Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Экзегетика


Массовые убийства в Ветхом Завете

В Ветхом Завете есть несколько случаев массового истребления людей, произошедших, судя по всему, по воле Бога:

- потоп (Быт. 6-8);

- Содом и Гоморра (Быт. 18-19);

- египетские первенцы (Исх. 11-12);

- хананеи (Чис. 21:2-3; Втор. 20:17; Нав. 6:17, 21);

- амаликитяне (1 Цар. 15).

Первые три случая похожи друг на друга тем, что истребление происходило без участия человека - все осуществил Сам Бог или ангел Божий. Массовое убийство хананеев - первый из двух случаев, когда в библейском тексте сказано, что Бог повелел Израилю, Своему избранному народу, напасть на другой народ. Поэтому мы сосредоточим внимание именно на этом эпизоде. Нам сложно смириться с повествованиями о массовом истреблении людей, поскольку они не укладываются в рамки распространенных представлений о христианском Боге.

"Всемирный потоп".  Автор Джозеф-Дезире Корт. Гравюра, Голландия, около 1600 год

"Всемирный потоп".  Автор Джозеф-Дезире Корт. Гравюра, Голландия, около 1600 года

В частности, возникает вопрос: как любящий Господь мог допустить, а тем более задумать такую жестокость? Кроме того, бытует мнение, что Бог, описанный на страницах ветхозаветных книг, отличается от Бога, о котором говорится в Новом Завете. Первый выглядит злобным, мстительным и безжалостным, а второй - любящим, терпеливым и не злопамятным. Даже те, кто убежден в истинности Библии как Божьего откровения о Себе, иногда не могут спокойно читать отрывки, о которых идет речь, - в особенности, когда в них упоминается смерть невинных детей. Повелел ли Бог истребить хананеев? Пытаясь обойти проблему массового истребления хананеев, некоторые исследователи Писания отрицают, что Бог повелел это сделать. Данный аргумент существует в двух вариантах.

1. Израильтяне действительно истребили всех хананеев, но ошибались, думая, что Бог повелел им это сделать.

Сторонники этой точки зрения полагают, что массовые убийства были пережитком языческого восприятия Бога. Во времена Ветхого Завета ближневосточные правители нередко предавали смерти целые города, желая таким образом принести жертву своим богам. Например, на Моавитском камне (IX в. до Р.Х) есть надпись, в которой царь Меша хвалится тем, что истребил всех жителей Атарота в качестве жертвоприношения своему богу. Соответственно, существует предположение, что во времена Иисуса Навина израильтяне мало знали о Боге и по ошибке думали, будто такого рода жертвоприношения угодны Яхве.

Однако подобные рассуждения вызывают серьезные вопросы относительно природы Бога: способен ли Он ясно доносить Свою волю до людей, и мог ли Он позволить, чтобы столь откровенная непокорность осталась безнаказанной? Пытаясь обойти это затруднение, некоторые исследователи высказывают мнение, будто любовь Бога к Израилю была так велика, что ради сохранения взаимоотношений с избранным народом Он закрыл глаза на потенциальный ущерб для Своей репутации и позволил, чтобы Его имя ассоциировалось с массовой резней. Однако такое предположение не находит подтверждения ни в одном ветхозаветном тексте. Напротив, Писание отчетливо свидетельствует, что массовое истребление произошло по Божьему повелению (Нав. 6:17, 21; Втор. 20:16-17).

Более поздние тексты даже порицают израильтян за то, что они не повиновались приказу (Пс. 105:34-42). Единственный способ примирить ветхозаветное повествование с данной теорией - признать Ветхий Завет документом, который описывает развитие взаимоотношений евреев с Яхве с человеческой точки зрения. В таком Пол Коултер случае Ветхий Завет превращается из божественного откровения об участии Бога в жизни человечества в чисто человеческую хронику формирования монотеистической религии.

***

Читайте также по теме:

***

2. Никаких убийств на самом деле не было.

Сторонники этой точки зрения полагают, что описания массовых убийств не были составлены современниками, а были написаны значительно позже, в эпоху царей, людьми, своими глазами видевших пагубное влияние, которое оказывало на евреев поклонение идолам, в том числе хананейским божествам. Эти авторы якобы пришли к выводу, что евреям следовало сразу, как только они поселились в Ханаане, истребить местное население, и включили соответствующие повеления от имени Бога в "официальную историю" Израиля. Данная теория рассматривает Писание не как истинное Слово Божье и даже не как достоверную хронику реальных событий, а всего лишь как частное мнение отдельных людей.

Кроме того, она ставит под сомнение честность и правдивость ветхозаветных авторов и заставляет задуматься, каким образом Божий народ мог так ошибиться в своих представлениях о Боге. В определенном смысле данная теория порождает даже больше проблем, чем предыдущая, поскольку датирует выдуманные рассказы о массовых убийствах более поздним периодом истории Израиля, когда в соответствии с эволюционными представлениями об иудаизме у евреев уже должно было сформироваться более просвещенное понимание Бога.

Итак, все упирается в наши представления об авторитетности Писания. У нас нет возможности рассмотреть разные мнения, существующие в христианской среде, и аргументы в пользу точки зрения, которой придерживаюсь лично я, - а именно, что Писание представляет собой авторитетное Слово Бога, в оригинальных текстах которого не было никаких ошибок, и которое целиком и полностью полезно для научения и обличения. Я не сторонник механистического понимания богодухновенности (как если бы Бог продиктовал каждое слово Библии), однако я разделяю уверенность новозаветных авторов в том, что Бог направлял авторов Ветхого Завета и, следовательно, их слова были также и словами Бога (2 Пет. 1:20-21), и что все появившиеся в результате книги (включая и книгу Иисуса Навина) можно описать как богодухновенные и полезные для наставления в истине и исправления заблуждений (2 Тим. 3:16-17).

Единственный способ отмахнуться от проблемы ветхозаветных массовых убийств - принизить авторитетность Писания. Однако мы в настоящем исследовании будем исходить из того, что Писание совершенно авторитетно. Следовательно, мы воспримем все написанное о массовых убийствах буквально и попробуем понять, как это сочетается с нашими представлениями о Боге как воплощении любви. Почему Бог повелел истребить хананеев?

1. Господь вынес смертный приговор народу, культура которого была насквозь пропитана отвратительными религиозными обычаями.

Такие тексты, как Второзаконие 9:4-6 ("за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего"), Второзаконие 18:12 ("за сиито мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего") и Левит 18:24-25 ("Даже земля их осквернялась, и Я покарал ее за эти беззакония. И земля изрыгнула жителей своих" [ЗП]), ясно свидетельствуют о том, что Бог был намерен покарать хананеев. Гнев Божий и Его праведный суд над грешниками - важные библейские принципы. Не осознав, что Бог не может не осудить грех, мы никогда не поймем, насколько чудесны Его прощение и благодать, и насколько удивительна истина о кресте, на котором Христос принял на Себя гнев Божий, вызванный нашими грехами.

Окончательный Божий суд над человеческими грехами еще впереди: "Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа" (Деян. 17:31), - однако в Писании упоминаются случаи, когда Господь осуждает и подвергает наказанию отдельных людей (напр., Ананию и Сапфиру в Деян. 5), группы людей (напр., Корея и его последователей в Чис. 16) и даже целые народы (напр., хананеев). Став свидетелем Божьего суда над Содомом и Гоморрой, Авраам сказал: "Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18:25).

Патриарх правильно рассудил, что главным критерием оценки должна быть личность Бога, и его риторический вопрос был выражением уверенности в том, что Бог праведен. Писание последовательно утверждает, что Божий суд честен и справедлив, - Павел пишет об этом в Рим. 2:1-16. Ханаанская культура была пропитана грехом настолько, что Бог решил наказать жителей этой земли. Необходимо оговориться: ни один человек и ни одна церковь в наши дни не имеет права вынести приговор целой культуре, хотя в эпоху, когда господствует точка зрения, в соответствии с которой все культуры одинаково приемлемы (философский плюрализм), особенно важно научиться правильно оценивать различающиеся ценности, присущие разным культурам (в том числе нашей собственной), и видеть их недостатки в свете эталонной праведности Бога.

В мире нет совершенно праведных культур и совершенно развращенных обществ, однако можно увидеть разницу между теми культурами и обществами, которые в большей степени отражают Божий замысел относительно человечества, и теми, которые более далеки от этого. Крайняя греховность хананеев была связана с их религиозными обычаями. "…не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим" (Втор. 12:31).

В 18-й главе книги Левит упоминаются подробности отвратительных хананейских религиозных практик, в том числе принесение детей в жертву богу Молоху, кровосмешение, скотоложество, гомосексуализм и ритуальная проституция. 2. Господь хотел уберечь израильтян от хананейской религии Во Второзаконии 20:16-18, повелев израильтянам истребить все население ханаанских городов, Бог так объяснил мотивы Своего повеления: "…дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим". Израиль должен был хранить духовную чистоту не только ради собственной безопасности, но и потому, что Бог избрал евреев для свидетельства другим народам о Его могуществе и благости (см. Быт. 18:18).

Жена Лота оглядывается на пламя, льющееся с небес на Содом; Лот и его дочери идут вперед. Автор Рафаель Саделер. Гравюра, 1583 год

Жена Лота оглядывается на пламя, льющееся с небес на Содом; Лот и его дочери идут вперед. Автор Рафаель Саделер. Гравюра, 1583 год

Вот почему Господь придавал большое значение тому, чтобы жизнь Израиля в земле обетованной началась в отсутствие влияния других религий, способных увести евреев от веры в Него. К несчастью, евреи так и не выполнили Божье повеление до конца, а потому соблазн увлечься ложными верованиями хананеев долго их преследовал. Признаки заимствования чуждых обычаев нетрудно увидеть уже в книге Судей, но кульминации этот процесс достигает в эпоху царей. Несколько раз израильтянам удавалось успешно проявить себя в роли свидетелей Господа (например, в случаях с Раав во 2-й главе книги Иисуса Навина и царицей Савской во времена Соломона в 10-й главе 3-й книги Царств), но в целом они не выполнили возложенную на них миссию по двум причинам:

- Их верность Богу ослабела, и таким образом они перестали быть особенным народом.

- У них развилось чувство национального превосходства, в результате чего они утратили интерес к донесению истины о Боге до других культур, решив, что Господь и Его благословения должны быть их исключительным достоянием.

Классический тому пример - книга Ионы. Современной церкви стоило бы извлечь урок из этих двух опасностей, способных негативно повлиять на успех миссионерской деятельности. Мы должны бережно хранить свои христианские особенности, но при этом не прятаться в "святом бункере", разорвав всякие связи с теми, кто должен узнать о Христе. Успех благовестия зависит как от нашей верности, так и от нашей способности вести диалог с окружающей культурой. Была ли у хананеев возможность спастись?

Очевидное возражение заключается в том, что Бог осудил хананеев несправедливо, если у тех не было возможности покаяться и спастись. Однако Библия показывает, что это возражение несостоятельно. 1. Бог был долготерпелив к хананеям Бог принял решение не спонтанно.

В Бытии 15:13-16 Бог предсказал Аврааму, что его потомки будут рабами в чужой земле 400 лет, но вернутся в Ханаан "в четвертом роде" (в четвертом поколении). Наказание было отсрочено потому, что "мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась". В Писании есть указания на то, что при жизни Авраама хананеи уже коечто знали об истинном Боге. • Уничтожение Содома и Гоморры, которые располагались у границ Ханаана, и избавление Лота наглядно демонстрировали отношение Бога к греху (Быт. 18-19).

- Авраам жил среди хананеев и был зажиточным и могущественным человеком (в 14-й главе Бытия ему удалось спасти Лота от объединенных сил четырех царей). Его вера в Бога наверняка была свидетельством для хананеев.

- Загадочный Мелхиседек был царем Салима (Иерусалима), а также "священником Бога Всевышнего" (Быт. 14:18). Наверняка он рассказывал своим соплеменникам об истинном Боге Творце (Быт. 14:19).

Судя по всему, за время, прошедшее от Авраама до Иисуса Навина, хананеи постепенно забыли все, что знали о Боге, все глубже погрязая в грехе. И лишь когда их греховность достигла определенного уровня мерзости, Бог решил наказать их руками израильтян. Даже во времена Иисуса Навина хананеи слышали о том, что сделал Бог, когда вывел израильтян из Египта и даровал им победу над аморрейскими царями к востоку от реки Иордан (Нав. 2:8-12), но не покаялись и не вернулись к Нему.

2. Те, кто обратился и уверовал в Бога, спаслись.

Из того, что блудница Раав (ее история рассказывается во 2-й главе книги Иисуса Навина) слышала об уходе Израиля из Египта и победах евреев над аморрейскими царями, она сумела сделать вывод, что Бог решил отдать Ханаан израильтянам. Она продемонстрировала свою веру словом и делом (помогла спастись израильским разведчикам), в результате чего избежала смерти и стала частью избранного народа. Более того, царь Давид и, следовательно, Иисус Христос, были ее потомками!

К сожалению, Библия не сообщает нам о других хананеях, уверовавших в истинного Бога, хотя такая возможность у них, безусловно, была. Что именно повелел Бог? Теперь мы подошли к самой сути проблемы. Зачастую массовое убийство хананеев критики Ветхого Завета называют "геноцидом" или "резней", изображая израильтян кровожадными психопатами-шовинистами, которые просто сорвались с цепи. Однако библейское повествование выглядит совсем иначе - как с точки зрения формулировки Божьего повеления, так и с точки зрения того, что произошло на самом деле.

1. Полное истребление ожидало только жителей Ханаана.

В 20-й главе Второзакония Бог недвусмысленно объясняет, что истреблению подлежат только жители Ханаана. Относительно других врагов, живших за пределами обетованной земли, Господь установил четкие правила ведения войны:

- перед сражением армию должны были благословить священники (ст. 3);

- они должны были ожидать победы от Бога (ст. 4);

- воины, которые только что купили землю, построили дом или женились, а также те, кто не мог справиться со страхом, не должны были идти в бой (ст. 5-8);

- вражеским городам перед началом осады следовало предложить мир (ст. 10-12);

- после взятия города казнить следовало только мужчин, женщин и детей следовало принять в число израильтян, а все богатства сохранить (ст. 13-15);

- во время осады армия не должна была оставлять после себя выжженную землю, плодовые деревья, которые принадлежали городу, нельзя было трогать (ст. 19-20). Перечисленные требования были удивительно строгими для той эпохи. На их фоне повеление истребить всех хананеев подчистую выглядит исключением. Это была не разнузданная бесконтрольная резня, а военная кампания с четким планом и конкретными задачами.

2. Целью наказания было не поголовное истребление, а изгнание.

В адресованном Израилю повелении о том, как следует поступить с хананеями, использовано несколько глаголов. Одни недвусмысленно предполагают истребление, а другие указывают на изгнание (см. Втор. 7). В стихе Второзаконие 9:3 обе эти идеи соединяются: "…ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь". Тщательное изучение всех относящихся к теме текстов позволяет думать, что Бог был намерен позволить хананеям бежать из обетованной земли по мере продвижения израильтян.

Но если бы хананейские цари и города отказались воспользоваться этой возможностью, истребление оставалось единственным решением. Нигде не сказано, что бежавших из страны хананеев нужно преследовать. Напротив, повеление истребить распространяется только на жителей ханаанских городов. Скорее всего, если бы хананеи покинули землю обетованную, израильтяне поступили бы с ними так же, как с другими народами, - заключили мирный договор и руководствовались правилами ведения войны, определенными в 20-й главе Второзакония (см. выше).

Таким образом, речь идет не столько о геноциде (целенаправленном истреблении людей по этническому принципу), сколько о принудительном выселении из Ханаана. Суть наказания заключалась в том, чтобы отнять у хананеев землю из-за их отвратительных религиозных обычаев и для того, чтобы сохранить чистоту поклонения в Израиле.

Подтверждения этому мы, по всей видимости, находим в библейских книга Иисуса Навина и Судей, поскольку полного истребления хананеев не происходит. Представление о том, что основной задачей наказания было изгнание из земли обетованной, помогает нам понять смысл слов "свергнула с себя земля живущих на ней" (Лев. 18:25) и предостережения, что, если израильтяне станут перенимать религиозные обычаи хананеев, земля свергнет и их, "как она свергнула народы, бывшие прежде вас" (Лев. 18:28).

Когда это наказание все-таки настигло Израиль, евреи были не истреблены, а уведены в плен в чужую землю. В 12-й главе книги Иисуса Навина перечислены цари (тридцать один), которых Иисус победил, и чьи города были разрушены (в то время хананеи жили, в основном, в независимых городах-государствах).

В среднем население одного города-крепости в те времена насчитывало, вероятно, около 1-3 тыс. человек, а во многих городах проживало не более 700 человек. В общей сложности в 31 городе, покоренном Иисусом Навином, обитало около 70 тыс. человек. Многие из них могли убежать до начала осады, но даже если они все погибли, это приблизительно 3,5% от всего населения Ханаана (Во Второзаконии 7:1-7 сказано, что хананеев было больше, чем евреев, а общее количество израильтян составляло около 1,6 млн. человек, так что количество хананеев было, вероятно, ближе к 2 млн.).

Оставшиеся 95,5% либо покинули Ханаан, либо были завоеваны после смерти Иисуса Навина.

3. Бог не "расист" - впоследствии.

Он наказал Израиль, лишив его земли Как уже было сказано, когда израильтяне переняли религиозные обычаи хананеев, Бог наказал их точно таким же образом. Он изгнал их из земли обетованной, чтобы их очистить, и лишь остаток избранного народа вернулся в Ханаан под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии, чтобы поклоняться одному только Господу. Господь покарал хананеев не за этническую принадлежность, а за религиозные обычаи и за грех, которым насквозь была пропитана их культура.

Конечно, все сказанное выше едва ли избавит современного читателя от негативных чувств и мыслей - ведь "выселение по религиозным соображениям" мало чем отличается от геноцида. Справедливо ли выносить приговор целой культуре и искоренять жителей целого региона лишь по причине их религиозных воззрений? Здесь необходимо сделать пару оговорок.

Во-первых, мы говорим о довольно-таки уникальной ситуации.

Во-вторых, Писание не дает ни малейшего основания для повторения подобных действий в наши дни. Христианам не обещано земное царство, и Спаситель заповедал нам проповедовать евангелие всем народам, а не наказывать некоторые из них. Тем не менее, нам никуда не уйти от того факта, что, согласно текстам Ветхого Завета, Бог Израилев повелел уничтожить целую культуру. Отсюда вытекают несколько вопросов.

- Почему Бог использовал в роли исполнителей избранный народ?

- Как объяснить смерть невинных хананеев (в особенности детей)?

- Тот ли это Бог, которому поклоняются христиане?

- Почему для исполнения приговора Бог в данном случае использовал израильтян? Во время потопа, уничтожения Содома и Гоморры и умерщвления египетских первенцев Бог действовал сам или через ангела. Некоторым людям трудно понять, как Он мог использовать одних грешников для наказания других, и как Он мог ожидать, что люди решатся на такую жестокость - особенно в отношении невинных детей. Разве израильтяне в глазах Бога обладали каким-то нравственным превосходством?

Здесь будет полезно вернуться к 9-й главе книги Второзакония, где Бог повелевает истребить хананеев. Господь совершенно отчетливо говорит, что привлекает израильтян не потому, что они лучше или нравственнее хананеев, а просто как орудия Своего суда. Он дважды повторяет: "…не за праведность твою…" (9:56).

Возможно, Бог счел нужным использовать израильтян для исполнения приговора, чтобы они осознали, насколько серьезен грех, насколько отвратительны в Его глазах хананейские религии, и насколько суров Его суд. Они должны были запомнить истребление народов, в котором принимали участие, и эти истины должны были глубоко отпечататься в их сознании. Вопрос о том, как Бог мог использовать одних грешников для наказания других вновь встает, когда мы читаем дальнейшие книги Ветхого Завета.

Книга пророка Аввакума затрагивает эту проблему в контексте неотвратимого вторжения вавилонян в Иудею. Пророка мучает сознание того, что Божий народ, каким бы грешным он ни был, вот-вот потерпит поражение от еще более грешного народа (Авв. 1:13). Во 2-й главе Бог отвечает на сомнения Аввакума, объясняет причины Своего решения и заверяет пророка, что в свое время будет судить вавилонян тем же праведным судом, Вестник Центра апологетических исследований № 89 23 каким осудил иудеев. Завершается книга тем, что Аввакум исповедует свою веру, восхваляет Бога и полагается на Него. А как быть с невинными хананеями? Даже если мы согласимся с тем, что Бог наказывал хананеев руками израильтян, кто-нибудь может возразить, что некоторые хананеи не участвовали в отвратительных религиозных обрядах своего народа, то есть пострадали без вины. В частности проблема связана с убийством маленьких детей.

Однако необходимо помнить, что физическая смерть - еще не конец. Более того, наказание, которое ожидает нечестивых после смерти (Евр. (9:27), гораздо страшнее любого земного наказания, приводящего к смерти, - ведь речь идет о вечной участи человека.

Мы можем быть уверены, что Бог поступит справедливо с теми невинными младенцами, которые погибли во время завоевания Ханаана, и которые не могли нести ответственность за грехи своего народа и своей религии. Понятно, что этот аргумент вряд ли полностью избавит современного читателя от сомнений, однако на проблему можно взглянуть под еще одним углом.

Спросите себя, какой вариант был предпочтительнее с точки зрения Бога: позволить детям вырасти и получить воспитание в столь развращенной религиозно-культурной среде или оборвать жизни детей и забрать их к Себе? В таком ракурсе то, что произошло в Ханаане, наверное, было не худшим из возможных исходов. Но, даже рассуждая подобным образом, мы вступаем на зыбкую почву. Такие решения вправе принимать только Бог, поскольку Он один всеведущ и совершенно мудр.

Поражение египетских первенцев. Автор Юлиус Шнорр фон Карольсфель, гравюра

Поражение египетских первенцев. Автор Юлиус Шнорр фон Карольсфель, гравюра

Наш ограниченный ум не способен учесть и взвесить все нюансы данной дилеммы. По примеру апостола Павла нам следует признать, что суды Бога "непостижимы", и Его пути "неисследимы" (Рим. 11:33). Бог Нового Завета и Бог Ветхого Завета - один и тот же Бог? Теперь, рассмотрев различные вопросы и сделав некоторые выводы о том, что случаи массового истребления людей в Ветхом Завете говорят нам о Божьем суде, мы можем обратиться к фундаментальному вопросу: можно ли примирить ветхозаветный образ Бога с тем, что мы узнаем о Нем из Нового Завета?

Ветхозаветные тексты подобные тем, которые мы разбираем в настоящей статье, подтолкнули некоторых известных в истории церкви людей (например, Маркиона Синопского) к выводу о том, что ветхозаветный Яхве и Отец Иисуса Христа, описываемый в Новом Завете, - два разных божества. Мало кто из сегодняшних христиан готов зайти в своих рассуждениях так далеко, однако у многих жестокие истории Ветхого Завета, конечно, вызывают душевное смятение и неприятие. Тем не менее, между ветхозаветным и новозаветным пониманием Бога нет принципиальной разницы, и любые предположения об обратном объясняются недостаточным знакомством с библейским текстом.

Действительно, Бог в Писании открывается людям постепенно, и наше понимание Его природы становится более отчетливым по мере того, как разворачивается библейский гранднарратив. Это особенно очевидно, когда речь заходит о триединстве Бога. В Ветхом Завете присутствуют лишь едва заметные намеки на троичность божественных Ипостасей. Однако в новом завете идея Троицы раскрывается яснее, хотя и остается тайной, которую человек не может объяснить или сформулировать с абсолютной точностью.

Только с пришествием Христа столь глубокая истина смогла, наконец, обрести явные очертания, а личностные качества Бога и величие Его любви - раскрыться во все полноте. Важно понять, что по мере углубления откровения подлинный смысл любви и справедливости Бога становится все более понятен. И, что самое важное, крест Христов объясняет, каким образом эти два качества, которые на первый взгляд нередко вступают в противоречие друг с другом, соединяются в одной Личности (иначе говоря, каким образом святой Бог может оправдать грешников в Своих глазах, не поступившись при этом справедливостью и не оставив грех без наказания).

И Ветхий, и Новый Заветы последовательно свидетельствуют о любви и справедливости (святости) Бога. Предположение, будто Божья любовь неведома Ветхому Завету, совершенно не соответствует действительности. Более того, любовь Бога к Израилю - важная тема Ветхого Завета, и Его суд над врагами евреев можно рассматривать как проявление этой любви. Не меньшей ошибкой будет предположить, что Бог Нового Завета не способен вершить праведный суд и наказывать виновных. В Ветхом Завете Бог предстает и справедливым, и любящим (см., например, Исх. 34:6; Пс. 84:11; 85:15), и это же совершенное равновесие мы видим в образе Бога, явленном нам во Христе (Ин. 1:14).

Даже в ветхозаветных историях о массовых убийствах мы видим проявление справедливости и благодати Бога: Его гнев обрушивается на непокорных, верующие получают избавление. Тому же принципу следует и учение Иисуса, Который говорил как о спасении, так и о суде (см., например, притчу о богаче и Лазаре в 16-й главе Евангелия от Луки). Во всех новозаветных посланиях это совершенное единство справедливости и любви отчетливо видно - например, Иоанн в своем 1-м соборном послании называет Бога одновременно светом (что подразумевает истину) и любовью (см. 1 Ин. 1:5; 4:16).

Ни Христос, ни Его ученики по всей видимости нисколько не сомневались в достоверности ветхозаветных историй о массовых убийствах, то есть в их представлении Бог Ветхого Завета был тем самым Богом, Которого они исповедовали и проповедовали. Более того, учение Христа и апостолов теряет всякий смысл, если оторвать его от Ветхого Завета. Значение жизни, смерти и воскресения Спасителя можно понять лишь в том случае, если все произошло "по Писанию" (1 Кор. 15:3-4). Иисус и апостолы учили, что грядет день суда, когда грех, наконец, будет наказан в соответствии с Божьим стандартом праведности. До тех пор, пока мы не поймем, почему Бог гневается на грех (Рим. 1:18), и почему этот гнев должен повлечь за собой наказание (Рим. 2:5), мы не сможем осознать ни того, как чудесна любовь Бога, проявленная на кресте Христовом (Рим. 5:8), ни того, почему смерть Спасителя была необходима, чтобы явить справедливость Божью и отвратить от нас Его гнев (Рим 3:25).

Без понимания причин Божьего гнева крест теряет всякий смысл, а благодать становится вялой и безжизненной. Массовые убийства Ветхого Завета многое могут рассказать нам о суде Божьем. Все подобные случае в Ветхом Завете носили единичный, исключительный характер, однако между ними есть определенное сходство, как показывает приведенная здесь таблица. Таким образом, у всех историй есть несколько общих черт:

- наказание свыше - во всех случаях Бог наказывает людей за некий ужасный грех;

- возможность покаяния - во всех случаях наказанию предшествовало некоторое время, достаточное для покаяния;

- свидетельство о Боге - в период, когда покаяние было возможно, знание об истинном Боге было доступно тем, кого постигло наказание;

- спасение по вере - тем, кто верил в Бога и не был виновен перед Ним, Он всегда давал возможность спастись (лишь в случае с амаликитянами мы не располагаем сведениями о спасшихся); при этом семьи верующих тоже оставались в живых, а семьи неверующих погибали вместе с ними. Эти же принципы присущи новозаветному учению о последнем суде:

1) Бог будет судить справедливо - но на этот раз наказание не ограничится физической Орудие наказания Возможность покаяния Свидетельство о Боге Спасенные по вере смертью, осужденных ждет либо вечное мучение, либо вечное блаженство (Откр. 20:11-15);

2) возможность покаяться - Бог терпит людей, давая им возможность покаяться (2 Пет. 3:9); по возвращении Христа состоится суд, избежать которого не сможет никто;

3) свидетельство о Боге - сегодня христиане присутствуют в мире и свидетельствуют о справедливости и любви Бога (2 Кор. 2:14-16);

4) спасение по вере - спастись может каждый, кто покается и уверует во Христа (Деян. 2:21).

Потоп

Орудие наказания - Быт. 6:5-7 (воды потопа).

Возможность покаяния - Пока строился ковчег (1 Пет. 3:20).

Свидетельство о Боге - Ной.

Спасенные по вере - Ной и его семья построили ковчег и вошли в него (Быт. 6:9; 7:8).

Содом и Гоморра

Орудие наказания - Быт. 18:20-21 (огонь с неба)

Возможность покаяния - Авраам молился Богу (Быт. 18)

Свидетельство о Боге - Праведный Лот (2 Пет. 2:7) и Авраам

Спасенные по вере - Лот и его семья бежали из Содома (Быт. 19:12-13)

Египетские первенцы

Моисей и Аарон Израильтяне, помеченные кровью агнца (Исх. 12:12-13)

Орудие наказания - Исх. 12:12 (ангел)

Возможность покаяния – после предыдущих казней, встреч Моисея с фараоном (Исх. 7-10)

Свидетельство о Боге – Моией и Аарон

Спасенные по вере израильтяне, помеченные кровью агнца (Исх. 12:12-13)

Хананеи

Орудие наказания - Втор. 9:4-6, 18:12; Лев. 18:24-25 (армия Израиля во главе с Иисусом Навином)

Возможность покаяния - 40-летние странствования Израиля в пустыне (хананеи знали об этом – Нав. 2:10).

Свидетельство о Боге - Израиль во главе с Моисеем и Иисусом Навином.

Спасенные по вере Раав и ее семья - она привязала к окну красную веревку (Нав. 2).

Амаликитяне

Орудие наказания - 1 Цар. 15:2-3 (армии царя Саула).

Возможность покаяния - Примерно 350 лет с тех пор, как они согрешили против израильтян (Исх. 17).

Свидетельство о Боге - Народ Израилев.

Спасенные по вере – нет свидетельств.

Заключение: почему это нас беспокоит?

Несмотря на все сказанное выше, многих читателей, скорее всего, по-прежнему глубоко смущает мысль о массовом истреблении хананеев. Я, во всяком случае, не могу думать об этом спокойно. Сама мысль о подобном кровопролитии не укладывается в рамки нашей привычной жизни в Западной Европе в начале XXI столетия, и массовые убийства, происходившие в последние десятилетия в таких странах, как Судан и Босния, вызывают у нас ужас и отвращение.

Когда мы испытываем подобные чувства, всегда стоит сделать паузу и задуматься, почему. Оправданы ли наши чувства? Не свидетельствуют ли они о недостатке доверия Богу? Судя по всему, наша озабоченность может быть вызвана двумя разными причинами, и следствия ее тоже будут весьма разными.

Вера в Бога. Смятение некоторых людей вызвано глубокой верой в то, что Бог благ и любит всех. Для того, кто познал Его и уверовал в Него через Иисуса Христа, это бесспорный факт. Если наше беспокойство вызвано такой причиной, оно побудит нас еще глубже озаботиться участью тех, кто еще не знает Бога, и принять участие в миссионерской деятельности как в собственной стране, так и за рубежом. Размышляя о наказании, которому Бог подверг хананеев во времена Иисуса Навина, мы понимаем, что впереди еще более суровый суд, и что людей, которые не уверовали в Бога, ждет еще худшая участь, чем хананеев. Можно ли наслаждаться уверенностью в собственном спасении, зная, что в мире есть люди, которые еще не слышали о Христе? Тем временем мы можем открыть свои чувства Богу и признать, что не можем с ними справиться. Если наши вопросы вызваны подлинным желанием лучше Его узнать, Господь никогда нас не осудит (и здесь ободряющим примером вновь служит пророк Аввакум).

Мятеж против Бога. Смятение других людей объясняется их принципиальным неприятием самой мысли о том, что Бог может или должен судить и наказывать грешников. Согласно Писанию, всякий грех должен быть осужден, и все люди заслуживают смерти и вечного наказания. Отказываясь признавать эту истину, мы подвергаем себя страшной опасности - ведь тем самым мы отвергаем Бога, и нас ждет Его осуждение. Нам следует покаяться в упрямстве и гордыне и просить Господа о помиловании. И ради Христа Он смилуется над нами.

Итак, вот главный вывод, который следует сделать из массовых убийств Ветхого Завета: Божье осуждение греха - реальность, и сейчас мы живем в период, когда возможность покаяться и спастись еще есть. Бог уже все приготовил для нашего спасения: Христос умер за нас на кресте и воскрес для нашего оправдания. И нам следует прислушаться к предостережению автора Послания к евреям: "…как мы избежим, вознерадев о толиком спасении..?" (Евр. 2:3).

Пол Коултер

Вестник ЦАИ № 89, 2022

 

Об авторе. Доктор Пол Коултер - бывший врач, получил образование в областях богословия, практического богословия, педагогики и генетики. Оставив медицину, он шесть лет служил помощником в церкви в Белфасте, а затем стал преподавателем практического богословия и миссиологии в Библейском колледже Белфаста. Сейчас д-р Коултер преподает в нескольких христианских ВУЗах и участвует в работе нескольких национальных служений. Оригинал статьи опубликован на сайте служения Be Thinking (www.bethinking.org).

 

 
Читайте другие публикации раздела "Экзегетика (толкование Святой Библии)"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru