Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Церковь Христова


Русская Православная Церковь: потерянная христоцентричность

"...но тщетно чтут Меня, уча учениям,

заповедям человеческим"

Мф.15:9.

 

"Я пришел во имя Отца Моего,

и не принимаете Меня; а если иной

 придет во имя свое, его примете"

 Ин.5:43

 

"...ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего,

кроме Иисуса Христа, и притом распятого"

1Кор.2:2

 

Как минимум с начала девяностых годов в Русской Православной Церкви то и дело раздаются голоса, призывающие вернуться к христоцентричности веры. Парадоксальная ситуация, когда "единственную истинную христианскую Церковь во вселенной" призывают вернуть Иисуса Христа в качестве центрального объекта веры, не правда ли? Как же так случилось, что Церковь "непрерывного апостольского преемства" отодвинула основателя Церкви на периферию? Причин, естественно, много, но мы предлагаем поговорить лишь о двух.

Это домашний иконостас старообрядцев. Кто тут центральная фигура? Между тем "ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор.2:2). кстати сам автор тоже, вероятно, старообрядец, ибо везде писал "Исус", вместо Иисус

Церемония

Вплоть до новейшего времени ритуал составлял важнейшую часть жизни общества. Помимо публичных церемоний, которые исполнялись всеми членами социума, - будь то свадьба, похороны, календарные праздники, - у каждой социальной группы существовали свои обязательные к соблюдению ритуалы. Здесь достаточно вспомнить средневековое рыцарство, всё публичное поведение которого было пропитано ритуальностью, начиная от обряда посвящения и заканчивая вызовом на поединок.

В Средние века ритуалы часто испытывают на себе влияние традиционных обрядов и культов. Практически все действия ритуального или церемониального характера имели прочную связь с религией. Их основной функцией было обозначение связи между человеком и высшими силами, преодоление границы между мирским и священным. Другими словами, ритуал являлся выражением сакрального.

Христианство возникло на рубеже античности и Средневековья. И несмотря на то, что оно зародилось в среде иудеев, одного из наиболее ритуализированных народов Римской империи, Основатель Церкви провозгласил усыновление человечества Богу и отмену формальностей в отношениях с Ним: "Но приближается время, и уже настало, когда истинные почитатели станут поклоняться Отцу по духу и истине. Именно таких ищет Отец наш. Бог есть Дух, и потому те, кто Ему поклоняются, должны поклоняться Ему в духе и истине" (Ин. 4:23-24). Большая часть посланий апостола Павла так же посвящена теме усыновления Отцу и неформального служения: "Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его" (Рим. 1:9). "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5:1).

К сожалению, призыв апостола соблюдался недолго. Вскоре после включения Церкви в аппарат Империи, христиане начали переносить формальность внутридворцовых отношений на отношения внутри Церкви. Постепенно формировался церковный этикет, включавший в себя титулярные обращения (отец, ваше преподобие, ваше преосвященство), ношение особой одежды и других внешних атрибутов госчиновников, появление свиты и прислуги у епископата и т.д. С другой же стороны, соединение Церкви с государством превратило первую из эзотерической (т.е. закрытой для непосвящённых) общины в массовую (если не сказать, общенациональную) организацию. Процесс клерикализации с одной стороны, и усиление народной (языческой) культуры вследствие вульгаризации, с другой, привели к тому, что ритуал снова начал играть определяющую роль в отношениях среди членов официальной христианской Церкви. Но ладно бы, если только между членами Церкви появились формальности - это было бы не так страшно. Формальность вернулась и в отношениях с Богом.

***

Читайте также по теме:

***

В IV-V веках Иисус начинает всё более восприниматься как "небесный император" - о чём говорит зарождавшееся тогда церковное искусство. В общественной мысли Церковь сравнивается с земным царством (вспомните сочинение Августина "О граде Божьем"). Появившаяся иконография всё чаще изображает Христа восседающим на престоле в царских одеждах. Естественно к властелину нельзя обращаться напрямую - нужно просить придворных "замолвить словечко". Из друга и учителя (Ин. 15:15) Христос становится повелителем; из ходатая и посредника между Богом и человеком Он превращается во "Вседержителя", тем самым заслоняя собой Отца. Посредниками же, в свою очередь, становятся Богоматерь и прочие святые. Отсюда усиление их культа.

Это домашний иконостас украинских православных националистов. Кто тут центральная фигура? Между тем "ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор.2:2)

Это домашний иконостас украинских православных националистов. Кто тут центральная фигура? Между тем "ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор.2:2)

Даже если христианин хочет обратиться ко Христу с молитвой, она должна быть максимально формализована, что вылилось в записи текстов официальных молитвословий за подписями святых отцов. Сборники молитв де-факто стали не просто шаблонами, а заменили подлинное обращение к Богу "в духе и истине". В связи с этим можно привести совершенно курьёзное толкование Ивана Кронштадтского на Ин. 4:23-24: "Что значит молиться духом и истиною? Значит молиться с тою верою, надеждою и любовию, с какою молились святые отцы, оставившие нам духовное сокровище своих молитв, своих славословий и благодарений Богу" (Дневник. Том II. 1857-1858). Вот, оказывается, как, Иисус самарянке про молитвословы тогда говорил!

Ещё одну важную роль в возвращении формализма в отношениях с Богом сыграла сама утрата живого богообщения членами Церкви. Как говорилось выше, ритуал выражает связь (religare) между сакральным и профанным. Языческий принцип "символ есть изображение реальности" здесь реализуется в полную силу. Другими словами, изображение богообщения стало компенсировать утрату богообщения. Отсюда расцвет символических толкований Литургии в VIII-X веках, когда каждый элемент антуража, каждый предмет и каждое действие священнослужителя объяснялись как символическое изображение сверхъестественной реальности. Хрестоматийный пример из Закона Божия: "священник на Евхаристии символизирует Христа". По меткому замечанию Владимира Сорокина (библеист, преподаватель колледжа "Наследие"), "когда Христа в Церкви нет - Его приходится символизировать".

Таким образом, важнейшей причиной ухода Христа на периферию христианской Церкви является её формализация и поглощение церемониями.

Богослужение

С самого начала главным выражением и признаком членства в Церкви являлась Евхаристия - общее собрание для преломления Хлеба в воспоминание об Иисусе Христе. Конечно, поначалу христиане из иудеев ещё сохраняли связь с храмовым ветхозаветным культом, но когда Храм был разрушен, а большинство Церкви стали составлять обращённые из язычников, Евхаристия стала единственной формой церковного богослужения.

Еще один домашний иконостас старообрядцев. Кто тут центральная фигура? Между тем "ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор.2:2)

Еще один домашний иконостас старообрядцев. Кто тут центральная фигура? Между тем "ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор.2:2)

До имперского периода последовательность Литургии не была формально закреплена и носила харизматический характер. Богослужение возглавлял епископ, который произносил молитвы Благодарения и призывал Святого Духа на общину. Когда же членство в Церкви стало массовым, а участие в богослужении для граждан империи обязательным, потребовались меры по увеличению числа священнослужителей, а также структурированию и приведению к единообразию самого богослужебного порядка. Единство империи требовало единства не только молитв, но и календаря. В качестве примера можно вспомнить борьбу Римской кафедры с пасхальным календарём Церкви Малой Азии.

Принудительное единообразие не могло не угасить харизматического горения христиан. В связи с усилением влияния государства богослужение стало усложняться. В нём всё больше появляется имперской атрибутики и элементов имперского культа. Некоторые императоры сами сочиняли молитвы и даже вводили новые элементы богослужения (например, Юстиниан Великий). Так же, во многом благодаря усилению роли монашества, появились и другие виды общего богослужения - такие как Часы, Утреня, Полунощница и т.п. Формировался богослужебный календарь, Устав; появились даже правила о поклонах, колокольном звоне, форме одежды. Таким образом ко времени падения Византии некогда гибкое и харизматичное христианское богослужение превратилось в строго формализованное, тяжёлое и продолжительное.

ще один иконостас, где Христос потерялся среди человеков

Еще один иконостас, где Христос потерялся среди человеков

И всё же если бы в центре богослужения продолжал оставаться Иисус Христос, то усложнение не было бы серьёзной проблемой: христиане вспоминают Христа - это главное. Но, к сожалению, всё получилось как всегда… Многие историки-литургисты отмечают, что отстранение мирян от участия в богослужении с одной стороны, и усиление культа святых с другой - привели к тому, что Евхаристия в общественном сознании перестала быть сердцем христианской жизни. Здесь стоит напомнить показательный факт, что уже с IV-го века, - в том числе и благодаря монашеству (см. Роберт Тафт "Частное причащение на Востоке во времена поздней античности"), - появилась практика редкого причащения, которая вскоре стала повсеместной.

Если мы обратимся к богослужебному календарю, то заметим, что так называемых "Господских" дней в году значительно меньше, чем "Богородичных". Практически каждый день (в том числе и дни Господских праздников) посвящён какой-либо иконе Божьей Матери и/или памяти целой кучи святых. По факту, кроме официальных пяти "двунадесятых" праздников в честь Богородицы с такой же торжественностью и трепетом чтятся Покров, Казанская (2 раза), Владимирская, Иверская и т.д. При том, что, строго говоря, Господских двунадесятых в году тоже пять - Воздвижение, Сретение и Троица не совсем в честь Иисуса Христа.

Кроме того, согласно седмичному уставу, все дни недели посвящены различным святым, и только воскресение - Господу Иисусу. Ну ладно бы так - хоть один день в воспоминание Спасителя. Но нет же! Всё воскресное богослужение разбавлено (не нахожу другого слова) "богородичнами", стихирами и канонами дня, святых. Зачастую, если мы придём на субботнее "всенощное бдение" в храм РПЦ, то в расписании будет написано что-то подобное: "Суббота: Архангела Михаила и прочих небесных сил. 17:00 Всенощное бдение. Воскресение: 9:00 Литургия. Молебен". Про молебны вообще надо говорить отдельно: сотни акафистов в честь икон Божьей Матери, но всего один (Пассия не в счёт) - в честь нашего Спасителя!

А дневной круг богослужения? 70% чтений из Ветхого Завета, и 30% делят между собой молитвы Богородице, святым дня и всем лицам Троицы. Даже на проповеди в конце Литургии рядовой священник будет рассказывать не об Иисусе Христе, а о святом, который сегодня вспоминается. Все, начиная от священника и заканчивая патриархом, служат Литургию в честь праздника, а не в воспоминание Иисуса Христа. Например, недавно патриарх Кирилл сказал, что его сотрудники должны литургически вспоминать даты его хиротоний и юбилеев…

Почему же так сложилось, что в современном богослужении Иисус Христос перестал быть центральной фигурой? На наш взгляд причин много, но наиболее значительно повлияло то, что священство полторы тысячи лет назад стало профессией. Вместо просвещения, многолетнего оглашения и строгого отбора в христианскую общину, священство пошло по пути наименьшего сопротивления, включая и, якобы, "воцерковляя" народные (языческие) верования, тем самым разбавляя концентрат христианства. Идя на поводу, в том числе, и у сребролюбия, профессиональное священство увеличивало число праздников (чтобы люди в эти дни деньги в храмы несли), вносило новые элементы в богослужение (заупокойное поминовение, водосвятия, записки…), наполняло собственный храм разного рода "святыньками": "чудотворными" иконами, мощами и т.п.

Не забывало священство и свою пропагандистскую функцию - если уже пользуешься покровительством государства, то изволь за него агитировать.

Очень показательно, что у большинства не то что рядовых мирян, а даже священства в домашнем иконостасе икона Христа если и найдётся, то с трудом затерявшись среди целой кучи икон святых.

Василий Сергеев

Ахилла - 24.12.2019.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Церковь Христова. Необходимость принадлежать Церкви для спасения"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2025

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru