Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Оккультизм и псевдооздоровительные практики


Церковные суеверия. Вера и суеверия

Мы крещеные…

Как – то на уроке литературы по славянскому фольклору, затронув тему верований славян и их обрядов, я рассказала в том числе и о языческом обычае "кормить покойника" – носить на могилу еду, поливать ее водой, молоком, вином, чтобы так поддерживать существование умершего. У славян, как известно, был культ почитания предков, вера в то, что умершие родственники, если исполнять все необходимые обряды, оберегают своих живущих потомков, могут предсказать будущее, являются могущественными хранителями рода. Даже поминальный пир, тризна, имел значение обязательной жертвы мертвому и был призван отогнать злые силы от живущих. На это одна из учениц в полном недоумении возразила: мы тоже так делаем, но мы не язычники, мы крещеные.

Так, с выпиской поминать нельзя - это скорбь для усопшего

Мы крещеные… Мы православные… Так почему мы не знаем, как вести себя в храме, что особенно бросается в глаза в праздники, почему не можем объяснить, во что мы верим, для чего участвуем в Таинствах, прикладываемся к иконам?!

Главная причина – отсутствие знаний основ православной веры, подмена веры суевериями, нарушающими первую заповедь, которая гласит: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим"(Исх. 20:2-3).

Мы живем в языческом мире, где люди ходят к колдунам, гадалкам, сверяют жизнь с восточными гороскопами. Православная литература, раскрывающая суть и гибельность суеверий, к сожалению, редко встречается. Отношение к ним в обществе можно назвать приподнято-поэтическим, как к древней народной мудрости или фольклору. Кроме того, 70 – 80 лет борьбы с Церковью в XX веке занесли в церковную среду новую волну различных суеверий, предрассудков, "смешанных" с современными учениями. Часть интеллигенции вообще хотела бы перестроить Церковь в соответствии со своим душевным складом, превратить ее в некий социально-просветительский институт и занять в нем учительские позиции. Ей не нравится церковный догматизм и каноничность. Несовременными и навязчивыми кажутся и церковный устав, и чинопоследование, и вся церковная дисциплина: необходимость посещать богослужения, участвовать в Церковных таинствах, молиться на церковнославянском языке. В таинствах она видит чуть не магию и суеверия, пригодные лишь для "невежественных" старушек и простаков. Тоталитарным кажется ей и сам церковный обряд, который она воспринимает, как некую условность, декоративную театральность. Церковному обряду такие люди охотнее бы предпочли нечто вроде душеполезной образовательной лекции или беседы "о духовности".

Святые отцы учат, что одним умом человек не может дойти до правильного познания Бога. Ум необходимо смирять в послушание Церкви, нужно покорять его святому откровению полностью, а не как хочется. Таким образом, христианство требует серьезной душевной и духовной работы, знания основ веры, ее догматов. Поэтому намного легче жить языческим логическим сознанием.

По определению энциклопедического словаря, суеверие – это вера в таинственные свойства и волшебную силу предметов, явлений и процессов окружающего мира, в магическую силу отдельных людей. Они являются следствием сохранения в сознании многих поколений людей первобытных верований. Проявление суеверий – вера в чудеса, совершаемые колдунами, толкователями снов, в сглаз, в гадания (хиромантия, френология, гадания на картах), а также вера в предзнаменования, в оборотничество и т.п. Прочитав такую словарную статью, можно подумать, что суеверие вполне закономерное культурно – историческое явление. Своего рода рудимент, доставшийся нам от культуры предков – не более того.

Протопресвитер Георгий Шавельский же определяет суеверие как суетную, пустую, ложную веру. Источник суеверий видит в удалении человека от истинного света, в потере им настоящего религиозного знания. Так объясняет святой апостол Павел происхождение идолопоклонства, или язычества, которое представляет в самом себе наиболее яркий и опасный вид суеверия. Сущность суеверия заключается в том, что суеверный человек присущее только Богу приписывает Его творению и, вместо того чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. При всей своей кажущейся иногда невинности и незлонамеренности, суеверия далеко не безопасны для веры. Они затемняют духовный взор и загрязняют веру, ослабляют надежду на Творца, отклоняют одержимых ими от руководства Церкви, извращают у них здравые, согласные с христианским учением нравственные понятия, а иногда плодят пороки или ведут к преступлениям.

Загрязняя веру, суеверия обычно в большей или меньшей степени влекут за собой понижение или извращение нравственности.

Большинство суеверий досталось нам от наших предков – язычников, другие развились в христианскую эпоху, появились в атмосфере религиозного невежества или на почве болезненно мистических устремлений и переживаний таких верующих, которые не удовлетворяются упованием на волю и силу Божию, но ищут видимых и скорых знамений и чудес в обыкновенных вещах природы. Обрядоверие, довольно обычное у нас, заключает в себе некоторые элементы суеверия, если не сказать, что оно является одним из видов суеверий. Однако какими бы путями суеверия ни проникали в наше сознание, они всегда осуждались истинной религией.

***

Читайте также по теме:

***

Перед вступлением евреев в обетованную землю, где им угрожала опасность увлечься примером суеверных язычников, Моисей, от имени Господа, дает своему народу такую заповедь: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии – то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего!" (Втор. 18, 9 – 11).

Дивеево. Апофеоз безумия: надевание на голову чугунка преподобного Серафима Саровского. Основано на бреднях (поддерживаемых, увы, местными священниками), что  исходящая благодать  от "тубареточки или чугунка, в котором освящают сухарики, гораздо сильнее (!), чем благодать исходящая от раки с мощами святого" по причине того, что эти якобы мощи подложные

В Новом Завете Апостолы показывают нам пример отношения к суевериям. Апостол Павел поражает Елиму – волхва слепотой. В Филиппах тот же Апостол изгоняет злого духа из служанки, занимавшейся прорицаниями. И это Апостол делает с негодованием, несмотря на то, что служанка, идя за ним и его спутниками, кричала: "Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" (Деян. 16: 16 – 28).

В старину святоотеческие творения изучались из стремления найти верный путь образования в себе истинного христианина. Постепенно происходит смена приоритетов: более важным становится исполнение церковных обрядов и предписаний устава.

Чрезвычайно интересны в этом контексте слова Серафима Саровского: "Мы в настоящее время по нашей почти всеобщей холодности к вере святой в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас промысла до того дошли, что почти не понимаем слов Священного Писания. Некоторые говорят: это место непонятно, потому что неужели Апостолы так очевидно при себе Духа Святого чувствовать могли? Тут нет ли где ошибки?… Не было и нет никакой… Это все произошло от того, что, мало – помалу удаляясь от простоты христианского ведения под предлогом просвещения, мы зашли в такую тьму неведения, что нам кажется неудобопонятным, о чем древние христиане до того ясно разумели, что в самых обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми никому из собеседующих не казалось странным".

Обмирщение духовности, действительно, в определенной мере способствует распространению предрассудков и суеверий, огромное количество которых мы видим сейчас вокруг.

Суеверия различаются в топографическом плане (городские отличаются от сельских), в возрастном (молодые склонны верить в судьбу, в гадания, пожилые – в вещие сны, в знахарей), в профессиональном (более суеверны люди, профессии которых связаны с риском, - летчики, водители, хирурги). Вообще в сознании человека существует тяга к таинственному, необычному, потребность в абсолютизации случайных совпадений. С психологической точки зрения суеверия в большей степени присущи людям тревожным, неуверенным в себе. Суеверий великое множество.

Так есть в бытовые суеверия:

-встретить женщину с пустыми ведрами, черная кошка дорогу перебежала, вернуться, если уже вышел из дома, разбить зеркало и многие другие,

Вот известные отвратительные религиозные суеверия:

-гадания по Библии, употребление суеверных молитв (заговоров), крест нательный потемнел не к добру, грех пить лекарства, мыться в праздники и после Причастия, после Причастия нельзя целовать руку священника и ближних, передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, беременная не может быть крестной, собороваться можно только перед смертью и т.д.

Последняя группа суеверий связана с тем, что знания о вере многие получали, наблюдая за тем, как отмечаются праздники, совершаются обряды, не понимая их религиозного смысла или придавая необоснованное значение каким – либо их элементам. Например, смущение могло пойти оттого, что во время Причастия разрешается приложиться лишь к подножию Чаши, как к ребру Господню. Сразу же после Причастия, никуда не подходя, ни к чему не прикладываясь, надо запить Святые Дары теплотой, ибо на наших губах Кровь Господня. Как только вы запили Причастие, можно прикладываться к кресту, к иконам, к руке священника…

Суеверия присущи, к великому прискорбию, и некоторым священникам. Известно, что есть села, где существует обычай: когда наступает время какой–либо односельчанке рожать, священник отверзает в храме Царские Врата, чтобы обеспечить удачные роды. Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, не достойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию – поиск старцев, а если быть точнее - вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Все больше людей не желают жить своим умом, явно или неосознанно взваливая ответственность за свою жизнь на духовника, обращаясь к нему иногда по ничтожным бытовым мелочам. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет так называемых "старцев", которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению, чрезвычайно возрос.

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов, компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т.п. суть бесовщина. Это не ново. Было время, и из Москвы поборники старины вытравили первопечатника Ивана Федорова, так, что он вынужден уехать во Львов, и там выпускать печатные книги. Сто лет назад находись старцы и священники, которые страшились автомобиля, как страшного беса. "Старец", точнее "младостарцы" (пожилые люди, но имеющие реально молодой, недалекий духовный ум), боязнь техники и отождествление ИНН с "печатью" антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги православных богословов с нерусскими фамилиями (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм).

Чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию. Особняком стоит целый комплекс "правил" поведения на кладбище. В великие церковные праздники и дни памяти усопших родственники вместо того, чтобы, убрав могилу, зажечь свечу и помолиться об упокоении своего ближнего, устраивают чуть ли не пикник. Люди едят сами, распивают спиртное, оставляют на могиле еду и поливают ее водкой. Корни такого поведения языческие. Печально, что кто по незнанию, кто по легкомыслию они оскорбляют таким поведением память об усопшем, которому после смерти не нужно от нас ничего, кроме искренней и сердечной молитвы.

Суеверия распространяет сейчас целая армия астрологов, колдунов, экстрасенсов, гипнотизеров. Они старательно вводят народ в заблуждение, рассказывая о том, что есть магия "черная" (вредоносная) и "белая" (для добра, для здоровья). На самом деле магия одна – дьявольская. За этот грех по 36-му правилу Лаодикийского Собора извергали из Церкви. За разные гадания соборными правилами назначена 6-летняя епитимья.

Ужасно, что в наши дни в сознании многих рука об руку идут Церковь и магия. Иногда этому способствует простая аналогия: в церкви освящают воду, и колдуны с экстрасенсами дают заряженную, наговоренную воду. Вот только кем освящена та и другая вода? Некоторые, причисляющие себя к православным, считают, что воду в церкви освящает или "обеззараживает" серебряный крест. А как же в реке, где течение мгновенно уносит ту воду, в которую был погружен крест, а вода все равно не портится год, все равно святая. Вода при водосвятных молебнах освящается не чем-то материальным, а самим Духом Святым. У экстрасенса же воду "освящает" дух нечистый.

Следующее обстоятельство, сбивающее с толку доверчивых обывателей, - использование колдунами христианской символики, иконы, которые они нередко при себе имеют, то, что колдуны часто отправляют своих пациентов в храм исповедоваться, причаститься. Подчеркнем еще раз, что не существует разницы между "черной" и "белой" магией. Обе порождения дьявола.

Как мы видим, человеку, чтобы быть христианином неформально, а по сути своей, нужны твердые знания о вере, которые он может почерпнуть в книгах по Закону Божию и в книгах вроде "Что надо знать идущему в храм", "Для чего мы крестимся", "Как приготовиться к исповеди" и подобных, изданных "по благословению Святейшего Патриарха Алексия II" (всегда печатается на канонических церковных изданиях). Получить необходимые знания можно на занятиях в воскресных школах при православных храмах, где обязательно есть группы для детей разных возрастов и для взрослых прихожан. Задать вопрос можно и священнику после службы или во время исповеди. Блестящие образцы обличения языческих пережитков можно найти у святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, преподобного Феодосия Печерского, Серапиона Владимирского, святителя Тихона Задонского и других.

Суеверия в религиозной жизни искажают веру, в сущности, глумятся над ней. Мы крестимся, венчаемся, участвуем в Таинствах Церкви не для того, чтобы жить материально благополучно и беззаботно. Скорби и искушения обязательны для христианина. Это магизм ждет от Неба только даров. Магия - родная сестра язычества, т.к. в ней заключено стремление человека подчинить себе духовный мир, быть "как боги" (Быт. 3:5). К нашему величайшему прискорбию, люди пытаются найти магию или житейскую пользу и в христианстве, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но если человек верит во Христа, то он должен стремиться, как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Для части современных христиан элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни (все равно как если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы тем, что выкрутил бы в ювелирном магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в него, отправился бы домой, гордясь приобретением). Свидетелями такого "свечного благочестия" мы регулярно становимся в праздники. Люди приходят в церковь, "чтобы свечку поставить, к иконе приложиться", совершенно не обращая при этом никакого внимания на службу. Многих прихожан надо просто "купать" во время водосвятного молебна, слова "капля освящает море" не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

Конечно же, здесь перечислены не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Но хотелось бы напомнить о том, что долг каждого христианина – знать догматы и правила святой веры, потому что христианское учение насколько возвышенно, настолько же действенно и всеобъемлюще. В нем человек может найти совершенный ответ на все вопросы своего бытия, а в преподаваемой Церковью благодати получить достаточную помощь для борьбы со стихиями мира сего и духами злобы поднебесными, т.е. со всем тем духовным злом, с которым человек может встречаться в этой жизни. Познавшему истинного Бога и имеющему своим Спасителем Иисуса Христа, бессмысленно и преступно искать себе помощи у тварей, а тем более у сил темных и злых. "Если избегшие скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого", - учит ап. Петр (2Петр.2:20). Либо истина, либо ложь; или Христос, или дьявол. Смешанное с суеверием, с пережитками язычества христианство перестает быть чистой, преподанной Спасителем мира верой и теряет свою спасительную силу. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Осознание своей греховности – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно от этого многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Подготовила по материалам православной прессы:

Юлия Кустикова

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru