Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Православный пост


Великий пост - время, когда можно изменить себя

иеромонах Дорофей БарановОбычно даже невоцерковленные люди знают, когда у православных христиан наступает самый строгий и продолжительный из постов - Великий. В этом году он начнется 7 марта. Но о подлинном смысле поста многие даже не догадываются. Хотя кто-то охотно приобщается к временному воздержанию в пище, полагая, что таким образом он уже выполняет свой христианский долг. Но так ли это на самом деле? На этот и другие вопросы журналиста "Взгляда" отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" иеромонах Дорофей Баранов.

- Отец Дорофей, в чем смысл Великого поста, для чего он?

- Великий пост - это особый период в жизни Церкви, который предваряет праздник Светлого Христова Воскресения. Это время, когда меняется богослужебная жизнь, и вслед за ней меняется и наполнение повседневной жизни христиан - людей, для которых Церковь является частью их бытия. Главным наполнением жизни становится покаяние. Для христианина это слово имеет совершенно особый смысл. В греческом языке "покаяние" означает "перемену ума". Под этим подразумевается перемена всего человека - образа его жизни, действий, слов, мыслей. Человек должен осознать собственную неправду перед Богом и перед людьми.

Великий пост - время, когда можно изменить себя

 

Если одним словом описать современного человека, среднестатистического представителя западноевропейской культуры, то можно сказать, что это самоуверенный человек. Он считает, что может справиться почти с любой задачей. А христианин - это человек, который понимает, что его собственные силы ограничены, что из-за своих грехов и несовершенства он погибает, иногда в буквальном смысле слова. Но главное - гибнет его душа, которая, приземляясь, общается только с материальным, земным и теряет связь с Богом. Это ощущение собственной погибели приводит человека к очень простой мысли: если я гибну, значит, я нуждаюсь в спасении, а спасти меня может только Господь. И если человек ощутит нужду в Спасителе, он начнет искать Бога. А Бог, прежде всего, ищется в молитве. Молитва помогает узнавать Бога. И наивысшая точка этого познания концентрируется в факте Христова Воскресения, когда Бог открывает нам новую перспективу жизни, в которой нет смерти.

- Но неужели о покаянии, связи с Богом нужно вспоминать только во время поста?

- Нет, христиане должны думать об этом все время. Но, опять же, мы возвращаемся к проблеме человеческой немощи. Человек не может постоянно находиться в состоянии напряжения воли и всех своих сил, физических и духовных. Нас всегда тянет расслабиться: успокоить свои нервы, плоть, полежать, посидеть, покурить, пообщаться в баре с друзьями. Но когда приходит время подумать о том, что что-то в своей жизни надо исправить, человек начинает напрягаться. Он находится в таком состоянии минуту, час, день, неделю, месяц, а потом силы снова кончаются. Учитывая нашу человеческую немощь, Церковь и выделила особое время, когда человек может достигнуть каких-то духовных высот. А потом какое-то время - жить воспоминаниями о том, как он приблизился к Богу и как ему было в это время хорошо. У христиан, для которых Великий пост уже не первый в жизни, так и получается.

- Многие люди убеждены в том, что, ограничив себя в привычных продуктах на определенный период времени, они уже тем самым очищают свою душу и начинают жить по законам Церкви. Но ведь это заблуждение?

- На самом деле трагедия нашей церковной жизни - и даже не столько церковной, сколько общественной, в том, что для абсолютного большинства людей пост заключается исключительно в ограничении пищи, ее качества и количества. Это стереотип, с которым справиться трудно.

Очень часто даже можно услышать, как Церковь упрекают в том, что она заставляет людей поститься. Но никто никого не заставляет. Более того, в течение вот уже многих лет священники в один голос твердят, что пост кулинарный ни в коем случае не является целью, он всего лишь средство. А цель - это пост чувств, душевных переживаний человека. Если ты не кушаешь мяса, но без меры смотришь телевизор, что является праздным времяпрепровождением, то твое воздержание в пище бессмысленно.

Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу. Он ходит в храм, молится, внимательно следит за самим собою, своей внутренней жизнью, удаляется от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения, творит добрые дела. Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает, у него появляются силы. Мы все жалуемся на нехватку времени. Но, если мы удаляемся от тех занятий, которые нам, в общем-то, не нужны, у нас высвобождается огромное количество времени. Я всем советую: перед началом Великого поста на листочке бумаги написать, от чего в вашей жизни вы могли бы безболезненно избавиться. Великий пост - это то время, когда можно поупражняться над самим собой.

- Какие продуктовые запреты накладывает Великий пост?

- Есть такое понятие как церковный устав. Церковь, как любящая мать, устанавливает своим чадам определенные правила. Они придуманы людьми боговдохновенными, гораздо более умными и опытными, чем мы. Эти правила просты. Что касается кулинарного поста, то это ограничение в мясной, молочной пище и любой пище животного происхождения. Отчасти это связано с древним преданием о том, что первоначально в Эдемском саду Адам питался только растительной пищей.

- А как быть тем, кому питание исключительно постной пищей не подходит по состоянию здоровья?

- Еще раз скажу о том, что Церковь - Мать для своих верующих. А мать никогда не сделает больно своему чаду. Если чадо немощное, слабое, тогда мать создает ему особые условия. Если у человека больной желудок, если он находится в состоянии немощи, а беременность, например, - это тоже немощь, то такому человеку кулинарный пост не нужен: его плоть и без того утеснена.

- Наверное, строгим не должен быть пост и для тех, кто приступает к нему впервые?

- Поскольку пост выходит из недр Церкви, самостоятельно впервые начать поститься человеку будет весьма сложно. Если кто-то решил придерживаться поста впервые, ему надо прийти в храм и сказать священнику: "Отче, я решил в первый раз попоститься, благословите меня, подскажите, как мне это сделать".

- Но это не значит, что соблюдать другие аспекты поста этим людям будет не по силам?

- Безусловно. Потому что о других аспектах поста можно сказать словами апостола Павла: человек старается "отгребаться от всего злого". Это в силах делать любой человек. Уметь отсечь от себя грех - это то, к чему нас призывает Церковь, особенно в течение поста.

- А обязательно ли в эти дни менять рацион питания ребенка?

- Считается, что до семи лет к посту кулинарному дети никакого отношения не имеют. Их организм растет, а жизнь еще не так связана с грехом, как у взрослых, поэтому в телесном подвиге они не нуждаются. После семи лет человек уже способен дать себе отчет за свои поступки. Родители, глядя на свое чадо, сами решают, в какой степени ему нужно приобщиться к самоограничению. Может быть, для начала ребенку следует предложить отказаться от тех же конфет. Обычно дети охотно на это соглашаются, им всегда интересны какие-то перемены.

- В этом году начало Великого поста приходится на седьмое марта. На следующий день многие наверняка задумаются над тем, не позволить ли себе хорошенько отметить светский праздник…

- А почему мы должны себе потакать? Пусть седьмого марта для нас начнется пост. Восьмого марта можно встать пораньше, пойти в магазин, купить маме и жене цветы, поздравить их, но при этом продолжать поститься. И вечером на работе на корпоратив можно не оставаться, а сказать: "Милые женщины, я вас очень люблю, но сегодня я пойду домой".

- Мы много говорили о традиции и значении поста, но ведь у каждого с этим событием связаны свои воспоминания, чувства. Что Великий пост значит лично для вас?

- Как для священника и монаха для меня пост - это, прежде всего, радость богослужения. Чтобы понять, что это такое, нужно начать ходить в храм. Постовое богослужение никого не может оставить равнодушным. В нем близость Бога к человеку проявляется наиболее ярко. И это ощущение близости Бога является основным содержанием Великого поста лично для меня.

Беседовала Екатерина Вельт

Взгляд-инфо - 03.03.2011.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Пост и его необходимость для нашего спасения"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru