Постановление Синода о воспрещении
употребления венков при погребальных процессиях
православных христиан
В недавнее время, по подражанию
иноверцам, вошел у нас в употребление обычай обставлять
в храмах гробы усопших растениями, приносить к гробу
венки с эмблемами и посвятительными надписями и потом,
со всеми сими венками и знаками провожать покойников на
кладбище совокупно с церковною процессиею.
Святейший Синод, имев о сем разсуждение,
пришел к мысли, что обычай этот чуждый уставам нашей
православной церкви, нарушающий церковное благочиние,
соблазнительный для религиозного чувства и народной
нравственности, в последнее время принял такие размеры,
что настоит крайняя нужда, чтобы власть церковная и
государственная обратили на него свое внимание.
При этом Святейший Синод руководился
следующими соображениями. Православная церковь изначала
заботливо оберегает установления апостольские и уставы
святых отец от всякого произвольного нарушения, чем и
охраняется в течение веков ея цельность и неизменность.
На основами апостольской заповеди: вся (в церкви)
благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14, 40), все
богослужения в церковных книгах имеют название чин или
последование, т.е. порядок, и определены с величайшею
точностью относительно действий, молитвословий и
песнопений, так что всякое изменение, допускаемое на
практике, при сличении с чиноположением, обнаруживается
немедленно, и всякое прибавление со стороны частных лиц,
помимо церковной власти, почитается за самочиние.
При тщательном хранении церковною
властию уставов и преданий православной церкви,
представляется самочинием вторжение в чин погребения
усопших гражданскаго чествования их цветами и венками,
без всякаго законнаго разрешения, даже вопреки законной
власти и прав ближайших блюстителей церковнаго
благочиния. При сем нередко массою высоких растений в
небольших церквах совершенно закрывается иконостас, и
священнослужителей не видно за кустами зелени.
Фото: похороны иерея Даниила Сысоева и Патриарха
Алексия II. В последнем
случае, если деньги, потраченные на все эти цветы и
венки отдать многодетной семьи, она бы могла жить год
без забот... Церковь, что нарушает свои же каноны
и постановления - это церковь беззаконников и
лицемеров... ибо решение Синода одобрено Николаем
II, на которого у нас все
усердно молятся
Обычаем
этим возмущается благолепная простота в чине погребения
усопших, совершаемаго в нашей Церкви. Церковь отдает
почесть телу почившаго, как освященному святыми
таинствами, поставляя его во гроб на возвышенном месте,
покрывая особым покровом, окружая горящими свечами;
умилительными песнопениями она призывает предстоящих к
молитве о душе почившаго, грядущей на суд Божий, и
раскрывает пред ними страшное таинство смерти, опасность
вечнаго осуждения, силу покаяния, наконец, надежду
воскресения и вечнаго блаженства. Новый обычай отвращает
внимание верующих от мысли о смерти и вечности - к суете
земной жизни; вместо молитвеннаго умиления, утешения,
назидания - питает тщеславие и нередко мало имущих
возбуждает к раззорительному соревнованию с богатыми. В
погребальных процессах из храмов до кладбищ странное для
русскаго православнаго народа зрелище представляют
чтители земной деятельности почившаго, идущее с венками,
нередко нестройною толпою. Иногда за длинным рядом
таковой процессии теряются из вида самые
священнослужители, шecтвиe принимает характер светской
демонстрации и благочестивый народ, привыкший встречать
погребальную процессию с уважением и молитвою о
почившем - соблазняется.
В виду вышеизложеннаго и для
возстановления должнаго порядка и благочиния при
церковном отпевания и погребении усопших, Святейший
Синод полагал:
Воспретить при следовании погребальных
шествий в церковь для отпевания и на кладбища для
погребения, ношение венков с надписями или без оных, а
равно и иных знаков и эмблем, неимеющих церковнаго или
государственно-оффициальнаго значения и строгое за сим
наблюдение вменить в обязанность полицейским властям.
Государь Император, по всеподданнейшему
о сем докладу обер-прокурора Святейшаго Синода, 3-го
сего февраля Высочайше повелеть соизволил: означенное
постановление Святейшаго Синода привести в исполнение.
Православное обозрение, 1886.
- Т. 1. № 4. сс. 329-330.
.
***
Читайте также по теме:
|