Откуда появилась традиция всё время креститься?
Откуда появилась традиция осенять себя и
других крестом - рисовать его рукой в воздухе или на
своем теле? Точный момент появления этой традиции
неизвестен. Василий Великий утверждал, что она пришла к
нам от апостолов, хотя и не была зафиксирована нигде в
Писании.
Французский богослов Жан Даниэлю пришел
к выводу, что крестное знамение имеет корни в иудейской
традиции, как бы странно это ни звучало. По его словам,
в иудейском синагогальном богослужении времен Христа
существовал обряд начертания имени Божия на лбу. Оно
изображалось двумя буквами алфавита - первой, "алеф", и
последней - "тав". Это символизировало то, что в Боге
заключена полнота бытия. Он объемлет Собой все, что
можно описать человеческим языком.

Корни этого обряда лежат в пророчестве
Иезекииля (Иез. 9:4), который пишет, что во время
катастрофы, ожидающей Иерусалим, спасены будут люди, на
лбу которых ангел Господень, изобразит определенный
знак.
Раввины полагали, что этот знак - буква
"тав", которая ставилось на лбу спасённых, как начальная
буква слова "тора" ("закон") или "тихее" ("пусть
останется жив").
Уже во времена Христа иудеи накладывали
на лоб надписание букв "алеф" и "тав". А со временем,
упрощая это действие, стали изображать одну лишь "тав".
Комментируя эти строки Иезекииля,
Александр Лопухин обращает внимание, что буква "тав" в
древних алфавитах (не только еврейском, но и
самаритянском, финикийском, эфиопском, греческом и
римском) имела форму креста. Этот маленький крест
означал имя Божие и символизировал для иудеев посвящение
всей своей жизни Богу.
Такое же значение крестное знамение
имело для христиан первых веков. С тем лишь существенным
дополнением, что оно напоминало им о крестном подвиге
Спасителя.
Любопытно, что даже языческий писатель
II века Лукиан обращал внимание на связь греческой буквы
"тау" с формой орудия казни.
С пророчеством Иезекииля связывают
крестное знамение Отцы Церкви, жившие в III веке:
Тертуллиан, Ориген и сщмч. Киприан Карфагенский. Причем
Ориген тоже проводит параллели между "знаком спасения",
буквой "тав"/"тау" и крестом.
Надо отметить, что первые христиане
также, как и иудеи, "рисовали" крестное знамение только
на лбу. В частности, в конце третьего столетия об этом
упоминает Тертуллиан:
"Путешествуя, и передвигаясь, входя в
помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за
столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы
делаем – мы должны осенять свой лоб крестом".
Описывая литургическую жизнь Римской
Церкви в III веке, священномученик Ипполит Римский
пишет: "Всегда старайся смиренно осенять свой лоб
крестным знамением".
Предполагают, что как минимум, первые
триста лет крест рисовали на лбу указательным или
большим пальцем. Примерно, с третьего века, начинают
попадаться упоминания о том, что крестное знамение
накладывают на глаза, рот, грудь и область сердца.
"...и, положив палец на уста, чертила на
губах крестное знамение…", - пишет Иероним Блаженный в
письме к Евстохии.
Интересно, что древняя практика
наложения "малого" креста сохранилась у католиков. Во
время мессы, перед чтением Евангелия священник и
молящиеся большим пальцем правой руки изображают три
маленьких креста на лбу, устах и сердце.
Известный нам "широкий" крест (от лба до
живота) появляется к IV веку.
"Животворящим крестом осеняются наши
дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены,
- свидетельствует св. Ефрем Сирин. - Без креста ничего
не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете,
работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете
на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все
ваши члены этим живоносным крестом".
Вероятно, тогда же христиане стали
осенять крестом не только все свое тело, но и окружающие
предметы.
Так, Кирилл Иерусалимский (IV в.)
говорит, что христиане, исповедуя Распятого, изображают
знамение креста на лбу и на всем, что их окружает: "на
хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да
изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся
спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем".
При этом в богослужебную жизнь крестное
знамение входит намного раньше. Уже Ориген (III в.)
сообщает, что все верные крестятся перед началом молитвы
и чтения Священного Писания.
Чаще всего крестное знамение упоминается
в качестве невидимой печати, отгоняющей диавола (Киприан
Карфагенский, Иоанн Златоуст).
Отцы Церкви считали его лучшим средством
борьбы со страстями и искушениями. "Обидел ли кто тебя?
- пишет Иоанн Златоуст. - Огради крестным знамением
грудь; вспомни все, что происходило на Кресте - и все
погаснет".
Блаженный Северин лечил им нарывы. Св.
Лиминей исцелял от змеиных укусов. Один из египетских
монахов вылечивал им от глазных болезней.
По словам Иоанна Мосха, крестное
знамение защитило от отравления св. Иулиана Бострского,
которому подсунули чашу с ядом. А Григорий Великий
утверждал, что сосуд с отравленным напитком лопнул,
после того, как св. Венедикт Нурсийский, которого также
хотели отравить, осенил его крестом.
Солдаты-христиане крестились перед боем.
Григорий Нисский вспоминал, что его сестра перед смертью
"положила печать крестного знамения на очи, на уста и на
сердце".
По-сути, к четвертому веку не было ни
одного момента в жизни христианина, который не проходил
бы под знаком креста.
К сожалению, нам неизвестна
последовательность движений при совершении крестного
знамении тогдашними христианами.
Чаще всего, как я упоминал, его рисовали
одним пальцем (так описывают его Епифаний Кипрский,
Иероним Стридонский, Феодорит Киррский, историк Созомен,
Григорий Двоеслов). Однако есть свидетельства, что
некоторые христиане могли рисовать крестное знамение и
всей рукой (упоминание об этом встречается у Григория
Великого).
Из слов Феодора Студита можно понять,
что количество пальцев и способ их сложения играли
второстепенную роль в то время. Главную же играл сам
крест. Преподобный пишет, что христианин, который
изобразит крест "хоть как-нибудь и даже одним только
перстом, тотчас обращает в бегство враждебного демона".
Некоторые русские историки конца XIX -
начала XX в. полагали, что после Четвёртого Вселенского
собора (V век) христиане начинают креститься не одним, а
двумя пальцами. Двоеперстие становится символическим
выражением догмата о божественной и человеческой
природах Христа. Однако достоверных подтверждений этой
теории нет.
Изображение двоеперстия можно увидеть на
мозаиках некоторых римских храмов: образ Благовещения в
Усыпальнице св. Прискилы (III век), "Чудесный улов" в
церкви св. Аполлинария (IV век).
Однако историк Евгений Голубинский
достаточно убедительно доказал, что на этих ранних
иконах - не сложение пальцев для крестного знамения, а
один из ораторских жестов, который использовался
римлянами для привлечения внимания. Он был заимствован
христианами из учебника "Наставлений оратору" Фабия
Марка Квинтилиана и внесён в иконографию.
В письменных источниках двоеперстие
начинает упоминаться не ранее конца IX века.
Несторианский митрополит Илия Гевери пишет, что
монофизиты знамение креста изображают одним пальцем,
ведя руку слева направо; а православные и несториане -
двумя пальцами, ведя, наоборот, справа налево.
Именно в процессе этого спора о двух
природах Спасителя греки и переходят на двоеперстие.
Тогда же внешней форме крестного знамения начинает
придаваться больше значения, чем внутренней.
Причем полемика на эту тему ведётся на
Востоке вплоть до XII века, когда в общее употребление
входит уже привычное нам троеперстие, как отражение уже
другого догмата - о Пресвятой Троице.
Ещё через 500 лет отголоски этих давних
споров всплывают на Руси уже очищенными от какого-либо
серьезного догматического содержания. Исключительно, как
борьба за чистоту формы между "древлеправославными"
(староверами) и "никонианами".
Впрочем, это уже совсем другая история.
Иоанн Бурдин, иерей
***
|