Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Сектоведение - общие вопросы


Методы контроля сознания в деструктивных культах (продолжение)

Используя обстановку глубокого экономического, идеологического и духовного кризиса 90-х годов, а также возросший интерес населения к религии, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации, которые пользуются в мире скандальной известностью и известны как деструктивные культы или тоталитарные секты.

Методы контроля сознания в деструктивных культах

Оглавление

Введение
1. Проблемы терминологии
1.1. Промывка мозгов. Реформирование мышления. Контроль сознания.
1.2. Мышление, сознание, контроль сознания.
1.2.1. Общие тенденции развития психологии.
1.2.2. Мышление.
1.2.3. Сознание.
1.2.4. Контроль сознания.
1.3. "Деструктивный культ" или "тоталитарная секта".
2. Как люди попадают в деструктивные культы.
2.1. Социально-психологические предпосылки увлечения современными внеконфессиональными течениями.
2.2. Способы вербовки людей в деструктивные культы.
3. Методы, техники и механизмы воздействия на сознание адептов в деструктивных внеконфессиональных течениях.
3.1. Контроль сознания. Психология вербовки.
3.2. Основные модели деструктивного контроля сознания.
3.2.1. Восемь приемов контроля сознания Р. Лифтона.
3.2.2. BITE-модель Стивена Хассена.
3.2.3.1. Когнитивный диссонанс.
3.2.3.2. Развитие ВITE-модели.
а) Контроль поведения,
б) Информационный контроль,
в) Контроль мышления
г) Эмоциональный контроль.
3.2.3.3. Создание культовой личности.
3.3. Специфические техники, используемые разными организациями.
4. Отрицательное влияние деструктивных культов.
Заключение
Ссылки
Список использованных документов

2. Как люди попадают в деструктивные культы

2.1. Социально-психологические предпосылки увлечения современными внеконфессиональными течениями

Среди ученых, исследующих социально-психологические аспекты религиозного сектантства и деструктивных культов, нет единого мнения по поводу того, кто и почему попадает в эти организации. Одни считают, что к культам присоединяются только неполноценные, ущербные люди, страдающие психическими заболеваниями, другие же полагают, что в культе может оказаться любой, но в определенный период своей жизнедеятельности.

Военный психолог А.А. Скородумов в своей работе посвященной дезадаптации личности в результате пребывания человека в деструктивном культе, приводит наиболее полный перечень мнений различных специалистов по поводу того, что является основной причиной присоединения людей к культовым группам. Приведу наиболее важные из них.

1. Иррациональные формы религиозного опыта, включающие транс, экстаз, мистические переживания, привлекают истериков. Культы, исповедующие переживания жертвенности, гипертрофии мотива страдания - депрессантов. Идеи ненависти к врагам веры влекут к себе параноиков. Они же становятся ярыми фанатиками. В целом же религиозные культы с их идеями исключительности и привилегированности, влекут к себе лиц с нарцисстическим поведением.

2. Стремление к мистическим переживаниям и вера в паронормальное объясняется потребностью к самоактуализации.

3. Предполагается, что фактор религиозности является буферным влиянием на стресс.

4. Установлено, что участие в боевых действиях и пребывание в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни приводят к усилению религиозности. Такие люди чаще других присоединяются к различным религиозным течениям.

5. Была выявлена положительная связь импульсивности со склонностью к внешней религиозности и негативная связь между религиозностью и экстраверсией.

6. В культ может попасть каждый человек, особенно во время обычных переходных периодов, включая: первый год вне семьи, вне семейного дома; смену работы или ее потерю; год до или после окончания учебного заведения; внезапную болезнь, смерть близкого или несчастный случай; отпуск или каникулы; смену образа жизни.

7. На уязвимость личности в отношении попадания в культы влияют определенные факторы. К ним относятся: этап развития, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность.

На этапах развития многие подростки относительно свободны от серьезной ответственности и обязательств, подобных наличию семьи или работы с полным рабочим днем. Их недостаток опыта часто сопровождается наивностью и идеализмом, оставляя их открытыми для напыщенных обещаний и упрощенных ответов, предлагаемых культами.

К ситуационным факторам относят развод, безработицу, переезд, отъезд для обучения в другой город или страну, смерть близкого, слабость из-за возраста или болезни.

Факторы личной биографии. Отмечается, что дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем менее инфантильнее - выходцы из бедных семей, прошедшие дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции. Но одновременно по принципу маятника погружение на самое дно жизни может подтолкнуть человека к поискам чистоты, смысла и добра [65]. Религиозное воспитание может повлиять на тип культа, но не будет являться непреодолимым препятствием против культовой вербовки. Степень близости, частота и качество общения, демократичность или авторитаризм членов семьи может либо уменьшать, либо усиливать уязвимость человека в отношении влияния культов. Однако члены культов происходят как из прочных "счастливых" семей, так и из неблагополучных.

Среди факторов психологической предрасположенности указываются: психические расстройства, застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, наивный идеализм, разочарование в культуре, восприимчивость или тяготение к состояниям типа транса, неразборчивое стремление к духовному смыслу.

Также подчеркивается, что не имеет значения, насколько человек может быть здоров, хорошо образован или счастлив, т.к. каждый может испытывать в какой-то степени разочарование, настроение неустойчивости, эмоционального утомления, отчаяния, идеализма и наивности. Отсюда вытекает вывод, что нет гарантированного иммунитета от деструктивных культов.

8. Культы ищут новичков среди людей, которые ощущают одиночество, страх перед настоящим и будущим или находятся в особо тяжелых обстоятельствах. Притягательная сила культов объясняется тем, что они предлагают упрощенную перспективу на будущее; они позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения; коллективные действия ослабляют ограничения и ощущения личной вины; возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями; подчинение лидеру, играющему роль "старшего брата"; лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями.

9. Религия может являться средством ухода от окружающего мира, бегства в мир иллюзорный, фантастический, способом проявления своего Я.

10. Некоторые специалисты утверждают, что одним из самых распространенных факторов способствующих присоединению людей к культовым группам являются какие-либо серьезные неудачи в семейной жизни. В отчаянии люди бегут от боли, которую им причинил внешний мир, тянутся к поддержке группы, делающей их детьми, к структуре семьи, создающей веру.

11. В культы уходят не из каждой семьи, а из той, где отсутствует эмоциональное тепло, но присутствует жесткий авторитарный стиль воспитания. Вместе с тем, отмечается, что для адептов культов характерно наличие различных комплексов и личных проблем. В целом же притягательная сила культов заключается в дефиците общественного внимания к человеку, особенно когда он попадает в критические ситуации, переживает духовный кризис. В таких случаях он ищет покровителя и единомышленника в лице культовой организации или ее лидера.

12. К причинам увлечения сектантством относят стремление к самосовершенствованию, осознанию реальной ценности своего "Я", избавлению от физических недугов и душевного дискомфорта, а также поиск истины.

13. В результате Клинико-психолого-криминологического изучения группы адептов секты "пятидесятников" было установлено, что членами секты были люди с разным образованием, разной судьбой: мотивы прихода в секту также были различны. Благоприятной почвой во всех случаях служило наличие заблокированных, значимых в период времени, предшествующих приходу в секту, мотивов: коммуникативного, самоутверждения, стремления быть в центре внимания окружающих и т.д. "Реальная или условная блокада значимых мотивов занимала определенное место в структуре личностной дисгармонии. Появление нового ведущего мотива (участие в жизни религиозной секты), воспринимаемого в качестве универсального способа разрешения актуальных жизненных трудностей, снимающего необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий, полностью перестраивало прежнюю иерархию мотивов, приводило к определенной личностной трансформации" [66].

***

Читайте также по теме:

***

Также добавим сюда мнение Д.Г. Трунова, который считает, что люди приходят в секты, прежде всего для того, чтобы удовлетворить свои человеческие потребности. Он намеренно не встает на точку зрения (хотя и не отрицает ее), предполагающую, что в сектах имеются специальные средства "кодирования", которые изменяют людей настолько, что они становятся психологически зависимыми. Трунов считает, что в сектах и без "программирующих средств" имеется достаточное количество благоприятных факторов, которые могут сделать некоторых людей в буквальном смысле счастливыми и потому нуждающимися в этих организациях [67].

Как мы видим, среди психологов нет единого мнения, относительно того, что является причиной присоединения людей к культам различного толка. Ведущие специалисты в данной области утверждают: "не смотря на то, что жизненные обстоятельства и психологические черты могут делать людей наиболее уязвимыми для вербовщиков, любой человек, не осведомленный о тактиках контроля сознания, может стать мишенью деструктивного культа" [68]. Хотя большинство людей чувствуют себя невосприимчивыми к тому, чтобы быть втянутыми в какую бы то ни было группу, даже со слабенькой видимостью культа, опять же большинство из них может глубоко вдохновляться общественным делом или людьми, которые кажутся разделяющими наше чувство ценностей [69]. Все приведенные выше мотивы и факторы, способствующие присоединению людей к культовым группам, в различной степени и сочетании могут иметь место. Принятие культового образа жизни и идеологии может происходить по разным причинам, существует множество факторов влияющих на принятие такого решения, и не справедливо утверждать, что культы привлекают к себе людей ограниченных, маргиналов, нездоровых психически или физически. Однако следует заметить, что в последнее время все больше авторитетных специалистов, занимающихся проблемами деструктивных культов, сходятся во мнении, что человек не сам вступает в такие организации, а затягивается в них против собственной воли, при помощи различных психологических уловок, которые будут рассмотрены в следующих главах.

Обобщая и дополняя вышеизложенное, подчеркнем, что, во-первых, среди адептов сект могут быть психически здоровые, акцентуированные и психопатические личности, чей уровень образования может быть как неполным средним, так и высшим; во-вторых, к факторам, повышающим уязвимость личности перед сектантством, относятся психологическая предрасположенность (психические расстройства, неразборчивое стремление к духовному смыслу, доверчивость, наивный идеализм, утрата прежних ценностных ориентаций и т.д.), социальная ситуация (внезапная болезнь, смерть близкого, несчастный случай, развод, потеря работы и т.д.) и социальная среда (в первую очередь семья, которая может быть как религиозной, так и безрелигиозной, счастливой и неблагополучной, с демократичным или авторитарным стилем общения).

Наиболее уязвимыми для влияния культовых вербовщиков являются люди, находящиеся в конфликтных ситуациях с ближайшим социальным окружением, одинокие, испытавшие сильное психическое потрясение, потерявшие уверенность в собственных силах, испытывающие внутреннюю неудовлетворенность собой, своей жизнью, системой ценностных ориентаций и установок, т.е. люди в состоянии дезадаптации [70].

Возвращаясь к вопросу о возрастных характеристиках людей составляющих "группы риска" добавим, что в этом отношении особенно значимы стадии подростковая и поздней зрелости (после 60 лет). Опасность подросткового периода связана с возрастной неопытностью, недостаточной ответственностью, тяготением к простым ответам не сложные вопросы. Кроме того, психология подростка во многом носит культовый, групповой характер [71].

Нельзя обойти стороной и тот факт, что за 70 с лишним лет атеистического режима в душах людей образовался "духовный вакуум", стремительно заполняющийся в настоящий момент различными неорелигиозными, мистическими и оккультными движениями. Состояние духовной пустоты является одной из наиболее распространенных причин присоединения к культам среди граждан проживающих на территории бывшего СССР.

На основании исследований, посвященных влиянию на психику и поведение человека, средств массовой информации в частности телевидения и кино, можно сделать вывод, что сознание человека, регулярно просматривающего телевизионные программы наиболее уязвимо для культовой вербовки, т.к. предрасположено к участию в массовых шоу, концертах, и различных увеселительных мероприятиях. У современного человека с самого детства формируется потребность в зрелищах и волнующих душу переживаниях. Современная молодежь большую часть своего времени проводит в поисках развлечений, фильмы и телевизионные и радио передачи с серьезным смысловым содержанием вызывают у них скуку. Предпочтение отдается фильмам, радио- и телеканалам в которых больше спецэффектов, музыки, развлекательных и юмористических программ, и поменьше скучной болтовни. Даже люди в солидном возрасте уже сформировавшиеся как личности отмечают, что разучились смотреть серьезные фильмы, разучились напрягать свой ум для анализа сюжета картины.

Культовые группы ловко используют особенности психики современного человека и предоставляют людям возможность участвовать в различных многотысячных конгрессах, семинарах, массовых молениях, костюмированных шествиях, сеансах психотерапии и в других различных мероприятиях, направленных больше на эмоциональное состояние человека. В процессе проведения таких мероприятий от участников требуется усваивать не сложную информацию, человек пребывает в хорошем настроении, а часто и в различных экстатических состояниях, то есть получает то, к чему стремится его душа, к чему он заранее тяготеет.

Возьмем, к примеру "молитвенные собрания" движения под предводительством харизматического проповедника и ярого противника православия Ледяева, в них есть все: здесь вам и рок-концерт, и проповеди на религиозно нравственные темы, и юмористические выступления, и обличения пороков, и глумление над своими "врагами" (православными) и огромная толпа единомышленников, и мистическая основа – говорение на языках. Подобные представления впечатлят любого.

Очень важно отметить, факт практически поголовного использования культами психологической, духовной, медицинской, коммерческой, политической и всякой другой неосведомленности и неопытности людей: "их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности, формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев" [72]. Ярким примером подобных действий являются публикации Свидетелей Иеговы, в которых постоянно подтасовываются факты, связанные как с историческими событиями вообще, так и с историей самой религиозной группы. Особенно же этим злоупотребляют и сайентологи, когда человек благодаря своей неосведомленности в ряде специфических вопросов человек завлекается на психологические тренинги и медицинские процедуры весьма сомнительного характера.

Культовые лидеры широко используют манипуляции с такими чувствами как любовь, страх, гордость, тщеславие, ненависть, эгоизм и т.д. Каждый человек желает, чтобы его уважали, любили, нуждались в нем. Поэтому новообращенный с первых дней пребывания в культе со всех сторон окружается вниманием и заботой: "для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей" [73].

Свобода в культовых обществах относительна и допускается только в рамках концепции данного движения. Э. Фромм в своей книге "Бегство от свободы" показал необходимость этих ограничений для уменьшения тревоги и чувства одиночества. По его мнению, человек ищет власть, которая будет регламентировать его жизнь (глобально, например, в выборе смысла жизни, или боле детально, например, в выборе распорядка дня) и, тем самым, освободит его от личной ответственности - ответственности за принятие собственного решения [74].

Большинство будущих и бывших последователей культов страдают от сильного чувства одиночества. Частью культовой привлекательности является возможность уйти от этого чувства.

Склонны попадать в культы и люди бескомпромиссные в своих духовных поисках, стремящиеся к абсолютной истине "здесь и сейчас". Как уже отмечалось, культ предоставляет человеку простые ответы на сложные вопросы.

По оценкам психологов распространение культов определяется, кроме того, ограниченностью социальных контактов. Среди причин этого - и устранение детских и молодежных организаций в школах, тех же пионерских и комсомольских, на смену которым не пришли другие движения, сокращение количества "мероприятий". "Частые переезды, функциональность отношений обусловливают наши подспудные мечты о мире как большой семье. В культе представляют индивиду воплощение его мечты" [75].

Предрасположенность к манипулятивным отношениям вызревает десятилетиями. И лишь факт вовлеченности в культовую группу делает скрытое явным. "Авторитарность есть максима свободы обезличенного конформиста. Одновременно авторитарность - это усвоенная базовая модель отношений в семье и обществе. Культизм - одна из форм изменения группового статуса молодого человека, форма молодежного разрыва отношений с семьей. Это максима первичной свободы - выбор между авторитетами, видами власти над собой, формами собственной обезличенности. Предпочтение более высокого, нежели родительский, авторитета воспринимается в качестве собственно духовного роста. Прагматическое и авторитарное отношение родителей к ребенку заменяется столь же манипулятивным, но более статусным отношением со стороны культа. И то и другое - в гуманистической оболочке. Группа так же, как и родители, исключает личную ответственность ребенка. Ответственность и связанное с ним чувство вины проявляется лишь при переходе от одного типа безответственности к другому. Но и они вытесняются осознанием личностного роста, изменения статуса и приобщенности возвышенным целям" [76].

В первые годы своей деятельности сотрудники Информационно-консультационного центра имени Иринея Лионского столкнулись с фактом, когда человек, покинув одну культовую группу, через некоторое время присоединялся к другой, или, обратившись в Православие, искал в нем между верующими, священником и другими членами общины, отношений подобных культовым. По оценкам работников центра эти люди были психологически предрасположены к социальным отношениям именно такого характера, и не могли проводить другой образ жизни [77].

Подводя итог всему вышесказанному, следует обратить внимание на тот факт, что многие из перечисленных выше факторов не является специфическим для какой-либо одной религиозной или культовой организации. Возможно, культы вообще не придумали ничего нового, поскольку подобные психотерапевтические возможности и методы контроля в той или иной степени присутствуют и в светских объединениях, например в армейских подразделениях [78]. Помимо специфических манипулятивных методик, при помощи которых культы завлекают и удерживают своих последователей (речь о них пойдет дальше), у человека может быть масса причин, о которых мы можем и не подразумевать, чтобы присоединиться к той или иной культовой группе.

"Следует помнить, что потенциальной жертвой деструктивных культов является каждый в состоянии разочарования, наивности, безнадежности, хотя бы кратковременной дезадаптированности и фрустрированности и даже в состоянии авитаминоза" [79].

2.2. Способы вербовки людей в деструктивные культы

Цель вербовщиков, занимающихся обращением новых членов в деструктивный культ, заключается в том, чтобы обращаемый принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые движения пытаются совершить полное обращение в течение нескольких выходных дней, на протяжении которых человек подвергается интенсивной обработке; другие имеют более мягкий подход, в таких группах обращение может длиться в течение нескольких недель или месяцев, прежде чем новообращенному позволят называться членом группы. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за личных качеств и способностей вербовщика, неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться групповому давлению, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, они становятся воплощением "идеальной личности", образ которой культивируется данным движением (соглашаются с верованиями и наставлениями движения, чтобы они "стали как дети", "стали полностью спокойными", "были отделенными от материального мира" и тому подобное), и заменяют свой прежний стиль жизни, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано новым обществом.

Результаты исследования показали, что вовлечение в культовые группы может происходить самым ординарным способом. Например, к человеку могут подойти на улице или в метро различного рода миссионеры и очень вежливо спросить: "С Вами можно поговорить? Знаете, как у нас интересно? Хотите забыть все болезни? Хотите хорошо учиться и выучить несколько языков? Хотите узнать настоящего Бога?" Свидетели Иеговы, как правило, ходят по квартирам с предложением бесплатного изучения Библии. Их первая речь может выглядеть так: "Мне очень приятно застать Вас дома. Я делюсь с соседями одной очень воодушевляющей мыслью из Библии. Не задумывались ли Вы...?" Или так: "Мы призываем людей читать Библию. Люди часто бывают сильно удивлены: насколько мудро Библия отвечает на самые насущные вопросы...". А далее, как бы им не ответили, иеговисты будут готовы продолжить беседу в любом русле, которое более всего подходит для конкретной ситуации и человека. Дело в том, что секта выпускает для своих миссионеров пособие "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему", которое содержит 86 стандартных вариантов завязывания бесед с незнакомыми людьми в зависимости от их настроения, занятости, знания библейских сюжетов, вероисповедания.

Во вступительной части пособия говорится: "Неподдельный интерес к людям, которых мы встречаем, поможет тебе затронуть их сердце. Этот интерес можно выразить теплой улыбкой, приветливостью, готовностью выслушать собеседника и приспособить к нему свои замечания, также интерес можно выразить вопросами, которые поощряют твоего собеседника высказываться и помогают тебе понять его точку зрения" [80].

Свидетели Иеговы строго следуют подобным наставлениям. Их словесная аргументация в беседах с незнакомыми людьми всегда подкрепляется эмоциональным компонентом и невербальными знаками общения (мимика, жесты и т.д.), что рассматривается психологами как вербально-поведенческий резонанс [81].

Кроме того, почти вся печатная продукция, выпускаемая Обществом Сторожевой Башни, психологически точно направлена на поиск новых адептов, что подтверждается даже публикуемым на последней странице вопросом к читателям: "Хотели бы вы, чтобы вас посетили?" Несомненно, человек, испытавший тяжелое потрясение и не имеющий возможности с кем-то поделиться своим горем, ищет моральную поддержку и жаждет общения. Побеседовав с посетившими его миссионерами, такой человек ощутит подлинную заинтересованность в понимании и разрешении волнующих его проблем. Причем его будут принимать таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками, без осуждений. Более того, первое время человек будет ощущать не только заинтересованность в себе, но почувствует теплоту, ласку и даже любовь.

Например, адепты МОСК (Международное общество сознания Кришны) приглашают потенциальных новичков на "вегетарианский пир", где новички подвергаются "бомбардировке любовью", т.е. они становятся фокусом интенсивного внимания и внезапной привязанности, их заставляют ощущать себя особыми, духовно предопределенными и избранными, им угождают, как детям.

Для вовлечения в секты используются и другие способы. Например, те же мунисты арендуют спортивные залы, где ведут занятия групп объединенных боевых искусств. В Санкт-Петербурге Всемирную ассоциацию объединенных боевых искусств возглавляет мунист М.Келлет. Чуть раньше подобным способом заманивал ребят в секту "Великое белое братство" тренер по кикбоксингу С.Л.Лобозинов. Изложенные факты говорят о том, что секты учитывают интересы различных категорий людей. Причем очень часто вербовщики подгоняют свои описания секты таким образом, чтобы они соответствовали интересам предполагаемого адепта. Например, предполагаемый адепт, ищущий духовного продвижения, может быть приглашен в "духовную дискуссионную группу"; интересующийся психологией может быть приглашен на семинар по "человеческому потенциалу" и т.д. [82]

Адепты Церкви унификации (Мунисты), как правило, вербуют новичков на семинарах по педагогике. Широкомасштабные вербовочные кампании мунистов до сих пор включают в себя бесплатные поездки за границу, курсы иностранных языков и воскресные семинары для студентов. Чтобы создать положительный эмоциональный фон во время проведения семинаров, мунисты практикуют совместное исполнение как популярных эстрадных, так и религиозных песен. В репертуаре мунистов можно встретить много мелодичных и зажигательных песен. Например, "Под небом голубым", "Надежда", "Веселый ветер", "Подмосковные вечера" и т.д. Основной вербовочной организацией мунистов является CARP - Collegiate Association for the Research of Principe (Вузовская ассоциация по изучению принципа), которая выступает как студенческая организация и объединяет в себе максимальное количество молодых, не обремененных семейными проблемами людей. Часто мунисты вербуют людей на улицах, "одаривая" прохожих календариками и открытками, в свою очередь человеку настоятельно предлагается сделать пожертвование в пользу студенческой организации. Предложение делается в тот момент, когда человек уже держит в руках "подарок" и ему уже неловко его вернуть. Если психологическая уловка срабатывает, то человек обычно жертвует больше денег, чем стоит календарь. Культовые вербовщики делают все, чтобы заинтересовать своим "учением" людей, но никогда и ни в одном движении им не открывают все учение целиком, не говорят сразу же о запретах и ограничениях, об отрицательных моментах в истории секты. Например, мормоны, которые называют свою организацию Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, не скажут новым адептам о том, что до 1890 года они поощряли многоженство, что "Книгу Мормона" они предпочитают Библии.

Сайентологи также как и многие другие культовые организации, вербуют большинство своих членов на улицах, раздавая листовки и приглашения на психологическое тестирование, семинары и тренинги. Также ими устраиваются различные выставки, направленные в большинстве случаев против современных методов психиатрии. Саентологическая организация практикует сборы подписей "против наркотиков". Во время этой акции желающим оставить свою подпись, предлагается посетить офис организации.

Одной из характерных черт культов является деятельность одной и той же организации под разными названиями. Этот тактический ход позволяет культам привлекать к себе максимальное количество людей с разнообразными интересами и потребностями. Например, "Движение объединения" (Церковь объединения) под руководством Сан Мён Муна до недавнего времени имело официальное название "Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства". Здесь есть определенное лукавство, потому, что буквальный перевод с корейского означает: "Спиритическая ассоциация за объединение мирового христианства", но мунисты сознательно переводят название на европейские языки как "Движение Святого Духа". Весной 1997 года Мун приказал своим последователям более не употреблять название "Церковь объединения", и переименовал организацию во "Всемирную ассоциацию семей за мир во всем мире". На сегодняшний день Церковь объединения имеет более 300 организаций, или отделений, работающих в самых различных сферах человеческой деятельности – торговле, бизнесе, индустрии, политике, науке. Есть "Конференция профессоров за мир во всем мире" - в науке, "конференция политических деятелей за мир во всем мире", а также "Международная ассоциация женщин за мир во всем мире" - в политике. В России действовал "Международный культурный фонд", есть и "Международный религиозный фонд". Добавим сюда и "Вузовскую ассоциацию по изучению принципа" (CARP) [83].

Саентологическая организация – один из самых опасных деструктивных культов, тоже маскируется под разными названиями. "Центр религиозной технологии", "Направляющий Центр Хаббарда", "Хаббард-колледж", "Международный центр детоксикации", "Церковь сайентологии", "Центр дианентики", "Гуманитарный центр Хаббарда", "Нарконон", "Студема", "Хаббард-колледж" - это названия главных сайентологических организаций. Известно, что сайентологи принимают в свои ряды и психически не здоровых людей, с целью легкой наживы [84].

Из приведенных примеров видно, что существуют десятки способов вовлечения людей в культовые группу. Причем вербовщики учитывают как индивидуальные и личностные особенности своих потенциальных последователей, так и различные жизненные ситуации, в которых оказываются люди. Иногда способы вовлечения удивляют своей изобретательностью. Например, многие культовые групп и религиозные секты (в частности Богородичный центр) рассылают свою литературу и приглашения присоединиться к движению в места лишения свободы. Свидетели Иеговы и сайентологи оставляют листовки и брошюры соответствующего содержания в больницах среди рекламных проспектов.

Таким образом, вовлечение в деструктивные культы представляет собой сложный многогранный процесс, в исследовании которого необходимо учитывать как социальные, так и субъективно-психологические предпосылки.

Опасность вовлечения в деструктивный культ грозит каждому, кто любопытен, общителен и отзывчив, а также любому, кто не знаком с приемами психологических манипуляций. При этом охватываются фактически все возрастные группы населения - от школьников до обитателей домов престарелых. В отличие от традиционных конфессий, куда человек идет самостоятельно, культы сами находят своих адептов. Причем как среди верующих, так и среди атеистов.

Несмотря на то, что существует столько способов вовлечения в секты, сколько существует сект, в подавляющем большинстве случаев человека втягивают в секту обманным путем, обещая счастье, раскрытие смысла жизни, раскрепощение, свободу, преображение, вечную жизнь и исцеление от всех болезней. Ему говорят, что Бог через Учителя призвал именно его, потому что он умен, красив, талантлив и предназначен для великой миссии. Обман, теплота, ласка, лесть и обещания - старые и испытанные способы вовлечения в деструктивные культы. Ими пользовались много лет назад, ими пользуются и сегодня, т.к. они позволяют вовлекать в секты людей без их осознанного согласия.

Как уже отмечалось, одним из главных факторов, обеспечивающих деструктивным культам большое количество последователей, является неосведомленность людей относительно того, что представляют собой манипулятивные методики используемые культами. Для поддержания этой благоприятной обстановки, со стороны культовых организаций развернута настоящая информационная война.

Ярким подтверждением тому служит история, связанная с организацией "Сеть просвещения о культах" (Cult Awareness Network - CAN) – самой большой и массовой общественной организацией для семей, чьи родственники оказались причастны к культам. CAN изображалась последними как группа фашистов, стремившейся лишить людей свободы вероисповедания. В 1994 году CAN проиграла один из множества целенаправленно изматывающих судебных процессов, возбуждаемых членами культов по всей стране, и была оштрафована на 1,875 миллиона долларов. В конечном итоге название CAN, номер почтового ящика, номер телефона доверия и служебный штамп, были проданы на аукционе одному из членов Церкви Сайентологи. При этом сеть не прекратила свое существование, а продолжает свою деятельность только уже в противоположном направлении. Сайт CAN (www.cultawareness.org) утверждает, что используется Фондом религиозной свободы, и отрицает существование контроля сознания. Сайт фабрикует приводящую в замешательство мешанину правды, полуправды  и  лжи и пытается отождествить "антикультовое" с "антирелигиозным" [85].

 

Алексей Боковов
Выпускники Тобольской Духовной Семинарии - 19.06.2007.

 

 

Продолжение. Глава 3. Методы, техники и механизмы воздействия на сознание адептов в деструктивных внеконфессиональных течениях

 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru