Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

Почитание святых в Православии


Зачем мы отдаем честь останкам праведных христиан? И от чего они помогают?

Как показывает практика, при очевидности почитания святых в вопросе почитания их мощей у многих людей возникает в лучшем случае недоумение и непонимание, но чаще всего неприязнь и отвращение. Об этом следует рассудить...

Рака с мощами святого праведного Феодора Томского в Богородице-Алексиевском монастыре г. Томска

 

Рака с мощами святого праведного Феодора Томского в Богородице-Алексиевском монастыре г. Томска

"Разве не знаете, что вы храм Божий,

и Дух Божий живет в вас?"

1Кор.3:16

О почитание памяти праведников

Необходимость почитания и памяти праведников, святых, воздание им подобающей чести, очевидно истекает из Слова Божия:

"Память праведника пребудет благословенна" (Притч. 10:7).

Дева Мария в Духе Святом пророчествует:: "...ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1:48).

"…кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника" (Мф.10:41)

"Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7).

Кто такие истинные святые? Во-первых, это люди, принадлежащие истинной Церкви Христовой - Православной Церкви.

Во-вторых, служащие истинному Богу (открывшемуся нам в Библейском и ни в каком ином откровении) и ближним. Именно служащие, ибо это справедливо относиться и к ныне живым, и уже усопшим, находящимся в Небесной Церкви – они и там продолжают служить Богу и людям.

В-третьих, они при жизни своей посредством духовных подвигов, соблюдения евангельских заповедей, и победой над страстями соделались храмами Святого Духа: "Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16) или читаем у апостола Петра: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Петр.2:4-5).

Боговоплощение Христа изменило в корне отношение к человеку  и его телу

Как показывает практика, при очевидности почитания святых в вопросе почитания их мощей у многих людей возникает в лучшем случае недоумение и непонимание, но чаще всего неприязнь  и отвращение.

Об этом следует рассудить, помня, что не все церковное вероучение доступно для людей неверующих и иноверцев: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1Кор.2:14).

Почтительное отношение к телу усопшего является древнейшей традицией. Можно вспомнить благочестивого Товита, который ценой своей жизни, жены и сына в Ниневии тайно хоронил тела казненных, выброшенных за стену города (Тов. 1:18). И, конечно, со школы нам известно трепетное отношение к телу умершего в Древнем Египте. По преданию Авраам родился буквально через несколько лет после смерти Сима  - сына Ноя. Египет, где жили ближайшие потомки Ноя, еще помнил тогда, что человек есть образ и подобие Божие (Быт.1:27), а уж тело праведника и царя требует особой почести.

Однако после египетского плена еврейский народ, вырванный из доминирующей египетской культуры, получил в охранительных целях закон о ритуальной чистоте, в котором прикосновение к умершим есть осквернение (Лев. 21:11; Чис. 19:11).

Можно предположить, что это сделано, во-первых, во избежания идолопоклонничества, обожения останков и могил царей, пророков и праведников. Во-вторых, даже праведники в те времена до Боговоплощения не могли мечтать о преизбытующей благодати Духа Святого, коей сподобляется сейчас каждый добрый христианин. Тогда это были лишь пророчества:  "Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог" (Иез.39:29) или "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения" (Иоил.2:28).

Насколько сокрыта была вся полнота благодати Святого Духа от ветхозаветных праведников, можно судить  по жизни и смерти пророка Елисея, который был учеником пророка Илии, живым взятого на Небо. Мудрый Елисей  просил у Илии: "… дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне" (4Цар.2:9). Он просил двойной благодати Святого Духа, пребывающего на великом Илие! И получил! И он был единственным ветхозаветным пророком, который мог воскрешать мертвых, а после смерти благодать Святого Духа не оставила даже его мощи: "И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои" (4Цар.13:21).

В чем выражается почитание мощей святых

То, что было редчайшим даром и чудом до Христа, стало возможным для тысяч и тысяч христианских святых, ставших храмами Божьими и обителью  Святого Духа. Опыт Церкви открыл, что и после смерти тела праведников  не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых.

Это уважение выражается:

- в благоговейном собирании и хранении мощей;

- в торжественном открытии и перенесении их;

- в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;

- в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);

- в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Антиминс - в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной Литургии

Антиминс - в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной Литургии

***

Справка. Само слово "мощи" (греч. τά  λείψανα от λείπω оставляю, соответствующее ему латинское reliquiae, от relinquo - оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи - все, что, так или иначе. соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Практика почитания мощей является очень древней

Практика почитания мощей является очень древней. Историк  и епископ Евсевий Кесарийский  писал:  "Смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, - и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т.е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников".

Святой Ефрем Сирин так свидетельствовал: "по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поелику мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага (1 Кор. 2:9). Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела".

Святитель Григорий Богослов: "…они (святые мученики) прославляются великими почестями и празднествами, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страданий, так же действительны, как их тела"

***

Читайте также по теме:

***

Невероятное чудо

Столь трепетное почитание мощей мучеников на момент возникновения христианства не имело примеров, ни в иудейской традиции, ни у греков и римлян. Возникновение такого почитания не могло родиться на пустом  и только "теоретическом" месте. Именно реальные чудеса исцелений от мощей святых мучеников, о которых выше упоминали Святые Отцы, легли в основу этой христианской традиции.

Пожалуй,  самое большое впечатление оказало на меня свидетельство архимандрита Досифея столетней давности о чуде исцеления одного калеки и вразумления маловера-академиста от мощей миссионера и святителя Иоасафа Белгородского, которые были обретены в  1911 году:

"Тогда я учился в Санкт-Петербургской Духовной академии. Знаний у меня было много, а веры настоящей не было. На торжества по случаю открытия мощей святителя Иоасафа я ехал с неохотой и думал об огромном скоплении народа, жаждущего чуда. Какие могут быть чудеса в наше время?

Святитель Иоасаф Белгородский. Икона

Приехал - и зашевелилось что-то внутри: такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным. Со всей России съехались больные, калеки - столько страданий и боли, что трудно смотреть. И еще: всеобщее ожидание чего-то чудесного поневоле передавалось и мне, несмотря на мое скептическое отношение к предстоящему.

Наконец прибыл Император с Семьей и было назначено торжество. На торжествах я уже стоял с глубоким волнением: не верил и все же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особое мое внимание привлек один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания. Все части тела срослись - какой-то клубок из мяса и костей на земле. Я ждал: что же может произойти с этим человеком? Что ему может помочь?

Рака я мощами святителя Иоасафа Белгородского

Рака я мощами святителя Иоасафа Белгородского

И вот вынесли гроб с мощами святителя Иоасафа. Такого я никогда не видел и вряд ли увижу - почти все больные, стоящие и лежащие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены.

С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее - и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гроб с мощами поравнялся с ним, он раздвинул руки - раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри него, и он стал выпрямляться с усилием - и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, просил записать...

В Петербург я вернулся другим человеком – верующим"...

***

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому:

  • Молитва святителю Иоасафу Белгородскому. Святитель Иоасаф, как ревностный архипастырь и просветитель - молитвенный покровитель и заступник церковного клира, студентов и миссионеров. Ему молитвенно обращаются за помощью в одолении  страстей и нравственных пороков. При жизни святитель Иоасаф особенно жалел матерей с детьми, так и по смерти он не оставляет их без своего заступничества. Сколько дивных знамений Божественной помощи детям явлено по молитве святителя, сколько даже, казалось, неизлечимых болезней прошло, как слепота, немота, глухота от рождения или после тяжелых заболеваний! Матери просят святого молитвенной помощи о своих больных детях

Акафист святителю Иоасафу Белгородскому:

Канон святителю Иоасафу Белгородскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоасафе Белгородском:

***

Нетленность мощей – неопределяющий признак святости человека

Говоря о почитании мощей, необходимо коснуться темы нетления мощей.

Наиболее известные примеры удивительного нетления в Православии – это мощи Спиридона Тримифунтского († ок. 348), преподобного Александра Свирского († 1553). Нетленными оказались при открытии мощи адмирала и монаха Феодора Ушакова  († 1817), а вот от его современника преподобного Серафима Саровского  († 1833). сохранились только кости.

Нетление мощей само по себе не есть основание для канонизации, равно как отсутствие нетленности никогда не рассматривалось как препятствие для канонизации, и потому что Церковь почитает то, что осталось от святых, это не какие-то материальные явления сами по себе.

Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание, чудеса, совершенные по его молитвам. Соборы не раз запрещали признавать святыми по одному только признаку нетления, как, например, сделал Московский Собор 1667 года. Во всяком случае, нетление всегда рассматриваюсь как одно из знамений Божиих о святости того или иного угодника.

Примечательно и то, что, например, на Афоне нетленное тело монаха рассматривается как свидетельство его тяжкой греховности, и наоборот быстрое и полное истлевание плоти до кости янтарного цвета - свидетельство богоугодной жизни усопшего.

Сейчас почитание мощей – не личинный выбор христианина, а неотъемлемая часть веры.

На основе многовекого опыта Церкви почитание мощей святых было закреплено решением VII Вселенского Собора в качестве одного из столпов христианского вероучения: "Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, - да низложатся, а если иноки и миряне - да лишатся причащения!"

Таким образом, христианин, отвергающий почитание мощей угодников Божиих становиться в одном ряду с еретиками и сектантами.

Поможет ли?

Прибегая с молитвой  к мощам святых подвижников и мучеников нужно иметь не только веру "с горчичное зерно" (Лк.17:6), но и понимание, что исцеление это дар Божий, который дается не всегда по заслугам  и по первому требованию.

Мы просим у Бога, но сами-то пребываем в Нем, ищем ли Его? Когда последний раз Причащались Плоти и Крови Господа? "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин. 15:7).

Не в страстях ли живем и распрях, в дружбе с миром? Апостол Иаков писал: "Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4:3).

Первые века, столько изобилующие чудесами от мощей мучеников, имели принципиальный контекст – в это время становления христианства для простого народа были важны такие свидетельства правильности поведения мучеников, которые совершали для язычников безумие  - умирая за веру в Иисуса Назарятянина.

Оскудение исцелений от мощей святых, думаю, часто не связано с и оскудением нашей веры. Наши врачи могут сейчас исцелять болезни, от которых неминуемо умирали в древности. Для многих больных людей чаять чудесного исцеления - это ожидать превращения камней в хлеб, когда его можно купить в ближайшем магазине.

Убеждает меня в этом вышедший недавно сборник рассказов о чудесах исцеления у православных африканцев. На этом континенте, где основная масса жителей питается парой лепешек и горстью овощей (отчего, кстати, у православных Африки – не приходите в ужас, русские, нет практики многодневных постов), где вместо врачей  - шаманы в XXI веке, происходят невероятные чудеса, которые я читал только в житиях древних христиан.

Стоит ли дерзать на участь Петровой тещи сейчас в пока цивилизованной России, когда горячка оставит Вас после двух таблеток парацетамола  и антибиотика? Не приведет ли он к прелести христианина, вылечившегося так чудесно от гриппа?

Посему прибегать к мощам святых правильнее, прежде всего, для почитания  и воздания славы самого святого, а воздавая славу праведнику, мы с сами получаем по слову Божию (Мф.10:41) его награду. Какую? Его добродетели и плоды: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22-23). Их же в отличие от аспирина в аптеке не купишь…

А будет ли исцеление  - то оставить на волю Бога.

Максим Степаненко,

сотрудник Миссионерского отдела

Томской епархии Русской Православной Церкви

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 25.10.2014.

 

 

 
Читайте также другие публикации раздела "Почитание святых в Православии"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru