Торжество Православия - торжество одной
властной и лукавой мамы?*
Завтрашний праздник сегодня мил и красив
(особенно после того, как большевики вырвали из него
зубы анафем). Но его исток малопривлекателен.
Умер молодой византийский император
Феофил. Ему было 29 лет. И он не любил иконы. Его сыну,
наследнику Михаилу было 2 годика. Вдова - царица Феодора
- видела, что симпатии горожан склоняются к иконопочитанию. Поэтому она приказывает арестовать и
сослать иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и
ведет переговоры с лидером православной партии Мефодием
(тот был недалеко - в ссылке на одном из островов
Мраморного моря).

***
Настоящий материал произведен
(распространен) иностранным агентом протодиаконом
Андреем Вячеславовичем Кураевым.
***
Феодора понимает - если ее малыш будет
считаться сыном еретика, его свергнут (дальше варианты:
просто ссылка, ссылка с кастрацией или ослеплением,
убийство). В этих условиях "жизнь" и "власть"
- это
синонимы.
Поэтому она идет на компромисс с
Мефодием: ему - свобода, патриаршество и свобода рук в
репрессиях против иконоборцев, ей - посмертное
зачисление ее покойного мужа в число православных.

На золотом солиде времён регентства Феодоры
маленький Михаил изображён с сестрой Феклой на реверсе,
в то время как портрет его матери в императорских
одеждах помещён на аверсе
Компромисс воплощается через слух о
чуде: мол, имя Феофила чудесным образом исчезло из
свитка со списком еретиков. У кого был ключ от алтаря,
где в ту ночь хранился этот свиток, история
умалчивает [1].
Торжества 11 марта 843 года ("Торжество
Православия") были не столько восстановлением почитания
икон, сколько попыткой объяснить недоумевающему народу,
почему новый патриарх-иконопочитатель поминает в
молитвах умершего полтора года назад
императора-иконоборца.
Чтобы опасения царицы Феодоры за судьбу
своей династии (и вызванные этим опасением хлопоты по
изъятию почившего супруга из списка еретиков) были
понятнее, надо вспомнить, что в римской традиции
"причисление предшественника к богам было одним из
главных средств легитимизации власти его преемника, если
не было официального наследника"[2]. Соответственно,
анафематствование выбивало трон из-под седалища
"официального наследника". Стоит также напомнить, что в
ту пору между канонизацией ("причислением к богам") и
просто христианской кончиной разницы почти не было. Не
анафематствован император или патриарх, но умер на посту
и в мире с церковью - значит, "со святыми упокой".

Царица Феодора с иконой Одигитрии. Икона Эммануила
Цанеса, 1671 год. Святая или лицемерный расчетливый
политик?
Кандидату в патриархи Феодора дает
карт-бланш: делай что хочешь со своими попами. В итоге
св. Мефодий, вернувшись из итальянской эмиграции,
лишает сана 14 000 священников (через пару лет его
премемник св. Игнатий их восстановит).
И все это ради того, чтобы оставить на
троне маленького Мишу.

Михаил III Пьяница (миниатюра из Хроники Иоанна
Скилицы, начало XIII века). Изображен на троне с нимбом
Этот Миша вошел в историю как Михаил
Пьяница. По гречески - Мефист μεθύστακας.
"Некоему патрикию (звали его Имерий
Свинья (Грил), прозван же так был из-за своего
отвратительного облика), сквернослову, который в
присутствии царя и сотрапезников испускал грохот из
своего поганого брюха и этим грохотом гасил зажженную
свечу, Михаил за сие необыкновенное чудо пожаловал сто
литр золота.
Всего хуже, была у него компания, все
сатиры, гнусные и разнузданные сквернословы, которых
вполне можно было бы назвать вакховыми тиасотами. Этих
людей чтил он и уважал и, унижая божественное, облачал
их в золототканые священнические одежды, преступно и
святотатственно принуждал их к исполнению священных
обрядов, их предводителя - Грила именем - называл
патриархом, а одиннадцать остальных - митрополитами
самых значительных и сиятельных престолов.

Золотая монета с изображением Михаила
III Пьяницы
И считал
Михаил, что ему царство не в радость, если сам не будет
в этой компании, и потому назначил и именовал себя
митрополитом Колонии. А когда надо было петь и совершать
таинства, они исполняли гимны под кифары, а на слова
иереев иногда в подражание службе отвечали тихо и ясно,
а иногда пронзительными и развязными выкриками.
Золоченые же сосуды, жемчугом унизанные, они наполняли
горчицей и перцем и передавали вкусить желающим, и таким
способом издевались над непорочным таинством. Сей Грил,
восседая на осле, совершал торжественные выходы и
красовался в окружении своего дионисова сборища. И
как-то случилось ему встретиться с блаженным патриархом
Игнатием, шествовавшим во главе святого клира с
церковными молениями. Как увидел его Грил, обрадовался
такому случаю, начал свое бряцание, подобрал плащ,
вместе с сообщниками своими ударил посильней по струнам
и обрушил брань и сквернословие на этих непорочных.
Под стать этому Грилу была и вся
компания императора: все сатиры и разнузданные
сквернословы" (Продолжатель Феофана. 4).

Неужели ради власти этого животного (в итоге
убитого) и затевался "Седьмой Вселенский собор" и
объявлено "Торжество Православия"?! И этот человек в
православных святцах...
К матери Михаил относился
соответствующе. Как-то он сообщил императрице, что ее
ожидает патриарх. Когда благочестивая женщина прибыла в
указанную залу, она увидела на патриаршем престоле
закутанную с ног до головы в священные одежды фигуру.
Феодора, не подозревая об обмане, подошла испросить
благословения, и переодетый Грил, вскочив, показал
августе зад "и испустил зловонный грохот и безобразные
речи".
Кстати, можно заценить развитие
литературы за минувшие века. В XVIII столетии подобные
казусы описывали изящнее - "ненароком испустил вздох,
который ошибся выходом" [3]...
Михаил, наблюдая ужас и обиду матери, от
души потешался.
Он говорил: "Мой патриарх - это Феофил
[скоморох Грил], кесаря [Варды] - Фотий, а у народа
патриарх Игнатий".
В итоге был убит. Династия на нем
прекратилась. Но вот именно ради этого Миши и было
задумано Торжество Православия.
Что не помешало празднику жить и
столетия спустя.
Порождая, однако, вопрос о
непоследовательности православных: вот в Прощеное
воскресенье они всех торжественно прощают, а уже через
неделю - анафематствуют.

Седьмой Вселенский собор, икона. В
центре "святые" Михаил Пьяница и его Феодора

Императрица Феодора и император Михаил III. Икона
"Торжество Православия" (фрагмент). Византия, первая
половина XV века
Конечно, византийские хронисты
предвзяты. Они творят свой миф. Во-первых - в угоду
новой Македонской династии, основатель которой убил
Михаила. Во-вторых, они используют какой-то более ранний
памфлет, вышедший из круга почитателей св. патриарха
Игнатия [4], которого Михаил отправил в ссылку.
***
Читайте также по теме:
***
Так что
перед нами два параллельных православных
историографических мифа: миф о Торжестве Православия - и
миф об отморозке, который в результате стал царем.
Андрей Кураев, протодиакон
Живой журнал - 22.03.2024.
* Оригинальное название "Торжество одной
мамы".
***
Кстати:
"...отцы Второго Никейского собора
в защиту икон и иконопочитания выставили выдержки из 70
произведений различных авторов, либо ссылки на них, как
излагая свидетельства непосредственно во время Деяний,
так и зачитывая таковые из различных писем и посланий,
вошедших в состав Актов собора. Из этих 70 произведений:
4 – откровенные басни;
11 – подложные произведения;
26 – не имеют отношения к иконам, хотя
зачастую отцами собора использовались как полноценная
аргументация;
3 – экфрасисы, т.е. тоже не имеют
отношения к иконам;
2 – тексты сразу приводились как
анонимные;
23 – так или иначе свидетельствуют в
пользу наличия у верующих икон или же подтверждают факт
поклонения иконам, однако, как правило, все эти
произведения относятся к VI, VII и VIII векам; несколько
самых ранних претендуют на принадлежность к V веку;
1 – повествование о языческой иконе с
изображением языческого философа.
Таким образом, в Актах собора
отсутствуют доподлинные свидетельства существования икон
у христиан как одобренной церковной практики в первые
четыре столетия от Рождества Христова. Также не смогли
богословы собора предъявить какие-либо высказывания
отцов и учителей Церкви первых четырех веков в поддержку
или одобрение икон".
Использованная литература
1. См.: https://diak-kuraev.livejournal.com/761263.html
2. Циркин Ю. Б. Император Тацит //
Studia historica. 2009. № IX. С. 131.
3.] Записки графа Александра Ивановича
Рибопьера // Русский архив. 1872. Кн. I. С. 474.
4. См.: Православная Энциклопедия. Т.
45. С. 689.
|