Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


Макарьевские чтения могут стать местом для форсайт-проектов по духовно-нравственному воспитанию в регионе

Уже седьмой год в Томске проводятся Макарьевские пелагические чтения, которые за это время стали знаковым местом обмена опыта духовно-нравственного воспитания молодежи. Чтения проводятся Томской митрополией Русской Православной Церкви, Департаментом общего образования и Департаментом по культуре и туризму Томской области. По замыслу организаторов "смысловым ядром Чтений является личность и деятельность известного подвижника в деле просвещения, "Апостола Алтая", просветителя Томской земли, святителя Макария Невского, много сделавшего для развития образования в Сибири и оставившего богатое наследие по духовно-нравственному воспитанию".

Святитель Макарий Невский, апостол Алтая. Прижизненный портрет

Святитель Макарий Невский, апостол Алтая. Прижизненный портрет

Об истории Чтений, достижениях, проблемах и перспективах будет наш разговор с заведующим Отделом духовно-нравственного воспитания Томского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) Олегом Александровичем Котиковым. ТОИПКРО является одним из активных партнеров Макарьевских чтений с самого их начала.

***

- Макарьевские чтения уже давно проводятся, так что стала забываться их история появления и развития. Вы принимает в них деятельное участие с самого начала…

 - Изначально они начались как чтения в среде педагогов воскресных школ Томской епархии инициативой и энергией Ирины Юрьевны Коноваловой. Быстро пришло понимание, что необходимо налаживать методическое сотрудничество педагогов светских и воскресных школ, перед которыми сейчас стоят одни и те же цели – духовно-нравственное воспитание детей.

Было решено, что такая площадка как Макарьевские чтения может стать форумом, местом, где педагоги должны с одной стороны осознавать новое содержания образования, соответствующие реалиям нашего времени, а с другой стороны воспринимать самый лучший накопленный опыт.

Первоначально это были традиционные педагогические конференции, с семинарами, мастер-классами. Потом мы познакомили педагогическую общественность, в том числе и управленцев нашей системы образования, с личностью святителя Макария, с его подвижничеством и его деятельностью в сфере образования. Для них это было действительно удивительное открытие. Затем пришло понимание и более активное содействие со стороны Департамента общего образования Томской области и Департамента образования Администрации г.Томска.

Олег Котиков, заведующим Отделом духовно-нравственного воспитания Томского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО)

Олег Котиков, заведующим Отделом духовно-нравственного воспитания Томского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО)

Не могу не заметить, что Чтения просто стремительно стали развиваться, когда в Томск прибыли в 2011 году мощи святителя Макария Невского.

- Кто являются активными участниками Макарьевских чтений?

- На секциях работает традиционный педагогический актив около сорока человек, те с кем мы работаем в течение уже не одного года. То есть это сформировавшееся сообщество православных педагогов Томска и области, активно принимающее участие и в Кирилло-Мефодиевских чтениях, многие  преподают курс "Основы религиозных культур  и светской этики".

К сожалению, этот круг педагогов расширяется не очень быстро. Свежей "крови" и новых умов маловато… Крайний дефицит педагогов мужчин, занимающихся духовно-нравственным воспитанием детей. Впрочем, думаю, есть условия для того, чтобы появились новые люди.

Этому способствует, например, конкурс "За нравственный подвиг учителя". Так в прошлом году в нем приняло участие 42 человека, а в этом году уже 70 педагогов. Это хорошая динамика.

- Если значимые перспективы развития у Макарьевских чтений?

- На мой взгляд, Чтения могли бы стать местом, где бы зарождались концептуальные идеи будущего развития духовно-нравственного воспитания в регионе, или как сейчас любят говорить, создавались форсайт-проекты в этой сфере. Пока Чтения это лишь обмен знаниями и опытом на уровне образовательных организаций и приходов. К концу десятилетия существования Чтений этот уровень нам пора преодолеть  и начать мыслить масштабно.

Примечание ред. Форсайт (англ. foresight — видение будущего) —попытка заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые смогут принести наибольшие экономическую и социальную пользу.

- А для чего это нужно и почему важно?

- Образование обозначено в законе как "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов". С первого взгляда кажется, что это вполне удовлетворительное определение. Но… Неочевидны ответы на три вопроса. Во-первых, что это за цели? Ради чего делается? Во-вторых -  важно понимать, что есть это "благо"? В-третьих, что есть обучение и  воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства?

Сложность в том, что у верующих и атеистов, у православных и иноверцев, у людей разных социальных слоев и т.п. часто совершенно разное понимание целей образования, блага, и, конечно, разные интересы. У государства же нет определения общенародного блага. И в системе образования тоже. Цель образования хоть и прописана в государственном стандарте, но пока у нас не обозначены базовые ценности, исходящие из понимания духовности,  мы не можем однозначно сказать, каково должно быть содержание образования.

Также у нас нет общественного осознания, что общество у нас включает и сообщества верующих людей. Большинство управленцев всех уровней, как правило, категорически отделяют церковь от общества, как будто верующие - это инопланетяне, которые со своими детьми живут и учатся на Марсе.

И вот тут-то важно кто и как будет определять все эти понятия. Поэтому Макарьевские чтения – это та площадка, где этот процесс может и должен идти. Мы просто обязаны через обсуждение в среде наших ведущих региональных и российских экспертов и педагогов осознать и сформулировать указанный понятийный аппарат, определить, где мы находимся, куда движемся и ради чего все это делается.

Тем более, что у нас есть специалисты, обученные форсайт-технологиям в образовании. Например, Евгений Губин, который прошел стажировку во Франции, и пока никак не задействован в Чтениях. Технологии стратегического планирования не так просты и требует квалификации для решения сложных задач в режиме фасилитации…

Прим. ред. Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) - стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы.

В контексте масштаба личности святителя Макария и Томска, как одного из сибирских инновационно-образовательных центров, Макарьевским чтениям нужно вырваться из узкого масштаба обсуждения воспитания в ограде воскресной или общеобразовательной школы. Воспитательная среда молодежи – это все пространство их пребывания в регионе.

- Идея впечатляет, но насколько мнение  участников Чтений будет авторитетно для всего педагогического сообществ области?

 - У ТОИПКРО есть поручение Департамента общего образования Томской области разработать программу развития воспитательной компоненты в системе образования региона. В основе этой программы должны лежать и те рекомендации, которые могут быть разработаны экспертами и подкреплены их коллективной экспертной ответственностью. И резолюции участников Чтений будут востребованы.

Религиозный опыт – это опыт всего человечества в течение нескольких тысяч лет, он не может быть вычеркнут из системы образования. Хотя у нас и его пытались изживать из образования 70 лет. Увы, действенной  и главное жизнеспособной системы нравственного воспитания советская атеистическая педагогика не смогла создать. Именно ее воспитанники и уничтожили советскую социальную систему, а потом наступил нравственный  и духовный беспредел 90-х…

- Какие еще проблемы актуальны сейчас?

- Проблема, которая стоит внимания – формализация духовно-нравственного воспитания в школах.

Пять лет как введен курс ОРКиСЭ, и все это время то современное, актуальное духовно-нравственное воспитание, о котором мы с Вами говорим,  практически сводиться к предмету ОРКиСЭ – 34 часа (!) в 4-м классе.

***

***

Также современная школа в рамках системы стимулирования деятельности педагогов практически не заинтересована, чтобы её педагоги участвовали в конкурсах и мероприятиях, связанных с духовно-нравственным воспитанием.

В районах области смотрю системы оценки качества образования. За участие в физкультурном мероприятии - 8 баллов, участие в социальном проекте – 1 балл, а участие в мероприятиях духовно-нравственного воспитания не учитывается вообще никак!

Зачем молодому педагогу тратить время на участие в Макарьевских чтениях? Нужно кормить молодую семью… Вот они и заняты утилитарно значимыми мероприятиями.

Все это необходимо и возможно обсуждать на мероприятиях Чтений,  находить решения, а после обращаться с соответствующими резолюциями в Департамент общего образования области, к руководству региона, к нашей общественности.

- Да, Вы подняли серьезные проблемы в современной школе, которые, как я вижу, не то, чтобы эффективно, вообще практически не решаются. Думаю, есть смысл обсудить в дальнейшем общую ситуацию во всей системе образования, ибо это ключ к пониманию проблем в регионах.

- Не соглашусь с мнением, что не делается ничего. Идет сложный, острый процесс поиска нового содержания качества образования на всех уровнях ответственности. Но обстоятельства уже требуют конкретных решений и действий в области духовно-нравственного развития и воспитания как личности, так и общества в целом. Конечно, многое не сдвинется с места в регионах без решений на федеральном уровне. Но и на местах можно многое решить усилиями сообщества специалистов, ответственных за духовно-нравственное воспитание. И здесь я выражаю надежду на деятельное участие  и поддержку Томской митрополии РПЦ.

Беседовал Максим Степаненко

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 01.12.2014.

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru