Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы здравой психологии


У созависимых своя "ломка"

Как работают православные группы поддержки родственников наркозависимых? Почему "спасатель" и "пособник" - одно и то же?

Созависмость при наркомании и акоголизме

***

Четырнадцать женщин разного возраста за столом. Перед ними чай, мармелад, печенье. Они заботливо наполняют пластиковые стаканчики друг друга кипятком, передают угощение. Некоторые из них хорошо знакомы, другие пришли впервые и присматриваются к обстановке.

Объединяет женщин общая беда – у каждой есть сын, дочь или муж, употребляющие наркотики. Это группа поддержки родственников наркозависимых, действующая при московском храме прп. Марона Пустынника.

В России десятки таких групп, в Москве их 13. Некоторые из них совсем маленькие, по 3-4 участника, а есть и большие – до 25 человек. Обычно об их существовании люди узнают из объявлений, висящих в храмах, или же позвонив в церковный Координационный центр по противодействию наркомании по телефонам 8-499-704-61-69 или 8-968-712-30-30. Проводит занятия обычно психолог или консультант по химической зависимости.

"В основном приходят мамы. Иногда вместе с ними приходят отцы. Это, кстати, серьезный показатель того, что успех будет, потому что есть взаимопонимание между родителями, они заодно", - рассказывает Максим Благодатских, координатор церковной системы помощи наркозависимым protivnarko.ru.

"Моя задача - создать доверительную атмосферу в группе, чтобы люди могли поделиться своей бедой и своим опытом. Есть моменты, когда я могу проконсультировать и как психолог, - сказала Наталья Ищенко, руководитель нескольких православных групп поддержки родственников и близких наркозависимых. - Но помогает именно группа, когда, например, приходит участница и рассказывает, благодаря каким шагам ее сын сейчас на реабилитации".

От чего "выздоравливают" близкие наркозависимых?

В первую очередь близким наркозависимого нужно избавляться от "патологического желания жить жизнью другого человека".

Распространенная ошибка участников - приходить на группу, чтобы узнать, как спасти близкого.

"Человек может изменить что-то только в своей собственной жизни! Вторгаться в чужую, пусть даже к самому близкому человеку, он не имеет права, - подчеркнул Максим. – Он может изменить свое отношение к происходящему и свое поведение, может начать действовать правильно. Главная цель посещения группы – наведение порядка в собственной жизни. В первую очередь нужно попытаться отстраниться от проблемы".

В конечном итоге, именно это и поможет наркозависимому.

По наблюдению Натальи Ищенко, "родственники часто приходят на группу в ожидании, что им предложат какую-то волшебную пилюлю, таблетку, рецепт, и все будут счастливы". А если им удается уговорить наркозависимого отправиться на реабилитацию, они "живут в ожидании, что он вернется обновленным", а им останется лишь получать "дивиденды". Но очень часто зависимость – это последствие неправильных отношений в семье, какой-то дисфункции или сбоя.

"Многие родственники сами не знают цели в жизни и очень удивляются, когда их об этом спрашиваешь. Как это? Моя цель – это чтобы он не кололся, отвечают они.

У меня в практике был случай, когда муж перестал пить, занялся спортом, на работе у него дела пошли, а его жена жаловалась, что у нее состояние, как у зависимых при отмене вещества. Ломка. Тело как будто палками побили, она не может найти себе место, не понимает, как дальше жить.

Ей теперь не надо волноваться, когда он домой придет, какой он придет. Порой родственникам трудно жить своей жизнью. Поэтому и слышишь: да лучше б ты пил", - рассказала Наталья.

"Мы не даем инструкции"

Максим Благодатских, координатор церковной системы помощи наркозависимым

Максим Благодатских, координатор церковной системы помощи наркозависимым

Встреча начинается с молитвы "Царю Небесный…", потом каждый представляется и рассказывает, с чем пришел. Новичкам приходится говорить дольше, ведь об их проблеме еще никто не знает. Другие делятся тревогами, пережитыми за прошедшую неделю. Впрочем, не обязательно тревогами и конфликтными ситуациями. У кого-то были и достижения, а кто-то просто узнал о хорошей выставке и спешит сообщить о ней остальным. Тема и содержание этой маленькой речи целиком зависит от желания говорящего. Под запретом лишь политика, реклама и дискуссии по духовным вопросам.

"Многие думают: никому не интересно слушать, какие у меня проблемы, и как я с ними не справляюсь. На самом деле негативный опыт – это тоже опыт", - говорит Максим Благодатских.

Действительно, слушатели воспринимают истории других участников с огромным интересом, задают вопросы, делятся собственными наблюдениями. Согласно правилам, все сказанное и услышанное должно оставаться в пределах комнаты, где проходит собрание. Критиковать и оценивать друг друга тоже не принято.

"Мы им не даем какие-то назидания и инструкции, люди должны сами порассуждать и принять для себя решение, потому что ситуации у всех разные", - поясняет Максим.

После обсуждения ситуаций участников группа переходит к теме дня. В специальной методичке для руководителей групп предлагается примерный список тем. "Как вести себя созависимым, когда они чувствуют, что приближается срыв близкого человека?", "Как выстраивать "границы" в своей жизни?", "Как построить разговор или беседу с зависимым человеком, когда он просит о помощи, желает поговорить?", "Может ли человек не грешить?", "Что нужно делать, когда кажется, что ничего уже нельзя сделать?", "Как, сохраняя любовь к ближнему, позволить ему самому понести ответственность за свои поступки?".

В конце подводятся итоги. Каждый участник сообщает, что нового он узнал, какие у него возникли мысли или впечатления. В заключение читается молитва "Достойно есть…"

Помогает или нет

Как понять, что посещение группы помогло? Женщины, рассказывающие за чаем свои истории, проявляют самые разные чувства. У одних в глазах стоят слезы, другие способны шутить. Кто-то уверенно цитирует методическую литературу, а кто-то безнадежно повторяет: "Я недовольна собой".

"Показатель эффективности группы - это стойкая жизненная позиция человека. Вначале он приходит в абсолютно раскисшем состоянии, не понимает, что происходит. А когда ему дают нужную информацию, когда он получает поддержку, у него появляются силы, чтобы что-то менять", - объяснил координатор церковной системы помощи наркозависимым.

Это видно даже внешне: человек лучше выглядит, улыбается, становится более общительным. Но "темп" у каждого свой.

"Одна женщина ходит уже несколько лет, но по ней незаметно, что происходят какие-то сдвиги. Она постоянно в унынии пребывает, в депрессии, не говорит о себе, постоянно говорит о сыне. Теоретически она все понимает и рассуждает правильно, но у нее не получается", - рассказал Максим.

"Другая всегда приходит на группы радостная. Она готова делиться своим оптимизмом и всегда "зажигает" других участников. Хотя рассказывает вещи, от которых, казалось бы, она должна быть очень грустной: ее сына, наркозависимого, посадили. Но она рассуждает, что, возможно, он в тюрьме сможет справиться с проблемой, возможно, он там начнет ходить в храм. К ударам судьбы она готова и переносит их очень достойно", - привел он другой пример.

"А бывает, - продолжил он, - что мама ходит в группу месяц или два, читает литературу, общается со специалистами и участниками, учится вести себя правильно, и ее наркозависимый родственник, который и слышать не хотел о проблеме, по собственной воле уезжает в церковный реабилитационный центр".

Почему "спасатели" - это "пособники"

Проблемы зависимых и созависимых очень похожи, считает Максим: "Созависимый человек тоже теряет покой, сон, начинает закрываться от общества, скрывая семейную проблему, его мучают страхи, у него паника, он в тупике. Он проживает свою жизнь, стоя у окна в ожидании, в каком состоянии придет сегодня его родной.

Он ведет себя как спасатель. Он своего родственника и от полиции спасает, и долги за него платит, постоянно на лечение отправляет против его воли.

То есть решает за него кучу проблем, и из-за этого человек, который употребляет наркотики, теряет ощущение реальности и не чувствует последствий своего употребления. Ему кажется, что проблем у него нет".

Наталья Ищенко называет такое поведение "пособничеством". "Например, у зависимого отобрали права за нарушение правил дорожного движения в состоянии наркотического опьянения. Что делают родственники? Едут, пытаются как-то уладить этот вопрос. Или же зависимый решает: все, мне нужно выздоравливать, нужно ехать в наркологию. Что делают родственники? "Ты что! Да тебя на учет поставят, и потом ни на какую работу не возьмут", - говорят они. Это и есть пособничество", - сказала она.

Четыре совета: как помочь наркозависимому, начав с себя

Как должен вести себя родственник, чтобы действительно помочь наркозависимому, а не быть вечным "спасателем"?

Во-первых, обратиться за помощью к специалистам. Зачастую люди долго не делают этого, опасаясь огласки. Причем, позвонив в церковную организацию, можно получить информацию не только по православным, но и по светским реабилитационным центрам, заслуживающим доверия.

Во-вторых, перестать винить себя в сложившейся ситуации.

В-третьих, понять, что контролировать употребление наркотиков другим человеком не получится. "Если родные начнут постоянно заглядывать в глаза, искать что-то по карманам, уличать в чем-то, это только окончательно разрушит их взаимоотношения", - сказал Максим Благодатских.

В-четвертых, дать человеку возможность встретиться с последствиями употребления наркотиков.

***

26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

В мире существует несколько различных подходов, основываясь на которых работают группы поддержки для зависимых и созависимых. Самые известные из них созданы сообществами Анонимных Наркоманов (NA), Союзом Креста (Kreuzbund), семейными клубами и обществами трезвости. Православные группы поддержки – это еще относительно "молодая" технология социальной работы с наркозависимыим и их близкими, но она в настоящее время очень активно развивается в разных регионах России.

Русская Православная Церковь, координируя создание аналогичных групп, опирается на многовековую традицию и на современные исследования природы химической зависимости. Православная группа всегда является частью того прихода, для которого она организована, она действует по правилам прихода и не может существовать отдельно.

Антинаркотическую деятельность церковных организаций курирует Координационный центр по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности. В настоящее время в ведении Церкви находится более 70 реабилитационных центров, десятки кабинетов первичного приема, центров ресоциализации, а также групп поддержки наркозависимых и их близких.

Нина Кайшаури

Милосредие.Ru - 26.06.2017.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы здравой психологии"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru