Великий пост: мы тратим свои внутренние
силы на гастрономию и эстетико-церковные мероприятия
Если не обманывать себя и называть вещи
своими именами, то мы никуда не денемся от того, что
Великий пост - это именно гастрономическое мероприятие.
И все тексты "прогрессивных священников" на "Правмире" и
в других приличных православных местах о том, что "пост
не сводится к гастрономии", является лишь попыткой
убежать от незыблемой истины, что пост как раз и
сводится к гастрономии.

Ещё богослужение, конечно. Богослужение
Великого поста основывается на постулате "человек для
субботы". И тут не нужно обманывать себя, это именно
так. Необходимый в христианстве принцип вариативности, о
котором так ясно говорит Апостол Павел в 14-й главе
Послания к Римлянам, отменён и попран - тоже давайте
отдадим себе в этом отчёт. Всем православным предписано
одинаково, по расписанию, не есть, ходить на службы,
печалиться, сострадать Христу, а потом радоваться Пасхе.
Только всем вместе, только по расписанию; а если не так,
то ты не православный. У всех без исключения в
определённый календарный период на семь недель
"отнимается Жених", а затем с такой же обязательностью в
определённую календарную дату возвращается. Уж не будем
тут глубже копать: а что вообще это за принцип такого
богослужебного круга? Христос же в реальности уже
воскрес. А раз так, то Великим Постом - происходит что?
Христос реально отнимается от нас в нашей внутренней
жизни, чтобы по прошествии строго расписанного
календарного срока вновь реально воскреснуть? Нет же,
наверное. Тогда что? игра? Да, игра, внешне-церковное
эстетическое действо, обусловленное историей и
культурой, но не реальность как таковая. И опять же -
давайте дадим себе в этом отчёт. Не для революций и
реформаций, а для правды.
***
Читайте также по теме:
***
Всё это, несомненно, чувствуется всеми и
"прогрессивными священниками", и думающими и честными
мирянами. Для того, чтобы сгладить возникающий
когнитивный диссонанс, приводятся аргументы вроде
следующих: "Пост - это время особого внимания к себе,
особого покаяния, молитвы и добрых дел". Но опять же,
если "включить осознанность", то тут же возникают
вопросы: а что, вне поста можно меньше молиться,
совершать добрых дел, меньше внимать себе и т.д.? Ведь
Евангелие не делит жизнь во Христе на календарные
отрезки, оно подразумевает ровность и постоянство этой
жизни, причём не казарменно, а в меру каждого отдельного
человека.
Аргумент о том, что "Христос сорок дней
постился, и мы тоже постимся", также не выдерживает
критики. Христос и больных исцелял, и мёртвых воскрешал
- давайте Уставом предпишем себе и эти действия.
Последование Христу в достаточной мере разъяснено в
Апостольских посланиях, оно относится к внутренней
индивидуальной духовной и нравственной жизни, а вовсе не
к каким бы то ни было внешним дисциплинарно-ритуальным
установлениям.
Итак: Великий Пост - это данный нам как
объективная реальность период особого гастрономического
времяпрепровождения и поставление нас, всех скопом, в
жёсткую ситуацию "человек для субботы". Нужно отдать
себе в этом отчёт, не обманывать себя и стараться
разместиться в этой реальности с наименьшим ущербом для
себя и для своей внутренней жизни во Христе.
И, пожалуй, самое главное. Ни у одного
из православных учителей я не прочитал этого, а только у
протестанта Герхарда Терстегена. Он пишет, что резерв
внутренних сил человека ограничен, и поэтому нужно очень
внимательно следить за тем, чтобы не растратить эти силы
на что-то побочное и второстепенное, но концентрировать
их на главном. Я на практике убедился в глубокой
верности этого замечания.
Мы тратим свои внутренние силы
на гастрономию и эстетико-церковные мероприятия; очень
много сил уходит на то, чтобы согласовать внутри себя
явное свидетельство совести, что "не то это, не то" и
нашу самоидентификацию как православных христиан. На
Христа, на внутреннюю жизнь, на настоящую молитву, на
молчание пред Богом, на Священное Писание, на
возрастание в духовной жизни (а не хождение по кругу),
на подлинные, во Христе, отношения с ближними ни сил, ни
ресурса просто не остаётся.
Вот ключевая проблема - та самая
дезориентация в нашей церковной педагогике, о которой я
всё время говорю. Людей же именно так учат, вот и
получается то, что получается.
Ну вот, вполне себе великопостные
размышления получились.
Перт Мещеринов, игумен
Facebook - 13.03.20218.
|