Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Церковь Христова


Торжество Православия - торжество одной властной  и лукавой мамы?*

Завтрашний праздник сегодня мил и красив (особенно после того, как большевики вырвали из него зубы анафем). Но его исток малопривлекателен.

Умер молодой византийский император Феофил. Ему было 29 лет. И он не любил иконы. Его сыну, наследнику Михаилу было 2 годика. Вдова - царица Феодора - видела, что симпатии горожан склоняются к иконопочитанию. Поэтому она приказывает арестовать и сослать иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и ведет переговоры с лидером православной партии Мефодием (тот был недалеко - в ссылке на одном из островов Мраморного моря).

***

Настоящий материал произведен (распространен) иностранным агентом протодиаконом Андреем Вячеславовичем Кураевым.

***

Феодора понимает - если ее малыш будет считаться сыном еретика, его свергнут (дальше варианты: просто ссылка, ссылка с кастрацией или ослеплением, убийство). В этих условиях "жизнь" и "власть" - это синонимы.

Поэтому она идет на компромисс с Мефодием: ему - свобода, патриаршество и свобода рук в репрессиях против иконоборцев, ей - посмертное зачисление ее покойного мужа в число православных.

На золотом солиде времён регентства Феодоры маленький Михаил изображён с сестрой Феклой на реверсе, в то время как портрет его матери в императорских одеждах помещён на аверсе

Компромисс воплощается через слух о чуде: мол, имя Феофила чудесным образом исчезло из свитка со списком еретиков. У кого был ключ от алтаря, где в ту ночь хранился этот свиток, история умалчивает [1].

Торжества 11 марта 843 года ("Торжество Православия") были не столько восстановлением почитания икон, сколько попыткой объяснить недоумевающему народу, почему новый патриарх-иконопочитатель поминает в молитвах умершего полтора года назад императора-иконоборца.

Чтобы опасения царицы Феодоры за судьбу своей династии (и вызванные этим опасением хлопоты по изъятию почившего супруга из списка еретиков) были понятнее, надо вспомнить, что в римской традиции "причисление предшественника к богам было одним из главных средств легитимизации власти его преемника, если не было официального наследника"[2]. Соответственно, анафематствование выбивало трон из-под седалища "официального наследника". Стоит также напомнить, что в ту пору между канонизацией ("причислением к богам") и просто христианской кончиной разницы почти не было. Не анафематствован император или патриарх, но умер на посту и в мире с церковью - значит, "со святыми упокой".

Царица Феодора с иконой Одигитрии. Икона Эммануила Цанеса, 1671 год. Святая или лицемерный расчетливый политик?

Кандидату в патриархи Феодора дает карт-бланш: делай что хочешь со своими попами. В итоге св. Мефодий, вернувшись из итальянской эмиграции,  лишает сана 14 000 священников (через пару лет его премемник св. Игнатий их восстановит).

И все это ради того, чтобы оставить на троне маленького Мишу.

Михаил III Пьяница (миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века). Изображен на троне с нимбом

Этот Миша вошел в историю как Михаил Пьяница. По гречески - Мефист μεθύστακας.

"Некоему патрикию (звали его Имерий Свинья (Грил), прозван же так был из-за своего отвратительного облика), сквернослову, который в присутствии царя и сотрапезников испускал грохот из своего поганого брюха и этим грохотом гасил зажженную свечу, Михаил за сие необыкновенное чудо пожаловал сто литр золота.

Всего хуже, была у него компания, все сатиры, гнусные и разнузданные сквернословы, которых вполне можно было бы назвать вакховыми тиасотами. Этих людей чтил он и уважал и, унижая божественное, облачал их в золототканые священнические одежды, преступно и святотатственно принуждал их к исполнению священных обрядов, их предводителя - Грила именем - называл патриархом, а одиннадцать остальных - митрополитами самых значительных и сиятельных престолов.

Золотая монета с изображением Михаила III Пьяницы

Золотая монета с изображением Михаила III Пьяницы

И считал Михаил, что ему царство не в радость, если сам не будет в этой компании, и потому назначил и именовал себя митрополитом Колонии. А когда надо было петь и совершать таинства, они исполняли гимны под кифары, а на слова иереев иногда в подражание службе отвечали тихо и ясно, а иногда пронзительными и развязными выкриками. Золоченые же сосуды, жемчугом унизанные, они наполняли горчицей и перцем и передавали вкусить желающим, и таким способом издевались над непорочным таинством. Сей Грил, восседая на осле, совершал торжественные выходы и красовался в окружении своего дионисова сборища. И как-то случилось ему встретиться с блаженным патриархом Игнатием, шествовавшим во главе святого клира с церковными молениями. Как увидел его Грил, обрадовался такому случаю, начал свое бряцание, подобрал плащ, вместе с сообщниками своими ударил посильней по струнам и обрушил брань и сквернословие на этих непорочных.

Под стать этому Грилу была и вся компания императора: все сатиры и разнузданные сквернословы" (Продолжатель Феофана. 4).

Неужели ради власти этого животного (в итоге убитого) и затевался "Седьмой Вселенский собор" и объявлено "Торжество Православия"?!

Неужели ради власти этого животного (в итоге убитого) и затевался "Седьмой Вселенский собор" и объявлено "Торжество Православия"?! И этот человек в православных святцах...

К матери Михаил относился соответствующе. Как-то он сообщил императрице, что ее ожидает патриарх. Когда благочестивая женщина прибыла в указанную залу, она увидела на патриаршем престоле закутанную с ног до головы в священные одежды фигуру. Феодора, не подозревая об обмане, подошла испросить благословения, и переодетый Грил, вскочив, показал августе зад "и испустил зловонный грохот и безобразные речи". 

Кстати, можно заценить развитие литературы за минувшие века. В XVIII столетии подобные казусы описывали изящнее - "ненароком испустил вздох, который ошибся выходом" [3]...

Михаил, наблюдая ужас и обиду матери, от души потешался.

Он говорил: "Мой патриарх - это Феофил [скоморох Грил], кесаря [Варды] - Фотий, а у народа патриарх Игнатий".

В итоге был убит. Династия на нем прекратилась. Но вот именно ради этого Миши и было задумано Торжество Православия.

Что не помешало празднику жить и столетия спустя.

Порождая, однако, вопрос о непоследовательности православных: вот в Прощеное воскресенье они всех торжественно прощают, а уже через неделю - анафематствуют.

Седьмой Вселенский собор, икона. В центре "святые" Михаил Пьяница и его Феодора

Седьмой Вселенский собор, икона. В центре "святые" Михаил Пьяница и его Феодора

Императрица Феодора и император Михаил III. Икона "Торжество Православия" (фрагмент). Византия, первая половина XV века

Конечно, византийские хронисты предвзяты. Они творят свой миф. Во-первых - в угоду новой Македонской династии, основатель которой убил Михаила. Во-вторых, они используют какой-то более ранний памфлет, вышедший из круга почитателей св. патриарха Игнатия [4], которого Михаил отправил в ссылку.

***

Читайте также по теме:

***

Так что перед нами два параллельных православных историографических мифа: миф о Торжестве Православия - и миф об отморозке, который в результате стал царем.

Андрей Кураев, протодиакон

Живой журнал - 22.03.2024.

 

* Оригинальное название "Торжество одной мамы".

***

Кстати:

"...отцы Второго Никейского собора в защиту икон и иконопочитания выставили выдержки из 70 произведений различных авторов, либо ссылки на них, как излагая свидетельства непосредственно во время Деяний, так и зачитывая таковые из различных писем и посланий, вошедших в состав Актов собора. Из этих 70 произведений:

4 – откровенные басни;

11 – подложные произведения;

26 – не имеют отношения к иконам, хотя зачастую отцами собора использовались как полноценная аргументация;

3 – экфрасисы, т.е. тоже не имеют отношения к иконам;

2 – тексты сразу приводились как анонимные;

23 – так или иначе свидетельствуют в пользу наличия у верующих икон или же подтверждают факт поклонения иконам, однако, как правило, все эти произведения относятся к VI, VII и VIII векам; несколько самых ранних претендуют на принадлежность к V веку;

1 – повествование о языческой иконе с изображением языческого философа.

Таким образом, в Актах собора отсутствуют доподлинные свидетельства существования икон у христиан как одобренной церковной практики в первые четыре столетия от Рождества Христова. Также не смогли богословы собора предъявить какие-либо высказывания отцов и учителей Церкви первых четырех веков в поддержку или одобрение икон".

 Использованная литература

1. См.: https://diak-kuraev.livejournal.com/761263.html

2. Циркин Ю. Б. Император Тацит // Studia historica. 2009. № IX. С. 131.

3.] Записки графа Александра Ивановича Рибопьера // Русский архив. 1872. Кн. I. С. 474.

4. См.: Православная Энциклопедия. Т. 45. С. 689.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Церковь Христова. Необходимость принадлежать Церкви для спасения"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2025

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru