Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Секты / "Свидетели Иеговы"


Семь пятниц на неделе или
Как изменчивы медицинские пророчества "Верного и благоразумного раба"

Цитаты из иеговистских изданий... (Подборка переводится из The Free Minds Journal. Vol. 17, № 4, Fall 1998).

***

1892. Первое упоминание проблемы крови. По мнению Рассела, запрет в 12-й главе в книге Деяний апостольских был временной мерой для развития единства в переходный период от иудейской эры к христианской эре (WT . 11.15.1892, c. 349-352).

Переливание крови

1923. Статьей под заглавием "Вакцинационное мошенничество" положено начало выступлений "Сторожевой башни" против вакцинации (Golden Age. 01.03.1923, с. 211). "Таким образом было убедительно доказано, что такой болезни, как бешенство, не существует" (Golden Age. 01.03.1923, с. 214).

1925. Вакцинации осуждены и запрещены (Golden Age. 04.08.1925, с. 424).

"Через две недели вакцинация превозносится как "Одно из величайших достижений современной медицины"" (Golden Age. 04.22.1925, с. 455).

"Человек, который часто сдает кровь для переливания, заслуживает похвалу" (Golden Age. 07.29.1925, с. 683).

1931. "Вакцинация является прямым нарушением Вечного завета, который Бог заключил с Ноем по завершении Потопа в книге Бытия (9:1-17)…" (Golden Age. 02.04.1931, с. 293).

"Любой человек, обладающий разумом, должен понять, что это было не поедание крови, против которого возражал Бог, но это приводило к соединению крови животного с кровью человека". "The Golden Age", 04.02.1931, стр. 294.

1936. Статья с нападками на открытие Пастера: "Водобоязнь (бешенство) является более душевным мошенничеством, чем реальностью… Пастер не лечит водобоязнь, он заражает ею" (Golden Age. 09.23.1936, с. 814).

1940. Рассказ о докторе, который в ситуации угрозы жизни пациента пожертвовал литр своей крови. Доктор изображается героем (Consolation1. 12.25.1940, с. 19).

1945. Появляется первая статья, осуждающая переливание крови от человека к человеку. Однако переливание не запрещается (WT. 07.01.1945, с. 198 – 203).

1951. Судебное "дело Лабренца" впервые привлекает внимание американских средств массовой информации к позиции "Сторожевой башни", осуждающей переливание крови (Awake! 05.22.1951, с. 5).

1952. "Сторожевая башня" отменяет свой давний запрет и начинает позволять вакцинации (WT. 12.15.1952, с. 764).

1958. В статье пишется, что хотя переливание крови и осуждается, но человек, прибегнувший к нему, не заслуживает изгнания из общины (WT. 08.01.1958, с. 478).

1958. Позволяется в виде исключения переливать кровяные сыворотки и изготовленные из крови препараты (WT. 09.15.1958, с. 575).

1961. Происходит коренная перемена: переливание крови объявляется нарушением, влекущим за собой немедленное "отлучение" от общения (WT. 01.15.1961, с. 63 – 64).

Пожертвование своих органов после смерти объявляется личным делом совести каждого человека (WT. 08.01.1961, с. 480).

"Если это кровь или любая составная часть крови, то этого нельзя… Но божественный закон применяется независимо от того, цельная это кровь или составная ее часть. Бог не дал кровь человеку, чтобы тот ее использовал" (WT. 09.15/1961, с. 557, 559).

1964. "Свидетелям Иеговы" запрещается позволять ветеринару переливать кровь своим домашним животным, а также запрещается кормить домашних животных пищей, в которой содержится кровь (WT. 02.15.1964, с. 67).

Запрещается использование удобрений, в которых содержится кровь (WT. 02.15.1964, с. 127 – 128).

Пояснение относительно использования удобрений, содержащих кровь: хотя это не позволяется для личного использования, "свидетели" могут использовать эти удобрения, если это является приказом не входящего в секту начальника (WT. 11.15.1964, с. 681).

Врачам – "Свидетелям Иеговы" позволяется переливать кровь не входящим в секту пациентам, так же как мясники и бакалейщики могут продавать кровяную колбасу не "свидетелям Иеговы" (WT. 11.15.1964, с. 682-683).

1965. "Свидетелям Иеговы", страдающим гемофилией, сообщается, что их болезнь излечивается употреблением арахиса (Awake! 11.22.1965, с. 19).

1966. Переливание крови называется людоедством (WT. 7/11/1966, с. 401).

1967. Поворот на 360 градусов в отношении пересадки органов: теперь она запрещена и приравнена к людоедству (WT. 11/15/1967, c. 702; Awake! 06.06.1968, с. 21).

1971. Опубликована статья, в которой буквально заявляется, что плотское физическое человеческое сердце является вместилищем и производящим органом наших человеческих чувств и эмоций (WT. 03.01.1971, с. 134-137).

1975. Относительно лечения гемофилии кровяной плазмой "Общество сторожевой башни заявило": "Конечно, настоящие христиане не прибегают к этому лечению, ибо они повинуются библейской заповеди воздерживаться от крови" (Awake! 02.22.1975, с. 30).

Докторам – "свидетелям Иеговы" более не позволяется переливать кровь пациентам – не членам секты, кроме как в случае, когда им приказано сделать это, также, как и владельцам магазинов запрещено торговать табаком и кровяной колбасой. Но "Свидетели Иеговы" могут делать это, повинуясь служебному приказу начальника (WT. 04.01.1975, с. 215).

"Многие люди могут отказаться от переливания крови хотя бы на основании того, что оно является пересадкой органа" (Jehovah's Witness and the Question of Blood , с. 41).

1978. Теперь "Сторожевая башня" позволила использовать полученные из плазмы белки в качестве "восьмого фактора", который используется для лечения гемофилии (WT. 6/15/1978, с. 30).

1980. Возвращение первоначальной позиции относительно пересадки органов. Теперь она вновь считается личным выбором каждого человека (WT. 03.15.1980, с. 31).

1984. Отмена заявления 1971 г. о том, что физическое сердце является вместилищем человеческих чувств и эмоций. Теперь об этом говорится лишь как о символе (WT. 09.01.1984, с. 6 – 7).

The Free Minds Journal.

Vol. 17, № 4, Fall 1998

Центр свщмч. Иринея Лионского - 23.02.2013.

 

Свидетели Иеговы и переливание крови

Она оказалась моим первым пациентом в хирургическом отделении - испанка из 16-й палаты, поступившая с острой желчной коликой. Больных было немного, поэтому предварительный опрос проводила другая практикантка, а я сидела рядом и слушала, время от времени вставляя конструктивные замечания. Нам сказали, что наш консультант считает изучение социального окружения больных пустой тратой времени, поэтому мы пропустили этот пункт - хорошо еще, что мы зачем-то заглянули в рецептурный список: на листе бумаги крупными красными буквами было написано "СИ". Моя коллега-практикантка ничего не знала об отношении Свидетелей Иеговы к переливанию крови и не сочла эту информацию существенной, хотя пациентке была назначена операция, обычно требующая переливания. Впоследствии, когда она спросила меня о причинах столь странного запрета, я обнаружила, что не знаю точного ответа. Этот случай побудил меня изучить вопрос и написать статью, которую вы держите в руках. Надеюсь, она поможет тем из вас, кто столкнется с подобной ситуацией в будущем.

Краткая история Свидетелей Иеговы

Движение Свидетелей Иеговы основал в 1884 году в США человек по имени Чарльз Тэйз Расселл. Он пользовался славой талантливого проповедника и принадлежал к одной из традиционных христианских церквей, пока не отверг большую часть ее учений [1]. Вначале созданная им организация называлась "Обществом Сторожевой Башни Сиона" и проповедовала буквальное понимание Библии при помощи написанного самим же Расселлом шеститомного пособия "Исследования Писаний". Поначалу Свидетели пользовались обычными распространенными переводами Библии, но в 1961 году издали свой собственный "Перевод нового мира Священных Писаний" (The New World Translation of the Holy Scriptures), текст которого серьезно отличался от общепринятых переводов Библии. Помимо прочего, они отрицают христианское учение о Троице, о личности Святого Духа, а также о божественности, телесном воскресении и видимом втором пришествии Христа. Свидетели Иеговы - один из крупнейших культов современности, который печатает литературы больше, чем все остальные культы мира вместе взятые.

Введение табу на переливание крови

Запрет на переливание крови Общество Сторожевой Башни ввело в конце Второй мировой войны. Это потребовало некоторого времени. Прививки к тому времени уже были запрещены, правда, в 50-х годах запрет был отменен, и эта процедура получила одобрение организации. Первое прямое упоминание о переливании крови прозвучало в 1944 году: "Не только как потомок Ноя, но и как человек, связанный требованиями данного Израилю Божьего закона, частью которого является вечный завет о святости поддерживающей жизнь крови, пришелец не должен был есть или пить кровь, принимая ее посредством переливания или через рот" [2].

Чтобы придать вновь введенному запрету большую строгость, организация отсылала Свидетелей Иеговы к статьям из прежних номеров "Сторожевой башни", которые в действительности не имели никакого отношения к обсуждаемой теме - речь в них шла об употреблении крови в пищу и убийстве [3].

Да и сама проблема выглядела довольно неоднозначно. Критики Общества часто говорят о непоследовательности учения Свидетелей Иеговы, ссылаясь на известную цитату из журнала Consolation на голландском языке за сентябрь 1945 года:

Бог никогда не давал заповедей, которые запрещали бы использование лекарств, вакцины или переливания крови. Все это - выдумки людей, которые, подобно фарисеям, пренебрегают милостью и любовью Иеговы [4].

В действительности, эта цитата свидетельствует лишь о несовершенстве послевоенных средств связи и неодновременном введении запрета в разных частях земного шара. Многие Свидетели открыто игнорировали запрет до самого 1951 года, когда в Чикаго состоялось первое судебное разбирательство. В центре внимания оказалась участь Шерил Ла Бренц, страдавшей гемолитической болезнью новорожденных [5, 6]. Во время судебных слушаний всплыли некоторые практические проблемы, связанные с запретом на переливание крови. Свидетели начали задавать вопросы, и организация выработала четко сформулированную позицию, якобы основанную на Писании.

Многие спрашивали, откуда вообще взялось столь противоречивое учение. Д-р Джерри Бергман [7] полагает, что какой-то конкретной причины для его введения не было, - сыграли свою роль два общих фактора: необходимость объединить и сплотить членов организации во всем мире и стремление возродить в организации коллективное самосознание. Ведь во время Второй мировой войны гонения на Свидетелей достигли своего апогея: в оккупированной нацистами Европе их бросали в концентрационные лагеря, а в США их организацию считали антиобщественной, поскольку они отказывались служить в армии, отдавать почести флагу и петь национальный гимн [8]. Вдобавок, после смерти Джозефа Рутерфорда высшее руководство Общества полностью сменилось, и во главе организации встал новый президент, Натан Норр. В этой ситуации полный отказ от переливания крови вполне мог быть попыткой "отделить" Свидетелей от мира и укрепить их лояльность по отношению к Обществу.

Библейские аргументы

Свидетели Иеговы утверждают, что запрет на переливание крови основан на Писании и опирается, прежде всего, на три отрывка: Бытие 9:4; Левит 17:11-14 и Деяния 15:20, 29. При этом они предполагают, что кровь играет роль питательного вещества, пищи, и, следовательно, переливание равносильно употреблению крови через рот.

Относительно Бытия 9:4 Общество учит, что здесь речь идет о запрете на употребление крови в пищу, который одинаково распространяется на все человечество, на иудеев и на язычников [9, 10]. Похоже, в этом стихе говорится об употреблении в пищу мяса животных, умерщвленных без пролития крови. Выражение "с душею ее, с кровью ее" [слово "душа" здесь использовано в значении "жизнь" - прим. ред.] подчеркивает близкую связь между кровью и жизнью. Язычники нередко верили, что увеличивают собственные жизненные силы, употребляя в пищу "душу, которая в крови" (Лев. 17:11). Этот стих опровергает такие ложные представления и напоминает нам о том, что жизнь - драгоценный и таинственный дар Бога: "…все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все…" (Быт. 9:3).

Учение Общества по этому вопросу противоречит его же собственным словам:

Свидетели Иеговы (духовные евреи) не препятствуют тому, чтобы люди (духовные язычники) принимали переливание крови, и позволяют каждому решить для себя, что он может делать со спокойной совестью. Сами израильтяне считали свои долгом подчиняться Божьему закону, запрещающему есть мясо с кровью, однако не требовали того же от людей, находившихся вне Божьей организации, и даже поставляли иноплеменникам, которые постоянно питались такой пищей, не истекшие кровью туши [11].

Так что же, относится ли сказанное в Бытии 9:4 - как часть завета Бога с Ноем - ко всем людям? На первый взгляд, Второзаконие 14:21 противоречит заповеди из книги Бытия, поскольку позволяет израильтянину отдать мясо не истекшего кровью животного язычнику. Однако на самом деле здесь нет никакого противоречия - нужно только помнить, что Ветхий Завет пришел на смену завету, заключенному с Ноем. Общество и само утверждает:

После смерти Иисуса истинным поклонникам больше не нужно было соблюдать Закон Моисеев (Рим. 6:14; 10:4; Кол. 2:13-14)12.

Тем самым, Сторожевая Башня отрицает необходимость соблюдать правила питания, установленные в книге Левит, и перечеркивает собственные доводы, основанные на ней. В любом случае, в рассматриваемом отрывке из книги Левит речь идет о крови животных, принесенных в жертву, т. е. убитых, - донор же при переливании крови не расстается с жизнью!

Пролитая кровь во время жертвоприношения была священна, она воплощала в себе жизнь жертвенного животного, а потому к ней следовало относиться с уважением. Кровь жертв пророчески указывала на кровь Божьего Агнца, добывшего для Своих избранных "вечное искупление" (Евр. 9:12), поскольку "без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9:22).

Кроме того, и в Бытии 9:4, и в Ле-вите 17:11-14 речь идет о крови животных и птиц, но ни намеком не упоминается о человеческой крови (как и о рыбьей крови, на которую, кстати, запрет Общества не распространяется).

Последний отрывок, на который Сторожевая Башня ссылается в подтверждение своей точки зрения, - Деяния 15:20, 29. В этом отрывке Иерусалимский собор призывает верующих "воздерживаться от крови". Общество утверждает, что это постановление навеки запрещает всем христианам вводить кровь в свой организм в любом виде. Но у нас вновь нет ни малейшей причины считать, что речь идет не только о крови животных, но и о человеческой крови. Вдобавок, целью этого постановления было примирить евреев и язычников - евреи испытывали особенное отвращение при виде того, как язычники нарушают Божьи заповеди. Христиане из язычников попросту выполняли определенные правила, которые никак не влияли на их спасение, чтобы у евреев было больше возможностей уверовать во Христа. Павел говорил, что ради Евангелия он "для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:19-23).

Бергман утверждает, что "точку зрения Сторожевой Башни нельзя оправдать Писанием", и, похоже, он совершенно прав.

Другие аргументы

В обоснование своего отношения к переливанию крови Свидетели Иеговы используют и нерелигиозные аргументы. В первые годы организация использовала одни и те же доводы против переливания и против прививок. Они считали, что переливание крови загрязняет душу реципиента и окружающих его людей [13]. Очень похожие взгляды распространены в Индии среди приверженцев кастовой системы, поэтому переливание крови там считается внутрисемейным делом - пациент принимает кровь только от своих близких родственников [14]. В таком случае, что мешает перелить Свидетелю кровь другого Свидетеля? Но Общество Сторожевой Башни считается с возможностью того, что донор впоследствии отречется от общения и присоединится к царству сатаны [15].

Не так давно Свидетели невольно обрели могущественного союзника в лице эпидемии СПИДа. Это добавило веса двум их аргументам: что любое переливание несет в себе риск заражения; и что переливание крови во многих случаях делается без необходимости, поскольку с открытием ВИЧ-инфекции количество переливаний резко сократилось. Но добросовестный врач, назначая любое лечение, прежде всего. оценивает его опасность и эффективность, и при определенных условиях переливание крови, без сомнения, может спасти человеку жизнь.

Важно помнить, что любые научные доводы, какими бы вескими они ни были, не имеют отношения к сути проблемы. Ведь, как утверждает сама Сторожевая Башня:

Тем не менее, позиция Свидетелей Иеговы имеет, прежде всего, религиозный характер; это позиция, основанная на словах Писания [16].

Некоторые практические нюансы

После введения запрета на переливание крови на странице "Вопросы читателей" в журнале "Сторожевая башня" стали появляться многочисленные вопросы на эту тему. Например, читатели интересовались, может ли хирург-Свидетель делать переливание крови неверующему, можно ли принимать компоненты крови [1]7, допустима ли аутотрансфузия [18]? Больным гемофилией было сказано: "…однократный прием этого элемента крови был разрешен… Но введение его в организм более одного раза уже означало постоянную поддержку организма, его "питание" этим элементом и, следовательно, считалось нарушением заповеди…" [19].

Аутотрансфузия запрещена потому, что она подразумевает предварительное накопление крови, которое якобы противоречит Второзаконию 12:16: "Ты не должен вкушать крови; выливай ее на землю как воду".

По-видимому, осознавая свою неспособность угнаться за постоянно расширяющимся спектром препаратов крови, Общество чаще всего уклоняется от обсуждения конкретных случаев. Вместо этого оно апеллирует к совести Свидетелей, что приводит к появлению внутри жесткой идеологической системы неких "серых областей", т.е. расплывчатых учений. Пытаясь оправдать свою позицию, Сторожевая Башня утверждает, что исследование чистоты препаратов "не относится к сфере ответственности христиан, поскольку в противном случае у них останется меньше времени для проповеди" [20].

Последствия неповиновения

Согласно Моисееву закону (Лев. 17:15-16), нарушив заповедь о крови, нужно было просто вымыться и подождать до вечера, после чего человек снова был "чист". Но убийство в рамках тех же этических норм иудаизма каралось смертью (Исх. 21:12).

Однако у Свидетелей Иеговы все наоборот: запрет на переливание крови действует даже в том случае, если речь идет о жизни и смерти. В первые годы нарушение запрета влекло за собой лишь сверхъестественные последствия, само Общество не применяло к нарушителю никаких духовных санкций. Но кровь все шире использовалась в медицинской практике, и в 1961 году Сторожевая Башня объявила, что согласие на переливание крови влечет за собой отлучение от организации ("лишение общения") без всякой надежды на Божье прощение [21]. Единственным исключением были ситуации, когда решение о переливание крови принимал не Свидетель, - например, если защиту прав ребенка взял на себя суд. Интересно, что в наши дни отдельные Свидетели неохотно высказываются о том, влечет ли за собой непослушание в этом вопросе вечное проклятие; слишком суровое наказание с любой точки зрения.

Нужно помнить, что Бог милосерден к тем, кто без нужды подчиняется человеческим заповедям (Иер. 35: 18-19), но совсем иначе относится к тем, кто устанавливает такие заповеди (Мк. 7:1-9).

Юридическая сторона вопроса

Все взрослые члены Общества носят с собой специальные карточки (ежегодно обновляемые), в которых ясно говорится, что они отказываются от переливания крови (и согласны на любое альтернативное бескровное лечение) и освобождают персонал больницы от ответственности в случае, если этот отказ повлечет за собой пагубные для здоровья пациента последствия.

Вопрос о том, насколько законны подобные документы, был решен на судебном процессе 1988 года в Онтарио, где д-ра Дэвида Шульмана признали виновным в оскорблении действием и оштрафовали на 20 тыс. долларов за то, что он, прочитав эту карточку, сделал переливание крови пациенту, находившемуся в бессознательном состоянии, и спас ему жизнь [22]. Общество защиты врачей не смогло оказать британскому врачу никакой конкретной помощи. Тем не менее, следует помнить, что ситуации, когда пациент, которому показано переливание крови, находится без сознания, и невозможно применение бескровных альтернативных процедур (хотя бы в качестве временной меры), встречаются в клинической практике очень редко. В конце концов, сама по себе большая кровопотеря не всегда приводит к потере сознания.

На момент написания этой статьи ни один врач в Великобритании еще не подвергался судебным преследованиям за то, что перелил пациенту кровь против его воли. Однако в Англии совершеннолетнему пациенту, находящемуся в трезвом уме, гарантировано право отказаться от лечения, даже если такой отказ угрожает его жизни. Если пациент по какой-то причине не в состоянии сообщить врачам о своих убеждениях, ближайшие родственники могут лишь высказать предположение о том, каким было бы его желание (таким образом, возражения близких родственников против переливания крови будет иметь законную силу лишь в том случае, если пациент ранее заявил об отказа от этой процедуры - например, при помощи специальной карточки).

Но не так давно в Великобритании состоялся очень важный судебный процесс, в ходе которого суд признал законными действия врачей, которые продолжали переливать кровь 20-летней женщине в критическом состоянии, несмотря на ее отказ [23]. Этот случай никак не влияет на основные принципы закона, но свидетельствует о том, что отказ пациента может быть признан необоснованным, если пациент был неверно информирован, если возникает непредвиденное осложнение, или если решение было принято под давлением родственников или друзей. В данном конкретном случае молодая женщина (не Свидетель Иеговы) неожиданно отказалась от переливания крови еще до того, как возникла такая необходимость, - после визита матери, ревностной Свидетельницы.

Ситуация осложняется в том случае, когда дело касается ребенка. В обычных обстоятельствах родители имеют право решать, какое лечение будет применено к их ребенку, но их решение может быть опротестовано, если они действуют явно не в интересах ребенка [24]. В таком случае врачи или социальные работники могут обратиться к суду с просьбой взять ребенка под защиту. Как только суд выдает соответствующее постановление, любое решение о методах лечения принимается только с согласия судьи Высокого правосудия. В 1981 году, когда слушалось дело, никак не связанное со Свидетелями Иеговы (у ребенка был синдром Дауна и дуоденальная атрезия), английский судья сказал:

Родители не вправе принимать такое решение. Они могут делать мучениками себя, но не могут делать мучениками своих детей [25].

Заключение

Свидетели Иеговы и сами понимают, перед какой этической дилеммой они ставят врачей. Стремясь к сотрудничеству, а не к конфронтации, они создали сеть врачей разных специальностей, которые готовы лечить Свидетелей, уважая их религиозные убеждения. Таким образом, в области добровольного лечения взрослых Свидетелей проблема до некоторой степени разрешилась - врач всегда может передать пациента тому, кто имеет больший опыт. Как отмечают многие научные журналы, мы можем быть в определенной мере благодарны Свидетелям Иеговы за то, что нам пришлось усовершенствовать хирургические методики и пересмотреть свое отношение к переливанию крови.

Но экстренные случаи [26] и лечение детей [27] по-прежнему представляют собой серьезную проблему. Несколько человек в Великобритании уже умерли из-за запрета на переливание крови, и я надеюсь, что мне как врачу никогда не придется выбирать между правом пациента на свободный выбор и моей собственной совестью. Я отнюдь не предлагаю в случае необходимости прибегать к принудительному лечению, но когда речь идет о детях, на родителей ложится невыносимо тяжелая ответственность: с одной стороны, они могут потерять ребенка, с другой стороны, им кажется, что ребенок будет навеки проклят. Какой ужасный выбор!

Работая над этой статьей, я неожиданно поняла, что подлинная трагедия не в том, что отношение Свидетелей Иеговы к переливанию крови может сократить их земную жизнь, а в том, что неправильное понимание Писания может лишить их надежды на вечную жизнь.

Как врачи мы обязаны лечить Свидетелей, да и всех пациентов, уважая их убеждения, но как христиане мы тем более обязаны призвать их заново исследовать Писание.

Ведь само Общество Сторожевой Башни спрашивает: "Чья кровь действительно спасает жизни" [28]?

Использованная литература

1. Martin, W. Jehovah’s Witnesses. - Minneapolis: Bethany House Publishers, 1957.

2. The Watchtower, December 1, 1944, (vol. 65, No. 23), p. 1362.

3. The Watchtower, December 15, 1927.

4. Vertroosting, September 1945, p. 29.

5. The Watchtower, 1951, p. 414.

6. The Time, April 30, 1951.

7. Bergman, J. Jehovah’s Witnesses and Blood Transfusions. Mt. Gravatt, Queensland. Freedom in Christ. (Undated).

8. Singlenberg R. The Blood Transfusion Taboo of Jehovah’s Witnesses: Origin, Development and Function of a Controversial Doctrine, Soc. Sci. Med. 1990, № 31 (4): - р. 515-523.

9. Jehovah’s Witnesses and the Question of Blood // Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1977.

10. Как кровь может спасти твою жизнь? // Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1994.

11. The Watchtower, July 1, 1951, p. 416.

12. Jehovah’s Witnesses and the Question of Blood.

13. Singlenberg R. The Blood Transfusion Taboo of Jehovah’s Witnesses: Origin, Development and Function of a Controversial Doctrine, Soc. Sci. Med. 1990, № 31 (4): - р. 515-523.

14. Ostor, A. Concepts of Person: Kinship, Caste and Marriage in India, (Harvard University Press, Cambridge, MA, 1982), p. 13-15.

15. Singlenberg R. The Blood Transfusion Taboo of Jehovah’s Witnesses: Origin, Development and Function of a Controversial Doctrine, Soc. Sci. Med. 1990, № 31 (4): - р. 515-523.

16. Jehovah’s Witnesses and the Question of Blood // Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1977.

17. The Watchtower, June 1, 1990, pp. 30-31.

18. The Watchtower, June 15, 1978, pp. 29-31; The Watchtower, March 1, 1989, pp. 30-31.

19. Франц Р. Кризис совести. М.:Триада, 1997, с. 155.

20. The Watchtower,September 15, 1978; March 1, 1965 (на голландском языке).

21. Singlenberg R. The Blood Transfusion Taboo of Jehovah’s Witnesses: Origin, Development and Function of a Controversial Doctrine, Soc. Sci. Med. 1990, № 31 (4): - р. 515-523.

22. Тrent B. Jehovah’s Witnesses and the Transfusion Debate: We are not asking for the right to Die, Can. Med Assoc. J. 1991:144 (6): 770-776; Brahams, D. "Jehovah’s Witnesses Transfused Without Consent A Canadian Case", The Lancet, December 9, 1989, p. 1407.

23. Dyer, J. Court Says Doctors Were Right To Treat Jehovah’s Witness", BMJ 1992, 305: 272 (August 1); Brace, JWA. Treating Jehovah’s Witnesses (письмо), BMJ 1992, 305:588 (5 Sept.).

24. McBridge, G. Parental Rights and Children’s Best Interests, BMJ 1990, 300:167 (30 June).

25. Skegg, PDG. Law, Ethics and Medicine, (2nd ed: Oxford: Clarendon Press, 1988), p. 159.

26. Burrows, R; Fabian, J; Barker, EM.Emergency Treatment of Jehovah’s Witnesses, SAMJ 1991, 80:218 (7 Sept).

27. Howie, RN. Jehovah’s Witnesses and the Transfusion of Infants, New Zealand Medical Journal 1992, 12 Aug., pp. 307-308.

28. Как кровь может спасти твою жизнь? // Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1994.

Мэнди Фрай

Центр апологетических исследований, г. Санкт-Петербург:

http://www.apologetika.ru/win/win/disphtml_win.php3?id=297

"Свидетели Иеговы" допускают переливание крови?

Лидеры вызывающей множество споров секты "Свидетели Иеговы" неожиданно объявили, что ее членам теперь будет позволено переливать кровь. "Бруклинские старцы" вынесли решение, что "свидетель", согласившийся на переливание крови в условиях выбора между жизнью и смертью, теперь не будет "лишен общения", т.е. отлучен от секты. Это решение является самой большой внутренней реформой, объявленной сектой, с тех пор, как предсказанные на 1975 году "армагеддон" и "конец света" не состоялись.

Нынешнее решение, принятое после тайной встречи двенадцати членов "Всемирного руководящего совета" в бруклинской штаб-квартире секты, было объявлено как незна­чительное исправление позиции. Теперь переливание крови официально значится в списке "действий, не влекущих за собой ли­шение общения".

До этого момента в течение десятилетий "Свидетели Иеговы" превозносили как героев веры взрослых и детей, которые умерли или чуть не умерли, отказавшись от переливания крови, абсолютно, при всех обстоятельствах, запрещенного. Вот только недавние факты.

Осенью 1999 года 36-летняя англичанка Джульет Муленда скончалась после тяжелой операции. Ее перевели в отдел реанимации после того, как ее легкие перестали функционировать, и ей понадобилось срочное переливание крови. Однако родственники молодой женщины не знали, что она была "свидетельницей Иеговы" и подписала подготовленный сектой документ, запрещающий переливать ей кровь. При этом врачи по закону не могли ничего предпринимать без согласия пациента.

По той же причине в ноябре прошлого года скончалась 33-летняя Беверли Матыос. Она была замужем, но муж не разделял ее религиозных взглядов. Теперь он будет один воспитывать их малолетнего сына.

В апреле этого года в 1-й клинической больнице Тбилиси скончалась 21-летняя "свидетельница" - гражданка Грузии Лия Джанканидзе. На фоне тяжелого тромбофлебита у Лии развилась гангрена левой ноги. В течение нескольких дней врачи и представители общественности уговаривали больную и ее мать согласиться на переливание, но тщетно. Лие была сделана операция без необходимой медицинской процедуры, и жизнь ее сохранить не удалось.

Этот инцидент вызвал большой резонанс в республике. Депутат парламента Грузии Гурам Шарадзе заявил, что это не первый случай, когда молодые люди, втянутые в секту иеговистов, отказывались от переливания крови, что угрожало их жизни. Депутат объявил о намерении поставить вопрос о запрещении деятельности этой секты.

Руководство секты уже направило письма старейшинам по всей Великобритании (всего в этой стране насчитывается около 130 тысяч "свидетелей Иеговы") с объяснениями, что они более не должны отлучать от секты ее членов, которые согласились на переливание крови. Аналогичные письма были направлены старейшинам "Свидетелей Иеговы" по всему миру.

Пол Гиллис, представитель британских "Свидетелей Иеговы", заявил, что отказ от переливания крови по-прежнему является основой их религии, однако он добавил: "Возможно, что человек в стрессовой ситуации на операционном столе согласится на переливание крови, не желая умереть. На следующий день он может сказать, что пожалел о своем решении. Мы тогда окажем ему духовную помощь и утешим его, и не будем предпринимать против него никаких! дисциплинарных мер. Мы просто будем рассматривать это как момент слабости. Но те, кто не захотят раскаяться, по-прежнему будут исключаться".

Бывший "свидетель Иеговы" Джофри Ануин в ответ на это пояснил: "Лишенные общения "свидетели Иеговы" объявляются отступниками и антихристами. Их друзья и родственники, остающиеся в секте, обязаны прекратить всякое общение с ними и даже не отвечать на их приветствия, если они случайно встретятся на улице".

Ануин предсказал повсеместное возмущение относительно этого решения секты и добавил, что знает двух бывших членов, которые теперь намерены подать на сект в суд. "Я знаю людей, которых лишили общения лишь за то, что они подвергали сомнению именно этот запрет. От них отказались все их друзья и знакомые, и должны были переехать в другое место", добавил он.

Действительно, теперь "Свидетелям Иеговы" предстоит ответить на серьезные вопросы, и первый из них: за что умерли сотни людей, считавшие, что переливание крови навсегда закроет им путь к спасению? Кто ответит за их смерти? Как руководители секты смогут взглянуть в глаза родным и близким скончавшихся жертв? Ведь еще вчера они уверяли их, что переливание крови не возможно ни при каких-либо обстоятельствах, что переливший кровь "преступник" лишается общения раз и навсегда. А для рядовых членов секты нынешнее решение предоставляет еще один шанс задуматься о том! Насколько безошибочно "бруклинские старцы" являют волю Бога на земле. Воспользуются ли они им?

По материалам

"South London Press" – 12.11.1999,

"Gardian" - 20.01.2000,

ИТАР-ТАСС - 17.03.2000,

"Таймс" - 14.06.2000.

Прозрение, № 2, 2000

Суд постановил перелить кровь девушке "свидетельнице Иеговы"

Верховный суд Северной Ирландии принял решение, что 15-летней девочке из Северной Ирландии, принадлежащей к секте "Свидетели Иеговы", по жизненным показаниям должны быть перелита кровь.

Не смотря на то, что девочке предстоит сложная операция по пересадке почки, ни она, ни ее отец не давали разрешение на переливание. Ирландские медики сделали запрос в суд, вправе ли они нарушить волю пациентки и ее отца, если этого потребуют медицинские показания, и получили положительный ответ. На определенные уступки пошли и сектанты. Как заявил отец девушки, ни он, ни его дочь, ни другие члены организации не будут препятствовать действиям врачей, поскольку те получили согласие суда.

НТВ.ru - 22.09.2000.

Французский суд: перелив кровь иеговисту против его воли, врач поступил правильно

2 ноября 2001 г. Conseil d’Etat, высший административный суд Франции, рассмотрев иск члена организации "Свидетелей Иеговы", постановил, что врач имеет право спасти жизнь пациента, даже если тот отказывается от лечения, сообщает Благовест-инфо.

Суд принял данное решение, рассматривая иск вдовы одного из Свидетелей Иеговы, которому вопреки его воле было сделано переливание крови. Позже пациент все равно скончался. Учение "Свидетелей Иеговы" категорически запрещает переливание крови живых существ, предлагая в случае нужды использовать искусственные заменители, хотя это не всегда возможно. "Свидетели Иеговы" никогда не предоставляют врачам заменители крови, иногда, впрочем, предлагая купить их за огромные суммы самим пострадавшим.

Суд постановил, что "хотя врачи обязаны уважать желание пациентов, основанное на их религиозных верованиях, в данном случае они поступили правильно".

Адвокат Свидетелей Иеговы Ален Гарэ заявил, что намерен передать иск в следующую инстанцию и в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Журнал "Прозрение", № 2, 2002

Новая политика Общества Сторожевой Башни в отношении переливания крови

Общество Сторожевой Башни издавна запрещало "Свидетелям Иеговы" соглашаться на переливание крови. Вопрос был поставлен так серьезно, что, как полагали Свидетели, переливание крови "может дать немедленное и кратковременное продление жизни, но посвященному христианину это будет стоить вечной жизни" [1]. Родители-иеговисты должны были оберегать от переливания крови не только своих детей [2], но и домашних животных [3]. Для того, чтобы им не сделали переливание крови, пока они находятся без сознания, все Свидетели носят с собой карточку, на которой написано: "Я, ..., даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или моей жизни. Я согласен на не содержащие кровь заменители, увеличивающие объем крови… Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как "Свидетеля Иеговы"… Я освобождаю врачей… от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа… В случае потери мною сознания я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения" [4].

"Общество Сторожевой Башни" запрещает переливание крови, поскольку эта процедура якобы связана с употреблением крови в пищу, что запрещено в Библии (Быт. 9:4; Деян. 15:28-29). "Свидетели Иеговы" настаивают, что внутривенное переливание крови - это разновидность внутривенного питания [5].

Множество свидетелей, в том числе и маленькие дети, заплатили жизнью за свою верность "Обществу Сторожевой Башни". В журнале "Пробудитесь!" за 22 мая 1994 года были опубликованы рассказы о пяти детях, умерших вследствие отказа от переливания крови. В этих историях, своим тоном и стилем напоминающих рассказы о детях-мучениках викторианской эпохи, говорится о детях, которые вызвали уважение к Обществу тем, что с радостью пожертвовали жизнью ради соблюдения правил Сторожевой Башни. К несчастью, действительность зачастую выглядит куда печальнее. Одним из особенно ужасающих примеров того, как серьезно "Свидетели Иеговы "относятся к запретам Общества, является история Пола Близарда, бывшего надзирателя, который рассказывает о том, как переливание крови потребовалось его дочери. После того, как Близард смирился с постановлением суда о том, что его дочери будет перелита кровь, один из надзирателей сказал: "Я надеюсь, что твоя дочь получит с этой кровью гепатит" [6]. Вскоре местное собрание Свидетелей отвернулось от Близарда и его жены, поскольку они отказались выкрасть девочку из больницы, чтобы она не получила кровь" [7].

Хотя многие "Свидетели Иеговы" умерли, отказавшись от переливания крови, недавние перемены в политике "Общества Сторожевой Башни" в отношении крови говорят о том, что людям, столкнувшимся с подобной проблемой сегодня, возможно уже не придется жертвовать своей жизнью, чтобы доказать верность Обществу.

Недавние скандалы вокруг отношения Сторожевой Башни к переливанию крови

1998 год

В 1998 году, для того, чтобы получить официальное признание со стороны болгарского правительства, Общество Сторожевой Башни подписало соглашение, в котором говорилось, что "члены ассоциации должны иметь свободу выбора в этом вопросе применительно к себе и к своим детям без какого-либо давления или санкций со стороны ассоциации" [8]. Пресс-релиз, распространенный в 1997 году Европейской комиссией по правам человека, однозначно показывает, в каком смысле заявление Общества было понято членами Комиссии и болгарами: "В отношении отказа от переливания крови ассоциация-претендент [Свидетели Иеговы] утверждает, что к "Свидетелю Иеговы", решившему согласиться на переливание крови, не применяются никакие религиозные санкции, и что, таким образом, тот факт, что религиозное учение "Свидетелей Иеговы" запрещает переливание крови, не может расцениваться как угроза "здоровью общества" [9].

Точка зрения "Общества Сторожевой Башни" на это соглашение содержится в пресс-релизе, который оно распространило 27 апреля 1998 года. Сообщая о соглашении, достигнутом с болгарским правительством, по поводу переливания крови, Общество сообщило лишь следующее: "В соглашении также содержится упоминание о том, что каждый человек свободен выбирать вид медицинской помощи, которую он получает" [10]. Это неопределенное утверждение, хотя и не противоречит достигнутому соглашению, никак не соответствует тому историческому компромиссу, на который пошло Общество, фактически разрешив переливание крови.

После пресс-релиза 1997 года, в котором Комиссия излагала свою позицию по тогда еще не решенному вопросу, многие с настороженностью ждали перемен в учении Общества. Для того, чтобы предостеречь прессу и собственных членов от выводов относительно богословских изменений, в своем пресс-релизе Общество заявило: "Условия соглашения не отражают каких-либо перемен в учении Свидетелей Иеговы" [11].

Позиция Общества Сторожевой Башни была ясна: несмотря на согласие позволить болгарским Свидетелям Иеговы делать переливание крови, в действительности Общество и не думало соблюдать заключенное соглашение. Общество по-прежнему налагает религиозные санкции на Свидетелей, согласившихся на переливание крови, заставляя остальных выбирать между возможной смертью и "лишением общения" [12].

2000 год

О позиции Свидетелей Иеговы в отношении переливания крови вновь заговорили в мае 2000 года, а в "Сторожевой башне" за 15 июня Общество еще раз повторило, что его члены могут давать согласие на переливание в лечебных целях некоторых фракций крови, но по-прежнему не могут соглашаться на переливание цельной крови [13]. Интерес к этой теме еще больше подогрели появившиеся в сети Интернет слухи, что 24 мая 2000 года Руководящая корпорация собралась и постановила, что отныне в отношении Свидетелей Иеговы, согласившихся на переливание крови, судебными комитетами больше не будут проводиться расследования [14].

Масла в огонь подлила статья Руфи Гледхилл "Свидетели Иеговы меняют свою позицию по отношению к переливанию крови на противоположную", опубликованная 14 июня 2000 года в лондонской газете "Таймс" [15]. По словам Гледхилл, отныне Свидетелям позволяется делать переливание крови. Гледхилл цитирует слова Пола Джиллиса, представителя Сторожевой Башни в Великобритании:

"Вполне возможно, что кто-то, находясь на операционном столе, под давлением согласился бы на переливание крови, потому что не хочет умирать. На следующий день такой человек мог бы сказать, что сожалеет о своем решении. Тогда мы предложили бы ему утешение и помощь. Против него не были бы предприняты никакие действия. Мы воспринимали бы это только как момент слабости" [16].

"Однако Свидетелей, которые согласились на переливание и не желают раскаяться в этом, будут считать отрекшимися от общения с Обществом" [17].

В ответ на статью в "Таймс" Общество Сторожевой Башни выпустило следующий пресс-релиз:

"Статья, опубликованная в номере британской газеты за 14 июня 2000 года, неверно изложила то, что представляется серьезным изменением в религиозном учении Свидетелей Иеговы относительно переливания крови. Для того, чтобы исправить неверно преподнесенную информацию, Свидетели Иеговы делают следующее заявление.

Библия заповедует христианам "воздерживаться… от крови" (Деян. 15:20). Свидетели Иеговы считают, что одновременно воздерживаться от крови и делать переливание крови невозможно. Они последовательно отказывались от донорской крови с тех самых пор, как в 1940-х годах переливания начали широко применяться в гражданской медицинской практике, и это основанное на Писании положение не изменилось.

Если Свидетелю Иеговы сделали переливание крови вопреки его воле, Свидетели Иеговы не считают, что на совести этого человека есть грех. Это положение не изменилось.

Если один из Свидетелей Иеговы даст согласие на переливание крови в момент душевной слабости, а затем раскается в содеянном, это будет считаться серьезным проступком. Для того, чтобы укрепить такого человека духовно, ему будет оказана духовная поддержка. Эта положение не изменилось.

Если крещенный член веры добровольно и без сожаления дает согласие на переливание крови, своими действиями он показывает, что больше не хочет оставаться Свидетелем Иеговы. Этот человек отрекается от своего членства своими собственными действиями, и собрание не выступает инициатором такого шага. В этом и выражается процедурное изменение, введенное с апреля 2000 года, в соответствии с которым собрание в таких случаях больше не выступает с инициативой лишить такого человека членства. Однако окончательный результат остается прежним: такой человек более не считается одним из Свидетелей Иеговы, поскольку он больше не признает одно из ключевых положений веры. Однако, если такой человек впоследствии передумает, он вновь может быть принят в ряды Свидетелей Иеговы. Это положение не изменилось.

Свидетели Иеговы стремятся получить качественную медицинскую помощь и согласны на медицинские альтернативы переливанию крови. Членам организации оказывается поддержка, чтобы помочь им получить медицинскую помощь, согласующуюся с их религиозными убеждениями.

Контактное лицо: Джеймс Н. Пеллечиа, телефон: (718) 560-560018. "

В этом пресс-релизе Общество недвусмысленно заявляет, что изменения в учении не было, и перечисляет некоторые принципы, которые, как оно утверждает, также не изменились. Хотя само по себе учение действительно осталось прежним, серьезные изменения претерпели некоторые аспекты его практического применения.

Изменения в отношении к фракциям крови

Запрещая переливание крови и "основных" ее компонентов, Общество при этом уже давно разрешало применение таких "второстепенных" компонентов крови, как альбумин и иммуноглобулины; эти компоненты разрешались, поскольку таким образом кровь использовалась в "небольших количествах" [19]. Употребление этих "второстепенных" компонентов допускалось, потому что их получают из плазмы (которая на 90% состоит из воды), отделенной от запретных клеточных компонентов крови (красных и белых кровяных телец и тромбоцитов) [20].

Общество во всеуслышание осуждало употребление клеточных компонентов крови в лечебных целях. Говоря о библейских предписаниях воздерживаться от крови, Общество писало: "…по мнению Свидетелей, они исключают переливание цельной крови, эритроцитной массы и плазмы, а также введение лейкоцитов и тромбоцитов" [21]. Недавно в одном медицинском журнале врачи-Свидетели писали: "Свидетели Иеговы не принимают цельную кровь или основные компоненты крови, а именно эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и плазму. Они также не принимают гемоглобин, который составляет основную часть эритроцитов" [22].

Статья, опубликованная в "Сторожевой башне" за 15 июня 2000 года, свидетельствует о кардинальной перемене в политике Общества относительно переливания фракций крови, полученных из кровяных телец (следует отметить, что Общество по-прежнему запрещает переливание цельной крови и любых кровяных телец [23]). Если в прошлом переливание фракций компонентов крови привело бы к лишению общения, то теперь Общество говорит: "Когда же встает вопрос о переливании фракций каких-либо основных компонентов крови, каждый христианин, все тщательно обдумав и взвесив, с молитвой должен принимать решение сам" [24]. В обоснование своей новой позиции Общество ссылается на то, что человеческий эмбрион получает от матери через плаценту билирубин, фракцию красных кровяных телец. Поскольку эмбрион получает эту фракцию извне, считает Общество, взрослым "свидетелям" также позволительно делать переливание фракции кровяных телец [25].

Вопреки заверениям Общества о неизменности его политики, сравнение статьи из нынешней "Сторожевой башни" с прежними утверждениями доказывает, что теперь Общество позволяет использование компонентов крови, которые ранее были под запретом. Более того, потенциальное значение этих перемен для "Свидетелей Иеговы" весьма велико. Как утверждает Ассоциация Свидетелей Иеговы за реформу в вопросе крови, "новая политика откроет Свидетелям Иеговы дверь для употребления многих других продуктов из крови, вплоть до кровезаменителей на гемоглобиновой основе" [26].

Изменения в наказании за согласие на переливание

Общество уверяет, что "Свидетели Иеговы", давшие согласие на переливание, но впоследствии раскаявшиеся в содеянном, не будут лишены общения. Общество также утверждает, что в этой политике нет ничего нового.

Вопреки этим претензиям на неизменность, наказание за согласие на переливания крови, будь то цельная кровь или фракции основных компонентов, было очень суровым: "Давший согласие на переливание крови должен быть отсечен от Божьего народа путем изгнания или лишения общения" [27]. Обстоятельства, вынудившие человека согласиться на переливание, и последующее раскаяние никак не влияли на наказание: "[Согласие на переливание] - это нарушение Божьей заповеди христианам, серьезность которого не следует преуменьшать, смотря на него сквозь пальцы, словно это вопрос, решение которого лежит на совести человека" [28]. Даже ситуация, когда речь шла о жизни человека, не могла служить оправданием: "В противоположность тому, как рассуждают сегодня некоторые, законом Бога о крови нельзя было пренебрегать даже в случае крайней необходимости… наш Жизнедатель ни разу не сказал, что в случае крайней необходимости Его нормами можно пренебречь" [29]. Яркий пример этой политики - рассказанная выше история Пола Близарда и его дочери. Члены собрания не только не простили Близардам переливания, но еще и стали их избегать [30].

Тот факт, что сегодня "Свидетели Иеговы" могут осуществить переливание крови (с некоторыми ограничениями) и не подвергнуться лишению общения, обнадеживает исследователей "Общества Сторожевой Башни". Но эта надежда серьезно ослабляется двусмысленностью новой позиции Общества. В настоящее время не существует никаких стандартов, которые определяли бы искренность раскаяния Свидетеля в том, что он дал согласие на переливание; таким образом, решение оставлено на усмотрение надзирателей. Хотя одни надзиратели могут проявить большое сочувствие к людям, подвергавшимся смертельной опасности, другие, возможно, будут по-прежнему придерживаться мнения, что переливанию крови нет оправдания ни при каких обстоятельствах. В последнем случае надзиратели, скорее всего, сочтут, что такой человек сам отрекся от общения. Более того, поскольку обжаловать этот приговор можно только судебному комитету того же собрания, которое проголосовало за наказание [31], "cвидетель" едва ли может надеяться на благоприятный исход просьбы о пересмотре решения.

Беспокойство вызывает и то, каким образом Общество попытается "укрепить такого человека духовно". Это расплывчатое утверждение можно истолковать как угодно. Склонный к состраданию надзиратель, возможно, попытается убедить Свидетеля в том, что, хотя переливание крови расходится с установленными Обществом нормами поведения, это "преступление" все же может быть прощено. К сожалению, двусмысленность формулировки допускает возможность и злоупотребления властью. Свидетелю могут постоянно твердить, что он совершил акт людоедства; о тех, кто дал согласие на переливание, Общество даже говорило (цитируя писателя XVII века), что мы должны "питать отвращение к тем, кто пачкает свой пищевод человеческой кровью" [32]. Подобное учение может обернуться для Свидетеля серьезными психологическими и духовными травмами.

Похоже, нам известно, при помощи какого наказания Общество будет "духовно укреплять" Свидетеля. По некоторым сообщениям, Общество разослало по всем поместным собраниям письмо, в котором якобы предписывалось не назначать Свидетеля, давшего согласие на переливание, ни на какие "привилегированные посты", такие как надзиратель, служебный помощник или пионер [33]. Подобное ограничение - если это правда - означает, что к Свидетелям, давшим согласие на переливание, пусть даже их не лишат общения, в собраниях будут относиться как к второсортным членам. Боле того, если человек, принявший кровь, (или его опекуны) к тому моменту уже занимал такой привилегированный пост, скорее всего, его вынудят оставить служение, опозорившись в глазах единоверцев.

Заключение

Сообщений о том, что "Общество Сторожевой Башни" теперь позволяет переливание крови, было множество. Хотя раскаявшиеся Свидетели будут прощены за то, что согласились на эту процедуру, Общество по-прежнему учит, что переливание крови - это нарушение Божьего запрета на употребление крови в пищу. Тем не менее, есть все основания радоваться новым изменениям в политике "Сторожевой Башни". Теперь у "Свидетелей Иеговы" есть более широкий выбор способов лечения, одобренных Обществом, и они могут избежать жестокого акта лишения общения, если дадут согласие на переливание крови.

Несмотря на эти перемены к лучшему, у "не-Свидетелей Иеговы" по-прежнему есть серьезные причины для беспокойства. Запрет, наложенный Обществом на переливание крови, по-прежнему остается в силе, гарантируя, что очень консервативные "свидетели" будут и впредь отказываться от любых форм лечения, требующих переливания фракций крови (Общество говорит, что "их искреннюю, честную позицию следует уважать" [34]). Это отношение, которое почти наверняка сохранится у части старейшин, повлечет за собой новые смерти в рядах Общества Сторожевой Башни.

Стремясь показать "Свидетелям Иеговы", что позиция Общества ненадежна и неверна, христиане должны сделать три шага.

Покажите "свидетелям", что Общество МЕНЯЛО свои взгляды. Укажите "свидетелям" на публикации, отражающие прежнюю позицию Общества в отношении переливания фракций основных компонентов крови. Познакомившись с этими утверждениями из своих собственных публикаций, Свидетели должны понять, что их учение менялось, и что Общество Сторожевой Башни лжет, отрицая этот факт.

Объясните Свидетелям, что переливание крови не имеет никакого отношения к еде. Вопреки утверждениям Общества, переливать кровь и есть кровь - не одно и то же. В процессе питания (оральным или внутривенным путем) пища переваривается, чтобы обеспечить тело необходимыми веществами, которые оно может получить только извне. Норман Гайслер поясняет: "Еда - это буквальное принятие пищи обычным способом через рот в пищеварительную систему. Внутривенные вливания называют "питанием" потому, что в результате этой процедуры тело получает те вещества, которые в обычном случае оно получило бы из пищи" [35].

С другой стороны, переливание крови - это просто возмещение недостатка естественного вещества, которое обычно присутствует в теле. Джеймс Сайр утверждает, что "переливание пополняет запасы жидкости, необходимой для поддержания жизни, если она вытекла или потеряла способность выполнять свои функции. Переливание крови даже не эквивалентно внутривенному питанию, поскольку переливаемая кровь не выступает в роли пищи" [36].

Поскольку физиологический процесс, происходящий при употреблении и переваривании пищи, резко отличается от кровообращения, несложно понять, что учение Свидетелей Иеговы неверно.

Покажите Свидетелям библейскую точку зрения на переливание крови. Как уже говорилось выше, Библия однозначно осуждает употребление крови в пищу. Завет Ноя запрещает употребление крови в пищу (Быт. 9:4), и этот запрет подтверждают Моисеев завет и постановление Иерусалимского Собора (Лев. 17:11-14; Деян.16:28-29).

Следует отметить, что в этих отрывках запрещается употребление крови животных. Книга Левит недвусмысленно говорит, что кровь "зверя или птицы" должна вытечь на землю перед тем, как мясо можно будет съесть (Лев. 17:13). Любопытно, что Общество, запрещая переливание крови на основании Книги Левит, позволяет своим членам есть животный жир, который также был под запретом для израильтян (Лев. 3:17).

В библейские времена переливание крови еще не практиковалось, а потому Библия ничего не говорит конкретно об этой операции. По этой причине ортодоксальные иудеи, ревностно исполняющие кошерные правила, позволяют переливание крови, хотя и запрещают употребление крови с пищей. Иудеи и христиане, путем объективного анализа библейских установлений и медицинских фактов, определили, что употребление в пищу и переваривание крови животных никоим образом не напоминает внутривенное обновление жидкости, циркулирующей в теле человека.

Широкое толкование приведенных выше библейских отрывков, по сути дела, - хороший пример эйзегетики: Общество толкует Библию через призму своего учения, вместо того, чтобы извлекать свое учение из Библии. Многие люди пережили невыразимые страдания и смерть из-за того, что Общество Сторожевой Башни "имеет ревность по Боге, но не по рассуждению" (Рим. 10:2).

Watchman Fellowship, 2000.

Центр апологетических исследований, г. Санкт-Петербург

Использованная литература

1. Blood, Medicine and the Law of God (Brooklyn: WTBTS, 1961), p. 55.

2. Там же, p. 54.

3. "Questions from the Readers", Watchtower, February 15 (1964), p. 127.

4. Оригинал карточки находится в архиве Центра апологетических исследований.

5. Jehovah’s Witnesses and the Question of Blood (Brooklyn: WTBTS, 1977), p. 18.

6. Кретьен, Л. и М. Дженни: Статья ЦАИ С-011. - с. 3.

7. Там же, стр. 4.

8. Information Note No. 148. http://194.250.50.201/eng/E276INFO.148.html.

9. Коммюнике для прессы, выпущенное секретарем Европейской комиссии по правам человека, заявление № 28626/95. http://www.dhcommhr.coe.fr/eng/28626CP.E.html

10. Копией этого документа располагает служение Watchman Fellowship (www.watchman.org).

11. Там же.

12. "Questions From Readers", Watch-tower, January 15 (1961), p. 64.

13. Вопросы читателей // Сторожевая башня. - 15 июня 2000. - с. 29-31.

14. См. Associated Jehovah’s Wit-nesses for Reform on Blood. "Breaking News", New Light on Blood, June 11 (2000). http://www.ajwrb.org/basics/breaking.html

15. http://www.the-times.co.uk/news/pages/tim/2000/06/14/timfgnusa01004.html.

16. Там же.

17. Согласно терминологии Сторожевой Башни, "отречься от общения" значит добровольно отказаться от членства в организации.

18. Копией этого документа располагает служение Watchman Fellowship (www.watchman.org).

19. "Questions From Readers", Watchtower, June 1 (1990), pp. 30–31.

20. Там же, p. 30. Непоследовательность решений Сторожевой Башни относительно этих мелких компонентов, для получения которых требуется переработать большой объем крови, исследована Джейсоном Баркером в статье "Bulgaria and Blood", The Watchman Expositor, 15.3 (1998), pp. 18-20. http://www.watchman.org/bloodbulgaria.htm

21. Как кровь может спасти твою жизнь. - Общество Сторожевой Башни, 1990. - с. 27.

22. Richard Bailey, Tomonori Ariga. "The View of Jehovah’s Witnesses on Blood Substitutes", Artif Cells Blood Substit Immobil Biotechnol, 26 (1998), pp. 571–576. Цит. по Associated Jehovah’s Witnesses for Reform on Blood, "Watchtower Blood Policy Changes Again", New Light on Blood. http://www.ajwrb.org/basics/change.html

23. Вопросы читателей // Сторожевая Башня. - 15 июня 2000. - с. 29.

24. Там же, стр. 31.

25. Там же. Интересно, что в статье о переливании крови, опубликованной в 1990г., Общество также ссылалось на физиологию плода для обоснования разрешения на переливание некоторых фракций плазмы, однако ни билирубин, ни фракции эритроцитарной массы не упоминались. См. "Questions From Rea ders", Watchtower, June 1 (1990), p. 31.

26. "Watchtower Blood Policy Changes Again"

27. "Questions From Readers", Watchtower, January 15 (1961), p. 64.

28. Там же.

29. Как кровь может спасти твою жизнь. - Общество Сторожевой Башни, 1990. - с. 4-5.

30. Кретьен, Л. и М. Дженни: Статья ЦАИ С-011. - с. 4.

31. Pay Attention to Yourselves and to All the Flock (Brooklyn: WTBTS, 1991), p. 124.

32. Томас Бартолин, цит. по "Как кровь может спасти твою жизнь", с. 6.

33. "Breaking News".

34. Вопросы читателей // Сторожевая башня. - 15 июня 2000. - с. 30.

35. Norman Gaisler, Thomas Howe. When Critics Ask (Grand Rapids, MI: Baker, 1999), p. 434.

36. James Sire, Scripture Twisting (Downers Grove, IL: IVP, 1980), p. 86.

 

 
Читайте другие материалы раздела "Секта Свидетели Иеговы"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru