Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня


Воскресенье или суббота?

Этот вопрос волнует тех, кто находит противоречие между заповедью Бога "Помни день субботний, чтобы святить его" (Быт. 20, 8) и православным почитанием воскресного дня. С одной стороны, здесь явная отмена Божьего установления, данного Израилю в Ветхом Завете, а с другой – вполне оправданное празднование Воскресного дня, которое основано на Священном Писании. Такая картина предстает перед нами при первом взгляде на эту кажущуюся проблему. Но если разобраться, то увидим, что в этом никакой проблемы нет.

Воскресенье или суббота?

Итак, почему же мы празднуем воскресенье? В Евангельской притче о блудном сыне Христос рассказывал, как отец сделал пир и велел праздновать тот день, в который его младший сын "был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк.15, 22-24). В этом заключается большой прообраз. Если отец в притче праздновал и хотел, чтобы все праздновали только моральное воскресенье сына, то насколько же больше надлежит радоваться и праздновать воскресенье Спасителя, принесшее оправдание и спасение всему человечеству? Мы были бы весьма неблагодарными, если бы забыли этот день, который является для уверовавших во Христа началом новой жизни, в который воскресший Спаситель в первый раз встретил Своих учеников, опечаленных Его смертью, в который Он дал им Духа Святого (Ин. 20, 22; Деян. 2, 1-3). Это тот день, в который первые христиане устраивали (как это делает и Православная Церковь) свои духовные собрания и совершали вечерю Господню (Деян. 20, 7). Воскресение Христа является основным догматом христианской веры, без которого вся христианская вера напрасна и ничего не стоит. "Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших" (1 Кор. 15, 17).

Как видим, с воскресением связаны очень важные для христианства события. И большим заблуждением является принимать всякое упоминание о древнехристианских обычаях как заповедь Божию. Это заблуждение причиняло Церкви много зла. Из того факта, что воскресение имеет огромное значение для христианства и что первые христиане собирались на богослужения в воскресение, не следует, что они перенесли празднование субботы на Воскресенье. Мы должны помнить, что Христос не перенес субботу на воскресенье, а вывел нас из поля действия субботы. Как и почему это случилось, увидим далее.

После грехопадения человек уже не мог иметь общения со своим Творцом. Чтобы помочь человеку в его болезненном состоянии, Бог дает ему закон. Как только это случилось, люди стали видеть, что они его постоянно нарушают, насколько они грешны. Это была основная цель закона: показать людям как в зеркале их состояние, чтобы помочь им через благодать спастись от вечной гибели. Так как закон выражает волю Бога, то он требует абсолютной праведности и святости. Но эти требования ни один человек не может исполнить. Таким образом, закон способствовал познанию греха, но не давал жизни. Закон осуждает каждого в том, что он не может исполнить его требования. "Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай". Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание; ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил" (Рим. 7, 7-11). В Послании к Галатам (3, 24-25) написано: "Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя".

***

Читайте также по теме:

***

Итак, в чем же заключается "детоводительность" заповеди о субботе? Согласно книге Второзакония, закон о субботе впервые был дан евреям в пустыне для напоминания об их избавлении от египетского рабства. "Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний" (Втор. 5, 15). Все заповеди Бог не объясняет, и только о субботе дает пояснение (Исх. 20, 11: потому что почил Бог в этот день от дел Своих; Исх. 31, 13: ибо это знак между Мною и вами в поколениях ваших, дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас; Втор. 5, 15: потому что ты был рабом в земле Египетской). Святитель Иоанн Златоуст поясняет эту особенность Писания: "Потому, что она не из первоначальных и не открыта нам совестию, но есть заповедь частная и временная, поэтому она и отменена в последствии" (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 12 "О статуях". Т. II (1ч.), с.145). Но если это заповедь "временная", то она должна быть связана только с обстоятельствами того времени, в которое давалась. Так, суббота отделяет Израиль от остальных народов – но лишь для того, чтобы напомнить им о полузабытом ими Едином Творце и через принятие Его всех привести к новому единству.

Современные ревнители субботы утверждают, что почитание этого дня не отменено и обязательно не только для ветхозаветных евреев, но и для новозаветных христиан, так как это "установление вечное". Если это так, тогда почему они не закалают пасхального агнца, празднуя пасху иудейскую? (Исх.12, 14). Ведь заклание пасхального агнца тоже "вечное установление". Библия говорит, что и обрезание – "завет мой в теле вашем – завет вечный" (Быт. 17, 13), "жертва всесожжения" (Числ. 15, 15), и многое другое – тоже "установление вечное". Почему же у субботников разное отношение к "вечным установлениям"? Они согласны исполнять "кое-что из закона", но отказываются исполнять "все написанное в законе...". Oни не прочь соблюдать "святость седьмого дня", но решительно против "обрезания". Субботники готовы "не есть свинины", но они отказываются "оставлять и не стричь волосы на висках", отпускать пейсы и бороды...

Православная Церковь понимает Ветхий Завет как подготовку к спасению, а Новый – как и совершившееся спасение. Возьмем, к примеру, праздник Пасхи. Если евреи, отмечая этот праздник, исполняли буквальные праздничные установления, описанные в 12 главе книги Исход, где имело место буквальное освобождение человека из рабства египетского, то сегодня для нас этот праздник остался, но он уже имеет другой смысл. "Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины". (1 Кор. 5, 7-8)

В Деяниях святых апостолов рассказывается, что когда стали происходить смуты и волнения в Церкви из-за вопроса о том, следует ли христианам из язычников исполнять закон Моисеев, то был собран в Иерусалиме собор, на котором было единогласно принято, что христианам из язычников не следует исполнять закона Моисеева – этого "ига", которого, как сказал апостол Петр, "не могли понести ни отцы наши, ни мы" (Деян. 15, 10). Постановление собора гласит: "Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон (в том числе и субботу), чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более (ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и ничего прочего, что есть в Моисеевом законе), кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите." (Деян. 15, 24-29). В последнем постановлении собора содержится весь закон, ибо не делать другим того, чего не желаешь себе заключается самая основная заповедь – о любви. Апостол Павел пишет: "Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего, как самого себя"" (Гал. 5, 14).

Сам Христос Своим отношением к субботе показал, что "суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2, 27). В Своем служении Он придает субботе иной смысл. Исцеляя у купальни в Иерусалиме расслабленного, Христос сказал ему: "Встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе" (Ин. 5, 8-14). Спаситель тем самым повелел расслабленному нести ношу в виде постели, что запрещено. Иудеи не знали, кто именно велел исцеленному нарушить субботу, поэтому здесь трудно их обвинить в предвзятости к Христу. В этом случае действительно было прямое нарушение субботы, прямое преступление четвертой заповеди. В Ветхом Завете было строго запрещено носить ношу в день субботний. Запрет этот находится в книге пророка Иеремии: "Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим... А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет" (Иер. 17, 21-22, 27). Вот какими страшными угрозами Бог воспретил носить в субботу ноши и выносить их из дому, и носить по улице, и вносить воротами Иерусалима. В ветхозаветной книге Неемии находим подобное: "И слуг моих я [Неемия] ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний" (Неем. 13, 19).

Из этого ясно, что, повелевая исцеленному в субботу носить ношу в виде постели, Христос явно заповедал ему нарушать субботу и всякого другого рода работою. Ведь ношение постели по улицам не есть какое-то особенное, доброе дело, а есть с точки зрения правоверного иудея прямым нарушением святости субботы. Поэтому разрешив в субботу один вид труда, запрещенный, а Ветхом Завете, Христос разрешил исполнять всякую иную работу.

Только когда иудеи узнали, Кто исцелил расслабленного и повелел ему взять постель и носить, то "стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу" (Ин. 5, 16).

В другой раз в день субботний Господь исцелил слепого (Ин. 9, 1-38), а фарисеи сказали, что Он не от Бога, ибо не исполняет субботы. Иисус имел в распоряжении шесть дней для исцеления, и ради исцеления Он не мог преступить одну из заповедей Десятисловия, если хотел, чтобы эта заповедь исполнялась Его последователями.

В Евангелии от Луки написано, что Он пришел в Назарет и по Своему обычаю в день субботний вошел в синагогу и стал читать (Лк. 4, 16). Многие приведут это как доказательство того, что Господь соблюдал субботу, но как в этом случае, так и в других, Он входил в синагоги с миссионерской целью. В синагогах был собран народ, желающий послушать Слово Божие, и по этой причине Господь Иисус поделился Своей Вестью.

Священное Писание Нового Завета ясно показывает, что Иисус Христос понимал субботу не так, как фарисеи или современные нам субботники. Проходя по засеянным полям, Он разрешал Своим ученикам собирать колосья и есть, хотя это не было дозволенно в субботу и это не оправдывалось благотворительностью со стороны хозяина поля. Если бы целью Христа было соблюдение субботы, Он бы не позволял ученикам нарушать ее, и Сам не делал бы этого, ибо таким образом Он и Его ученики становились соблазном для слабых. Мы знаем, как Он осуждал тех, которые посредством своих дел становились камнями преткновения (Мф. 18, 3-8).

В другом месте Евангелия мы читаем о том, как ко Христу подошел богатый юноша с самым главным вопросом: "Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" И Спаситель ему ответил: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?" И что же мы слышим в ответ? Заповедь о субботе? Нет. Христос вообще ни слова не сказал о субботе, а отвечая на вопрос юноши продолжил: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 16).

Известно, что закон "имеет власть над человеком, пока он жив" (Рим. 7, 1). На мертвого закон не распространяется. Никто же не станет требовать от умершего, чтобы он обрезался, или соблюдал субботу. Это абсурд! Но разве вы не знаете, говорит апостол Павел новозаветным верующим, что "вы братья мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых" (Рим. 7, 4). И далее продолжает: "но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим. 7, 6). Если человек принял через веру Иисуса Христа в свое сердце и умер с Ним, как об этом подробно сказано в 6-й главе послания к Римлянам, то никакие постановления закона уже над ним не властны. Для него не имеют значения заповеди обрезания, субботы, моральные и обрядовые установления и правила. Он мертв. Он жив для закона Христа – любви и благодати. Поэтому апостол Павел упрекает Колосян: "Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего как живущие в мире, держитесь постановлений "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" это имеет только вид мудрости в самовольном служении..." (Кол. 2, 20-23).

Свобода познается только в ее потере, в столкновении с ограничениями, а ограничения возникают тогда, когда желания и воля человека направлены в сторону нарушения закона. Если же воля человека не встречает никаких законных препятствий, следовательно, он вполне свободен. В каком случае воля человека не встречает препятствий? Если она совпадает с волей Законодателя, с волей Божьей. И до тех пор, пока у человека есть совпадение личной воли с волей Законодателя - он вполне свободен. Свободные люди имеют закон Бога в своем сердце. Апостол Петр пишет, чтобы мы поступали "как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии" (1Пет. 2, 16). Получается внешний парадокс. Свободный – и раб Божий. Если раб – значит не свободен. Это действительно так, но только в том случае, если раб желает вырваться на свободу. Если же он служит господину с радостью и у этого раба нет ни одного желания, которое не было бы удовлетворено, то можно ли считать его не свободным? Раб – человек, который чего-то хочет, но не может этого сделать в силу каких-либо ограничений. Свободный – это человек, который делает то, что он хочет. Но истинно свободный человек (свободный от страстей) никогда не захочет того, что противно закону, а потому и закон не накладывает на него никаких ограничений. Например, можно ли применить закон "не убей" к человеку, у которого никогда и ни при каких условиях не может возникнуть желания убить. Такой человек вполне свободен от этого закона и только в том случае, если у человека возникает желание убить, и он встретит ограничение закона – тогда он уже не свободен.

Возможно ли состояние свободы здесь на земле? Апостол Павел говорит об этом галатам: "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5, 1). То есть Христос дарует человеку свободу не в том смысле, что уничтожает для него все ограничения закона, а в том смысле, что, перерождая сердце человека, поселяется в этом сердце и направляет его таким образом, чтобы не встречать ограничений закона. Если бы Христос даровал нам свободу, уничтожив закон, но оставив в нас желания неугодные Законодателю, христиане были бы самыми несчастными из всех людей, потому что постоянно бы грешили и даже не знали о грехе, так как не было бы ограничений. И только в вечности мы бы понесли наказание за него. Таким образом, временная абсолютная свобода закончилась бы вечными мучениями. Истинным чадам Своим Христос дарует свободу иначе. У них не возникает желаний, которые бы встречали ограничения закона. Однако на практике видно, что даже у возрожденных людей иногда возникают греховные желания. Это объясняется тем, что мы оставлены в греховной плоти, но чтобы побеждать ее, Христос не предлагает путь введения ограничений, а путь формирования угодных Богу желаний. До тех пор, пока мы повинуемся воле Божьей и водительству Духа Святого, мы не встречаем ограничений закона и вполне свободны. Но как только мы поступаем не по Духу, а по плоти – мы теряем частицу своей свободы. Поэтому апостол Павел и напоминает, чтобы мы стояли в свободе, не выходили за ее рамки, т.е. постоянно находились в тесном контакте с Богом и в совпадении своей воли и желаний с волей Законодателя.

Итак, мы приходим к выводу, что авторитет закона не умален. Требования закона были вполне удовлетворены, ибо грех был в лице Христа наказан на кресте, и я, виновный, умер вместе с Ним. Приговор закона, таким образом, был приведен в исполнение. Верующий, по выражению апостола Павла, "законом умер для закона" (Гал. 2, 19). Бог Сам приготовил этот путь освобождения от закона, путь, который раз и навсегда ставит нас вне сферы его действия. Закон остается в своей безукоризненной святости и праведности, но мы уже не принадлежим ему. Соблюдение субботы определенно объявлено необязательным для христиан. "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботы: это есть тень будущего, а тело – во Христе" (Кол. 2, 16-17). Сторонники почитания субботы в Новом Завете говорят, что апостол Павел не подразумевал здесь субботы в обыкновенном смысле, но другие праздничные дни иудейского года, которые были хранимы как субботы. Но если апостол не подразумевал субботу, зачем он ее упомянул в одном предложении со словом "праздники", если считать, что это слова, передающие одинаковый смысл? Три вещи доказывают, что апостол подразумевал здесь именно недельный иудейский седьмой день, субботу. Во-первых, слово, которое переведено в этом отрывке как суббота, нигде в Новом Завете не употребляется для обозначения какого-либо другого дня, кроме недельной субботы. Во-вторых, в этом самом стихе он вполне разделяет праздничный день или новомесячие от субботнего дня. В-третьих, это видно через указанный порядок иудейских праздников, которые перечисляются в обычном порядке: "праздник", "новомесячие" и "суббота". Такое перечисление находиться в согласии с 2 Пар. 8, 13; Числ. 28, 9,11,16,19,26. Если апостол хотел сказать о субботе другого рода, то обязательно упомянул бы, еще какие-то атрибуты. В этой главе определенно разделяются "праздники Господа, новомесячия и субботы".

Так как для нас Христос сделался Сам субботой, т.е. покоем (Рим. 10, 4; Лк. 6, 5), то пребывая во Христе и Его учении, мы пребываем в постоянном покое или в Субботе. Ревнители же субботы, принимая и храня не прославленную Христом субботу, лишают четвертую заповедь той славы, которую ей даровал Господин субботы.

Алексей Зощук, иерей

Ставрос - 01.08.2012.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Секта "Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня""
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru