Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Вопросы православной миссии и катехизации


Организация молодежной миссионерской группы или братства (советы бывалого братчика)

Вам надоело жить по-стариковски тихо и незаметно? Ваше молодое сердце, вопреки всем усилиям окружающего мира, наконец-то загорелось миссионерским огнем? Прекрасно! Изумительно! Тогда вам, именно вам предназначен этот текст. С чего начать? Как организовать? Чем конкретно заняться? Попробуем разобраться вместе.

Один из самых успешных русских миссионеров нашего времени - архимандрит Олег Черепанин, возглавляющий Тайскую  миссию

Один из самых успешных русских миссионеров нашего времени - архимандрит Олег Черепанин, возглавляющий Тайскую миссию

Взвесить все

Итак, если вы все-таки захотели стать миссионером, то первое, что вы должны сделать, - это сесть и спокойно, наедине с Богом и самим собой, все еще раз обдумать. И не важно, что думая об этом шаге, вы вовсе не имели в виду стать вторым Николаем Японским или Иннокентием Аляскинским, которые каждый вдох свой соединили с христианским свидетельством. Скорее всего, вы предполагали (в лучшем случае) по выходным, два раза в месяц, посещать ближайший детский дом или, скажем, больницу, или просто помогать батюшке в работе с людьми – в общем, миссионерствовать "по чуть-чуть". Но скажу сразу – долго быть "немножко" миссионером не получится: вы либо совсем прекратите им быть через некоторое время, либо настолько прикипите к своему делу, что даже кровь ваша приобретет особую миссионерскую температуру.

Однако первый вариант не уместен абсолютно: это как раз тот случай, "когда лучше было бы и не начинать". Это то же самое, что человека "немножко полюбить" и бросить. Таким образом, вы – либо миссионер, либо – так себе христианин, не выполняющий прямую заповедь Господа: "Идите, научите все народы…".

С чего начать?

А начинать нужно… с создания миссионерской команды. Не пугайтесь – это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Ведь даже двух человек – вас и вашего друга – уже можно назвать командой.

Зачем это надо? Ну, во-первых, просто потому, что несколько человек в количественном плане всегда смогут сделать больше, чем один: побеседовать не с тремя, а с шестью детьми, сходить не в одну, а в две больничные палаты, подписать не пятьдесят, а сто поздравительных открыток.

Во-вторых, есть много таких вещей, которые одному сделать вообще невозможно – организовать концерт в доме престарелых, свозить группу детей на экскурсию, накормить обедом два десятка бродяг и т. д.

В-третьих, каким бы талантливым не был миссионер, всех, даже подсознательных его способностей, однажды просто не хватит для чего-нибудь очень важного (а это, поверьте, случится точно). В таком случае на помощь придет ваш напарник. А не хватит таланта и у него – вдвоем в любом случае легче выкрутиться.

Кроме того, работа в команде дает возможность с определенной долей уверенности планировать дело миссии во временной перспективе. Иными словами, можно рассчитывать (разумеется, с поправкой на Божью волю), что и завтра, и через месяц, и через пять месяцев ваше дело будет продолжаться. И даже уход одного из членов команды (вступление в брак, рождение ребенка, болезнь, смерть) не повлечет за собою последствий столь разрушительных, как если бы этот миссионер был единственным.

И еще: когда миссионер не один, то это не позволяет людям ассоциировать дело миссионерства исключительно с ним как с определенным человеком. Это очень важно, так как если ваша репутация потерпит какой-либо урон, то ваш напарник при определенных усилиях сможет оградить от него и Церковь в целом, и просто других христиан. А пострадать репутация миссионера может очень легко – ведь светское общество неоправданно предвзято относится к церковным людям, а церковное – точно так же ко всем активным миссионерам.

Бывает, что… Нет, оставим это. Приведу только один – полукомический – пример. Как-то некий детский дом посещало двое молодых парней. И вот, случилось им присутствовать на дискотеке (это тоже было воспитательным моментом – при этих ребятах репертуар музыки, под которую танцевали дети, в значительной степени облагораживался). От быстрых танцев наши миссионеры что называется "отмазались" сразу. Но когда зазвучала красивая медленная мелодия, девочки обступили их с просьбами потанцевать. Один категорически отказался. Но на лицах подошедших девочек было написано столько разочарования, так явственно прослеживалась ассоциативная цепочка из "местных идиоматических выражений", ведущая от этого…м-м-м… "несерьезного парня" до всех вообще представителей Православной Церкви, что, будь этот горе-миссионер единственным, упал бы на десяток пунктов не только его собственный рейтинг популярности, но и рейтинг популярности того, что он говорит. Но, к счастью, положение спас напарник (тем более, что и танцевал он очень даже неплохо).

Ну и в конце в качестве контрольного аргумента приведем самое важное – слова Христа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди Них"(…). Это значит, что если даже два человека (пока) составят миссионерскую команду, то среди них однозначно будет присутствовать Сам Христос.

Первые шаги

Итак, вы твердо решились, нашли напарника (или, что бесконечно лучше, нескольких напарников). Что дальше? Естественно – к священноначалию за благословением! Но, прежде чем подойти к настоятелю или к вашему архиерею, следует подготовиться, вы должны определиться: как назовете вашу организацию, какую цель перед собой поставите, с какой социальной группой будете работать, в какой конкретной местности, какие методы и формы работы выберете, где планируете найти первоначальные средства и как вообще будет существовать ваша команда? Позволю себе дать несколько советов.

Называться лучше всего братством или сестричеством – так будет и традиционно для Беларуси, и привычно для консервативного церковного уха, и назидательно для членов команды (будет напоминать о том, какими должны быть внутрикомандные отношения). Конечно, если вы – люди смелые и образованные, то можно попробовать создать что-нибудь другое: образовательный центр, например, или миссионерское общество. Но родить и поставить на ноги подобную структуру – значительно сложнее, чем братство. Правда, и деятельность такой организации может стать уникальной.

При выборе небесного покровителя, в честь которого вы назовете свою организацию, руководствуйтесь, прежде всего, его близостью по духу членам вашей команды.

Цель, собственно говоря, у всех миссионерских структур одна – христианское свидетельство. Но, в зависимости от целевой группы, к этому термину будет прибавляться соответствующее определение: духовно-воспитательная работа – если ваша группа – дети, духовно-социальная – если пенсионеры и инвалиды, духовно-образовательная – если студенты и люди науки и т. д.

А вот выбор целевой группы – это очень личное и ответственное дело. Взвесьте свои силы и способности. На мой взгляд, если вы сами относитесь к молодежи, то лучше всего и продуктивнее будет, если вы будете работать именно с молодежью, юношеством и детьми. О преимуществах и особенностях молодежной миссии, конечно, стоит поговорить отдельно, но если очень коротко – только молодая энергия способна воздействовать на такую же по силе молодую энергию.

При выборе местности, где вы развернете свою деятельность, следует помнить о разности менталитетов города и деревни, Полесья, Северной и Центральной Беларуси, о специфике того или иного образовательного учреждения. Здесь, конечно же, уместно вспомнить слова апостола Павла, о том, что с иудеями он был как иудей, с греками – как грек… Так и миссионеру надо быть – с технарями, как технарь, с детьми – как ребенок, с историками – как историк.

Конечно же, для удачного воплощения этого принципа в жизнь, надо постоянно работать над собственным развитием и совершенствованием.

Какие методы и формы работы выбрать (беседы, уроки, экскурсии, походы, сценки, клубы и т. д.), вы сможете решить, посоветовавшись с уже существующими миссионерскими организациями. За подобным советом, а также за некоторыми миссионерскими методическими наработками, всегда можно обратиться в Молодежное миссионерское братство при Минских Духовных Академии и Семинарии в честь преподобной Евфросинии Полоцкой.

Что касается материальных средств, то на первых порах вам понадобятся деньги (немного): на дорогу к вашим подопечным (если они в соседнем микрорайоне, то и денег-то почти не надо), на чаепития для вашей команды, на некоторые компьютерные услуги (печать, верстка, сканирование, обработка фото) и на канцелярские принадлежности. Средства для широкой деятельности в будущем – это, опять же, тема для отдельного разговора.

Здесь надо обмолвиться о вопросе братских чаепитий. Есть закон: когда чаепития и посиделки с беседами преобладают, они вводят братский организм в кому, превращают его просто в группу по интересам (пусть и благородным интересам). Но когда чаепития и все сопутствующее им просто дополняют основную деятельность, то в таком случае они как раз необходимы для поддержания в организме Братства нужной температуры живого тела

А для ответа на вопрос – как же будет существовать ваша команда, вы должны решить – где и сколько раз в неделю (или месяц) будете проводить собрания, кто будет главным среди вас, кому будете отчитываться, как вместе отдыхать и т. д.

Обсудив все эти пункты и помолясь об успехе, можете смело идти за благословением на вашу деятельность. Неплохо уже с собой иметь хотя бы приблизительный план работы на ближайшие несколько месяцев и наброски устава вашей команды.

Братство создано, что дальше?

Итак, вам наконец-то удалось создать братство (будем именно так называть вашу команду, хотя это может быть сестричество, волонтерская группа или даже отряд тимуровцев). Да, сделать это было непросто: все обдумать, решиться, обсудить, договориться, взять благословение или разрешение у начальства… Теперь, наверное, самое время остановиться и перевести дыхание, поздравив себя с окончанием самого трудного этапа. Да, да, да: сейчас самое время…

…самое время осознать, прочитав этот материал, что по-настоящему трудный этап только-только начинается! Вы знаете, куда направить свои миссионерские стремления? Знаете, где вас с нетерпением ждут? Прекрасно, но мало. Вы определились с формой и методами работы? Здорово, но… недостаточно. Вы смогли найти поддержку со стороны (к примеру, спонсора-бизнесмена, или просто местного настоятеля)? Впечатляет, но даже этого еще недостаточно для того, чтобы ваше братство смогло изменить частичку мира к лучшему!

Ведь для того, чтобы миссионерская группа превратилась в действительно эффективную команду, предстоит приложить еще немало усилий. Это как... "вдунуть дыхание жизни" в бессловесное создание, как… взрастить настоящую любовь в браке, как… очень тонко настроить Windows для личного пользования, не зная азов компьютерной грамоты. В общем, просто родиться – этого еще мало: действительно что-то сделать можно, только повзрослев. Но как родители должны знать правила ухода за маленьким ребенком, так и члены еще молодого и зеленого братства должны знать общие принципы роста и развития братства.

ДНК в молодом организме

Каждое братство – это живой организм, который должен функционировать гармонично, слаженно, автономно и, возрастая и развиваясь, преобразовывать окружающую среду. Именно, исходя из этой аналогии, и предложил бы я строить жизнь любого братства. Начало всякого живого организма – это молекула ДНК, содержащая память, или идею того, каким будет этот организм, из чего он будет состоять, чем питаться и т. д.

Такая ДНК необходима и для существования любой группы. Поэтому первое, что надо сделать, – это выделить лидера, т.е. того члена команды, который быв наибольшем объеме жил идеей Братства, помнил бы цели и задачи его, занимался организацией и координацией деятельности остальных, ходил бы к начальству, нес основной груз ответственности и т. д. Именно он и будет играть роль молекулы ДНК для организма вашего братства. Желательно, конечно, чтобы лидером стал инициатор создания братства, но это не всегда обязательно.

Лидера надо выбрать, причем выбрать, рассуждая очень трезво и прагматически. Метание жребия здесь, мягко говоря, не подойдет. Как сказал некогда Генри Форд: "Спрашивать: "Кто должен быть боссом?" - все равно, что спрашивать: "Кто должен быть тенором в этом квартете?" Конечно, тот, кто может петь тенором!".

Факторов, влияющих на избрание председателя братства, может быть море: физическая возможность быть им (помешать могут перегруженность работой, учебой, чрезвычайно слабое здоровье и т. д.), пол (парень как-то не очень смотрелся бы в роли старшей сестры сестричества, а девушка – в роли председателя братства – хотя очень хотелось бы проверить!), желание, семейное положение (какое председательство, если вот-вот третий родится!) и т.д.

Но, пожалуй, главное требование к председателю братства – это то, чтобы он больше всех болел за братское дело, "горел сердцем". Ну и, естественно, "не тормозил". Всему же остальному – хитрости в решении глобальных проблем и насущных задач, выносливости в преодолении препятствий, управленческой мудрости, обаянию в общении, умению зажечь других и красиво сказать – всему этому можно со временем и большим трудом научиться.

Следует, однако, помнить, что горение сердца не только дает право быть лидером, но и взваливает на руководителя тяжелейшую ответственность – быть "зажигателем душ" всех членов его команды. Это значит:

…первым хвататься за гирю трудного дела, хвататься до треска сухожилий, до кровавых мозолей…

…без минуты колебания бросать свой мозг на арену битвы с проблемой, помнить даже на дне рождения друга детства о возглавляемом тобой братстве…

…всматриваться до покраснения белков глазных в жизнь братства и душевное состояние каждого братчика – чтобы вовремя заметить нестроение, ссору, камень в сердце…

…оставаться верным идее братства, верить в него даже тогда, когда все вокруг готовы разбежаться в разочаровании.

Надо делиться!

Невозможно представить себе живой организм, в котором не было бы разделения клеток на ткани и органы, несущие каждый свою уникальную и чрезвычайно важную функцию. Точно так же и в братстве. Вторым шагом должно быть разделение обязанностей – т.е. каждый член команды должен получить некую отдельную свою сферу деятельности, в которую бы не имели активного доступа другие. Разделиться можно по разным параметрам: по форме миссионерской работы (уроки нравственности, лагеря, паломничества, театральная деятельность), по месту деятельности (школы №5 и №10, БГУ и БГТА и т. д.), по занятости внутри братства (ответственный за чай, за транспорт, за поздравления с днем рождения) или по любому другому признаку. Причем, в команде должен действовать закон: человек, выполняющий определенную работу, является "экспертом", когда дело идет о решении проблем в той области, которой занимается именно он. Иными словами, если было принято решение о делении обязанностей, то ни старший член команды, ни сам руководитель не должны отменять или резко критиковать решения, которые принял в своей сфере влияния ответственный человек.

Но гармонично разделить сферы ответственности – не так-то просто. Для этого необходимо, чтобы все члены братства как можно лучше узнали друг друга, присмотрелись, постарались понять странности и особенности каждого. При этом следует помнить, что каждый член команды очень важен для нее. И даже если человек покажется совершенно неспособным к миссионерской деятельности, если он вообще не проявляет никаких особых талантов и способностей, то это значит лишь то, что вы к нему недостаточно внимательно относились.

Отношения в братстве

Вы, может быть, помните мультфильм "Шейдула-лентяй" из серии "Гора самоцветов"? Там еще был волк, которого "все отваливалось": уши, хвост, лапы, нос… Так вот, важно следить за тем, чтобы ваше братство не уподобилось этому волку. После разделения между всеми членами команды обязанностей и сфер ответственности, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы каждый из вас считал братство своим (!), а себя, прежде всего,- "братским". Постоянно размышляйте над тем, как сделать отношения в братстве еще теплее.

Ищите возможность поддержать друг друга не только в общем деле, но и просто в жизни. И даже если кто-то из других членов вашей команды не располагает вас к близким дружеским отношениям, переборите себя. Заставьте себя совершенно искренне с ним подружиться. Именно от степени дружеской сплоченности вашего небольшого коллектива самым непосредственным образом зависит эффективность работы братства.

Найти работу

Еще важный совет. Как ни парадоксально это звучит, но для того, чтобы братство успешно выполняло некую работу, необходимо, чтобы эта работа постоянно была. Даже если вы закончили сезон поездок по детским домам, раздали все подарки и посетили знакомую старушку, все равно – нужна работа! Ведь осознание себя нужным и востребованным – вот тот скрепляющий фактор, который подобно цементу укрепляет строение братской жизни.

Существует закон: чем меньше братчик задействован в живой работе с людьми, тем больше он отдаляется от братства. Длительное бездействие братчика приводит нередко к непоправимым результатам. Длительное же бездействие всего братства может привести к его распаду.

Болезни братского организма

В процессе своей деятельности братство неизбежно будет переживать внутренние кризисы различной степени тяжести и разрушительности. Чаще всего это будет выражаться в следующих формах:

Проблема

Признаки

Способ решения

1.Неорганизованность

Далеко не всегда удается собрать всех братчиков на собрание. В коллективе игнорируются какие-то общие постановления, просьбы лидера братства, из-за чего деятельность идет на спад.

Следует сделать опору на братчиков, составляющих ядро братства и некоторое время работать главным образом с ними. Хорошо серьезно поговорить с ними, объяснить ситуацию и подчеркнуть, что они и есть костяк братства.

Затем довольно длительный период лидер братства должен лично следить за посещением братских мероприятий – звонить, напоминать, беседовать с каждым, напоминая о своей надежде конкретно на него.

Также по возможности следует поддержать возникающие в братстве дружеские компании – собрать вместе несколько минигрупп легче, чем одну большую.

Следует также назначить ответственного за сбор братчиков из числа авторитетных в братстве людей.

2. Озлобление

В среде братчиков начинают возникать ссоры, появляются слабо обоснованные обвинения; нежелание некоторых братчиков видеть друг друга. Появление в разговоре членов братства довольно жестких выражений и слов, граничащих с обидными.

Нужна эмоциональная встряска. На раннем этапе как первый шаг к решению проблемы может подойти близкая встреча с тяжелой группой (например, посещение хосписа или больницы).

Многое зависит от лидера – в критической ситуации подобного рода он должен стать ядром, вокруг которого будут концентрироваться братчики.

Собрания и мероприятия следует перестроить – сделать их короче, но насыщеннее. Кроме того, в период этого кризиса нужно подобрать такие мероприятия, которые требуют меньше физических и эмоциональных сил, но дают скорый и очевидный результат. Видимая польза и скорая благодарность подопечных – лучшее лекарство в такой ситуации.

Кроме того, необходим яркий интересный отдых.

3. Усталость и выгорание

Отсутствие радости в работе и улыбок на братских мероприятиях. Отсутствие желания работать. Частые пропуски собрания некоторыми братчиками. Сомнения в идее братства и целесообразности его деятельности. Сомнение в собственной нужности в братстве.

Следует повышенное внимание обратить на духовную жизнь братчиков. Необходимо причаститься вместе – помимо безусловно благотворного действия этого жизнеобразующего таинства, совместное причащение носит глубокий символический характер.

Нужно сбавить темп работы братства, в случае необходимости – утроить братские каникулы. Хорошо будет организовать качественный совместный отдых братчиков.

Очень большое значение имеет личная поддержка каждого братчика со стороны лидера.

Также хорошо будет осторожно организовать взаимопомощь братчиков друг другу в личных и домашних делах – это будет хорошая смена деятельности и прекрасное укрепление внутрибратской любви.

После перерыва в работе возвращаться к братской деятельности следует осторожно и поэтапно. Надо подобрать такие дела, которые можно делать недолго, нерутинно и всем братчикам вместе.

4. Разочарование лидера

Сомнения лидера братства в правильности выбранного пути, неуверенность в братчиках, ослабление воли, ощущение одиночества на выбранном пути.

Если проблему заметили братчики, они должны разубедить своего лидера, показав качество работы, выполняя ее осознанно и с радостью. Должно помочь оказание лидеру и друг другу дел любви, а также откровенный разговор.

Если такую проблему заметил сам лидер, он должен твердо сказать себе, что ошибается. В деле Божьем, каковым является всякая хорошо организованная братская работа, лидер никогда не останется одиноким – Господь будет соработничать ему.

Хорошо помогает отдельная от братчиков горячая молитва.

Необходимо также тщательно перечитать дневники миссионеров, как равноапостольных, как святитель Николай Японский, так и современных.

5. Появление другой инициативы, противопоставляемой инициативе лидера

Учащенная критика лидера братства на собраниях, иронизирование над ним или регулярное оспаривание его мнения. Уменьшение любви в среде братчиков, разделение их.

Эта ситуация требует виртуозного подхода со стороны лидера. Ни в коем случае нельзя принимать вызов к соперничеству или затаптывать параллельную инициативу.

Цель в такой ситуации – сделать соперничающую инициативу союзницей. Братчику, являющемуся ее источником, следует дать возможность ее проявить. Хорошо такого человека сделать ответственным за важную часть деятельности братства. Эта ситуация - серьезное испытание на нравственность и самообладание для лидера.

6.Выход из братства значимого человека по субъективным причинам

Это та ситуация, которая может произойти в любой момент. Если братство уже сильно и нет опасности, что уход активного и яркого братчика соблазнит остальных, то можно сделать уход совершенно прозрачным – объяснить всем братчикам причину ухода.

Если коллектив еще не окреп, то лучше приложить усилие, чтобы причина ухода, озвученная при всех, не поколебала авторитет лидера братства.

В любом случае уход активного человека – это образование глубокой кровоточащей раны на теле братства.

Кроме того, есть множество тонких моментов, которые в каждом конкретном братстве решаются сугубо индивидуально. Принимать ли человека при желании вернуться? Как быть с его фотографиями: ведь всякое фото с человеком, бросившем братство, может наводить на мысль, что "если даже такой человек ушел...".

К такой кризисной ситуации лидер должен подготовиться заранее. Для этого необходимо:

с одинаковым вниманием относиться ко всем братчикам, чтобы ушедший был "лишь одним из многих";

тщательнейшим образом следить за собой, ограничивать себя в шутках, могущих обидеть кого-либо;

разделить ответственность в братстве с несколькими людьми;

всегда поддерживать каждого братчика в трудные моменты жизни – это укрепляет дух братства и объединяет братчиков вокруг лидера;

следить, чтобы каждый из братчиков, независимо от сферы ответственности в братстве, был регулярно задействован в живой работе с людьми.

Надо помнить, что после такой ситуации следует некоторое время усиленно работать над восстановлением внутрибратской атмосферы.

Кроме указанных, в жизни любого братства могут возникать и другие кризисы. При решении их следует руководствоваться тремя принципами:

Принцип достаточности любви: практически любой кризис есть следствие нехватки любви внутри братства.

Принцип инициативы лидера: залог успеха решения любой внутрибратской проблемы – в мудрых действиях лидера братства.

Принцип взаимосвязи братства и дела: братство должно существовать для выполнения Дела Божьего, точно так же, как и выполнение Дела Божьего необходимо для существования братства.

Вообще же, любая трудная ситуация, в которую попадает братство, любой кризис – все это ведет, при условии благополучного разрешения, к укреплению братского организма, его взрослению и совершенствованию.

Правило треугольника

Лидеру братства и основным братчикам следует помнить о так называемом "правиле Треугольника". Его смысл заключается в том, что для осуществления полноценной деятельности надо соблюсти баланс между взаимоотношениями людей в коллективе, правилами и методами деятельности и внутриколлективной жизни и самой деятельностью.

Иными словами, надо в одинаковой степени (не больше и не меньше) уделять внимание каждому из этих элементов. Если слишком много внимания уделять инструкциям и укоренившимся методам, то можно убить творческое начало и импровизацию. Если думать только о деятельности и ее результате, то просто не останется времени на отдых, общение и анализ всего совершенного. Если же переборщить с вниманием к взаимоотношениям братчиков, то в братстве расцветет инфантилизм и безволие, а само братство может стать похожим на психотерапевтическую группу.

Всякие мелочи

Есть ряд мелких на первый взгляд моментов, которые могут сослужить весьма полезную службу. Например, важно наполнить жизнь братства собственной символикой, традициями и неповторимым стилем работы – все это позволит каждому братчику идентифицировать себя именно как частицу определенной группы. Ведите летопись с самого начала, как можно больше фотографируйте, закажите майки с символом братства, проводите вечера воспоминаний и т. д.

Очень хорошо будет, если при вступлении в братство будущий братчик будет торжественно произносить что-то вроде обещания верности перед лицом Бога и всех братчиков – это будет способствовать более серьезному отношению к делу братства.

Ни в коем случае не забывайте организованно отдыхать. Вообще, братскому отдыху необходимо уделять внимание не менее серьезное, чем даже самой работе. Пусть, к примеру, каждая серия удачных миссионерских мероприятий завершается походом в лес или на речку! Разумеется, отдых имеет смысл только при сочетании с интенсивной работой в соотношении 1 к 8 (приблизительно 1 часть отдыха на 8-9 частей работы).

Важно, чтобы каждый братчик не только четко знал идею и цель существования братства, но мог рассказать о нем друзьям или представителям других молодежных групп. Рассказ о деятельности братства позволит не только создать ему рекламу, но будет способствовать формированию чувства гордости за братство, а также поможет осознать и проанализировать как всю братскую деятельность, так и собственную роль в ее осуществлении.

Смысл и значение братства

Как посторонние люди, так и сами братчики чаще всего воспринимают братство просто как группу православных по интересам. Конечно, интересы могут быть разные – от ничегонеделанья и просто пребывания при храме до дел миссионерства и милосердия. Но братство ведь не зря называется братством. Само название свидетельствует о том, какими должны быть отношения между братчиками. Поэтому братство немыслимо без горячей и искренней любви между своими членами. Но и это еще не все: ведь любовь невозможно ограничить небольшим кругом людей – она подобно полноводной реке вырвется из плена любых границ. Поэтому братством только и можно назвать ту общину, которая не только сама живет по закону христианской любви, но и источает эту любовь на окружающих. Прежде всего, в виде свидетельства о Христе словом и делом.

Именно поэтому братство нельзя считать просто группой, коллективом или организацией: братство – это воплощение Закона любви среди множества людей, это ответ человека на понимание Правды Божией, самая естественная, самая правильная форма организации христианской жизни.

Но в нашем испорченном мире нередко для поддержания огня любви, особенно на первых порах, надо приложить немалые усилия. Именно поэтому каждый братчик должен помнить, что от него в значительной степени зависит не только атмосфера внутри братства, но и успех всей братской деятельности. Только при терпеливом и настойчивом усилии всех членов братства в нем может расцвести цветок истинной любви, который сможет напоить своим ароматом очень и очень многих.

Следует, однако, отметить, что все, сказанное здесь о любви, нельзя назвать лишь лирическим дополнением или воздушной теорией. Это – самые что ни на есть практические, конкретные и основанные на живом опыте советы.

Любое братство, чья жизнь и деятельность организованы в соответствии со смыслом этого прекрасного слова, способно менять окружающий мир к лучшему.

Сергей Тимошенков, иерей

Минская духовная академия

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru