Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Осторожно: искушение псевдоправославием


Поучение о религиозном невежестве

К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога (1Кор.15, 34).

Свадьба Мопса и Нисы или Грязной Невесты. Питер ван дер Хейден, 1570

Свадьба Мопса и Нисы или Грязной Невесты. Питер ван дер Хейден, 1570

Упрекнуть кого-либо в невежестве, назвать невеждой – одно из самых чувствительных оскорблений, какое можно сделать в наше просвещенное время современному человеку. Обладать знаниями в таких делах, которые не имеют непосредственного отношения и прямого приложения к нам, вменяется в особую похвалу и достоинство для человека образованного, хотя и не считается стыдом не иметь таких знаний. В обществе высоко ценится, если например, юрист обладает и некоторыми медицинскими познаниями, медик знает нечто и по юридическим делам, горожанин знаком с хлебопашеством, а крестьянин с каким-нибудь ремеслом, все это, говорю, высоко ценится, но не может быть требуемо от каждого.

Никому не придет на ум порицать нас за недостаток познаний таких предметов, которые не входят в круг наших занятий и обязанностей. Но от каждого везде требуется и должно быть требуемо знание того, что прямо относится к нам, к нашим обязанностям, к нашей должности. Незнание, невежество в этом отношении составляет стыд и срам для нас. – Но вот мы – все православные христиане, религия для каждого из нас, к какому бы званию и состоянию ни принадлежал он, составляет прирожденную, существенную, неотложную необходимость; от каждого из нас требуется и должно быть требуемо надлежащее познание истин своей православной веры. Если же для нас стыд и срам не знать .того, что относится к нашим занятиям, к нашим делам, если мы оскорбляемся, когда кто упрекнет нас в таком невежестве, – то какой должен быть стыд, какой срам – невежество в делах своей веры, своей религии? Не наша это мысль и не наше выражение. Апостол считает стыдом недостаток полного и основательного религиозного познания: к стыду вашему скажу, пишет апостол Павел, некоторые из вас не знают Бога (1Кор. 15:34).

Если, далее, от каждого ожидается знание и понимание того, что относится к роду его занятий, требуется знание мельчайших подробностей, то тем более это необходимо относительно того, что составляет величайшую важность. Вера и религия составляет для всех нас не только важное, но и важнейшее из всего, что только может быть на земле. Верою мы познаем Бога и Его святую волю, узнаем образ и способ служения Ему, средства к достижению спасения. Конечно, и другие познания могут иметь для нас большую важность, но эти познания относятся только к земному благополучию, чести или бесчестию человека. Важно для купца основательно и вполне знать свое дело, для ремесленника – свое ремесло, для земледельца – хлебопашество. Этим они снискивают себе средства для жизни, применением таких знаний они могут достигнуть благосостояния, богатства и уважения; но что это в сравнении с тем, что доставляет вера? – Только посредством веры можно угодить Богу, только религия может даровать внутренний мир, без которого при всем внешнем благосостоянии немыслимо в этой жизни истинное счастье. Всякое знание человеческое, уклоняющееся от Бога и святой Его воли, суетно и опасно. Подлинно суетны люди, у которых нет ведения о Боге, говорится в книге Премудрости (13:1), и в Евангелии Иоанна читаем, какое познание важнейшее и необходимейшее: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (17:3). – Знать Бога, любить Его и служить Ему составляет важнейшее из всех дел наших на земле. Человеку естественно желание знать многое, но к чему все такое знание, если нет у него самого главного и основного знания – о Боге?

Поелику же религия составляет самое важное для каждого из нас, то поэтому и стараются с самых ранних лет детства знакомить нас с ее учением и требованиями. Христианские родители еще до того, когда начинают знакомить своих детей с делами житейскими, уже беседуют с ними о небесном милосердом Отце и о том, что Ему угодно и что Его оскорбляет. В школе, во все продолжение учения, обучение закону Божию стоит во главе всех других классных занятий. В храмах Божиих, при воскресном и праздничном богослужении, слышится проповедь о вере и нравственности христианской. Пастыри наши во всякое время готовы предложить свои знания всякому, кто захочет приобрести их. В прежнее время, когда меньше было грамотных, меньше было и одним средством к приобретению религиозных познаний. Теперь всякий грамотный человек в книгах религиозного содержания может найти восполнение, освежение и оживление своих религиозных познаний. Каждый пастырь с охотою укажет такие книги.

Если же религия, чего никто из нас не станет отрицать, самое важное для каждого человека, если нет у нас недостатка в средствах и случаях к приобретению надлежащих религиозных сведений, то невежество в истинах веры и христианских обязанностях должно быть признано в высшей степени постыдным. Оно происходит вследствие того, что хотя и сознают важность дела, но не употребляют средств, но не хотят пользоваться случаями. Обращу внимание на последнее из указанных средств, на чтение религиозных книг.

Не постыдно ли приобретенное в школе умение читать, по выходе из школы совсем забывать или же употреблять оное на дурное и вредное чтение? Большею частью грамотные и в руки не берут книги, а если же и берут, то читают (разумею простолюдинов) сказки, сонники, песенники и т.п. бесполезные, а нередко вредные книжки. Пусть бы читали хотя такие книги, которые могут доставить полезные сведения по хозяйству, по ремеслам: мы бы не порицали такого чтения, хотя и заметили бы, что самое лучшее чтение – чтение религиозных книг, так как из них приобретается важнейшее из всех знаний – знание святой нашей веры.

Несомненно, таким образом, что религиозное невежество в высшей степени постыдно; но это еще не все: оно в высшей степени вредно и пагубно. Укажем на некоторые из печальных последствий религиозного невежества.

Вера потому только есть высочайшее благо в этой жизни, что в ней и чрез нее может быть достигаемо высочайшее блаженство в будущей жизни. Но вера тогда только делает нас блаженными, если она твердо сохраняется в сердце и верно исполняется в жизни. Кто обладает каким-либо благом, но не сознает его достоинства, тот и ценить и любить его будет не так, как следовало бы, и не будет заботиться о сохранении его. Невежественный в своей вере православный слишком мало знает свою православную веру, превосходство ее, святость и божественность ее требований, чтобы он мог с совершеннейшим убеждением любить и почитать ее как свое величайшее благо. Он считает себя православным не столько вследствие твердого убеждения, сколько вследствие привычки, сколько вследствие рождения и воспитания в православии. Поэтому, если он слышит возражения против своей веры, то он легко поддается сомнениям и колебаниям; а чтобы защищать свою веру против других – об этом не может быть уже и речи. Вера есть корень богоугодной жизни, только происходящее из оснований веры имеет цену пред Богом. Повредивши корень, вернее всего можно испортить все дерево с его ветвями, цветами и плодами.

Враг издавна вернее всегда успевает, когда в состоянии бывает подкопать веру. Поэтому искушения его особенно к тому направлены, чтобы возбудить в человеке религиозное сомнение. В этом он имеет себе, особенно в наше время, немало помощников. Против религии и веры многое можно слышать теперь в обществе, иногда наталкиваться при чтении книг и газет; не редкость, что соблюдающие веру и требования ее подвергаются насмешкам. Православный, не имеющий основательных познаний своей веры и не проникнутый ею, едва ли принесет за нее жертву, когда обстоятельства потребуют таковой; станете даже стыдиться ее, когда начнут глумиться над нею и над исполняющим ее требования. Такой православный принадлежит к числу тех, которых апостол называет младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4:14).

Странно, что невежество, служащее основанием равнодушия и нетвердости в вере, приводит нередко, я мог бы сказать – к излишеству в вере, к тому именно, что верят в то, что не заслуживает веры, к суеверию. Весьма нередко можно встретить людей, которые довольно холодны и равнодушны к делам веры, и между тем в высшей степени бывают суеверны. Нередко приписывают большую важность второстепенным вещам и не обращают внимания на главное, разные обычаи и несущественные обряды исполняют добросовестнее, точнее и усерднее, чем заповеди Божии, приписывают сверхъестественную силу таким средствам, которые ни по своим естественным свойствам, ни благословением и освящением церкви, не могут служить тем целям, которых желают достигнуть. И кто больше всего прибегает к таким суеверным средствам, как не те, у которых нет основательных религиозных познаний?

Невежество, недостаток знаний в делах веры и совести служит вообще матерью различных грехов, которые бывают частью естественным этого следствием, а частью наказанием Божиим. Вследствие недостаточного знания веры и сердечного ею проникновения нарушаются важнейшие заповеди Божии, не исполняются священнейшие обязанности. Есть, правда, поговорка “неведение греха не творит”; но это может относиться только к неведению, в котором мы не виновны, которого мы не могли устранить. Если же это неведение само виновато, если была возможность устранить неведение, то и совершаемые с ним поступки вменяются как пороки и преступления. Поелику же мы, как уже сказано, имеем немало средств и способов к познанию своей веры, то невежество наше не может быть названо невиновным.

***

Читайте также по теме:

***

Поэтому Иисус Христос говорил об иудейском народе: “Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения во грехе своем” (Ин.15:22). Пророк Осия указывает гнусные пороки, происходящие от недостаточного религиозного познания. Сказавши, что “нет Богопознания на земле”, он вслед за тем присовокупляет: “клянутся и лгут, и убивают, и крадут, и прелюбодействуют, буйствуют и кровь за кровью следует” (Осия. 4:1–2). Когда вследствие своего равнодушия к священнейшему и важнейшему в жизни, люди оставляют свои естественные склонности и увлекаются ко злу, то мы должны также считать это следствием наказующей правды Божией. Это можем видеть из послания апостола Павла к Римлянам, где он говорит о виновном невежестве и проистекающих из него грехах: и как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, лукавства и т.д. (Рим.1:28–29).

Таким образом, мы видим, что религиозное невежество и постыдно, и погибельно для нас. Много порочных дел и беззаконных явлений исчезло бы в жизни человеческой, если бы больше религиозных познаний было между людьми. Спаситель, говоря о беззаконных действиях человечества в отношении к проповедникам Евангелия, присовокупил: так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня (Ин. 16:3). То же можем сказать и о многих современных нам беззаконниках: так поступают они, потому что не знают ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа и, вообще, не знают своей веры. Аминь.

Ириней Орловский, епископ

Православная газета - 01.02.2002.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru