Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

PayPal:
k-istine@mail.ru

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953



Секты / "Свидетели Иеговы"


Меньше ли Христос Отца?

Часть 2

В предыдущем разделе мы убедились, что Общество Сторожевой Башни последовательно искажает и неверно толкует текст Писания, чтобы показать, что Христос меньше Отца. В этом разделе мы продолжим начатый разговор и начнем с одного из любимых отрывков Свидетелей Иеговы - Иоанна 14:28, где Иисус говорит: "Отец более Меня".

Иоанна 14:28 - "Отец больше Меня"

Иоанна 14:28 в "Переводе нового мира" звучит так: "Вы слышали, что я сказал вам: я ухожу и приду к вам опять. Если бы вы любили Меня, то обрадовались  бы, что Я иду к Отцу; потому что Отец больше Меня" (выделено автором). Книга Let God Be True сообщает нам, что Иегова больше Иисуса не только по положению, но и как личность. Иегова больше Иисуса по природе.

Таким образом, Общество Сторожевой Башни приходит к выводу, что Иисус не может быть Богом Всемогущим, потому что Иегова "мощнее" его. Раз Иисус меньше Иеговы, Он не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова. И действительно, "в целом ряде случаев Иисус ясно говорил, что он менее Отца, и что он подчиняется Отцу... Даже после вознесения Иисуса на небеса его апостолы продолжали говорить то же самое".

На самом деле очень важно понимать, что в Иоанна 14:28 Иисус говорит не о Своей вечной природе и сущности (ранее Христос сказал: "Я и Отец - одно" [Иоанна 10:30]), а о том положении, которое Он, уничижив Себя, занял после Воплощения. Афанасьевский Символ Веры утверждает, что Христос "равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству".

В своем комментарии к тексту Евангелия от Иоанна Артур У. Пинк связывает слова Христа о том, что Отец "более" Его, с огромным уничижением, на которое пошел Христос, став человеком.

Воплотившись и пребывая в теле среди людей, [Христос] величайшим образом уничижил Себя, добровольно снизойдя в позор и страдания в самом жестоком их виде... Таким образом, Христос здесь сопоставляет Свое положение с положением Отца в небесном святилище. Отец восседал на троне величайшего могущества; сияние Его славы было немеркнущим; Его окружали сонмы святых существ, превозносивших Его в непрестанной хвале. Но для Его воплотившегося Сына все было иначе - презренный и отверженный людьми, окруженный неумолимыми врагами, ожидающий, что его скоро распнут на кресте как преступника.

Важно понимать разницу между греческими словами "больше" (meizon) и "лучше" (kreitton). Иисус выразился очень точно: "Отец более Меня", а не "Отец лучше Меня". Слово "более" указывает на более высокое положение Отца (на небесах), а не на превосходство природы Отца. Вот если бы Иисус использовал слово "лучше", это означало бы, что Отец больше Иисуса по природе.

Это различие ясно видно в Евреям 1:4, где превосходство Иисуса над ангелами описывается словом "превосходнее" (kreitton). Слово "превосходнее" в этом стихе свидетельствует, что Иисус выше ангелов не только по положению, но и по самой Своей природе. Иисус отличается от ангелов (в большую сторону) и по чину, и по существу.

Это различие между "больше" и "лучше" можно увидеть и на другом примере. Президент государства занимает более высокое положение по сравнению с рядовыми гражданами. Поэтому он больше (meizon) своих соотечественников по статусу. Но президент по-прежнему остается человеком - следовательно, он ничем не превосходнее (kreitton) нас по природе.

Отметьте для себя, что Иисус никогда не использовал слова "превосходнее" (kreitton) для описания Своих отношений с Отцом, потому что Он не меньше и не ниже Отца по природе. Для этого Иисус использовал слово "более" (meizon), которое указывает лишь на более высокое положение, которое занимал Отец. Низшее положение Иисуса по сравнению с Отцом было обусловлено тем, что Иисус жил в человеческом мире.

Можно ли сказать, что президент страны непременно превосходит нас по природе, или же будет правильнее сказать, что он занимает более высокое положение, чем мы?

Учитывая различие между греческими словами "более" (которое означает превосходство по положению) и "лучше" (которое означает превосходство по природе), разве не очевидно, что в Иоанна 14:28 Иисус говорит о более высоком положении Отца, а не о большем превосходстве Его природы?

Уничиженное положение Христа: Филиппийцам 2:6-9. Беседуя о том, в каком смысле Отец "более" Христа, стоит уделить некоторое внимание отрывку Филиппийцам 2:6-9. Говоря о Воплощении, апостол Павел пишет, что Христос, "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (стихи 6, 7).

Утверждение Павла о том, что Христос был "образом Божиим", крайне важно. По Своей природе Христос всегда был и продолжает оставаться вечным Богом - таким же, как и Отец, и Дух Святой. Богослов Чарльз Райри отмечает, что греческое слово morphe, переданное в Синодальном переводе понятием "образ", в греческом языке означает "неотъемлемый и внутренне присущий атрибут. В нашем случае это означает, что Христос до воплощения обладал сущностью Божества". Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд поясняет, что слово morphe - "это понятие, выражающее сумму тех характерных качеств, которые делают каждую вещь именно тем, что она есть" [9]. Применительно к Отцу это слово означает "сумму характерных черт, делающих существо, которое мы называем "Богом", именно Богом, а не каким-то другим существом - скажем, ангелом или человеком".

отметить следующее: слово "будучи" (во фразе "будучи образом Божиим") - это деепричастие настоящего времени, и оно несет в себе идею непрерывного Божественного существования. Это значит, что "Христос всегда существовал в форме Бога, - из чего следует, что Он и сейчас Бог". Роберт Реймонд отмечает: "Принимая во внимание силу деепричастия настоящего времени, которое выражает идею "непрерывного [изначального] существования" (что, в свою очередь, исключает любое предположение, что эта форма существования закончилась в момент, когда Он принял образ раба), мы видим в этом стихе самое смелое и безусловное утверждение предземного существования, а также полной и неограниченной божественности Иисуса Христа, какую только можно надеяться найти на страницах Нового Завета". Таким образом, Филиппийцам 2:6-9 свидетельствует о том, что Иисус Христос извечно, непрерывно и вовеки существует в форме Бога, внешне проявляя Свои божественные качества. Именно Он вышел из утробы Марии как человек, сохраняя при этом всю Свою божественность.

После всего, что было сказано выше об извечной божественности Христа, нам остается ответить на ключевой вопрос: в каком смысле Он "уничижил Себя Самого", когда облекся в плоть (Филиппийцам 2:7)? Утверждение Павла о том, что Христос в воплощении уничижил Себя Самого, имеет три основных значения: Он скрыл Свою предземную славу; Он добровольно отказывался (в отдельных случаях) использовать некоторые из Своих божественных качеств; и Он проявил снисхождение к человеку, уподобившись ему.

Во-первых, мы можем быть уверены, что, облекшись в плоть, Иисус не отрекся от Своей божественности. Бог просто не может перестать быть Богом. Что же до сокрытия предземной славы, Писание говорит, что Он должен был отказаться от внешнего облика Бога, чтобы принять вид человека. Но на самом деле Христос, конечно же, никогда не отрекался от Своей божественной славы. Вспомните, как на Горе Преображения (еще до распятия), Иисус на короткое время позволил Своей славе воссиять, и она осветила всю гору (Матфея 17). Тем не менее, чтобы обитать среди смертных людей, Иисусу пришлось скрыть Свою предземную славу.

Если бы Христос не скрыл Свою божественную славу, люди не смогли бы на Него смотреть. С ними случилось бы то же, что с апостолом Иоанном - через 50 лет после воскресения Христа, он увидел Господа во славе и "пал к ногам Его, как мертвый" (Откровение 1:17) - или Исаией, который, получив в храме видение славы Христа, воскликнул: "...Горе мне! погиб я!.." (Исаия 6:5; см. Иоанна 12:41).

Во-вторых, уничижив Себя при воплощении, Иисус добровольно не пользовался некоторыми божественными качествами (в некоторых случаях). В действительности отказаться от каких-либо Своих качеств Он не мог, ведь тогда Он уже не был бы Богом . Однако Он мог добровольно отказаться использовать некоторые из них во время Своего пребывания на земле (примерно с  4 г. до н.э. до 29 г. н.э.), чтобы жить среди людей со всеми их немощами.

Хотя Христос предпочитал не пользовался Своими божественными качествами, порой Он все же использовал их. Например, в различные моменты Своего трехлетнего служения Иисус проявлял такие божественные способности как всеведение (Иоанна 2:24; 16:30), вездесущие (Иоанна 1:48) и всемогущество (о чем свидетельствуют Его многочисленные чудеса - Иоанна 11). Следовательно, какие бы ограничения Христос ни возложил на Себя, "уничижив Себя Самого" (Филиппийцам 2:7), Он не утратил ни одного божественного качества, и ни в коей мере не сделался меньше Бога.

Но почему же Иисус время от времени не пользовался некоторыми Своими божественными качествами? Думается, Он поступал так потому, что хотел жить среди немощных, слабых людей. Он не пользовался божественными качествами во благо Самому Себе, но славнейшим образом проявлял их в многочисленных чудесах, которые совершал ради других.

Если говорить конкретнее, Писание свидетельствует, что Христос никогда не пользовался всеведением ради облегчения Своей человеческой жизни. "Он испытывал на Себе все неудобства того времени, хотя по Своему божественному всеведению прекрасно знал каждое приспособление, когда-либо изобретенное для удобства человека".

Не пользовался Иисус и Своим вездесущием или всемогуществом, чтобы облегчить Себе земную жизнь. Будучи вездесущим, Он мог бы перенестись из Вифании в Иерусалим одним лишь усилием воли, но Он пошел пешком, как любой другой человек, и так же уставал в дороге. Конечно, будучи вездесущим Богом, Христос одновременно присутствовал и в Вифании, и в Иерусалиме. Но Он предпочитал не пользоваться этим качеством ради облегчения Своей жизни. "Словом, во время Своей земной жизни Он лишил Себя преимуществ, которые дают эти качества, и добровольно предпочел не использовать Свои возможности, возвышающие Его над слабостью среднего человека.

В-третьих, "уничижив" Себя в воплощении, Христос сделался "подобным" (букв., "приняв форму, вид") человеку и принял на Себя образ ("сущность, природу") раба. Таким образом, Христос поистине был человеком. И Его человеческая природа была подвержена искушениям, отчаянию, слабости, боли, печали и ограничениям. Однако следует заметить, что "подобие" предполагает и сходства, и отличия. Богослов Роберт Лайтнер поясняет: "Хотя Он обладал подлинно человеческой природой, Он отличался от всех людей безгрешностью". И все же уподобиться человеку было огромным самоуничижением со стороны второго Лица Троицы.

Богословы всегда подчеркивали, что Воплощение - это принятие человеческих качеств, а не отказ от божественных. Апостол Павел ясно выразил эту мысль, когда сказал, что в Воплощении Христос "принял образ раба", "сделался подобным человеку" и "по виду стал как человек" (Филиппийцам 2:7-8). Дж. И. Пакер выразил эту мысль так:  "Тогда [в Воплощении] Он был Богом в не меньшей степени, чем раньше; но Он стал человеком. Он был не Богом минус какие-то божественные элементы, но Богом плюс все, что Он усвоил, облекшись в человеческое естество. Он, сотворивший человека, теперь узнавал, каково это - быть человеком" (курсив ориг.). Иными словами, Воплощение подразумевало не вычитание божественности, а добавление человеческой природы.

Итак, для того, чтобы жить среди людей, Христос уничижил Себя - скрыл Свою прежнюю славу, добровольно отказался использовать (но не иметь) некоторые божественные качества и уничижился, облекшись в человеческую природу. Все это придает еще более глубокий смысл словам Иисуса: "Отец Мой более Меня" (Иоанна 14:28). Иисус явно произнес их как человек.

Иоанна 20:17 - "Бог Мой и Бог ваш"

Иоанна 20:17 в "Переводе нового мира" звучит так: "Иисус сказал ей: "Перестань за Меня держаться. Ибо Я еще не восшел ко Отцу. Но пойди к моим братьям и скажи им:

"Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему и к Богу моему и Богу вашему".

Поскольку Иисус говорил о "своем Отце" и "Своем Боге", уверяют Свидетели Иеговы, Он никак не мог быть Всемогущим Богом. Книга Reasoning from the Scriptures излагает эту мысль так: "Отец был Богом для воскресшего Иисуса точно так же, как Он был Богом для Марии Магдалины". И наоборот, "нигде в Библии не записано, что Отец называл Сына "Бог мой".

Почему Иисус называет Отца "Своим Богом"? Значит ли это, что Сам Иисус - не Бог? Никоим образом! До Своего воплощения Христос, второе Лицо Троицы, имел лишь божественную природу. Но при воплощении Он принял и человеческую природу. И "Своим Богом" Он исповедал Отца именно как человек. Как Бог, Иисус не мог бы назвать Отца "Своим Богом", поскольку во всех отношениях совершенно равен Отцу.

Толкователь Пол Дж. Уизерс сделал по этому поводу очень тонкое замечание:

Поскольку Иисус пришел на землю в образе человека, а одной из неизбежных для человека обязанностей является поклонение Богу, Он совершенно справедливо называл Отца "Своим Богом", когда обращался к Нему в молитве. Как Человек, Еврей и Первосвященник ("во всем уподобившись братиям" - Евр. 2:17), Иисус мог обращаться к Отцу словами "Мой Бог". Но Он не обращался к Отцу таким образом, пока не "уничижил Себя Самого" и не стал человеком (Филиппийцам 2:6-8).

В словах Иисуса о том, что Он восходит к "Богу Моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17), есть один интересный нюанс. Почему Иисус не сказал просто: "Я иду к нашему Отцу и нашему Богу"? Дело в том, что Иисус всегда четко разграничивал отношения людей с Отцом и Свои отношения с Ним. Как отмечает Роберт Боумэн, Иисус уделял этому столь ---- большое внимание "потому, что Он был Сыном Бога по природе, тогда как христиане являются приемными "сыновьями" Бога. Аналогично, Отец был Богом для Иисуса потому, что Иисус смирил Себя, чтобы стать человеком (Филиппийцам 2:7), тогда как для нас Отец является Богом потому, что мы, по своей природе, - Его творения".

По поводу этого важнейшего различия толкователь Роберт Реймонд говорит:

Примечательно, что, наставляя Своих учеников, Иисус никогда не называл Бога "наш Отец" или "наш Бог". На всем протяжении Своего служения Он называл Отца "Отец" или "Мой Отец", но никогда - "наш Отец". (Фраза "Отче наш" из так называемой Молитвы Господней не является исключением из правила, потому что в этом случае Иисус показывает Своим ученикам, как им следует сообща обращаться к Богу в молитве.) Здесь же [в Иоанна 20:17] Иисус как обычно отказался от явно более краткой формы выражения  ("наш") и воспользовался более длинной ("Мой" и "ваш"). Я полагаю, что в этом случае Он стремился соблюсти различие между Своим положением как Сына Божьего по природе и по праву и положением Своих учеников как сыновей Божьих по благодати и по усыновлению.

Как вы думаете, почему Иисус всегда так тщательно разграничивал отношения людей с Отцом и Свои отношения с Ним?

Почему Иисус всегда говорил "Мой Отец" или "ваш Отец", но никогда - "наш Отец"?

Что бы ни ответил вам cвидетель, с помощью этих вопросов вы сможете показать, что Христос был Сыном Божьим по природе, тогда как христиане - приемные сыновья Бога. Будучи Сыном Божьим по природе, Иисус - истинный Бог. А поскольку Он обладает и человеческой природой (в воплощении), Он может называть Отца "Мой Бог".

Марка 13:32 - О дне том или часе не знает никто

Марка 13:32 в "Переводе нового мира" звучит так: "О дне том или часе не знает никто: ни ангелы на небе, ни Сын, но только Отец". Свидетели Иеговы говорят, что Христос - раз Он не знал времени конца - не может быть Всемогущим Богом, потому что Бог знает все. "Если бы Иисус был равной частью Божества, Он знал бы все, что знает Отец. Но Иисус не знал всего, потому что он не был равен Отцу". Только Отец есть Иегова, и только Отец знает все.

На самом деле вечный Сын Божий, прежде воплощения обладавший одной природой и одной личностью (был полностью божественным) - в воплощении приобрел две природы (божественную и человеческую), оставаясь при этом одной личностью. Сын, уже бывший личностью от вечности, при воплощении соединился не с человеческой личностью, а с человеческой природой.

Один из самых сложных аспектов взаимоотношений между двумя природами Христа состоит в том, что, хотя свойства одной природы никогда не приписываются другой, качества обеих природ следует связывать с Его единственной личностью. Таким образом, Христос одновременно обладал на первый взгляд противоречивыми качествами. Он был конечен и одновременно бесконечен, слаб и одновременно всемогущ, возрастал в знании и одновременно знал обо всем, находился лишь в одном месте и одновременно был вездесущ. В воплощении личность Христа распоряжалась свойствами обеих природ, а потому все, что можно сказать о любой из этих природ - человеческой или божественной, - можно сказать о Его единственной личности.

Иногда Христос действовал соответственно Своей человеческой природе, иногда - согласно Своей божественной природе, но все, что Он делал, и что Он Собой представлял, всегда было привязано к Его единственной личности. И хотя Христу как человеку были знакомы голод (Луки 4:2), усталость (Иоанна 4:6) и потребность во сне (Лука 8:23), как Бог Он также был всеведущ (Иоанна 2:24), вездесущ (Иоанна 1:48) и всемогущ (Иоанна 11). Все это было свойственно одной и той же личности Иисуса Христа.

Евангелия ясно показывают, что в разные моменты главную роль в жизни Христа играла то одна, то другая Его природа. Он действовал как человек в той мере, в какой это было необходимо для достижения земных целей, предусмотренных вечным планом спасения. В то же время, Он действовал как Бог в той мере, в какой это было возможно в период Его уничижения (Филиппийцам 2:6-9).

Вот ключевая мысль: во многих событиях, записанных в Евангелиях, проявлялись обе природы Христа. Например, когда Христос подошел к смоковнице, чтобы сорвать плод и утолить голод, это было проявлением невежества, естественного для человеческого разума (Матфея 21:19). (По Своей человеческой природе Он не мог заранее знать, что на дереве нет плодов.) Но Иисус тут же проявил Свое божественное всемогущество, заставив дерево засохнуть (стих 19).

В другой ситуации, благодаря божественному всеведению, Иисус знал, что Его друг Лазарь умер, и пошел в Вифанию (Иоанна 11:11). Придя же туда, Иисус спросил (действуя в рамках Своей человеческой природы, не проявляя всеведения), куда положили Лазаря (стих 34). Роберт Реймонд отмечает: "Будучи Богочеловеком, [Иисус] одновременно всеведущ как Бог (наравне с другими Лицами Божества) и ничего не знает о некоторых вещах как человек (наравне с другими представителями человеческой расы)".

Все это помогает правильно понять слова Иисуса в Марка 13:32: "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец". В этом отрывке Иисус говорит с позиций Своей человеческой природы. Как человек, Иисус был не всеведущ, но ограничен в Своем понимании, подобно всем людям. Если бы Иисус говорил с позиций Своей божественной природы, Он не сказал бы этих слов.

Иисус, как совершенно ясно говорит Писание, по Своей божественной природе был всеведущ - в точно такой же мере, как и Отец. Апостол Иоанн писал, что Иисус "не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке" (Иоанна 2:25). Ученики говорили: "Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел" (Иоанна 16:30). После Воскресения, когда Иисус в третий раз спросил Петра, любит ли он Его, ученик ответил: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Иоанна 21:17).

Томас Шульц блистательно подытожил обширные свидетельства о всеведении Христа:

Во-первых, Он знает тайные помыслы и воспоминания человека: способность, присущая Богу (3 Царств 8:39; Иеремия 17:9-16). Он увидел зло в сердцах книжников (Матфея 9:4); Он знал заранее, кто отвергнет Его (Иоанна 10:64), а кто последует за Ним (Иоанна 10:14). Он мог читать в сердцах каждого мужчины и каждой женщины (Марка 2:8; Иоанна 1:48; 2:24, 25; 4:16-19; Деяния 1:24; 1 Коринфянам 4:5; Откровение 2:18-23). Смертный может лишь догадываться о том, что происходит в сердцах и умах других. Во-вторых, Христос владел знанием иных фактов, находящихся по ту сторону любого возможного человеческого восприятия. Он точно знал, где в воде была рыба (Луки 5:4, 6; Иоанна 21:6-11), и Он точно знал, у какой рыбы во рту монета (Матфея 17:27). Он знал грядущие события (Иоанна 11:11; 18:4), подробности, с которыми предстоит столкнуться (Матфея 21:2-4), и Он знал, что умер Лазарь (Иоанна 11:14). В-третьих, Он обладал внутренним знанием Божественности, обнаруживая наитеснейшее из всех возможных общение с Богом. Он знает Отца, как Отец знает Его (Матфея 11:27; Иоанна 7:29; 8:55; 10:15; 17:25). Четвертое и исчерпывающее учение Писания на этот предмет: Христос знает все (Иоанна 16:30; 21:17), в Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания (Колоссянам 2:3).

Главным подтверждением всеведения Христа, несомненно, является тот факт, что Он слышит молитвы христиан и отвечает на них. "Говоря о Своей власти слышать молитвы учеников и отвечать на них, - считает Роберт Реймонд, - Иисус претендовал на всеведение. Тот, кто способен слышать бесчисленные молитвы Своих учеников, возносимые к Нему днем и ночью на протяжении столетий, безошибочно определять, кто высказал ту или иную просьбу, и отвечать на каждую просьбу в соответствии с разумом и волей Бога, не может не быть всеведущим".

Марка 10:17-18 - "Никто не добродетелен кроме одного - Бога"

Можно ли, не обладая всеведением, делать то, что, судя по этим стихам, делал Христос?

Может ли кто-нибудь еще, кроме Бога, обладать всеведением?

Поскольку в воплощении Христос обладает и человеческой, и божественной природой, и поскольку по Своей божественной природе Христос в Евангелиях неоднократно проявлял всеведение, понимаете ли вы, что, когда Иисус сказал, что не знает ни дня, ни часа, Он говорил по Своей человеческой природе?

Текст Марка 10:17-18 в "Переводе нового мира" звучит так: "И когда он отправлялся в путь, подбежал один человек и, упав пред ним на колени, спросил его: "Учитель Добродетельный, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?" Иисус сказал ему: "Почему ты называешь меня добродетельным? Никто не добродетелен, кроме одного - Бога".

Как утверждают Свидетели Иеговы, этот стих доказывает, что Иисус не Бог, потому что, по признанию самого Иисуса, поистине добродетелен один лишь Бог. Комментируя этот стих, брошюра "Следует ли верить в Троицу?" сообщает читателю: "Этими словами Иисус подчеркнул, что никто, даже он сам, не благ так, как Бог. То, в какой мере благ Бог, отличает его от Иисуса". Справочник Aid to Bible Understanding также говорит, что "Иисус Христос, хотя он и обладал высочайшей нравственностью, не принял титула "Добродетельный"... Этим он признал, что Иегова - высший стандарт добродетели".

На самом деле в Ев. от  Марка 10:17-18 Иисус не отрицал, что Ему присуща божественная "добродетель" (в Синодальном переводе "благость"). Не отрицал Он Своей божественности. Скорее, Иисус расспрашивал юношу, чтобы понять, чего он хочет. Иисус, по сути, сказал: "Понимаешь ли ты, о чем говоришь, называя Меня благим? Хочешь ли ты этим сказать, что я Бог?". Джон Дж. Грассмик выразил эту мысль так: "Ответ Иисуса был не отрицанием Его божественности, но завуалированным ее утверждением. Этот человек, легкомысленно назвавший Его "благим", должен был понять, кто такой Иисус на самом деле".

Апологет Норман Гайслер по этому поводу пишет следующее: "Юноша не понимал, какой вывод следует из его слов. Поэтому Иисус поставил перед ним очень неприятную дилемму. Либо Иисус благ и является Богом, либо Он был не благ и является человеком. Благой Бог или развращенный человек - но только не просто добродетельный человек. Таковы в действительности варианты выбора относительно Христа. Ибо ни один добродетельный человек не назвал бы себя Богом, не будучи Им" [34].

Суть того, что Иисус сказал молодому вельможе, можно подытожить следующим образом: "Если Я не Бог, не называй меня благим, ибо благ только Бог". Или так: "Ты назвал меня титулом, подобающим одному только Богу. Сознаешь ли ты это и действительно ли имеешь это в виду?" [36]. Свидетели не могут опираться на Матфея 10:17-18, утверждая, что Иисус - не Всемогущий Бог, поскольку Он не обладает благостью Бога.

1 Коринфянам 8:6 - "Один Бог, Отец... один Господь, Иисус Христос"

Где в этом отрывке Иисус ясно говорит, что Он не благ? (Спросить: "Почему ты называешь Меня благим?", - еще не значит отрицать свою благость).

Разве контекст не показывает ясно, что в действительности Иисус имел в виду:"Ты назвал меня титулом, подобающим одному только Богу. Сознаешь ли ты это и действительно ли имеешь это в виду?"

1 Коринфянам 8:6 в "Переводе нового мира" звучит так: "…Для нас есть только один Бог, Отец, от которого все, и мы для него; и один Господь, Иисус Христос, через которого все, мы через него" (выделено автором).

Как говорят Свидетели Иеговы, поскольку существует "один Бог" (Иегова), отличный от "одного Господа" (Иисуса), то Иисус не может быть Богом. Этот стих изображает Отца существом иного "класса", нежели Иисус Христос. Как написано в книге Reasoning from the Scriptures, этот стих указывает, что Иегова совершенно уникален, и никто другой не обладает Его возвышенным положением. Иегова резко выделяется из всех возможных объектов поклонения.

На самом деле хотя в 1 Коринфянам 8:6 Отец назван единственным Богом, а Иисус Христос - единственным Господом, мы не можем на этом основании заключить, что Иисус - не Бог, точно так же, как мы не можем на этом основании заключить, что Отец - не Господь. В конце концов, в Писании Отец не раз называется Господом, а Сын - Богом.

Очень важно довести свои рассуждения до логического конца. Если то, что Отец назван единственным Богом, доказывает, что Иисус - не Бог, то, следуя той же логике, раз Иисус Христос назван единственным Господом, Отец - не Господь. Однако ни один Свидетель не согласится с тем, что Отец - не Господь. Нельзя толковать первую часть стиха одним образом, а вторую - другим.

Свидетели Иеговы ошибочно полагают, что применение какого-либо титула к одному лицу в одном контексте автоматически исключает его применение к другому лицу в другом контексте. Вместо того, чтобы опираться на столь неверное предположение, им следовало бы сообразоваться с тем, что Писание в целом говорит об Отце и Иисусе Христе, а уж потом делать выводы. Из Писания мы знаем, что Отец называется Богом (1 Петра 1:2) и Господом (Матфея 11:25), а также что Иисус Христос называется Богом (Иоанна 20:28; Евреям 1:8) и Господом (Римлянам 10:9). Если мы позволим Писанию толковать Писание, станет ясно, что предложенное Сторожевой Башней объяснение 1 Коринфянам 8:6 - огромная ошибка.

Псалом 109:1 - Иегова и "мой Господь"

В этом же стихе Иисус назван единственным Господом, но значит ли это, что Отец (Иегова) - не Господь? Если нет, то Почему?

Если то, что Иисус - единственный Господь, не означает, что Отец не является Господом, значит, то, что Отец - единственный Бог, не означает, что Иисус не является Богом. Понимаете ли Вы это?

Псалом 109:1 в "Переводе нового мира" звучит так: "Сказал Иегова Господу моему: "Сиди по правую руку от Меня, пока не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Как указывает книга Reasoning from the Scriptures, в Матфея 22:41-45 Иисус говорит, что Он и есть тот "Господь", о котором Давид писал в этом псалме. А поскольку в этом стихе Иегова и "Господь" - разные личности, Иисус не может быть Всемогущим Богом.

На самом деле с точки зрения тринитарного богословия смысл этого стиха абсолютно ясен. Если взглянуть на слова Христа в Матфея 22:41-46 в более широком контексте, мы увидим, что Христос "загнал фарисеев в угол", задав им вопрос о личности Мессии. Иисус спросил: "Чей Он сын?" (Матфея 22:42).

Фарисеи ответили: "Давида". Они были правы, поскольку Ветхий Завет подробно прослеживал происхождение Мессии от Давида (2 Царств 7:14). Но их ответ был так же неполным. Писание говорит не только о том, что Мессия будет Сыном Давида по Своей человеческой природе, но и о том, что Он Бог, - и Христос хотел, чтобы фарисеи признали именно этот последний факт.

Христос, конечно же, предвидел половинчатый ответ фарисеев. Вот почему в следующем стихе Он процитировал псалом Давида: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножье ног Твоих" (Матфея 22:43; ср. Псалом 109:1). Слова "Господь мой" относятся к Мессии Давида. Этот божественный Мессия приглашен сесть по правую руку от "Господа" (Бога Отца). Здесь мы видим, как первое лицо Троицы обращается ко второму лицу Троицы.

Иисус спросил фарисеев, если Мессия был "сыном" или потомком Давида, "как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом?" (Матфея 22:43). Было бы странно, если бы Давид называл своего собственного сына "Господь мой". Конечно, тот факт, что Мессия был сыном Давида, свидетельствовал о человеческой природе Мессии. Но упоминание Давида о "Господе моем" указывает также на полную божественность Мессии, поскольку слово "Господь" (по-еврейски adonai) было божественным титулом [44]. Грядущий Мессия должен был быть сыном Давида, но также и Богом Давида. Мессия должен был быть и Богом, и человеком. Чтобы разъяснить это, Христос спросил еще раз: "Если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?" (стих 45).

Фарисеи попались в ловушку и поняли это. Дж. Дуайт Пентекост в своей замечательной работе The Words and Works of Jesus Christ, поясняет:

Если бы фарисеи ответили, что Давид называл Его своим Господом потому, что Он - Бог, тогда им нечего было бы возразить Христу, Сыну Давида по плоти, Который называл Себя Сыном Божьим. Если бы они согласились, что Мессия должен быть истинным человеком и истинным Богом, им пришлось бы снять свои возражения против того, что Христос говорил о Себе. Фарисеи поняли, перед лицом какой проблемы они очутились, и отказались отвечать. Никто не мог поспорить с мудростью Его слов, и "с того дня никто уже не смел спрашивать Его" (ст. 46).

Очевидно, что Псалом 109:1 не только не подтверждает, что Христос менее Отца, но и указывает на Его совершенную божественность.

Исаия 9:6 - Иисус - "Бог крепкий"?

Знаете ли вы, что еврейское слово adonai, переведенное в Псалме 109:1 как "Господь" и относящееся к Иисусу Христу, неоднократно используется в Писании применительно к Отцу (Исход 23:17; Второзаконие 10:17; Иисуса Навина 3:11)?

Разве из контекста 22-й главы Матфея не очевидно, что Иисус хотел донести до фарисеев мысль о том, что Мессия должен быть одновременно и сыном Давида, и Богом Давида?

Исаия 9:6 в "Переводе нового мира" звучит так: "Ибо младенец был рожден нам, сын был дан нам; и владычество будет на плечах его. И его именем будет Чудный Советник, Мощный Бог, Вечный Отец, Князь Мира" (перевод с англ.,).

Свидетели Иеговы согласны называть Иисуса "Мощным Богом", но не допускают и мысли, что Он, подобно Иегове, может быть Всемогущим Богом. Они также настаивают, что "называть Иегову  Бога "Всемогущим" не имело бы большого смысла, если нет других, также называемых богами, но занимающих подчиненное или менее высокое положение".

На самом деле уже в следующей главе (Исаия 10:21) "Богом сильным" (то же самое еврейское слово) называется Сам Иегова. Этот факт полностью лишает смысла рассуждения Сторожевой Башни о том, что выражение "Бог сильный" или "Бог крепкий" непременно указывает на меньшую степень божественности по сравнению со "Всемогущим Богом". Наоборот, то обстоятельство, что Иисуса называют таким же титулом, как и Отца, указывает на Его равенство с Отцом.

Вы можете также указать собеседнику, что Иегова назван "Богом сильным" и в Иеремии 32:17-18: "О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них; Боже великий, сильный, Которому имя - Господь [Иегова] Саваоф!".

Поскольку Библия показывает, что и Иегова, и Иисус называются "Богом сильным"…

Раз Иегова назван "Богом сильным" (Исайя 10:21) как и Иисус (Исайя 9:6), может быть, Общество Сторожевой Башни ошибается, считая этот титул указанием на меньшую степень божественности?

Если Иисус - Бог сильный, и Иегова - Бог сильный, что Вы можете сказать о божественной природе Иисуса?

Если Иегова - Бог сильный, и Иисус - Бог сильный, как быть с учением Писания, что на небесах не может быть двух сильных Богов? Единственное возможное объяснение - учение о Троице истинно.

Подтвердить, что на небесах есть только один сильный Бог, можно следующими стихами:

 Исайя 44:6: "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога".

 Исайя 44:8: "Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю".

 Исайя 45:5: "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня".

Как Вы увяжете прочитанные стихи со сказанным в Исаие 10:21, где Иегова назван Богом сильным, и в Исаие 9:6, где этот же титул прилагается к Иисусу?

Развивая эту тему, вы можете упомянуть, что словом "Бог" в Библии чаще всего переводится еврейское слово Elohim. Elohim - самое распространенное имя Бога в Ветхом Завете; оно встречается примерно 2 570 раз. В буквальном переводе это слово означает "сильный", а окончание множественного числа (-im) указывает на полноту силы или власти. Elohim в Ветхом Завете изображается могущественным и суверенным Властелином Вселенной, Который держит в Своих руках все человечество. Слово Elohim используется в таких титулах, как "Бог всей земли" (Исаия 54:5), "Бог всякой плоти" (Иеремия 32:27), "Бог небесный" (Неемия 2:4, букв. "Бог небес" - прим. ред.) и "Бог богов и Владыка владык" (Второзаконие 10:17).

В этой связи, следует отметить, что в Исаие 40:3 Иисус одновременно назван и Яхве (Иеговой), и Элогимом: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу [Yahweh], прямыми сделайте в степи стези Богу [Elohim] нашему". Этот стих представляет собой пророчество о будущем служении Иисуса Христа (см. Иоанна 1:23) и одно из сильнейших ветхозаветных утверждений божественности Христа. Кроме того, говоря о "нашем Боге" (в противоположность "их" Богу [как в Новом Завете]), Исаия утверждал, что Иисус Христос был Богом и Ветхого, и Нового Завета. Таким образом, учение Сторожевой Башни о том, что Иисус - Бог в меньшей степени, нежели Иегова, абсолютно неверно.

Иисус как "Вечный Отец". В тексте Исаии 9:6 Иисус назван "Вечным Отцом" (ПНМ). Эту фразу в стихе Исайя 9:6 правильнее переводить как "Отец вечности". В таком контексте выражение "Отец вечности" означает "обладающий вечностью". Эта фраза используется здесь в соответствии с традициями еврейского и арабского языков, в которых обладатель какой-то вещи называется ее отцом. Так, фраза "отец силы" означает "сильный"; "отец знания" - "разумный"; "отец славы" - славный. Аналогично, "отец мира" означает "миролюбивый"; "отец сострадания" - сострадательный, а "отец доброты" - добрый. Таким образом, в соответствии с общим правилом, фраза "Отец вечности" в Исаие 9:6 означает "вечный". Христос как "Отец вечности" - вечное существо. Библеист Джон А. Мартин делает отсюда закономерный вывод, что фраза "Вечный Отец" - просто "идиома, описывающая отношение Мессии ко времени, а не Его взаимоотношения с другими членами Троицы".

Подтверждение такому толкованию можно найти в так называемых "таргумах" - упрощенных парафразах Ветхозаветных Писаний, которыми пользовались древние евреи. В таргуме Исаии стих 9:6 выглядит следующим образом: "Его имя было наречено издревле, Чудный Советник, Могущественный Бог, Живущий вечно, Помазанник (или Мессия), во дни которого у нас прибавится мира". Очевидно, что древние евреи считали фразу "Отец вечности" указанием на вечность Мессии. Нет никаких сомнений, что Исаия хотел донести до своих читателей именно этот смысл.

Иоанна 4:23 - Поклоняться только Отцу?

Иоанна 4:23 в "Переводе нового мира" звучит так: "Впрочем, настает час, и уже настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец и ищет себе". Свидетели Иеговы часто ссылаются на этот стих в обоснование своего убеждения, что поклоняться следует лишь Богу Отцу, то есть Иегове. Иисусу, как меньшему божеству, поклоняться не следует.

Хотя применительно к Иисусу Христу в Новом Завете употребляется то же самое греческое слово (proskuneo), которым описывается поклонение Иегове, Общество Сторожевой Башни говорит, что, когда речь идет о Христе, это слово следует переводить как "почтение", и не как "поклонение". Христу можно воздавать почести, но не поклоняться, поскольку поклонение можно адресовать лишь Иегове Богу [1].

Прежде всего, следует заметить, что некогда Общество Сторожевой Башни поощряло поклонение Иисусу. В одном из первых номеров журнала "Сторожевая башня" (1880) говорилось, что "поклоняться Христу в любой форме не может быть ошибкой". Несколько лет спустя, в другом номере этого журнала (1892) читаем следующее: "Да, мы верим, что нашему Господу Иисусу на земле действительно поклонялись, и поклонялись заслуженно. Хотя он и не был Богом Иеговой, он все же был Богом".

Затем, много лет спустя, журнал "Сторожевая башня" безапелляционно заявил, что "Писание не позволяет поклонникам живого и истинного Бога поклоняться Сыну Бога, Иисусу Христу". Более того, "Сторожевая башня" предостерегала: "Не делайте ошибочного вывода, что христиане должны поклоняться Христу; он учил не этому".

С учетом такой перемены во взглядах…

Почему в ранних номерах журнала "Сторожевая башня" говорилось, что нам следует поклоняться Иисусу, в то время как более поздние номера этого журнала говорят, что нам не следует Ему поклоняться?

Поскольку в более поздних номерах журнала "Сторожевая башня" говорилось, что "Писание не позволяет" поклоняться Христу, значит ли это, что ранние номера "Сторожевой башни" противоречили Писанию?

Что столь радикальное изменение говорит нам о претензиях Общества Сторожевой Башни на звание истинного Божьего пророка?

Если проанализировать, каким образом Общество переводит греческое слово proskuneo ("поклоняться") в разных контекстах, богословская предвзятость Сторожевой Башни просто бросается в глаза. Как я уже упоминал, в тех случаях, когда речь идет об Иегове, создатели "Перевода нового мира" правильно переводят это слово как "поклоняться" (22 раза). Но когда слово proskuneo используется применительно к Христу, его переводят как "уважение", "почтение" или "честь". Перевод Общества Сторожевой Башни просто замалчивает тот факт, что в Новом Завете Иисусу поклоняются как Богу.

Как свидетельствуют Евангелия, Христу много раз поклонялись как Богу (proskuneo) - и Он всегда принимал такое поклонение как должное. Иисус принял поклонение Фомы (Иоанна 20:28). Всем ангелам было велено поклоняться Иисусу (Евреям 1:6). Волхвы поклонились Иисусу (Матфея 2:11); прокаженный поклонился Ему (Матфея 8:2); начальник склонился перед Ним в поклонении (Матфея 9:18); слепорожденный поклонился Ему (Иоанна 9:38); женщина кланялась Ему (Матфея 15:25); Мария Магдалина поклонилась Ему (Матфея 28:9); и ученики поклонились Ему (Матфея 28:17).

В книге Деяний есть любопытная история: в городе Листра Павел и Варнава силой Божьей исцелили человека, и собравшиеся вокруг зеваки закричали: "Боги в образе человеческом сошли к нам!" (Деяния 14:11). Когда Павел и Варнава поняли, что люди собираются им поклониться, они "разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! что вы это делаете? и мы - подобные вам человеки…" (стих 15). Как только апостолы поняли, что происходит, они немедленно удержали людей, которые приняли их за богов, от ужасной ошибки.

Напротив, Иисус никогда не одергивал Своих последователей и не "наставлял их на путь истинный", когда они кланялись и поклонялись Ему. Он считал такое поклонение абсолютно уместным. Тот факт, что Он принимал поклонение и не одергивал поклонявшихся Ему, еще раз подтверждает, что Он поистине был Богом во плоти.

В Книге Откровения Бог Отец и Иисус Христос явно получают одинаковое поклонение. Укажите им на Откровение 4:10, где поклонение адресовано Отцу, и на Откровение 5:11-14, где мы видим все небеса поклоняющимися Агнцу Божьему, Иисусу Христу.

Какой вывод мы можем сделать об истинной природе Иисуса, читая в Книге Откровения, что Ему поклоняются так же, как и Отцу?

Тот факт, что Иисусу поклоняются, очень много говорит нам о Его истинной природе, поскольку Писание запрещает поклоняться кому-либо, кроме Бога. В Книге Исход 34:14 мы читаем: "Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - "ревнитель"; Он - Бог ревнитель" (см. Второзаконие 6:13; Матфея 4:10). Иисусу неоднократно поклонялись, и это свидетельствует о том, что Он - действительно Бог.

Евреям 1:6 – "Почтение" Иисусу?

Евреям 1:6 в английском тексте "Перевода нового мира" звучит так: "Но когда он снова приводит своего Первородного на обитаемую землю, он говорит: "И пусть все ангелы Божьи выразят ему почтение" (пер. с английского, выделено автором). Хотя в этом стихе используется то же самое греческое слово (proskuneo), которое в других отрывках употребляется применительно к поклонению Отцу, Общество Сторожевой Башни переводит его как "почтение", потому что здесь оно относится к Иисусу Христу. Это должно означать, что Иисус достоин почестей, но не поклонения как Бог.

На самом деле любопытно отметить, что в "Переводе нового мира" издания 1961 г. текст Евреям 1:6 звучит так: "Но когда он снова приводит своего Первородного на обитаемую землю, он говорит: "И пусть все ангелы Божьи поклонятся ему" (пер. с английского). Но в издании 1971 года мы уже читаем другое: "Но когда он снова приводит своего Первородного на обитаемую землю, он говорит: "И пусть все ангелы Божьи выразят ему почтение" (пер. с английского).

Почему в "Переводе нового мира" издания 1961 г. стих Евреям 1:6 гласит, что нам следует поклоняться Иисусу, а издание 1971 года говорит, что мы должны просто воздавать Ему почести?

Что говорит нам столь радикальная перемена о претензиях Общества Сторожевой Башни на звание истинного Божьего пророка?

Если Общество Сторожевой Башни право, и Иисус - всего лишь творение, недостойное поклонения, то Сам Отец виновен в ужасном грехе, поскольку в Евреям 1:6 Он Сам повелел ангелам совершить богохульство, поклоняясь (proskuneo) простому творению.

Но это еще не самое страшное. Допустим, что Свидетели Иеговы правы, и Иисус в Своем "дочеловеческом существовании" был ангелом (Архангелом Михаилом), а после Своей крестной смерти вернулся к ангельскому состоянию. Если все это правда, то упомянутые в Евреям 1:6 ангелы получили повеление поклоняться такому же ангелу! Как же Бог допустил это - тем более, что в других отрывках Писания Он говорил, что поклонения достоин лишь Он один (Исход 34:14; Второзаконие 6:13; Матфея 4:10)?

Как ясно показывает Новый Завет, ангелы всегда отвергают любое поклонение в свой адрес. Поэтому бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид предлагает:

Предложите Свидетелю Иеговы открыть его собственный "Подстрочник Царства" [2] на Откровении 22:8-9, где в греческом оригинале используется то же самое слово proskuneo. Здесь апостол Иоанн говорит: "[Я] пал к ногам ангела, ...чтобы поклониться [корень: proskuneo]. Но он говорит мне: "Смотри, не делай этого!.. Богу поклонись [корень: proskuneo]". Укажите Свидетелям Иеговы, что поклонение, которое ангел отказался принять, но которое он повелел Иоанну воздать Богу, - это то же самое proskuneo, которое Отец повелел воздавать Его Сыну Иисусу в Евреям 1:6. Таким образом, Сын - явно не ангел.

Мы также должны подчеркнуть, что правильное понимание 1-й главы Послания к евреям в большой степени зависит от знания ее контекста. Следует помнить, что одна из основных целей этого послания, и в особенности его 1-й главы, состоит в том, чтобы продемонстрировать превосходство Иисуса Христа - в том числе Его превосходство над пророками (1:1-4), ангелами (1:5-2:18) и Моисеем (3:1-6). Каким образом продемонстрировано это превосходство? Христос изображается высшим откровением Бога (стих 1); Он назван Творцом и Хранителем Вселенной (стихи 2-3); и Ему приписывается обладание природой Бога (стих 3). Ничего этого нельзя сказать ни о пророках, ни об  ангелах, ни о Моисее.

Опять-таки, отрывок Евреям 1:5-2:18 провозглашает превосходство Христа над ангелами. В Евреям 1:6 мы читаем, что ангелы поклоняются (proskuneo) Христу. Однако в "Переводе нового мира" превосходство Христа не заметно из-за того, как Сторожевая Башня перекроила этот стих.

Толкователь Рэй Стедман отмечает, что "в Песне Моисея ангелов призывают поклоняться Яхве (Иегове). Новозаветные писатели без колебания применяли такие отрывки к Иисусу. Многие места Писания свидетельствуют о послушании ангелов, к примеру Иов 38:7, Луки 2:13 и Откровение 5:11-12. Марка 3:11 показывает, что даже бесы (падшие ангелы) падали перед Иисусом, когда видели Его, и обращались к Нему как к Сыну Божьему".

Очевидно, что Христу воздавали такое же поклонение (proskuneo), как и Отцу. Уйти от этого факта невозможно. Итак, еще раз…

Что мы узнаем об истинной природе Иисуса из того, что Ему поклоняются точно так же, как и Отцу?

Вопросы "Свидетелям Иеговы"

 

Примечания

1. Следуя этому принципу, в своем "Переводе нового мира" на английском языке Свидетели Иеговы перевели одно и то же греческое слово proskuneo как worship ("поклоняться") везде, где речь идет о Боге Отце, и как do obeisance ("выразить почтение") в тех случаях, когда речь идет об Иисусе Христе. См. напр. Матфея 2:11; Луки 24:52; Иоанна 9:38; Деяния 10:25; Евреям 1:6; Откровение 3:9. Однако в "Переводе нового мира Христианских Греческих Писаний" на русском языке (изд. 2001 г.) слово proskuneo во всех перечисленных случаях почему-то переведено правильно, т.е. "поклоняться". Нигде в тексте издания не поясняется, с чем связано такое отступление Общества Сторожевой Башни от ранее заявленного принципа. При чтении дальнейшего материала книги следует иметь в виду это различие между английским и русским текстом "Перевода нового мира" - Прим. науч. ред.

2. меется в виду изданный Свидетелями Иеговы подстрочный перевод Нового Завета (Kingdom Interlinear Translation). На русском языке этого издания нет, а потому совет Дэвида Рида едва ли осуществим в беседе со средним Свидетелем Иеговы. Однако Вы можете для этой же цели воспользоваться "Новым Заветом на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык" (СПб.: Российское Библейское общество, 2001) - Прим. науч. ред.

 

 
Читайте другие материалы раздела "Секта Свидетели Иеговы"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru