Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Секты / Секта "Христианская наука"


Христианская Наука

Основатель: Мэри Бэкер Эдди (Мэри Энн Морс Бэкер).

Дата основания: 23 апреля 1879 г.

Мэри Бэкер Эдди  - основательница секты "Христианская наука"Другие названия: Общество Христианской Науки; Первая Церковь Христа, Научная (The First Church of Christ, Scientist); Церковь Christian Science, Научная Церковь Христа.

Символика: Крест и Венец, окаймленный лентой со словами: "Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте".

Писания: "Наука и Здоровье с ключом к Священному Писанию" - учебник Христианской Науки; "Руководство Матери-Церкви"; работы Мэри Бэкер Эдди, которые издаются под названием "Prose Works": Miscellaneous Writings (Избранные сочинения); Retrospection and Introspection (Ретроспекция и интроспекция); Unity of Good (Единство добра), Christian Science versus Panteism (Христианская Наука против Пантеизма); Christian Healing (Христианское исцеление); The People's idea of God (Идея народа о Боге) и др.

Официальные издания и программы: "The Christian Science Monitor", ежедневная международная газета; "The Christian Science Journal", ежемесячный журнал; "Christian Science Sentinel", еженедельный журнал; "The Herald of the Christian Science", ежемесячное издание выходящее на 12 языках; Ежеквартальник Христианской Науки - "Еженедельные Библейские уроки"; "Вестник Christian Science"; коротковолновое вещание, одна из крупнейших в мире част-ных сетей КВ вещания, транслирует передачи на весь мир.

Организационная структура: Центром организации является Первая и главная церковь, штат Массачусетс, которой управляет Совет Директоров Христианской Науки согласно положениям "Руководства Матери-Церкви". Все остальные церкви - около 2400 ветвей в 70 странах мира - считаются ветвями "Матери-Церкви". Роль проповедников в Христианской науке выполняют чтецы, которые читают места из Библии, назначенные Комитетом по Библейским урокам в Бостоне, а затем объяснения к ним из "Науки и Здоровья". Большинство чтецов в церкви - женщины.

Церковь Христа-Ученого (1906) в Бостоне, США

 

Церковь Христа-Ученого (1906) в Бостоне, США

Издательский центр секты в Бостоне, США

Издательский центр секты в Бостоне, США

Численность: Не более 150 тыс. человек по всему миру. Основательница Christian Science Мэри Бэкер Эдди установила правило, по которому численность Церкви не публикуется.

Характерные термины: В Христианской Науке за больных молятся "врачи" (practitioners). Эдди верила в "животный магнетизм" (ЖМ), который представляет собой отрицательную духовную энергию или силу на уровне черной магии. "Читальные комнаты" - это местные библиотеки Христианской Науки, куда члены общины ходят читать работы Эдди, чтобы способстввать своему духовному развитию.

История: Основательница Христианской Науки Мэри Бэкер Эдди родилась в Бау, штат Нью Хэмпшир, в 1821 году. Ее родители были благочестивыми христианами, и в 17 лет она присоединилась к конгрегационалистской церкви. Она была хронически больна и в детские и юношеские годы перенесла много болезней, включая паралич, истерию, припадки и конвульсии. В 22 года она вышла замуж за первого из трех своих мужей, Джорджа Гловера, умершего через 6 месяцев от желтой лихорадки.

После смерти Гловера Эдди увлеклась месмеризмом (гипнозом) и оккультными практиками спиритизма и ясновидения (Руфь Такер, Another Gospel, p. 152). По-прежнему страдая от болезней, в 1853 году она вышла замуж за Даниэля Паттерсона, зубного врача и сторонника гомеопатии. Именно тогда она познакомилась с целителем Патриком Паркхерстом Квимби, влияние которого сильно сказалось на убеждениях Христианской Науки. Квимби считал, что недомогание и болезнь можно вылечить положительным мышлением и правильным отношением, изменив представления человека о болезни. Эдди говорила, что Квимби исцелил ее - она почувствовала внезапное улучшение, но потом симптомы возобновились (там же, p. 155).

У миссис Паттерсон (Эдди) развилась психическая зависимость от Квимби, ощущение его духовного присутствия, она даже утверждала, что Квимби являлся ей в видениях (там же). После смерти Квимби в 1866 г. она приняла решение продолжать его дело.

Событие, которое г-жа Эдди объявила рождением Христианской Науки, произошло в феврале 1866 г. Она объявила, что почти насмерть разбилась, поскользнувшись на обледеневшем тротуаре, но мгновенно исцелилась, как только "исцеляющая Истина коснулась моих чувств", - в этот момент родилось божественное исцеляющее служение (Miscellaneous Writtings, p. 24; "Наука и Здоровье", с. 107). Записи, оставшиеся после посещения врача, свидетельства личного врача, а также письма миссис Эдди того периода рисуют картину, сильно отличающуюся от "официальной" версии этого происшествия (Энтони Хоукема, Christian Science, pp. 12-13).

Период становления Научной Церкви Христа был омрачен соперничеством, скандалами и расколами. Одним из раскольников была Эмма Хопкинс, которая как независимый лидер Христианской Науки, обучала Чарльза и Миртл Филлмор, будущих основателей "Христианской Школы Единства". Поскольку г-жа Эдди стремилась к распространению Христианской Науки, в особенности среди высшего класса, она усилила свой контроль за всеми сторонами жизни движения и была нетерпима к любой нелояльности (Джорджин Милмайн, The Life of Mary Baker G. Eddy, p. 234).

Несмотря на все трудности, Христианская Наука начала расти и добилась некоторого успеха. Единственная церковь, насчитывавшая в 1882 г. 50 членов, к 1932 г. разрослась до 2 466 церквей с 350 000 членов. К 1972 г. число церквей достигло 3 200. Богатство и влияние группы также возросли, в том числе за счет издания уважаемой газеты "Крисчен Сайенс Монитор" (Christian Science Monitor).

Тем не менее, по ряду причин в церкви начался спад. Против родителей-христианских сайентистов, которые позволили своим детям умереть от вполне излечимых болезней, отказавшись от медицинской помощи в пользу "духовного исцелеления", были возбуждены многочисленные уголовные и гражданские дела (Руфь Такер, Another Gospel, p. 174).

Проблемы еще более усилились в 1992 г., когда обнаружилось, "что церковь тайно перевела 46,5 млн. долларов из взносов и пенсионных фондов для покрытия огромных убытков [телевизионного] канала "Monitor", составивших свыше 325 млн. долларов ("Чикаго Трибьюн", 27 января 1993, p. 2).

К этому приложились убытки в сумме 36 млн. долларов, вследствие чего закрылась газета "Уорлд Монитор", выходившая с 1988 г. Говорят, что газета Christian Science Monitor ежегодно приносит 13 млн. долларов убытка (Мартин Гарден, The Healing Revelation of Mary Baker Eddy, p. 218).

В 1993 году внутри церкви начались новые разногласия. Совет директоров церкви опубликовал и одобрил книгу The Destiny of the Mother Church, написанную бывшим президентом Матери-Церкви Блиссом Наппом, - в качестве ответной услуги Напп завещал церкви фамильное имение стоимостью 98 млн. долларов. Автор, бывший руководитель церкви и близкий друг миссис Эдди, писал, что в лице основательницы Христианской Науки совершилось пришествие Святого Духа, предсказанное в 16-й главе Евангелия от Иоанна, что она была в буквальном смысле проявлением Бога и предсказанным вторым пришествием Христа (pp. 213, 274-278). Более того, Напп утверждал, что сама миссис Эдди подтвердила правильность этих учений (pp. 267-268). Многие приверженцы церкви считают это учение ересью, хотя книга и была опубликована официальным издательством церкви. Более 1/5 всех читальных комнат отказались ее принять.

Помимо разногласий, снижение числа последователей может объясняться неспособностью верующих, многие из которых находятся уже в довольно преклонном возрасте, постоянно привлекать новых молодых членов. По некоторым оценкам, к 1993 г. число членов церкви сократилось до 150 000 человек.

Христианская Наука появилась в России в 1906 году в Петербурге. 28 марта 1929 года Общество Христианской Науки Ленинграда было распущено властями. В 1995 году Общество Христианской Науки в С.-Петербурге было зарегистрировано Управлением юстиции, а в июне 1996 года признано ветвью Матери-Церкви, Первой Церкви Христа, Научной в Бостоне.

Луиза Хей - один из самых известных адептов секты "Христианская наука" в РоссииПримечание МС. Самым известным в России адептом этой секты является Луиза Хей.

Учение о Троица: Миссис Эдди в своих записках часто колеблется от личностного к безличному представлению о Боге. Хотя миссис Эдди и отрицала это, Христианская Наука проповедует, если не прямо, то косвенно пантеистическое представление о природе Бога:

1. Бог - это Всё-во-всём.

2. Бог есть добро. Добро есть Разум.

3. Так как Бог, Дух, есть всё, то ничто не является материей ("Наука и Здоровье", с. 113).

Христианская Наука открыто отрицает Троицу: "Теория о трех лицах в едином Боге (то есть о личностной Троице или Триединстве) указывает скорее на политеизм, чем на единого, вечного Я ЕСМЬ..." ("Наука и Здоровье", с. 256). "Жизнь, Истина и Любовь образуют три-единое Лицо, называемое Богом... Бога - Отца-Мать; Христа - духовную идею Сына; божественную Науку, или Святого Утешителя" ("Наука и Здоровье", c. 331).

Бог Сын: Христианская Наука отрицает, что Иисус Христос - Бог во плоти. Она отрицает, что Иисус - одна Личность с двумя природами: совершенный Бог и совершенный человек. Христианская Наука изображает Иисуса Христа в терминах гностического дуализма: "Духовный Христос был непогрешим; Иисус как материальное человеческое существо не был Христом" (Miscellaneous Writtings, p. 84). "Христос, как истинная духовная идея - идеал Бога, сейчас и вовеки" ("Наука и Здоровье", с. 361). "Христос бестелесен, духовен...", и в то же время "телесный человек Иисус был от рода человеческого" (там же, с. 332). Но "материя - эта смертное заблуждение..., материя нереальна и временна" (Miscellaneous Writtings, p. 21). Так что вывод, к которому приходит Христианская Наука, заключается в том, что физическая человеческая сущность Христа была иллюзией, "как это казалось смертным" ("Наука и Здоровье", с. 315).

Бог Святой Дух: Христианская Наука отрицает, что Святой Дух - личностное существо. Она учит, что Святой Дух - это Христианская Наука. "В моем понимании этот Утешитель и есть Божественная Наука" ("Наука и Здоровье", с. 55). Это откровение мыслей и бесконечного разума Бога ("Наука и Здоровье", сс. 502-503).

Участь человека: Поскольку Христианская Наука учит, что Бог есть добро, и что никакая реальность не существует вне Бога, следовательно, она рассматривает грех, болезнь и смерть как смертные заблуждения или иллюзию. Таким образом, Христос, Истина, пришел, чтобы Своим учением и примером избавить человека от этих ложных представлений ("Наука и Здоровье", сс. 473, 475, 108). Христианская Наука отрицает искупительное, заместительное значение смерти Христа: "Материальная кровь Иисуса не была более действенной для очищения от греха, когда она была пролита на "проклятом дереве", чем когда она текла в его жилах, и он повседневно занимался тем, что принадлежало Отцу его" ("Наука и Здоровье", с. 25). "Иисус учил пути Жизни посредством наглядного примера..." (там же). "К небу, к гармонии, ведет один лишь путь, и этот путь указывает нам Христос в божественной Науке" ("Наука и Здоровье", с. 242). "Всеобщее спасение основывается на прогрессе и искусе... Смертных не ожидает "Страшный суд"..." ("Наука и Здоровье", с. 291).

1. Христианская наука отрицает, что воплощение Христа было полнотой божества в человеческой плоти, отрицает совершенство человека Иисуса и пытается найти иное объяснение факту смерти и телесного воскресения Иисуса Христа ("Наука и Здоровье", сс. 336, 29, 332, 53, 398, 313, 593; Miscellaneous Writings, p. 201).

2. Немощи и болезни иллюзорны и являются результатом ложных убеждений, а не прямым следствием греха ("Наука и Здоровье", сс. 348, 386). "Причина всякой так называемой болезни мысленная - это смертный страх, ошибочное верование или убеждение в необходимости и силе болезни; и это также страх перед тем, что Разум не в состоянии защитить жизнь человека и неспособен ею управлять" (там же, с. 377).

3. Ни один истинный последователь Христианской Науки никогда не обратится к врачу или в больницу и не будет принимать никаких лекарств, ибо поступать так - значит отрицать "Божественную Науку" (Christian Science Sentinel, 9 мая 1942, p. 469). В официальном издании церкви The Christian Science Standard of Healing приводятся слова Мэри Бэкер Эдди: "Невозможно овладеть телом каким-либо иным путем [кроме божественного Разума]. В этом основном вопросе робкий консерватизм совершенно не допустим. Только всецело полагаясь на Истину можно обрести научную исцеляющую силу" ("Наука и Здоровье", с. 167; Radical Reliance in Healing, 1958, p. 1).

4. Хотя миссис Эдди и утверждала, что Библия была ее "единственным источником" ("Наука и Здоровье", с. 126), в реальной жизни "христианские сайентисты" принимают Библию лишь через призму ее истолкования в писаниях Мэри Бэкер Эдди. Она говорила, что Библия искажена, а "Наука и Здоровье" - "первая книга", "не засоренная человеческими гипотезами" (The First Church of Christ, Scientist and Miscellany, p. 115; "Наука и Здоровье", сс. 99, 139, 456-457).

Ответ с позиции христианства:

1. Бог - это триединое, личностное, трансцендентное Существо, создавшее "мир и всё в нем" (Деян. 17:24). Он не пантеистическое "Всё-во-всём". Он свят и справедлив не меньше, чем любящ. Бог сотворил и ныне держит в Своей руке весь мир, включая человека (Деян. 17:24-27).

2. Материя - не иллюзия, а реальность, и она была создана отличной от Бога. Он объявил ее "хорошей" (Быт. 1:31). Грех, болезнь и зло - не иллюзия, а результат сознательного выбора человека, восставшего против Святого Бога. Смерть (как физическая, так и вечное отлучение от Бога) является результатом греха (Рим. 3:10, 23; 5:12-14; 1 Ин. 1:8-10).

3. Иисус Христос - не божественная идея Бога, но Сам Бог, уникальным образом явивший Себя во плоти, истинный Бог и истинный человек, одна Божественная Личность, имеющая две неразделимые природы, наш Спаситель и единственный истинный Господь (Ин. 1:1-3, 14; Кол. 2:9; Фил. 2:6-7; Ин. 14:6).

4. Спасение не приобретается путем "самопожертвования", но представляет собой объективную праведность Христа, данную нам благодатью через одну лишь веру (Еф. 2:8-9; Рим. 5:17,19; Фил. 3:8-9) в завершенное дело Христа на кресте, то есть в Его смерть и телесное воскресение (1 Кор. 1:30-31, 15:1-4; Рим. 6:23).

5. Святой Дух - Личность, а не "Божественная наука" (Ин. 16:13-14).

6. "Христианские сайентисты" верят, что Мэри Бэкер Эдди получила Истину путем божественного откровения ("Наука и Здоровье", с. 110). В действительности же она виновна в плагиате, позаимствовав многое в своих писаниях из работ метафизика Георга Гегеля, П. П. Квимби, Френсиса Либера и других (Уолтер Мартин, Christian Science, сс. 7-13; Мартин Гарднер, The Healing Revelation of Mary Baker, pp. 145-158).

Хотя медицинские приемы Христианской Науки могут помочь при психосоматических заболеваниях, было научно доказано, что при лечении органических болезней они не эффективны. Сравнение уровня смертельных исходов среди "христианских сайентистов" и в контрольных группах показало, что среди последователей Христианской Науки смертность значительно выше (Journal of the American Medical Association, 22/29 сентября 1989, pp. 1657-1658 и Vorbidity Weekly Report, 23 августа 1991, pp. 579-582).

Рекомендуемая литература

1. Боа, Кеннет и Литтл, Пол. Лабиринты веры и путь к истине. - Slavic Gospel Press, 1992. - 316с.

2. Мартин, Уолтер. Царство культов. - СПб: "Логос", 1992. - 351с.

3. Харм, Фредерик Р. Как противостоять "научным" религиям. - СПб: Фонд "Лютеранское Культурное Наследие", 2000. - 47с.

Крейг Бранч
Центр Апологетических исследований, г. Санкт-Петербург

 

Фото - Мэри Бэкер Эдди  - astro.com & Луиза Хей - 1-sovetnik.com & Культовое здание секты - Церковь Христа-Ученого (1906) и издательский центр в Бостоне, США - igor-alla.livejournal.com/145265.htm

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru