Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Патриотизм, любовь к Отчизне, воинское служение


Особая забота Церкви

Доклад председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года

 

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., определили вектор церковно-государственных взаимоотношений, подчеркнув, что "задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви". Согласно Концепции, важными областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание народа; христианское попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений; труды по профилактике правонарушений, духовное окормление находящихся в заключении.

Необходимо отметить, что в настоящее время мир, отодвинув на второй план угрозу ядерной катастрофы, столкнулся лицом к лицу с проблемой международного терроризма. Террор явление не новое, но сегодня он приобрел некоторые новые черты.

Совершенно понятно, что Русская Церковь, которая всегда была со своим народом, не может оставаться безучастной к вызовам нынешнего времени. Тем более что фанатический экстремизм позиционирует себя как борьбу за религиозно-нравственные идеалы в противовес современному секуляризованному миру. Голос Церкви со словом о Христовой любви должен зазвучать ныне с особой силой, особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не придет осознание, что эта опора главная и вечная.

Созданный в 1995 г. Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу занимается строительством отношений с министерствами и ведомствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления.

В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются:

- координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества;

- оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;

- забота о пастырском окормлении православных военнослужащих как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;

- участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств;

- представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы;

- информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.

Отдел имеет разветвленную структуру, работая по пяти направлениям, которые условно можно обозначить так: "Армия", "Милиция", "Тюрьма", "Остальные структуры" и "Издательско-миссионерское направление".

Первым официальным актом, закрепляющим принцип военно-церковных отношений, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 г. Святейшим Патриархом Алексием и Министром обороны РФ генералом армии Павлом Грачевым. В настоящий момент действует Соглашение о сотрудничестве от 4 апреля 1997 г., также подписанное Святейшим Патриархом и Министром обороны РФ. Данный документ предполагает более тесные и разносторонние отношения Церкви и Армии, что и привело к развитию и детализации этих взаимоотношений. Более того, импульс взаимодействия между Церковью и Армией был воспринят и другими силовыми структурами: Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Фельдъегерской службой, а также Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, с которыми заключены аналогичные соглашения, что дает правовое основание для христианской православной миссии среди личного состава силовых ведомств.

Важным фактором в формировании и укреплении церковно-военных отношений стали регулярные личные встречи с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил, начальником Главного управления кадров - заместителем министра обороны по кадрам, начальником Штаба по координации военного сотрудничества государств -участников СНГ, начальником Тыла Вооруженных Сил, начальником 12-го Главного управления МО РФ, начальником Главного управления воспитательной работы, Главнокомандующими Военно-морским флотом, Военно-воздушными силами, Сухопутными войсками и Внутренними войсками МВД, Командующими Ракетными войсками стратегического назначения, Военно-космическими силами, Воздушно-десантными войсками, начальниками военных академий и университетов, военачальниками других управлений, войск и воинских формирований. Во время этих встреч обсуждаются проблемы церковно-государственных отношений, а также создания условий для удовлетворения духовных запросов военнослужащих и членов их семей в военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

Необходимо отметить, что уровень, интенсивность и глубина взаимодействия Церкви и силовых структур Российского государства не однородны. Это зависит от нескольких факторов. По степени важности они таковы: 1. Качества личности организатора взаимодействия (воцерковленность, энтузиазм, коммуникабельность, скромность, бескорыстие, любовь к подопечным, ответственность).2. Близость к театрам военных действий (пребывание в "горячих точках"). 3. Отношение к Церкви, к личности организатора взаимодействия со стороны руководства окормляемого соединения. 4. Количество воцерковленных людей и их активность внутри окормляемой структуры. 5. Размер материальных ресурсов, направляемых на развитие взаимодействия с окормляемой структурой.

На сегодняшний день всю тяжесть ответственности за формирование отношений Церкви с органами военных округов, флотов, объединений и военно-учебных заведений несут епархии, на территории которых размещается та или иная военная структура. Многие епархии для создания правовой основы для взаимодействия заключили двусторонние соглашения о сотрудничестве с местными органами военного управления, а некоторые утвердили и годовые планы сотрудничества.

Примером плодотворных отношений Церкви с высшими органами управления Вооруженных Сил служат взаимоотношения Святейшего Патриарха и Постоянных членов Священного Синода с высшим руководством государства, министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также взаимоотношения Преосвященных архипастырей с полномочными представителями Президента России в федеральных округах и Командующими войсками военных округов и флотов.

Об углублении отношений с высшими органами военного управления убедительно свидетельствует обретение икон небесных покровителей различными структурами Вооруженных Сил, Внутренними войсками, которое совершилось по благословению Его Святейшества. О том же говорят и многочисленные обращения министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также военно-учебных заведений и воинских частей к Его Святейшеству с просьбой о благословении на строительство храмов и часовен для увековечения памяти погибших при исполнении воинского долга и всех почивших ветеранов.

Формирование и укрепление отношений с органами управления соединений и воинских частей возложено на архиереев соответствующих епархий. От того, какими будут эти отношения, непосредственно зависит духовное окормление и просвещение военнослужащих и членов их семей епархиальным духовенством в военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

Современная законодательно-правовая база и уровень церковно-государственных отношений позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей практически во всех военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

В настоящее время российских военнослужащих окормляют около 2000 епархиальных священников, из них около 950 на постоянной основе, хотя не все они входят в состав епархиальных комиссий, отделов по взаимодействию с силовыми структурами или являются помощниками Преосвященных архипастырей. Нагрузка на епархиальное духовенство распределяется неравномерно. Так, духовенство Московской епархии окормляет 192 воинских части, а Екатеринбургская - 174, то есть 8, 7 и 7, 9% от общей нагрузки 73 епархий. В некоторых же епархиях этот процент стремится к нулю.

В СООТВЕТСТВИИ с Соглашениями о сотрудничестве, военнослужащие срочной службы имеют возможность в воскресные и некоторые праздничные дни участвовать в богослужениях в 156 храмах и часовнях видов и родов войск, военных округов, соединений, отдельных военно-учебных заведений и воинских частей, а также более чем в 400 монастырских и приходских храмах, находящихся недалеко от мест дислокации воинских частей. Продолжается строительство новых гарнизонных храмов. В частности, в 2003 г. успешно завершено строительство храмов во всех военных гарнизонах Ядерно-технического комплекса Вооруженных Сил. Отрадно отметить, что по ходатайству командования построенные храмы все чаще стали входить в состав подворий монастырей, что способствует более эффективной работе с военнослужащими.

Для верующих личного состава группировки войск в Чеченской Республике действует полевой храм иконы Божией Матери "Благодатное Небо" в Хатуни Веденского р-на и 5 полевых часовен. Во многих воинских частях, где военнослужащие из-за значительной удаленности не имеют возможности регулярно посещать богослужения, созданы комнаты, в которых священники могут совершать таинства исповеди и причащения.

На встрече с Министром обороны России С. Ивановым в декабре 2002 г. представители делегации православного и католического ординариатов Войска

Польского православный ординарий генерал бригады епископ Мирон (Ходаковский) и католический ординарий генерал дивизии епископ Славой-Лешек Глудзь весьма высоко оценили вклад Русской Православной Церкви в дело возрождения духовного окормления армии. При этом епископ Глудзь отметил, что Русская Православная Церковь должна занимать такую же ведущую роль в Вооруженных Силах, какую по праву занимает Католическая Церковь в Польской армии.

С января 2002 г. стала выходить ежемесячная газета Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями - "Победа, победившая мир" (тираж 5 тыс. экз.). По ^благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА газета сначала распространялась преимущественно в высших, региональных и местных органах государственного и военного управления, а с января 2004 г. - в епархиях, монастырях и приходах Центрального и Южного федерального округа.

С января 2003 г. по благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и по Соглашению о сотрудничестве с редакцией газеты "Красная звезда" к этой центральной военной газете стало выходить ежемесячное приложение - "Победа, победившая мир" на 4 полосах тиражом 50 тыс. экз. В связи с этим заметно расширилась аудитория читателей, которые могут знакомиться с Православной культурой и духовными основами воинского служения Отечеству.

С апреля 2002 г. ежемесячно выходит газета "Мир всем", направленная на христианское просвещение работников УИС и заключенных. Разумеется, тираж еще весьма невелик, но если епархии озаботятся тем, чтобы газета дошла до своего читателя, его можно увеличить. Каждый уверовавший во Христа сотрудник уголовно-исполнительной системы - это активный помощник священника в тюрьме и зоне, каждый уверовавший заключенный - это сокращение преступности в стране, не говоря уже о спасенной душе.

С марта 2003 г. открылся Интернет-сайт Синодального Отдела www.pobeda.ru, который регулярно совершенствуется и обновляется. В настоящее время он насчитывает тысячи гипертекстовых документов, содержащих доклады на семинарах, конференциях, учебно-методических сборах и др. методические материалы для духовенства, окормляющего военнослужащих; а также все номера газеты "Победа, победившая мир", около 5 Гигабайт видеозаписей, более тысячи фотографий, около 200 песен духовного и военно-патриотического содержания.

В настоящее время Интернет-сайт Отдела ежемесячно посещает не менее 9 тыс. посетителей, что в среднем составляет не менее 300 чел. в день.

По данным социологических исследований Главного управления воспитательной работы ВС РФ, в ноябре 2003 г. около 400 тыс. военнослужащих, т.е. каждый третий, считал себя верующим, нуждающимся в удовлетворении религиозных нужд (из них православных - 76%, мусульман - 9%, буддистов -3%, других вероисповеданий 12%). Это в 1, 33 раза больше, чем было два года назад. Достичь такого духовно-нравственного уровня Вооруженных Сил стало возможно благодаря укреплению сотрудничества органов воспитательной работы с духовенством Русской Православной Церкви.

За 10 лет, прошедших после подписания Святейшим Патриархом и Министром обороны Российской Федерации Совместного заявления о сотрудничестве Вооруженных Сил Российской Федерации с Русской Православной Церковью, практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих силами епархиального духовенства.

Однако не следует излишне радоваться росту числа верующих военнослужащих. Последствия духовных и нравственных катаклизмов времен государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны.

К правовой и общественной незащищенности военнослужащих добавилась и материальная незащищенность, оказывающая крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние войск. Из-за низкого материального уровня жизни 30,8 % семей военнослужащих находится за чертой бедности, 40 % браков молодых офицеров распадается, 50% семей молодых офицеров не могут иметь детей, 68% семей военнослужащих могут воспитывать не более одного ребенка.

Бедственным представляется и состояние контингента новобранцев: около 40% призывников имеют образование ниже среднего, при этом каждый четвертый нигде не работал и не учился, около 8% призывников систематически употребляли спиртные напитки, 5, 4 - основательно пробовали наркотики, токсические вещества, около 12 - имели приводы в милицию, 8% - привлекались к суду.

В особенно критическом положении оказались военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Афганистана, Дагестана, Абхазии, Югославии, Чеченской Республики, а затем уволенные в запас. Многие из тех, кто не нашел дороги в храм, встали на путь духовной и нравственной деградации, вызванной употреблением алкоголя и наркотиков, оказались в криминальных структурах или местах лишения свободы, покончили с собой.

Так, анализ опыта работы с осужденными из числа участников боевых действий, проведенный психологической службой ГУИН в социально-реабилитационном центре исправительной колонии N 2, Управления исполнения наказаний

Минюста России по Орловской области, показал, что многие из них страдают психическими расстройствами, связанными со стрессом во время участия в боевых действиях Основные черты таких расстройств - духовная пустота и эмоциональное оскудение, уход в себя, повышенная возбудимость и т.п.

Изменить ситуацию не в состоянии даже постоянно растущее число военных психологов. Между тем, мировой опыт свидетельствует, что духовные недуги военнослужащих, особенно непосредственно участвовавших в боевых действиях, можно лечить лишь совместными усилиями военных священников, психологов и психиатров. Поскольку около 320 тыс. российских военнослужащих -верующие православные воины, то, следуя зарубежному опыту, уже сегодня можно было бы ввести порядка 320-400 штатных должностей для православного военного духовенства и 27-32 должностей для мусульманского духовенства.

Необходимость присутствия православного пастыря рядом с человеком в погонах, который по долгу своего служения находится в экстремальных условиях, сейчас понимается на всех уровнях военного управления, а положительный опыт десятилетнего взаимодействия Церкви и Армии доказал свою результативность. Особая забота всех священнослужителей о человеке с ружьем и о находящемся в заключении никогда не будет излишней, но всегда благотворно отразится на всем устройстве народной жизни и отзовется глубокой сердечной благодарностью всем трудящимся на этой запущенной ниве.

(Печатается в сокращении).

Красная звезда - 27.10.2004.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Патриотизм, любовь к Отчизне, воинское служение"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru