Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


Противодействие ведению основ религиозной культуры

Анализ ситуации, сложившейся в связи с исполнением решения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года о введении изучения в школах основ религиозной культуры, позволяет утверждать о наличии серьезных препятствий, в т.ч. сознательного противодействия ряда представителей Министерство образования и науки РФ реализации указанного решения.

1. Идеологическая подоплека противодействия

Причиной противодействия реализации указанного решения главы государства является конфликт интересов православной части населения России и группы идеологически ангажированных чиновников Министерства образования и науки России, которым свойственно неприязненное отношение и нетерпимость к Русской Православной Церкви, в результате чего, по существу, дискриминируются православные граждане страны. Этот конфликт развивается уже в течение нескольких лет по вопросу о добровольном изучении в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях православной культуры (и иных религиозных культур исторически представленных в России религий).

Многолетнее противоправное препятствование добровольному изучению православной культуры в школах со стороны ряда руководящих чиновников Министерства образования и науки РФ России обусловлено их идеологической предвзятостью. Имеется много подтверждающих это фактов.

Так, замминистра образования и науки И.И. Калина в подписанном им Письме Министерства образования и науки РФ России от 15.03.2007 № 03-519 требовал формировать у школьников "планетарное сознание" (известный постулат ряда оккультных сект), а также рекомендовал использовать "для обучения правам человека" пособие "Права человека" (изд-во "Русское слово"), формирующее оскорбительный образ православных граждан и возбуждающее вражду к православным, к примеру, в следующем фрагменте: "Школа учит одному, семья же – совсем другому. Или школа заставит мальчика отказаться от Бога, или семья делает из него святошу. В наше время середины быть не может. А пока будет идти спор, два жернова могут перемолоть, перекалечить жизнь ребенку. Пусть родители веруют, как хотят и во что хотят, но не портят мальчику будущего. Его будущее принадлежит не только им. Волей или неволей они становятся преступниками перед обществом" (с. 112-113).

Начальник Департамента Министерства образования и науки РФ И.М. Реморенко в его недавних публичных выступлениях ("Разное управление для разного образования", "Идеологический дурман образовательных документов", "Потерянное управление", опубликованных также в Интернете [1]) выступал против формирования в школе у обучающихся уважительного отношения к своей стране, Конституции России, Государственному флагу и Государственному гербу Российской Федерации.

Министр А.А. Фурсенко отличился тем, что создаёт особые преференции пособию "Религии мира: история, культура, вероучение. 10-11 кл." под ред. А.О. Чубарьяна, пропагандирующему и навязывающему школьникам социально опасные религиозные секты саентологии, Блаватской, "Свидетелей Иеговы" и неоиндуистские секты (с. 383-384). И это далеко не весь перечень свидетельств явной идеологической ангажированности этих чиновников.

2. Направления действий противников инициативы Президента в целях ее саботажа и полного блокирования

В настоящее время группа высокопоставленных чиновников Министерства образования и науки РФ извращает принятое и озвученное 21 июля с.г. решение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о введении изучения в школах основ религиозной культуры (православной, мусульманской и др. культур), стремится подменить суть инициативы и механизма ее реализации, совместно выработанных и согласованных Президентом Российской Федерации и Русской Православной Церковью (и другими религиозными организациями) и отвечающих сложившемуся социальному образовательному запросу [2] православного населения России. Это осуществляется посредством направления ("канализирования") реализации инициатив Президента в русле, отвечающем собственным узким идеологическим интересам группы чиновников (в числе которых мотивация нетерпимости к православному христианству).

Ситуация усугубляется тем, что информация о ходе исполнения Министерством образования и науки РФ вышеуказанных поручений Президента России, тщательно скрывается от общественности, что позволит поставить ее в дальнейшем уже перед фактом принятых решений, обжалование и обратное "отыгрывание" которых будет крайне затруднительно или невозможно.

Анализ деятельности и выступлений представителей руководства Министерства образования и науки РФ в последние 2 месяца позволяет выявить следующие направления искажения и "канализирования" инициативы Президента в целях ее саботажа и, в конечном итоге, полного блокирования.

2.1. Принудительное "ужимание" практики преподавания православной культуры в школах (до настоящего времени реализовывавшейся в различных классах – от первого до одиннадцатого, в самых разных сочетаниях) до совершенно нереального времени изучения – 1-2 четвертей одного класса (максимум – еще одного, следующего) в течение всего периода школьного образования (!) якобы в целях федерального эксперимента, который в дальнейшем" распространится на все классы".

Реально, православной общественности навязывается сведение реализации курсов православной культуры исключительно к концу 4 класса. Об этом уже не раз публично заявлял министр А.А. Фурсенко. Представленный его заместителем И.И. Калиной в начале августа руководству Русской Православной Церкви проект документа "Базисный учебный план..." из пакета принятого Министерством образования и науки РФ за основу проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) проекта группы А.М. Кондакова предусматривает, что учебный курс "Духовная культура народов России" (включающий в качестве модуля "Православную культуру") " изучается в 4 классе во втором полугодии в объеме 1 часа в неделю или в 4-ой четверти в объеме 2-х часов в неделю " (с. 6) (изъятых, судя по материалам группы А.М. Кондакова, скорее всего, из преподавания русского языка).

Как заявил министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко: "Эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики планируется начать в последней четверти наступающего учебного года в 18 регионах страны. Эксперимент будет проводиться для учеников четвертых классов" [3]; "На период эксперимента предмет будет включен в региональный компонент учебного плана. Нигде вводиться за счет базовой части образовательной программы он не будет. В обязательную программу "Духовно-нравственное воспитание" должно войти через три года" [4].

Как заявил директор Департамента госполитики в образовании Министерства образования и науки РФ И.М. Реморенко: "Преподавание комплексного учебного курса планируется проводить в течение двух четвертей общеобразовательной школы: в 4-м классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть)" [5]. По его словам, "во исполнение поручения Президента России Дмитрия Медведева Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект распоряжения Правительства России, предусматривающий организационные меры по апробации в субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культуры и светской этики"" [6].

При этом в выступлениях Президента России на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и этики 21 июля 2009 г. вполне обоснованно не давались детальные предписания относительно порядка проведения "эксперимента" – введения изучения православной культуры и альтернативных предметов. Не было сказано и то, что эти предметы должны изучаться всего лишь несколько месяцев в четвертом классе, либо частично (ишь 1-2 четверти) в четвертом и пятом классах.

Руководствуясь принципом "за 4 года или падишах, или ишак умрет", всё чаще звучащим в кулуарах Минобрнауки в связи с инициативой Президента России, чиновники Минобрнауки необоснованно сводят реализацию изучения православной культуры к последней четверти четвертого класса, без продолжения в последующих классах. Заявления И.И. Калины и А.М. Кондакова в августе-сентябре 2009 г. дают все основания для такого вывода.

Отведение столь ничтожно, нереально малого учебного периода в ФГОС НОО (и в целом, в общеобразовательной школе) на реализацию инициативы Президента России полностью дискредитирует ее, является, по существу, способом заблокировать изучение основ религиозной культуры в школе, поскольку проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (для 5-9 классов общеобразовательной школы) планируется к разработке не ранее, чем к 2012-2013 гг. Следовательно, возможность предметно обсуждать и закрепить правовые и методические основы введения таких курсов и предметов в пятом и более старших классах объективно появится только через несколько лет. Однако правовые возможности изучения религиозной культуры в рамках вариативной части стандарта были исключены в законодательстве об образовании ещё в декабре 2007 г., вследствие чего сегодня в регионах ликвидируется существовавшая положительная 17-летняя (!!!) практика преподавания таких курсов.

При этом руководству Русской Православной Церкви внушается, что будто бы это только временно предусмотрена организация курса в конце четвертого класса, а в дальнейшем планируется продолжение курса в 5 и в последующих классах.

Имеются все основания считать, что чиновники Министерства образования и науки РФ банально лгут, как лгали осенью 2007 года, когда протаскивали законопроект, ликвидировавший региональный и школьный компоненты стандарта. Никакого продолжения не планируется.

Очевидно также, что введением изучения православной культуры лишь в конце четвертого класса невозможно заменить практику изучения православной культуры в течение многих лет (как это делалось до настоящего времени), и такое решение не отвечает сложившемуся социальному образовательному запросу православного населения России.

В начале сентября 2009 г. был представлен очередной документ из множества документов в составе "проекта стандарта" группы А.М. Кондакова – проект "Концепции предметной области "Духовно-нравственная культура народов России", включенной в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы в экспериментальном режиме на период 2010-2011 гг. (4 четверть 4 кл. – 1 четверть 5 кл.)" [7], из названия которого следует подтверждение сказанного выше относительно преподавания религиозной культуры в четвертом классе лишь в четвертой четверти.

На странице 3 указанного документа сказано: "В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебных предметов, входящих в ПО ДНКНР, осуществляется в 18 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 кл. и 1 четверти 5 кл.".

О пятом классе можно говорить применительно к этой концепции, как уже было отмечено выше, только после готовности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (для 5-9 классов общеобразовательной школы).

2.2. Обременение епархий Русской Православной Церкви юридически и фактически необоснованными требованиями как условие реализации преподавания православной культуры в школах.

Уже неоднократно звучали заявления чиновников Министерства образования и науки РФ о том, что в федеральный эксперимент войдут только те регионы, в которых Русская Православная Церковь сможет помочь другим религиозным организациям сформировать свои модули и организовать общую работу над содержанием.

Такое требование следует признать неправомерным и несправедливым.

2.3. Создание условий и требований к содержанию и реализации курса православной культуры, которые будут побуждать православные семьи отказываться от посещения их детьми указанного учебного курса.

2.3.1. Установление требований к учителям, не удовлетворяющих социальному образовательному запросу православных граждан.

Неоднократно высказанная высокопоставленными сотрудниками Министерства образования и науки РФ позиция о том, что православная культура будет преподаваться в школах только при условии ознакомления учителей православной культуры с содержанием курсов исламской культуры, культуры буддизма, культуры иудаизма, нерелигиозной этики (в объеме полного прохождения курсов повышения квалификации), подтверждает известные планы руководства Министерства образования и науки РФ. Планы, состоящие в том, что в школе будет один учитель-"многостаночник", который и станет преподавать и православную культуру, и культуру ислама, и прочие религиозные культуры. Чисто технически это сделать несложно: можно ставить уроки религиозной культуры по разным дням (последним уроком). И тогда "многостаночник" будет преподавать православную культуру, к примеру, по понедельникам, культуру иудаизма – по вторникам, и т.д. Совершенно отсутствуют требования, связанные с отношением учителя к преподаваемому курсу: он может быть агрессивным поклонником атеизма или проявлять ненависть и нетерпимость к православному христианству и православным верующим (как Адамский или Гинзбурга), быть приверженцем "валеологии" и "планетарного сознания" (как И.И. Калина), или даже быть сатанистом.

Это подтверждается так же и заявлением руководства Министерства образования и науки РФ о том, что планируется разработать и издать "Книгу для учителя", включающую под одной обложкой все конфессиональные и мировоззренческие модули.

Следует отметить, что министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко уточнил, что речь идет не о привлечении уже имеющихся в регионах педагогов (большого числа высококвалифицированных учителей, имеющих длительный позитивный опыт преподавания православной культуры), а о массовой кампании самостоятельного (без участия, а точнее – с изоляцией Русской Православной Церкви) перепрофилирования учителей обществознания, историков, филологов в "учителей православной культуры": "Предмет будут преподавать светские педагоги, скорее всего историки, русисты, возможно, учителя обществознания. Думаю, что к зимним каникулам мы уже разработаем программу их переподготовки" [8].

Такой подход означает полное отстранение Русской Православной Церкви от участия в одобрении (согласовании) кандидатур учителей православной культуры. Тогда как такое участие Церкви вполне соответствует европейскому опыту организации подобных учебных курсов в школе, но главное – объективно обусловлено гарантиями свободы вероисповедания, соображениями недопущения возбуждения религиозной вражды и унижения человеческого достоинства граждан по признаку отношения к религии.

Именно поэтому руководством Министерства образования и науки РФ принято решение о проведении федерального эксперимента в тех регионах, в которых нет основательно развитой практики преподавания православной культуры.

Далее. Пресс-служба Министерства образования и науки российской Федерации уточнила: "В конце 2009 – начале 2010 годов во всех регионах-участниках эксперимента будет проведено повышение квалификации учителей, участвующих в апробации проекта" [9]. Совершенно ясно, что невозможно подготовить за 2-3 месяца квалифицированного учителя православной культуры (при том, что новый учебник по православной культуре, создаваемый в рамках реализации инициативы Президента, как заявляется, будет подготовлен только к 2012 году).

Очевидно также, что такие организация и содержание обсуждаемого учебного курса принципиально не могут удовлетворить православных граждан России, которые практически со стопроцентной вероятностью станут отказываться от изучения их детьми курса якобы "православной культуры", представляющего собой смесь православия с иудаизмом или индуизмом, либо (что более вероятно) оккультно-религиозный бред, выдаваемый учителем за знания о православном христианстве (таких фактов достаточно много уже сейчас, в частности, при преподавании предмета Мировой художественной культуры). Результатом описанного подхода Минобрнауки станут вполне закономерные и ожидаемые массовые отказы православных семей от изучения их детьми такого курса. Это приведет к определенной дискредитации Русской Православной Церкви.

2.3.2. Навязывание учебных пособий и программ, противоречащих социальному образовательному запросу православных граждан и посягающих на свободу совести обучающихся и права их родителей.

В представленной группой А.М. Кондакова "Концепции предметной области "Духовно-нравственная культура народов России", включенной в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы в экспериментальном режиме на период 2010-2011 гг. (4 четверть 4 кл. – 1 четверть 5 кл.)" [10] на страницах 11-12 совершенно четко закреплено требование изучать в качестве элемента курса православной культуры мировоззренческую кашу из множества иных религий. Следовательно, школьникам вновь противоправно навязывается вульгарно-секуляристский (по существу – атеистический) учебный курс.

Этот вывод подтверждается и содержанием представленного группой А.М. Кондакова в сентябре 2009 года документа "Примерная программа по духовно-нравственной культуре России", свидетельствующего о том, что вместо изучения православной культуры детям будет навязываться изучение именно вульгарно-секуляристского "религиоведения" псевдонаучного характера.

Например, в качестве одной из задач курса обозначено: "понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанной на отечественных культурных традициях" (с. 2 указанного документа).

При этом задуманная группой А.М. Кондакова структура курса выглядит в общих чертах следующим образом:

"Курс состоит из 4 тематических блоков

Четвертая четверть 4 класса (14 часов).

Тематический блок 1 (примерно – 2 часа), общий для всех 6 модулей – "Нравственность в жизни человека и общества".

Тематический блок 2 (примерно – 12 часов) разделяется на модули – "Введение в православную культуру", "Введение в исламскую культуру", "Введение в иудейскую культуру", "Введение в буддистскую культуру", "Основы этики", "Традиционные религии"

Первая четверть 5 класса (16 часов)

Тематический блок 3 (примерно – 8 часов) разделяется на модули – "Православие в России", "Ислам в России", "Иудаизм в России", "Буддизм в России", "Нравственные подвиги россиян", "Традиционные религии в России".

Тематический блок 4 (примерно – 8 часов) – "Введение в духовную традицию России" организуется посредством интеграции содержания модулей на основе трех базовых национальных ценностей – религия, Отечество, семья" (с. 3-4 документа "Примерная программа по духовно-нравственной культуре России").

Очевидно, что введение такого учебного курса совершенно не соответствует реально существующему социальному образовательному запросу, противоречит вышеозначенному решению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, а главное – грубейшим образом посягает на свободу совести детей и целый комплекс прав их родителей. Но руководство Министерства образования и науки РФ игнорирует этот очевидный факт.

Следует также отметить, что в навязываемых сегодня группой А.М. Кондакова и руководителями Министерства образования и науки РФ программах обращает на себя внимание постоянное применение манипулятивного приёма подмены смысла ряда понятий, в частности использование слова "светская" вместе со словом "этика".

Это выявляет полное непонимание указанными лицами действительного содержания понятия "светский" и намеренное идеологическое искажение ими сути этого понятия, не имеющего никакого отношения ни к вульгарно-атеистическим, секуляристским курсам т.н. "религиоведения" ("История религий России" и т.п.), ни к курсам этического содержания, не связанным с религиозными ценностями. Понятие "светский", имеющее отношение к одной из основ конституционного строя, характеристике государственно-властных отношений, одному из принципов устройства и деятельности государства, совершенно искусственно и необоснованно переносится на предмет, к которому оно не имеет никакого отношения (учебный курс этики), создавая сочетание несочетаемого и навязывая ложное и примитивизированное, основанное на идеологии воинствующего атеизма, отождествление понятий "светский" и "нерелигиозный" (в смысле – подчеркнуто изолированный от религии).

Относительно всего сказанного выше, считаем важным подчеркнуть, что в настоящее время И.И. Калина стремится осуществлять "обработку" ответственных лиц Русской Православной Церкви в целях "проталкивания", навязывания вышеуказанных искажений инициативы Президента Российской Федерации.

3. Отсутствие в настоящее время правовых возможностей продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне пределов обозначенного "эксперимента".

Следует отметить, что в настоящее время полностью отсутствуют правовые возможности для продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне пределов обозначенного "эксперимента".

Региональный и школьный компоненты государственных образовательных стандартов были ликвидированы изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "Об образовании" Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ. Этими изменениями, был ликвидирован региональный компонент государственного образовательного стандарта, изменены понятие и структура государственного образовательного стандарта, но, по существу, оставлен школьный компонент (при изменении его наименования, понятия, содержания и процедуры формирования), который был трансформирован в часть основной образовательной программы, "формируемую участниками образовательного процесса". Эта часть основной образовательной программы, как следует из нормы указанного Закона Российской Федерации, самостоятельно формируется образовательным учреждением и другими участниками образовательного процесса на уровне образовательного учреждения. Подпункт 1 пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции), устанавливающий (помимо обязательной части основной образовательной программы) "часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса", по сути, в новой форме закрепляет частичную вариативность основной образовательной программы [11].

Однако предоставляемые действующей редакцией Закона РФ "Об образовании" указанные правовые возможности реализовывать курсы православной культуры в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса , сводятся на нет, полностью блокируются положениями проекта нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного коллективом под руководством академика РАО А.А. Кузнецова и члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова, ныне взятого Министерством образования и науки РФ за основу указанного стандарта при его разработке и планируемом утверждении. Это связано с тем, что указанный проект стандарта де-факто ликвидирует урочную (в первой половине учебного дня) часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса, сводя ее к внеурочным занятиям во второй половине дня. Но это полностью обессмысливает всякие усилия по организации и осуществлению курсов православной культуры [12].

Таким образом, для продолжения существующей 17-летней практики преподавания православной культуры в российских государственных и муниципальных школах (с 1 по 11 классы, в различных комбинациях классов), охватывающей, по данным специального доклада Общественной палаты Российской Федерации, на 2006 год 500-600 тысяч обучающихся (добровольно, с согласия их самих и их родителей), после принятия нового стандарта не будет никаких юридических оснований, и, соответственно, такая практика будет вполне ожидаемо и закономерно объявлена незаконной. Отдельные очаги сохранения преподавания православной культуры в школах будут лишь до первого же представления прокуратуры о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации.

Объявленный Министерством образования и науки РФ эксперимент предполагается начать через год или даже через несколько лет, с тем, чтобы к 2012 году "подвести итоги". К этому времени все педагогические кадры, занимавшиеся длительное время и весьма успешно преподаванием православной культуры, уйдут, а их наработки, их бесценный опыт будут утрачены.

При этом руководство Министерства образования и науки РФ всячески стремится заставить всех считать федеральный эксперимент "генеральной линией работы". Об опыте системной работы по преподаванию религиозной культуры в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, никто более и не упоминает.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации И.И. Калина в августе 2009 г. на заседании Комиссии по вопросам преподавания православной культуры в общеобразовательной школе при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви публично заявил, что генеральной линией для государства является эксперимент, а существующий региональный опыт преподавания религиозной культуры, якобы, может продолжать существовать, его никто не отменяет. Более того, в своем выступлении на пленарном заседании Образовательных чтений Центрального федерального округа "Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи" (г. Сергиев Посад; 16-18 сентября 2009 г.) И.И. Калина заявил, что он будто бы опасается, что руководителями на местах факт реализации федерального эксперимента будет использован как "провокация" для сворачивания всей сложившейся в этой сфере в регионах работы.

Эти заявления И.И. Калины, который не может не знать о ликвидации правовых оснований, позволявших продолжить существовавшую практику в регионах преподавания религиозной культуры в школах, свидетельствуют об обратном – о том, что юридически не закрепленная и не обеспеченная указанная практика, несомненно, будет сворачиваться. Это прекрасно понимает И.И. Калина, цинично пытающийся "перевести стрелки" на регионы, переложить ответственность за неправомерную ликвидацию Министерством образования и науки РФ существовавшей в регионах обширной, вполне законной практики преподавания религиозной культуры в школах на руководство субъектов Российской Федерации.

Учитывая сказанное, явной попыткой ввести в заблуждение являются слова министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко о том, что преподавание истории и культуры религий узаконено и ведется в большинстве российских регионов уже давно, и "сейчас мы просто упорядочиваем эту систему " [13]; "Преподавание истории и культуры православия, других религий уже нормативно в том или ином виде закреплено в 64 регионах на местном уровне... Мы просто упорядочиваем эту систему. Начинается очень аккуратный эксперимент. Без фанатизма" [14].

Попытки министра А.А. Фурсенко убедить, что предыдущие формы преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (в рамках регионального и школьного компонентов стандарта) были связаны с фанатизмом или могут быть охарактеризованы с использованием слова "фанатизм", так же не имеют под собой никаких фактических и юридических оснований и обусловлены исключительно его личной крайне идеологизированной позицией, которую он противоправно привносит в деятельность системы школьного образования.

Неоднократные высказывания министра А.А. Фурсенко об осуществляемым под его руководством "упорядочивании" преподавания православной культуры требуют прояснения действительного смысла таких заявлений.

Смысл приведенных и иных публичных высказываний А.А. Фурсенко подразумевает, что ранее в преподавании религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях не было порядка, что преподавание основ православной культуры в регионах осуществлялось без порядка, т.е. беспорядочно. Такая позиция выражает одну из ключевых установок чиновников "от образования", в конечном итоге они стремятся "упорядочить" – изменить существовавший порядок изучения религии в школе так, как они считают нужным, игнорируя существующий социальный образовательный запрос и права и свободы обучающихся и их родителей.

Считаем необходимым отметить и тот факт, что в июне 2009 г. на заседании одной из комиссий при Правительстве Российской Федерации рассматривалась развернутая концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который призван заменить Закон РФ "Об образовании" и еще целый ряд федеральных нормативных правовых актов в области образования и в котором основания для продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на данный момент не предусмотрены.

Вместо вывода

Необходимо немедленно прекратить деятельность руководства Министерства образования и науки России и группы А.М. Кондакова по противодействию реализации инициативы Президента по вопросу о преподавании основ религиозной культуры в школах.

Игорь Понкин, доктор юридических наук,

заместитель председателя Комиссии

по защите прав ребенка и других участников

образовательного процесса

Общественной палаты по образованию в Москве

 

Русская линия - 18.09.2009

Использованная литература и примечания

1. К примеру, см.: Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. СПб-М., 2005; Реморенко И.М. Идеологический дурман образовательных документов // www.upr.1september.ru/2002/48/3.htm; www.eurekanet.ru/ewww/info/581.html; Реморенко И.М. Потерянное управление // www.setilab.ru/modules/article/view.article.php/199.

2. Сложившимся требованиям населения России или крупных социальных групп к содержанию образования их детей.

3. Переподготовка учителей по курсу "Духовно-нравственное воспитание" начнется зимой // www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=31822. – 01.09.2009.

4. В школах 18 регионов России в порядке эксперимента появится новый предмет "Духовно-нравственное воспитание" // www.ami-tass.ru/article/53838.html. – 01.09.2009.

5. Заявление Пресс-службы Министерства образования и науки российской Федерации "Об апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"" // www.mon.gov.ru/press/reliz/5660 – 01.09.2009.

6. Заявление Пресс-службы Министерства образования и науки российской Федерации "Об апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"".

7. Заявлен как проект от 7 сентября 2009 г. Авторы – А.М. Кондаков и др. участники написания указанного выше проекта ФГОС НОО.

8. Переподготовка учителей по курсу "Духовно-нравственное воспитание" начнется зимой // www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=31822. – 01.09.2009.

9. Заявление Пресс-службы Министерства образования и науки российской Федерации "Об апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"" // www.mon.gov.ru/press/reliz/5660 – 01.09.2009.

10. Заявлен как проект от 7 сентября 2009 г. Авторы – А.М. Кондаков и др. участники написания указанного выше проекта ФГОС.

11. Подробнее см.: Заключение Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, проф. кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии, д.ю.н., проф. Н.А. Михалёвой, зам. председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, д.ю.н. И.В. Понкина от 17.12.2007 о правовых основаниях продолжения реализации учебных курсов религиозной культуры и национально-культурного образования, ранее преподававшихся в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования. Доступно по адресам: www.rusk.ru/st.php?idar=112334 и www.moral-law.ru.

12. Смотри:

Заключение зав. кафедрой экономики МГЮА, д.э.н., проф., в 2001-2004 гг. – заместителя министра образования РФ Л.С. Гребнева, зав. кафедрой конституционного и муниципального права РУДН, д.ю.н., проф., заслуж. юриста РФ, председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы IV-го созыва В.В. Гребенникова, зам. председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, д.ю.н. И.В. Понкина от 22.04.2009 по содержанию и направленности проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование), разработанного коллективом под руководством академика РАО А.А. Кузнецова и члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова: www.rusk.ru/st.php?idar=155259

Заключение д.ю.н. И.В. Понкина по проектам федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опубликованным на официальном сайте Министерства образования и науки РФ 1 июня 2009 г., и ситуации, связанной с их разработкой и обсуждением. Документы доступны по адресам: www.moral-law.ru и www.rusk.ru/st.php?idar=114319

13. Переподготовка учителей по курсу "Духовно-нравственное воспитание" начнется зимой // www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=31822. – 01.09.2009.

14. В школах 18 регионов России в порядке эксперимента появится новый предмет "Духовно-нравственное воспитание" // www.ami-tass.ru/article/53838.html – 01.09.2009.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru