Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Святые Православия / Праведный старец Феодор Томский


Сравнение личности императора Александра I с личностью старца Феодора Кузьмича

Кроме сходства почерков императора Александра I и старца Феодора Кузьмича, набирается несколько десятков фактов, подтверждающих их схожесть...

Портрет Императора Александра I. Художник Джордж Доу, 1826.

Портрет Императора Александра I. Художник Джордж Доу, 1826.

Праведный старец Феодор Томский

Глава из книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский"

Прежде чем непосредственно перейти к сравнению личности императора с личностью старца, целесообразно привести "психологический анализ", сделанный господином Д.Д. по сходству личностей.

"В высокой степени интересные соображения об этой возможности с психологической точки зрения приводит некто Д.Д. в статье "Одна из последних легенд", помещенной в саратовской газете "Волга" от 25 июля 1907 года.

Господин Д.Д.с детства знаком с интересующей нас "легендой", много думал над ней, собирал на месте сведения, спрашивал современников события. И что же?.. "Из всего этого, – пишет г-н Д.Д., – я вынес глубокое убеждение, что без признания этой легенды невозможно нарисовать себе духовный образ покойного императора Александра Павловича, что этой именно легендой вполне объясняется и исчерпывается та действенность личности, какая признана всеми историками, бросалась в глаза всем современникам и толковалась вкривь и вкось всеми, кого поражала эта невообразимая смесь скрытности и искренности, активности и пассивности, величия и унижения, гордости и скромности, шума и тишины, вспышек характера и уступчивости, царственного величия и сознания ничтожности.

Только глубокий разлад с самим собой, только затаенное, не могущее быть высказанным кому бы то ни было горе, несчастье, только сознание вольной или невольной, но какой то ужасной вины могут быть объяснены и приведенной легендой и теми легендарными мотивами, которые я в молодости слышал на юге от лиц – современников царствования и смерти Александра Благословенного.

Больная, мятущаяся душа, осознавшая и свой мировой грех, великая душа могла найти прощение и утешение только таким искусом. Нам, мелким людям мелкого и подлого времени, не понять глубины горя редкого по духовной чистоте человека, не постичь истинного величия. Здесь нужен не наш обыденный, а шекспировский полет и масштаб.

Но не один Благословенный старец страдал. Его страдания отразились известным образом на его душе. Те же страдания иначе отразились, но отразились сильно на другой, тоже не мелкой личности – его брате Константине Павловиче. Опять таки, без этой легенды, без этой подразумеваемой тайны, без этой малой вины, безвинной, быть может, в большом чужом грехе, нет и не может быть объяснения и второго крупного характера и второй трагической личности – Константина Павлович. Оба отказались от власти; гроза, прошедшая в молодости, не сломила этих двух гигантов, не подорвала их корни, но поставила перед их духовным взором нечто страшное, великое, вечное...

Вот откуда мистика одного, нервность другого... Я давно уже признаю эту легенду историческим фактом. Я давно уже горжусь тем, что русская история дала такого необыкновенного царя, такую страшную мощь духовной силы. И я убежден, что таким мог быть только русский царь..." [2.2].

Вот так оценивался поступок царя, его уход из мира, в дореволюционный период. Совсем другая трактовка этого поступка имеет место в повести Агнии Кузнецовой "Долли". Автор, описывая пушкинскую эпоху и его современников, как бы мимоходом, в сжатой форме, посвятила одну главу легенде о старце Федоре Кузьмиче. Интересны некоторые выдержки из этой главы.

"Слух о старце Федоре Кузьмиче шел далеко за пределы Енисейской губернии. К нему приезжали из других губерний, из разных городов. "Кто он?" – спрашивали друг друга те, кто видел красивого, высокого старца с длинной бородой, закрывающей медный крест. Он выделялся из всех отшельников, которые побывали в Сибири, своими манерами, каким-то особенным поворотом головы, движением рук, как бы привыкших не к крестному знамению, а к повелению.

Когда же спрашивали его, кто он, старец улыбался и отвечал: "Бродяга, не помнящий родства"... Слава о Федоре Кузьмиче распространилась далеко за пределы Сибири. Его знали. О нем говорили. В редком доме не было его фотографии. Эта известность была не по сердцу старцу, и он неоднократно подолгу скрывался в тайге...

И на пасеке народ посещал старца. Было много приезжих издалека. От наблюдательного народа не укрылось, что приезжали к нему люди и из аристократического общества, ходоки приносили письма, которые он сжигал".

И как оригинально и по новому автор дает оценку этому поступку (уходу из мира) словами своего героя. "А легенду о Федоре Кузьмиче, которую вы рассказали Долли, я знала", – сказала Ирина Евгеньевна. "И, конечно, не поверили в нее?" – спросил Григорий. "Отношусь к ней, как к красивой легенде. Фантазия народа неисчерпаема"…

Глаза Григория сразу вспыхнули упрямым желанием спорить. "Красивая, говорите? А я, Ирина Евгеньевна, уход из мира никогда не считал красивым поступком. Его совершали предельные эгоисты ради спасения самих себя, только себя и своей души. Они не считались с тем горем, которое приносили родным своим уходом из мира. А уход из мира царя – это его позорнейший поступок… Он бросил не только родных, но, главное, возложенную на него миссию и трусливо скрылся в сибирских лесах. Он ловко снял с себя ответственность за расправу с декабристами и перед Богом и перед народом. Я верю в эту легенду, Ирина Евгеньевна. Даль в своих воспоминаниях о Пушкине писал, что поэт уважал предания народа и был убежден, что всегда есть смысл в этих преданиях, только не всегда его легко разгадать "...[3.27].

Выходит, и Л.Толстой был "предельным эгоистом". Он решил повторить уход из мира так же, как Александр I, но только открыто. Болезнь и смерть не дали ему на закате жизни испытать до конца все то, что испытал "таинственный старец". А может, виной этому не "предельный эгоизм", а вызов обществу, его несовершенству?

Но ведь "уход из мира" можно истолковать и совсем по-другому. Александр I знал о тайных обществах с 1819 года от графа Васильчикова и генерала Бенкендорфа. Но он не преследует будущих декабристов, дает созреть этому политическому движению, ограничившись указом о формальном закрытии этих обществ. Он также знает, что поводом к восстанию служит "ненасильственная смерть императора". И он решает уйти из мира, чтобы ускорить переход к республиканскому правлению, о котором мечтал в юные годы. Он понимает, что с ним республика не победит в России. Сам же он разочаровался в республике на примере Франции и ее республиканского лидера Наполеона. Своим уходом он дает реальный шанс будущим декабристам провозгласить республику мирным путем.

К тому же не следует так сильно идеализировать декабристов. У них не было единой программы, не было ясных целей, не было связи с простым народом. Одни были за конституционную монархию, другие – за республиканское правление. И поэтому вполне закономерно, что такие прогрессивные деятели, как Карамзин, Давыдов, Пушкин, Грибоедов, и многие другие прогрессивные деятели того времени не примкнули к декабристам.

Допустим, декабристы победили. Что ожидало бы Россию в этом случае? В связи с тем, что рабочий класс только зарождался, говорить о соц. революции было бы просто несерьезно. А если при этом допустить, что  декабристам в случае победы удалось бы провозгласить буржуазную республику на манер французской, то Россию ожидал бы политический кризис и политические репрессии. И конституционная монархия – лучший из вариантов в случае победы декабристов…

Теперь непосредственно перейдем к сравнению личностей императора и старца. Основным прямым фактом, который бы доказал перевоплощение, мог явиться почерк императора и старца. Но образцы почерка старца Федора Кузьмича были уничтожены в 1909 году, после того как с них сняли фотокопии и размножили их. На основании этих фотокопий и фотокопий писем императора сделана почерковедческая экспертиза.

И хотя на основании фотокопий без образцов нельзя дать категорическое утверждение, но вывод, что "почерк, вероятнее всего, принадлежит одному лицу", говорит нам о многом. По ксерокопиям, учитывая разницу во времени до 30 лет и отсутствие дополнительных образцов почерка старца, такой вывод закономерен.

А вот ссылка на сходство почерков по другим источникам.

"Великий князь Николай Михайлович специально пошел по ложному следу в отношении почерков. Хотя есть основания предполагать, что Федор Кузьмич старался изменить почерк. Относительно сходства почерков императора Александра Павловича и старца Федора Кузьмича некоторые данные находим в письме библиотекаря бывшего обер прокурора святейшего синода К.П.Победоносцева, гражданина Митрополова к купцу Хромову от 2 ноября 1882 года.

Гражданин Митрополов в октябре 1882 года получил от барнаульского мещанина Ефрема Федоровича Здобникова книгу с надписью: "Книжка, Заключающая в себе Акафист Воскресению Христову и сказание об антихристе". Книгу эту, написанную русскими буквами, но славянским слогом, по словам Здобникова, подарил старец Федор Кузьмич одной благочестивой чиновнице в г.Томске. Гражданин Митрополов отправился в императорскую публичную библиотеку сличить там почерк. Получилось несомненное сходство. В то время в ней находился известный знаток русской старины генерал Н.Ф.Дубровин. Узнав, что гражданин Митрополов сличает почерки, он обратился к нему со словами: "Покажите-ка мне, я знаю руку

Александра Павловича и тотчас же скажу, он ли писал". Увидав первую страницу акафиста, он воскликнул: "Это Александр Павлович писал!"  Затем вместе начали сличать подлинные письма и заметки Александра I, сличали буквы в отдельности, и сходство получилось несомненное. Но, видимо, в акафисте почерк намеренно изменен, так как одни и те же буквы писались кое где различно" [2.2,с.129].

А вот к какому заключению пришел в своей заметке Л.Д.Любимов.

"Поиски в архивах очень затруднены тем обстоятельством, что Николай I, по-видимому, уничтожил многое, касающееся конца царствования своего брата. Сличение почерка Александра I с почерком записки, оставленной Федором Кузьмичом, приводило к противоречивым заключениям. Во всяком случае, подлинной научной экспертизы до сих пор произведено не было" [3.22].

"Противоречивое заключение" было получено потому, что была состряпана фальшивка – "почерк на конверте", согласно которой старец Федор Кузьмич на последних минутах жизни, в возрасте 86 лет, твердым почерком вывел на конверте слова "Милостивому государю Семеону Феофановичу Хромову от Федора Кузьмича", обращенные к человеку, который в день смерти старца находился рядом с ним. То, что это фальшивка, подтверждает и утверждение самого Хромова, который говорил, что старец, показав на маленький мешочек, сказал, что в нем "моя тайна", тайнопись – секретный шифр и факсимиле – находились в мешочке, а не в конверте.

Кроме сходства почерков императора и старца, набирается несколько десятков косвенных фактов, подтверждающих перевоплощение.

Во - первых, это чисто внешне поразительное сходство личностей:

1) один и тот же рост императора и старца – 2 аршина 9 вершков;

2) один и тот же предполагаемый возраст, то есть один и тот же год рождения;

3) один и тот же цвет глаз – голубой с сероватым оттенком;

4) один и тот же волос – немного кудрявый, волнистый с проседью;

5) одна и та же плешивость – отсутствие волос на лбу и на затылке;

6) одна и та же немного заметная сутуловатость при ходьбе;

7) один и тот же голос – чудный, кроткий и величественный;

8) одно и то же лицо – красивое, правильное, величественное;

9) одна и та же привычка держать левую руку на груди, когда стоит;

10) немного глуховат на левое ухо (контузия от пушечной канонады) ;

11) мозоли на коленях от длительного стояния во время молитв.

Во-вторых, старца опознали те, кто очень хорошо знал императора:

1) казак Березин, служивший в охране императора Александра I;

2) чиновница Бердяева, которая приехала в Томск к Хромову;

3) бывший солдат Оленьев, проживающий у церковного старосты;

4) бывшие царские истопники, сосланные в Сибирь;

5) господин у Спасского собора в Красноярске во время престольного праздника;

6) один ссыльный, шедший в партии этапом в Сибирь;

7) бывший военный священник Петербурга Иоанн Александровский;

8) С.Н.Голицын по карточке старца обнаруживает поразительное сходство;

9) любимица старца Александра Никифоровна по портрету Александра I.

В-третьих, это полупризнания самого старца:

1) во время чтения вслух про Отечественную войну в избе Хромова;

2) во время хождения в лесу – разговор с самим собой;

3) невольное признание Хромову перед смертью;

4) упоминание о великом князе Михаиле Павловиче, как о равном себе.

В-четвертых, это вещи, найденные после смерти старца:

1) икона Спасителя, которую император увез в Таганрог из лавры;

2) дорогой перстень, который последние годы носил император;

3) письмо Наполеона, написанное Александру на французском языке;

4) метрическое свидетельство о бракосочетании великого князя Александра Павловича.

В -пятых, на перевоплощение указывает одинаковое отношение старца и императора к историческим деятелям:

1) к полководцам Суворову и Кутузову;

2) к полководцу и святому Александру Невскому;

3) к митрополиту Филарету и архимандриту Фотию;

4) к графу Аракчееву и к военным поселениям;

5) к императорам – Павлу I, Николаю I, Александру II;

6) к Наполеону и австрийскому канцлеру Меттерниху;

7) к графу Остен Сакену и отношение к этому семейству Александра I;

8) к майору в отставке Ф.И.Федорову и отношение Александра I к своему камердинеру Ф.Федорову;

9) отношение императора Александра I к известным старцам.

В шестых, на перевоплощение также указывает одинаковое отношение императора и старца:

1) к работе, к земледелию и к крестьянам;

2) к войнам, к царям и к архиереям;

3) к лаврам и к различным монастырям;

Результаты почерковедческой экспертизы почерков императора Александра I и старца Федора Кузьмича

Результаты почерковедческой экспертизы почерков императора Александра I и старца Федора Кузьмича

Запись на конверте, которая не принадлежит по мнению эксперта старцу Федору Кузьмичу

Запись на конверте, которая не принадлежит по мнению эксперта старцу Федору Кузьмичу

Почерк императора Александра I

Почерк императора Александра I

Почерк императора Александра I

Фотокопия с оставленной записки старца Фёдора Кузьмича

Фотокопия с оставленной записки старца Фёдора Кузьмича

4) к путешествиям и разным передвижениям;

5) к различным сектам и масонским ложам.

В-седьмых, на перевоплощение указывают следующие косвенные факты:

1) знание старцем иностранных языков, хотя при аресте выдавал себя за безграмотного, неспособного даже расписаться;

2) переписка старца с Киевом и с Петербургом и то, что он прятал при этом бумагу и чернила;

3) наличие печатного станка у юного Александра и у старца;

4) трактовка старцем благословения Александра на войну с Наполеоном;

5) "тайна" перед "смертью" Александра I и "тайна" перед смертью старца Федора Кузьмича;

6) закаливание здоровья в воспитании Александра и в жизни старца;

7) роль поучительных бесед в воспитании Александра и их отражение в мировоззрении старца;

8) вензелевое изображение имени Александра в жизни Александра I и в жизни старца;

9) нежелание императора и старца, чтобы с них рисовали портреты;

10) нежелание императора и старца, чтобы им целовали руки;

11) любимое блюда императора – жареные гренки, любимое блюдо старца – жареные оладьи;

12) почти одинаковый распорядок дня – ранний подъем и прием пищи один раз в день;

13) отношение Орловой Чесменской к императору и его жене, к старцу и к "мольчальнице";

14) реакция старца на песню про Александра I;

15) способность императора и старца к внушению и самовнушению;.

16) часто употребляемое слово "панок" Хромов в разговоре старца и Польша в царствовании Александра как "польского короля";

17) старушки Марья и Марфа из Новгородской губернии пользовались особым уважением старца, так как они жили рядом с Фотием и "молчальницей";

18) предсказание старца своей любимице Александре, что она встретит царя, и не одного, которое затем сбылось;

19) Александр II не захотел встретиться с Хромовым в Петербурге, так как Хромов видел его выходящим из кельи старца;

20) у императора и у старца в тяжелые минуты жизни часто появлялись на глазах слезы;

21) старец во время молебна всегда становился на правую сторону от входа в церковь, и император в соборе Петропавловской крепости молился в отведенном для него месте с правой стороны;

22) реакция старца на сообщение о покушении на Александра II;

23) реакция старца на сообщение о смерти императора Николая I;

24) отношение императора Александра I к Даниилу и старца к старцу Даниилу (избегал встречи);

25) отношение императора Николая I в доме Остен Сакена к старцу;

26) отношение императора и старца к спиртному;

27) чистота и порядок в кабинете императора и в келье старца;

28) приемы, с помощью которых император и старец сдерживали себя;

29) часто повторяющаяся фраза в разговоре императора и старца – "Так Богу угодно...";

30) отношение императора и старца к лекарствам и самолечению;

31) сравнение физической силы императора и старца;

32) тяга к труду императора и старца;

33) отношение императора и старца к книгам и тяга к знаниям;

34) привычка императора и старца стоять спиной к окну или ходить взад и вперед, как военный;

35) отношение императора и старца к добру и справедливости;

36) способность императора и старца оценивать личность по делам, а не по должности;

37) рано появившийся седой волос у императора и седой старец;

38) правильная разговорная речь императора и старца;

39) привычка императора и старца часто произносить слово "любезный";

40) сходство императора и старца во взглядах на религию;

41) ежедневное обмывание и смена белья императора и старца;

42) отношение императора и старца к нуждающимся людям;

43) отличное знание географии и истории императором и старцем;

44) наведение порядка в бумагах перед "смертью" императора и сжигание бумаг старцем перед своей смертью;

45) отношение императора и старца к себе, самокритичность;

46) Мария Федоровна в жизни императора и в жизни старца;

47) Волконский в жизни императора и в жизни старца;

48) отношение к различным почестям императора и старца;

49) граф Толстой в жизни старца и отношение императора к писателям и поэтам Карамзину, Вяземскому, Жуковскому, Пушкину.

Вероятно, некоторые пункты в сравнении личностей императора и старца требуют дополнительного разъяснения. Например:

Как относился император к работе, к земледелию и к крестьянам, говорят, кроме перечисленных в первой части исследования, и другие факты из его жизни: "26 марта 1784 года. Высоко рожденные господа (Александр и Константин) занимаются изучением столярного мастерства под руководством Майера, столяра немца, и большую часть дня пилят, строгают. Не правда ли, забавно, что будущие государи воспитываются учениками столярного ремесла"...[1.1,т.1,с.26. Из писем Екатерины II].

"Таким образом, от жестоких помещиков отнимали крестьян и имения в опеку, а их самих заключали в монастырь на покаяние" [1.4,ч.1,с.34].

"Лагарп поучал Александра: "Видишь ли этих подлецов?– говорил он Александру.– Не верь им, но старайся казаться с ними благосклонным, осыпай их крестами, звездами и презрением. Найди друга вне этой среды, и ты будешь счастлив". Уроки эти принесли плоды" [Статья П.Каратыгина "Супружество императора Александра I"].

"Великий князь восхищался цветами, зеленью. Александр любил земледельцев и грубую красоту крестьянок, сельские работы, жизнь простую, спокойную; желал уединиться в захолустье, на каком-нибудь веселеньком хуторе, вот роман, который он мечтал осуществить и о чем он постоянно говорил со вздохом" [1.6,с.22].

"Однажды все общество гуляло по полям и встретило крестьянина, пахавшего землю. Государь встал на его место и по пашне сохою провел борозду" [1.2,т.6].

А теперь для сравнения приведем соответствующие факты из жизни старца. "Нередко видела она Федора Кузьмича работавшим в огороде вместе с крестьянами... Проходя как то из лесу с корзиной брусники мимо соседнего огорода, увидала она в нескольких шагах от себя копающего картофель старца "...[3.5].

"Кроме того, он обнаруживал немалое знание крестьянской жизни, отдавал предпочтение земледельцам, давал ценные сельскохозяйственные указания относительно выбора и обработки земли, устройства огородов и всякого рода посевов. Говорил о значении земледельческого класса в государственном строе, знакомил крестьян с их правами и обязанностями..." [3.5].

"Узнав об этом, крестьяне соседних деревень наперебой начали заманивать к себе старца, предлагая ему большие удобства, очевидно, с расчетом иметь около себя сведущего человека и добросовестного руководителя" [3.4,с.81].

Поэтому можно заключить, что по отношению к работе, к земледелию и к крестьянам противоречия между императором и старцем нет, есть только сходство.

Наличие печатного станка у юного Александра и у старца так же требует разъяснения: "10 марта 1783 года. Прошу вас настоятельно, купите для господина Александра карманную книгопечатную машину; надо также, чтоб были буквы и несколько дюжин дощечек для печатанья картинок. Это будет славное угощение для господина Александра, который и без того все рыскает по фабрикам, где только об них прослышит" [Письмо Екатерины II барону Гримму.1.1,т.1,с.23].

"Однажды какой-то странствующий инок посетил келью старца и увидел у него молитву, которая чрезвычайно понравилась иноку. Последний попросил старца списать ее для него. Федор Кузьмич велел прийти за ней на следующий день. Инок пришел и получил от старца молитву, но не переписанную, а напечатанную. Печатный листок будто бы только что вышел из типографии: и бумага, и краска были совершенно свежие. Дело происходило в селе Краснореченском, где, конечно, никаких типографий не было, да и быть не могло" [2.2,с.47].

А вот как трактует старец благословение Александра на войну с Наполеоном: "Замечательно, что Федор Кузьмич никогда не упоминал об императоре Павле I и не касался характеристики Александра Павловича. Только события, тесно связанные с именем этого императора, неизбежно должны были вызвать в нем некоторые суждения. "Когда французы подходили к Москве, – рассказывал Федор Кузьмич, – император Александр припал к мощам Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику. В это время он услышал, как будто бы внутренний голос сказал ему: "Иди Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов! Как Фараон погряз в Чермном (мертвом) море, так и французы на Березовой реке (Березине)" [3.5,с.81].

А вот как этот факт фиксируется в истории. "Подобно святому Сергию, некогда благословившему великого князя Дмитрия на брань с Мамаем, Платон 14 июля послал к императору с наместником Троицкой лавры Самуилом образ преподобного Сергия, написанный на гробовой доске угодника и сопутствовавший Петру Великому в походах и сражениях. Тогда Платон в духе пророческом писал императору из Вифании: "Покусится алчный враг простереть за Днепр злобное оружие – этот Фараон погрязнет здесь с полчищем своим яко в Чермном море""...(Платон – митрополит, управлял Московской епархией 37 лет и в 1812 году, по преклонным летам и слабости здоровья, жил в Вифании)[1.2,с.285]

"Тайна" перед "смертью" Александра I сильно схожа с "тайной" перед смертью Федора Кузьмича: "Александр улыбнулся болезненно и лукаво: вспомнил, что показал Голицыну конверт с собственноручной надписью: "Вскрыть после моей смерти". И Голицын успокоился. А в конверте были вложены две "молитвы", написанные со слов Фотия, и ничего больше..."Завещание" и векселя на имя танцовщицы Телешовой были в золотом конверте (крупные счета, но не платить по ним было нельзя)" [1.9]. "У покойного государя было завещание. Когда мы, по смерти его, вскрыли сии бумаги, то нашли, что в них были написаны какие то молитвы" [1.1,т.4,с.389].

"После смерти старца найдено в его мешочке, про который он сказал: "В нем моя тайна", – молитва и ключ к тайной переписке" [3.5].

***

"Тайна" Фёдора Кузьмича

"Тайна" Фёдора Кузьмича

Незадолго до своей смерти Феодор со словами "В нём моя тайна" указал Хромову на мешочек, висящий над кроватью старца. После кончины старца мешочек был вскрыт, в нём обнаружились две записки - узкие бумажные ленты, исписанные с обеих сторон. Кроме этих записок сохранилась написанная старцем выдержка из Священного Писания, датированная 2 июня 1849 года, и конверт с надписью "Милостивому государю Семиону Феофановичу Хромову".

Содержание записок было довольно туманным и при желании позволяло интерпретировать их как в качестве подтверждения, так и опровержения легенды об императорском происхождении старца.

Попытки расшифровать данные записки предпринимались неоднократно.

Подлинные записки считаются исчезнувшими при неизвестных обстоятельствах в 1909 году. В настоящее время сохранились лишь их фотокопии, причём не очень хорошего качества, что значительно затрудняет возможности по дальнейшей их идентификации и дешифровке.

Расшифровка В.В. Барятинского

Исследователь легенды о старце конца XIX века В.В. Барятинский предлагал следующий вариант расшифровки текстов записок:

Лицевая сторона первой записки: "Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово";

Оборотная сторона первой записки: "Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают" (в значении - когда Александр хранит молчание, то его не терзают угрызения совести относительно Павла);

Лицевая сторона второй записки: "Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло";

Оборотная сторона второй записки: "1837 г. МАР 26" (дата прибытия старца к месту ссылки), "в. вол" (Б(В)оготольская волость - место ссылки), "43 Пар" (сорок третья партия ссыльных).

Расшифровка И.С.Петрова

Иван Петров, преподаватель Санкт-Петербургского театрального училища, заинтересовавшись записками, путём перестановки букв подобрал ключ для прочтения "тайны" старца. Данной расшифровкой заинтересовался великий князь Николай Михайлович и привёл её в своей работе про Фёдора Кузьмича:

Се Зевес И.Е.В. Николай Павлович

без совести сославший Александра

от его (чего) аз нынче так страдающь

брату вероломно вопию

Да возсия моя Держава

1837-го г. Мар. 26-го

Николай Михайлович пишет, что это -  первая удачная попытка расшифровать записку, но всё же эта расшифровка, сообщающая о том, что Александра сослал его брат Николай, не соотносится с общим характером легенды. Также он отмечает, что, по его мнению. "записка есть плод воображения кого-то, кто видел и знал старца и, будучи знаком с легендой, хотел ввести в заблуждение всех тех, кому удалось бы разгадать смысл этой загадки".

***

Поучительные беседы имели немаловажное значение, как в воспитании Александра, так и в жизни старца: "Из инструкции видно, что Екатерина придавала большое значение поучительным беседам и чтению, как средству, которое скорей может укрепить детей в правилах добра и нравственности" [1 4 ч.1,с.5].

"Нередко видела она Федора Кузьмича... окруженного толпою крестьян, внимательно слушавших его поучительные беседы" (Из рассказа любимицы старца Александры Никифоровны)[3.5].

Вензелевое изображение имени Александра в жизни Александра I и в жизни старца и их отношение к нему также наводят на размышления: "На другой день после рождения Александра. При этом случае директор Академии наук Сергей Герасимович Домашнев поднес цесаревичу (отцу Александра)новый календарь на 1778 год, украшенный...вензелевым именем великого князя Александра Павловича в фронтисписе под короной" [1.1,т.1,с.223,сн.3].

"14 июля, в Петергофе (1779 г.). "Теперь отгадайте, чем я здесь забавляюсь. Показываю азбуку господину Александру, который еще не умеет говорить и которому всего только полтора года. Он так хорошо знает А, которое заметил на собачке, что отличает его везде, где ни увидит, а теперь мы заняты другими гласными, после чего перейдем к слогам"" [1.1,т.1,с.12].

"При входе в танцевальную залу император увидел на стене вензелевое изображение своего имени. В результате этого Волконский получил выговор от императора. Было приказано Данилевскому, чтобы впредь во всех городах, где будут приглашать на балы, предварительно осматривать комнаты и именем государя воспрещать, чтобы в них находились портреты императора, его изваяния или вензелевые изображения его имени, и затем, чтоб отнюдь не пели стихов в похвалу его величеству" [1.1,т.4,с.75].

"Оставляя в 1857 году навсегда селение Зерцалы, Федор Кузьмич перенес из своей кельи в часовню образ Печерской Божьей матери и евангелие. В день отъезда пригласил он несколько крестьян в часовню и по окончании молебна поставил в ней раскрашенный разноцветными красками вензель, изображавший букву А с короной над нею и летящим голубком вместо перечерка. "Храните этот вензель пуще своего глаза", – сказал он при этом зерцаловским крестьянам. И буква эта до сих пор хранится в часовне, помещенная за поставленным Федором Кузьмичом образом Печерской Божьей матери".[3.5].

Император и старец не желали, чтобы с них рисовали портреты: "В его голосе и манерах было бесконечное разнообразие оттенков... Ни одному живописцу, без исключения, не удалось верно схватить черты его лица и, в особенности, передать свойственные им тонкость и выражение. Александр не любил, чтобы с него снимали портреты, и они большею частью делались тайком" [Из дневника графини Шуазель.1.1,т.3,с.78].

"Старец никак не соглашался, несмотря на все просьбы его почитателей, снять с себя портрет..." [3.2,с.217].

Император и старец не желали, чтобы им целовали руки: "Заметив обычную улыбку на устах Александра, Волконский обрадовался и хотел поцеловать его руку, но государь живо отнял ее и сказал: "Какой прекрасный день!" [1.4,ч.2,с.203].

"Когда я к нему подошел, то изволил, взглянув милостиво, улыбнуться, и когда я поцеловал руку его величеству, то изволил сделать мне знак глазами, зачем я сие делаю, ибо я знал, что он не жаловал давать свою руку целовать" [2.3,с.50].

"Мне показалось, что гусар поцеловал ему руку, чего Федор Кузьмич никому не позволял..." [2.2,с.27]. (Встреча с племянником – Александром 2)

Любимое блюдо императора – жареные гренки, любимое блюдо старца – жареные оладьи: "Государь в седьмом часу утра кушал чай, всегда зеленый, с густыми сливками и с поджаренными гренками из белого хлеба..." [1.1,т.4,с.311].

"Особенно старец любил жареные оладьи с сахаром. "От таких оладий и сам бы царь не отказался!" – говорил он, когда ему приносили их".[3.5].

Почти одинаковый распорядок дня – ранний подъем и прием пищи один раз в день: "По рассказам очевидца, образ жизни государя во время путешествий был весьма однообразный. "Он просыпался часу в восьмом, в постели кушал чай, потом надевал белый халат, молился Богу и начинал, не торопясь, одеваться. Когда подают воду для умывания, то зовут князя Волконского, который стал недавно ходить в тулупе к государю. Туалет императора продолжался с час; потом, отъехав верст 30 или 40, он обедал с большим аппетитом и пил только бургонское вино, которое нарочно присылалось из Петербурга; после кофея вставал из-за стола и немедленно отправлялся в путь. Верст через 60 подавали чай, что по прибытии на ночлег опять повторялось. Таким образом, в сутки он один только раз употреблял пищу" [1.1,т.4,с.126].

"Не всегда и везде бывали балы и обеды, иногда приходилось питаться одним картофелем; иногда неудобства пути доходили до такого предела, когда сама жизнь путешественников подвергалась опасности" [2.3].

"Старец Федор Кузьмич кушал один раз в день. В десять часов утра приносили жена Хромова Наталья Андреевна или дочь их Анна Семеновна ему кушать и стакан чаю и это оставалось до четырех часов пополудни. В четыре часа приходили к нему брать посуду, и он всегда говорил накануне, что ему готовить..." [2.2,с.151].

Отношение Орловой Чесменской к императору и к старцу, и к "молчальнице": "Оперившись миллионами "дщери девицы" графини А.А.Орловой Чесменской, архимандрит Фотий решился выступить бойцом за греко-российскую церковь, которую никто, в сущности, не намеревался лишить первенствующего положения и отклонить на ложный путь. Сидя в Юрьевском монастыре, Фотий обдумывал замышляемый им крестовый поход за веру и святую церковь Божию против министра духовных дел князя А.Голицына".[1.1,т.4,с.316].

"Покровители Фотия через Орлову Чесменскую выхлопотали архимандриту аудиенцию у императора Александра..." [1.1,т.4,с.248].

О "молчальнице" Вере Александровне точно знала графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская...Графиня А А.Орлова Чесменская пожертвовала в 1848 году в Томский Алексеевский монастырь пять тысяч рублей (в ограде этого монастыря был впоследствии похоронен старец) [2.2].

Вероятно, найдутся опять среди историков авторитеты, которые в очередной раз посчитают выводы относительно "перевоплощения" неубедительными и приведут "дополнительные доводы", как это сделали в свое время доктор исторических наук С.Б.Окунь, кандидат исторических наук Н.Н.Белянчиков и кое-кто еще...

Продолжение следует...

***

Оглавление книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский":

Оглавление

Отзывы об историческом исследовании В.И. Федорова

Часть I. Доказательство инсценировки "смерти" императора Александра I

Часть II. Доказательство логическим путем "перевоплощения" скрывшегося императора в таинственного старца

Часть III. Несостоятельность выводов противников перевоплощения Александра I в старца Феодора Кузьмича

Повод к написанию исследования о старце Феодоре Кузьмиче и императоре Александре I

"Царская глупость"

Использованная литература в книге "Император Александр Благословенный - святой старец Феoдор Томский

***

Молитва праведному Феодору Томскому:

Молитва праведному Феодору Томскому. Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные - он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.

Акафист праведному Феодору Томскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru