Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


Разъяснения к "Методическим материалам для учителей курса "Основы религиозных культур и светской этики" и "Дополнению к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ"

В апреле-мае 2010 г. Директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко направил в регионы, участвующие в эксперименте по введению преподавания основ религиозных культур и светской этики, два письма, содержащие рекомендации по вопросам организации и ведения эксперимента:

1) письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования "Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ" от 30 апреля 2010 г. № 03-831;

2) письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования "В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ" от 21 мая 2010 г. № 03-1032.

Данные письма содержат "Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в субъектах Российской Федерации" и "Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ".

Содержащиеся в письме от 21 мая 2010 г. № 03-1032 рекомендации являются неотъемлемой частью Методических материалов, направленных письмом от 30 апреля 2010 г. № 03-831.

Методические материалы, как указано в письме от 30 апреля 2010 г. № 03-831, подготовлены во исполнение решения Межведомственного координационного совета (МКС) по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" и при участии членов МКС.

В Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в рамках участия в МКС были подготовлены и направлены в Минобрнауки России предложения для включения их в Методические материалы. Существенная часть этих предложений в процессе доработки были учтены в итоговом тексте Методических материалов. Некоторые другие предложения Синодального отдела не были включены в текст Методических материалов. В связи с этим по настоянию Отдела было направлено второе письмо от 21 мая 2010 г. № 03-103 с более детальными указаниями конкретно по вопросу взаимодействия органов управления образованием и других образовательных структур с религиозными организациями. Кроме того, ряд положений, в том числе внесенных другими участниками МКС, которые специалисты Синодального отдела предлагали исключить или скорректировать, остались в тексте Методических материалов.

Таким образом, итоговый текст Методических материалов в их основной части (приложение к письму от 30 апреля 2010 г. № 03-831) является результатом предложений всех участников эксперимента, в том числе придерживающихся различного отношения к религии и Церкви.

С учётом указанных обстоятельств в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации подготовлены РАЗЪЯСНЕНИЯ к указанным документам по вопросам использования их в работе епархиальными комиссиями и специалистами, ответственными за проведение эксперимента, преподавание учебного предмета [1] Основы православной культуры (ОПК) в регионах - участниках эксперимента.

1. "Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в субъектах Российской Федерации" и "Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ" содержат ряд значимых положений, на которые следует, в первую очередь, ориентироваться  епархиальным комиссиям и специалистам в рамках эксперимента.

Учебник "Основы православной культуры"

 

Среди них следующие положения. 

1.1. В вводной части Методических материалов сформулированы основные задачи апробации комплексного курса, т.е. задачи эксперимента, среди которых:

"знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);".

Далее указано: "Апробация комплексного курса также позволит отработать процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для обеспечения свободного и добровольного выбора учебного модуля курса родителями (законными представителями) школьника; взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, образовательных организаций и учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения".

Иногда в публикациях, выступлениях, комментариях СМИ главной образовательной задачей эксперимента и в целом преподавания учебных предметов духовно-нравственного образования по выбору в школе называется создание условий для воспитания среди учащихся веротерпимости. Эта задача  важна, но она не может решаться без успешного решения первой и главной задачи - собственно систематического изучения ребенком традиционной  религиозной культуры, морали, к которой выражает принадлежность или предпочтительное отношение его семья. Именно изучение своей религиозной традиции и воспитание ребенка на основе традиционных духовно- нравственных принципов, является главной задачей преподавания учебных предметов по основам религиозных культур и основным содержанием образовательного запроса граждан, принявших решение об изучении их детьми соответствующего предмета по религиозной культуре. Соответственно, главной задачей изучения ОПК является систематическое изучение ребенком истории, традиций и культуры Русской Православной Церкви и духовно-нравственное воспитание личности в православной христианской религиозной традиции по выбору его семьи и его самого с определенного возраста.

Создание полноценной возможности для такого изучения в российской школе на добровольной основе религиозной культуры будет способствовать развитию "способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога", как это указано далее по тексту.

Здесь же указана главная цель эксперимента в организационном плане:

"Апробация комплексного курса также позволит отработать процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для обеспечения свободного и добровольного выбора учебного модуля курса родителями (законными представителями) школьника; взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, образовательных организаций и учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения".

Цель проводимого эксперимента предусматривает создание и отработку организационных процедур и механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, образовательных организаций и учреждений с организациями Русской Православной Церкви по вопросам преподавания ОПК в государственной и муниципальной школе.

1.2. В Ответе № 1 следует обратить внимание на принципиальное положение методических указаний Минобрнауки России:

"Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры".

Данное указание ориентирует руководителей органов управления образованием в регионах, региональных образовательных структур, задействованных в эксперименте, осуществлять взаимодействие с епархиальными организациями по вопросам преподавания ОПК и в целом проведения эксперимента. Отсутствие такого взаимодействия с епархиями со стороны руководства региональных органов исполнительной власти в сфере образования в рамках проведения эксперимента следует расценивать как неисполнение договоренностей, достигнутых в государственно-церковных отношениях на федеральном уровне.

Это касается отсутствия в регионе рабочих и координационных структур по эксперименту, а также отсутствия в таких структурах представителей епархии, реально участвующих в их работе, отказы от привлечения уполномоченных представителей епархии, специалистов в области преподавания ОПК к работе по организации подготовки учителей в регионе и методического сопровождения преподавания ОПК в школах.

Должно быть обеспечено участие представителей епархии или светских специалистов, рекомендованных от епархии, в работе на курсах повышения квалификации учителей (чтение лекций, проведение методических занятий, семинаров и т.п.), а также участие уполномоченных представителей епархии в оценке результатов подготовки учителей и получении ими рекомендации для преподавания ОПК.

1.3. Особенно актуально предыдущее замечание с учётом перспективы перехода школ на новый Стандарт общего образования.

В Ответе № 2 отмечается: "Апробация комплексного курса в экспериментальном порядке должна обеспечить подготовку системы образования к освоению новой структуры стандарта и отработке взаимодействия участников образовательного процесса при формировании образовательных программ".

В утвержденном приказом министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 6 октября 2009 г. № 373 Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования второго поколения в число обязательных предметных областей общеобразовательной программы и соответственно школьного Учебного плана включена новая предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Реализация эксперимента в регионах должна иметь результатом отработанную систему взаимодействия государства и Церкви по обеспечению преподавания ОПК как одного из учебных предметов в рамках этой новой предметной области. В дальнейшем данная система должна обеспечить возможность преподавания ОПК по всем годам обучения в школе.

1.4. В Ответе № 3 указано: "Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах".

Данное методическое указание значимо для понимания содержательной основы курса светской этики: это общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы. Таким образом, этот учебный предмет не рассматривается как некая оппозиция конфессионально-ориентированным учебным предметам и не должен содержать критику религий. Задача изучения светской, в смысле "гражданской", этики не предусматривает в обязательном порядке выработку у школьников атеистического отношения к религии. 

1.5. В Ответе № 5 указано: "Комплексный курс включает шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе. Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения".

С учетом сказанного в примечании выше о терминах "модуль" и "предмет" данное положение Методических материалов определяет значимую целевую ориентацию комплексного курса: удовлетворение образовательных потребностей основных мировоззренческих групп в российском обществе в сохранении своей мировоззренческой и культурной самобытности (идентичности). В частности, путем изучения основ религиозной культуры и духовно-нравственного воспитания своих детей в государственной и муниципальной школе на основе ценностей и традиций этой культуры.

Задача организаторов эксперимента в регионах и педагогических работников состоит в том, чтобы учитывать это обстоятельство. А значит не пытаться, с одной стороны, нивелировать, игнорировать мировоззренческие различия учащихся и их семей, а с другой стороны, – искусственно противопоставлять на уроках различные взгляды, мировоззрения, системы морали. Практически в отношении преподавания ОПК задача учителя православной культуры состоит в преподавании положительных знаний о Православии, изучении со школьниками истории и культуры Русской Православной Церкви во всех её составляющих, представленных в содержании образования по ОПК, и в духовно-нравственном воспитании ребенка по выбору его семьи на основе ценностей православной христианской традиции.

1.6. В Ответе № 7 на вопрос о формах оценивания успеваемости учащихся по комплексному курсу (учебному предмету, который изучался) отмечается: "В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое)".

 На первом этапе эксперимента формализованная оценка не предусматривалась, однако на региональных семинарах-совещаниях, проводимых Министерством образования и науки РФ по итогам промежуточного этапа апробации, педагогами высказывалась необходимость введения формализованной оценки. На это положение следует обратить внимание в тех регионах, муниципальных образованиях, школах, где уже имеется опыт преподавания ОПК в урочной форме и распространена практика оценивания текущей и итоговой успеваемости школьников по ОПК по обычной пятибалльной системе оценок. Такая оценка, безусловно, способствует более серьезному отношению учащихся к учебному предмету, поэтому при наличии условий в системе образования, в школах, желательно применять формальную оценку знаний школьников и по результатам изучения школьниками пособия "Основы православной культуры", разработанного в рамках эксперимента.

1.7. Вопрос и Ответ № 8 касается соблюдения принципа добровольности при выборе родителями предмета обучения для своего ребенка.

Подготовка и выпуск Методических материалов по эксперименту с детальными письменными указаниями по этому вопросу, к сожалению, были осуществлены с запозданием, что отрицательно отразилось на проведении первого этапа эксперимента в части соблюдения прав родителей на выбор предмета обучения для своего ребёнка. В результате имели место нарушения добровольности выбора предмета обучения в ряде школ, муниципальных образований, регионов. Частично они были исправлены в прошедший период эксперимента, но неуважительное отношение к свободе выбора предмета продолжает, к сожалению, сохраняться у многих руководителей органов власти, руководителей и работников образования на местах. Особенно показательна в этом отношении ситуация в Пензенской области, где было объявлено, что в регионе никто из родителей школьников не выбрал для изучения ОПК, что не соответствует реальному положению дел. Явно заниженными были результаты по выборам ОПК в ряде других регионов (Красноярском крае, Новосибирской области и др.).

Методические указания Минобрнауки России в данном случае являются вполне определенными и категоричными:

"Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка". 

Опираясь на данные методические указания необходимо устранить любые возможности для искажения воли родителей по выбору ОПК для своего ребенка. В настоящее время, после выхода Методических материалов, для этого складываются более благоприятные условия.

Здесь же помещено указание на возможность смены предмета обучения в середине первого цикла преподавания экспериментального курса, т.е. до начала 2010-2011 учебного года. Такое предложение обсуждалось на заседании МКС, и было принято как раз в связи с указанными массовыми нарушениями свободы выбора предмета обучения в первый период:

"Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса ОРКСЭ (IV четверти 4-го класса)".

Это определенное указание в Методических материалах Минобрнауки должно использоваться для устранения нарушений в рабочем порядке в деятельности координационного органа по эксперименту, образованного в регионе. Если этого сделать не удаётся, следует передавать информацию о ситуации в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, а также привлекать внимание к нарушению прав граждан средств массовой информации в регионе, инициировать законные обращения граждан к руководителям органов власти в регионе и в федеральные органы власти.

1.8. В Ответе № 9 содержатся методические указания по вопросам организации учебных групп школьников по предметам духовно-нравственного образования. Рекомендуется неформально решать вопрос о нижней границе наполняемости учебной группы с учетом конкретных условий и возможностей.

Данное указание касается в основном ситуаций, когда выбор ОПК свободно сделали небольшое число родителей в школе. В этом случае представителям епархии совместно с родительскими объединениями следует добиваться, с учётом реальных возможностей и местных условий, организации учебных групп школьников по ОПК из нескольких классов на базе одной школы или из нескольких классов ближних по расположению школ.

1.9. Особое значение имеют в Методических материалах вопросы и ответы на тему участия религиозных организаций в эксперименте (вопросы и ответы № 10 и № 12).

В Ответе № 10 на вопрос о том, в какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены представители религиозных организаций, указано: "В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций". Данное указание недостаточно и сопровождается в ответе рядом ограничений, которые прокомментированы в части 2 Разъяснений (см. ниже). Участие представителей Церкви в преподавании ОПК не может исчерпываться "проведением встреч" с учителями, должно предусматривать участие церковных и православных светских специалистов в реализации образовательных программ повышения квалификации и подготовки учителей ОПК и получении учителями рекомендации для преподавания ОПК.

В связи с таким неполным характером Ответа № 10 в Методических материалах, отправленных в регионы 30 апреля 2010 г., по настоянию Синодального отдела религиозного образования было подготовлено и также отправлено в регионы дополнение, являющееся, как указано выше, неотъемлемой частью Методических материалов по вопросам реализации эксперимента в целом.

В письме Минобрнауки России от 21 мая 2010 г. № 03-1032 указано:

"…важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач:

обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса;

организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса;

аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса".

Представители епархии или уполномоченные епархией специалисты из числа работников светских научных и образовательных учреждений в регионе (участники епархиальных комиссий и др.) должны участвовать в работе организационных структур, определяющих процедуры выбора родителями учебного предмета духовно-нравственного образования для изучения их детьми в регионе. В случае отсутствия в регионе единой принятой процедуры такого выбора, следует инициировать её разработку и утверждение, ссылаясь на рекомендации Минобрнауки России (Ответ № 8). Также необходимо вести наблюдение за процессом выбора в школах, участвовать в родительских собраниях, обеспечивая непосредственное информирование родителей и реализацию права на выбор ОПК.

Следует документально оформлять данный выбор как это указано в Ответе № 8, открыто информировать общественность, проводить выборочную проверку наличия и подлинности оформленных протоколов, заявлений родителей. Оптимальным в этом отношении является размещение результатов выбора в общедоступном разделе на интернет-сайте каждой школы; суммированная информация по школам может размещаться на сайте органа управления образованием (сайте координационного совета по эксперименту), а также на сайте епархии.

Важнейшее значение имеет организация и проведение повышения квалификации учителей по ОПК и в целом учебная и методическая подготовка учителей к преподаванию ОПК, которая может продолжаться в регионе в различных формах в период реализации эксперимента.

Неучастие представителей епархии или уполномоченных епархией светских специалистов в такой подготовке фактически означает отсутствие преподавания ОПК и срыв проведения эксперимента в данном конкретном аспекте. Тем самым нарушается право родителей на изучение их детьми ОПК. Знание и понимание православной культуры не может быть просто "взято" из учебника, пособий или методических материалов по экспериментальному курсу [2]. Для преподавания ОПК необходим педагог, который не просто прослушал ряд лекций по православной культуре, но человек, рекомендованный Русской Православной Церковью, сознающий и понимающий православную традицию как свою собственную.

Приоритетной задачей Русской Православной Церкви является согласование кандидатуры каждого учителя, преподающего ОПК, потому что за результаты его работы несут ответственность и школа, и епархия. В противном случае вред от неправильного, некомпетентного преподавания, нанесенный детям и семьям, может полностью нивелировать позитивный смысл изучения ОПК в школе. То же самое относится к православному человеку, не знающему содержания образования по ОПК, не знакомому с уже многолетним опытом его изучения в российских школах или профессионально неподготовленному, некомпетентному в качестве школьного учителя.

Синодальным отделом религиозного образования и катехизации во взаимоотношениях с Министерством образования и науки РФ достигнуто взаимопонимание относительно того, что организация курсов повышения квалификации и реализация образовательных программ подготовки учителей по учебному предмету (модулю) Основы православной культуры должна осуществляться с привлечением уполномоченных представителей Церкви, в регионах - епархий Русской Православной Церкви.

Это зафиксировано в соответствующем положении письма Минобрнауки от 21 мая 2010 г. № 03-1032:

"важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в … организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса".

Специалистами Минобрнауки России дано разъяснение, согласно которому указанная формулировка предусматривает привлечение церковных специалистов и (или) светских специалистов, уполномоченных Церковью, к организации подготовки учителей и к реализации образовательных программ повышения квалификации учителей в качестве преподавателей с участием в определении итогов подготовки и принятии решения о допуске учителя к преподаванию ОПК.

Таким образом, организация и реализация образовательных программ курсов повышения квалификации (или) переподготовки будущих учителей ОПК без привлечения церковных специалистов и светских специалистов, уполномоченных епархией, противоречит методическим указаниям, содержащимся в письме руководителя департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко от 30 апреля 2010 г. № 03-831. Если до сих пор подготовка учителей проводилась в регионе без привлечения к этому церковных специалистов и светских специалистов, уполномоченных епархией, следует заявлять об этом в координационных органах по эксперименту в регионе и настаивать на исполнении указаний по этому вопросу, зафиксированных в данных Методических материалах.

Конкретные механизмы участия специалистов и представителей епархии в организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений и реализации образовательных программ по ОПК в регионе должны обсуждаться и согласовываться на заседаниях координационных органов по эксперименту, которые функционируют в регионе согласно указаниям МКС и Минобрнауки России.

Участие представителей епархии или уполномоченных епархией специалистов в решении задачи "аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса" должно осуществляться с учетом содержащихся выше в сноске и ниже по тексту в части 2 Разъяснений о методическом обеспечении экспериментального курса.

Практически данное указание ориентирует руководителей органов управления образованием и представителей епархии или уполномоченных епархией специалистов на совместную работу по методическому обеспечению преподавания ОПК, дополнительному привлечению учебных материалов, в том числе разработанных или уже используемых в регионе учителями (если в регионе ведется преподавание ОПК в школах), разработанных или используемых в других регионах.

В дополнение к методическим материалам, рекомендованным Синодальным отделом для подготовки учителей по учебнику ОПК в рамках эксперимента (на интернет-сайте Общероссийской Олимпиады школьников по ОПК), на курсах повышения квалификации учителей могут использоваться учебные и методические пособия, учебно-методические комплекты по ОПК, используемые в настоящее время в регионах, одобренные епархиальными отделами религиозного образования и катехизации и соответствующие по своему содержанию, согласованному ранее с Министерством образования, Примерному содержанию образования по учебному предмету "Православная культура" [3].

В Ответе № 12, а также в Дополнениях к Методическим материалам от 21 мая 2010 г. № 03-1032 имеется ссылка на Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви [4].

Данное соглашение является примерным и не может непосредственно использоваться для регулирования взаимодействия епархии с органами власти в регионе (указано как "ориентир" в организации взаимодействия государственного органа управления образованием со всеми религиозными организациями - участниками апробации). Его следует использовать как образец для обновления соглашения о сотрудничестве государственного органа управления образованием и епархии в регионе (или заключения такого соглашения, договора, если его не имеется до настоящего времени), если имеющееся соглашение не содержит значимые положения, включенные в Примерное соглашение. А именно: положения о взаимодействии государственного органа управления образованием в регионе и епархии в проведении изучения выбора родителей о преподавании их детям ОПК, о совместной подготовке и допуске к преподаванию учителей по ОПК, согласованию состава пособий по ОПК (ст. 2 Примерного соглашения). Все эти позиции могут быть практически реализованы в ходе эксперимента на основе интеграции их в соглашения, договоры, дополнительные протоколы к существующему договору или соглашению в регионе.

1.10. В Ответе № 12 указано: "Для организации взаимодействия в регионах целесообразно на время апробации курса создать координирующий орган при руководителе высших исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, в который включить представителей религиозных организаций".

В Методических материалах Минобрнауки России акцентируется внимание руководителей государственного органа управления образованием в регионе на организации постоянного рабочего взаимодействия в рамках эксперимента с представителями религиозных организаций. Кураторы эксперимента в епархиях, епархиальные комиссии по эксперименту должны активно участвовать в деятельности региональных координационных советов по эксперименту. В случае, если такие координационные органы не созданы в регионе или представители епархии не могут влиять на их деятельность, об этом следует сообщать в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации для вынесения данных вопросов на заседания Межведомственного координационного совета (МКС) по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики".

2. В тексте Методических материалов присутствует ряд положений, которые специалистами Синодального отдела религиозного образования и катехизации оцениваются как нецелесообразные или отражающие устаревшие подходы к пониманию религии, положению Церкви в обществе, организации государственно-церковных отношений в сфере образования.

2.1. В Ответе № 2  требует разъяснения следующий фрагмент:

"В рамках апробации комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация".

Положение "Под обучением религии понимается преподавание вероучения" является неточным фактически и не основано на каком-либо нормативном документе. Обучение религии предполагает не только преподавание вероучения, но и практическое обучение ребенка правилам участия в религиозной жизни общины, т.е. фактически катехизацию. В регулирующем организацию "обучения религии" приказе Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 [5] никакого соотношения "обучения религии" с "преподаванием вероучения" не устанавливается.

Преподавание ОПК в рамках комплексного курса (предметной области) по основам религиозных культур и светской этики, как и преподавание других конфессионально ориентированных учебных предметов (модулей), безусловно, предусматривает изучение и соответственно преподавание основ вероучения соответствующих религий. Вероучение является мировоззренческим ядром любой религии и соответствующей религиозной культуры, традиции. Преподавание вероучения Церкви является содержательным ядром предмета ОПК и проводится с учётом возраста обучающихся, их познавательных возможностей и способностей, условий преподавания предмета ОПК фактически на любом уроке по ОПК. Основные положения вероучений религий преподаются даже в рамках учебного предмета нерелигиозной мировоззренческой направленности "Основы мировых религиозных культур", других религиоведческих курсов в школе (История религий, Религиоведение и т.п.). Отдельные положения вероучений религий преподаются и в базовых курсах исторического образования в школе в связи с изучением истории религий, религиозных организаций.

2.2. В Ответе № 3 содержится следующий текст:

"Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов".

Содержание предмета ОПК, в том числе учебника "Основы православной культуры", подготовленного в рамках эксперимента, ориентировано не только на "общее знакомство" с Православием, православной культурой, но и на приобщение ребенка к этой традиции по свободному выбору его семьи, родителей (законных представителей). Для этого, разумеется, недостаточно 35 часов, которые выделены в настоящее время на преподавание ОПК в рамках эксперимента. В связи с этим Русская Православная Церковь, действуя в интересах православного сообщества, считает вполне оправданным и обоснованным включение предметной области по основам религиозных культур и этике в учебный план школы по всем годам обучения с минимальной нагрузкой 1 час в неделю.

Однако и до принятия такого решения общеобразовательные учреждения могут использовать для преподавания ОПК, в дополнение к экспериментальному курсу, часы учебной нагрузки регионального и школьного компонентов образования. В новом ФГОС общего образования второго поколения это - часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса в рамках максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Например, в проекте [6] Примерной основной образовательной программы начального общего образования эта часть составляет 3 часа в неделю во 2-3 классах и 2,5 часа в 4 классе.

Также следовало бы уточнить, что под "специальными богословскими вопросами" в Ответе № 3 имеются в виду вопросы богословских исследований и содержание профессионального религиозного (духовного) или катехизического образования ("обучение религии", пастырская подготовка). Как указано в предыдущем п. 1 основы вероучения Церкви, безусловно, преподаются и изучаются учащимися на уроках ОПК.

2.3. В Ответе № 4 нуждается в комментарии следующее положение: "Комплексный курс является светским". Необходимо уточнить, что характеристика комплексного курса как "светского" не относится к вопросу о соотношении религиозного и естественнонаучного знания.

Характеристика учебного курса, дисциплины, предмета как "светского" относится к условиям организации его преподавания, а не к его содержанию. Светское образование - это образование, реализуемое светским - не церковным (конфессиональным) учреждением или организацией. Таким учреждением или организацией может быть государственное, муниципальное, частное образовательное учреждение. В правовом отношении понятие "светский", как оно применяется в действующем законодательстве и соответствует современным социокультурным условиям, не несет в себе никакого мировоззренческого содержания и в частности отношения к религии, религиям, религиозным мировоззрениям.

"Светский" означает - гражданский, не церковный по организационной или правовой принадлежности. Светским человеком является человек любых взглядов, любого мировоззрения, отношения к религии или религиозной принадлежности, в том числе православный, мусульманин и т.д., - только не служащий в соответствующей религиозной организации в качестве духовного лица или религиозного служителя. Все ещё распространенная в обществе трактовка понятия "светский" как "нерелигиозный", "атеистический" является результатом длительной деформации этого понятия в период государственного атеизма под влиянием коммунистической атеистической идеологии. До сих пор такая трактовка сохраняется по инерции среди части руководителей и работников образования. Необходимо разъяснять им юридическую и фактическую ошибочность такой трактовки в современных условиях. Общепринятой в праве, международных документах является трактовка понятия "светский" как гражданский, государственно-общественный.

Понятие "светское" в применении к содержанию образования в соответствии с действующим законодательством не может трактоваться в смысле "нерелигиозное", "основанное на нерелигиозных мировоззренческих подходах к религии" или "осуществляемое без участия религиозных организаций". Однако в формулировке, которая использована в Методических материалах, понятие светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может неверно толковаться как требование преподавания знаний о религии исключительно на основе "светских", в смысле нерелигиозных, мировоззренческих подходов, оценок религии, а значит и без участия религиозных организаций.

Конституцией Российской Федерации гарантировано идеологическое многообразие (ст. 13). Соответственно в Законе РФ "Об образовании" содержится требование, согласно которому содержание образования должно: "…учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений" (ст. 14 "Общие требования к содержанию образования"). Поэтому никаких ограничений на изучение религий в государственной и муниципальной (светской) школе на основе собственно религиозных мировоззренческих подходов быть не может. Гарантировать для обучающихся, родителей обучающихся то, что содержание образования по ОПК или другим учебным предметам религиозной культуры соответствует историческим и культурным традициям соответствующих религий, могут только религиозные организации. Именно этим обстоятельством и определяется необходимость участия Русской Православной Церкви в преподавании ОПК.

Содержание общего образования определяется потребностями общества. Религиозное образование в государственной и муниципальной школе, в частности, изучение учебного предмета по православной культуре обусловлено наличием образовательного запроса от существенной части российского общества, граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви. Качественное удовлетворение этого образовательного запроса требует взаимодействия Церкви с государственными и муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями, поскольку данный запрос заключается в изучении православной христианской традиции так, как она сложилась и существует в Русской Православной Церкви. В этом отношении участие церковных учреждений и специалистов, получивших соответствующие полномочия от Русской Православной Церкви в разработке содержания образования по ОПК, программ подготовки учителей, в реализации программ подготовки учителей именно по ОПК осуществляется в интересах граждан, семей школьников, обучающихся.

В связи с этим следует отметить, что и никакого "миссионерского" характера преподавание ОПК или участие Церкви в его обеспечении носить не может. ОПК свободно выбирают родители школьника или он сам, тем самым заявляя желание приобщаться к традициям и культуре, сохраняемым в Русской Православной Церкви. Семьи и школьники, которые не выражают принадлежности или предпочтительного отношения к Русской Православной Церкви могут избрать для изучения другие учебные предметы духовно-нравственной направленности, в том числе предмет по истории религий, основанный на нерелигиозных мировоззренческих подходах к религии.

Таким образом, характеристика комплексного курса в Методических материалах как "светского" не исключает участия Русской Православной Церкви в определении содержания предмета ОПК, содержания программ подготовки учителей ОПК, участия в подготовке учителей и допуске их к преподаванию ОПК, разработке и допуске учебных пособий по ОПК для использования в государственной и муниципальной школе.

2.4. Вопрос № 5 в Методических материалах дан в следующей редакции:

 "5. Как  преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса (взгляд на сотворение мира, человека и другое)?".

Предложение специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации заключалось в исключении фразы "как преодолеть" с заменой её на фразу "как учитывать".

Мировоззренческие противоречия нельзя преодолеть в принципе, и не следует пытаться или стремиться их преодолеть. Как раз для того, чтобы не было необходимости это делать (такая необходимость может сложиться только в процессе сравнительного изучения истории религий) комплексный курс или предметная область включает шесть самостоятельных предметов или модулей, "ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе", что и указано далее в Ответе № 5. 

Здесь же требует комментария фраза: "…учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов".

Учитель ОПК должен преподавать основы православной культуры как положительное знание, без критики. "Избегать абсолютизации" следует только в том смысле, что не следует постоянно сравнивать изучаемые на ОПК традиции и культуру Церкви с другими религиозными традициями и нерелигиозной моралью по принципу: содержание нашего предмета это абсолютная истина, а всех других - заблуждение. Но знания о Православии, о традициях и культуре Церкви должны преподаваться учителем ОПК как положительные знания и в этом смысле абсолютные, содержащие определенные ответы на основные мировоззренческие и нравственные вопросы. Что, конечно, не исключает обсуждений, однако такие формы освоения учебного материала целесообразно использовать в старшей школе. Тем более неуместными были бы мировоззренческие дискуссии в 4-5 классах для учащихся, только приступивших к изучению православной христианской традиции в том небольшом объеме учебного времени, которое отведено на экспериментальный курс.

Следующей позицией, требующей комментария, является фраза:

"Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия".

В данной редакции этот текст может восприниматься как противопоставление общих гражданских ценностей и норм религиозным мировоззренческим различиям российских религий.

Содержание каждого из учебных предметов по основам религиозных культур народов России ориентировано, прежде всего, на представляемую каждым предметом духовно-нравственную религиозную традицию. Содержание предмета по светской (гражданской) этике, как указано выше, должно быть ориентировано на общие гражданские нравственные ценности и нормы. Содержание предмета по истории и культуре российских религий ориентировано на освоение знаний о религиях на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов и потому предлагается для нерелигиозной части общества. В то же время содержание всех предметов комплексного курса (предметной области), действительно, ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, однако без какого-либо их противопоставления мировоззренческим и религиозным различиям.

Общие ценности и нормы, приемлемые для всех граждан нашей страны, людей различных убеждений, отношения к религии и религиозной принадлежности закреплены в Конституции РФ (глава 2 и др.). Важно отметить, что это совокупность ценностей и норм, но не целостная система ценностей и норм, включающая в себя решения основных смысложизненных вопросов (происхождение и смысл жизни человека, смысл истории, источник морали и т.п.). Общие для всех россиян гражданские ценности и нормы являются общими именно потому, что они могут быть свободно приняты людьми различного отношения к религии и религиозной принадлежности без отказа от своей веры, культуры, своих взглядов и религиозной идентичности. Если какие-либо ценности и нормы требуют такого отказа, они не могут быть общими гражданскими ценностями и нормами. 

Таким образом, содержание всех учебных предметов по религиозным культурам ориентировано, прежде всего, на мировоззренческие и культурные особенности православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма, но при этом не противоречит общим гражданским ценностям и нормам, закрепленным в Конституции Российской Федерации (равно как и учебные предметы по этике и религиоведению).

2.5. Вопрос № 6 в Методических материалах сформулирован следующим образом: "6. Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули?".

Данная формулировка вопроса требует уточнения, поскольку допускает понимание указанных здесь "взглядов" как не личных взглядов конкретного ученика по тому или иному вопросу, а как взглядов, усвоенных учеником на различных учебных предметах (модулях), согласно их различному содержанию, в том числе мировоззренческому.

Уважение следует формировать не к собственно взглядам другого человека или общины (православная, как и любая другая религиозная традиция не позволяет уравнивать свое вероучение, взгляды по принципиальным мировоззренческим вопросам с другими), а к праву другого человека, общины иметь другие, отличные взгляды. Единственно с условием, что эти взгляды не противоречат законным интересам и правам человека и гражданина в нашей стране, тем самым общим российским гражданским нравственным ценностям и нормам, о которых сказано выше. Сами по себе взгляды, противоречащие принятым человеком или общиной, особенно взгляды по одному и тому же вопросу или на тот же самый предмет, уважать невозможно. Невозможно уважать множество различных взглядов на один и тот же предмет наравне с тем, который человек принял для себя, и считает его истинным. Так, православный человек не может принимать (как того требует неприемлемый для православного человека принцип толерантности как "всетерпимости") взгляд на происхождение человека последователей атеизма. Не могут быть уважаемы и взгляды, принятые в других религиях по основным догматическим богословским вопросам. Равно и мусульмане, буддисты, иудаисты не могут принимать взгляды православных христиан по богословским вопросам наравне с взглядами, выработанными и принятыми в их религиозных традициях.

Взаимопонимание между людьми, в том числе учащимися, педагогами в российской школе должно основываться на взаимном понимании значимости мировоззренческих убеждений, в том числе религиозной морали, в жизни общества и уважении права каждого человека, семьи, народа, социокультурной группы на мировоззренческую и культурную самобытность (идентичность), на свободу мировоззренческого выбора.

В Ответе № 6 предлагается также "...сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули". Такое решение может быть педагогически оправданным, поскольку все указанные предметы в перспективе включаются в новую предметную область учебного плана духовно-нравственной воспитательной направленности (в рамках эксперимента это "комплексный учебный курс"). В то же время должно быть организовано методическое объединение учителей (в школе, округе, регионе) конкретно по ОПК, в работе которого должны принимать участие учителя ОПК и методисты, занятые преподаванием именно ОПК.

2.6. В Ответе 7 в отношении формы оценивания результатов образования указано, что: "Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются".

Данное указание следует рассматривать как пожелание, а не категорическую рекомендацию.

Выше по тексту Ответа 7 указано: "В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое)".

Отдел религиозного образования и катехизации рекомендуют избрать формализованный обычный способ оценки текущей успеваемости по экспериментальному курсу ОПК по пятибалльной системе там, где для этого имеются благоприятные условия (подготовленный учитель, класс школьников или учебная группа). Это будет способствовать более серьезному отношению и учителей, и школьников, и их родителей к преподаванию ОПК. Поскольку изучаемый в рамках эксперимента курс ОПК является экспериментальным, рассчитан менее чем на 35 часов и предназначен именно для проведения эксперимента, итоговая аттестация учащихся может быть действительно нецелесообразна. Итоговые формальные оценки по ОПК по четвертям, триместрам и годам обучения целесообразно использовать при преподавании ОПК не менее одного полного учебного года. Если же в школе учащиеся уже изучают ОПК в рамках вариативного компонента общего образования и преподавание экспериментального курса по ОПК осуществляется параллельно, оценки по экспериментальному курсу могут учитываться при выставлении общей оценки по ОПК за год обучения. 

2.7. В Ответе № 10 содержится фрагмент, который был сохранен в тексте Методических материалов, несмотря на категорические возражения представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

"Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)".

Данное положение и следующий за ним комментарий являются необоснованными и не могут учитываться в образовательном процессе, в преподавании ОПК в рамках эксперимента. Законом Российской Федерации "Об образовании" (часть 5 статьи 1 "Государственная политика в области образования") не допускается только создание и деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях организационных структур религиозных движений и организаций (объединений).

Как указано выше в п. 3. выражение "светский характер комплексного курса" в Методических материалах допускает некорректные трактовки, отражающие устаревшие представления о "светскости". Не существует и не может существовать никаких запретов на посещение школьниками религиозных организаций и культовых сооружений, если это не препятствует выполнению основной общеобразовательной программы. Очевидно, что посещение школьниками православного храма или монастыря, если это предусматривается программой обучения, и даже свободное выражение ими при этом своей религиозной принадлежности к Церкви, не может противоречить указанной выше норме Закона "Об образовании" и не требует никаких согласований и разрешений от органов управления образованием.

Тем более это относится к школьникам, изучающим ОПК в соответствии со свободным выбором их родителей (законных представителей). Посещение храмов, монастырей, объектов, представляющих культурную и духовную ценность, практически повсеместно входит в программу обучения по ОПК. В рамках эксперимента такие посещения также могут включаться в программу обучения по ОПК с учётом содержания экспериментального курса и учебного пособия по ОПК. Выбор родителями для изучения их ребенком предмета ОПК свидетельствует об их принадлежности или предпочтительном отношении к Русской Православной Церкви и согласии на приобщение ребенка к духовно-нравственной культуре и традициям Церкви. Поэтому планирование таких мероприятий и посещение мест имеющих первостепенное культурное значение в урочное время по предмету ОПК, если это предусмотрено программой обучения, и во внеурочное время для желающих школьников не требует согласования с их родителями программы внешкольного мероприятия, а только времени и условий его безопасного для детей проведения. Во время проведения таких экскурсий недопустимо принуждение учащихся к практическому участию в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, церковных празднованиях. Одновременно учитель не вправе и препятствовать принимать участие в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, празднованиях тем детям, которые выражают такое желание, если это не препятствует реализации образовательной программы и не противоречит регламенту экскурсии.

Преподавание ОПК в рамках эксперимента и в целом в рамках образовательной программы средней школы не относится к "обучению религии", реализуемому согласно части 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и указанному выше приказу Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833. На преподавание ОПК не могут распространяться ограничения, накладываемые на организацию "обучения религии" в школах представителями религиозной организации.

2.8. Вопрос № 11 и Вопрос № 12 касаются принципиальных для Русской Православной Церкви позиций об участии в подготовке учителей ОПК и допуске их к преподаванию. Без соблюдения этих условий учащиеся не будут иметь возможность изучать православную культуру так, как она сложилась и существует в Русской Православной Церкви.

Подготовленные вначале Методические материалы в этом отношении не содержали достаточно точного указания на участие религиозных организаций в подготовке и допуске к преподаванию учителей по религиозным культурам, в связи с чем, понадобилось добавление к данным Материалам.

Указание в Ответе № 11 о том, что подготовка учителей ведется под эгидой Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (АПКиППРО), недостаточно и требует дополнения. Данная подготовка проводилась фактически без участия конфессий, качество этой подготовки в отношении преподавания ОПК не может быть гарантировано Церковью. Этот вывод подтверждается пособиями, которые были изданы в процессе и по результатам подготовки учителей в АПКиППРО. Эти пособия по ОПК не обладают необходимым качеством в отношении адекватного представления в них истории и культуры Православия, содержат неточности, ошибки, получили многочисленные  отрицательные отзывы специалистов не только в области православной культуры, но и религиоведов и не рекомендованы Синодальным отделом религиозного образования и катехизации для использования в процессе подготовки учителей по ОПК.

Руководители АПКиППРО до настоящего времени не заключили с Синодальным отделом соглашение о взаимодействии в процессе подготовки учителей по ОПК. Задача епархиальных учреждений состоит в том, чтобы, опираясь на данные Методические материалы, а также используя имеющиеся соглашения епархии с органами управления образованием по преподаванию ОПК активно включиться в подготовку учителей в регионах и обеспечить необходимое качество подготовки учителей ОПК, согласование их кандидатур с епархиальной комиссией по эксперименту (реестр учителей ОПК).

2.9. Ответ № 14 на вопрос о том, где специалисты органов управления образованием, педагоги в регионах могут найти дополнительную информацию и материалы, полезные для более глубокого освоения и преподавания курса, а также для организации взаимодействия с религиозными организациями на местах, также требует уточнений и разъяснений.

В ответе указано, что: "С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания курса подготовлены книга для учителя: справочные материалы для общеобразовательных учреждений и книга для родителей, которые поступили в каждую школу".

Книга для учителя "Основы религиозных культур и светской этики", подготовленная в издательстве Просвещение, рассматривалась в Синодальном отделе и не получила положительного отзыва, о чём было направлено соответствующее письмо в Российскую академию образования. В отзыве было отмечено, что большая часть представленных в книге религий (католицизм, лютеранско-евангелическая церковь, церковь адвентистов седьмого дня, пятидесятники и др.), тем более "неокульты" или "новые" религии", не являются традиционными в России. Тогда как в числе учебных предметов в составе комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", согласно выступлению Президента РФ Д.А. Медведева 21 июля 2009 г., предусматривается учебный предмет по истории традиционных религий в России. Цитата из выступления Президента: "общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны". Содержание книги не отвечает задачам методического обеспечения преподавания учебного предмета по основам православной культуры, вводимого в рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Содержание разделов "Христианство" и "Православие" раскрывается с позиций, неприемлемых для Русской Православной Церкви.

О содержании книги "Основы православной культуры": учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (М.: АПКиППРО, 2010. - 60 с.), подготовленной в АПКиППРО и отношении к ней Русской Православной Церкви имеется информация на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации [7].

Данное пособие подготовлено без участия специалистов от Русской Православной Церкви. Тексты, касающиеся изучения учебного предмета "Основы православной культуры" в данном пособии не соотносятся с содержанием пособия для учащихся по "Основам православной культуры", подготовленного в рамках эксперимента под руководством протодиакона Андрея Кураева, в связи с чем оно не может быть рекомендовано для использования в подготовке учителей по предмету (модулю) "Основы православной культуры" в рамках эксперимента, а также непосредственно в процессе его преподавания.

В этом же сообщении указывается, что методическое пособие для учителей по ОПК в рамках эксперимента разрабатывается в соответствии с текстом подготовленного пособия для учащихся. Это пособие, которое Синодальным отделом религиозного образования рекомендуется использовать в процессе подготовки учителей по экспериментальному курсу ОПК в регионах, в электронном виде размещено на Интернет-сайте Олимпиады школьников по Основам православной культуры: Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов [8].

Как указано выше, специалисты в области преподавания ОПК, представители Синодального отдела не привлекаются к работе в АПКиППРО и между Синодальным отделом АПКиППРО до настоящего времени не заключено соглашение для организации такой совместной работы по подготовке учителей и пособий по ОПК. В связи с этим Синодальный отдел не может рекомендовать для использования методические материалы, касающиеся преподавания ОПК, на которые имеется ссылка в Ответе № 14 (тематический интернет-ресурс на сайте АПКиППРО).

Это же касается ряда других интернет-ресурсов, указанных в Ответе № 14, в частности, тематических интернет-сайтов Электронной гуманитарной библиотеки, Государственного музея истории религии как источника дополнительных материалов "по вопросам преподавания религиозных культур…". Содержание этих сайтов может включать как полезные, так и неполезные материалы для учителей, дезориентирующие их в отношении целей и содержания образования по ОПК, методики преподавания. В то же время интернет-сайты Русской Православной Церкви и Синодального отдела здесь указаны только как источник "информации о религиозных организациях".

Это очевидное искажение было устранено во втором письме Минобрнауки "В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ" от 21 мая 2010 г. № 03-1032, в котором сообщается:

Дополнительная информация об организации сотрудничества государственных и муниципальных органов управления в сфере образования и религиозных организаций в процессе апробации комплексного курса, а также вспомогательные материалы для использования в преподавании основ религиозных культур содержится на сайтах религиозных организаций:

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) - http://www.patriarchia.ru.

Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru.

Синодальный отдел информирует, что для использования в процессе подготовки учителей ОПК и в преподавании ОПК в рамках эксперимента рекомендуются также эти церковные интернет-ресурсы и методический ресурс на сайте Общероссийской Олимпиады школьников по ОПК -  http://experiment-opk.pravolimp.ru

Дополнительные полезные для подготовки учителей ОПК и преподавания интернет-ресурсы могут быть рекомендованы специалистами, кураторами эксперимента, епархиальными комиссиями непосредственно в епархиях.

***

В целом Методические материалы (включая Дополнение к ним), направленные в регионы двумя письмами директора департамента государственной политики в образовании И.М. Реморенко, разрабатывались по согласованию со всеми участниками эксперимента и отражают положение, сложившееся в развитии государственно-церковных взаимоотношений в сфере школьного образования в настоящий период. Они отражают новое качество взаимодействия государства и Церкви, которое постепенно складывается в ходе введения изучения основ религиозных культур в российских школах, поддержанного Президентом России Д.А. Медведевым. В то же время в части этих материалов наблюдается влияние устаревших подходов, основанных на идеологической доктрине изоляции Церкви от общества, в том числе от школы как важнейшего социального института. Епархиальным отделам религиозного образования, специальным комиссиям и группам, занятым в проведении эксперимента рекомендуется ориентироваться на Методические материалы с учётом данных Разъяснений, отражающих официальную позицию Русской Православной Церкви по преподаванию ОПК в государственной и муниципальной школе.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации будет и в дальнейшем отстаивать принципиальные положения, значимые для участия Русской Православной Церкви в данном эксперименте, без учёта которых эксперимент не может отвечать образовательным потребностям последователей Русской Православной Церкви, а именно:

1) согласование всех основных учебников, учебных пособий, образовательных материалов по ОПК с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, согласование всех дополнительных пособий по ОПК в регионах с епархиальными отделами религиозного образования.

2) церковная конфессиональная экспертиза всех учебников и пособий по ОПК на предмет соответствия их содержания историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, недопущение какой-либо идеологической, мировоззренческой цензуры, редактуры в процессе публикации учебников и пособий по ОПК;

3) участие специалистов и уполномоченных представителей Русской Православной Церкви в разработке и реализации образовательных программ подготовки, повышения квалификации учителей по ОПК, реализации этих образовательных программ в церковных, государственных, муниципальных центрах подготовки, повышения квалификации, вузах;

4) проведение всех официальных исследований, опросов, мониторингов по эксперименту при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации на федеральном уровне и епархий Русской Православной Церкви на региональном уровне (равно и других религиозных организаций - участников эксперимента в регионе), включая разработку анкет, других исследовательских материалов.

Епархиальным отделам религиозного образования предлагается осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями на основе указанных принципиальных положений.

Синодальный ОРОиК РПЦ МП

Примечания

1. В настоящих Разъяснениях для обозначения модуля "Основы православной культуры" (ОПК) используются термины "предмет", "учебный предмет".

Данные термины более точно, нежели термин "модуль" (часть, раздел учебного курса), отражают положение учебного предмета "Основы православной культуры" (далее ОПК) как самостоятельной учебной дисциплины по выбору в школе и соответствуют тексту Поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) по итогам его встречи со Святейшим Патриархом Кириллом и другими лидерами российских конфессий 21 июля 2009 г. В Поручении Президента РФ указано о введении в школах именно "…новых предметов". В утвержденном приказом министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 6 октября 2009 г. № 373 Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования второго поколения в число обязательных предметных областей общеобразовательной программы и соответственно школьного Учебного плана включена новая предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России". В рамках данной обязательной предметной области должен преподаваться и учебный предмет по выбору ОПК, ориентированный на образовательные потребности граждан, заинтересованных в изучении православной культуры (кроме этого, ОПК также может преподаваться за счёт часов вариативной части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса: в урочной форме в рамках максимально допустимого объема аудиторной нагрузки обучающихся, а также во внеурочной форме по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности).

Преподавание учебных предметов мировоззренческого духовно-нравственного содержания в качестве отдельных учебных дисциплин по выбору на добровольной основе является принципиальной позицией, которая отвечает образовательным потребностям последователей Русской Православной Церкви и поддержана Президентом России.

2. Рекомендованными Синодальным отделом религиозного образования и катехизации методическими материалами по ОПК в рамках эксперимента являются только материалы, подготовленные православными специалистами на базе ПСТГУ "Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов" (размещены по адресу: http://experiment-opk.pravolimp.ru/ lessons).

3. Приложение к письму Минобразования России органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16/ http://ed.informika.ru/ob-edu/noc/ rub/228/

4. Приложение к письму в Органы управления образованием субъектов Российской Федерации директора департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.И. Калины от 13 июля 2007 г. № 03-1584.

5. Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2010.

7. О книге "Основы православной культуры": учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (М.: АПКиППРО, 2010. - 60 с.)

8. http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru