Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

Секты / Секта Ошо (Бхагаван Шри Раджниш)


Ачарья Раджниш

ОшоЛишь немногие религиозные деятели в Индии могут похвастаться более блестящим интеллектом, чем Раджниш, и никто из них не отрицает пользу интеллекта с большим пылом, чем он. С его красноречием, проникновенными притчами и смелой критикой наших [индийских] культурных и религиозных традиций, Раджниш (как писал в 1970 г. один из его первых биографов) "приобрел в Индии господствующее историческое значение" [1].

Дерзко осуждая традиционную философию, религию, писания, мораль, ценности, идеалы, откровенно критикуя таких людей как Ганди и Виноба и смело отстаивая роль секса как правомерного средства спасения, он, несомненно, нажил себе огромное количество врагов, но десятки тысяч других признали его Бхагваном (Богом). Они говорят:

Ачарья Раджниш - это Просветленный, соединившийся с Бесконечностью, Всеобщностью. Его нет - но Бесконечность дышит через него. Он не человек, но воплощенная Божественность. Трансцендентальная истина сияет через него каждое мгновение. Он... не живет в Космическом Сознании, но стал Космическим Сознанием. Даже более того, он обитает за пределами Космоса, за пределами Бытия - в Небытии, в Ничто, в Великой Пустоте - Нирване [2].

Раджниш утверждает, что при помощи лекций, выступлений по радио, интервью, журналов, книг и лагерей медитации он просвещает и пробуждает людей к свободе и подлинной индивидуальности. Материалистам, ищущим удовольствий вне себя, он показывает путь, которым они могут обратиться внутрь себя и установить союз с внутренним блаженством. Аскетов, которые слишком зависимы от своей независимости, он приглашает обрести удовлетворение, естественность и непосредственность. Его сердечная страсть - помогать людям стать свободными и искренними. Раджниш Чандра Мохан родился 11 декабря 1931 г. в Кучаваде, округ Райзен, штат Мадхья Прадеш. Его отец Шри Бабулалл был бизнесменом, и в 1934 г. из-за финансовых проблем ему пришлось переехать в Гандавару, Нарсимхапур. Именно там Раджниш поступил в Джабалпур и получил степень бакалавра. В 1957 году он в числе лучших закончил аспирантуру по философии в Саугарском университете. Раджниш был способным студентом, "утонченным художником, ненасытным читателем, поэтом и фотографом-любителем". Из-за бедственного материального положения семьи ему пришлось на время оставить учебу и поработать помощником редактора ежедневной газеты "Навабхарат".

С 1957 по 1967 год он преподавал философию в двух колледжах. Затем он уволился, чтобы посвятить свою жизнь "духовному возрождению человечества и донести практическую духовность до каждого человека". Хотя Раджниш и не был столь смелым утопистом, как Махеш Йоги, он тоже давал понять, что духовное возрождение человечества вот-вот произойдет:

Я вижу, что духовное возрождение всего мира уже в пределах видимости, и вскоре родится новый человек. Мы испытываем муки рождения [3].

Некоторое время после увольнения со службы он жил в Джабалпуре и много путешествовал, читая лекции в культурных и религиозных центрах по всей Индии. Потом он устроил себе штаб-квартиру в Бомбее. Его медитации рано утром на берегу моря приобрели всеобщую известность благодаря своей шумности и жестокости. В 1974 году его вынудили переехать в Пуну, где он купил большое бунгало в богатом районе. За шесть лет он приобрел большое количество последователей, заработал много денег, но и нажил себе множество врагов, в связи с чем 1 июня 1981 года был вынужден бежать из Индии. В том же году он купил ранчо площадью в 64 229 акров близ города Антелоп, штат Орегон, и принялся создавать утопическую общину санньясинов.

Хотя Раджниш намеревался стать защитником простых людей и хотел "распространять практическую духовность", его последователи даже в 70-х годах происходили главным образом из состоятельных людей. Плата за вход на каждую из его религиозных лекций часто достигала десяти рупий. Как он учил, только богатый может стать духовным, и "то, что материально необеспеченный сможет когда-либо стать духовным - полный абсурд" [4].

Раджниш - некогда владелец недвижимости на семь миллионов долларов и парка из семидесяти-четырех "Роллс-Ройсов", покой которого оберегала частная охранная структура, именовавшаяся "силами мира" и вооруженная полуавтоматическим оружием, - находится дальше от простого человека, чем любой другой гуру. Трудно себе представить, что гуру вновь воплощается через семь сотен лет, чтобы пробудить человечество, но при этом остается недоступным для простого человека.

Раджниш изучал и преподавал философию, и его книги превосходят по популярности писания всех прочих гуру. Его уполномоченный биограф, д-р Рамачандра Прасад, указывает на различные источники учения Раджниша. Родившись в семье джайнов, Раджниш прямо отрицает свою принадлежность к джайнам или индуистам. Он не любит старых ярлыков. Отрицая интеллект как реальный источник знания, но принимая мистицизм и молчание, он отдает должное как современной западной философии, так и буддизму.

Его изначальное допущение - в конечном счете, реальность едина, а все различие иллюзорно - заимствовано из Упанишад. Он согласен с тем, что "эта душа моя внутри сердца, это есть "Брахман"". Его идея о том, что средний человек невежествен, не пробужден и не просветлен, проистекает из гурджиевского представления о человечестве, как о машине.

Раджниш вывел свое учение о внутренней пустоте (шунья) и неожиданном просветлении, изучая дзен-буддизм, в особенности труды Д. Т. Сузуки. Дзен-буддизм также является "неистощимым рудником, откуда Ачарья почерпнул некоторые из своих историй и притч" [5].

Ненависть к условностям и ортодоксии, страстный призыв к непосредственности и свободе - это влияние Кришнамурти. Д-р Прасад утверждает:

То, что Раджниш говорит в большинстве своих лекций, насквозь пронизано идеями, которые на-поминают нам Кришнамурти. Для многих его слова - лишь современная индуистская адаптация буддизма, и в еще большей степени - учения Кришнамурти6.

Представления Раджниша о сексе и мистицизме - это продуманное сочетание тантризма и современной психологии. В наибольшей степени на Раджниша повлияла идея П. Д. Успенского о родстве между сексуальными и мистическими состояниями, хотя влияние Колина Уилсона, Кеннета Уокера, Д. Х. Лоуренса и Ницше также очевидно [7]. Критика Раджниша в адрес современной политико-экономической ситуации в Индии основана, главным образом, на трудах Артура Кестлера [8].

Кроме того, Раджниш многому научился у таких религиозных вождей как Махавир, Будда и Христос. Он знаком с их учениями и свободно цитирует их (иногда неправильно) всякий раз, когда соглашается или не соглашается с ними. Иногда он просто вкладывает в их уста свои собственные идеи, чтобы попользоваться их влиянием, - и это при всей его ненависти к авторитетам!

И все же, Раджниш - не просто смесь различных направлений. В его взглядах есть серьезные противоречия - он хвалится ими, - но он обладает и поразительной способностью синтезировать различные идеи в рамках своего собственного мировоззрения.

Строго говоря, его философия - это антифилософия, поскольку он открыто признается в отрицании интеллекта. Раджниш - не философ в точном смысле слова, а чувственный мистик. Он догматично отстаивает идею о том, что рассудок не может познать истину, а слова не могут ее выразить ее. Он говорит:

Дхарма (религия) не имеет никакого отношения к мыслям или мышлению. Она имеет отношение к недуманию. Мышление - это философия. Оно дает вам результаты и умозаключения, но не приносит удовлетворения [9].

По мнению Раджниша, истина, или Бог (а на самом деле все вообще), не познана и непознаваема разумом. Религии утверждали, что знают Бога, вселенную и человечество. Наука говорит, что знает. Но Раджниш считает, что все это "фикция", порожденная гордостью, нежеланием признаться в своем незнании. Муж думает, что знает свою жену. Жена думает, что знает своего мужа или своего ребенка, но в действительности она их не знает. Мы и себя-то не знаем. "Знаешь ли ты, что такое красота? - спрашивает Раджниш. - Знаешь ли ты, что такое истина? Знаешь ли ты, что есть добро? Мы ничего не знаем. Но поскольку никто ничего не знает, но каждый говорит, что знает, ни одно человеческое существо не может поднять палец и сказать: "Ты лжешь"" [10].

Поскольку разум не знает истины, ее нельзя выразить словами - ни словами писаний, ни словами гуру. Раджниш все время просит нас не верить и его собственным словам. В конечном итоге, истину можно познать только в безмолвии. "Все, кто до сих пор знал, узнавали путем молчания, а не познания" [11]. Раджниш показывает нам способы "убить разум, превзойти разум" [12]. По его словам, истина рождается в состоянии безмыслия, ее нельзя привязать к мысли. Раджниш не придает большого значения словам, оправдывая это вырванной из контекста библейской фразой: "Буква убивает, а дух животворит".

В действительности, как говорит Раджниш, разум - это "главный злодей", сатана внутри нас. Как призма разделяет один луч на семь, так и разум разделяет одну реальность на множество. Поскольку большинство людей живет на уровне рассудка, они пребывают в невежестве, считая реальными множественность и дуальность:

Если вы хотите познать и представить себе неразделенное, выйдите за пределы разума. Не используйте как инструмент свой разум... В реальности нет никаких проблем, и в каком-либо ответе нет необходимости. Но когда вы думаете, проблемы есть; когда вы не думаете и не осознаете, проблем нет. Таким образом, религия - это процесс выхода за пределы мышления, достижения той точки в вашем разуме, где мышления нет вообще [13].

Но, хотя Раджниш и против философии, против мышления, у него все же есть определенные философские предпосылки, на которых основан его мистицизм.

Говоря о высшей реальности, Раджниш полагает, что мы никогда не сможем узнать, как и почему возникла эта Вселенная. Подобно Будде, он предпочитает обходить молчанием вопросы высшей метафизики.

Его главная предпосылка заключается в том, что за всей множественностью мира есть одна реальность: ничто, пустота (шунья). Он называет ее Богом, или Брахманом. Именно эта реальность и проявляет себя в виде мироздания. Нет никакого трансцендентного творца, который бы создавал мир вне себя или отличный от себя. Творение, созидательный процесс сам по себе есть Бог. Раджниш отвергает дуализм творца и творения.

Мир и Бог - не две разные вещи. Творение и есть Творец. Это не так, как с художником. Художник создает картину. В момент, когда картина создана, есть две вещи: художник и картина. Творение же подобно танцору, когда танец и танцор - одно [14].

По словам Раджниша, обезличенность Вселенной не имеет ни причины, ни цели. "Если Бог - личность, мы можем спросить, почему ты создал мир? Но Бог - не личность. Бог - это процесс... Существование не имеет никакой причины... В начале нет никакой причины, так что и в конце не может быть никакой цели" [15]. Если бы мы усомнились в правоте Раджниша, он посоветовал бы нам оглядеться вокруг:

Телега, запряженная волом, движется. Я вижу ее колеса. Колеса вращаются вокруг оси. Позади движения за действием стоит бездействие. За существованием находится пустота.

Точно так же, однажды я видел сильнейшую пыльную бурю. Большой шар пыли поднимался по спирали, но в середине была точка, где все было тихо и неподвижно. Разве не основополагающая истина мира проявляется через эти символы?

Разве не лежит пустота за всем сущим? Разве не скрывается бездействие за любой деятельностью [16]?

Конечно, вы можете возразить, что приведенные выше аналогии ничего не доказывают. В первой из них в основе движения колес лежит не бездействие оси, а действие волов. И даже сама ось не находится в неподвижности: она перемещается вперед и тем самым вызывает движение колес. Аналогично и во втором случае можно сказать, что затишье в центре пыльной бури - не причина движения. Более похоже на истину как раз обратное утверждение. Однако Раджниш не пытается доказать существование пустоты посредством разума. Он знает, что это недоказуемо. Он принял это на основании авторитета писаний, хотя все время от них открещивается и лишь пытается проиллюстрировать свои убеждения при помощи аналогий. В одном из самых первых своих лагерей медитации, организованном около Ранакпура в июне 1964 г., Раджниш объявил: "Вы собрались здесь, в этом уединенном месте, чтобы осознать Бога, истину и самих себя. Но могу ли я задать вам вопрос? Тот, кого вы ищете, разве он находится вне вас? Того, кто вне вас, можно искать, но как можно искать то, что составляет ваше собственное "Я"?" [17]. Раджниш поведал нам, что мы - Бог. Так или иначе, пустота начинает думать о себе как о личности. Как и почему это происходит, Раджниш не знает. Обычно он не прибегает к спасительному учению о майе; такие рассуждения для него бесполезны. Его бремя состоит в том, чтобы мы стали просветленными и увидели, что наши оковы иллюзорны. Но он, похоже, принимает некоторые основные концепции индуизма, такие как переселение душ и карма. Как только Бог каким-то образом обретает индивидуальность, "Оно" остается отдельной душой, пока не достигнет осознания себя. Эти души постоянно "плавают в небе". Во время коитуса муж и жена создают условия, при которых душа может снизойти в тело. "Когда выполняется условие, необходимое, полезное и соответствующее одной конкретной душе, эта душа рождается" [18]. Подразумевает ли это дуализм души и тела? Или множественность душ? Раджниш не хочет, чтобы нас беспокоили такие праздные рассуждения. Тем не менее, он очень много размышляет о природе человеческих оков.

Все люди признают, что с человечеством творится что-то фундаментально неладное. Но они расходятся во мнениях о том, что именно неладно. Религиозный диагноз проблемы человека распадается на две категории. Некоторые религии - в особенности, принадлежащие к иудео-христианской традиции - считают, что проблема имеет нравственную природу. Иными словами, мы виновны в том, что нарушили нравственный закон Бога. Мы - грешники и нуждаемся в спасении от грехов. Это подразумевает прощение совершенных грехов, избавление от греховных привычек, силу жить выше греха и восстановление общения с Богом, разорванного грехом.

Но большинство индийских религий не считает, что наша главная проблема лежит в сфере нравственности. Они представляют ее метафизической - иными словами, наша проблема в том, что мы люди. И пока мы остаемся людьми, мы в оковах. Спасение состоит в том, чтобы стать пустыми. Хотя сторонники этой точки зрения иногда и упоминают греховность в качестве второстепенной проблемы, они, в конечном итоге, не считают нас, людей, греховными, потому что мы - Бог. Проблема в том, что мы не знаем о своей божественности. Наше сознание обособилось. Оно должно быть всеобщим. Раджниш откровенно говорит, что не считает нас грешниками, хотя ему и не ясно, в чем заключается наша фундаментальная проблема. Временами он высказывает предположение, что мы попали в беду из-за того, каким способом нас зачали родители. В других случаях он обвиняет во всех наших проблемах традиционные религии и культуры. Если семя не прорастает на определенной почве, мы обвиняем почву, и точно также, если "цветы не расцветают в жизни человека, мы должны призвать за это к ответу его религию и культуру, но не его самого  [19].

В своей книге From Sex to Super Consciousness ("От секса к сверхсознанию") Раджниш настаивает - точнее, утверждает без каких-либо доказательств, - что до сих пор религии осуждали секс как грех. Это, заключает он, сделало человечество более сексуальным. Секс поистине божественен, но сексуальность - зло. Поскольку дети рождаются посредством сексуальности, они слабы и больны, разочарованы и вырождены. Напротив, мы должны принимать секс как дверь к божественности. Тогда дети будут рождаться посредством безбрачия. Они будут сверхчеловеками, какими их видели Ницше и Ауробиндо, и все проблемы мира будут решены.

Иногда Раджниш высказывает и другое предположение - наша проблема состоит в невежестве относительно нашей истинной природы. Мы - пустота, но мы считаем себя людьми. Это и есть воображаемые оковы, псевдооковы. Раджниш иллюстрирует эти оковы с помощью притчи:

Большой караван в пустыне достиг постоялого двора. Хозяин верблюдов приказал вбить в землю колышки и веревками привязать к ним верблюдов, чтобы они отдыхали. Оказалось, что колышек и веревку для одного из верблюдов потеряли. Оставить верблюда не привязанным не могли, опасаясь, что он уйдет. И караванщики попросили у хозяина постоялого двора колышек и веревку.

Хозяин ответил: "У нас нет ни колышка, ни веревки, но почему бы вам не вбить колышек в землю, не привязать веревку и не приказать верблюду спать?"

Владелец каравана изумился: "Разве бы мы этого давно не сделали, будь у нас колышек и веревка? Какой колышек нам забить, и какую веревку привязать?"

Хозяин постоялого двора в ответ засмеялся: "Вам не нужно привязывать верблюда с помощью настоящих веревки и колышка; верблюдов можно привязать и воображаемой веревкой к воображаемому колышку. Вбейте воображаемый колышек в землю, обвяжите псевдоверевку вокруг шеи верблюда и прикажите ему спать".

Ничего другого не оставалось. Караванщики не верили, что это сработает, но все же забили в землю воображаемый колышек. Они забили несуществующий колышек молотком. Верблюд услышал стук молотка и подумал, что вбивают колышек. Несуществующую веревку завязали у него на шее. Верблюд подумал, что ее завязывают. И как они приказали другим верблюдам спать, так же приказали и этому. Верблюд лег и заснул.

Когда на следующее утро караван собирался в путь, караванщики вытащили колышки у 99 верблюдов и развязали веревки. Но поскольку у сотого не было ни того, ни другого, они не думали о том, чтобы вытащить колышек или развязать веревку. 99 верблюдов встали, а сотый вставать отказался. Они обеспокоились. Они спросили у старого хозяина постоялого двора, каким колдовством он заставил верблюда лежать на земле и не вставать вместе со всеми.

Старик ответил: "Сначала вытащите колышек и развяжите веревку".

"Но ведь ни колышка, ни веревки нет", - возражали они.

"Для вас их, может, и нет, но для верблюда есть. Вытащите и развяжите. Раз вы вбили воображаемый колышек в землю и завязали несуществующую веревку, вам придется снять их".

Караванщики пошли и вытащили колышек, которого не было, и развязали несуществующую веревку. Верблюд встал и приготовился идти за всеми остальными. Все они поразились и спросили у хозяина постоялого двора: "В чем секрет?"

Он ответил: "Не только верблюды, но и люди привязаны к несуществующим колышкам и находятся в плену веревок, которых нет. Я не знаю верблюдов, но я дал вам совет на основании своего знания людей" [20].

Раджниш говорит, что он согласен с хозяином постоялого двора:

Наблюдая за людьми, я пришел к такому же выводу. Рабство человека также зависит от совершенно не настоящих, воображаемых тюрем. Человек может освободиться, если он только увидит, что его потребности ненастоящие. Рабство нереально, его необходимо разрушить. Оно воображаемое. Таким образом, его осознание само по себе уже есть его разрушение. Нам ничего не нужно делать, чтобы освободиться, потому что в действительности мы вовсе не связаны" [21].

Как эти псевдооковы влияют на нас? Раджниш говорит, что они превращают нас в машины. Нам кажется, что мы действуем и думаем. В действительности же, подобно машинам, мы только реагируем. Мы не вольны иметь свои собственные мысли и поступки. "Кто-то оскорбил Вас, и Вы вскипаете от гнева. Разве этот гнев не является чисто механическим? Но Вы скажете: "Я рассердился". Вы рассердили себя или просто стали сердиты?" По мнению Раджниша, все поступки непросветленного человека - всего лишь реакции. Только просветленный способен на действие:

Будда шел через деревню. Несколько человек бросали в него камни, унижали его и оскорбляли его. Будда сказал этим друзьям: "Я должен срочно идти в другую деревню. Если вы закончили беседу, могу я уйти? Но если у вас еще есть камни, которые можно бросить, может быть, мне стоит еще немного подождать? Но я не могу ждать слишком долго. Мне надо пораньше добраться до другой деревни".

Те люди ответили: "И ты называешь это беседой? Мы откровенно оскорбляли тебя, унижали тебя и кидали в тебя камни. Разве ты не видишь, что это унижение, что это оскорбление? Но в твоих глазах, похоже, даже нет никакого гнева".

Будда сказал: "Если бы вы пришли десятью годами раньше, вам бы удалось разозлить меня. Тогда я не был хозяином самому себе. Все мои поступки были механическими. Если кто-то уважал меня, я был доволен, а если кто-то унижал меня, я чувствовал себя оскорбленным. Все эти действия были чисто механическими; в то время я не был их хозяином. Но вы немного опоздали. Теперь я хозяин самому себе. Теперь во мне нет ничего механического. То, чего я не хочу делать, не происходит. Происходит лишь то, что я хочу делать" [22].

Временами Раджниш утверждает, что все проблемы и страдания происходят из того факта, что мы живем механической жизнью, в неведении о своей вечной свободе. Мы не вольны делать, что нам хочется, потому что не знаем, что мы свободны. Мы не хотим войны. И все же за 5 тысяч лет мы сражались в сотнях войн. И сейчас мы готовимся, возможно, к последней войне. Решение всех наших проблем лежит в самопознании. Мы должны осознать, что мы свободны, что мы - не то маленькое "Я", которым по невежеству себя считаем, но вселенское "Я".

Раджниш говорит, что религии, писания и гуру тысячелетиями жестоко обходились с человечеством. Они заставляли нас искать Бога вне нас, в то время как суть религии - не в храмах, писаниях, морали, созерцании, концентрации или святом поклонении. Ее суть - в обращении внутрь себя. Это медитация.

Наша проблема - в том, что мы живем на уровне интеллекта; по невежеству мы принимаем двойственность за реальность, мы воспринимаем себя и не-себя как две противоположности; добро и зло - как разные вещи; душу и тело - как противоположности. Спасение заключается в том, чтобы путем медитации выйти за пределы разума и осознать единство реальности. Но медитация - это не действие. Это даже не размышление или созерцание. Это просто "пребывание". Это и есть шунья:

Я был бы не прав, сказав, что я занимался медитацией; правильно было бы сказать, что я пребывал в медитации. Это как любовь. Я пребываю в состоянии любви; любовью нельзя заниматься [23].

Хотя медитация в абсолютом понимании не является действием, Раджниш проповедует многочисленные искусственные приемы, помогающие нам вывести разум за пределы мышления. Такими приемами могут быть психологические упражнения по самовнушению или изнурительные физические упражнения, которые на некоторое время освобождают нас от мыслей. Ниже описана психологическая медитация, рекомендуемая для ночного времени:

Удобно вытянитесь на полу и полностью расслабьте все члены, закройте глаза и в течение примерно двух минут внушайте себе, что все тело расслабляется. Тело постепенно расслабится. Затем, в течение примерно двух минут, мысленно представьте, как ваше дыхание становится тихим. Наконец, в течение примерно двух минут, мысленно представьте, как ваши мысли останавливаются. Такое целенаправленное самовнушение приводит к полному расслаблению и опустошению (шунье); когда разум станет абсолютно спокойным, пребывайте в полном сознании в своем внутреннем существе (антас) и наблюдайте это спокойствие. Положение наблюдателя (саакши бхава) привлечет вас к себе [24].

Один из физических приемов называется "вращательная медитация" и предположительно позаимствован у древних суфиев. Медитирующие в лагерях Раджниша часто занимаются ею все вместе в дневное время. Для этого вы должны сделать все свое существо как можно более восприимчивым и бессознательным.

В течение некоторого времени перед медитацией нельзя ничего есть или пить. Лучше всего совершать ее в свободной одежде и босиком. Медитация занимает два часа, и очень важно, чтобы вся программа была выполнена полностью.

Вращение совершается на одном месте; это не танец. Вы должны двигаться по часовой стрелке, и только если это окажется невозможным, вращайтесь против часовой стрелки.

Расслабьте тело и руки и первые 15 минут вращайтесь медленно. Глаза все время держите открытыми, но расфокусируйте их как можно скорее, чтобы образы стали бесформенными и бесконечно текущими. Если это вам поможет, представьте, что вы вращаетесь вокруг собственного пупка. Если кто-нибудь, вращаясь, налетит на вас, почувствуйте его энергию и поглотите ее - и уступите немного места.

Через 15 минут музыка постепенно будет ускоряться. Настройтесь на ритм и увеличивайте скорость в соответствии с музыкой. Вращение продолжается полтора часа. Последние полчаса оно происходит с наибольшей скоростью, этот момент обозначен ударом цимбал. В этот отрезок времени вы должны вращаться так быстро, что уже не сможете сохранять вертикальное положение, и ваше тело непроизвольно упадет.

Если ваше тело расслаблено, вы приземлитесь мягко: земля поглотит вашу энергию. Не разрешайте своему разуму преждевременно позволить вам упасть. Если вы все еще вращаетесь, когда музыка останавливается, просто позвольте себе упасть на землю.

Как только вы упали, начинается вторая часть медитации, которая продолжается полчаса. Сразу же перевернитесь на живот так, чтобы коснуться земли голым пупком. Только если это вызывает очень неприятные ощущения, вам следует лежать на спине. Затем плотно прижмитесь телом к земле, слейтесь с нею и мысленно вернитесь к тому моменту своего детства, когда вы прижимались к материнской груди. Глаза держите закрытыми и оставайтесь пассивными [25]…

Тому, кто привык связывать духовность с тихим, безмятежным и нравственным созерцанием, подобная медитация может показаться омерзительной и безумной. Вид голых или полуголых медитирующих может быть отвратителен для окружающих. Раджниш, однако, нимало не беспокоится о том, что могут подумать люди, связанные бессмысленной традицией. Истину можно найти лишь в непосредственности, естественности и свободе.

Не удивляйтесь упоминаниям о пупке - по мнению Раджниша, душа в теле человека располагается в области пупка, а не лба, как традиционно считалось. В своей книге "Антариатра" он высказывает предположение о том, что наука и религия не смогли разрушить невежество, а наша история полна войн, преступлений, ненависти, конфликтов и социальной борьбы потому, что до сих пор мы развивали только свою голову и не обращали внимания на область пупка, которая является "корнем" нашего существования. Образование будет и дальше сводить людей с ума, пока мы не переместим акцент с головы на пупок.

Когда посредством таких медитаций мы "выходим за пределы мышления" и "убиваем свой разум", тогда, считает Раджниш, просветление (или сатори, как оно называется в дзен-буддизме) снизойдет на нас. В состоянии безмыслия и безмолвия мы познаем истину, свое "я", единство или реальность. Кроме таких видов медитации, Раджниш также пропагандирует в качестве средства для достижения сверхсознания сексуальную, или тантрическую, медитацию.

Откровенность его учений о сексе, возможно, способствует его популярности больше, чем что-либо другое. В то время, когда большинство приверженцев индуизма, казалось, отдало свое предпочтение йоге, Раджниш воскрешал тантру. Он признает, что и йога, и тантра преследуют цель соединения с божественным, но йога - путь борьбы, а тантра - путь подчинения. Йога порождает гордость. Тантра делает нас смиренными, нежными и любящими.

Йога говорит: приведи свою волю к абсолютному совершенству, и ты будешь освобожден. Тантра говорит: раствори свою волю полностью. Стань полностью избавленным от нее, и это будет твоим освобождением. И обе они правы26.

Он осознает опасность, что тантра будет привлекать к себе людей не для того, чтобы пережить состояние Бога, но лишь для того, чтобы предаваться сексу, и говорит, что это неправильные мотивы. И все же он яростно критикует все религии - зачастую несправедливо - за то, что они сочли секс чем-то греховным. Секс - это хорошо. Секс божественен.

Если ищущий не интересуется сексом, он попросту не ищущий. Возможно, он философ, но он - не ищущий. А философия является в большей или меньшей степени бессмыслицей - размышлениями о вещах, от которых нет пользы [27].

Тантра не интересуется философскими вопросами. Существует ли Бог, или мокша, или небо, или ад? Она интересуется не такими вещами, а жизнью. Секс же - это главная предпосылка жизни. "Сексуальность и духовность - два конца одной энергии".

Как можем мы "превратить половой акт в медитацию"? Путем подчинения!

Все становится богом, если вы можете подчиниться. Таким образом, ваша покорность создает Божественность. Ничего Божественного нет; есть только подчиняющийся разум, который создает Божественность.

Подчинись жене, и она станет Божественной. Подчинись мужу, и он станет Божественным. Божественность раскрывается через подчинение. Подчинись камню, и вот уже нет камня. Этот камень стал статуей, человеком - живым [28].

Для того, чтобы превратить сексуальную игру в медитацию, необходимо полное раскрепощение. Именно во время полового акта мы более всего изолированы от окружающего мира и способны спуститься в самые глубины нашего существа. Редко, если вообще когда-либо, мы растворяемся, чтобы стать всецело артистичными, совершенно нежными и добрыми, полностью свободными от осознания нашего личного "Я". Хотя бы на мгновение мы выходим за рамки своей отделенности, и "двое становятся одной плотью". На мгновение мы прекращаем существовать и достигаем безвременья. Это состояние самадхи (сверх- сознания), в котором человек поднимается над временем, мыслями и своим собственным "Я". Остается только любовь, а любовь есть Бог.

Хотя Раджниш и является сторонником свободного секса в тантре - добрачные и внебрачные связи разрешены - он настаивает на том, что тантра не сексуальна. Сексуальность идет от разума и представляет собой мысли о сексе, которыми более всего грешат религиозные аскеты. Тантра, с другой стороны, ведет не только к самадхи, но и к безбрачию (брахмачарья). Она воспринимает секс как

... только дверь; занимаясь любовью с женщиной, Вы в действительности занимаетесь лю-бовью с самим Существованием. Женщина - только дверь, мужчина - только дверъ [29].

Как только Вы научитесь достигать состояния самадхи через секс, Вам уже не нужно совершать половой акт с представителем противоположного пола. Тогда Вы сможете совершать его со всей Вселенной - "с деревом, с луной, с чем угодно". Или Вы можете просто запереться в комнате в одиночестве и заниматься там сексом, и испытать самадхи - если, конечно, знаете, как. Ревнители традиций, возможно, сочтут это аморальным. Но Раджниш заявляет, что тантра - вне морали. Это наука. Он ненавидит мораль, потому что мораль "порождает лицемерие"; она заставляет вас "ощущать вину и самоосуждение". Он ничего не ненавидит сильнее, чем лицемерие, и утверждает, что оно "не может исчезнуть с земли до тех пор, пока не исчезнет мораль" [30]. Поскольку лицемерие - это теневая сторона морали, они сосуществуют.

Раджниш понимает, что общество сочтет его учение о сексе неприемлемым, поэтому он свободно - и нечестно - вкладывает свои идеи в уста других признанных религиозных авторитетов. Раджниш сказал в своей лекции: Иисус Христос имел в виду, что вы должны заниматься сексуальной медитацией, когда Он учил: "должно вам родиться свыше", чтобы войти в царство небесное. Раджниш рассуждал просто: реальность одна. Бог, человеческое "Я" или небо - все это сознание, находящееся внутри нас. Дуальность - зло. Высшее проявление дуальности - половые различия, дуальность мужчины и женщины. Во время полового акта вы поднимаетесь над этой дуальностью, и два человека становятся одной плотью. Раджниш утверждает, что в этом и заключаются небеса. В своей книге "Горчичное зерно" Раджниш цитирует слова, якобы сказанные Христом: "Когда вы сделаете мужчину и женщину одним целым... тогда вы войдете в царство" [31]. Каждый, кто хоть раз с некоторой беспристрастностью прочел Новый Завет, поймет, сколь фантастично это толкование. Христос Нового Завета - не монист, а дуалист в том смысле, что в Его представлении Бог отделен от человечества. Мы не божественны, мы грешники. Рождение свыше - это получение прощения грехов и обретение божественной природы посредством работы Святого Духа. Человек рождается свыше, покаявшись в своих грехах и приняв Христа как своего Спасителя и Господа. Подобных слов Христа в Библии нет.

Сказать, что Раджниш неправильно понял Христа, было бы оскорблением для его блестящего ума. Нам остается лишь сделать вывод, что Раджниш умышленно и бесчестно перетолковал слова Христа, чтобы попользоваться Его авторитетом на благо своему учению. "Нечестность безнравственна, а Бхагаван не способен сделать что-либо плохое", - возразит мне кто-нибудь. Не совсем так. Раджниш не верит, что в этой Вселенной есть что-нибудь аморальное или порочное.

Мы разделили мир на добро и зло. Мир не разделен таким образом. Добро и зло - это наши оценки. Если на Земле не будет ни одного человека, не будет ни добра, ни зла. Вещи будут существовать. Вещи будут, но не будет оценок. Оценка имеет человеческую природу. Это наш обман, это наша проекция [32].

Итак, монистическая философия Раджниша не оставляет нам возможности называть что-либо злом - ни его пропаганду обнаженного тела, ни его благосклонность к внебрачному сексу, ни его бесчестное использование авторитета Христа. Согласно философии Раджниша, в этом мире нет зла, но сам он - один из самых ярых критиков пороков и недостатков нашего общества. Он осуждает религиозных лидеров за то, что они сделали мир отравленным, сексуальным, безобразным и развратным [33]. Он осуждает таких людей как Ганди и Виноба за неразбериху в нашей политической жизни [34]. Противоречия Раджниша нисколько не волнуют:

Что с того? Быть непоследовательным - добродетель, признак прогрессивности. Только тот, кто придерживается традиционных взглядов и привязан к мертвым ортодоксальным учениям, является последовательным. Если мы хотим охарактеризовать прогрессивного человека чем-то одним, мы можем сказать, что он последовательно непоследователен [35].

Как прогрессивный человек, Раджниш считает себя вправе быть непоследовательным, но не позволяет этого другим. Как и Кестлер, он критикует Ганди за то, что в его "методах использования ненасилия были противоречия размером с Гималаи"36. За такие же ошибки Раджниш сурово порицает индусов вообще:

Мы очень противоречивый народ. С одной стороны, мы говорим, что политика становится коррумпированной... а с другой стороны, мы говорим, что хорошие люди не должны идти в политику [37].

Опыт

Является ли пустота шуньи, пропагандируемая Раджнишем, ощущением Бога? В конце концов, у Раджниша нет никаких оснований называть шунью или безмолвие "Богом". Почему не считать Богом звук, как это делает Балиогешвар?

Как только мы отказываемся считать разум и писания истинными способами приобрести знание, нам остается полагаться лишь на свои ощущения. Но почему же тогда ощущение тишины более божественно, нежели ощущение шума? Ян ван Рюйсбрек, знаменитый средневековый мистик, ощутил ничто или пустоту. Профессор Зейнер так подытоживает выводы Рюйсбрека:

Пустота - прелюдия к Святости. Искать покой в этой пустоте опасно, поскольку она - "дом выметенный и убранный", и хотя вполне возможно, если обстановка прилична, туда может войти Бог, столь же возможно и то, что туда ворвутся семь бесов из притчи, - если оставшаяся обстановка грязна, или там вовсе нет мебели; ибо "когда люди хотят пользоваться и обладать этим покоем без добрых дел, они впадают в духовную гордость и самодовольство, от которых редко выздоравливают. И в такие моменты они считают, что имеют, и сами представляют собой то, чего они никогда не достигнут" [38].

Духовное возрождение

Может ли философия аморального монизма произвести значительные перемены в нравственности? Лучший способ ответить на этот вопрос - исследовать безуспешные попытки Раджниша создать Утопию в своих небольших коммунах в Пуне, а позже и в городке Антелоп, штат Орегон. Раджнишу пришлось тайно бежать из Пуны, даже не предупредив об этом большинство последователей. Созданное им движение породило крайне враждебное отношение к себе, и хотя ашрам был сильно перенаселен, противодействие правительства не позволило Раджнишу приобрести в Индии новый участок земли, чтобы построить свою утопическую коммуну.

Враждебность консервативной индуистской общины в Пуне была вполне предсказуема. Долгое время Раджниш предавался обличению пороков официальной религии, но затем сообщения о непристойном поведении, изнасилованиях, сексуальных оргиях и физическом насилии в его собственных лагерях медитации приобрели тревожные размеры. В его лагерях медитации проводились группы общения без правил. На таких группах, проходивших в обитых войлоком и не имеющих окон комнатах подвала Кришна-Хауса в Корегоан-Парк, разрешалось колотить руками и ногами, кричать и заниматься сексом. Участники рассказывали, что им позволяли избивать друг друга в кровь для предотвращения нервного срыва. Сообщалось и о переломанных костях. Даже администрация ашрама признала факт насилия, когда объявила, что оно прекратилось после того, как от Бхагвана Шри Раджниша было получено указание, что оно "выполнило свою функцию в общем контексте ашрама как развивающегося духовного сообщества" [39].

Компания "Би-Би-Си" подтвердила слухи о разнузданной сексуальной жизни, выпустив на экраны документальный фильм, тайно снятый в одном из закрытых лагерей медитации Раджниша. Говорят, что у самого Раджниша было много подруг. Сначала это была Кранти, овдовевшая кузина, которая следовала за Раджнишем, как тень. В 1969 году Кранти сменила молодая англичанка Кристина Вулф (получившая новое имя Йога Вивек). Раджниш считал Вулф новым воплощением Шаши - своей подруги детства. Кранти не стерпела присутствия рядом с гуру еще одной молодой женщины и ушла.

Раджниш часто удостаивал некоторых женщин из числа своих учеников личных даршанов (аудиенций). Одна бывшая ученица рассказывала, что некоторые женщины считали секс с Раджнишем "наивысшим даршаном... Девушкам это нравилось, и ему это нравилось, а почему бы и нет? Нет закона, в котором говорилось бы, что гуру не спит со своими учениками. Так было всегда" [40].

Проблемы

Проблемы с властями Пуны у Раджниша начались по ряду причин: санньясины нарушали визовый режим; его организации уклонялись от уплаты налогов; санньясины занимались контрабандой наркотиков, наличной валюты и золота; его последователи фабриковали полицейские протоколы и подавали в суд на рядовых обывателей и представителей власти.

С 1976 по 1960 г. в ашраме в Пуне проживало не менее двадцати шести санньясинов-иностранцев, не имеющих действительных виз. По меньше мере шестеро из этого числа были признаны виновными и приговорены к выплате денежного штрафа. Но власти сняли обвинения после того, как Фонд Раджниша согласился, что эти санньясины должны покинуть страну. Однако вместо того, чтобы выслать нарушителей, движение начало устраивать браки между иноСтраницами и гражданами Содружества. Это делалось с той целью, чтобы иностранцы могли получить паспорта Содружества и проживать в Индии без виз.

Многие считали, что главной причиной тайного отъезда Раджниша из Пуны была неуплата налогов. Даже после того, как все планы насчет переезда в США окончательно оформились, и 14 мая 1961 г. выехала первая группа, движение все еще держало предстоящий переезд в тайне как от своих членов, так и от посторонних. Тех же, кого планировалось оставить в Индии, откровенно обманывали. 15 мая Ма Ананд Шила, которая к тому моменту приняла руководство движением от Ма Йога Лакшми, официально объявила, что Пуна останется "центром нашей деятельности", хотя международная коммуна будет учреждена в Гуджарате, а дом отдыха - в Гималаях. Шила обнадежила учеников, которые отдали много времени, таланта и денег строительству ашрама, и которые беспокоились из-за слухов о скором закрытии ашрама, пообещав им, что она не покинет Пуну, пока последний санньаясин не будет устроен.

Однако ночью 31 мая около сорока избранных санньясинов собрались, чтобы попрощаться с гуру. Остальные санньясины увидели только то, что гуру и Шила уехали в сопровождении целой процессии машин. Он уехал быстрее, чем большинство учеников сумело понять, что же произошло. Многие начали плакать, а некоторые видные руководители их утешали, говоря, "что он не уехал". Процессия ехала всю ночь, пока не прибыла в Международный аэропорт Бомбея, где их дожидался "Боинг 747" компании "Пан Американ". Еще до рассвета гуру вылетел в США, оставив после себя наследство из неоплаченных долгов примерно на 72 миллиона рупий.

В декабре 1984 года власти Пуны вынесли постановление о взыскании подоходного налога размером в 3 908 690 рупий за 1978-1979 гг., 7 925 892 рупии за 1979-1980 гг., и 11 784 422 рупии за один только 1980-1981 гг. отчетный год. Кроме того, с Фонда следовало взыскать налог на имущество в размере 5 839 269 рупий за 1977-1978 гг. и 3 642 032 рупии за 1978-1979 гг. Нет нужды приводить другие примеры.

Контрабанда валюты, наркотиков и золота - также доказанный факт. Один бывший санньясин рассказал, что подпольные валютные операции были обычным делом в ашраме в Пуне. 25 июня 1983 г. полиция Бомбея арестовала трех ближайших помощников Раджниша: Лахерчанда Б. Шаха, Чандраканта Б. Десая и Судхира К. Кхона - по обвинению в незаконном приобретении и передаче 100 000 долларов и 28 160 долларов. Эти трое провели в тюрьме три дня и были выпущены под залог.

По словам бывших санньясинов, контрабанда наркотиков была начата для того, чтобы нищие ученики могли заработать немного денег и оплатить свое пребывание в Пуне. Но вскоре она стала для движения косвенным, но, тем не менее, важным источником пожертвований. Три ученицы из Великобритании: Джудит Эштон, Анна Керланд и Марго Гордон - были арестованы в 1973 г. в Париже по обвинению в контрабанде. Самая дерзкая попытка контрабанды была предпринята в 1979 г., когда 50 кг марихуаны были упакованы в каркас и отделку автобуса, ехавшего из Пуны в Европу. Около двадцати учеников вложили свои деньги в эту сделку, и еще двадцать человек были в автобусе. Но контрабандный груз был обнаружен в Югославии, и три санньясина на год попали в тюрьму. В разных странах были задержаны и другие санньясины-наркокурьеры.

Мария Грация Мори, известная в ближайшем окружении Раджниша под именем Дикша, призналась, что несколько главных руководителей движения, включая Шилу, обсуждали способы контрабандного вывоза золотых монет из страны. Они решили переплавить золото в ювелирные изделия так, чтобы часть из них выглядела дешевыми латунными браслетами. Стефани Дж. Джилберт, лондонский ювелир, также известная под именем Маджьян Бхакти, призналась, что изготовила две дюжины тяжелых золотых браслетов в течение нескольких недель, предшествовавших отъезду гуру из Индии.

Еще одна серьезная проблема, предшествовавшая отъезду Раджниша из Пуны, была связана с тем, что некоторые местные жители и обитатели ашрама обвиняли друг друга в уголовных преступлениях. Помимо прочих, широкую огласку получило дело о провокации, предпринятой против Шри Амарсингха Джадxaврао, которую, по слухам, спланировала сама Шила. Джадхаврао, бизнесмен из Пуны, сдал движению в аренду принадлежащую ему крепость в Сасваде, возраст которой насчитывал 300 лет. Когда между ним и ашрамом возникли разногласия, Шила подослала домой к бизнесмену молодую девушку из числа санньясинов, чтобы поймать его на совращении несовершеннолетних. Бхосл, офицер полиции, прикомандированный к бюро регистрации иностранцев, который занимался визовыми проблемами санньясинов, оказался в таком же положении. Третий случай произошел с братом уполномоченного по делам благотворительности. Полиция прекратила расследование этих дел по причине ложности обвинений, а высокопоставленный чиновник сказал, что все это "были просто провокации. Как только они видели, что человек начинает вести себя не так, как их устраивало, они подставляли его и пытались поймать его на совращении малолетних". Однако сотрудники полиции не смогли предъявить организации или ее членам обвинение в клевете, поскольку ответственные за это лица уже покинули страну.

Другим примером мошенничества было знаменитое дело о страховом возмещении ущерба от пожара. Это произошло за несколько недель до отлета Раджниша в США. Несколькими годами ранее ашрам застраховал свой склад товаров на случай пожара. Затем содержимое товарного склада было застраховано на сумму в 2,5 млн. рупий. Через два месяца на товарном складе взорвались самодельные бомбы. Обитатели ашрама пытались припутать к этому делу Шри Джадхаврао и вызвали полицию и сотрудников Департамента криминальных расследований (CID). Они оценили потери ашрама более чем в 15 млн. рупий и подписали заявление о выплате страховки. Год спустя, и полиция, и CID единодушно утверждали, что пожар был подстроен сторонниками Раджниша. Один из высокопоставленных чиновников CID, г-н Рамакант Кулкарни, заявил, что обстоятельства исключают возможность участия посторонних лиц: ни один посторонний человек не имел доступа к товарному складу, который круглосуточно охранялся. Кроме того, у ашрама была собственная охрана.

В процессе расследования сама администрация ашрама снизила размер подлежащих возмещению убытков с 15 млн. до 500 тыс. рупий. Интересной особенностью этого дела было то, что сгорели лишь книги, написанные на хинди и некоторых местных языках, которые не были распроданы и стали не нужны движению, собиравшемуся переехать в США. Книги, написанные на английском языке, огонь не тронул.

Благодаря перечисленным и многим другим факторам все попытки движения приобрести в Индии больший участок земли для строительства города мечты потерпели неудачу - правительство было против. Особенно резко против планов расширения выступал бывший премьер-министр Шри Морарджи Десай, которого Раджниш назвал "хитрым фашистом". Индира Ганди поддерживала Раджниша, пока была не у дел, но, вернувшись к власти в 1980 г., охладела к нему в угоду консервативному индусскому лобби Пуны.

Раджнишпурам, утопический город мечты Раджниша, с большим шумом начали строить в 1981 году около г. Антелоп в штате Орегон. В 6-м томе своей "Книги книг" Раджниш предсказывал: "Эта коммуна будет истоком, но ее отделения будут созданы по всему миру. Она будет корнем, но вырастет в большое дерево. Она дотянется до каждой страны, до каждого человека с потенциалом".

Через четыре года признаки распада и нехватки средств стали более чем очевидны. Ма Ананд Шила организовала переезд в Орегон отчасти затем, чтобы вырвать лидерство из рук Ма Йоги Лакшми. Давая в суде показания под присягой, Шила хвалилась: "Я - глава этой религии. И я требую, чтобы вы относились к этому с уважением и обращались ко мне таким же образом". Впоследствии она, как и большинство высших руководителей движения, в том числе и реинкарнация подруги Раджниша Йога Вивека, была изгнана якобы по обвинению в коррупции. Однако коррупция существовала с момента возникновения движения. Говорят, что брат Шилы, Бипин, получил 250 000 долларов комиссионного вознаграждения от продажи самого ранчо. Споры по поводу комиссионных среди брокеров все еще продолжались в 1992 году.

В 1981 г. движение сообщало о 575 центрах медитации в 32 странах. В 1985 г. они смогли назвать только 19 центров в 10 странах. Город мечты, некогда претендовавший на славу единственного города в мире, где не было преступности, насилия и безработицы, превратился в вооруженный анклав, по которому сам Раджниш ездил в бронированном "Роллс-Ройсе".

В 1984 г. Раджниш потратил 100 тысяч долларов только на контракты с охранными структурами. И это не считая тех 25 тысяч, что он потратил на свои личные "миротворческие силы". Для сравнения, полицейское управление Портленда (административный центр штата Орегон), личный состав которого насчитывал 745 человек, обеспечивало безопасность 371 500 жителей города и в 1984-1985 отчетном году имело бюджет всего в 45 тысяч долларов.

Ниже приведен список найденного оружия, при помощи которого "миротворческие силы" Раджниша защищали его крошечный городок от преступности: шесть штурмовых винтовок SGW CAR-15; пятнадцать штурмовых винтовок "Галил"; семь штурмовых винтовок Спрингфилд M-1 A-1; три винтовки "Ругер Мини-14"; шестнадцать карабинов "Узи"; три полицейских дробовика "Ремингтон" модели 870; двадцать два револьвера "Смит и Вессон" модели 38.357 Magnum; два револьвера "Смит и Вессон" модели .38 Special; одна винтовка с оптическим прицелом "Ругер" модель 77; два полуавтоматических 9-мм пистолета "Детоникс" и еще один полуавтоматически пистолет "Детоникс" другого калибра.

В ашраме было обнаружено 125 тысяч патронов, а также 26 магазинов для AR-15; 71 магазин для "Узи" и 90 магазинами для винтовок "Галил". Были предприняты, по меньшей мере, три неудачных попытки приобрести полностью автоматическое оружие.

Штаб-квартира движения так глубоко увязла в более чем в тридцати судебных процессах, что им пришлось создать полноценную Корпорацию юридических услуг Раджниша со штатом из восьми сотрудников и множеством добровольных помощников адвоката. Несколько процессов они выиграли, но остальные проиграли. В мае 1985 г. окружной суд США присудил бывшей ученице 1,7 миллиона долларов в качестве возмещения ущерба, когда было установлено, что в 1980 году Шила обманным путем вынудила ее одолжить движению 300 тысяч долларов.

Но самым важным юридическим сражением, тем не менее, стал процесс по результатам уголовных и гражданских расследований, проведенных Службой иммиграции и натурализации. В адрес самого Раджниша, а также более сорока его учеников и родственных организаций были выдвинуты обвинения в мошенничестве, связанном с иммиграцией. В обвинительном заключении говорилось, что Раджниш въехал на территорию США на основании ложного заявления о "необходимости пройти медицинское лечение" и остался там, чтобы пропагандировать свою религию.

Тем временем, Генеральный прокурор Дэйв Фрон Мэйер в конце 1983 г. высказал мнение о том, что включение Раджнишпурама в состав штата противоречит конституции. За этим последовало разбирательство в федеральном суде по поводу того, что церковь Раджниша полностью контролировала город в нарушение конституционного положения об отделении церкви от государства.

Юристы полагали, что эти два процесса заставят Раджниша кануть в Лету. Однако Раджниш, не испытывая уважения к цивилизованным институтам, пытался огрызаться: "Кто составляет ваши законы? - спрашивал Раджниш. - Кто составляет вашу конституцию? Кто отвечает за руководство вашим обществом, а также за устройство общества и управление им? Всего лишь люди, такие же слепые, как вы, может быть, более ученые, может быть, более сведущие. Но нет никакой разницы, больше или меньше слепой знает о свете, - слепой есть слепой" [41].

В заключение мы хотим спросить: какое духовное возрождение может принести этому миру аморальный монизм Раджниша? Минутное размышление приведет вас к неизбежному ответу - анархию. Один из бывших санньясинов сказал: "Раджниш позволяет своим ученикам грешить так, как они никогда не грешили прежде, только он не называет это грехом".

Раджниш арестован при попытке бежать из США

"Грехи" Бхагвана, наконец, настигли его, когда 28 октября 1985 г., словно в голливудском фильме, его арестовали в международном аэропорту Шарлотт-Дуглас. Раджниш пытался скрыться из США под покровом темноты, после того как большое жюри Федерального Суда признало его виновным в нарушении иммиграционных законов. Наручники на Раджниша надели в час ночи, когда его самолет приземлился в аэропорту, чтобы дозаправиться. Его пилот не знал, что власти уже были в курсе их планов зафрахтовать два самолета и улететь на Бермуды. Ночью самолет незаметно окружили, и когда беглецы выключили двигатели, их уже ждал сюрприз. Впоследствии судья США Барбара Дилэйни отказала Раджнишу в освобождении под залог в связи с тем, что он уже продемонстрировал свое желание и способность бежать из страны.

Одновременно, Мa Ананд Шила, которая с сентября 1985 г. скрывалась в Западной Германии, также была арестована на основании ордера, выданного Соединенными Штатами по обвинению в покушении на убийство. Раджниш обвинил Шилу, некогда возглавлявшую его религию, в попытке убить его и отравлении Майкла Салливана, окружного прокурора штата Орегон. Раджниш возложил на нее ответственность за пропажу 55 миллионов долларов, принадлежащих его коммуне.

Ананд Шила, со своей стороны, назвала Раджниша "мошенником". Она обвинила его в эксплуатации человеческих чувств и употреблении всех видов наркотиков. Она назвала Богочеловека "испорченным маленьким мальчишкой". "Я пошла за ним вовсе не потому, что он святой человек, но потому, что он привлекал меня как мужчина", - сказала она.

Власти почувствовали облегчение, когда Раджниш предпринял попытку сбежать из Раджнишпурама и тем самым облегчил свой арест. При ином исходе, арест Раджниша в его собственном городе мог бы вылиться в жестокую и кровавую схватку. Раджниш, всегда осуждавший правительства за накопление вооружений и войны, хорошо укрепил свой собственный город, чтобы уберечься от вторжения американских сил охраны правопорядка.

14 ноября 1985 г. Раджниш попытался заключить с окружным судом США сделку, в соответствии с распространенной в американской юриспруденции практикой. Раджниш предложил признать себя виновным в двух нарушениях федеральных иммиграционных законов: в том, что он организовывал фиктивные браки своих последователей, чтобы обойти визовые ограничения, и в том, что, въезжая в страну по временной гостевой визе в июне 1981 году, он солгал иммиграционной службе, чтобы скрыть свое намерение остаться в США навсегда.

В соответствии с заключенной сделкой, Ражниш выплатил 400 тысяч долларов штрафа и судебные издержки, был условно приговорен к 10 годам тюрьмы, согласился покинуть пределы США в течение пяти дней, и ему был назначен испытательный срок - пять лет. Он согласился не возвращаться в США в течение испытательного срока без письменного разрешения Генерального прокурора США.

Переведено и используется с разрешения автора. Vishal Mangalwadi. The World of Gurus: A critical look at the philosophies of India’s influential gurus and mystics (Chicago: Cornerstone Press, 1992), chapter 7.

Вишал Мангалвади

Центр апологетических иссуледований, г. Санкт Петербург

Использованная литература

1. Dr. Ramachandra Prasad, The Mystic of Feeling (New Delhi: Motilal Banarsidas, 1970), v.

2. Acharya Rajneesh, Path to Self-Realization (Bombay: Jeevan Jagruti Kendra, 1971), Foreword.

3. Там же, p.1.

4. Prasad, Mystic of Feeling, p. 197.

5. Там же, p. 91.

6. Там же, p. 50.

7. Там же, p. 134.

8. Там же, pp.190, 214.

9. Rajneesh, Path to Self-Realization, pp. 13-14.

10. Acharya Rajneesh, Satya Ki Pahli Kiran (Bombay: Jeevan Jagruti Kendra, 1971), p. 15.

11. Там же, p. 20.

12. Neo-sannyasa, vol. 2, no. 4, 3.

13. Acharya Rajneesh, Beyond and Beyond (Bombay: Jeevan Jagruti Kendra, 1970), pp. 14-15.

14. Там же, p. 12.

15. Там же, p. 18.

16. Acharya Rajneesh, Seeds of Revolutionary Thoughts (Bombay: Jeevan Jagruti Kendra, 1969), p. 30.

17. Rajneesh, Path to Self-Realization, p. 12.

18. Acharya Rajneesh, From Sex to Super Consciousness (Bombay: Jeevan Jagruti Kendra, 1971), p. 134.

19. Там же, pp. 26-30.

20. Rajneesh, Satya Ki Pahli Kiran, pp. 47-48.

21. Там же, pp. 48-49.

22. Там же, pp. 52-53.

23. Rajneesh, Path to Self-Realisation, p. 15.

24. Там же, p. 11.

25. Из листка под названием "Bhagwan Shee’s Meditation".

26. Neo-Sannyasa, vol. 2, no. 4 (1973), p. 5.

27. Там же, p. 7.

28. Там же, p. 12.

29. Там же, p. 20.

30. Там же, p. 27.

31. Acharya Rajneesh, The Mustard Seed, p. 140.

32. Rajneesh, Beyond and Beyond, pp. 12-14.

33. Rajneesh, From Sex to Super Consciousness, pp. 24, 34, 78.

34. Acharya Rajneesh, Dharm Aur Rajniti (Bombay: Jeevan Jagruti Kendra, 1972), p. 17.

35. Acharya Rajneesh, Pragati Sheel Kaun? (Bombay: Jeevan Jagruti Kendra, 1971), p. 16.

36. Prasad, Mystic of Feeling, p. 214.

37. Rajneesh, Dharm Aur Rajniti, p. 13.

38. R.C. Zaehner, Mysticism: Sacred and Profane, p. 173.

39 Scotta Callister, James Scott, and Leslie L. Zalitz, "For Love and Money", The Oregonian, 2 July 1985, sec. A6.

40. Цит. по The Oregonian, 1 July 1985.

41. The Book of Books vol. 2,

Фото - Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) - www.oshoforum.ru &www.orientdance.ru

 

 
Читайте другие публикации раздела "Секта Ошо (Бхагаван Шри Раджниш)"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru