Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Сетевой маркетинг и коммерческие культы


Посуда фирмы Цептер (Zepter): сладкая реклама и горькая правда

Фирме "Цептер интернациональ" я в некотором смысле обязан своей журналисткой карьерой. Еще в 1995 году в редакции газеты "Известия" мы долго обсуждали тему моей первой публикации в разделе "Экспертиза". Неожиданно большой интерес вызвало предложение написать о "Цептере", кастрюли которого недавно приобрели мои знакомые, не сказав мне ни слова. Я был страшно раздражен этой покупкой за невиданные деньги и с удовольствием взялся за дело.

Посуда фирмы Цептер (Zepter): сладкая реклама и горькая правда

Начало интриги

Сначала я честно съездил в офис фирмы на улицу Народного Ополчения - описание хамства охранников опускаю - и побеседовал с руководителем отдела рекламы и маркетинга. Моя просьба была очень простой - я хотел взглянуть на материалы исследований, доказавших бактерицидность кастрюль и сковородок, а также факт полного сохранения в них витаминов при готовке. Именно эти свойства посуды - уничтожение микробов и сохранение полезных веществ - являлись главной приманкой фирмы на презентациях. Мне, разумеется, пообещали приготовить все материалы, которые находились в Швейцарии и вот-вот по факсу придут в Москву. Страна Швейцария здесь тоже не случайна, "Цептер" подавал себя как швейцарскую фирму и хвастался европейским качеством посуды. Правда, я знаю, что для регистрации фирмы в Швейцарии или любой другой западной стране нужно всего лишь заплатить немного денег и, может быть, иметь приятеля с местным гражданством. Прошла неделя, потом вторая. Факсу никак не удавалось спуститься со швейцарских Альп и добраться в дождливую Москву. Прошел месяц - в Швейцарии кто-то там болел, кто-то уехал в отпуск, факс так и не пришел. Я прекратил созваниваться с фирмой, договорился в "Известиях" о деньгах на экспертизу и дело закрутилось. Скорее всего, читатель слышал о продукции компании "Цептер", реклама которой довольно часто появляется в самых различных СМИ, а также осуществляется дистрибьюторами (презентантами) прямо по месту жительства или работы. Но кое-что рассказать необходимо.

Чудо-металл

Итак, фирма продает наборы кастрюль, сковородок, чайные и кофейные сервизы, ножи, рюмки и вилки, сделанные из "благородной стали хром-никель 18/10 номер материала 1.4301". При этом постоянно подчеркивается, что это сплав, который применяется для изготовления хирургических инструментов, абсолютно нейтрален химически, не вступает ни в какие химические реакции с обрабатываемой пищей. Фирма имеет сертификаты соответствия, выданные организацией "Ростест-Москва" на основании проведенных испытаний. Эти документы утверждают, что металлы, входящие в состав сплава, не переходят в приготавливаемую пищу, и в связи с этом, посуда соответствует требованиям безопасности и может использоваться для приготовления пищи. По этому поводу можно сказать только то, что "благородная сталь" - обычная "нержавейка", из которой действительно можно делать скальпели и другие хирургические принадлежности. В России ее аналогом является, например, нержавеющая сталь 04Х18Н10. Как и положено нержавеющей стали, такие сплавы действительно не вступают во взаимодействие с пищей и безвредны. Другое дело, что любая посуда из "нержавейки" обладает этими свойствами и такую посуду или столовые приборы можно найти на любой кухне. Как уже отмечалось, "восемнадцать-десять" означает всего лишь процентное содержание хрома и никеля в сплаве. При соотношении 18/10 сплав получается наиболее однородным максимально "нержавеющим" - это научно установленный факт. Следующим и довольно неожиданным заявлением фирмы является утверждение, что посуда из этой стали обладает в 400 (!) раз большими бактерицидными свойствами, чем аналогичная посуда из других сплавов, и что при готовке в ней на 100% (!) сохраняются все витамины и "минеральные соли".

Вообще-то известно, что нержавеющая сталь такими свойствами не обладает. Более того, кухонная посуда и не обязана ими обладать - при готовке большинство микроорганизмов все равно погибает. Вот серебряные изделия бактерицидны: ионы серебра убивают многие микроорганизмы, этот эффект издавна используется для приготовления "святой" воды, но никто не будет делать из серебра кастрюли или сковороды. Для изучения же нашей нержавейки был привлечен Институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН. Подробности эксперимента не очень интересны. Скажу лишь, что сравнивалось выживание микроорганизмов в "цептеровской" кастрюле и в обычной эмалированной кастрюльке (я принес ее из дома).

 

Далее - цитата: "для исследований были взяты коли-формные бактерии (основной нормируемый показатель при контроле качества воды, пищевых продуктов и т.д.), измерялось также ОМЧ - общее число микроорганизмов, в эту группу входят сапрофитные бактерии, характеризующие антропоморфное загрязнение, споровые бактерии - наиболее устойчивые к воздействию обеззараживающих агентов, и аллохтонная микрофлора, для которой вода является естественной средой обитания". Уф! Но ничего не поделаешь, так ученые и пишут. Не буду утомлять читателя таблицами и прочими данными. Общий результат, как и следовало ожидать, таков: бактерицидный эффект полностью отсутствует. Теперь о выживании витаминов. Анализ, проведенный нами при нагревании овощей в посуде "Цептер" до температуры около 90'С, показал, что количество витаминов заметно снижается, в частности содержание витамина С уменьшилось на 50%. Впрочем, это совершенно обычно, как и то, что при кипячении количество витаминов снижается еще больше. В ассортименте "Цептера" есть даже пепельница, вполне успешно решающая поставленные перед ней задачи (гасить сигареты). Любопытно: бактерицидна ли пепельница и сохраняет ли витамины? Что касается "минеральных солей", как неудачно сказано в рекламе (имеются в виду "минеральные вещества"), то они не могут никуда деться из любой кастрюли, разве что перейти в отвар. Такое уж у минеральных веществ свойство, и от кастрюли оно не зависит. Кстати, это даже хорошо, если такие минеральные вещества, как нитраты, будут удалены из продукта.

Тонок был слой этого золота

Для украшения посуды и привлечения покупателей Цептер (впрочем, это сейчас делают многие производители) начал разрисовывать ее разными полосками и рисунками из "золота 24 карата". Разумеется, никакого функционального смысла в нанесении слоя золота на посуду нет, полоски выполняют чисто эстетическую задачу. Часто и вправду получается красиво, однако основная задача фирмы - убедить нас в высокой стоимости посуды с золотом. Давайте проверим.

Прежде всего, что такое "золото 24 карата"? Пробу золотого сплава можно выражать в различных единицах. У нас принята система, в которой проба чистого золота без добавок обозначается числом 1000, поэтому 750-я проба означает, что в 1000 частей сплава содержится 750 частей чистого золота и 250 частей другого металла. Другими словами, в этом сплаве 75% золота. В сплаве 583-й пробы содержится 58,3% чистого золота, остальное - менее дорогой металл. Чистое золото пробы 1000 (т.е. 100-процентное золото) для изготовления ювелирных изделий практически не используется из-за своей мягкости и не очень красивого внешнего вида.

За рубежом пробу золота принято обозначать в каратах, за 100-процентное чистое золото принимается золото 24 карата. Наше 750-е золото соответствует 24х75:100 = 18 каратов, золото 583-й пробы в каратной системе 58,3:100 = 14 карат. Посуду из нержавейки покрывают чистым золотом с пробой 24, по-нашему - 1000. Нанесение проводится, очевидно, гальваническим методом, и покрыть изделие золотом меньшей пробы технически просто невозможно. Так что использование 24-каратного золота в данном случае не демонстрация любви к потребителю, а производственная необходимость. Само же покрытие имеет столь малую толщину (несколько десятков атомных слоев), что количество золота в изделии ничтожно и составляет самое большее десятую долю грамма. А грамм золота стоит сейчас, по данным Лондонской биржи металлов, около 10 долларов, или 60 тысяч рублей (данные 1998 года, сегодня – дороже. прим. ред.) Соответственно золотые ободки на кастрюле стоят в лучшем случае 6 тысяч рублей (неденоминированных – автор оперирует в ценах до 1996 года - прим. ред.). Золото 24 карата занимает одно из центральных мест в рекламе и, по-видимому, заметно удорожает посуду, хотя реальная цена этого золочения в цене кастрюли (от 200 тысяч руб. до 200 долларов) составляет незначительную величину.

***

Читайте также по теме:

***

Чудо-свойства

Реклама посуды "Цептера" обещает и еще одну интересную штуку - "пожизненную гарантию" на посуду. Об этом уже говорилось в предыдущей главе. Добавлю только, гарантия не распространяется на градусник в крышке посуды, который как раз легко выходит из строя. Особой гордостью посуды "Цептер" является довольно толстое дно, сохраняющее тепло, позволяющее доваривать продукты при выключенной плите и поэтому способствующее экономии газа или электроэнергии - по крайней мере, так считает фирма. А что на само деле? Это мой последний опыт в Институте Химической физики РАН, я им очень горжусь. В сущности, надо было проверить, действительно ли в "Цептеровской" суп остывает медленнее, чем в посуде из другого материала? Я сравнивал скорости остывания, просто измеряя температуру воды (градусником) через определенные промежутки времени после закипания. И обнаружилось, что быстрее всего остывает вода в эмалированной кастрюльке с неплотной крышкой, а в "цептеровской" кастрюле и алюминиевой кастрюле с плотной крышкой остывание происходит совершенно одинаково, примерно через 50 минут в обеих кастрюлях температура становится равной 50 С. Впрочем, я всего лишь подтвердил давно известный факт: наибольшее количество тепла уносит с собой пар, и если не давать ему вырваться (плотно закрыть крышку), то охлаждение будет протекать примерно одинаково для любых металлов емкости. Может, при этом "доваривание" и произойдет, но только "Цептер" здесь не причем. Проверять же возможность сохранения энергии при доваривании нет необходимости - такая возможность являлась бы нарушением Закона сохранения энергии, и не "Цептеру" с его плошками опровергать этот незыблемый закон. Кстати, о способе готовки.

В посуде "Цептер", как говорит реклама, можно готовить "без жира и воды". Что ж, это действительно возможно, причем не только в этой посуде. Стоит отметить, однако, что при такой готовке (невысокая температура и плотно закрытая крышка) вкус готового блюда отличается от привычного. Продукты получаются не вареными и не жареными, а, скорее, пареными. Диетологи считают такой способ приготовления пищи гораздо более полезным для здоровья, и в этом смысле такая посуда, несомненно, способствует профилактике многих болезней. Надо ли говорить, что такого же эффекта вы достигнете, готовя и в любой другой посуде, без перегрева пищи?

Вернемся к градуснику на крышке. Фирма гордо называет его "термоконтроллером", а презентанты на своих представлениях - даже "термокомпьютером". Все это ерунда, на крышке установлен простой биметаллический градусник без обратной связи. Другими словами, вы не можете заранее установить желаемую температуру готовки и уйти смотреть телевизор. Температуру можно только измерять и в нужный момент выключать газ. Обратная связь, таким образом осуществляется самим кулинаром. И если он засмотрится сериалом, пища попросту сгорит и никакой "контроллер" не поможет. Самое опасное, что при этом может сгореть или лопнуть и пресловутый градусник, изготовленный в пластмассовом корпусе! Между прочим, этот градусник превращает кастрюлю уже в некий прибор, требующий специального обслуживания и даже обучения. Ничего себе кастрюльку купил! Ну, хорошо, большинство покупателей не могут разобраться в рекламных обещаниях. Но как же фирме "Цептер" удалось околпачить такое большое количество наших граждан, посуда ведь запредельно дорогая? А вот для этого и потребовались "презентации".

Чудо-метод

Фирма гордо заявляет, что "посуду "Цептер" в магазине не купишь!" И это неудивительно - кто же будет покупать набор из нержавейки за несколько тысяч (!) долларов (наборы посуды "Цептер" стоят от 500 до 4000 долларов) без специальных уговоров? А дистрибьютор и стол накроет и еду в кастрюле сготовит и видеокассету покажет и часа два будет петь про удивительные свойства металла, спасшие его от колита, гастрита и рахита. И многие попались, и еще попадутся... Кстати, на презентациях при заключении договора нельзя заплатить всю сумму сразу (в этом случае вы лишаетесь подарка от фирмы), можно заплатить лишь часть стоимости набора, потом в течение года или двух доплачивать, и лишь потом получить свои уникальные сковородки. И эту систему "Цептер" называет "рассрочкой"! На самом деле вы даете фирме беспроцентный кредит, а настоящая рассрочка - это получение товара до выплаты полной его стоимости. Заплатил 20% цены машины, и на ней же уехал из магазина. Конечно, в условиях свободы рынка фирма может запрашивать за свой товар любую цену, это ее право. Но вот надо ли платить? Кастрюля "Цептер" стоит 200-300 долларов, в зависимости от размера, т.е. как импортный цветной телевизор (причем в основном посуда продается только в наборах, по отдельности купить почти ничего нельзя). На нашем рынке уже есть аналогичная посуда зарубежных фирм дешевле в 5 - 6 раз (BEEN, Winston, Baron). Более того, есть и близкая по свойствам посуда российского производства (Челябинская область). Кастрюля емкостью 3 литра стоит 40 тыс. рублей (примерно 7 долларов). Последний аргумент фирмы - высокая эстетическая ценность посуды. Это уже вопрос вкуса, хотя мне лично кажется нелепым пить шампанское из стальных бокалов, а не из искрящегося хрусталя. Итак, подведем итоги. За исключением самого главного - бактерицидности, сохранности витаминов, экономии энергии и гарантии - посуда фирмы "Цептер" действительно соответствует рекламным сведениям. У этой посуды действительно толстое дно, в ней можно готовить диетические блюда. Правда, аналогичными свойствами обладает и другая, гораздо более дешевая посуда (хоть тот же чугунок для русской печки).

Интервью с академиком. После появления моих статей (вторая - в соавторстве с Э. Геращенко), а также юридической оценки договора покупателя с "Цептером", фирма только усилила свою рекламную кампанию. Во множестве рекламных публикаций появились ссылки на Институт Питания РАМН и лично на его директора академика РАМН М. Н. Волгарева. Уважая авторитет известного ученого, мы решили разобраться поглубже и вдвоем с моим тогдашним шеф-редактором Александром Ершовым добились аудиенции у академика. Вот наше интервью, завизированное впоследствии самим Михаилом Николаевичем.

- Михаил Николаевич, действительно ли посуда фирмы "Цептер" обладает такими поразительными свойствами, как бактерицидность, сохранение витаминов и т.д.? - Посуда этой фирмы действительно .позволяет готовить пищу непривычным для нас образом - варить и жарить в собственном соку овощи, рыбу, мясо при пониженной температуре, не допуская перегрева или пережаривания продуктов. - Такое возможно только в "цептеровской" посуде? - Нет, почему же, способы щадящего приготовления пищи были известны задолго до появления технологии "Цептер". Метод готовки без воды иди масла изложен, например, в книге С. И. Шишлаковой-Гнездиловой "Кулинарная мудрость в минутах", изданной еще в 1992 году, у нее были и соответствующие авторские свидетельства. Такой кулинарный прием можно использовать и в любой обычной "нецептеровской" кастрюле с плотной крышкой. Другое дело, что наличие термометра в. крышке "Цептер" позволяет контролировать температурный режим готовки и делает посуду гораздо более удобной применительно к данному методу. (Но такой термометр есть и в посуде других фирм, стоящей в десять раз дешевле - это мой комментарий). - Так как все-таки насчет уникальных свойств посуды "Цептер"? Если верить рекламе, Институту питания удалось их обнаружить. Пишут даже, что работы проводились под вашим личным руководством. - Ни Институт питания, ни тем более я лично посуду "Цептер" не исследовал.

Мы изучили содержание витаминов и канцерогенно-активных соединений в продуктах, приготовленных по технологии "Цептер". Опыты действительно показали, что витамины, прежде всего витамин С, сохранились в них лучше, хотя ничего чудесного в этом нет. Многие витамины, а витамин С в особенности, термически нестойки. Естественно, щадящий температурный режим способствует их сохранности. Так что, я бы не стал приписывать этот эффект исключительным особенностям кастрюли, скорее это заслуга метода, хотя, на мой взгляд, посуда "Цептер" спроектирована разумно (толстое днище, плотная крышка, наличие в ней термометра), да и изготовлена достаточно добротно. Естественно, это влияет на качество приготовляемых блюд. но косвенно. как влияет, например, обстановка в комнате на рабочее настроение. Никакого чуда здесь нет, да и быть не может. - Понятно. А как насчет рекламируемых бактерицидных свойств посуды? Мы таких экспериментов (т.е. просто на бактерицидность посуды) не проводили, но приготовленные в посуде "Цептер" и по обычной технологии блюда по результатам наших микробиологических исследований характеризовались близкими бактериологическими показателями. (Эксперименты на бактерицидность были проведены в Институте экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина - см выше).

Не конец истории. Вот так, ссылки фирмы на М.Н. Волгарева оказались обычным обманом. После нашей публикации с чудесной карикатурой Балабаса "Цептер" купил в "Известиях" рекламную площадь и поместил там статейку под названием "Ах, Моська... ", подписанную неизвестным мне И.Королевым (в "Известиях" его не знали, а фирма на просьбу познакомить ответила отказом). Моська - это я и газета, а лаем мы на слона по имени "Цептер". Публикация висит у меня в кабинете и я ей очень горжусь и хвастаюсь посетителям. Но история с "Цептером" не закончилась. Как автор первых критических статей и как эксперт "Покупателя" я время от времени участвую в судах, которые затевают несчастные, купившие наборы "Цептера" и теперь пытающиеся вернуть деньги на основании факта ложной рекламы. Так вот фирма избрала теперь интересную тактику - ее представители заявляют, что фирма никогда и не говорила о бактерицидности или сохранении витаминов! Оригиналы публикаций в 94-95-х годах часто утеряны, доказать, что это именно "Цептер" размещал рекламу, а не кто-то другой невозможно. Хотя кто это будет рекламировать - за огромные деньги - не свою продукцию?! Впрочем, если фирма не будет больше писать о бактерицидности, о сохранении витаминов, о термоконтроллере, о пожизненной гарантии, о уникальности способа приготовления пищи - у меня не будет к ней никаких претензий. Покупатели же, которые при этом купят-таки "цептеровские" наборы, пусть живут как знают, это уже меня не касается.

Петр Образцов

Expertiza.ru - 03.02.2000.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сетевой маркетинг и коммерческие культы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru