинаниями сатаны. Таким образом, роль восприемников при крещении становится пустой формальностью. Крестить младенцев с такими восприемниками я строго запрещаю. Восприемниками могут быть только подлинные христиане, знающие Закон Божий и молитвы. Если окажется невозможным найти таких восприемников, то крещение младенцев должно быть отложено до того времени, когда это станет возможным, или даже придется нам возвратиться к временам апостольским и древнехристианским, когда люди крестились только в сознательном возрасте и не нуждались в восприемниках. Напоминаю также о моем давнем строгом запрещении крестить обливанием, а обязательно троекратным погружением. Не подчиняющиеся этому требованию священники будут мною запрещаться в священнослужении на полгода.

06 июня 1952 года

***

Раннехристианский баптистерий в Карфагене (территория современного Туниса). Как они не додумалось крестить кроплением?!

Раннехристианский баптистерий в Карфагене (территория современного Туниса). Как они не додумалось крестить кроплением?!

***

С великим горем узнал я, что огромное большинство священников Симферопольской епархии и до сих пор крестят обливанием или окроплением, часто даже не раздевая крещаемых. Нашелся даже протоиерей, ныне уволенный, который ограничивался тем, что просил крещаемых опустить кисти рук в воду. Другие священники вместо троекратного погружения всего тела в воду поливают немного воды на голову одетого крещаемого. В Римско-католической церкви крещение совершается не погружением, а троекратным обливанием, но, конечно, не одетого человека, и в нашем обличительном богословии мы осуждаем их за это, а сами поступаем несравненно хуже. Величайшее Таинство Kрешения чрезвычайно уничижается поступающими так священниками дерзающими до крайности сокращать чинопоследование крещения совершающими его в одной епитрахили, а не в полном облачении. Этим они показывают, что они не верят в спасительность великого Таинства и смотрят на него как на пустой обряд. Крестят в холодной воде и тем вызывают справедливый протест крещаемых и их родителей. Народ уже так привык к крешению младенцев и одетых чуть ли не в шубы подростков и взрослых окроплением, что от верующих и с благоговением относящихся к Таинству священников требуют крешения окроплением, отказываясь от крещения троекратным погружением, и многие священники удовлетворяют их требования. Тогда как, конечно, надо самым решительным образом настаивать на погружении и упорно отказывающихся оставлять некрещеными.

05 февраля 1953 года

***

Всем священникам и диаконам Симферопольской и Крымской епархии архиепископа Луки увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения

К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, Таинство крещения совершается некоторыми священниками через обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в требнике. 50-е правило святых апостолов грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святого Духа. В Деяниях апостольских читаем, что для крещения вельможи эфиопской царицы апостол Филипп сошел вместе с ним в воду, что, конечно, было нужно для погружения крещаемого в воду. О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали святые отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды.

В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с Католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием; а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице "лиха беда начало" некоторые не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого.

Так нечестиво "крещенных", конечно, надо перекрещивать, ибо Таинство над ними не совершено.

Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая ее, не творя троекратного знамения креста воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священодействия подливанием в купель большого количества воды от водосвятного молебна.

Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшем Таинству крещения. Повинны в этом, хотя и в меньшей мере, и те священники, которые во избежание труда освящения воды оставляют на многие дни крещальную воду до следующего крещения. Только в крайних случаях нездоровья или немощи священника допустимо хранить крещальную в не более одного-двух дней. При нынешнем падении религиозности и распространении безбожия случается иногда, что некоторые восприемники приходят нетрезвыми и требуют совершить крещение как можно скорее, или хотя и трезвы, но не знают ни одной молитвы и даже не умеют осенить себя крестным знамением.

Таких нечестивцев, конечно, нельзя допускать к участию в Таинстве. Весьма достоин подражания пример священников, у которых на стене храма написан Символ веры и важнейшие молитвы. Весьма согрешают священники, совершающие Таинство крещения в одной епитрахили, а не в полном и притом белом облачении или хотя бы без поручей. Поручи можно иметь простые белые, легко высыхающие после смачивания в купели. Я писал уже раньше, как надо поступать с водой после крещения и о всякой освященной водой. Теперь повторяю, что у всякого храма или вообще в ограде должен быть выкопан сухой колодец не менее двух метров глубиной, прикрытый крышкой. Слитая в него крещальная вода будет медленно всасываться в землю. Деревянные кадки и бочки для крещения подростков и взрослых должны содержаться в полной чистоте и ни для каких других надобностей не употребляться. По этой причине крещение в домах может быть допускаемо только в самых крайних случаях, ибо там священник принужден крестить в каком попало сосуде, которые и впредь будут употребляться для нечистых надобностей, и вода будет вылита куда попало.

Еще два слова о помазании елеем междорамия. Это малопонятное слово толкуется различно. Я считаю правильным под словом "междорамие" понимать пространство на спине между лопатками. На священников, которые будут строго исполнять все данные мной указания, призываю благословение Божие и благодать Святого Духа. Женщина, никогда не получавшая молитвы в 40-й день после родов, привела четверых детей до десятилетнего возраста для прочтения над нею молитвы, положенной в 40-й день, и воцерковления детей и была очень раздражена отказом священника исполнить ее желание. Подобное бывало и раньше. Духовенство просит моих указаний, как поступать в таких случаях. Разумеется, не следует читать молитвы для родильницы в 40-й день, но отказывать в воцерковлении детей нет основания. Над ними должны быть прочитаны положенные молитвы и совершено воцерковление установленным порядком, с той только разницей, что введенный в алтарь мальчик сам творит земные поклоны пред престолом, а девочка на амвоне перед Царскими вратами.

12 января 1955 года

***

Читайте также по теме:

***

Мне известно, что большинство наших священников, говоря о Таинстве крещения, неправильно говорят "перекрестил", а о Таинстве брака "перевенчал". Слово "перекрестить" имеет двоякое значение: во-первых, осенить крестным знамением и, во-вторых, снова совершить крещение над неправильно крещенным [например, еретиками), поэтому слово "перекрестил" не должно потребляться о Таинстве крещения, а следует говорить только "крестил". То же самое и в отношении Таинства брака: нельзя говорить "перевенчал", а только "венчал". Точность выражений, когда речь идет о великих Таинствах, имеет, конечно, большое значение, и священникам, погрешающим против нее, следует отвыкнуть от неправильных выражений "перекрестил" и "перевенчал".

Святые отцы о обязательном совершении Крещения через троекратное полное погружение и о недопустимости совершения Крещение через обливания

Правильное Крещение через полное троекратное погружение

***

Указом за № 63 от 17 сентября 1954 года запрещен в священнослужении на шесть месяцев настоятель Ильинской церкви поселка Саки, священник Иоанн Осипов по следующим мотивам: 1) За крещение младенцев и подростков обливанием, а не трехкратным погружением, с весьма нечестивым сокращением и искажением чина великого Таинства, выражающимся в опущении чрезвычайно важных молитв на освящение воды и в замене освящения воды подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. 2) За хранение запасных Святых Даров в своей квартире, в двух шагах от церкви. 3) За упорное ношение повсюду гражданской одежды вопреки клятвенному обещанию, данному при посвящении в священный сан, всегда носить присвоенную духовным лицам одежду. Своими худыми делами священник Осипов показал, что он ни во что не ставит распоряжения своего епископа и предупреждения о запрещении в священнослужении на шесть месяцев, сделанного мною в послании к крымскому духовенству от 18 мая за № 317. Запрещенный не имеет права носить крест и благословлять людей. Настоящий указ ввиду приближающейся зимы вступит в силу с 1 апреля 1955 года.

Библиотека "Православие и мир"

 

 
Читайте другие публикации раздела "Таинства Православной Церкви"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru