Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Пятидесятники (евангельские христиане)


Психологический анализ собрания секты "Новая жизнь"

В 16 номере "Православной газеты" от 27.10.1998 вышла статья психолога Езерского В.Ф. "Медико-психологическая экспертиза собрания секты "Новая жизнь". Для того чтобы составить более полное представление об этой секте потребовалось независимое мнение другого специалиста, который мог бы оценить происходящее на собрании. Это мнение мы и представляем в этой статье.

Говорить о медико-психологической экспертизе этой секты только по видеоматериалам конечно не приходится, так для такого заключения требуется патопсихологическое обследование сектантов до и после собрания, анализ характерных черт постоянных членов секты. Однако и можно и должно оценить происходящее на самом собрании, так как это реальный фактический материал, который, как любое коллективное собрание, построен по определенному сценарию. Выявить этот сценарий и оценить его с точки зрения воздействия на психику людей и составляло цель анализа.

Итак, сначала проанализируем обстановку собрания с точки зрения организации психологического пространства. На сцене справа стоит хор, слева располагается ведущая и за ней за ней оркестр скрипичных инструментов и саксофонисты. Это достаточно необычное построение, поскольку зрителям придется переключать внимание с одного края сцены на другой. Диктор находится слева для воздействие на левое, логическое полушарие мозга, хор для воздействие на правое ассоциативное. Если они будут поочередно акцентировать внимание слушателей, то очень скоро концентрация внимания у них рассредоточится, и зрители впадут в измененное состояние сознания.

Собрание начинается с того, что ведущая произносит текст начала, в котором использует технику "повышения-понижения интонаций". Смысл техники в том, что эмоционально значимые слова кодируются более низким тоном. Если проанализировать текст, то выделенные низким тоном слова образуют фразу: "каждый-пришедший-воздаст хвалу". Фраза достаточно безобидна, настораживает только трансонаводящая ее подача. Далее ведущая и хор начинают попеременно издавать крики: "Аллилуйя" и другие побуждающие фразы. Это и есть техника рассогласования концентрации внимания и понижения критичности мышления. Таким образом, проясняется роль расстановки на сцене: ведущая плюс оркестр осуществляют задачу подачи нужных установок, а хор обеспечивает роль поддержания интенсивности эмоциональных переживаний на должном уровне. Далее начинается ритмичное скандирование возгласов под музыку. Смысл скандирования состоит во фразе: "грехи оставлены, радуйтесь". Такое действие в групповых психотехниках служит разрядке у присутствующих накопленных стрессов. Ведущая выходит к хору в центр сцены и тем объединяет внимание присутствующих в одной точке. Темп задает четкую скорость протекания психических реакций, быстрые ритмичные движения хора и ведущей помогают " зажечься " аудитории. Это так называемая фаза "раскрутки", где аудитория отсоединяется от событий дня, эмоциональных привязанностей к внешнему миру и концентрируется на происходящем. Далее следует скандирование "Аллилуйя" вместе с залом. Это объединение с залом в единое целое (совместное положительное действие). Это фаза достижения "раппорта" (полного эмоционального контакта) с аудиторией. Далее раппорт усиливается исполнением оркестром популярных ритмичных мелодий при продолжающемся скандировании.

Итак, на данном моменте можно сказать, что сценарий проведения собрания выдержан в структуре трансонаводящей групповой техники в русле эриксониановского гипноза. Очень тревожный признак, ибо применение гипноза без письменного согласия человека является нарушением прав автономности личности. Тем более это недопустимо при проведении группового собрания. Если эта техника действительно применяется, то следующей стадией должно быть целевое трансонаведение. Посмотрим за развитием событий. Далее идет опять рассогласование внимания. Ведущая отходит к левому краю, хор продолжает ритмично скандировать вместе с залом и петь. Во время песни ведущая произносит следующие фразы: "Иисус - наш Бог, Иисус - Господь, Иисус - это я".

Внимание! Здесь использована техника трансонаведения, использующая инерцию мышления. Обратите внимание: первые два утверждения абсолютно верны, а вот третья является ложью, поскольку никто из ныне живущих людей не может быть Иисусом Христом. Так как эта фраза произносится после первых двух, то сознание по инерции склонно согласится с ней, как и с первыми двумя. Критичность мышления у аудитории уже понижена предыдущими действиями, и хор отвлекает своим ритмом от вдумчивого осмысления. Таким образом, ведущая объединяет себя и, следовательно, секту с Богом. Значит в дальнейшем при произнесении имен Божиих (Иисус, Бог, Дух Святой, личных местоимений) следует понимать на самом деле секту. Далее опять идет согласование внимания и поддержание раппорта совместным скандированием и движением. Завершается песня. Продолжительность ее такова, чтобы было возможно раскачать самых медлительных по темпераменту людей. Начинается фаза закрепления кодовой фразы. Новая ведущая с левой стороны сцены спрашивает: Кто твой Бог? Ответ зала: Иисус. Кто привел тебя сюда и благословил тебя? Ответ зала: Иисус. Сознательно-логический диалог сомнителен, ибо люди пришли сами, и их еще никто не благословлял, а вот подсознательно фразы абсолютно выверены, поскольку при подмене Иисуса на секту фраза полностью верна. Именно секта пригласила и привела людей, и именно она хвалила и благословляла.

Таким образом, укрепляется сознание тождества между Богом и сектой. Надо отметить, что поскольку люди отвечают сами, то эти утверждения становятся их собственными убеждениями. Однако пока что достигнут лишь временный эффект. Без укрепления он недолго останется в сознании. Значит следующей фазой должно быть закрепление установки. Посмотрим. Ведущая расширяет смысл фразы во времени восклицаниями типа: "Иисус всегда тот же, - всегда, сегодня, завтра и вовеки". То есть идет перенесение достигнутого эффекта на время после собрания и на максимально долгий срок. Хор начинает петь эту фразу и в течении песни делает закрепляющий знак руками домиком над головой. Ведущая присоединяется к хору в центр сцены. Об этом знаке руками нужно пояснить отдельно. Этот знак универсален у всех людей и означает крышу над головой, защиту от неприятностей, дом и тех, кто в нем живет, особенно родителей. Более полно можно посмотреть расшифровку этого символа в аналитической психологии К.Г. Юнга.

Таким образом трансонаведение связывается и закрепляется устойчивыми ассоциациями с самыми базовыми положительными воспоминаниями детства. Это очень устойчивая привязка. Одновременно с этим достигается эффект "возрастной регрессии", когда взрослый человек, обращаясь в детские воспоминания, становится полностью доступен внушению от авторитетных для него людей (родители или те, кто их заменяет). Так ведущая связала свой образ с матерью присутствующих в зале людей. Теперь нужно вывести на сцену положительный образ отца. Действительно, на сцене появляется мужчина. Теперь, когда образы отца и матери на сцене, необходимо сгармонизировать их действия и, тем самым, получить психотерапевтирующий эффект у аудитории. Поскольку большое количество людей имеет конфликты в своей семье, то естественно дать разрядку накопившимся конфликтам. В случае, если оба супруга в зале, то эффект достигнут. Если же в зале один супруг, то по возвращении домой произойдет попытка примирения. В случае отказа супруга от примирения он тут же попадет в позицию упорного еретика, желающего познать "истину", что еще более подчеркнет значимость секты.

Можно взглянуть и глубже. У каждого человека есть мужские и женские черты характера. Гармонизация их приведет к большему личностному комфорту. Этот вариант рассчитан на одиноких участников в зале. Итак, музыка становится плавной и медленной, давая отдых от эмоционального накала и погружая в еще более глубокий транс, и мужчина с ведущей начинают песенную перекличку, восхваляя Иисуса (читай – секту) и сливаются под конец в едином призыве. Следует заметить, что на данный момент значимо привязаны к персонам ведущих все значимые области человеческой жизни (детство, родители, дом, семья). Достигнута очень существенная психологическая разрядка. Однако оборотная сторона действа заключается в том, что зрители пассивны, их сознание и воля не участвуют в происходящем и поэтому результаты психологической разрядки будут недействительны без постоянного подкрепления в секте. Если человек попробует отойти от секты, то его постигнет тем более горькое разочарование в жизни, чем более полно он был эмоционально захвачен. Отсюда можно понять, чем так навязчиво притягательна секта. Следует отметить также, что такая предпосылка коренным образом отличается от верующих православного вероисповедания, где сознательно-волевым усилием достигается опыт духовного возрастания.

К настоящему моменту у зала критичность мышления снята полностью, "возрастная регрессия" в детство завершена и есть легкая возможность заложить в психику людей любую программу. На сцене появляется пожилая женщина-"мать". Это иностранка с переводчицей. Тоже значимый момент. В менталитете русского народа иностранец ассоциируется с посланцем неведомого ("не наша земля") и поэтому он представитель чего-то более высокого и организованного. Поскольку иностранка говорит на английском языке, то здесь подсознательная ссылка на довольство и организованность США. Сознательно же, иностранка представитель Бога (или сам Бог) и поэтому обладает высшим авторитетом. Начинает говорится в типичной для трансонаведения эмоционально-аффектированной манере следующий текст (напоминаю, что под именами Божиими подсознательно подразумевается секта):

"Иисус, спасибо, что ты сильный, всемогущий, радостный... Ты коснешься наших сердец и сделаешь нас подобными себе... Наши сердца станут твоими, мы любим тебя, все больше любим тебя ... Нам нужно видеть тебя во всем... Спасибо, Дух Святой, за то, что ты коснешься каждого человека и будешь менять их... Это то, что сделал сегодня, делал вчера, сделаешь вечером, и будешь делать завтра... Мы ничто без Него... Мы любим Тебя за доброту и милость к нам... Я призвал вас чтобы дать вам что-то, дал почувствовать что-то, увидеть что-то и поднять вас к Себе... и вы победители, поскольку Я внутри тебя, чтобы вести тебя, чтобы направлять тебя, чтобы ты никогда не был одинок... Я твое прибежище, Я твоя крепость, Я буду вести тебя в неизвестные земли (смотри пояснение выше, примечание автора)... Длительное молчание (для более полного закрепления) Рыдания... Иисус... И в трудностях дома, и в трудностях в браке ты не не одинок.... Я буду говорить за тебя... Только Я могу совершить чудо в твоем доме... Молчание ... Это так? (зал: Иисус) Это так?!! (зал: Иисус) Это так!!!! (зал: Иисус)...

Бурные возгласы, скандирование". Программа задана. Комментарии, как говорится, излишни. Далее по логике наведения транса необходимо сделать аудиторию активным участником и реализатором заданной программы. Начинается постепенное включение участников. Сначала со сцены на середину вызываются члены хора. Ведущая от имени Бога взвинчивает стоящих быстрой, директивной речью, а потом резко толкает человека головой назад. Человек лежит и поднимается через минуту. Такое действие трактуется как посвящение Богу. Следом вызываются желающие из зала, и с ними проводится та же операция. После этого всему залу взмахами руки раздаются благословения касания Бога. В течение долгого времени на сцене лежит без помощи человек, совершая характерные для эпилептического приступа нескоординированные движения руками и ногами. Такая методология в точности повторяет методику массового внушения директивной суггестии, используемую в частности небезызвестным Кандыбой. Сначала вызываются наиболее внушаемые и уже загипнотизированные (участники хора), потом наиболее внушаемая часть зала, потом охватываются те, кто не вышел. Используется эффект группового соучастия в действе. После задания программы и перевода ее для закрепления в активную фазу, необходимо отсоединится от всех возможных факторов, которые могут помешать участию в секте (супруги, родители, обязанности и т.д.).

И, действительно, далее ведущая ведет долгий монолог о том, как она отказалась от брака и обязанностей и Бог (читай – секта), заменила ей все. В этом монологе используется техника эриксониановского гипноза "погружение в истории". Смысл ее в том, чтобы запутав внимание многими, цепляющимися друг за друга рассказами, как выводы из них, подавать нужные директивные указания. В данном случае это указания отказа от социальных обязанностей и полного подчинения секте. После этого, по логике трансонаведения необходимо опять положительно аффектировать аудиторию и закрепить эффект чем-либо потрясающим сознание. Это достигается дружным восхвалением собравшимися Бога и последующим исцелением "бесноватой". Ее расстилают на полу, молодые мужчины держат ее за руки, а ведущая, превозмогая крики лежащей, проговаривает за нее исповедование грехов и через какое-то время "бесноватая" встает. Бурный ажиотаж зала. Ведущая взмахами руки раздает исцеления всем в зале. Надо сказать, что нет никакой возможности реально оценить состояние "исцеленной". Неизвестна ее история болезни, нет психиатрического освидетельствования до и после "исцеления", вообще не видно лица "болящей". Поэтому с научной точки зрения эксперимент поставлен не чисто и, следовательно, недостоверен. Резюмируя все вышеприведенное можно с уверенностью сказать, что структура данного собрания четко выстроена в классической трансонаводящей манере эриксониановского гипноза.

Таким образом, ущемлены права на психологическую безопасность личности присутствующих на собрании, поскольку аудитория не была предупреждена о воздействии, с одной стороны, а, с другой, пропаганда отказа от социальных обязанностей напрямую нарушает права членов семей участников собрания. С точки зрения причинения ущерба психологическому здоровью граждан данным собранием что-либо определенное в этом случае сказать невозможно, поскольку не было проведено медико-психологического обследования состояния граждан. Однако можно привести статистические исследования отечественных психологов, занимающихся вопросами сект, о большой степени деструктивности сект, использующих в своей практике гипнотические технологии (например, секта "Аум Сенрике"). Эти данные могут быть с легкостью найдены в библиотеке им. Белинского в работах психолога Волкова С.И. Оценивая же продуцируемые в ходе проведения собрания директивы можно сказать, что они направлены на инфлятивное, сверхобъемное расширение ЭГО-сознания за счет дискредитации социальных ценностей и оправдывание своих поступков неоправданной санкцией на высший авторитет.

Марк Ицкович, психолог

 Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии РПЦ

www.missiaspb.narod.ru - 14.11.1998.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Пятидесятнические секты"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru