Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


Без правильной ценностной ориентации у молодых нет будущего

Что может дать православная культура школе?

Сын мой! от юности твоей предайся учению,

и до седин твоих найдешь мудрость

Сир.6:18

 

О духовно-нравственном состоянии современных школьников и системе их ценностей, положительном преимуществе курса "Основы православной культуры" рассказывает Анастасия Николаевна Кошечко, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Томского государственного педагогического университета, доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО, тренер преподавателей по курсу ОРКиСЭ.

 

Анастасия Кошечко: "Преподавание основ православной культуры в четвертом классе – это очень своевременно, четвертый класс  - это как бы рубеж, после которого начинается стремительное взросление школьника. И крайне важно, чтобы это взросление начиналось хоть с какими-то зачатками здоровой духовности и вечными, непреложными нравственными ценностями".

***

О духовно-нравственном состоянии современных школьников и системе их ценностей, положительном преимуществе курса "Основы православной культуры" рассказывает Анастасия Николаевна Кошечко, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Томского государственного педагогического университета, доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО, тренер преподавателей по курсу ОРКиСЭ.

***

- Молодое поколение отличалось, отличается, пытается отличаться от старших. Это было всегда. А есть ли сейчас принципиальное отличие духовно-нравственного состояния между молодежью нынешней и молодежью двадцать-тридцать лет назад?

- Главную и важнейшую задачу, которую должен обязательно решить молодой человек перед выходом в жизнь – это ценностное самоопределение. Именно то, на какие ценности он будет опираться, определит его будущую жизнь. Вот только в каких условиях это ценностное самоопределение осуществляется?

Тридцать-сорок лет назад, в эпохе определенной доминирующей идеологии была четкая мировоззренческая позиция государства в большей степени с правильным вектором ценностного развития. Была четко сформулированная программа нравственного развития советского гражданина. Не так давно мне попалась в руки книжка "Азбука нравственного воспитания", написанная в конце 60-х годов. Она была ориентирована на начальную школу и на работу с родителями, в ней были прописаны во многом правильные ключевые нравственные ценности (христианские по сути), по которым может осуществляться воспитательная работа. Сейчас этих ценностей либо нет, либо они размыты, либо настоящие ценности заменены суррогатами.

Современным подросткам гораздо труднее,  чем тем, кому приходилось самоопределяться лет двадцать-тридцать лет назад. Это связано с теми процессами, которые происходят в современной культуре, в современном обществе.

- Что это за процессы, и неужели они уникальны для нашего времени?

 - Да, эти процессы уникальны. Такого раньше не было. Первый знаковый процесс – это глобализация, когда происходит столкновение с чужими национальными, религиозными и т.п. культурами. И тут оказывается, что молодые люди ничего не знают о русской культуре, о культуре Православия!

Быть русским – это не только хорошо говорить на русском языке. Быть русским – это разделять и следовать специфическим ценностям присущим во всей совокупности только русским. Так, например, отличительной чертой русской культуры является соборность, потому что русская культура не индивидуалистическая, не культура одиночек, это культура, строящаяся на ценностном взаимодействии с ближним.

Так вот глобализация приносит для нас совершенно чуждую тенденцию  - культуру индивидуализации. Современные дети уже в большинстве своем индивидуалисты. Ты должен выделяться, быть над всеми, быть лидером, быть сильнее и лучше. Сейчас прививается детям идея конкуренции, а не идея взаимодействия на основе любви, взаимопонимания и поддержки.

Второй серьезный процесс, который серьезно влияет на ценностное формирование детей, – это распространение разного рода субкультур и контркультур, которые являются замкнутыми, локальными и достаточно часто декларируют ценности, диаметрально противоположные ценностям традиционной культуры. Это ведет к искажению ценностных представлений, к деструктивным для внутреннего мира личности процессам.

- Почему современные дети так легко оказываются вовлеченными субкультуры и контркультуры?

 - Потому что у подростков есть потребность в объединении, причастности к некой общности, где их понимают и принимают. Особенно актуальной эта потребность в признании = потребность в любви становится для ребенка, если этого он не получает в семье. К сожалению, современные родители вынуждены много времени тратить на работу и зарабатывание денег, а не на созидание мира и понимания в семье, на общение с детьми. Иногда родители даже не знают, чем живет их ребенок, что его волнует.

Поэтому не удивительно, что настоящим духовно-нравственным воспитанием многие родители не занимаются: не контролируется информация, которую дети получают из внешнего мера и медиасферы (фильмы, мультфильмы, интернет), разговор об истинных ценностях (и вообще о ценностях) не ведется, примера нравственного поведения дети не видят. К сожалению, это вполне отчетливая и устойчивая тенденция для современного общества.

Между тем, у дошкольников и учеников начальной школы, когда они взрослеют и сознают себя, есть четкая потребность  в разговоре о нравственно-духовных ценностях. Когда дети смотрят мультфильмы, они обязательно задают ключевой вопрос: "Этот герой добрый или злой?". Причем для детей разговор о ценностях – это не обсуждение отвлеченных понятий, а вполне конкретные, жизненно проживаемы ситуации. Например, если речь идет о помощи, то это всегда помощь кому-то конкретному, как правило, более слабому (котенку, малышу и т.д.).

В начальной школе дети начинают задавать вопросы о том, что правильно или неправильно, "что будет, если…" и т.д. Через эти вопросы они проводят своеобразный нравственный эксперимент, определяющий границы допустимого, критерии разграничения добра и зла в реальной жизни, которая их окружает. Для детей это важно, но родители сами часто оказываются неготовыми к таким разговорам и таким вопросам, им кажется, что дети еще не достаточно взрослые для того, что бы говорить с ними о серьезных вещах. А зря! Дети в это время готовы к обсуждению подобных вопросов, для этического анализа поступков, они готовы к пониманию того, что такое справедливость, нравственность и т.д.

- То есть время преподавания основ православной культуры  - четвертый класс, выбрано удачно?

 - Да, преподавание основ православной культуры в четвертом классе – это очень своевременно, четвертый класс - это как бы рубеж, после которого начинается стремительное взросление школьника. И крайне важно, чтобы это взросление начиналось хоть с какими-то зачатками здоровой духовности и вечными, непреложными нравственными ценностями.

Важно и то, что учебник "Основы православной культуры" живым, современным, понятным ребенку языком, в нем нет абстрактных, философски сложны определений терминов и понятий. Это учебник о ценностях, на которых строится православная культура, причем эти ценности показаны через реальную жизнь современного православия, есть конкретные примеры, применимые к жизни ребенка.

- Есть ли еще новые тенденции в современном сознании людей?

- Стоит выделить еще одну  современную тенденцию - развитие у людей так называемого "клипового мышления", отличительными чертами которого являются поверхностность, фрагментарность, стереотипность. Поэтому и у детей формируется определенная модель восприятия окружающего мира и самих себя:  не нужно искать глубины, не нужно искать смысла, не нужно погружение в тему, ситуацию, вопрос. Нажми на кнопку - получишь результат. И, увы, для нравственного развития личности этот механизм оказывается разрушительным.

- Почему?

- "Клиповое мышление" ориентирует людей на внешние модели поведения вместо внутренней глубокой работы над собой. В то же время всякое нравственное осмысление добра и зла, правильности поведения у ребенка приводит к чувству нравственного дискомфорта, которого и взрослые сторонятся, и часто в себе сознательно это чувство подавляют, потому что оно требует что-то менять в себе, своем поведении, а это очень непросто. И главное: это мешает "просто жить", получая удовольствие от жизни и не думая о нравственной составляющей собственных поступков. Между тем детей нужно учить анализировать свои поступки, развивать свою совесть, а не подавлять: ну, да ладно, так случилось, он сам виноват и т.д. Осознанное нравственное поведение просто невозможно без серьезной работы над собой.

- Следуя вашей логике, четвертой и новой особенностью современного общества будет возрастающий информационный поток…

- Не просто возрастающий, а колоссальный информационный поток, обрушивающийся на людей, который они не могут ни воспринять, ни критически осмыслить.

Современные дети воспринимают информационный поток как нейтральную данность, без разграничения  на правду и ложь, добро и зло. Если об этом говорят и все так себя ведут, значит, это норма. По сути, сейчас под нормой понимается не поведение на основе неких нравственных ценностей (религиозных или светских), а поведение, принятое большинством, унифицированная, массовая модель.

 - Что нужно для того, чтобы система воспитания детей была эффективной и действительно воспитывала? И есть ли это в модуле "Основы православной культуры"?

- Нужно соблюдать два принципиальных условия. Первое условие – это знание духовно-нравственных ценностей своей культуры как идеала, как нормы, к которой нужно стремиться, как некоего ценностного вектора, в котором выстраивается жизнь человека. И это, безусловно, есть в модуле "Основы православной культуры".

Второе важное условие – это сам процесс воспитания в семье, который, конечно, должен выстраиваться на ценностных основаниях, а жизнь и поведение родителей как нравственных образцов на практике соответствовать теории. При этом важно демонстрировать не столько нравственное поведение как таковое, сколько родительскую нравственно-духовную работу над собой. Ребенок должен видеть, как меняются к лучшему родители, как осознают свои ошибки, сожалеют и исправляют их. Попытки создать условия и мотивацию к осознанному нравственному поведению и детей, и взрослых, их ценностному общению также есть в модуле "Основы православной культуры". Например, каждое домашнее задание требует совместной работы родителей и школьника, совместного осмысления материала пройденного урока, духовно-нравственных ценностей и их роли в жизни каждой конкретной семьи.

Беседовал Максим Степаненко

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 19.04.2013.

***

Читайте также по теме:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru