Смысл Вселенской родительской субботы,
или Как победить смерть
Какое горе испытывает маленький человек
в детстве, когда вдруг ясно понимает, что его папа и
мама умрут! Это, действительно, огромное потрясение.
Ребенок неожиданно открывает в мире сем власть греха,
открывает то, что последовало за отказом от Бога и жизни
в Нём тогда, в райском саду. Земное существование,
завершающееся какой-то поистине страшной и бессмысленной
смертью, кажется таким неправильным, таким
несовершенным… Но реальным.

И какую огромную радость испытывает
человек, когда вдруг узнаёт и осознаёт, что Христос
победил смерть!
Примечание МС. Вот эта радость-то
почему-то оказывается быстро забываемой...
Поистине, пасхальный тропарь звучит в
сердце при мысли, что там, наверху, невидимая нашими
плотскими очами, торжествует наша Церковь – молится
перед Престолом Божиим Пресвятая Богородица, воздевают
руки три святителя, воспевает псалмы святой царь Давид…
И наши родные, так, казалось, бессмысленно ушедшие из
жизни, тоже там. И, что еще удивительнее и трогательнее,
они ждут там, наверху, наших молитв. Или внизу – еще
сильнее ждут.
Вчера вечером в наших церквях прошла
особая заупокойная служба – Парастас, а сегодня –
Вселенская родительская суббота. Именно о ней
рассказывает нам протопресвитер Александр Шмеман,
продолжая свое разъяснение Великого поста.

Протопресвитер Александр Шмеман
Страшный суд (Неделя мясопустная)
Следующее воскресение называется
мясопустным, так как в течение недели, следующей за ним,
Церковью предписывается частичный пост, воздержание от
мяса. Это предписание надо рассматривать, принимая во
внимание всё, что было сказано раньше о значении
приготовления. Церковь начинает теперь завершать
подготовку к тому подвигу, которого она ожидает от нас
через семь дней. Она постепенно вводит нас в начало
этого подвига, зная нашу неустойчивость, предвидя нашу
духовную слабость.
Накануне этого дня, в Субботу
мясопустную, Церковь совершает всеобщее поминовение
усопших (умерших, навек заснувших) в надежде воскресения
и жизни вечной.
Связь между постом и молитвой об умерших
Это действительно особенно важный день
церковной молитвы за ушедших членов Церкви. Для того
чтобы понять значение и связь между постом и молитвой об
умерших, надо прежде всего вспомнить, что христианство
есть религия любви. Христос передал Своим апостолам
учение не о личном, индивидуальном спасении, но дал им
новую заповедь – "любить друг друга". И прибавил: "По
тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь
любовь между собою".
Таким образом, любовь есть основание,
сама жизнь Церкви, которая, по словам святого Игнатия
Антиохийского, есть "союз веры и любви". Тогда как грех
есть всегда отсутствие любви, разделение, разобщение,
война всех против всех. Новая Жизнь, данная Христом и
переданная нам Церковью, прежде всего есть жизнь
примирения, "собрание воедино рассеянных",
восстановление любви, разрушенной грехом. Но разве можем
мы хотя бы положить начало возвращению к Богу,
примирению с Ним, если сами не вернемся к единственной
новой заповеди любви?
***
Читайте также по теме:
***
Как встретиться с ушедшими близкими
В молитве за умерших Церковь главным
образом высказывает свою любовь. Мы просим Бога помнить
тех, кого мы поминаем (вспоминаем), а мы помним их,
потому что мы их любим. Молясь за них, мы встречаемся с
ними во Христе, Который – сама Любовь и Который победил
смерть, эту наивысшую степень разобщения и разлуки.
Во Христе нет разницы между живыми и
умершими, потому что в Нем все живы. Он Сам – Жизнь, и
эта "Жизнь – свет человеков" (Ин. 1:4). Любя Христа, мы
любим всех, кто в Нем; любя тех, кто в Нем, мы любим
Христа; это – закон Церкви и ясное объяснение ее молитв
за умерших. Благодаря нашей любви к Христу и они живы
"во Христе", и как ошибаются, как безнадежно ошибаются
те западные христиане, которые либо сводят молитвы за
умерших к учению о законных "заслугах" или "наградах",
либо просто отвергают их, считая их бесполезными.
Образец для заупокойных служб
Заупокойная служба в Мясопустную субботу
(Парастас) служит образцом для всех других служб
поминовения умерших и совершается еще во вторую, третью
и четвертую субботу Великого поста.
Подготовил Илья Тимкин
Православие и мир - 06.03.2021.
|